Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные инвестиции / прямые иностранные инвестиции / портфельные инвестиции / Центральная Азия / текущие потоки инвестиций / накопленные инвестиции / foreign investments / foreign direct investments (FDI) / portfolio investments / Central Asia / FDI inflows / FDI stock
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Надирханов У.С.

к.э.н., доцент, Ташкентский государственный транспортный университет

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, Центральная Азия, текущие потоки инвестиций, накопленные инвестиции.

Keywords: foreign investments, foreign direct investments (FDI), portfolio investments, Central Asia, FDI inflows, FDI

stock.

Международный опыт. В определении термина «прямые иностранные инвестиции», классификации иностранного капитала промышленно развитые страны приобрели богатый опыт, применяя самые различные подходы и критерии. Как показывает изучение, в законодательстве Республике Узбекистан понятие «прямые иностранные инвестиции отсутствовало почти 30 лет, что создавало неудобства в учете и анализе их эффективности. В этой связи данная проблема стала предметом нашего отдельного исследования и побудила обратиться к международному опыту, в том числе к классификаторской (дефиниционной) теории.

В мировой практике под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия или их контрольным пакетом, величина которого может варьировать в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества, по американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%. В разных странах объем этого понятия устанавливается законодателем в соответствии с проводимой им инвестиционной политикой.

Мы провели сравнительный анализ положений ряда международных организаций и экспертов в определении понятия «прямые иностранные инвестиции» (ПИИ) (табл. 1) и выявили ряд основных признаков и особенностей.

Таблица 1

Формирование и эволюция понятия «прямые иностранные инвестиции».

№ Название международной организации, автор-эксперт Определение прямых иностранных инвестиций

1 М. Бломстрем и Ф. Соехолм, 19981. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - инвестиции, вовлекаемые в долгосрочные отношения и отражающие устойчивый интерес и контроль резидентом-субъектом одной экономики (прямой иностранный инвестор или родительская фирма) предприятия-резидента иной для прямого иностранного инвестора экономике (предприятие с ИИ, аффилированное предприятие или дочерняя фирма)

2 Всемирная торговая организация (ВТО)2. ПИИ - такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте) при условии получения (сохранения) контроля за этими активами.

3 Международный валютный фонд. Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции 100 (6 изд. 2009 г.). Foreign Direct Investment: An Overview3. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - трансграничные инвестиции, в которых инвестор, являющийся «резидентом одной страны, [имеет] контроль или значительную степень влияния на руководство предприятия, которое является резидентом другой страны. Управленческая роль прямого инвестора отличает прямые иностранные инвестиции, активную форму инвестиций, от портфельных инвестиций, пассивную форму.

4 ЮНКТАД, Доклад по мировым инвестициям, 2004 Прямые инвестиции - инвестиции, подразумевающие долгосрочные отношения и отражающие долгосрочный интерес и контроль единицы-резидента в одной стране над предприятием в другой стране

5 ОЭСР, Глоссарий терминов ПИИ - категория международных инвестиций, которая отражает цель экономического субъекта-резидента одной экономики добиться долгосрочного интереса в предприятии-резиденте в другой экономике

1 Blomstroem М., Sjoeholm F. Technology Transfer and Spillovers: Does Local Participation with Multinationals Matter? Working Paper 6816 / National Bureau of Economic Research. - Cambridge, 1998. - P. 1.

2 Report of the Committee on Trade-Related Investment Measures / WTO. 2003. - www.wto.org|english|tartop_e|invest_e.htm

3 https://www.law.cornell.edu/wex/foreign_direct_investment

6 Foreign Direct Investment (FDI) Reviewed by James Chen Updated Feb 21, 20191. Как правило, ПИИ имеют место, когда инвестор открывает зарубежные деловые операции или приобретает иностранные деловые активы, включая установление права собственности или контрольного пакета акций в иностранной компании. Прямые иностранные инвестиции отличаются от портфельных инвестиций, при которых инвестор просто покупает акции иностранных компаний.

7 Foreign direct investment. From Wikipedia, the free encyclopedia Прямые иностранные инвестиции - это инвестиции в форме владения контрольным пакетом акций предприятия в одной стране со стороны юридического лица, находящегося в другой стране. Стандартные определения контроля используют согласованный на международном уровне 10-процентный порог голосующих акций.

8 Foreign Direct Investment. How FDI Affects Your Life. By Kimberly Amadeo Updated June 25, 20192. Прямые иностранные инвестиции - это когда физическое или юридическое лицо владеет 10 или более процентами иностранной компании. Если инвестору принадлежит менее 10 процентов, Международный валютный фонд определяет это как часть своего портфеля акций.

Главные отличия ПИИ отражены в ряде международных документов и наиболее полно сконцентрированы в определении: «Прямые инвестиции - инвестиции, подразумевающие долгосрочные отношения и отражающие долгосрочный интерес и контроль единицы-резидента в одной стране над предприятием в другой стране» (ЮНКТАД, 2004). По нашему мнению, этот критерий важен для страны-реципиента иностранного капитала для эффективного руководства процессами, инвестирования и обеспечения необходимых гарантий и защиты. Наряду с этим, нам представляется удачной формулировка М. Бломстрема и Ф. Соехолма (табл. 1): «Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) -инвестиции, вовлекаемые в долгосрочные отношения и отражающие устойчивый интерес и контроль резидентом-субъектом одной экономики (прямой иностранный инвестор или родительская фирма) предприятия-резидента иной для прямого иностранного инвестора экономике (предприятие с ИИ, аффилированное предприятие или дочерняя фирма)».

Следующей главной отличительной чертой ПИИ стало законодательное определение нижнего предела иностранного участия (не менее 10%), что в соответствии с положениями международных организаций нашло отражение в законах таких стран, как Россия, Турция, являющихся важными инвесторами для Республики Узбекистан. Этот предел помогает в дальнейшем не только провести разделительную линию с иностранными портфельными инвестициями (ПИ), отслеживать дальнейшую эволюцию процесса инвестирования, но и вести согласованный учет и статистическую отчетность между странами-участницами.

Эволюция понятия «прямые иностранные инвестиции в Республике Узбекистан

На наш взгляд, понятие «прямые иностранные инвестиции» должно, в первую очередь, служить задачам дефиниции, регистрации и учета притекающего в страну иностранного предпринимательского капитала. Это послужит основой не только для аналитической работы отечественных экспертов (объемы - текущие и валовые, формы реализации, основные элементы и составляющие и др.), но и для международных отчетов и сопоставлений, в том числе с данными стран, направляющих в Узбекистан иностранные инвестиции. Предлагаемая нижняя планка в 10% отвечает международным стандартам, позволит более точно проводить сравнения и сопоставления с данными крупных доноров (Китая, России и др.).

Мы пришли к выводу, что нижний предел вклада иностранного участника в СП сам по себе еще не является основанием для отнесения иностранной инвестиции к категории ПИИ, кроме него имеется еще ряд отличительных признаков. Как отмечает В. Фельзенбаум, деление на прямые и портфельные инвестиции обусловлено не столько объектом инвестирования, сколько степенью контроля над инвестируемым объектом и уровнем активности самого инве-стора3. Нами выявлено более 10 основных отличий ПИИ от портфельных инвестиций. Так, прямому инвестору обычно предоставляется право контроля (при ПИИ, в отличие от портфельного капитала, обязательно личное присутствие инвестора в принимающей стране).

Как отмечают эксперты, содержание понятия «прямые иностранные инвестиции» неоднократно менялось - от акцента на получение контроля со стороны инвестора до более широкого толкования, означающего наличие у инвестора долгосрочного интереса (lasting interest) и значительного влияния на управление компанией, в которую вложен капитал. Эти тенденции нашли отражение в документах МВФ и ОЭСР.

Вместе с тем, в настоящее время в республике действует следующее определение понятия ПИИ: «Прямые иностранные инвестиции - инвестиции за счет собственных или заемных средств иностранного инвестора на условиях несения риска, без гарантий правительства»4, которое, как мы видим, не учитывает указанные выше два основных критерия (признака).

Исследования показывают сложности в классификации категории «прямых иностранных инвестиций» даже после ее законодательного закрепления. Лишь при комплексном учете указанных выше особенностей можно уверенно отнести ту или иную сумму иностранного капитала к прямому (портфельному) виду инвестиций.

1 https://www.investopedia.eom/terms/f/fdi.asp

2 https://www.thebalanee.eom/foreign-direet-investment-fdi-pros-eons-and-importanee-3306283

3 Фельзенбаум В. Иностранные инвестиции в России // Вопросы экономики. - М., 1994. - № 5. - С. 16.

4 Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 25 декабря 2019 г., № ЗРУ-598, Глава 1. Статья 3.

Интенсификация процессов привлечения в Узбекистан иностранного капитала, в первую очередь в виде прямых иностранных инвестиций, делает необходимым дальнейшее развитие отчетности по привлекаемым в республику ПИИ. Между тем, в сборниках статорганов республики иностранные инвестиции и кредиты все еще даются вместе в одной группе.

Ретроспективный анализ показывает: сложившуюся практику можно объяснить как новизной иностранного капитала, так и сложностями процессов его привлечения в 1990-годах. Определенную роль мог сыграть и субъективный фактор: к началу 2000 годов доля ПИИ в общем объеме привлекаемого в республику иностранного капитала составляла менее 10%, незначительны были и объемы ПИИ. Так, по некоторым оценкам, среднегодовой объем привлекаемых в нашу республику ПИИ в 1991-1997 гг. составлял 61,0 млн. долл. США, после некоторого роста в 1998 г. (140,0 млн.) и в 1999 г. (121,0 млн.), в 2000-2003 гг. он составлял 73,3 млн. долл. США1.

По нашему мнению, сложившаяся в республике практика изложения данных по ПИИ в общей группе с иностранными кредитами создает сложности не только для учета, но и для оценки эффективности отдельных программ и проектов, а само понятие «иностранные инвестиции и кредиты» является не совсем точным. Так, с одной стороны, оно подразумевает не только прямые иностранные инвестиции и кредиты, но и практически все 3 основные вида: прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции и «прочие», куда, кроме кредитов, относятся также займы, гранты, официальная помощь развитию, франчайзинг, лизинг и др. С другой стороны, кредиты сами по себе являются видом, точнее подвидом иностранных инвестиций, и входят в вид «прочие». Исходя из этого, формулировка «иностранные инвестиции», по нашему мнению, автоматически должна включать в себя все виды иностранного капитала.

За годы независимости наша республика приобрела большой опыт привлечения и использования иностранного капитала, сотрудничества с международными финансовыми институтами. В 2017 году ускорилась диверсификация привлекаемых в республику ПИИ, заметно возросли их объемы, доля которых в структуре валового объема иностранного капитала составляет около 75%. Все это создает благоприятную возможность для перехода к введению статистической отчетности отдельно по ПИИ, то есть, без включения в эту группу иностранных кредитов. В этих целях необходимо:

- продолжить работу по разработке понятия ПИИ - «прямые иностранные инвестиции» с учетом международных положений, основных отличий и требований к ПИИ;

- определить количественные и качественные характеристики категории ПИИ, выбрав вариант, наиболее отвечающий специфике и национальным интересам Узбекистана;

- создание новой статистической базы по ПИИ с включением в отчетность не только акционерного капитала, но и других компонентов (источников) ПИИ - внутрифирменных займов (кредитов родительской компании) и реинвестированных доходов.

С учетом задач инновационного развития Узбекистана предлагается расширить статистическую базу по ПИИ данными о формах вложения иностранного капитала - финансы, техника и оборудование, «ноу-хау», обучение и тренинг персонала (в т.ч. за рубежом), в целях мониторинга инвестиционного климата - реинвестиции, кредиты в стране-реципиенте (в этом случае нет притока ПИИ).

По нашему мнению, данные предложения будут способствовать системной организации процесса регистрации, учета иностранных инвестиций, большему соответствию международным стандартам. Улучшится база аналитической работы по мониторингу инвестиционного климата, оценке эффективности инвестиций в экономике республики, это также номинально увеличит показатели ПИИ, реально используемых в национальной экономике.

Торговое и инвестиционное сотрудничество стран Центральной Азии

Традиционными стали консультативные встречи (саммиты) глав государств ЦА, с инициативой проведения которых в 2017 году выступил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. С тех пор лидеры в формате «пятерки» встретились трижды - в 2021 году в Туркменистане (курорт Аваза, 6 августа 2021), а сама встреча состоялась в преддверии юбилейной даты для всех государств Центральной Азии - 30-летия независимости.

В настоящее время Центрально-азиатский регион представляет собой рынок с населением 75,3 млн. человек и общим ВВП около 300 млрд. долларов, при этом темпы роста ВВП стран Центральной Азии в последние годы составляют 5-7%. С 2016 по 2019 год товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии увеличился более чем вдвое -с 2,5 млрд. долл. до 5,2 млрд. долл. США. При этом с Казахстаном рост составил 1,8 раза, Кыргызстаном - 5 раз, Туркменистаном - 2,7 раза и Таджикистаном - 2,4 раза2.

В Республике Узбекистан растет количество действующих предприятий с иностранным капиталом, число которых с 2016 года увеличилось в 2,6 раза. В течение 2020 года количество предприятий, зарегистрированных в республике с участием капитала Казахстана, увеличилось с 867 до 1023, Кыргызстана - с 166 до 229, Таджикистана - с 176 до 210 и Туркменистана - с 158 до 160 единиц3. Высокая динамика наблюдается и при вывозе капитала с созданием предприятий с узбекским капиталом в указанных выше странах Центральной Азии, что дает основание, по определе-

1 World Investment Report. - New York; Geneva, 2004.

2 Выступление Обида Хакимова, директора Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Республики Узбекистан на ежегодном заседании Совета управляющих Исламского банка развития (ИБР) в Ташкенте 05.09.2021.

3 Там же.

нию А.Н. Зубченко, применять термин «прямые зарубежные инвестиции»1, то есть, вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом.

Все это диктует необходимость формирования системы полного и точного учета входящих и выходящих иностранных для каждой страны региона инвестиций. Необходимым условием для этого могло бы стать общее понимание по вопросам классификации иностранного капитала, в частности, понятия «прямые иностранные инвестиции». В этих целях мы провели сопоставительный анализ развития этого понятия в законодательстве каждой страны региона в 1991-2021 гг. (табл. 2). Следует также принять во внимание, что в каждой стране региона принимались Указы Глав государств и постановления правительства о дополнительных гарантиях для иностранных инвесторов, дополнительных мерах по совершенствованию системы привлечения и использования иностранных инвестиций.

Таблица 2

Формирование и эволюция понятия «прямые иностранные инвестиции» в законодательстве

стран Центральной Азии, 1991-2021 гг.

№ Наименование страны, принятого Закона, нормативного акта Определение прямых иностранных инвестиций

1 Республика Казахстан. Закон РК от 27 декабря 1994 г. № 266-XIII «Об иностранных инвестициях», Глава 1. Статья 1. Закон РК от 28 февраля 1997 года № 75-1 «О государственной поддержке прямых инвестиций». Глава 1. Статья 2. Закон РК от 8 января 2003 года № 373 «Об инвестициях» «Прямые иностранные инвестиции» - инвестиции, осуществляемые иностранным инвестором во вновь созданные и действующие юридические лица Республики Казахстан, в отношении которых иностранные инвесторы имеют право определять решения, принимаемые такими юридическими лицами. Прямые инвестиции - все виды вложений, осуществляемые инвестором в основные средства (основной капитал) казахстанского юридического лица, за исключением инвестиций, связанных государственными гарантиями Республики Казахстан и входящих в рамки официальной технической помощи или грантов, предоставляемых Республике Казахстан. Понятия «прямые иностранные инвестиции» и «прямые инвестиции» отсутствуют.

2 Кыргызская Республика. Закон Республики Кыргызстан от 28 июня 1991 года n 536-xii «Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан. Глава 1. статья 1. Закон КР от 24 сентября 1997 года № 66 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике. Глава 1, статья 1, п. 2 Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года n. 66. Глава 1. Статья 1. Иностранные инвестиции в Республике Кыргызстан - это денежные и материальные вклады в сферу хозяйственной и иной деятельности, а также передача права на интеллектуальную собственность иностранными государствами, юридическими лицами и гражданами. Иностранные инвестиции - это инвестиции, выступающие в качестве вкладов иностранных инвесторов в объекты экономической деятельности на территории Кыргызской Республики для извлечения прибыли. Прямые инвестиции - владение, приобретение инвестором не менее одной третьей процентов акций или голосов акционеров в акционерных обществах, созданных или вновь создаваемых на территории Кыргызской Республики, либо эквивалент такого участия в других формах хозяйствующих субъектов и все последующие операции между инвестором и инвестируемым предприятием, вложение капитала в основные фонды филиала, представительства юридического лица, создаваемого на территории Кыргызской Республики.

3 Республика Таджикистан Закон РТ «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» от 10 марта 1992 года, № 554.Раздел 1 статья 1. Закон РТ «Об инвестициях» от 12 мая 2007 года № 260 , глава 1 статья 1 Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Понятия «иностранные инвестиции», «прямые иностранные инвестиции» отсутствуют. Инвестиция - все виды права на имущество (кроме имущества личного пользования или, связанного с деятельностью по продаже товаров без их переработки), включая денежные средства, ценные бумаги, производственно-технологическое оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на основе права собственности и вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Понятия «иностранные инвестиции», «прямые иностранные инвестиции» отсутствуют.

4 Туркменистан. Закон Туркменистана «Об иностранных инвестициях в Туркменистане» от 19 мая 1992 г. Раздел 1, статья 1. Закон Туркменистана №184 -III от 18.03.2008 г. «Об иностранных инвестициях» (Новая редакция), Глава 1, статья 1. Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущества и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской или иной деятельности на территории Туркменистана. «Прямые иностранные инвестиции - владение, приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов акций (доли, вклада) в уставном фонде созданного или вновь создаваемого предприятия на территории Туркменистана; вложение капитала в основные фонды создаваемого на территории Туркменистана филиала иностранного юридического лица».

1 Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие. - М.: Книгодел, 2010. - С. 9.

914

Республика Узбекистан.

Закон РУз. «Об иностранных инвестициях в Республике Узбекистан» от 14 июня 1991 г., № 287-ХП. Раздел 1. Статья 2

Закон РУз. «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов» от 5 мая 1994 г. № 1052-Х11, статья 2.

Закон РУз. «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» от 30.04.1998 г. N 611-1

Закон РУз. «Об иностранных инвестициях» от 30.04.1998 г. п 609-1

Закон РУз. «Об инвестициях и инвестиционной деятельности » от 25 декабря 2019 г., № ЗРУ-598. Глава 1. Статья 3.

Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Понятия «иностранные инвестиции», «прямые иностранные инвестиции» отсутствуют.

Иностранными инвестициями признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также реинвестиции, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством.

Прямые иностранные инвестиции — инвестиции за счет собственных или заемных средств иностранного инвестора на условиях несения риска, без гарантий правительства.

Наше исследование международных норм по ПИИ и законодательства стран Центральной Азии, включая сравнительный анализ, позволяет сделать отдельные выводы и выявить ряд общих тенденций в развитии законодательства по иностранным инвестициям стран региона:

1. Процесс определения категории ПИИ является одним из наиболее сложных. К объективным трудностям этого процесса, на наш взгляд, относятся как историческая новизна ПИИ, так и современная новизна в условиях стран, осуществляющих ускоренный переход к рыночной экономике. При этом в ряде случаев при разработке самого понятия «прямые иностранные инвестиции» законодатели страны-реципиента пытались решить многокритериальную задачу (регистрация и учет, ведение статистики, методы поддержки и благоприятствования, предоставление льгот и преференций и другие). Не случайно, в 1990-2010 гг. термин ПИИ не был еще принят на законодательном уровне ряда стран ЦА, или подвергся существенной корректировке, хотя иностранные инвестиции, соответствующие критериям данного вида ИИ, в национальные экономики продолжали привлекаться.

2. В определении термина «прямые иностранные инвестиции», классификации иностранного капитала страны применяли самые различные подходы и критерии. Национальные государства региона при этом исходили из возможностей самофинансирования, потребностей в тех или иных видах (объемах) иностранных инвестиций, а также специфики приоритетных задач национального развития.

3. Широкий спектр национальных подходов отражает в ретроспективе не только действовавший в 1990 гг. невысокий уровень кооперации, экономического сотрудничества, но и, возможно, признаки конкуренции за иностранный капитал. Вместе с тем, страны Центрально-азиатского региона прошли в этом вопросе длительный путь самоопределения, приобрели богатый практический опыт.

Наше изучение позволяет выделить также отдельные этапы в развитии законодательства по иностранным инвестициям:

1. В период 1990-гг. в законодательстве стран ЦА, за исключением Казахстана, понятие «прямые иностранные инвестиции» еще не было принято, главными причинами этого были, на наш взгляд, абсолютная новизна этого явления и отсутствие опыта законодателей и практиков. Страны региона старались освоить и внедрить, в основном, понятие «иностранные инвестиции».

2. В 2000-е годы, с освоением международной теоретической базы и обретением собственного практического опыта, страны региона предприняли попытки разработать и внедрить в национальные законодательства понятие «прямые иностранные инвестиции» (Туркменистан), понятие «прямые инвестиции» (Кыргызстан). Таджикистан ограничился разработкой лишь разработкой общего понятия «инвестиции». В Узбекистане понятие «прямые иностранные инвестиции» принято лишь в декабре 2019 года. Длительная эволюция понятия «прямые иностранные инвестиции» отражает также экономические политики и инвестиционные процессы в каждой из стран ЦА.

3. Многие развивающиеся страны на начальном этапе реформирования экономики, в условиях острой нехватки внутренних инвестиций, создают более привилегированные условия (льготы, преференции и т. д.) иностранным инвесторам. Однако по мере становления национального бизнеса и самой национальной экономики начинаются возвратные процессы, выравнивание (унификация) условий для национальных и иностранных инвесторов. Устанавливаются основные принципы инвестиционной политики государства, нацеленные на улучшение инвестиционного климата и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций. Так, в Законе РК от 8 января 2003 года № 373 «Об инвестициях» действовавшие ранее понятия «прямые иностранные инвестиции» и «прямые инвестиции» уже отсутствуют, а включены лишь понятия, отражающие участников и суть инвестиционных процессов. В Китае установлены равные условия и национальный режим для иностранных и национальных инвесторов. Инвестиции разрешены практически во все сферы и отрасли экономики, за исключением тех, которые указаны в т.н. «негативном

списке», который запрещает или ограничивает участие и вложения иностранных инвесторов в конкретные области экономики1.

4. Скорость и масштабы выравнивания «рамочных условий» для национального бизнеса и иностранных инвесторов будут зависеть от эффективности самих национальных экономик, самодостаточности в вопросе инвестиционного обеспечения за счет внутренних источников.

Заключение

Как показывают результаты исследования, точный и полный учет привлекаемых в страну ПИИ, является проблемой не только для государств региона, но и для других стран. Например, Росстат (Российская Федерация) дает в своих сборниках разные показатели ПИИ, которые к тому же имеют расхождения в 20 и более процентов с данными Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ)2.

По данным КНР в 2002 г. из Японии поступило 4190 млн. долл. США, а по данным Японии - 2608 млн. долл. США (1,6 раз). В инвестициях КНР из Малайзии расхождения составили 4,5 раз, Нидерландов -3,7 раз, Таиланда -11,7 раз, США - 5,8 раз3.

Главную причину расхождений и неточностей международные эксперты видят в неполном соблюдении рекомендаций Международного валютного фонда, а также Организации экономического сотрудничества и развития по сбору, определению и отчетности данных по ПИИ (МВФ/ОЭСР, 2004 г.)4. Другой причиной подобных расхождений, по нашему мнению, является недостаточная разработанность национальных законодательств, классификаций в отношении ПИИ и иностранных инвестиций в целом, например, различное количественное обозначение нижних пределов участия в предприятии с иностранными инвестициями, что стало одним из аспектов данного исследования.

С 2016 года имеет место интенсификация интрарегиональных процессов иностранного инвестирования стран ЦА. В настоящее время в странах региона действует широкий спектр понятий «прямые иностранные инвестиции» (и «прямые инвестиции»). Данные тренды, по нашему мнению, требуют единых подходов в определении данного понятия с учетом международного опыта, положений и практики основных стран - инвесторов - России, Китая, Турции5 и других, рассмотренных нами в процессе изучения.

Представляется перспективным создание отдельной статистической базы по ПИИ в каждом государстве ЦА с объединением их в единую региональную структуру. Международный институт Центральной Азии в Ташкенте (МИЦА)6, мог бы стать не только пользователем этой базы, но и активным участником ее реализации. Необходимо также сформировать национальные статистические базы как по текущим потокам инвестиций, так и по валовым (накопленным) иностранным инвестициям.

Как показывает практика, это будет способствовать точному и полному учету привлекаемых в страну ПИИ, что послужит хорошей базой для качественного анализа их эффективности. Будут минимизированы расхождения во взаимной статистике стран-реципиентов и стран-доноров, национального и международного учета ПИИ, например, в Отчетах международных финансовых организаций. Это, в свою очередь, приведет не только к увеличению показателей фактически привлекаемых ПИИ, но и улучшению имиджа, инвестиционной привлекательности стран-реципиентов Центрально-азиатского региона.

1 ttps://zakon.ru/blog/2019/05/18/obzor_nedavno_prinyatogo_zakona_knr_ob_inostrannyh_investiciyah18.05.2019

2 Решаев П. Л. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2007.

3 UNCTAD FDI|TNC database. - www.unctad.org|fdistatistics

4 World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internalization of R&D. - New York; Geneva, 2006. - P. 4.

5 Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года, N 160-ФЗ; Закон КНР «Об иностранных инвестициях», принят, 15 марта 2019 г. в Пекине на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13 созыва; Закон Турецкой Республики «О прямых иностранных инвестициях» от 5 июня 2003 года № 4875.

6 МИЦА - единственное в регионе государственное научно-исследовательское учреждение, наделённое международным статусом, которое будет заниматься изучением региональных процессов и международных отношений, связанных с Центральной Азией. Создан в июле 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.