Научная статья на тему 'Развитие подходов к реализации концепции «мягкой силы» в доктрине внешней политики России и в положениях стратегических документов'

Развитие подходов к реализации концепции «мягкой силы» в доктрине внешней политики России и в положениях стратегических документов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика / публичная дипломатия / мягкая сила / гуманитарное сотрудничество / международное влияние / foreign policy / public diplomacy / soft power / humanitarian cooperation / international influence.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авдалян Мэри Рафаэлевна

В статье рассмотрен последовательный процесс имплементации инструментов политики «мягкой силы» в правовые документы Российской Федерации, оформляющие концептуальные основы внешнеполитической доктрины страны. Термин и методы «мягкой силы» были заимствованы из зарубежной политологии с опозданием, однако основные документы российской внешней политики все же интегрируют её элементы в инструментарий дипломатической работы государственных органов России. Внимание государства к потенциалу средств политики «мягкой силы» усиливалось по мере исчерпания эффективности традиционного внешнеполитического инструментария, по мере осознания необходимости расширения культурного и гуманитарного влияния на население зарубежных стран. Внешнеполитическая стратегия Российской Федерации поэтапно расширялась за счет внедрения инструментов публичной, культурной и гуманитарной дипломатии. На определенном этапе развития концептуальных основ внешней политики непосредственное участие в реализации политики «мягкой силы» стали принимать неправительственные организации и учреждения, связанные с Российской Федерацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF “SOFT POWER” IN THE RUSSIAN FOREIGN POLICY DOCTRINE AND IN THE PROVISIONS OF STRATEGIC DOCUMENTS

The article examines the consistent process of implementing the instruments of the «soft power» policy into the legal documents of the Russian Federation, which formalize the conceptual foundations of the country’s foreign policy doctrine. The term and methods of “soft power” were adopted from foreign political science with a delay; however, key documents of Russian foreign policy still integrate its elements into the toolkit of the state’s diplomatic efforts. The state’s attention to the potential of the means of «soft power» policy increased as the effectiveness of traditional foreign policy tools was exhausted, as the need to expand cultural and humanitarian influence on the population of foreign countries was realized. The foreign policy strategy of the Russian Federation has been gradually expanded through the introduction of public, cultural and humanitarian diplomacy tools. At a certain stage in the development of the conceptual foundations of foreign policy, non-governmental organizations and institutions associated with the Russian Federation began to take a direct part in the implementation of the «soft power» policy.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов к реализации концепции «мягкой силы» в доктрине внешней политики России и в положениях стратегических документов»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Развитие подходов к реализации концепции «мягкой силы» в доктрине внешней политики России и в положениях стратегических документов

Авдалян Мэри Рафаэлевна,

аспирант кафедры африканистики Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: avdalyanmr@my.msu.ru

В статье рассмотрен последовательный процесс имплемента-ции инструментов политики «мягкой силы» в правовые документы Российской Федерации, оформляющие концептуальные основы внешнеполитической доктрины страны. Термин и методы «мягкой силы» были заимствованы из зарубежной политологии с опозданием, однако основные документы российской внешней политики все же интегрируют её элементы в инструментарий дипломатической работы государственных органов России. Внимание государства к потенциалу средств политики «мягкой силы» усиливалось по мере исчерпания эффективности традиционного внешнеполитического инструментария, по мере осознания необходимости расширения культурного и гуманитарного влияния на население зарубежных стран. Внешнеполитическая стратегия Российской Федерации поэтапно расширялась за счет внедрения инструментов публичной, культурной и гуманитарной дипломатии. На определенном этапе развития концептуальных основ внешней политики непосредственное участие в реализации политики «мягкой силы» стали принимать неправительственные организации и учреждения, связанные с Российской Федерацией.

Ключевые слова: внешняя политика, публичная дипломатия, мягкая сила, гуманитарное сотрудничество, международное влияние.

14 сентября 1995 года был принят первый юридический документ, в котором политика «мягкой силы» получила свое первичное закрепление. Указ Президента РФ «Об Утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» [1] стал первой попыткой документально оформить системное видение роли и места России на пространстве СНГ, акцентировав внимание на инструментах политики «мягкой силы». Перед политическим руководством Российской Федерации в полный рост вставала проблема защиты гражданских прав соотечественников, оказавшихся в момент дезинтеграции Советского государства отрезанным от своей исторической Родины, став гражданами новых суверенных государств, но сохранив культурные и языковые связи с Россией. Это предполагало разработку и принятие мер по сохранению и распространению русского языка и культуры как важнейших элементов национальной идентичности. Стратегический курс обозначил задачи активного продвижения информации о международной деятельности России и создания ее положительного образа в странах СНГ. Этот шаг обозначил стремление к интенсивной работе по формированию общего образовательного пространства среди бывших союзных республик, которое могло бы позволить России стать своеобразным культурным «ядром», объединяющим молодое поколение в странах постсоветского пространства.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации [2] (ныне утратила силу), принятой в 1997 г., впервые была обозначена особая функциональная роль русского языка как инструмента межкультурной коммуникации, способного обеспечить единство пространства духовной и культурной жизни русскоязычного населения государства. Также была подчеркнута роль русского языка как инструмента общения для населения стран СНГ.

В 1999 году было объявлено о решении Российской Федерации о проведении комплекса мероприятий, направленных на поддержку и развитие русской культуры за рубежом. Организационные формы этих событий были весьма разнообразны, предполагая проведение различных театральных постановок, а также концерты, которые давались творческими коллективами. Эти инициативы преследовали в качестве своей цели укрепление культурных связей между народами разных государств, сохранение русского языка как инструмента межкультурной коммуникации. Работа славянских центров за границей, поддерживаемая Россией, стала весомым вкладом в распространение русского культурного наследия и укрепление межкультурного диалога.

Начало 2000-х гг. стало новым этапом в переосмыслении роли Российской Федерации на мировой политической арене. Руководство страны все больше склонялось к поиску новых форм построения диалога с правящими национальными элитами стран Ближнего Зарубежья. С одной стороны, такой подход ослаблял действенность инструментов политики «мягкой силы» - реализация национальных интересов все еще ставилась в зависимость от характера контактов с правящими группами других государств. Неправительственные организации могли

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

и

быть использованы в качестве посредников между руководством Российской Федерации и правящими элитами иностранных государств. Действия России, направленные на укрепление связей с русскоязычными диаспорами за рубежом и развитие сотрудничества с общественными организациями, все еще были не достаточно последовательными.

Заметная корректировка политики «мягкой силы» Российского государства произошла после избрания в 2000 году на пост Президента России В.В. Путина. Впервые в Концепции внешней политики 2000 г. [3] (ныне утратила силу) было зафиксировано, что, несмотря на роль военной мощи государства, все большее значение приобретают иные инструменты международного влияния. Это замечание символизировало сдвиг в приоритетах внешней политики России, указывая на интеграцию в мировое сообщество посредством инструментов невоенного характера. В этом документе подчеркивалась значимость новых элементов национальной мощи Российской Федерации, среди которых назывались интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности государства.

В этот же период в политических кругах России активно обсуждается и утверждается концепция «культурной дипломатии». Как стратегия внешнеполитического действия государства она призвана способствовать налаживанию международных контактов между государствами на основе культурного обмена и взаимопонимания. Посредством активного продвижения культурных достижений народов России за рубежом могут быть достигнуты цели внешнеполитической стратегии страны. Развитие культурных связей России с зарубежными странами постепенно становится одним из приоритетных направлений в работе МИД РФ. Посредством организации культурных мероприятий, Россия стремится формировать положительный образ и создавать свой национальный бренд. Благодаря активному сотрудничеству в области науки и образования Россия формируется образ России как стратегического партнера в решении задач социального развития других государств.

В этот же период происходит переоценка роли СНГ в международных отношениях, в которых принимает участие Российская Федерация. Ранее существовали определенные надежды на то, что СНГ сможет стать конфедеративным образованием, поддерживающим тесные экономические и политические связи между бывшими республиками СССР. Однако новые реалии показали, что механизмы сотрудничества в рамках СНГ неэффективны, а политика России должна активнее использовать новые формы дипломатического взаимодействия.

В Обзоре внешней политики России [4], который был подготовлен Министерством иностранных дел в 2007 году, впервые была заявлена необходимость использования ресурсов нового инструментального подхода - политики «мягкой силы». Этот документ обозначил качественный сдвиг в российской дипломатии - отныне для решения внешнеполитических задач требовалось увеличение финансирования дипломатических миссий и культурных проектов, осуществляемых за рубежом.

21 июня 2007 года по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина был создан Фонд «Русский мир» [5]. Содержание деятельности этого учреждения составляла работа, направленная на распространение русского языка как универсального инструмента межкультурной коммуникации, которая предполагала объединение усилий некоммерческих и межнациональных организаций в зарубежных государствах. Также работа фонда предполагала поддержку русскоязычных диаспор, которые выступали в качестве своеобразного проводни-

ка для распространения русского языка в зарубежных сообществах. Эта деятельность в самом общем виде квалифицируется сегодня как языковая дипломатия. Ее фундаментом является создание учреждений, способных результативным образом популяризировать русский язык в иноязычной среде. Классическим типом таких организаций стали многочисленные языковые центры.

Для административного обеспечения этой деятельности было учреждено новое ведомство - Россотруд-ничество, которое встраивало конструктивные каналы коммуникации с русскоязычными сообществами по всему миру. Это ведомство было учреждено Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. [6].

Консолидация действий двух учреждений стало продуктивным опытом воздействия на зарубежные аудитории с целью формирования позитивного отношения к Российскому государству и его национальной культуре, а также для развития взаимных связей между сообществами разных стран.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2008 г. [7] (ныне утратила силу), значительное внимание уделяется поддержке идеи «Русского мира». В новом документе вновь было подчеркнуто приоритетное значение русского языка как средства для национального брендинга Российского государства, а также как средства для налаживания «мостов» между зарубежными аудиториями и Российским обществом. Также здесь была впервые выделена функциональная роль неправительственных организаций, значимых акторов внешней политики государства, способных воздействовать на общественное мнение в иностранных государствах. Именно они могут выступить новыми субъектами публичной дипломатии, распространения знаний о России, ее языке, культуре и истории за рубежом.

В 2010 году был принят документ, определяющий стратегические направления внешней культурной политики России. В «Основных направлениях политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» [8] подчеркивалось, что современная глобальная конкуренция требует активного использования элементов духовного и культурного потенциала страны, а также признания культурно-цивилизационного измерения как ключевого фактора современных международных отношений. В этом документе отмечалась роль культурной дипломатии как средства достижения внешнеполитических целей посредством распространения знаний о ценностях, истории и традициях народов Российской Федерации. Документ подчеркивает стремление России использовать культурные инициативы на международной арене, укрепляя тем самым глобальное влияние и способствуя формированию многополярного мира.

В мае 2012 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [9] (ныне утратил силу), который подтвердил стремление государства противостоять попыткам внешнего вмешательства во внутренние дела страны под видом продвижения правозащитных инициатив. В документе была дана негативная оценка работы правозащитных организаций, многие из которых были зарегистрирована за рубежом, поскольку Российское государство оценивает их как инструмент иностранного политического воздействия на общество внутри страны.

Как средство противодействия этому деструктивному влиянию предлагается распространение практики использования работы неправительственных организаций России в иностранных государствах, в том числе для сбалансирования двустороннего внешнеполитического

воздействия. Эта работа должна иметь симметричный характер - действия Российской Федерации в данном направлении носят ответный характер. При этом Российские неправительственные организации должны действовать открыто, не скрывая своего происхождения и источников финансирования, что позволяет избежать обвинения в скрытности внешнеполитического влияния.

Начало 2010-х гг. стало новым этапом в развитии внешнеполитического курса Российского государства. В фокусе внимания руководства страны необходимость решения внешнеполитических задач связывалась с расширение сети дипломатических учреждений в зарубежных государства, а также со значительным увеличением финансирования работы этих ведомств. Культурная дипломатия как новая форма реализации политики «мягкой силы» органично реализовывалась посредством деятельности отдельных учреждений, уделявших особое внимание поддержке соотечественников.

Работа этих учреждений направлена на поддержание культурных связей с русскоязычным населением за пределами его границ (диаспорами). Документом предполагалось расширение сети центров науки и культуры за рубежом, активизация научного и культурного обмена с другими государствами.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в 2013 году [10] (ныне утратила силу), диаспора стала рассматриваться «в качестве партнера», работа с которым через консульские и дипломатические учреждения требует более структурированного и организованного взаимодействия, что не исключает важность дополнительных каналов коммуникации. С этого момента политика «мягкой силы» Российской Федерации стала занимать центральное место в стратегии внешней политики страны, что также сопровождалось поиском инновационных подходов, отличающихся от традиционных западных методов этого направления внешней политики. Неправительственные организации и институты гражданского общества России постепенно расширяли свое участие в реализации политики «мягкой силы», участвуя в мировых экспертно-политологических форумах и международных исследовательских проектах. Этот инструмент политики «мягкой силы» позволяет продемонстрировать достижения страны в области науки, образования и культуры, формируя положительный имидж России и ее национальный бренд. Активное взаимодействие через неправительственные каналы свидетельствует о том, что внешнеполитическая стратегия России стали активно использоваться как традиционные инструменты дипломатии, так и инновационные подходы, направленные на расширение практики применения инструментом политики «мягкой силы».

Последующие варианты концептуальных документов в области внешней политики Российской Федерации, включая Концепцию внешней политики 2023 г. [11], продолжают практику нормативного закрепления инструментария политики «мягкой силы» как приоритетного методам достижения национальных интересов страны за рубежом. В действующей Концепции внешней политики России указывается, что прежняя модель мира, основанная на колониальной эксплуатации зависимых территорий, прежде всего Африки, уходит в прошлое (п. 7). Сегодня формируется новый многополярный мировой порядок, в котором Россия уделяет особое внимание интеграции африканских стран в дружественные международные площадки и объединения (п. 19). Политика «мягкой силы» России в новых условиях ориентирована на распространение правдивой информации о стране в разных регионах планеты - Африки, Азии и Латинской Америки (п. 44). Внимание Российской Федерации к африкан-

скому континенту также проявляется в деятельности, направленной на поддержание региональной безопасности в Северной Африке (п. 56). Россия провозглашает всестороннюю поддержку курсу, направленному на суверенизацию этих государств, а также развитию на системной основе научно-гуманитарных связей (п. 57).

В наиболее значимых документах внешней политики указывается, что Россия пытается построить внешнюю политику на основе международного диалога, уважения суверенитета и невмешательства в дела других государств. Стратегия «мягкой силы» России «достаточно долго формировалась в политической среде и, в конечном счете, приобрела подходы, отличные от стратегии Западных стран» [12, с. 50].

Заимствование самого понятия «мягкой силы» и совокупности инструментов её реализации из научного арсенала зарубежной политологии во многом может показаться запоздалым решением руководства Российской Федерации. Этот шаг со стороны Российского государства практически совпал по времени с формированием критического тренда в осмыслении сущности политики «мягкой силы», который четко обозначился в российской и зарубежной академической среде.

Сегодня в науке инструментарий «мягкой силы» всё чаще заменяется понятием «умной силы», представляющей собой результативное сочетание методов жёсткого и мягкого воздействия во внешней политике. Это обусловлено тем, что ведущие мировые державы не ограничиваются в своей внешней политике только одним из типов воздействия.

Развитие внешнеполитического курса Российской Федерации целесообразно обеспечивать за счет поиска и практического применения конкретных методик по работе с зарубежной аудиторией, при этом нет никакой объективной необходимости ссылаться в руководящих документах на какие-либо конкретные концепции, разработанные в западной политической науке.

Таким образом, можно констатировать, что эволюция внешней политики Российской Федерации в три десятилетия постсоветской государственности характеризуется последовательным расширением практики использования инструментов «мягкой силы» как способа решения внешнеполитических задач. Базовые документы российской внешней политики имплементируют элементы политики «мягкой силы» в арсенал средств дипломатической работы органов российского государства, неправительственных организаций, связанных с Российской Федерации. Переосмысление политики «мягкой силы» связано с трансформацией позиционирования страны на мировой арене, изменениями внешнеполитических приоритетов государства. Начальный этап формирования внешнеполитического курса страны в постсоветский период предполагал работы в области распространения русского языка и образовательной деятельности. Однако в дальнейшем была поставлена задача не только защиты интересов государства, но и создания условий для использования инструментов «мягкой силы» через культурное и гуманитарное сотрудничество с другими странами. Именно такой интегрированный подход мог бы способствовать более эффективному использованию «мягкой силы» в продвижении интересов России на международной арене. На протяжении 1990-2000-х годов постепенно выстраивалась российская модель политики «мягкой силы», включающая в себя не только классические инструменты воздействия, но и активное использование новых медиа и информационных технологий. Эти меры направлены на формирование национального бренда России, ее положительного имиджа среди населения других государств.

сз о

сг ш о

"О ш

сг

со

I_

u

Литература

1. Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 940 (ред. от 31.08.2005) «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» https://base.garant.ru/1118275/ (дата обращения 01.03.2024).

2. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу) http://www.kremlin.ru/acts/bank/11782 (дата обращения 01.03.2024).

3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году. Обзор МИД России. https://mid.ru/tv/?id=1735625 (дата обращения: 02.03.2024).

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 796 «О создании фонда «Русский мир» http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (дата обращения: 02.03.2024).

5. Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1315 (ред. от 26.05.2022) «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству») http://www.kremlin.ru/acts/ bank/28020 (дата обращения: 04.03.2024).

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 № Пр-1440). http://www.kremlin. ru/text/docs/2008/07/204108.shtml (дата обращения: 05.03.2024).

7. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. https://www.mid.ru/ ru/foreign_policy/official_documents/1751584/ (дата обращения: 01.03.2024).

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/ bank/35269 (дата обращения: 07.03.2024).

9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) (утратила силу). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142236/ (дата обращения: 01.03.2024).

10. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/ bank/49090 (дата обращения: 05.03.2024).

11. Боронина А.С. Разработка теоретических аспектов политики «мягкой силы» Российской Федерации // Причерноморье. История, политика, культура. 2019. № 28. С. 47-52.

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF "SOFT POWER" IN THE RUSSIAN FOREIGN POLICY DOCTRINE AND IN THE PROVISIONS OF STRATEGIC DOCUMENTS

Avdalyan M.R.

Lomonosov Moscow State University

The article examines the consistent process of implementing the instruments of the «soft power» policy into the legal documents of the Russian Federation, which formalize the conceptual foundations of the country's foreign policy doctrine. The term and methods of "soft power" were adopted from foreign political science with a delay; however, key documents of Russian foreign policy still integrate its

elements into the toolkit of the state's diplomatic efforts. The state's attention to the potential of the means of «soft power» policy increased as the effectiveness of traditional foreign policy tools was exhausted, as the need to expand cultural and humanitarian influence on the population of foreign countries was realized. The foreign policy strategy of the Russian Federation has been gradually expanded through the introduction of public, cultural and humanitarian diplomacy tools. At a certain stage in the development of the conceptual foundations of foreign policy, non-governmental organizations and institutions associated with the Russian Federation began to take a direct part in the implementation of the «soft power» policy.

Keywords: foreign policy, public diplomacy, soft power, humanitarian cooperation, international influence.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of September 14, 1995 No. 940 (as amended on August 31, 2005) "On approval of the Strategic Course of the Russian Federation with the member states of the Commonwealth of Independent States" https://base.garant.ru/1118275/ (date of access 03/01/2024).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated December 17, 1997 No. 1300 (as amended on January 10, 2000) "On approval of the National Security Concept of the Russian Federation" (no longer valid) http://www.kremlin.ru/acts/ bank/11782 (date of access 03/01/2024).

3. Foreign policy and diplomatic activities of the Russian Federation in 2007. Review of the Russian Foreign Ministry. https:// mid.ru/tv/?id=1735625 (date of access: 03/02/2024).

4. Decree of the President of the Russian Federation dated June 21, 2007 No. 796 "On the creation of the Russkiy Mir Foundation" http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (date of access: 03/02/2024)

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 09/06/2008 No. 1315 (as amended on 05/26/2022) "On some issues of public administration in the field of international cooperation" (together with the "Regulations on the Federal Agency for the Affairs of the Commonwealth of Independent States, compatriots living abroad, and international humanitarian cooperation") http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020 (access date: 03/04/2024)

6. Concept of foreign policy of the Russian Federation (approved July 12, 2008 No. Pr-1440). http://www.kremlin.ru/text/ docs/2008/07/204108.shtml (date of access: 03/05/2024).

7. The main directions of the policy of the Russian Federation in the field of international cultural and humanitarian cooperation. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_docu-ments/1751584/ (date of access: 03/01/2024).

8. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2012 No. 605 "On measures to implement the foreign policy course of the Russian Federation" http://www.kremlin.ru/ acts/bank/35269 (date of access: 03/07/2024).

9. The Concept of Foreign Policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on February 12, 2013) (lost force). https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_142236/ (date of access: 03/01/2024).

10. Decree of the President of the Russian Federation of March 31, 2023 No. 229 "On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation" http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (date of access: 03/05/2024).

11. Boronina A.S. The Development of the "soft power", Policy's Theoretical Aspects of the Russian Federation / Boronina A.S. // The Black Sea region. History, politics, culture. - Series B: Modern and Contemporary History. - 2019. - № XXVIII (XIII). -P. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.