ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.П. Национальная безопасность как базовый принцип аналитической деятельности // Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований. М., 2004.
2. Гельвановский М.И. Национально-государственная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России // Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 58-70.
3. Селиванов А.И. Процедура целеполагания в стратегическом управлении: мировоззренческое, научное и экспертно-аналитическое обеспечение // Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика. Труды Второй Всероссийской научно-практической конференции. М.: ИНИОН РАН, 2006.
4. Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.
К.А. БОГИНСКИИ
Константин Артурович Богинский — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика туризма.
^ ^ ^
РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА*
Как показывает анализ отечественной научной литературы, посвященной вопросам туризма, одним из наиболее неопределенных его видов является спортивный туризм. Об этом свидетельствует, в частности, неустоявшаяся терминология, выражающаяся в широком разнообразии терминов, использующихся в аналогичном контексте, с одной стороны, и их многозначность, т. е. различия в толковании одних и тех же терминов, — с другой. Например, в литературе широко распространены такие термины с пересекающимися предметными областями, как «спортивный туризм», «спортивно-оздоровительный туризм», «спортивно-рекреационный туризм», «активный туризм», «самодеятельный туризм», а в последнее время к ним присоединились также весьма популярные «приключенческий» и «экстремальный туризм».
Следует выделить два принципиальных подхода, используемых для характеристики данной сферы туристской практики:
- спортивный подход, связанный с активностью, соответствующей отдельным видам спорта, с отличительными признаками последнего: предварительной специальной (неоздоровительной) тренировки и подготовки и соревновательным и/или достижительным элементом. Отметим, что в нашей стране туризм понимается еще более узко, как отдельный вид спорта, обеспеченный нормативами присуждения спортивной квалификации, проведения соревнований и зачетов и т. п.;
- рекреационный подход, который в соответствии с терминологией связывает практику с восстановлением и развитием физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Этот подход позволяет объединить под «зонтиком» рекреационно-спортивного туризма туристскую деятельность, связанную с различными аспектами рекреации: оздоровительными, развлекательными и познавательными. Именно в эту категорию спор-
ГРНТИ 06.71.57 I © К. А. Богинский, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
тивного туризма попадают упоминавшиеся выше разновидности туризма, различающиеся по степени физических нагрузок и риска, доминирующей направленности на оздоровление или развлечение, отдых или самореализацию.
Так, активный туризм смыкается с самодеятельным в том смысле, что они используют «походы» как форму туристской активности, реализующую активные способы и средства передвижения (велосипед, автомобиль, байдарка и т. д.), но самодеятельный туризм отличается неорганизованными формами этой деятельности. С другой стороны, активный туризм сегодня все чаще «насыщается» познавательным компонентом, духом открытия ранее неведомого; более того, выбор способа и средства передвижения зависит именно от поставленной познавательной цели. Наличие привлекательной познавательной цели «открытия», часто формируемой на основе исторических и краеведческих материалов или исследования природных явлений, приводит к тому, что активный туризм часто определяется как приключенческий. Согласно Торговой ассоциации приключенческого туризма (Global Adventure Travel Trade Association [3]), к приключенческому туризму можно отнести любую туристскую активность, если она включает два из трех признаков: физическую активность, культурный обмен либо взаимодействие или погружение в природную среду.
Но если можно зафиксировать определенную тождественность в использовании терминов активного и приключенческого туризма, то экстремальный туризм, напротив, отличается от активного тем, что предусматривает высокие физические нагрузки и риски для здоровья и жизни и требует хорошей физической и психологической подготовки. Здесь, в отличие от приключенческого туризма, нет места комфорту и безопасности; это не столько развлекательное, сколько «испытательное» путешествие: туристы заняты, скорее, самопознанием и самоутверждением.
В использовании термина «спортивно-оздоровительный туризм» прослеживается два основных подхода. С одной стороны, подчеркивается оздоровительный (физический и психологический) эффект, присущий спортивно-рекреационной деятельности, использующей технологии различных видов спорта. В этом смысле спортивно-оздоровительный туризм расширяет понятие активного туризма, ограниченного «походной» формой, за счет включения в него более разнообразного круга спортивной активности (например, игра в гольф, горнолыжный спорт). Иначе говоря, этот подход более спортоориентирован, характеризуется, как правило, желанием спортивного совершенствования и спортивным азартом. С другой стороны, акцентируется внимание на использовании специальных видов физической активности для получения требуемого оздоровительного эффекта (например, плавание или конные прогулки).
На пересечении спортивного и рекреационного подходов можно выделить популярный в настоящее время вид спортивного туризма — событийный туризм, который вызвал широкое распространение пассивной формы участия в спортивном туризме в качестве зрителей спортивных мероприятий.
Даже приведенные формулировки, отражающие наиболее распространенные в современной отечественной литературе и бизнес-практике взгляды на определение сферы спортивного туризма, отражают сдвиг (в сторону расширения) трактовки спорта, во-первых, за пределы формально организованной соревновательной физической активности за счет включения практик, которые «смешивают» спортивную (в узком смысле), физическую и рекреационную активность; во-вторых, на основе усложнения мотивационной базы участия в спортивной активности в контексте туризма.
Это приводит к тому, что термин «спортивный туризм» сегодня адаптируется для характеристики любого путешествия с целью отдыха, связанного со спортивной (в указанном широком смысле) активностью. Причем обе концепции спортивного туризма — традиционная «узкая» и современная «широкая» — соответствуют новым тенденциям в потребительских практиках, обусловленных ориентацией на здоровье. Надо иметь в виду, что здоровье сегодня понимается не как отсутствие болезней, а как состояние благополучия в физической, эмоциональной, психической и ментальной сферах человека. В этом смысле ориентация на здоровье целостно воздействует на стиль жизни современного человека.
С позиций развития туризма чрезвычайно важно, что эти новые тенденции создают широкие возможности для диверсификации туристских продуктов и формирования новых рыночных возможностей. Для того чтобы сделать этот процесс управляемым с ориентацией на получение экономических и социальных эффектов, необходимо выявление потребностей разных категорий туристов, имеющих разные интересы в спортивной сфере. Надо учитывать тот факт, что туристы различаются в отношении участия в спортивной практике во время отдыха своей основной (целевой) мотивацией: часть из них едет отдыхать и использует спортивно-рекреационные возможности дестинации, другие предпринимают поездку, имея в виду, в первую очередь, свои спортивные занятия. Подход к типологии спортивных туристов (как активных, так и пассивных) на основе первичного или вторичного характера их мотивации получил широкое распространение в западной научной литературе [2], что явилось результатом исследований, показавших неоднородность спортивных туристов, в том числе в разрезе двух основных их группировок — активных и пассивных спортивных туристов. Более того, отмечается большая и растущая доля туристов, у которых, во-первых, спортивная мотивация является вторичной в их туристской деятельности; во-вторых, первичная спортивная мотивация сочетается и усиливается возможностью удовлетво-
рения иных потребностей туриста (например, культурно-познавательных). Этот факт широко учитывается сегодня, в частности, при выборе места проведения спортивных состязаний. В-третьих, величина и спецификация спортивной составляющей в туристской деятельности зависят от позиции, которую занимает спортивная активность в иерархии мотивов туристской деятельности.
Типология спортивных туристов на основе целевой мотивации туризма позволяет перевести ее научный анализ в технологию управления туризмом на основе дифференциации его культурной составляющей для разных категорий туристов как инструмента решения маркетинговых и социально-экономических задач развития туризма в данной дестинации. В этом смысле целесообразно использовать многоуровневый подход [1] к определению спортивного туризма, учитывающий тенденцию усложнения мотивации туристов за счет «смешивания» туристами мотивов посещений. Адаптация этого подхода к спортивному туризму позволяет выделить его уровни, которые отражают место целевой мотивации туризма, искомые выгоды посещения и соответствующие категории спортивных туристов, а также в определенной мере отражают направления расширения концепции спортивного туризма от его «узкого» толкования к расширительной трактовке этого термина. Мы предлагаем следующие уровни спортивного туризма.
1. Спортивный туризм как специфический вид туризма:
- профессиональный спортивный туризм, основанный на профессиональной или полупрофессиональной деятельности и контактах в спортивной сфере. Имеются в виду, прежде всего, спортсмены — участники спортивных событий (чемпионатов) разного ранга и их «штабы». Эту категорию туристов нельзя недооценивать не только с точки зрения того, что участники спортивных событий часто являются весьма привлекательным сегментом туристов как с экономической точки зрения (в качестве потребителей дорогостоящих и эксклюзивных товаров и услуг в дестинации), так и с точки зрения возможности использования их «звездного» статуса в имиджевых характеристиках дестинации;
- специализированный спортивный туризм, имеющий основной целью поездки, активные занятия в определенных видах спорта или пассивное зрительское участие в определенных спортивных событиях настоящего и прошлого (посещение разнообразных музеев спортивной славы, например). Этот уровень объединяет, большей частью, туристов, которых интересуют спортивное совершенствование и состязательность;
- неспециализированный спортивный туризм, характеризующийся участием в спортивной сфере как неотъемлемой, существенной части туристской деятельности, реализующей предварительное намерение, но при этом имеет иную, преимущественно рекреационно-оздоровительную, доминанту в мотивации поездки и использовании спортивных технологий разных видов спорта. Иначе говоря, в эту категорию туристов попадают в основном те, кто ориентирован на фитнес и велнесс (Wellness — многокомпонентное понятие, часто определяемое как философия и стиль жизни, ориентированные на достижение ощущения благополучия, высокого качества жизни на основе достижения гармоничного состояния физической формы тела и духовного развития. Концепция связана с активным подходом к формированию здоровья человека в современном широком понимании этого термина на основе формирования привычек «правильного» стиля жизни).
2. Сопутствующий спортивный туризм представляет дополнительный, необязательный элемент туристского поведения, так как участие в спортивной активности в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию, часто являясь результатом импульсивного решения, принятого уже в период пребывания в дестина-ции.
Предложенный многоуровневый подход к определению спортивного туризма позволяет в агрегированной форме учесть трудно поддающиеся систематизации комплексные туристские мотивации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Яцкевич И.А. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма // Культурный туризм: Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. С. 144-145.
2. Gammon S., Robinson T. Sport tourism: A conceptual framework // Journal of Sport Tourism. 1997. Vol. 4. N 3.
3. URL: http://www.adventuretravel.biz/research/ (сайт Global Adventure Travel Trade Association).