Научная статья на тему 'Развитие подходов к определению спортивного туризма'

Развитие подходов к определению спортивного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5056
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТИПОЛОГИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА / SPORT TOURISM / SPORTS TOURISM TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богинский Константин Артурович

В статье рассматриваются подходы к трактовке и определению спортивного туризма. Обосновывается расширение понимания спорта и спортивного туризма во взаимосвязи с современной парадигмой здоровья. Предлагается многоуровневый подход к определению туризма, учитывающий целевую мотивацию спортивных туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of approaches to the definition of sports tourism

The article presents the development of approaches to interpretation of sports tourism. The trend of expanding the borders of sports and sports tourism phenomenon, related to new paradigm of health, is considered. The multilevel approach to definition of sports tourism is developed, taking into account the primary-secondary character of sports tourism motivation.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов к определению спортивного туризма»

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.П. Национальная безопасность как базовый принцип аналитической деятельности // Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований. М., 2004.

2. Гельвановский М.И. Национально-государственная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России // Промышленное развитие России: ключевые проблемы и решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 58-70.

3. Селиванов А.И. Процедура целеполагания в стратегическом управлении: мировоззренческое, научное и экспертно-аналитическое обеспечение // Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика. Труды Второй Всероссийской научно-практической конференции. М.: ИНИОН РАН, 2006.

4. Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. М., 2008.

К.А. БОГИНСКИИ

Константин Артурович Богинский — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма.

^ ^ ^

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА*

Как показывает анализ отечественной научной литературы, посвященной вопросам туризма, одним из наиболее неопределенных его видов является спортивный туризм. Об этом свидетельствует, в частности, неустоявшаяся терминология, выражающаяся в широком разнообразии терминов, использующихся в аналогичном контексте, с одной стороны, и их многозначность, т. е. различия в толковании одних и тех же терминов, — с другой. Например, в литературе широко распространены такие термины с пересекающимися предметными областями, как «спортивный туризм», «спортивно-оздоровительный туризм», «спортивно-рекреационный туризм», «активный туризм», «самодеятельный туризм», а в последнее время к ним присоединились также весьма популярные «приключенческий» и «экстремальный туризм».

Следует выделить два принципиальных подхода, используемых для характеристики данной сферы туристской практики:

- спортивный подход, связанный с активностью, соответствующей отдельным видам спорта, с отличительными признаками последнего: предварительной специальной (неоздоровительной) тренировки и подготовки и соревновательным и/или достижительным элементом. Отметим, что в нашей стране туризм понимается еще более узко, как отдельный вид спорта, обеспеченный нормативами присуждения спортивной квалификации, проведения соревнований и зачетов и т. п.;

- рекреационный подход, который в соответствии с терминологией связывает практику с восстановлением и развитием физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Этот подход позволяет объединить под «зонтиком» рекреационно-спортивного туризма туристскую деятельность, связанную с различными аспектами рекреации: оздоровительными, развлекательными и познавательными. Именно в эту категорию спор-

ГРНТИ 06.71.57 I © К. А. Богинский, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

тивного туризма попадают упоминавшиеся выше разновидности туризма, различающиеся по степени физических нагрузок и риска, доминирующей направленности на оздоровление или развлечение, отдых или самореализацию.

Так, активный туризм смыкается с самодеятельным в том смысле, что они используют «походы» как форму туристской активности, реализующую активные способы и средства передвижения (велосипед, автомобиль, байдарка и т. д.), но самодеятельный туризм отличается неорганизованными формами этой деятельности. С другой стороны, активный туризм сегодня все чаще «насыщается» познавательным компонентом, духом открытия ранее неведомого; более того, выбор способа и средства передвижения зависит именно от поставленной познавательной цели. Наличие привлекательной познавательной цели «открытия», часто формируемой на основе исторических и краеведческих материалов или исследования природных явлений, приводит к тому, что активный туризм часто определяется как приключенческий. Согласно Торговой ассоциации приключенческого туризма (Global Adventure Travel Trade Association [3]), к приключенческому туризму можно отнести любую туристскую активность, если она включает два из трех признаков: физическую активность, культурный обмен либо взаимодействие или погружение в природную среду.

Но если можно зафиксировать определенную тождественность в использовании терминов активного и приключенческого туризма, то экстремальный туризм, напротив, отличается от активного тем, что предусматривает высокие физические нагрузки и риски для здоровья и жизни и требует хорошей физической и психологической подготовки. Здесь, в отличие от приключенческого туризма, нет места комфорту и безопасности; это не столько развлекательное, сколько «испытательное» путешествие: туристы заняты, скорее, самопознанием и самоутверждением.

В использовании термина «спортивно-оздоровительный туризм» прослеживается два основных подхода. С одной стороны, подчеркивается оздоровительный (физический и психологический) эффект, присущий спортивно-рекреационной деятельности, использующей технологии различных видов спорта. В этом смысле спортивно-оздоровительный туризм расширяет понятие активного туризма, ограниченного «походной» формой, за счет включения в него более разнообразного круга спортивной активности (например, игра в гольф, горнолыжный спорт). Иначе говоря, этот подход более спортоориентирован, характеризуется, как правило, желанием спортивного совершенствования и спортивным азартом. С другой стороны, акцентируется внимание на использовании специальных видов физической активности для получения требуемого оздоровительного эффекта (например, плавание или конные прогулки).

На пересечении спортивного и рекреационного подходов можно выделить популярный в настоящее время вид спортивного туризма — событийный туризм, который вызвал широкое распространение пассивной формы участия в спортивном туризме в качестве зрителей спортивных мероприятий.

Даже приведенные формулировки, отражающие наиболее распространенные в современной отечественной литературе и бизнес-практике взгляды на определение сферы спортивного туризма, отражают сдвиг (в сторону расширения) трактовки спорта, во-первых, за пределы формально организованной соревновательной физической активности за счет включения практик, которые «смешивают» спортивную (в узком смысле), физическую и рекреационную активность; во-вторых, на основе усложнения мотивационной базы участия в спортивной активности в контексте туризма.

Это приводит к тому, что термин «спортивный туризм» сегодня адаптируется для характеристики любого путешествия с целью отдыха, связанного со спортивной (в указанном широком смысле) активностью. Причем обе концепции спортивного туризма — традиционная «узкая» и современная «широкая» — соответствуют новым тенденциям в потребительских практиках, обусловленных ориентацией на здоровье. Надо иметь в виду, что здоровье сегодня понимается не как отсутствие болезней, а как состояние благополучия в физической, эмоциональной, психической и ментальной сферах человека. В этом смысле ориентация на здоровье целостно воздействует на стиль жизни современного человека.

С позиций развития туризма чрезвычайно важно, что эти новые тенденции создают широкие возможности для диверсификации туристских продуктов и формирования новых рыночных возможностей. Для того чтобы сделать этот процесс управляемым с ориентацией на получение экономических и социальных эффектов, необходимо выявление потребностей разных категорий туристов, имеющих разные интересы в спортивной сфере. Надо учитывать тот факт, что туристы различаются в отношении участия в спортивной практике во время отдыха своей основной (целевой) мотивацией: часть из них едет отдыхать и использует спортивно-рекреационные возможности дестинации, другие предпринимают поездку, имея в виду, в первую очередь, свои спортивные занятия. Подход к типологии спортивных туристов (как активных, так и пассивных) на основе первичного или вторичного характера их мотивации получил широкое распространение в западной научной литературе [2], что явилось результатом исследований, показавших неоднородность спортивных туристов, в том числе в разрезе двух основных их группировок — активных и пассивных спортивных туристов. Более того, отмечается большая и растущая доля туристов, у которых, во-первых, спортивная мотивация является вторичной в их туристской деятельности; во-вторых, первичная спортивная мотивация сочетается и усиливается возможностью удовлетво-

рения иных потребностей туриста (например, культурно-познавательных). Этот факт широко учитывается сегодня, в частности, при выборе места проведения спортивных состязаний. В-третьих, величина и спецификация спортивной составляющей в туристской деятельности зависят от позиции, которую занимает спортивная активность в иерархии мотивов туристской деятельности.

Типология спортивных туристов на основе целевой мотивации туризма позволяет перевести ее научный анализ в технологию управления туризмом на основе дифференциации его культурной составляющей для разных категорий туристов как инструмента решения маркетинговых и социально-экономических задач развития туризма в данной дестинации. В этом смысле целесообразно использовать многоуровневый подход [1] к определению спортивного туризма, учитывающий тенденцию усложнения мотивации туристов за счет «смешивания» туристами мотивов посещений. Адаптация этого подхода к спортивному туризму позволяет выделить его уровни, которые отражают место целевой мотивации туризма, искомые выгоды посещения и соответствующие категории спортивных туристов, а также в определенной мере отражают направления расширения концепции спортивного туризма от его «узкого» толкования к расширительной трактовке этого термина. Мы предлагаем следующие уровни спортивного туризма.

1. Спортивный туризм как специфический вид туризма:

- профессиональный спортивный туризм, основанный на профессиональной или полупрофессиональной деятельности и контактах в спортивной сфере. Имеются в виду, прежде всего, спортсмены — участники спортивных событий (чемпионатов) разного ранга и их «штабы». Эту категорию туристов нельзя недооценивать не только с точки зрения того, что участники спортивных событий часто являются весьма привлекательным сегментом туристов как с экономической точки зрения (в качестве потребителей дорогостоящих и эксклюзивных товаров и услуг в дестинации), так и с точки зрения возможности использования их «звездного» статуса в имиджевых характеристиках дестинации;

- специализированный спортивный туризм, имеющий основной целью поездки, активные занятия в определенных видах спорта или пассивное зрительское участие в определенных спортивных событиях настоящего и прошлого (посещение разнообразных музеев спортивной славы, например). Этот уровень объединяет, большей частью, туристов, которых интересуют спортивное совершенствование и состязательность;

- неспециализированный спортивный туризм, характеризующийся участием в спортивной сфере как неотъемлемой, существенной части туристской деятельности, реализующей предварительное намерение, но при этом имеет иную, преимущественно рекреационно-оздоровительную, доминанту в мотивации поездки и использовании спортивных технологий разных видов спорта. Иначе говоря, в эту категорию туристов попадают в основном те, кто ориентирован на фитнес и велнесс (Wellness — многокомпонентное понятие, часто определяемое как философия и стиль жизни, ориентированные на достижение ощущения благополучия, высокого качества жизни на основе достижения гармоничного состояния физической формы тела и духовного развития. Концепция связана с активным подходом к формированию здоровья человека в современном широком понимании этого термина на основе формирования привычек «правильного» стиля жизни).

2. Сопутствующий спортивный туризм представляет дополнительный, необязательный элемент туристского поведения, так как участие в спортивной активности в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию, часто являясь результатом импульсивного решения, принятого уже в период пребывания в дестина-ции.

Предложенный многоуровневый подход к определению спортивного туризма позволяет в агрегированной форме учесть трудно поддающиеся систематизации комплексные туристские мотивации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Яцкевич И.А. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма // Культурный туризм: Конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. С. 144-145.

2. Gammon S., Robinson T. Sport tourism: A conceptual framework // Journal of Sport Tourism. 1997. Vol. 4. N 3.

3. URL: http://www.adventuretravel.biz/research/ (сайт Global Adventure Travel Trade Association).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.