Научная статья на тему 'Развитие поддержки инвестиционной деятельности в моногородах'

Развитие поддержки инвестиционной деятельности в моногородах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / МОНОГОРОДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие поддержки инвестиционной деятельности в моногородах»

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.В. Бабанов С.В. Зинкович

РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНОГОРОДАХ

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, инвестиционная привлекательность региона, технико-экономическое обоснование, инвестиции, моногорода.

Проблема привлечения инвестиций в экономику России всегда была ключевым вопросом и для власти всех уровней, и для бизнес-сообщества. Современные условия посткризисного развития российской экономики формируются под влиянием, с одной стороны, общемировых тенденций, которые проявляются в нарастании темпов развития процессов экономической интеграции, когда происходит тесное взаимодействие экономических систем, создание единых рынков и рыночной инфраструктуры групп государств, в результате чего количество интеграционных экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растёт, а, с другой стороны, - специфических условий протекания модернизационных процессов в масштабах неоднородных мезоэкономических систем. Смена парадигмы развития становится главным направлением экономической политики государства, поскольку сырьевая модель экономики, которая опиралась преимущественно на крупные компании данного сектора была обусловлена догоняющим процессом экономического подъема, что давало возможность сконцентрировать ресурсы на решении первоочередных социально-экономических проблем и создать условия для развития рыночных институтов. Однако в настоящее время ресурсоориентированная экономика существенно зависит от конъюнктуры мирового рынка сырья и импортных закупок, а отсутствие достаточного уровня конкуренции приводит к возникновению монополий федерального и регионального масштабов, что ведет к сокращению темпов роста, увеличению издержек производства и, как следствие, росту цен, усилению инфляционных процессов, снижению показателей качества жизни.

Территориальное развитие России также выступает структурным ограничителем повышения конкурентоспособности страны и регионов. Современная региональная карта России весьма разнолика как по степени хозяйственного освоения территорий, так и по уровню социально-экономического развития. С другой стороны, актуализируется внимание учёных и практиков к совершенствованию системы регионального управления,

© Бабанов А.В., Зинкович С.В., 2013

что во многом определяется объективной тенденцией децентрализации экономического управления, связанного не только с действием правовых норм государства федеративного типа, но и с необходимостью более полно и эффективно реализовать механизмы экономического роста, свойственные именно региональному звену российской экономики. Каждое муниципальное образование работает в условиях жесткого ограничения финансовых средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности образования и граждан, имеет большое количество планов, для реализации которых надо привлекать капитал. И в этой ситуации ключевым инструментом для муниципального образования является инвестиционная политика, регламентирующая стратегические и тактические цели, принципы, правила, механизмы привлечения и оптимального управления привлеченными капиталами.

Так как в существующих условиях имеет место острый дефицит инвестиций (и отечественных и иностранных), направляемых непосредственно на развитие реального производства, то ключевой становится проблема формирования и отбора наиболее целесообразных направлений инвестирования средств, оценка эффективности осуществления соответствующих инвестиционных проектов. Однако эта оценка зависит не только от внутренних характеристик проекта - предусматриваемой к выпуску продукции, ее качества, спроса на нее на рынке, технологий производства и так далее, но не в меньшей мере и от внешних по отношению к проекту условий, например, от политической стабильности в стране, системы налогообложения, инвестиционной политики и других факторов, схожих по значению. Необходимо принимать во внимание и тщательно учитывать не только микроэкономические характеристики проектов, но и его макроэкономическое окружение. При этом в условиях России необходимо учитывать особенности регионов, имеющих различное природно-географическое, сырьевое, производственное и национально-культурное положение, а с точки зрения инвесторов, различную инвестиционную привлекательность.

Ни один из субъектов РФ не может рассматривать свою деятельность в отрыве от общегосударственной политики. Законы, бюджет, долгосрочные и текущие планы - все это необходимо учитывать для разработки сбалансированной стратегии развития субъектов и муниципальных образований РФ. Нормотворческой основой для разработки и реализации инвестиционных инициатив на муниципальном уровне, помимо федеральных и региональных законодательных актов, служит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (№154-ФЗ от 28 августа 1995 года).

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления. Правильная оценка общероссийской ситуации, прогнозирование действий исполнительной власти и своевременная реакция на уровне местного самоуправления - максимальные управленческие действия каждого органа управления территорией. Если для достижения стратегических целей муниципального образования требуется принятие соответствующих нормативных актов, то они должны быть подготовлены в рамках действующего законодательства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

• первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• третий уровень - местные бюджеты.

Критерием эффективности деятельности органов местного самоуправления является прежде всего стабильное экономическое развитие муниципального образования, включающее в себя эффективное управление муниципальной собственностью, обеспечение социальных программ, продуманную стратегию развития на основе утвержденной инвестиционной политики муниципального образования. Однако местные бюджеты, формируемые как правило, за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также различных доходов от использования муниципальной собственности испытывают огромный дефицит и субсидируются и дотируются из вышестоящих бюджетов. В этой связи развитие инвестиционной деятельности на муниципальном уровне в условиях жесточайшего финансового дефицита и крайне ограниченных властных полномочий, а также существенных ограничений в возможности предоставления бюджетных преференций, является актуальным.

Государственное регулирование инвестиций свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложений. Такой интерес объясняется тем, что инвестирование, в частности реального сектора экономики, означает превращение денег в предприятия, жилые комплексы и прочие полезные объекты. И если движение частных средств плохо поддается контролю со стороны государства и они могут легко уйти из страны, то, к примеру, построенные за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы, в том числе в смысле взимания налогов. Кроме того, создание объектов, особенно производственных, ведет к увеличению национального богатства страны, созданию новых рабочих мест и повышает конкурентные возможности России на мировых рынках.

Однако для инвестора одного интереса государства было бы недостаточно. Необходимы государственные гарантии, и в настоящее время они, независимо от форм собственности на инвестиции, сводятся к обеспечению равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности. Иными словами, объем правомочий инвестора не зависит от его субъектных характеристик либо характера возводимого объекта.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», включает оговорку, суть которой состоит в обеспечении стабильности правового регулирования инвестиций. Это достигается путем неприменения к инвестиционным отношениям федерального нормативного материала в части, ухудшающей положение инвесторов. Эта оговорка в законе, однако, снабжена тремя ограничителями. Один из них связан с тем, что она применима лишь к приоритетным инвестиционным проектам, т.е. к тем, где размер инвестиций достигает определенной суммы и которые включены в перечень таких проектов, утверждаемый Правительством РФ. Второе ограничение сводится к многочисленным изъятиям из общего правила о неприменении актов. Так, не распространяются на отношения по реализации приоритетных проектов новые нормативные акты, увеличивающие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ). Такой режим не распространяется на изменения и дополнения, которые вносятся в

законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третий ограничитель заключается в том, что стабильность режима для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования. К тому же дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ. И лишь в исключительных случаях, при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении для указанного инвестора срока действия такой оговорки.

В научном мире дискуссионными остаются вопросы, связанные с определением сущности таких экономических категорий, как «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат». Наблюдаются также существенные отличия в характеристике соотношения и взаимозависимости этих комплексных понятий. Теоретическое исследование позволило выделить три основных подхода к данной проблеме. При первом подходе экономические понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» отождествляются [Видяпин, Корчагин, Ткаченко]. При этом в одних случаях инвестиционная привлекательность также как и инвестиционный климат трактуются как «способность субъекта создавать условия для привлечения инвестиций и эффективной их трансформации в проекты, в производства, в продукцию и услуги» [Корчагин], другие авторы считают, что «инвестиционная привлекательность или инвестиционный климат определяется комплексом факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы хозяйствующих субъектов к активизации и расширению масштабов деятельности путём осуществления продуктивных инвестиций, созданием рабочих мест» [Ткаченко].

Сторонники второго подхода считают, что исходным понятием служит инвестиционный климат, а его структурными составляющими - инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность (методика авторского коллектива Совета по изучению производительных сил, Минэкономразвития и РАН) [Злобин, Плахова, Косов] или предлагают рассматривать инвестиционный климат как результат взаимодействия инвестиционной привлекательности, включающей две составляющие: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, и инвестиционную активность [Аскинадзи, Быстров, Сухинова, Яшин и др. ]. При этом в отдельных случаях учитывается будущая, настоящая и прошлая инвестиционная активность (см. рис. 1) [Яшин]. При таком подходе понятие инвестиционного климата шире, чем понятие инвестиционной привлекательности.

Более полно раскрыта взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью в работах Гришиной И., Шахназарова А., Ройзмана И., которые считают, что между инвестиционной активностью в регионе и его инвестиционной привлекательностью существует причинно-следственная связь: инвестиционная привлекательность является обобщенным факториальным признаком (независимой переменной), а инвестиционная активность в регионе - результативным признаком (зависимой переменной). Это значит, что инвестиционная привлекательность - аргумент (X), а инвестиционная активность - функция (У) инвестиционной привлекательности.

Прямая связь

Обратная связь

Рис. 1. Структурная схема инвестиционного климата

Существуют и такие взгляды учёных, в которых отмечается, что несмотря на то, что инвестиционная привлекательность и инвестиционный имидж это субъективные характеристики, формирующиеся на уровне восприятия конкретного инвестора (группы инвесторов), они влияют на объективное положение в инвестиционной сфере региона.

Третий подход основан на точке зрения, которая базируется на первичности инвестиционного климата региона, который, в свою очередь, предопределяет его инвестиционную привлекательность. Так, Горлов А.В. рассматривает инвестиционную привлекательность региона как результат воздействия инвестиционной политики на инвестиционный климат региона (см. рис. 2) [Горлов]. При этом подходе понятие инвестиционной привлекательности будет шире, чем понятие инвестиционного климата.

Исследование различных подходов к соотношению понятий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» позволило авторам сделать вывод о том, что, во-первых, необходимо различать данные понятия, а, во-вторых, благоприятный инвестиционный климат, который является результатом оптимального воздействия инвестиционной политики на инвестиционный потенциал и риски, приводит к повышению инвестиционной привлекательности региона. Обращает на себя внимание наличие проблемы несоответствия инвестиционного климата региона и инвестиционной активности в нем, что свидетельствует о несовпадении инвестиционного климата региона с его инвестиционной привлекательностью. Это значит, что объективно существующие данные региона не всегда являются мерилом его инвестиционной привлекательности, поэтому необходимо учитывать субъективный фактор в процессе принятия инвестиционного решения. Так, инвестор может недооценивать потенциал региона и переоценивать риски, если регион не соответствует его субъективным требованиям.

Переходя от общих положений к инвестиционному процессу, предлагается сгруппировать действия, как со стороны инвестора, так и со стороны органов местного самоуправления по времени их реализации и по их непосредственному отношению к проекту.

Е 3

о В

н м

<и о

в к о

о к я я В *

«

к к ч к

к я к

£ н

5

к

Е «

о к

к к

я (и

к К

н к

о (и « К к (О

X £ т

ИНВЕСТИЦИОННАЯ

Инвестиционный климат

Инвестиционный потенциал Инвестиционный риск

Инвестиционная политика

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

св

л

о

н

о

« « к

к к

а

к ^

н о

о (и « К X о

К

л

& «

о н

к о

« о

л

(и к к

2 о & я

И (и я л о к о И £0

Рис. 2. Инвестиционная среда региона

Данные группы с заданными критериями можно обозначить как:

• Прединвестиционная стадия

• Стадия I «Составление технико-экономического обоснования»

• Стадия I I «Разрешительная документация»

• Стадия I I I «Создание договорной базы»

• Стадия IV «Реализация проекта».

Прединвестиционная стадия может включать в себя следующие пункты:

• маркетинговые исследования;

• предварительная оценка целесообразности проекта;

• поиск и анализ земельных участков (для проектов, требующих наличия земельных участков);

• разработка концепции реализации проекта;

• предварительная оценка сроков и стоимости согласования проекта и строительства.

Центральное место в рамках того же этапа занимает формирование инвестиционного замысла (намерений), когда инвестор определяет цели инвестирования, назначение объекта строительства, профиль его деятельности, что прямо связано с местом размещения и источниками финансирования; условия и средства реализации поставленной цели, оценивает возможности инвестирования и достижения намечаемых результатов. При рассмотрении вопросов прединвестиционной стадии инициатор проекта взаимодействует с публичными властями на разных уровнях. Допущенные в рамках этого подгото-

вительного этапа ошибки инвестора способны затем приостановить или даже прекратить начавшийся инвестиционный процесс. С учетом принятых им на этом этапе решений он представляет органу исполнительной власти ходатайство о намерениях (см. рис. 3).

Инвестор

1 Оценка инвестиционной привлекательности региона

2 Сбор информации и статистических показателей региона

3 Определение направления развития региона

4 Предварительный маркетинговый анализ рынка

5 Поиск и анализ земельных участков

6 Оценка электро-, тепло-, газо-, водоснабжения участка

7 Предварительная оценка целесообразности проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Согласование возможности реализации проекта с органами местного самоуправления

Результат согласования

I I

Положительно Отрицательн о

I ^

Составление технико-экономтеского обоснования Переход к п. 3 пред инвестиционной стадии

Рис. 3. Прединвестиционная стадия

После получения положительной реакции органа исполнительной власти инвестор может приступить к разработке обоснований инвестиций — первой стадии инвестиционного процесса. Их правовое значение заключается в том, что инвестор не вправе начать проект прежде, чем власти примут позитивное решение по обоснованиям, поэтому готовятся исходные данные:

• цели инвестирования,

• экономический, социальный и коммерческий эффект,

• общая характеристика объекта инвестирования,

• оценка современного состояния производства и потребления намечаемой к выпуску продукции или услуг,

• обоснованность выбора политики в области сбыта продукции на основе прогноза конъюнктуры рынка, исследования спроса с учетом уровня цен, инфляции, состояния деловой активности,

• производственные возможности (мощности) объекта, исходя из анализа перспективной потребности в продукции и возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынках с учетом конкуренции,

• наличие необходимых ресурсов,

• уровень качества и стоимости продукции.

Основные технологические решения приводятся путем сравнения возможных вариантов технологических процессов по уровню их экономической эффективности, технической безопасности, степени риска и вероятности возникновения аварийных ситуаций. Законодательство требует проведения оценки возможного воздействия, прямого или косвенного, на окружающую среду. Еще более важно показать потребность в трудовых ресурсах по категориям работников — рабочих, ИТР, служащих; определить требования к их квалификации, рассмотреть варианты привлечения местной рабочей силы, возможности обеспечения работников предприятия жильем и т.п.

Подготовка обоснований инвестиций дает возможность инвестору принять решение о целесообразности дальнейшего инвестирования и разработке проектной документации, а органу исполнительной власти — о предварительном согласовании места размещения объекта. Правовая природа обоснования инвестиций, которые иначе именуют технико-экономическими обоснованиями, обусловлена, прежде всего, тем фактором, что они разрабатываются в соответствии с договором, заключаемым между инвестором и исполнителем. Результатом его выполнения является комплект документации, содержащей сведения, расчеты, выводы в объеме, предусмотренном заданием инвестора, которое, поскольку исполнитель его принимает, и определяет предмет указанного договора (см. рис. 4).

Составление технико-экономического обоснования

1

1 Резюме проекта (цели, инициатор, краткое описание)

2 Представление основных поставщиков и покупателей

3 Описание производственного процесса и необходимого персонала, оборудования, сырья

4 Составление производственной программы

5 Структура и источники финансирования

6 Составление финансового плана

7 Построение прогнозного движения денежных средств

8 Определение бюджетной эффективности проекта

9 Расчет основных экономических показателей проекта

10 Оценка потенциальных рисков

1

П е р е х о д к I I с т а д и и

Рис. 4 . Этапы реализации первой стадии инвестиционного проекта

Вторая стадия инвестиционного проекта включает в себя отношения на уровне органов местного самоуправления, в том числе [4]:

• сбор разрешительной документации,

• получение письменных соглашений о поддержке проекта,

• выявление возможности субсидирования.

Рассмотреннные выше стадии могут занимать от четырех до двенадцати месяцев, в зависимости от настойчивости и предприимчивости инвестора. Так же ему потребуется масса свободного времени как для проведения аналитической работы, так и для элементарного ожидания в коридорах органов местного самоуправления. Третья стадия реализации проекта сопряжена с вопросами выбора кредитной организации, заключением соглашений с лизинговыми компаниями, подписанием договоров на строительно-монтажные работы и созданием рабочей команды. На все это потребуется от двух до шести месяцев. Так, на основании представленных этапов можно составить общую существующую схему реализации инвестиционного проекта, занимающую 6 — 18 месяцев до начала реализации проекта.

Согласно Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо прочих полномочий, относятся [1]:

• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

• определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

• определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

• осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов.

Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам [2]. Согласно статьи 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования помимо прочих возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Следовательно, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют достаточно полномочий для принятия правовых актов по вопросам местного значения, в том числе и по формированию «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации проектов в соответствии с утверждённой стратегией экономического развития.

Учитывая, что все пункты прединвестиционной стадии невозможно реализовать без обращения в органы местного самоуправления, целесообразно пересмотреть этапы реализации проекта с точки зрения указанных органов. Имея все необходимые экономические и статистические показатели управление конкретного региона в силах самостоятельно готовить планы развития своего муниципалитета и оценивать целесообразность и соответствие проекта стратегии, направленной на повышение уровня жизни и самостоятельности региона. Для стороннего инвестора — инициатора проекта прединвестицион-ная стадия может занимать до шести месяцев, а внутри органов местного самоуправления вся необходимая информация находится в легкой доступности и актуальна на любой период времени [3]. Достичь поставленного уровня развития региона в более короткие сроки стало бы возможным при активной позиции органов местного самоуправления, взявшими на себя подготовку планов инвестиционного развития в соответствии с утверждённой стратегией и предложение инвесторам «Пакета прединвестиционной стадии» для реализации проектов.

С учетом данной позиции срок выхода на реализацию проекта может сократиться до 4 — 6 месяцев.

Результатом теоретического обобщения и систематизации проблемных аспектов понятийного аппарата явилось более глубокое уяснение и понимание диалектического единства объективной и субъективной природы инвестиционной деятельности моногорода. В этой связи авторами настоящего исследования предлагается рассматривать инвестиционную привлекательность региона как субъективное оценочное суждение потенциального инвестора о совокупности сложившихся в регионе факторах, определяющих возможности и ограничения реализации его инвестиционных интересов при вложении капитала в моногород в текущем и перспективном периодах.

Понимание диалектического взаимодействия объективных и субъективных факторов, обусловливающих инвестиционную деяетельность региона, и процессов объективации и субъективации в рамках управления инвестиционной привлекательностью региона позволит дать более полную и, главное, верную картину реального инвестиционного климата исследуемого территориального субъекта. Управление повышением инвестиционной привлекательности региона должно учитывать двойственный характер этой категории, поскольку недооценка объективных факторов повышает риск ошибки инвестиционного решения, а при игнорировании субъективных факторов, таких как мировоззрение, правовая культура, мотивация инвесторов, управление может стать оторванным от реальной действительности, что сделает его неэффективным. В рамках управления инвестиционной привлекательностью региона происходят последовательно сменяющие друг друга процессы трансформирования объективного в субъективное (субъективация) и субъективного в объективное (объективация).

Для принятия адекватных мер органами исполнительной власти различных уровней по последовательному улучшению инвестиционного климата региона, делающих условия приложения капитала в регионах более благоприятными для различных групп инвесторов, необходима оценка инвестиционной привлекательности региона. Оценка инвестиционной привлекательности региона - это целенаправленный процесс по сбору, обработке и хранению релевантной информации, обуславливающий связь инвестиционных решений с инвестиционной деятельностью. Таким образом, инвестиционные решения принимаются после оценки привлекательности инвестиционного климата. В результате учитываются мотивации инвесторов и объектов инвестирования: экономическое, социальное, экологическое положение региона, населённого пункта, находящегося на его территории; отдельная отрасль экономики; конкретные партнёры и т.д.

Литература

1. Бюджетный кодекс (в редакции 01.09.12г.)

2. Федеральный закон №209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3. Анинскин Ю.П. Управление инвестициями. Омега Л., 2006.

4. Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов, как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 24. С. 440-446.

Е.Н. Бейгул

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХАЙТЕК-БИЗНЕСА В РОССИИ И ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ НАНОИНДУСТРИИ

Ключевые слова: хайтек-продукт, хайтек-бизнес, маркетинговое проектирование, классификатор, бизнес-процессы, стартап, наноиндустрия.

Для раскрытия особенностей развития хайтек-бизнеса в условиях новой экономики в России сначала были проанализированы базовые понятия хайтек-индустрии. Существующие подходы к выделению хайтек-продуктов были дополнены маркетинговым, где критерии: востребованная инновация потребительской и технологической ценностей, высокий уровень наукоемкости, отсутствие опыта производства у существующих производителей и неприменимость инструментария традиционного маркетинга. Следовательно, хайтек-продукт - это востребованный высоконаукоемкий продукт (физический/ интеллектуальный/ сервисный), полученный в результате создания/ использования радикальных, эволюционных или приростных высоких технологий исполнителями высокой квалификации и включающий принципиально новые продукты или используемые наряду с традиционными, но обладающие уникальными свойствами, опыт производства которого отсутствует у существующих производителей и инструментарий традиционного менеджмента и маркетинга не применим [2].

Так, продуктовая структура хайтек-рынка представляет собой концентрическую модель, состоящую из четырех блоков (за основу взята модель нанорынка [4]). Ядро рынка образуют наукоемкие материалы и технологии, а его обеспечивающую оболочку -специальное оборудование и приборная база. Вокруг них расположены индустриальные сектора, которые отражают наиболее значимые области применения первичных хайтек-продуктов. Они, в свою очередь, окружаются потребительским блоком, в котором производятся готовые хайтек-продукты для массового потребления. Четвертый блок - сервисный (услуги НИОКР и др.).

Данная модель представляет собой каркас маркетингового классификатора хай-тек-продуктов, под которым подразумевается избыточный систематический перечень востребованных товаров, услуг, работ и их результатов, составляющих совокупное ком-

© Бейгул Е.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.