РАЗВИТИЕ "ПЛАВИЛЬНОГО ТИГЕЛЯ" НА ТЕРРИТОРИИ ШТАТА АССАМ
Киселева С.О., Москаленко Е.Р.
Российский государственный гуманитарный университет DEVELOPMENT OF A "MELTING POT" IN ASSAM
Kiseleva S., Moskalenko E.
Russian State University for the Humanities
Аннотация
Актуальность темы работы объясняется тем, что миграционные волны на протяжении многих веков в штате Ассам играют важную роль в формировании нынешнего населения на его территории.
Целью статьи является прослеживание миграционных тенденций и ответных реакций общества и правительства на изменения в демографическом и культурном составе штата. Работа основана на индийских СМИ и работах исследователей в этой области.
Основным выводом статьи является то, что не только мультиэтничный состав населения из-за миграционных волн, но и ответные меры правительства в отношении иммигрантов в большинстве случаев приводили к развитию сепаратистских тенденций в штате Ассам.
Abstract
The relevance of the work is explained by the fact that migration waves for many centuries in the state of Assam have played an important role in the formation of the current population on its territory.
The purpose of the article is to track migration trends and responses of society and government to changes in the demographic and cultural composition of the state. The work is based on the Indian media and the work of researchers in the field.
The main conclusion of the article is that not only the multi-ethnic composition of the population due to migration waves, but also the government's response to immigrants in most cases led to the development of separatist tendencies in the state of Assam.
Ключевые слова: иммигранты, Ассам, миграционная политика, миграционные волны, Индия.
Keywords: immigrants, Assam, migration policy, migration waves, India.
Работа выполнена в рамках проекта (№2021-2) РГГУ "Социальные и межэтнические конфликты в эпоху цифровизации, модернизации и пандемизации (на примере штата Ассам, Индия)" (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ») в 2020-2021г.
Введение
Штат Ассам называют "плавильным тигелем" разнообразных культурных традиций, при доминировании индоарийских и австро -монголоидных элементов [6, а 1264]. Такая структура общества сложилась из-за постоянных миграций, как внешних так и внутренних. Но утверждать, что ассамское общество полностью подчиняется теории "плавильного котла" было бы неправильно, так как общество штата Ассам является примером постоянных сепаратистских тенденций и этнических конфликтов.
Задолго до Британского колониализма северовосточный регион Индии отличался от всего Индостана сложным этническим составом. Он был населен монголоидными общинами, которые мигрировали из Восточной и Юго-Восточной Азии в разные временные отрезки истории. Расселились они как на холмах, так и на равнинах. Так как в горных районах племена столкнулись с тяжелыми климатическими и природными условиями, в которых довольно сложно выживать, они были вынуждены кочевать с места на место в поисках плодородной
почвы. Земельный кризис приводил к столкновениям между этническими сообществами уже нашедшими плодородный участок земли и теми, кто мигрировал позже на территорию северо-восточной Индии [5, а 43].
Миграционные волны в Ассам Если же рассматривать последние сто лет, то можно выделить пять основных этапов миграций.
Первая волна связана с открытием европейцами в XIX веке чайных плантаций в северо-восточном регионе Индии, включая штат Ассам. В эти края были привезены тысячи рабочих из штатов: Мадхья-Прадеш, Орисса, Бенгалия и др.
Вторую волну миграции связывают с переселением бенгальцев, которые страдали от безземелья. По этой причине многие бенгальцы поселились в провинциях штата Ассам. Процесс колонизации штата Ассам был направлен на реструктуризацию общества и монетизацию его экономики, чтобы эффективно служить имперским интересам, что привело к открытию границ для огромного количества иммигрантов [4, а126]. Возникало подавление местных языков и создание искусственных границ
ради упрощенного управления [4, а126]. Возросший спрос на рабочую силу из Бенгалии провоцировал огромный поток иммигрантов, таким образом, коренным жителям штата Ассам пришлось уступить рабочие места иммигрантам из Бенгалии [4, а 127]. Политика открытых дверей, которой придерживались британцы в штате Ассам, могла привести к тому, что местное сообщество будет культурно затоплено или демографически превзойдено численностью доминирующего и многочисленного сообщества иммигрантов [4, а 127]. Огромной проблемой являлось превращение людей, говорящих на ассамском языке, в лингвистическое меньшинство в силу непрекращающихся миграций, а экономические изменения оказали разрушительное влияние на отношения между ассамскими и бенгальскими общинами.
Помимо языкового конфликта, возник и земельный. Новые бенгальские поселенцы получили право собственности на землю, что служило их доходом, в то время как ассамские фермеры не были знакомы с методами коммерческого земледелия и не имели почти никаких денежных доходов [1].
Третья миграционная волна была вызвана условиями Второй мировой войны. Из-за открытия Восточного фронта и активных военных действий со стороны японских подразделений была организована эвакуация из Бирмы и Непала в основном на территорию штата Ассам.
Четвертая волна связана с индусско-мусульманским противостоянием 1940-х годов, когда Британская Индия стояла на породе раздела и не было точного определения, как будет проходить граница будущих государств. Пятая волна миграции возникла посредством освободительной борьбы в Бангладеш в 1970 году. Ее отголоски до сих является камнем преткновения для жителей северо-восточной Индии [7, а 156].
Каждая новая волна приносила новые культурные, этнические, религиозные элементы в ассамское общество. Во многом по этим причинам штат имеет сепаратистские тенденции и постоянные внутренние конфликты. Стоит указать, что Ассамская интеллигенция указывает на «либеральное мировоззрение» народа штата Ассам и его способность принимать в свои ряды людей различных культурных и языковых групп. Наиболее распространенным примером приспособляемости ассамского народа, на который ссылаются ученые, является ассамизация ахомов, пришедших из верхней Бирмы. Ахомы имели свою религию и культуру, при этом правили штатом Ассамом на протяжении практически шести веков (1228-1818гг.), дав штату его нынешнее название [6, а 1264].
Миграционная политика через века
Наплыв нового населения приводит к тому, что на территории, куда стремятся миграционные потоки, будут быстро расходоваться природные ресурсы, возникать высокий уровень маргинализации, что ведет в конечном итоге к истощению территории и падению уровня жизни населения. Если наблюдается такая оживленная миграция, то на по-
добный "вызов" правительство будет вводить ответные меры, ограничивая наплыв мигрантов. Миграционная политика штата Ассам связана с различными проблемами, с которыми пришлось столкнуться коренному населению штата.
Еще в 1920 году была введена "линейная система", которая защищала земли этнических ассамцев и племена от наплыва мигрантов. Но ее функция была чисто символической, так как Британская администрация продолжала поощрять переселение мигрантов в ассамские земли, преимущественно в долине реки Брахмапутры, для получения личной выгоды [1].
Изменение структуры власти в штате Ассам, в следствие обретения независимости, дало коренному населению политические рычаги для контроля над этническим разделением труда, что, в свою очередь, стимулировало конкуренцию и конфликты. Таким образом, с момента обретения независимости в 1947 году желание быть на одном уровне с другими национальностями в Индийском Союзе, которое образовалось вследствие принятия Британским парламентом Акта об индийской независимости 15 августа 1947г., было главной заботой народа штата Ассам [4, c. 128]. По мере роста политической силы, ассамские лидеры среднего класса начали насаждать ассамский национализм практически во всех сферах политической деятельности, а языковая политика превратилась в яблоко раздора между ассамским и бенгальским средним классом [4, c. 129].
Численности иммигрантов и скорость ее увеличения - проблема, являющаяся важным фактором в этническом конфликте в штате Ассам. Неспособность правительства установить эффективный контроль над притоком из государства Бангладеш привело к демографическому дисбалансу в штате Ас-сам[4, c. 130]. После независимости, первый закон, который был принят в связи с этой проблемой, был Закон об иммигрантах 1950г. Национальный реестр граждан (NRC - The National Register of Citizens) должны были сформировать на основе переписи населения в 1951г.[3].
После массовых забастовок против засилья иммигрантами штата, правительство Раджива Ганди подписало с соглашение с лидерами Движения Ассама, за которые выступали организации All Assam Students Union (AASU) и All Assam Gana Sangram Parishad - положив конец волнениям. Согласно так называемому Ассамскому соглашению 1985 года (Assam Accord), иностранцы, въехавшие в Ассам до 25 марта 1971 года, должны были получить гражданство. Также в соглашении указывалось, что границы Ассама будут контролироваться правительством от новых иммигрантов и будет ограничено приобретение недвижимого имущества иностранцами [3].
Если рассматривать современный этап миграционной политики, то так как темпы прироста населения в штате Ассам были намного выше среднего показателя по всей Индии [4, c. 130], для установления баланса в обществе Парламент Индии издал Поправку в 2019 году (Citizenship Amendment Act,
2019 - СAA, 2019), которая, позволяла религиозным меньшинствам из Бангладеш, Пакистана и Афганистана, которые въехали на территорию Индии до 2014 года, получить гражданство. Но мусульмане не включены в поправку, что вызвало широкий резонанс у населения Ассама, где процент мусульманского населения составляет порядка 34%. Протесты прокатились по территории всего Ассама за исключением долины реки Барак, в которой доминирует бенгалоговорящее население. Население других регионов Ассама опасается того, что САА,2019 приведет к тому, что сотни тысяч индусов из Бангладеш буквально затопят общины коренных народов своими языком, культурой и традициями [2].
С приходом нового короновируса в штат Ассам, иммиграция как внутренняя так и внешняя стала гораздо ниже, так как закрытие внешних границ, внутренний локдаун и человеческий фактор обеспечили изменения в миграционных потоках в Ассам.
Заключение
Таким образом, вековые миграционные волны в штат Ассам привели к активному развитию миграционной политики в штате Ассам с середины XX века, приведя ее к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Однако, стоит добавить, что нынешняя миграционная политика штата Ассам имеет свои уникальные возникающие современные проблемы и вопросы, требующие незамедлительных решений, как, например, проблемы мигрантов во время пандемии COVID-19. Во многом стремление Британского правительства получить выгоду от иммигрантов сыграла свою роль в том, что население штата стало еще более этнически и конфессионально разрозненным. Также как и новая Поправка 2019 года в Закон о гражданстве вызвала не только новые протесты в штате Ассам, но усилила сепаратистские тенденции в штате.
Список литературы
1. Arunabh Saisia. Are migrants in Assam forcibly taking over indigenous land? The reality is more complex // Scroll.in. Feb16, 2021. - URL: https://scroll.in/article/950237/are-migrants-in-assam-forcibly-taking-over-indigenous-land-the-reality-is-more-complex. Accessed 19 October 2021.
2. Bikash Singh. Citizenship Amendment Bill: Why Assam is protesting?// The Economic Times. Dec 17, 2019. - URL: https://economictimes.indi-atimes.com/news/et-explains/citizenship-bill-why-is-assam-protesting/articleshow/72483294.cms. Accessed 17 October 2021.
3. Prabhash K. Dutta. What is Assam Accord of 1985 and how amended citizenship law challenges it? // India Today. Dec 13, 2019. - URL: https://www.indiatoday.in/news-analysis/story/what-is-assam-accord-of-1985-and-how-amended-citizenship-law-challenges-it-1627965-2019-12-13. Accessed 18 October 2021.
4. Sandhya Goswami. Ethnic Conflict in Assam // The Indian Journal of Political Science, March 2001, Vol. 62, No.1 (March 2001), pp. 123-137. - URL: https://www.jstor.org/stable/42753657. Accessed 13 October 2021.
5. Srikanth, H. "Who in North-East India Are Indigenous?" // Economic and Political Weekly. - vol. 49, no. 20, 2014, pp. 41-46. JSTOR. - URL: www.jstor.org/stable/24479706. Accessed 17 October 2021.
6. Udayon Misra. «Immigration and Identity Transformation in Assam» // Economic&Political Weekly. - Vol. 34, Issue No. 21, 22 May, 1999. - URL: https://www.epw.in/journal/1999/21/special-arti-cles/immigration-and-identity-transformation-as-sam.html. Accessed 12 October 2021.
7. Upadhayay, Vandana. "Ethnic Polarisation and Human Security: The Case of Migrants in Northeast India." World Affairs: The Journal of International Issues, vol. 12, no. 1, 2008, pp. 152-174. JSTOR. - URL: www.jstor.org/stable/48504877. Accessed 18 October 2021.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВИДЫ ТУРИНДУСТРИИ ШТАТА АССАМ
Мухаметханова А.И., Плотникова А.Д.
Российский государственный гуманитарный университет
HISTORICAL DEVELOPMENT AND TYPES OF TOURISM INDUSTRY OF ASSAM
Mukhametkhanova A., Plotnikova A.
Russian State University for the Humanities
Аннотация
Актуальность исследования определяется текущим развитием туризма в штате Ассам, Индия. В статье анализируются история развития туризма и современные виды туристической области, которые популярны в штате.