Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАН)'

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАН) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
242
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональная политика / межконфессиональные отношения / Индия / индуизм / ислам / дискриминация / радикализм / национализм / confessional politics / interfaith relations / India / Hinduism / Islam / discrimination / radicalism / nationalism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ксения Сергеевна

В статье анализируются межконфессиональные взаимоотношения индусов и мусульман, проживающих на территории Индии. Автор описывает основные вехи исторического развития двух конфессий и их влияние на политическую систему, исследует причины отставания и дискриминации мусульман и их нынешнее социально-экономическое положение. Основной целью статьи является изучение современной конфессиональной политики по отношению к мусульманам под руководством Индийской народной партии (Бхаратии джанаты парти) и Нарендры Моди – премьера-министра Индии. В статье проводится анализ основных направлений деятельности Правительства Индии, уделяется внимание риторике правящей партии и распространению индуистского национализма (строительство индуистского храма на месте разрушенной мечети Бабри). Анализируются предпринятые инициативы в области миграционной политики (внесение поправки в Закон о гражданстве и создание Национального реестра граждан в штате Ассам), межконфессиональных браков (Закон о запрещении незаконного обращения в религию в штате Уттар-Прадеш) и территориального устройства (отмены автономии Джамму и Кашмира).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONFESSIONAL POLITICS IN INDIA (ON THE EXAMPLE OF MUSLIMS)

The article analyzes the interfaith relationship between Hindus and Muslims living in India. The author describes the main milestones in the historical development of the two confessions and their impact on the political system, examines the reasons for the backwardness and discrimination of Muslims and their current socio-economic situation. The main purpose of the article is to study modern confessional policy towards Muslims under the leadership of the Indian People’s Party (Bharatiya Janata Party) and Narendra Modi, Prime Minister of India. The article analyzes the main activities of the Government of India, pays attention to the rhetoric of the ruling party and the spread of Hindu nationalism (the construction of a Hindu temple on the site of the destroyed Babri mosque). It analyzes the initiatives taken in the field of migration policy (amending the Citizenship Law and the creation of the National Register of Citizens in the State of Assam), interfaith marriages (the Law on the Prohibition of Illegal Conversion to Religion in the State of Uttar Pradesh) and territorial structure (abolishing the autonomy of Jammu and Kashmir).

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ (НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАН)»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-427-433 ПЕТРОВА Ксения Сергеевна

аспирант кафедры сравнительной политологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова,

e-mail: petrova_kseniia_93@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ИНДИИ

(НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАН)

Аннотация. В статье анализируются межконфессиональные взаимоотношения индусов и мусульман, проживающих на территории Индии. Автор описывает основные вехи исторического развития двух конфессий и их влияние на политическую систему, исследует причины отставания и дискриминации мусульман и их нынешнее социально-экономическое положение. Основной целью статьи является изучение современной конфессиональной политики по отношению к мусульманам под руководством Индийской народной партии (Бха-ратии джанаты парти) и Нарендры Моди - премьера-министра Индии. В статье проводится анализ основных направлений деятельности Правительства Индии, уделяется внимание риторике правящей партии и распространению индуистского национализма (строительство индуистского храма на месте разрушенной мечети Бабри). Анализируются предпринятые инициативы в области миграционной политики (внесение поправки в Закон о гражданстве и создание Национального реестра граждан в штате Ассам), межконфессиональных браков (Закон о запрещении незаконного обращения в религию в штате Ут-тар-Прадеш) и территориального устройства (отмены автономии Джамму и Кашмира).

Ключевые слова: конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, Индия, индуизм, ислам, дискриминация, радикализм, национализм.

PETROVA Ksenia Sergeevna

Postgraduate student of the Department of Comparative Political Science, Lomonosov Moscow State University

MODERN CONFESSIONAL POLITICS IN INDIA (ON THE EXAMPLE OF MUSLIMS)

Annotation. The article analyzes the interfaith relationship between Hindus and Muslims living in India. The author describes the main milestones in the historical development of the two confessions and their impact on the political system, examines the reasons for the backwardness and discrimination of Muslims and their current socio-economic situation. The main purpose of the article is to study modern confessional policy towards Muslims under the leadership of the Indian People's Party (Bharatiya Janata Party) and Narendra Modi, Prime Minister of India. The article analyzes the main activities of the Government of India, pays attention to the rhetoric of the ruling party and the spread of Hindu nationalism (the construction of a Hindu temple on the site of the destroyed Babri mosque). It analyzes the initiatives taken in the field of migration policy (amending the Citizenship Law and the creation of the National Register of Citizens in the State of Assam), interfaith marriages (the Law on the Prohibition of Illegal Conversion to Religion in the State of Uttar Pradesh) and territorial structure (abolishing the autonomy of Jammu and Kashmir).

Key words: confessional politics, interfaith relations, India, Hinduism, Islam, discrimination, radicalism, nationalism.

Введение. Индия - страна, в которой проживают представители различных наций и религий. На территории страны используются примерно 1562 языка [1]. Основными религиями в Индии являются: индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм. Результаты последней переписи населения в стране, проведенной в 2011 году, показали, что: рост населения в первую оче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

редь характерен для последователей ислама (1991 - 11,7%, 2001 - 13,4%, 2011 - 14,2%); последователей индуизма (1991 - 82,4%, 2001 - 80,5%, 2011 - 79,8%) и сикхизма (1991 - 2%, 2001 - 1,9%, 2011 - 1,7%) стало меньше; стабильным осталось число проживающих в стране христиан (2,3%) [10]. Наиболее противоречивыми в Индии остаются отношения между мусульманами и инду-

сами. Цель статьи - изучить, каким образом проявляется дискриминационная политика правящей партии на сегодняшний момент.

Основная часть. Индуизм, зародившийся из ведических практик XVI—VI вв. до н. э., исповедуют в Индии на сегодняшний момент более 827 млн. человек [19]. Индуизм оказал сильнейшее влияние на социальное устройство страны: сложившаяся кастовая система представляет собой фундамент общественных взаимоотношений и позволяет религии существовать веками. Индуизм также повлиял на все религии, распространившиеся на территории страны, включая ислам и христианство. Отсутствие единой истины в отличие от монотеистических религий позволяет индуизму быть веротерпимой и толерантной религией, сдерживая социальные конфликты [2].

Ислам появился в Индии в VII в. благодаря торговцам; связь же между арабами и индийцами была установлена еще раньше. Уже в IX в. ислам исповедовали примерно 20% населения южной Индии [7], так как данная религия отрицала кастовое деление за счет идеологии эгалитаризма. В процессе своего развития Индия несколько раз находилась под управлением исламских правителей: во время Делийского султаната (1206-1526 гг.) и правления Моголов (1526-1858 гг.). Во время Ост-Индской компании (1600-1874 гг.) индусы прониклись идеями национализма и расовой теории, начали изучать английский язык и познакомились с идеями демократии; мусульмане же, напротив, начали отставать вследствие недоверия к англичанам и новым идеям.

Не последнюю роль в нарастании конфликтного потенциала между двумя религиозными группами сыграло Сипайское восстание (1857-1859 гг.), в котором участвовали и мусульмане, и индусы, однако основная вина была возложена на мусульман. После акта неповиновения мусульмане подверглись дискриминации: их собственность конфисковывалась без объяснения причин, людей вешали и убивали, постепенно мусульман перестали допускать на административные посты [9]. Маргинальное положение мусульман практически не изменилось за последние сто лет: мусульмане отстают как по уровню образования, так и по уровню социально-экономического развития. Процент, занимающих места на государственной службе мусульман, самый низкий по сравнению с другими религиозными группами [13]. Для взаимоотношений между мусульманами и индусами характерны взаимные убийства, погромы и неприязнь, однако благодаря тому, что ислам впитал в себя некоторые суфийские практики и действительно испытал влияние индуизма, масштабный радикализм, вызванный притеснениями, отсутствует.

Постепенное ухудшение межконфессиональных отношений происходило на протяжении всего XX века, однако после разрушения мечети Бабри в штате Айодхья в 1992 году масштабы межконфессиональных погромов значительно увеличились, выросло и число жертв. Несмотря на то, что Индия в соответствии с Конституцией считается светским государством, на деле ярко выраженного разделения между религией и политикой в стране нет. В начале прошлого века в социально-политической сфере появились радикальные организации как со стороны мусульман, так и со стороны индусов: Всеиндийская мусульманская лига (1906 г., со временем представители данной организации начали призывать к созданию отдельного мусульманского государства [18]), Раштрия сваямсевак сангх (РСС, Союз добровольных слуг родины, 1925 г., националистическая организация). Впоследствии появились организации такие, как Исламское движение студентов Индии (1977 г., на сегодняшний момент организация считается террористической, её деятельность находится под запретом) и Вишва Хинду Паришад (Универсальный индуистский совет, 1964 г., националистическая организация). В 1980 году появилась партия Бхаратия джаната партии (БДП, Индийская народная партия), также придерживающаяся идеологии хиндутвы (индуистского национализма).

С 1990 гг. началось расширение влияния радикальной идеологии на основе индуизма и национализма в обществе. Исследователи называют данный процесс «шафранизацией» [5]. Исламофобия и продолжающаяся дискриминация мусульман Индии являются характеристиками современной конфессиональной политики. Христиане также опасаются за своё будущее вследствие активности националистических организаций в первую очередь РСС. Сикхи, джайны и буддисты считаются частью Индии, так как их вера зародилась на территории страны, и поэтому они не подвергаются нападкам. Современная конфессиональная политика, осуществляющаяся премьер-министром Нарендрой Моди, находится под влиянием националистической идеологии. Нарен-дра Моди - лидер партии Бхаратия джаната партии (Индийская народная партия), занимал пост главного министра штата Гуджарат с 2001 по 2014 гг., стал премьер-министром страны в 2014 году. Политик присоединился к организации РСС в молодости, во время выборов на пост главного министра штата Гуджарат организация проводила активную агитацию. На сегодняшний момент многие члены кабинета министров Индии являются членами данной националистической организации [12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Н. Моди привлекает избирателей благодаря продвижению экономических интересов страны. Основными проблемами, препятствующими развитию страны, по его мнению, являются коммуна-лизм, кастовое деление, коррупция, проблемы с водой и логистикой, отсутствие санитарной инфраструктуры и бедность. Премьер призывает индийцев объединиться и действовать как единая «команда Индии». Программа Моди логична, однако конфессиональная политика в долгосрочной перспективе может вызвать проблемы.

Конфессиональная политика за время правления Н. Моди характеризуется использованием исламофобской риторики и попытками изменить исторические факты, дискриминационной миграционной политикой, порицанием межконфессиональных браков. В 2019 году была отменена автономия Джамму и Кашмира, что было крайне негативно воспринято мусульманами.

В области политической риторики сторонники хиндутвы (индуистского национализма) нередко противопоставляют мусульман и индусов: мусульмане предстают антагонистами, варварами, которые остановили историческое развитие Индии после исламского завоевания. Взаимоотношения двух конфессий находятся в рамках иерархической модели, где на вершине иерархии стоят индусы, а в подчиненном положении -мусульмане. В реальности же мусульмане внесли значительный вклад в экономическое и культурное развитие страны: правители Делийского султаната модифицировали налоговую, монетарную, судебную политику; были изобретены новые архитектурные техники, появился индо-исламский стиль [20]; Моголы совершали попытки интеграции индусов и мусульман в единое государство, однако национальный и языковой разброс не позволил им это осуществить [17].

Официальная же точка зрения искажает историческую правду за счет замалчивания заслуг мусульман. Исламская история Индии интерпретируется как эпоха «порабощения» нации. Н. Моди в своей речи не использует открытую пропаганду превосходства индуистской расы, однако он заявляет, что индийские мусульмане представляют собой патриотов родины и преимущественно не участвуют в террористических организациях только благодаря тому, что на них оказывает влияние суфизм (мистическое направление в исламе), и они унаследовали черты индуизма. Мусульмане мирно настроены, так как они являются «индийскими мусульманами» и подвержены влиянию индийских культурных традиций. В соответствии с его риторикой именно индуизм сделал из мусульман добропорядочных граждан страны, и мирный ислам был бы невозможен без его контакта с индуизмом [23].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

В области миграционной политики правящей партии необходимо отметить несколько важных моментов: внесение поправки в Закон о гражданстве в 2019 году и создание Национального реестра граждан. Поправка в Закон о гражданстве была внесена Правительством Индии для того, что ускорить процесс получения гражданства мигрантами из Пакистана, Афганистана и Бангладеш, которые подверглись преследованиям в других странах и проживали в Индии без документов в качестве нелегалов. Индусам, сикхам, парси, буддистам и христианам, въехавшим в страну до 31 декабря 2014 года, можно подавать документы на получение гражданства, то есть через 6 лет проживания в стране в отличие от стандартной процедуры получения гражданства через 12 лет. Закон называют антимусульманским, потому что мусульмане не были включены в данный список. Власти утверждают, что мусульмане не подвергаются преследованиям в странах с мусульманским большинством, однако, на самом деле, с дискриминацией сталкиваются шииты, мусульмане-ро-хинджа, сторонники секты Ахмадие. Правительство Индии считает, что мусульмане могут искать убежище в мусульманских странах, однако Соня Ганди, лидер одной из основных партий Индии -Индийского национального когресса - заявила, что принятие поправки - «темный день в конституционной истории Индии, и он знаменует победу ограниченных и фанатичных сил над плюрализмом Индии». Закон не будет распространяться в автономных районах с преобладанием племен в Ассаме, Мегхалае, Трипуре и Мизораме, а также в штатах внутренней линии: Аруначал-Прадеше, Нагаленде и Мизораме [11, 14].

Помимо внесенной в Закон о гражданстве поправки в Ассаме был создан Национальный реестр граждан, который представляет собой список граждан, которые прибыли в штат до 24 марта 1971 года (за день до того, как Бангладеш провозгласил независимость от Пакистана). Если гражданин не включен в список, то ему необходимо подтвердить свое гражданство в течение 120 дней. Цель реестра - выявить нелегальных мигрантов, однако он является спорным механизмом выявления мигрантов в силу того, что, если гражданин не сможет доказать свое гражданство, то он может быть отправлен в тюрьму или временные лагеря, которые были построены специально для этой цели. В 2018 годе вне реестра находились 4 млн. человек, в 2019 - 1,9 млн. Сложностью для людей является то, что они не всегда могут собрать все необходимые для подтверждения гражданства документы, что приводит к ошибкам и заключению невиновных людей. По мнению исследователей, данная политика направлена на выявление в первую очередь нелегальных мусуль-

ман и приводит к их дискриминации. Мусульмане составляют 34,22% населения Ассама в соответствии с переписью 2011 года [6], при этом считается, что во время войны за независимость Бангладеш в Индию приехали около 10 млн. мигрантов. Между жителями штата и мигрантами периодические происходят столкновения^, 21].

Следующее направление политики - борьба с межконфессиональными браками вследствие исламофобской теории под названием «любовный джихад». Националисты считают, что мусульмане специально распространяют ислам через брак. В соответствии с данной верой оба человека должны исповедовать ислам, поэтому, если один из пары исповедует индуизм, то он обязан обратиться в ислам. Из-за таких браков (хоть и не таких частых на сегодняшний момент) правительство штата Уттар-Прадеш приняло Закон о запрещении незаконного обращения в религию в 2020 году. В соответствии с данным Законом пары из разных конфессиональных групп обязаны уведомить о своем решении окружного судью (отвечает за район и обладает значительными исполнительными и юридическими полномочиями) за два месяца до вступления в брак. Судья имеет право решать, было ли обращение в другую религию законным или нет: в случае, если доказывается принуждение по отношению к одному из супругов, то виновному грозит тюремное заключение до 10 лет лишения свободы. На данном этапе остается неясным, каким санкциям могут подвергнуться мусульманские женщины, выходящие замуж за индусов. Следуя за примером штата Уттар-Пра-деш, еще четыре штата вводят аналогичный закон, также несколько других рассматривают возможность о его принятии. Похожие законы существовали и существуют в Индии и до введения данного Закона (в семи штатах запрещено менять религию) [3], однако так или иначе такое законодательство ограничивает свободу выбора людей [22].

В соответствии со статьей 370 Конституции Индии штат Джамму и Кашмир имел широкую автономию, однако после 2019 года стал союзной территорией, подконтрольной центру. Для мусульман, проживающих в штате, статья в большей степени была символичной и имела, скорее, эмоциональное воздействие, однако отмена вызвала массовое негодование и привела к тому, что люди потеряли уверенность в будущем. Причинами послужило то, что центральное Правительство не проводит информационную кампанию, направленную на интеграцию граждан Джамму и Кашмира; в регионе образовался политический вакуум вследствие того, что большое количество представителей прокашмирских партий было посажено в тюрьму; люди полгода провели без Интер-

нета, а полтора - с ограниченной скоростью передачи данных из-за чего многие потеряли бизнес, а студенты не смогли достойно подготовиться и сдать государственные экзамены. Основными причинами отмены статьи были противодействие коррупции и борьба с терроризмом. Действительно, в краткосрочной перспективе количество террористов на территории региона резко сократилось, однако, если Центр не изменит свою стратегию по отношению к мусульманам союзной территории, в долгосрочной перспективе ситуация может снова усугубиться [24].

В 2020 году стало известно, что Н. Моди заложил индуистский храм на месте разрушенной в 1992 году мечети Бабри, простоявшей на том месте с 1528 года. После данного события юридические споры по поводу принадлежности места шли в течение 30 лет - итогом стало то, что в 2019 году Верховный суд страны принял решение отдать спорную территорию индусам, для мусульман же выделили другой участок для постройки мечети. По мнению профессора политологии университета Ашока, Пратапа Бхану Мехты, Н. Моди, выполнив все необходимые религиозные обряды во время освящения места строительства храма, присвоил себе роль, традиционно принадлежащую только индуистским королям, а также укрепил свою политическую власть и поддержал идею превосходства индуизма. По мнению исследователя, «индуизм явно стал политической религией» [15].

В 2017 году Мусульманский национальный форум (организация, созданная в 2002 году и вдохновленная идеями индуистского национализма с помощью РСС, для установления контакта с мусульманским сообществом) выступил с инициативой о просвещении мусульман. В процессе общенациональной кампании мусульманам рассказывали о новых интерпретациях Корана, используя индуистскую риторику. Так, «просветители», например, утверждали, что коровье молоко обладает целебные свойствами [16].

Заключение. Таким образом, межконфессиональные отношения между индусами и мусульманами, проживающими в Индии, можно считать напряженными. Данная ситуация начала складываться примерно 150 лет назад, а после появления двух независимых государств усугубилась. На сегодняшний момент мусульмане испытывают дискриминацию в разных областях социальной и экономической жизни в особенности после очередного прихода к власти БДП и премьера-министра Н. Моди. С одной стороны, политику Н. Моди можно оправдать в силу того, что в процессе человеческого развития титульные нации нередко использовали тиранию в отношении меньшинств, которые выбивались из общей картины, с целью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

социально-политической унификации и поддержания национальной стабильности. Кроме того, Н. Моди отличается своей продуманной в области экономики политикой. С другой стороны, достаточно «жесткая» конфессиональная политика в долгосрочной перспективе может привести к радикализации мусульманского населения Индии.

Список литературы:

[1]. Горохов С.А. Религиозный фактор в политической жизни современной Индии // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. - С. 6.

[2]. Горохов С.А. Роль индуизма в общественно-политической жизни Индии // Преподаватель XX ВЕК. 2011. - С. 266-272.

[3]. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Формирование конфессионального пространства Индии: опыт историко-географического анализа // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. - С. 79-96.

[4]. Нарендра Моди заложил индуистский храм, несмотря на карантин [Электронный ресурс] / BBC News. - Режим доступа: https://www.bbc. com/russian/news-53664949 (дата обращения: 20.05.2021).

[5]. Смирнова Е.В. Религия и политические технологии в Индии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. I. - C. 189-194.

[6]. Agarwala T. Online 'census' for Assamese Muslims launched by indigenous associations [Электронный ресурс] / The Inidian Express. - Режим доступа: https://indianexpress.com/article/north-east-india/assam/online-census-for-assamese-muslims-launched-by-several-indigenous-associations-7275481/ (дата обращения: 20.05.2021).

[7]. Arshad Islam, The Spread of Islam in India and Southeast Asia. - International Islamic University Malaysia, April 2017, P.56-77.

[8]. Assam NRC: What next for 1.9 million 'stateless' Indians? [Электронный ресурс] / BBC News. - Режим доступа: https://www.bbc.com/ news/world-asia-india-49520593 (дата обращения: 20.05.2021).

[9]. Belmekki Belkacem, The Impact of British Rule on the Indian Muslim Community in the Nineteenth Century. - Revista de filología inglesa, 2007, N.28, P. 27-46.

[10]. Census 2011 shows Islam is the fastest growing religion in India [Электронный ресурс] / Mint. Режим доступа: https://www. livemint.com/Politics/XkVYBX2IaBk5Sqf8yr2XMM/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Hindu-population-declined-Muslims-increased-2011 -census.html (дата обращения: 18.05.2021).

[11]. Citizenship (Amendment) Act 2019: What is it and why is it seen as a problem [Электронный ресурс] / The Economic Times. - Режим доступа: https://economictimes.indiatimes.com/news/ et-explains/citizenship-amendment-bill-what-does-it-do-and-why-is-it-seen-as-a-problem/ articleshow/72436995.cms.

[12]. Frayer L., Khan Furkan Latif, The Powerful Group Shaping The Rise Of Hindu Nationalism In India [Электронный ресурс] / Npr. - Режим доступа: https://www.npr.org/2019/05/03/706808616/the-powerful-group-shaping-the-rise-of-hindu-nationalism-in-india (дата обращения: 18.05.2021).

[13]. Ghosh A. Muslim working proportion lowest among communities [Электронный ресурс] / The Indian Express. - Режим доступа: https:// indianexpress.com/article/india/india-news-india/ muslim-working-proportion-lowest-among-communities/ (дата обращения: 18.05.2021).

[14]. Indian citizenship law discriminatory to Muslims passed [Электронный ресурс] / The Guardian. - Режим доступа: https://www. theguardian.com/world/2019/dec/11/india-to-bring-in-law-denying-citizenship-to-muslim-migrants (дата обращения: 20.05.2021).

[15]. Kazmin A. Modi leads ceremony to build Hindu temple on site of razed mosque [Электронный ресурс] / Financial Times. - Режим доступа: https:// www.ft.com/content/acc8fe4a-d366-40ac-bebe-d898e3f9e490 (дата обращения: 20.05.2021).

[16]. Madan O. Opinion: How India's BJP cultivated a Muslim front for its Hindu nationalism [Электронный ресурс] / The Washington Post. -Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/ opinions/2019/05/30/how-indias-bjp-cultivated-muslim-front-its-hindu-nationalism/ (дата обращения: 20.05.2021).

[17]. Mughal dynasty, India [1526-1857] [Электронный ресурс] / Encyclopaedia Britannica. -Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/ Mughal-dynasty (дата обращения: 20.05.2021).

[18]. Muslim League, Indian Muslim group [Электронный ресурс] / Britannica. - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/Muslim-League (дата обращения: 18.05.2021).

[19]. Population by religious communities [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https:// censusindia.gov.in/Census_Data_2001/Census_ data_finder/C_Series/Population_by_religious_ communities.htm (дата обращения: 18.05.2021).

[20]. Rana V. The Rise and fall of the Delhi Sultanate [Электронный ресурс] / History Discussion. - Режим доступа: https://www.historydiscussion. net/history-of-india/the-rise-and-fall-of-the-delhi-sultanate/2020 (дата обращения: 20.05.2021).

[21]. Singh Rangi Yogender, Illegal Migration from Bangladesh and Its Impact on India's Internal Security. Conference «India's Internal Security», 2020. Pp. 8.

[22]. The problem with India's 'love jihad' laws [Электронный ресурс] / The Conversation. - Режим доступа: https://theconversation.com/the-problem-with-indias-love-jihad-laws-152675 (дата обращения: 20.05.2021).

[23]. Waikar P. Reading Islamophobia in Hindutva: An Analysis of Narendra Modi's Political Discourse. - Islamophobia Studies Journal , Vol. 4, No. 2 (Spring 2018), pp. 161-180.

[24]. Wani A. Life in Kashmir after Article 370 [Электронный ресурс] / Observer Research Foundation. - Режим доступа: https://www.orfonline. org/research/life-in-kashmir-after-article-370-60785/ (дата обращения: 20.05.2021).

Spisok literatury:

[1]. Gorokhov S.A. Religioznyy faktor v politich-eskoy zhizni sovremennoy Indii [Religious factor in political life of modern India] // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adyghe State University]. 2011. - Pp. 6.

[2]. Gorokhov S.A. Rol' induizma v obshchest-venno-politicheskoy zhizni Indii [The role of Hinduism in the social and political life of India] // Prepodavatel' XX VEK [Teacher of the XX CENTURY]. 2011. - Pp. 266-272.

[3]. Gorokhov S.A., Dmitriyev R.V. Formirovaniye konfessional'nogo prostranstva Indii: opyt istoriko-ge-ograficheskogo analiza [Formation of the confessional space of India: the experience of historical and geographical analysis] // Chelovek: Obraz i sushch-nost'. Gumanitarnyye aspekty [Man: Image and essence. Humanitarian aspects]. 2019. - Pp. 79-96.

[4]. Narendra Modi zalozhil induistskiy khram, nesmotrya na karantin [Elektronnyy resurs] / BBC News. Rezhim dostupa: https://www.bbc.com/ russian/news-53664949 (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[5]. Smirnova Ye.V. Religiya i politicheskiye tekhnologii v Indii [Religion and political technologies in India] // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvove-deniye [Historic, philosophic, political, and legal sciences, cultural studies and art history]. Voprosy teorii i praktiki Tambov: Gramota [Questions of theory of practice, Tambov ]. 2015. № 12 (62): № 4. V. I. -Pp. 189-194.

[6]. Agarwala T. Online 'census' for Assamese Muslims launched by indigenous associations [Elektronnyy resurs] / The Inidian Express. - Rezhim dostupa: https://indianexpress.com/article/north-east-in-dia/assam/online-census-for-assamese-mus-

lims-launched-by-several-indigenous-associa-tions-7275481/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[7]. Arshad Islam, The Spread of Islam in India and Southeast Asia. - International Islamic University Malaysia, April 2017, P.56-77.

[8]. Assam NRC: What next for 1.9 million 'stateless' Indians? [Elektronnyy resurs] / BBC News. Rezhim dostupa: https://www.bbc.com/news/ world-asia-india-49520593 (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[9]. Belmekki Belkacem, The Impact of British Rule on the Indian Muslim Community in the Nineteenth Century. - Revista de filología inglesa, 2007, N.28, P. 27-46.

[10]. Census 2011 shows Islam is the fastest growing religion in India [Elektronnyy resurs] / Mint. Rezhim dostupa: https://www.livemint.com/ Politics/XkVYBX2IaBk5Sqf8yr2XMM/Hindu-popula-tion-declined-Muslims-icreased-2011-census.html (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[11]. Citizenship (Amendment) Act 2019: What is it and why is it seen as a problem [Elektronnyy resurs] / The Economic Times. - Rezhim dostupa: https://economictimes.indiatimes.com/news/ et-explains/citizenship-amendment-bill-what-does-it-do-and-why-is-it-seen-as-a-problem/articlshow/ 72436995.cms (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[12]. Frayer L., Khan Furkan Latif, The Powerful Group Shaping The Rise Of Hindu Nationalism In India [Elektronnyy resurs] / Npr. - Rezhim dostupa: https://www.npr.org/2019/05/03/706808616/ the-powerful-group-shaping-the-rise-of-hindu-nation-alism-in-india (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[13]. Ghosh A. Muslim working proportion lowest among communities [Elektronnyy resurs] / The Indian Express. - Rezhim dostupa: https://indianex-press.com/article/india/india-news-india/mus-lim-working-proportion-lowest-among-communities/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[14]. Indian citizenship law discriminatory to Muslims passed [Elektronnyy resurs] / The Guardian. - Rezhim dostupa: https://www.theguardian.com/ world/2019/dec/11/india-to-bring-in-law-denying-citi-zenship-to-muslim-migrants (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[15]. Kazmin A. Modi leads ceremony to build Hindu temple on site of razed mosque [Elektronnyy resurs] / Financial Times. - Rezhim dostupa: https://www. ft.com/content/acc8fe4a-d366-40ac-bebe-d898e3f9e490 (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[16]. Madan O. Opinion: How India's BJP cultivated a Muslim front for its Hindu nationalism [Elektronnyy resurs] / The Washington Post. - Rezhim dostupa: https://www.washingtonpost.com/opin-ions/2019/05/30/how-indias-bjp-cultivated-mus-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

lim-front-its-hindu-nationalism/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[17]. Mughal dynasty, India [1526-1857] [Elek-tronnyy resurs] / Encyclopaedia Britannica. -Rezhim dostupa: https://www.britannica.com/topic/ Mughal-dynasty (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[18]. Muslim League, Indian Muslim group [Ele-ktronnyy resurs] / Britannica. - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/Muslim-League (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[19]. Population by religious communities [Elek-tronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://censusin-dia.gov.in/Census_Data_2001/Census_data_find-er/C_Series/Population_by_religious_communities. htm (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[20]. Rana V. The Rise and fall of the Delhi Sultanate [Elektronnyy resurs] / History Discussion. -Rezhim dostupa: https://www.historydiscussion.net/ history-of-india/the-rise-and-fall-of-the-delhi-sultan-ate/2020 (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[21]. Singh Rangi Yogender, Illegal Migration from Bangladesh and Its Impact on India's Internal Security. Conference «India>s Internal Security», 2020. Pp. 8.

[22]. The problem with India's 'love jihad' laws [Elektronnyy resurs] / The Conversation. -Rezhim dostupa: https://theconversation.com/the-problem-with-indias-love-jihad-laws-152675 (data obrashcheniya: 20.05.2021).

[23]. Waikar P. Reading Islamophobia in Hin-dutva: An Analysis of Narendra Modi's Political Discourse. - Islamophobia Studies Journal , Vol. 4, No. 2 (Spring 2018), pp. 161-180.

[24]. Wani A. Life in Kashmir after Article 370 [Elektronnyy resurs] / Observer Research Foundation. - Rezhim dostupa: https://www.orfonline.org/ research/life-in-kashmir-after-article-370-60785/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.