Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЛАКАТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПЛАКАТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Азербайджан / плакат / период независимости / тематика / проблема / лаконизм / минимализм. / Azerbaijan / poster / period of independence / theme / problem / laconicism / minimalism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хаяля Нусрат Гызы Юсифова

Статья посвящена проблеме развития азербайджанского плаката, прошедшего длительный пери-од развития. Особое внимание уделяется творчеству современных художников, плакаты которых со-зданы в период независимости Азербайджана. Отмечается, что плакатное искусство современного Азербайджана находится под прямым влиянием политических, экономических и повседневных событий и воплощает дух и проблемы времени. Современный азербайджанский плакат отражает не только внутренние, но и международные проблемы. В творчестве этого периода проявляются такие характе-ристики плакатных произведений, как лаконизм, простота выразительных средств, минимализм, симво-лический подход и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POSTER IN AZERBAIJAN DURING THE INDEPENDENCE PERIOD

The article is devoted to the problem of the development of the Azerbaijani poster, which has gone through a long period of development. Particular attention is paid to the work of contemporary artists whose posters were created during the period of Azerbaijan’s independence. It is noted that the poster art of modern Azerbaijan is under the direct influence of political, economic and everyday events and embodies the spirit and problems of the time. A modern Azerbaijani poster reflects not only domestic, but also international problems. In the work of this period, such characteristics of poster works as laconicism, simplicity of expressive means, minimalism, symbolic approach, etc. are manifested.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЛАКАТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ»

ART

УДК 745/746

Хаяля Нусрат гызы Юсифова диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2024-10203-9-11 РАЗВИТИЕ ПЛАКАТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Khayala Nusrat gizi Yusifova

dissertation candidate at the Azerbaijan State

Academy of Arts

DEVELOPMENT OF POSTER IN AZERBAIJAN DURING THE INDEPENDENCE PERIOD

Аннотация.

Статья посвящена проблеме развития азербайджанского плаката, прошедшего длительный период развития. Особое внимание уделяется творчеству современных художников, плакаты которых созданы в период независимости Азербайджана. Отмечается, что плакатное искусство современного Азербайджана находится под прямым влиянием политических, экономических и повседневных событий и воплощает дух и проблемы времени. Современный азербайджанский плакат отражает не только внутренние, но и международные проблемы. В творчестве этого периода проявляются такие характеристики плакатных произведений, как лаконизм, простота выразительных средств, минимализм, символический подход и т.д.

Abstract.

The article is devoted to the problem of the development of the Azerbaijani poster, which has gone through a long period of development. Particular attention is paid to the work of contemporary artists whose posters were created during the period of Azerbaijan's independence. It is noted that the poster art of modern Azerbaijan is under the direct influence of political, economic and everyday events and embodies the spirit and problems of the time. A modern Azerbaijani poster reflects not only domestic, but also international problems. In the work of this period, such characteristics of poster works as laconicism, simplicity of expressive means, minimalism, symbolic approach, etc. are manifested.

Ключевые слова: Азербайджан, плакат, период независимости, тематика, проблема, лаконизм, минимализм.

Keywords: Azerbaijan, poster, period of independence, theme, problem, laconicism, minimalism.

Один из распространенных видов изобразительного искусства, плакат появился в Средние века. Этот вид искусства, быстро распространившийся по Европе, получил более широкое развитие во Франции в конце XIX века. Немецкое «плакат» от французского слова «плакат» означает объявление, плакат. В начале своего создания он использовался для проведения кампаний, рекламы и предоставления информации. Плакат, который обычно вывешивают в общественных местах, на людных улицах, в разные времена и структуры претерпевал изменения. Поначалу плакат, служивший интересам общества, нации, какого-либо учреждения, использовался и в России. За годы советской власти направление полностью изменилось. Политические плакаты, модные в Советской России, распространились по всем союзным республикам. Уже в это время плакат имел характер лозунга, поскольку отошел от своих жанровых особенностей и превратился в политическую трибуну.

Азербайджанский плакат имеет богатые традиции и высокие достижения в этой области. Отражающий жизнь страны как зеркало времени, азербайджанский плакат в своем развитии переживал периоды взлетов и падений в зависимости от роли,

отведенной ему ходом социального развития в обществе. В начале прошлого века памятными графическими работами в жанре плаката были плакаты А.Азимзаде, И.Ахундов, Г.Халыгов и др. В последующие годы Э.Шахтахтинская, Х.Назаров, О.Садыгзаде, Дж. Гасымов, А. Азизов и другие художники создали ряд работ в области плаката.

До Второй мировой войны плакат в Азербайджане находился в очень унылом, практически полностью политизированном состоянии. Отдельные идеи из докладов и выступлений советских партийных руководителей были написаны красочными буквами и вывешены в различных общественных местах в виде плакатов. Иногда по этим идеям рисовались разные картины. Лишь после начала войны начался новый этап в жанре плаката. Как и во всех творческих сферах, в плакатах нашли отражение темы патриотизма, ненависти к фашизму, чувства веры в победу. В то время большое влияние имели эти плакаты с надписью: «Все для фронта, все для победы!» висели практически повсюду.

Со временем облик плакатов снова изменился. В частности, на плакате вновь появились искусственные лозунги, патетические выражения и цифры, отражающие гонку за социализм. Таким об-

лят / «шишйупум-даушаи» #тдаш, 2024

10

разом, это графическое искусство, являющееся одним из важных видов искусства, начало умирать. Однако художественный плакат должен иметь совсем другую особенность, афоризм изобразительного искусства, как говорят художники. Каждый зритель, смотрящий на плакат, должен сразу понять, что хочет сказать художник. Художественный плакат должен иметь идею.

Сегодня ситуация совершенно иная. Независимость нашей страны создала новую ситуацию для развития многопартийной системы, организации рыночной экономики. В результате краха устаревших идеологических структур государства в напряженный период восстановления нашей страны плакатное искусство Азербайджана остается «бесхозным» и вынуждено писать свою новую историю в одиночку и с «белого листа». Плакату не было места в новом независимом государственном истеблишменте, поэтому существовала опасность, что плакат придет в упадок и станет ненужным. В результате художники плакатисты начали «переходить» в другие области изобразительного искусства, которые в силу своей отстранённости от политики сохранили свой авторитет больше, чем плакат, и были востребованы. В наше время плакату пришлось обрести новый смысл. Сегодня можно с уверенностью сказать, что азербайджанский плакат вдохнул новую жизнь, повысился его профессиональный уровень, расширилась тематика современного азербайджанского плаката. Снова появились рекламные плакаты, создан ряд блестящих работ. Работы плакатистов, представленные на конкурс «Азербайджан сегодня», отразили объективную картину развития плаката на протяжении 10 лет. Первый конкурс плакатов, организованный Бакинским Центром Искусств совместно с Каспийско -Американской нефтяной компанией «Юнокол», состоялся в 1994 году. В новом независимом государстве все еще продолжалась борьба между новым и старым, а карабахская проблема превращалась в международную проблему. В данном случае идея независимости и национального единства была единственным фактором единства нации.

Одним из плакатов, который привлек внимание своей лаконичной мыслью и оригинальностью выражения, стал плакат «Семя независимости» художника Фикрета Алекперова. Плакат художественно отражает изящный «росток независимости», пробившийся из железобетонной конструкции. Однако если присмотреться внимательно, то можно понять, что цветок находится под оптическим прицелом пистолета, а на плакате явно видна угроза нашей независимости.

1999 год стал последним годом ХХ века, и Азербайджан, как и другие страны, стоял на пороге нового тысячелетия. Лучшие надежды и пожелания народа были связаны с новым - XXI веком. Это отражено в лучших плакатах 1999 года. Идея часов, отсчитывающих последние секунды богатого на политические и социальные потрясения XX века, была очень популярна среди художников-плакатистов, мыслящих символами. Плакаты Вугара Али «На пути к новому веку» и Кирмана Абди «Стрелки

часов разделяют прошлое и будущее» являются яркими примерами своеобразного выражения этой идеи.

В первые годы XXI века основными темами в жанре плаката были важность заботы о памятниках культуры, защиты исторических зданий и передачи их будущим поколениям. Поскольку актуальной темой плакатов этого периода было сохранение и уход за историческими памятниками, то созданные на эту тему плакаты как бы образовывали серию. В то же время тот факт, что загрязнение окружающей среды, созданное в экологической сфере, ради получения дохода или просто из-за безразличия, стало серьезно наносить ущерб экосистеме страны, заставило художников еще больше задуматься об этом. Плакат Вугара Али 2000 года (2000, 70х50) занимает особое место среди работ, созданных на эту тему. Актуальностью выделяется оптимистически смотрящий на будущее Баку плакат Миразера Аб-дуллаева «Вчера, сегодня, завтра». Яркие, живые плакаты этого периода привлекают внимание к различным сферам культурной жизни страны, негативным событиям, произошедшим в работе по охране культурных ценностей.

Большинство зданий, построенных в начале 2000-х годов, изменили уникальный архитектурный облик города. Это изменение стало одной из самых актуальных проблем, беспокоящих как население, так и создателей. Плакатом «Не оставляйте эту клетку пустой» (2000, 90х60) Миразер Абдул-лаев демонстрирует свой подход к этой проблеме, выдвигая идеи повышения архитектурного уровня городских зданий, создания образцов современного дизайна при сохранении национальной атмосферы. В работе «Познай цену Баку» (2000, 90х60) художник затрагивает проблему охраны памятников культуры Баку и подчеркивает важность бережного отношения к архитектурным образцам, формирующим неповторимый облик города. Особенно отличается оригинальным подходом работа Кирмана Абди, посвящённая этой теме «Кто проиграл в этой игре, тот и выиграл» (2000, 90х60). Включая пешки и королевские фигуры в пространство, разделенное шахматными шашками, он словно сравнивает разницу между древними зданиями с высоким уровнем архитектуры и современными зданиями, наспех построенными по их образу. Примечательна также созданная в этом плане серия Эльдара Маме-дова «Исторические памятники». Проблеме защиты исторических памятников посвящен и один из плакатов Рамиля Алиева «Защитим» (2002, 70х100). Плакат Лалы Алескеровой «Защитим наши корни» наполнен декоративным силуэтом Ичери Шехер, исторической части Баку, объявленной «музеем под открытым небом», с безликими зданиями и «игрушечными домиками». Но построены они не из игральных карт, а из банкнот. Перед лицом абсолютной власти денег и золота даже исторические памятники не выживают. Это демонстрация того, что моральные устои общества рушатся. На плакате преувеличенно изображены виллы «новых азербайджанцев», у которых нет ограничений в деньгах в городе-заповеднике.

Среди плакатов 2002 года встречаются интересные плакаты, освещающие различные стороны

современной азербайджанской действительности. Большинство этих плакатов были посвящены теме Карабаха и защите памятников культуры. Лучшим плакатом 2002 года стали плакаты Вугара Али, посвященные Шуше - колыбели азербайджанской культуры. Плакаты Миразера Абдуллаева, Этибара Назарова и Рамиля Алиева привлекают внимание к плачевному состоянию архитектурных памятников.

Среди этих плакатов Б.Керимова (2003 год) оригинальной композицией и выразительной техникой выделяется плакат «Нефть - наше национальное богатство». «Баку-Джейхан - стройка века». В этих плакатах художник успешно использовал последние достижения современной компьютерной графики и сумел создать привлекательные и интересные пропагандистские плакаты. Эти плакаты подобраны по композиционному построению, светоцветовым эффектам.

В то время, когда ущерб, наносимый экологической среде в мире, увеличивается с каждым годом, стало очень важным предотвратить загрязнение лесов, воды и воздуха и помочь реально изменить эту ситуацию. С этой точки зрения совсем неудивительно, что экология стала главной темой традиционного конкурса плакатов «Азербайджан сегодня» в 2001 году. Плакаты Миразера Абдуллаева «Каспийские беженцы» (2001, 90х60) и «Он тоже живое существо» (2001, 60х90) завоевали первую премию на этом конкурсе. Его работа «Все начинается с этого» (2001, 90х60) подчеркивает влияние человеческого фактора на загрязнение окружающей среды в городской среде. Плакат Назима Мамедова «SOS» (2001, 60х90) посвящен загрязнению Каспийского моря и угрозе уничтожения его флоры и фауны («Факты мартовского геноцида» на выставке книг и плакатов, 2010). Плакат «SOS» Хафиза Насыроглу рассказывает о загрязнении природы в результате выброса в атмосферу токсичных газов различными фабриками и заводами.

Первое десятилетие 2000-х характеризуется появлением ряда предупреждающих плакатов о наркомании и подобных темах, а также множество примеров, посвященных таким проблемам, как права детей и женщин, насилие, нефть, национальная музыка, театр. Результатом конкурса плакатов «Паралимпийское движение», проведенного в 2005 году в связи с 10-летием Национального Паралим-пийского комитета Азербайджана, были созданы красочные произведения, посвященные спортивной теме. Положительное влияние на темы творцов оказывает и объявление 2007 года годом молодежи.

А начиная с 2010 года наблюдается значительное снижение количества социально ориентированных плакатов. Напротив, образцы, посвященные области театра и кино, продолжают свое развитие, особенно культурные мероприятия, спектакли и концерты этого года создают благоприятные условия для развития рекламных плакатов в этот период.

Предотвращение вывоза людей за границу с ложными обещаниями и дальнейшей эксплуатацией по мечту прибытия стало одним из важных вопросов на международной арене. С этой целью

Международная организация по миграции ООН (Международная организация по миграции) поручает Миразеру Абдуллаеву создать образовательные и предупредительные плакаты в этой сфере. К этой серии относятся такие работы художника, как «Женщина» (2013) и «Не попадайтесь в сети торговцев людьми» (2014). Одним из важных событий с точки зрения развития этого искусства стало объявление независимой некоммерческой организацией, базирующейся в Париже, в 2015 году международного конкурса плакатов «Плакат завтрашнего дня». Наряду с творцами из многих стран мира, М. Абдуллаев также принял участие в этом конкурсе и его работы вошли в число 100 лучших плакатов.

За рассматриваемый период история азербайджанского плаката обогатилась новыми исследованиями и оригинальными находками. Плакаты этого периода отличаются тем, что поднимают более острые, важные и болезненные проблемы. Это позволяет утвердить этот вид искусства как неотъемлемую часть демократического процесса.

В целом в 2000-е годы мы наблюдаем возникновение различных стилей и отдельных аспектов в азербайджанском плакате, дальнейшее совершенствование технических возможностей и средств исполнения наших плакатистов. События последних лет, особенно глобальная пандемия, такие вопросы, как освобождение наших оккупированных земель, меняют повседневную жизнь, заботы и образ жизни людей, а также оказывают влияние на искусство. Эти события занимают особое место среди основных тем плакатов, созданных с 2020 года.

Таким образом, искусство, особенно плакатное, находится под прямым влиянием политических, экономических и повседневных событий и воплощает дух и проблемы времени. Современный азербайджанский плакат отражает не только внутренние, но и международные проблемы. В творчестве этого периода проявляются такие характеристики плакатных произведений, как лаконизм, простота выразительных средств, минимализм, символический подход и т.д. В целом азербайджанское плакатное искусство со времени своего создания до наших дней претерпело большое развитие, значительно расширилось в плане приемов, средств выразительности и тематики.

Литература:

1. Гаджиев П. Азербайджанская Советская графика. Баку: изд-во АН Азербайджанской ССР, 1962.

2. Ибрагимов Т.И. Азербайджан сегодня. Профессиональный азербайджанский плакат (19942000) - Баку: Центр искусства, 2002 (на азербайджанском языке).

3. Ибрагимов Т.И. Азербайджанский плакат: Автореф. канд. дис. Ташкент, 1992.

4. Кулиев Р. История и личность в азербайджанском изобразительном искусстве - Баку, 2013 (на азербайджанском языке).

5. Рустамова З. Художественные особенности азербайджанского плаката в период независимости // "Е1т эзэг1эг. Бакинский Университет для девушек - Баку, 2019, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.