Научная статья на тему 'Развитие первоначальных технических навыков на материале упражнений и гамм'

Развитие первоначальных технических навыков на материале упражнений и гамм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ / ПОЗИЦИЯ РУКИ / ШТРИХИ / УПРАЖНЕНИЯ / ГАММЫ / ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зверева Л. И.

В статье рассматриваются важные моменты приобретения первоначальных технических навыков пианиста: особенности посадки и расположения рук на клавиатуре, начальные штрихи – non legato, legato, staccato, исполнение гамм. Приведены примеры упражнений, проверенных многолетней практикой преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие первоначальных технических навыков на материале упражнений и гамм»

2. Валов A.A. Тобольская резная кость I A.A. Валов. - Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1986. - 199 с.

3. Витовтова Г.И. Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в.: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 I Г.И. Витовтова. - Барнаул, 1995. - 21 с.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие I под ред. Т.Я. Шпикаловой, EA. Поровской. - M.: Гу-манит. изд. центр ВЛAДОC, 2000. - 272 с.

5. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 II Российская газета. -1992, 31 июля. - С. 3-6.

6. Ивахнова ЛА. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов: монография I ЛА. Ивахнова. - Aлмa-ты: Гылым, 1995. - 192 с.

7. Некрасова M.A. Современное народное искусство: по материалам выставок 1977-1978 гг. I M.A. Некрасова. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - 207 с.

8. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства: учебно-методическое пособие I И.Н. Полынская. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского института, 2001. - 149 с.

9. Сезева Н.И. Ковры России. Тюменский ковер: альбом I Н.И. Сезева. -M.: Интебук-бизнес, 2009. - 160 с.

10. Чуйко Л.В. Резной декор деревянной архитектуры: Омск и Тара, конец XIX - втор. пол. XX в.: монография I Л.В. Чуйко. - Изд. 2-е, испр. и доп. -M: Наука, 2005. - 295 с.

11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей I Т.Я. Шпикалова. - M.: Просвещение, 1974. -159 с.

РАЗВИТИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА МАТЕРИАЛЕ УПРАЖНЕНИЙ И ГАММ

© Зверева Л.И.*

Детская музыкальная школа № 3, г. Иркутск

В статье рассматриваются важные моменты приобретения первоначальных технических навыков пианиста: особенности посадки и расположения рук на клавиатуре, начальные штрихи - non legato, legato, staccato, исполнение гамм. Приведены примеры упражнений, проверенных многолетней практикой преподавания.

Ключевые слова: посадка за инструментом, позиция руки, штрихи, упражнения, гаммы, техника.

* Преподаватель.

Выдающиеся пианисты-педагоги XX века [2, 3, 4] важную роль в обучении отводили развитию техники как основы воспитании профессиональных качеств пианиста, в частности, умения читать с листа, быстро разбирать текст музыкального произведения. Иосиф Гофман считал, что «Техника - это ящик с инструментами, из которого искусный мастер берет в определенное время и для определенной цели то, что ему нужно» [цит. по: 2]. Яков Зак говорил: «Рука пианиста - это инструмент его музыкальной речи, а речь не может быть косноязычной - ведь иначе его не поймут» [цит. по: 2]. Музыкальная педагогика рассматривает упражнения и гаммы как эффективное средство для технического развития учащегося.

Для развития техники ученику в первую очередь необходимы психофизическая свобода, чувство максимального удобства и уверенности в действиях на клавиатуре. Свободу и удобство понимать буквально нельзя, потому что абсолютной свободы во время игры быть не может. Полная свобода присутствует только в состоянии покоя.

Вся фортепианная игра является «работой» мышц и «отдыхом». Сюда входит и понятие о весе руки, о гибкости запястья, цепкости кончиков пальцев. Нужна ли пианисту постановка рук, то есть точно зафиксированная позиция рук на клавиатуре? Фортепиано имеет свою специфику, и постановка может быть не столь обязательна, но все же ощущение определенной позиции, которая сначала кажется не слишком удобной, дает свои положительные результаты.

Прежде чем говорить о позиции рук на клавиатуре, упомянем о посадке за инструментом и о движениях рук. Сидеть необходимо спокойно, удобно, ощущая прямой и эластичный позвоночник. Приобрести небольшой наклон вперед поможет образное сравнение: «обратись к клавишам» или «понюхай цветочки». Плечи должны быть обязательно опущены и свободны. Большое значение имеет хорошая опора ног, особенно каблуков, для чего при необходимости можно воспользоваться скамеечкой (если ноги ученика еще не достают до пола).

На первых уроках важно обратить внимание на то, чтобы учащийся естественно поднял руку и положил ее на клавиатуру. Для этого используется, например, следующее упражнение с карандашом. Предлагаем ученику взять карандаш и просим положить его на пюпитр, затем на клавиатуру, на колени и обратно. Это проделать правой и левой руками поочередно, затем двумя руками вместе. В ходе выполнения упражнения рука естественно поднимается, локти не прижаты к туловищу и не вывернуты в стороны, рука свободна.

Выбор позиции руки на клавиатуре фортепиано зависит от ее строения. Наиболее естественным расположением принято считать позицию: «ми» -1-ый палец, «соль-диез» - 3-ий, «до» - 5-ый. Руке с большим растяжением между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами удобен другой вариант: «ми» - 1-ый палец, «соль-диез» - 2-ой, «до» - 5-ый. Естест-

веннее всего рука себя чувствует в позиции, которую обозначил Фридерик Шопен [1]: 1-ый и 5-ый пальцы расположены на белых клавишах, а 2-ой, 3-ой, 4-ый - на черных.

Положение руки на клавиатуре зависит от ее индивидуальных свойств, в целом должно быть следующим: пальцы слегка изогнуты, лежат подушечками на клавишах; кисть на уровне предплечья, опирается на запястный сустав (образное сравнение - «утиный хвостик», «горочка»); предплечье и плечо должны оказывать максимальную помощь движениям пальцев и кисти.

В наше время большинство преподавателей считает целесообразным начинать обучение со штриха non legato («не связно»), чтобы избежать изолированных пальцевых движений и развития скованности в кисти и локте. Исполнять сначала 3-им пальцем, наиболее устойчивым, затем перейти ко 2-ому или 4-ому, наконец, к 5-ому и 1-ому. Путь от non legato рационален, поскольку развивает с первых же уроков у учащегося координацию движений всех частей руки, позволяет легче добиться освобождения мышц, способствует приобретению навыка извлечения полного, певучего звука.

Одной из задач начального обучения в области развития техники является приобретение независимости пальцев друг от друга, их «выравнивание» вопреки природным различиям по размеру и по силе. Однако добиться абсолютной силовой ровности пальцев невозможно. Приходит на помощь вес руки от плеча, который, «стекая» к пальцам, создает для каждого из них равномерную нагрузку.

Полезно использовать следующее упражнение на non legato: осуществлять свободный перенос руки по дуге с освобождением запястья во время движения. Палец при этом опускается на клавишу без предварительного ее «нащупывания» (применить образное сравнение: «падай на клавиатуру», «представь себе, что падаешь в воду с вышки»). Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание ученика на качество воспроизводимого звука, который должен быть певучим, глубоким, долго длящимся. Для детей это упражнение называем «Ходим в гости», например, нота «до1» идет «в гости» к «до2» и возвращается назад. Исполняя это упражнение, надо поставить перед учеником цель - следить за качеством звука, опорой, игрой у черных клавиш; концы пальцев при этом должны быть округлены. Можно сделать образное сравнение: «на концах пальцев - иголочки, и ими прокалывай клавиши». Это заставляет руку быть организованной, особенно пальцы. Избежать форсированного звучания поможет напоминание: «Играй ласково, обращайся с клавишами как с живыми существами».

После освоения штриха non legato следует перейти к упражнениям на staccato («отрывисто»). Упражнение такое же, как и на non legato, только каждую ноту следует играть отрывисто, решительно. Можно образно сравнить: «прыгун на батуте» или «коршун набросился на свою добычу, схватил ее и взмыл вверх». В этом упражнении ставим задачу точно попадать на

клавишу сверху. Полезно его играть на черных клавишах, что представляет некоторое затруднение. Необходимо подсказать ученику, чтобы он нацелился на данную клавишу и сказал себе: «Я точно попаду!»

Когда ученик освоит некоторое количество музыкальных произведений на non legato и staccato одним пальцем, можно перейти к исполнению legato нескольких звуков, начиная с двух, затем трех, четырех и пяти звуков. Связывая два соседних звука, следует сказать ученику: «Присел - встал», связывая три звука - «Присел, привстал, встал» и т.д. В этом упражнении преподаватель должен следить за плавным движением запястья.

Упражнения полезно играть в различных октавах, например, правой рукой в 1-ой, 2-ой, 3-ей октавах, левой рукой - в малой, большой, контроктаве. Игра в разных октавах способствует лучшей координации движений пальцев и руки, развивает ориентировку на клавиатуре, знакомит со звучанием различных регистров. Все упражнения можно использовать на протяжении ряда лет [1]. Их необходимо варьировать, добиваться ровности в звучании, ровности в ритме, четкости, увеличении темпа.

Особенно большое внимание педагогической практике уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Высказывалась неверная мысль о том, что гаммы уже не могут считаться «ключами» к фортепианной технике, что это -ключи «заржавевшие» [1]. Однако работа над гаммами, арпеджио, аккордами дает возможность приобрести целый ряд навыков, которыми должен владеть каждый современный пианист.

Гаммы принято изучать в порядке их появления по квинтовому кругу [1]. Подобная последовательность изучения гамм не проста в пианистическом плане, однако обеспечивает систематичность в музыкальном развитии ученика и теоретическом осмыслении тональностей.

В первом классе детской музыкальной школы обычно играют гаммы на протяжении двух октав каждой рукой отдельно. При соединении двух рук необходимо начинать с расходящегося движения в гаммах с симметричной аппликатурой, как с более легкого в аппликатурном отношении. Переходя в дальнейшем к параллельному движению, полезно некоторое время поучить партии левой и правой руки на расстоянии двух октав, чтобы ученик лучше услышал каждый голос [1]. Особенно важно обратить внимание на левую руку, которая обычно менее самостоятельна и иногда лишь «подыгрывает» правой.

При игре гамм следует нацелить ученика на качество и ровность звука. Ровности звучания можно добиться игрой на non legato крепкими пальцами, а также игрой на staccato кистевым движением руки. Затем рекомендуются упражнения на исполнение различных последований legato в пределах позиции руки. Все эти упражнения описаны выше. Быстрому развитию мелкой пальцевой техники, а также ровности в звучании способствует игра гаммы на legato с акцентом на каждый последующий звук.

В гаммах подкладывание первого пальца нередко представляет собой трудность. Очень важно проследить, чтобы подкладывание происходило плавно, без толчка. Первый палец при этом не должен стоять низко, так как «лежащий» первый палец неловок, неуклюж в движениях и более напряжен, чем «высокий». «Высокий» же - более удобен в игре и облегчает процесс подкладывания. Отметим, что свобода и легкость в передвижении первого пальца - обстоятельства весьма важные.

Существуют разные мнения по поводу подкладывания первого пальца, связанные, вероятно, с индивидуальными особенностями и ощущениями. Автор статьи придерживается гибкости исполнения. Для приобретения этого можно расчленить гамму на два удобных позиционных отрезка, которые следует исполнять пальцами: 1-ым, 2-ым, 3-им, затем подкладывается 1-ый и продолжается исполнение гаммы 2-ым, 3-им, 4-ым пальцами поочередно. При этом переход с одной позиции на другую достаточно плавный, без повышения и понижения кисти, без толчков и неуклюжих поворотов, опора на 3-тий палец сменяется опорой на легкий и высокий 1-ый палец (при нисходящем движении - наоборот) через соскальзывание.

Помочь подкладыванию могут специальные упражнения, построенные на вычленении того отрезка гаммы, в котором происходит подкладывание. Например, упражнение исполняется в различных октавах non legato: «ми» -1-ый, «фа» - 3-ий или 4-ый палец. При игре следить, чтобы первый палец был на уровне 3-его. Следующее упражнение исполняется non legato активными пальцами (1 -ым и 3 -им) на forte и на piano, затем его можно играть на legato по 2, 3, 4 и 6 звуков подряд. Возможно использование упражнения с задержанием первого пальца и активной игрой 2-ого и 3-его пальцев (последующего и предыдущего).

Хроматические гаммы исполняются различной аппликатурой [5, 6]. Начинающим рекомендуется играть 1-ым, 2-ым и 3-им пальцами. В виртуозных произведениях также широко используется 4-ый, а иногда и 5-ый пальцы. В данной гамме рекомендуется распределить вес руки, группируя по четыре звука, с акцентом на первый. Здесь же можно применять упражнения на подкладывание 1-ого пальца, а также на non legato, staccato, на различные последования legato в пределах позиции руки и на legato с акцентом на каждый последующий звук, описанные выше.

Работа над всеми видами упражнений и гамм, таким образом, требует большого внимания и слухового контроля, сочетается с изучением основ музыкального мышления. Гаммы наряду с аккордами и арпеджио являются типичными видами фортепианной фактуры, овладение которыми помогает быстро ориентироваться и в тексте, и на клавиатуре фортепиано. Все это способствует более легкому и глубокому усвоению художественного произведения, и, что очень важно, более непосредственной его интерпретации.

Список литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1971.

2. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов / Под общ. ред. М.Г. Соколова // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2. - С. 81-99.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М.: Музыка, 1987.

4. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники. - М.: Музыка, 1968.

5. Рябов И. Гаммы, трезвучия, арпеджио. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.

6. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. - М.: Музыка, 1968.

ИСКУССТВО - КОНСТАНТА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА У ВОСПИТАННИКОВ СЕЛЬСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

© Майборода Н.А.*

Уманский государственный педагогический университет им. Павла Тычины, Украина, г. Умань

В статье рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания учащихся сельских учебно-воспитательных комплексов средствами искусства.

Ключевые слова: искусство, патриотизм, художественный образ, сельский учебно-воспитательный комплекс.

Одной из главных составляющих национального воспитания, освещён-ных в Национальной доктрине развития образования Украины, является патриотическое воспитание подрастающего поколения, цель которого состоит в выработке в себе чувства, воли и жизненной установки в русле патриотического самосознания, творческого утверждения духовной жизни народа - восприятие языка, истории, государственности, мировосприятие, песни, литературы и культуры как своих собственных [8; 2 с. 633-634].

В условиях современных модернизационных изменений в образовании большое значение приобретает проблема патриотического воспитания детей сельских учебно--воспитательных комплексов. Её можно решить путём привлечения молодёжи к различным видам искусства.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.