РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Хлыстова Е. В. г. Екатеринбург
В статье представлен цикл занятий, направленных на развитие социально-перцептивной способности (способности адекватно распознавать базовые эмоции в общении) у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Перцептивная чувствитель-
ность (способность адекватно распознавать эмоции и чувства людей в процессе межличностного взаимодействия) является основным, ядерным компонентом социального интеллекта, который в свою очередь обеспечивает успешность в общении. Изучение этой способности у подростков с интеллектуальной недостаточностью выявило низкий уровень идентификации экспрессивных знаков, что обусловлено слабостью эмоциональной рефлексии и ограниченным эмоциональным опытом (О. К. Агаве -лян, М. Г. Агавелян, Ж. И. Намаз-
баева и др.). Расширение эмоционального опыта и одновременно придание ему обновленного социального смысла является, на наш взгляд оптимальным путем развития перцептивных способностей у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Представленный ниже цикл занятий составлен по результатам диссертационного исследования и апробирован в 2002 -2003 году. Адресатом являются подростки с задержкой психического развития органического генеза и подростки с легкой умственной отсталостью.
В ходе теоретического конст-
руирования занятий подобраны следующие коррекционные методы:
1.Поведенческий тренинг. Подражание социальным моделям позволяет приобрести такие формы культурного социального поведения, которые фактически являются недоступными в отсутствии образцов и моделей.
2.Метод арттерапии предполагает расширение возможностей самовыражения, самопознания, которое связано с продуктивным характером искусства. Создание эстетических продуктов (рисунков) позволяет объективизировать собственные чувства и переживания.
3.Ролевые игры решают задачи
расширения опыта контролируемых эмоциональных переживаний, связанных с социальными отношениями, развитие навыков конструктивного социального взаимодействия, активизация экспрессивных
средств.
4.Элементы музыкальной терапии. Использование музыки в коррекционных целях позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, уменьшить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения (К. Швабе, В.М.Бехтерев). В коррекционной программе, направленной на развитие социально - перцептивной способности прослушивание музыкальных произведений дает возможность активизации и расширение опыта эмоциональных переживаний.
5. Жетонный метод относится к поведенческим приемам психокоррекции, основанных на принципе «стимул - реакция». Этот метод позволяет закреплять полезные конструктивные поведенческие паттерны.
Цели программы:
1. Расширение диапазона выразительных средств и обогащение опыта эмоциональных переживаний.
2. Развитие эмоциональной рефлексии.
3. Развитие умения создавать графические эталоны базовых эмоций.
4. Развитие перцептивной чувствительности во время социальных контактов.
Занятия проводятся в групповой форме. Продолжительность 40 минут, оптимальная периодичность 2-3 раза в неделю, оптимальный состав участников - 6- 8 человек.
Оборудование: палас или ковер, стулья по числу участников, скамейки, доска с мелом, листы ватмана, схематические изображения базовых эмоций, изображенных на плакатах, цветные карандаши, бумага и краска для рисования, магнитофон с аудиозаписями.
Принципы построения занятий занятий:
1. Принцип коррекционной направленности. В процессе занятий учитываются и исправляются типичные ошибки идентификации экспрессивных знаков, характерные для данной категории. Например, обнаружено смешивание экспрес-
сивных знаков радости и грусти. По этому первое занятие посвящается сопоставлению этих мимических эталонов.
2. Принцип прогрессивности. Содержание занятий постепенно усложняется. На первых занятиях идет отработка наиболее распознаваемых эмоциональных состояний, на последующих занятиях - менее распознаваемых.
3. Принцип доступности. Развивающие упражнения опираются на конкретное мышление участников программы. Инструкции упрощены.
4. Принцип системности. В ходе занятий оказываются задействованы практически все сенсорные системы и разнообразные формы активности участников. Отработка способности распознавать те или иные эмоции происходит на уровне когнитивной, поведенческой и эмоциональной сфер.
5. Принцип «не навреди». Дети и подростки с интеллектуальной недостаточностью иногда имеют неврологические проблемы. Кроме того, у отдельных подростков может оказаться травматический опыт, связанный с неблагоприятными условиями семейного воспитания. Повышение перцептивной чувствительности может усилить психопатологические симптомы. В связи с этим к участию не допускаются подростки с психиатрическими диагнозами, выраженными акцентуациями и функциональными депрессиями. Не рекомендуется
проводить занятия в межсезонье (весной и осенью).
Занятие 1 Тема: Радость и печаль
Цели: ознакомление с возможностями невербальных средств коммуникации; развитие эмоциональной сферы, развитие дифференцированного восприятия радости и печали.
Задачи:
1. Познакомить с правилами работы в тренинге.
2. Тренировать социальноперцептивную чувствительность.
3. Расширить диапазон невербальных выразительных средств.
4. Развивать эмоциональную рефлексию.
Ход занятия:
1.Знакомство.
Сегодня у нас необычное занятие. Нам не понадобятся парты, звонки к началу и концу занятия. Но, несмотря на это, работа предстоит большая и трудная. На наших занятиях мы будем учиться общаться. Каждому человеку необходимы друзья и просто люди, которые его понимают. Но для того, чтобы поняли тебя, нужно самому уметь понять другого. Можно научиться правильно понимать людей, их настроения и желания. Не всегда в этом случае помогают слова. Ведь иногда человек думает одно, а говорит другое. По словам иногда трудно разобраться действительно ли человек рад тебя видеть или притворяется. А может быть у человека какие-то неприятности, а он
не хочет об этом говорить. А вы можете не разговаривая с человеком понять его настроение? Например, грусть ...
Сегодня мы будем учиться отличать радость от печали. Но для того, чтобы все хорошо получилось, нам нужны правила общения. Давайте познакомимся с ними.
1. Слушаем друг друга внимательно, не перебивая.
2. Разговариваем спокойным голосом, стараемся помогать друг другу.
3. Называть друг друга только по имени.
4. Стараться всем выполнять упражнения.
5. Всегда слушаем ведущего.
Комментарий.
Правила усваиваются не сразу, поэтому в процессе работы необходимо несколько раз обращаться к ним. Для испытуемых с интеллектуальной недостаточностью необходимо правила формулировать очень четко и максимально ограничивать их число. В формулировках по возможности избегать частицы «не».
В случае необходимости можно предлагать дополнительные правила. Выполнение правил важно для достижения оптимального обучающего режима, предупреждения агрессивных форм поведения, эмоциональной перегрузки.
После того как знакомство с правилами закончено можно приступить к знакомству с участниками группы.
А сейчас каждый из вас нарисует сам себя. Постарайтесь нарисовать себя так, чтобы можно было показать другим людям, и те поняли - какой ты человек. Нужно изобразить не только внешность, но и свой внутренний мир: веселый ты или грустный, удивленный или сердитый.
Комментарий.
Для рисунков используется четверть листа формата А4, фломастеры. В процессе рисования участники свободно располагаются по комнате. Можно включить спокойную музыку. После окончания упражнения рисунки помещаются на чистый лист ватмана, и начинается коллективное обсуждение. Цель упражнения - расширение диапазона средств самосознания, развитие рефлексии. Важно не то, как подростки изображают себя. Важно, что это упражнение дает повод задуматься над тем, что собой представляет каждый, какой я? Это упражнение имеет диагностическое значение. Кто-то может просто отказаться от упражнения, кто-то не захочет показывать свой рисунок всем участникам тренинга. В этом случае ведущий не настаивает на обязательном выполнении просьбы, акцентируя внимание на тех, кто более активен. Необходимо предотвращать грубые высказывания, оценки, предлагая альтернативу более приемлемого взаимодействия. В этом случае сам ведущий демонстрирует варианты более «мягких» высказываний.
Вопросы для обсуждения: Угадайте кто изображен на рисунке? (указывается автор каждого рисунка). Похоже ли изображение на своего автора? Какими цветами вы хотели бы раскрасить этот рисунок?
2.Разминка «Зеркало».
Сейчас мы поиграем в игру «Зеркало». У нас будет много зеркал. А кто-то один будет изображать гостя. «Зеркала» стоят вдоль стены в коридоре, а гость проходит по коридору и смотрит поочередно в каждое зеркало. Гость может поправлять прическу, одежду, рассматривать свое лицо, а зеркала повторяют все движения. Если гость засмеялся - зеркало тоже смеется. Гость может просто кривляться, а зеркало все повторяет.
Комментарий.
Упражнение направлено на развитие перцептивной чувствительности. В процессе его выполнения важно не допускать посторонних комментариев. Необходимо добиваться по возможности точного «отражения» движений. Упражнение проигрывается один раз.
3. Основная часть
Игра «Грустный и веселый остров».
Разбейтесь на две команды. Представьте, что вы плывете на корабле и попадаете в шторм. Этот шторм ломает ваши корабли и выбрасывает на необитаемый остров. Одна команда попадает на остров радости, а другая - на остров печа-
ли. А теперь устроим соревнование: кто лучше изобразит жителей своего острова.
Жители этих островов по-разному воспринимают известия. Например, приходит известие о том, что к островам приближается неизвестный корабль. Сейчас покажите, как жители разных островов передают друг другу это известие без слов.
Комментарий.
Цель упражнения - тренировать вербальные и невербальные средства выразительности при конвенциональном изображении радости и печали. Необходимо добиваться, чтобы участники выражали эмоциональные состояния в лице, походке, жестах. Руководитель обращает внимание на тех, кто лучше и правильнее передает эмоционально - окрашенное сообщение. Во второй части упражнения можно предложить для разыгрывания несколько ситуаций - сообщений: на острова пришла весна, приехали гости, начался шторм.
Во время группового обсуждения, выявляются те участники, кому удалось лучше передать эмоциональное состояние радости и грусти. В качестве вознаграждения можно предложить медали со схематическим изображением эмоциональных состояний радости и печали.
4. Заключение.
На этом наше занятие завершается. На прощание улыбнитесь друг другу и скажите: «До свидания»
Занятие 2
Тема: Радость и печаль
Цели и задачи те же, что и на предыдущем занятии.
Ход занятия
1. Разминка.
На прошлом занятии мы с вами говорили о разных эмоциях. Вспомните, про какие эмоции говорили. Найдите выражения этих эмоций на плакате. Сегодня мы продолжим знакомство с радостью и печалью.
Разбейтесь на пары. Попробуйте угадать эмоции по глазам. Один загадывает эмоцию, но не говорит какую. Нужно постараться изобразить эмоцию только глазами, а другой должен отгадать эту эмоцию.
Комментарий.
Упражнение направлено на развитие эмоциональной чувствительности, и повышение способности использовать мимику как средства коммуникации. Для изображения предлагается радость и печаль. Можно использовать специальную ширму, из-за которой будут видны только глаза участников. При первом проигрывании упражнения ведущий сам назначает того, кто будет изображать и того, кто будет угадывать.
Во втором проигрывании участники меняются ролями. Обсуждение упражнения включает следующие вопросы: кому удалось правильно отгадать эмоцию, почему, почему эмоции не были угаданы.
2. Основная часть.
Упражнение «Скульптура».
Вместо глины скульптор использует других участников. Нужно создать скульптуру, изображающую радость и печаль.
Комментарий.
Цель упражнения - развитие выразительных невербальных
средств. Упражнение выполняется двумя командами, можно ввести соревновательный момент - кто выразительней сделает скульптуру. После выполнения упражнения проводится его обсуждение.
Вопросы для обсуждения: Какая скульптура самая выразительная? Какими средствами (какие жесты, позы или другие невербальные знаки использовали скульпторы, чтобы передать радость или печаль)?
Упражнение «Собери слова».
Сейчас мы будем соревноваться - кто быстрее распределит слова по конвертам. У каждой команды набор слов и два конверта. По моему сигналу вы начнете раскладывать слова в конверты. В желтый конверт собери слова, которые можно отнести к радости; в синий -слова, которые можно отнести к печали.
Комментарий.
Перед упражнением желательно разделить участников на новые команды. Это можно сделать с помощью игры «Ручеек». Упражнение направлено на формирование вербальных эталонов эмоциональных состояний радости и печали.
Примерные наборы слов:
грусть, печаль, хмурый, плохое настроение, провинился, страдает, неудача, получил двойку, наступил праздник, хорошее настроение, все смеются, радость, отличное настроение, получил пятерку. После упражнения проводится обсуждение. Руководитель проверяет правильность распределения слов по эмоциям.
Упражнение «Музыкальный
рисунок».
Теперь мы будем рисовать под музыку. Постарайтесь рисовать так, чтобы настроение музыки совпадало с настроением вашего рисунка. Рисовать можно все что захочешь.
Комментарий.
Для прослушивания предлагается вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Это упражнение направлено на повышение эмоциональной чувствительности через расширение эмоционального опыта и освоение новых средств эмоциональной выразительности.
3. Заключение.
На этом наше занятие заканчивается. Ваши рисунки мы будем рассматривать на следующем занятии. А пока улыбнитесь друг другу на прощание и пожелайте всего хорошего. До свидания.
Занятие 3
Тема: Удивление и страх.
Цели: расширение социального и эмоционального опыта. Расшире-
ние диапазона выразительных возможностей таких эмоциональных состояний, как удивление и страх. Развитие эмоциональной рефлексии.
Ход занятия
1. Разминка.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала посмотрите на нее. Осторожно, нельзя делать резких движений, иначе пламя потухнет. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Сергей, я рад тебя видеть».
Комментарий.
Упражнение направлено на развитие саморегуляции и создание положительного настроя на занятие.
Давайте вспомним, о каких эмоциях с вами говорили на предыдущих занятиях. Как мы можем узнать, что испытывает человек - радость или грусть? Какое сейчас настроение у вас? Подберите цвет, который похож на ваше настроение, закрасьте кружок, который соответствует настроению к началу занятия.
2. Основная часть.
Упражнение «Мигалки».
Всем необходимо разделиться на пары и встать в круг. Причем один из пары стоит за другим на расстоянии вытянутых рук и смот-
рит строго ему в затылок, руки сцеплены за спиной. (Необходимо нечетное количество игроков, чтобы один остался лишним, без пары.) В ходе игры оставшийся без пары игрок (водящий) подмигивает кому-то из ребят, стоящих в парах лицом в круг. Тот должен быстро перебежать к водящему и встать у него за спиной. Стоящий в паре сзади должен не сходя с места задеть впереди стоящего. Если это удалось, то пара сохраняется, но если не удалось - впереди стоящий убегает. Оставшийся без пары становится водящим и подмигивает кому-то из другой пары. Главное условие -стоящие позади должны смотреть в затылок впереди - стоящим. Запрещено подмигивать соседней паре. Запрещено причинять боль другому участнику.
Комментарий.
Цель упражнения — развитие чувствительности к визуальному общению. Необходимо помнить, что усвоение игровых правил займет некоторое время. Поэтому на первом занятии упражнение может не получиться. Необходимо добиваться выполнения всех условий игры. Игру можно повторять в качестве разминки на последующих занятиях.
Упражнение «Релаксация».
Сейчас все садитесь на стулья и закройте глаза. Дышите спокойно. Представьте какое-то место, где бы вы хотели отдохнуть. Это может быть берег речки или полянка в лесу. Представьте, что вы лежите, от-
дыхаете, вас обогревает солнце. Глаза открывать нельзя. Представьте, как лучи согревают ноги, руки, голову. Лоб обдувает теплый ветерок. Сейчас открыли глаза, потянулись.
Комментарий.
Перед проведением упражнения необходимо принять удобную позу. Релаксация способствует снижению эмоционального возбуждения, подготавливает к прослушиванию музыкальных отрывков в последующем упражнении.
Упражнение «Музыкальный
салон».
Прослушивается отрывок первой части пятой симфонии Л. В. Бетховена в течение 5 минут.
Вопросы для обсуждения: О чем эта музыка? Как вы догадались? Когда люди испытывают страх? Придумай страшную историю.
Комментарий.
При обсуждении прослушанной музыки необходимо избегать шаблонных ответов. Для этого можно разнообразить вопросы с учетом ситуации. Не обязательно, чтобы все дети ответили на вопросы. Но пассивных следует задействовать в других упражнениях.
Следует отметить, что страх как эмоциональное переживание является психотравмирующим фактором. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за участниками с целью предупреждения эмоционального срыва.
Упражнение «Работа с пиктограммами».
Теперь найдите на нашей таблице выражение страха.
Вопросы: Как вы догадались? Как выглядят глаза, брови, рот у человека, испытывающего страх? Найдите на нашей таблице похожее выражение лица. Какая это эмоция? Найдите отличия выражения страха и удивления. В каких ситуациях мы удивляемся, а в каких боимся?
Упражнение «Послание».
Каждый из вас получит конверт с тайным посланием. Вы должны внимательно изучить его но так, чтобы другие не догадались о его содержании. Затем должны без слов, только выражением лица передать группе эмоцию: если послание страшное - изобразите страх на лице. Если послание удивительное, необычное - удивление. Ваши товарищи постараются точно угадать что им следует делать: удивляться или опасаться.
Комментарий.
Участникам выдаются конверты с «посланиями». В конверте карточка, изображающая какую - либо ситуацию и короткий комментарий к ней. Примерные варианты ситуаций: монстр в школе; прилет инопланетян; человек, стоящий на голове; выступление циркачей; обвал дома. В качестве картинок - «посланий» можно использовать комиксы. Это упражнение можно проводить как в парах, так и в группе. Руководитель поощряет достоверное изображение страха и удивления. Участники вместе с руководителем выбирают самого хо-
рошего посланника. Возможно поощрение участников жетонным методом.
3. Заключение.
Теперь давайте возьмемся за руки, закроем глаза и почувствуем тепло руки соседа. Пожелайте друг другу удачи и скажите: «До свидания».
Занятие 4
Тема: «Удивление и страх».
Цель: продолжать знакомить с выражением страха и удивления. Развивать эмоциональную рефлексию.
Ход занятия
1. Разминка.
Здравствуйте. На прошлом занятии мы с вами говорили об удивлении и страхе. Сегодня мы продолжим разговор об этих эмоциях, но сначала давайте поздороваемся и расскажем о своем настроении. Мы будем выставлять оценку своему настроению: 5 - значит отличное настроение, 4 - хорошее, 3 - среднее, 2 - плохое, 1 - очень плохое.
Будем перекидывать друг другу мяч и каждый, у которого мяч окажется в руках, скажет: «Здравствуйте, мое настроение сегодня на ...» и назовет оценку.
Комментарий.
Упражнение направленно на развитие эмоциональной рефлексии и обратной связи в общении.
2. Основная часть.
Упражнение «Мигалки».
Упражнение «Рисунок».
Найдите на нашей таблице рисунки, изображающие лица людей с разным настроением. Сейчас мы будем рисовать картинки, на которых люди испытывают страх и удивление.
Комментарий.
Во время рисования ведущий может подходить к участникам и немного корректировать рисунки, уточняя его сюжет и первоначальный замысел. Во время рисования можно очень тихо включить музыку для создания соответствующего эмоционального тона. После того как рисунки готовы начинается их обсуждение. Каждый автор показывает рисунок и рассказывает, что случилось с героем этого рисунка. Цель упражнения - расширение диапазона выразительных средств.
3. Заключение
На этом наше занятие закончилось. Вспомните, что интересного
сегодня было на занятии. Кто вам помог сегодня справиться с трудным заданием. А сейчас возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите: «До свидания».
Литература
1. Агавелян, О. К. Социально -перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999.
2. Намазбаева, Ж. И. Некоторые особенности понимания эмоциональных состояний людей учащимися третьих - седьмых классов вспомогательной шко-лы.//Совершенствование путей обучения и воспитания аномальных детей. / Ответ. редак. Р. А. Сулейманова. - Алма -Ата, 1986.
3. Лабиринты психологии. Под. ред. Трушковой С. В. - М.: Из-дат. Отдел УЕЦ ДО МГУ, 1996.
© Е. В. Хлыстова, 2009