Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНОЙ КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ КИТАЯ'

РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНОЙ КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА КНР / ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / РЕФОРМА «ОДИН РЕБЁНОК - ОДНА СЕМЬЯ» / СЕМЬЯ «421» / СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Чжэнюй

В статье исследуются основные причины старения населения КНР, а также актуальные пути решения данного вопроса. Особое внимание уделено политике «один ребёнок - одна семья», а также новым реформам по поддержке демографии Китайской Народной Республики. Приведена статистика гендерного неравенства в китайском обществе, также была приведена аналитика последствий гендерного дисбаланса. Рассмотрены последствия экологических катастроф и влияние их на социальную стабильность Китая. Проанализированы основные этапы становления пенсионной системы Китая с 1949 - 2020 гг. Рассмотрены достижения и проблемы китайской системы пенсионного страхования. Составлена хронология ключевых реформ Госсовета КНР и ЦК КПК по улучшению социальных выплат. Хронология реформ пенсионного преобразования позволила увидеть общую картину социального и экономического улучшения среди пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM AS THE MAIN KEY TO SOLVING THE GLOBAL SOCIAL PROBLEM OF CHINA

The article examines the main reasons for the aging of the PRC population, as well as current ways to address this issue. Particular attention is paid to the policy of "one child, one family", as well as new reforms to support the demography of the People's Republic of China. The statistics of gender inequality in Chinese society was presented, and the analysis of the consequences of gender imbalance was also provided. The consequences of environmental disasters and their impact on the social stability of China are considered. The main stages of the formation of China's pension system from 1949 to 2020 are analyzed. The achievements and problems of the Chinese pension insurance system are considered. A chronology of key reforms of the State Council of the People's Republic of China and the CPC Central Committee to improve social benefits has been compiled. The chronology of pension transformation reforms has provided an overall picture of social and economic improvement among pensioners.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВНОЙ КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ КИТАЯ»

Развитие пенсионной системы как основной ключ к решению глобальной социальной проблемы Китая

Лю Чжэнюй

аспирант, Институт стран Азии и Африки, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected]

В статье исследуются основные причины старения населения КНР, а также актуальные пути решения данного вопроса. Особое внимание уделено политике «один ребёнок - одна семья», а также новым реформам по поддержке демографии Китайской Народной Республики. Приведена статистика гендерного неравенства в китайском обществе, также была приведена аналитика последствий гендерного дисбаланса. Рассмотрены последствия экологических катастроф и влияние их на социальную стабильность Китая. Проанализированы основные этапы становления пенсионной системы Китая с 1949 - 2020 гг. Рассмотрены достижения и проблемы китайской системы пенсионного страхования. Составлена хронология ключевых реформ Госсовета КНР и ЦК КПК по улучшению социальных выплат. Хронология реформ пенсионного преобразования позволила увидеть общую картину социального и экономического улучшения среди пенсионеров.

Ключевые слова: пенсионная система КНР, пенсионные выплаты, социальное страхование, реформа «один ребёнок -одна семья», семья «421», старения населения Китая.

Население Китайской Народной Республики по оценкам на 2020 год составляет более 1,4 млрд человек, что делает её самой населённой страной мира. Кроме того, население Китая характеризуется высоким средним возрастом, что является следствием проводимой в течение длительного времени политики «одна семья — один ребёнок». Коэффициент естественного прироста населения Китая составляет всего 3,88%, (137-е место в мире на 2020 г.) [1].

В 1999 году, в соответствии с общепринятыми международным сообществом стандартами, китайское общество впервые столкнулось с проблемой старения населения, т.к. количество пожилых лиц в возрасте старше 60 лет составило 10% от общей численности населения страны. Всего лишь за 10 лет число пожилых и престарелых в Китае возросло на 50 млн. человек, что превысило население такой провинции, как Цзянси. По статистическим данным Министерства гражданской администрации КНР, по состоянию на конец 2008 года общее количество престарелых в Китае возросло до 169 млн. человек, что составило 12,79% от общей численности населения Китая. В настоящее время, за исключением провинции Цинхай, Синьцзян-Уйгурского автономного района и Тибетского автономного района, все другие районы страны столкнулись с проблемой старения населения. По предварительной оценке, к середине 21-го века каждый третий житель в стране войдет в пожилой возраст, ныне же на каждые 9 человек приходится один пожилой. Рождаемость в Китае постепенно падает уже много лет, что представляет серьезную проблему для второй по величине экономики мира. Так, к 2000 -м годам среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение жизни, снизилось с 6 до 1,6. При этом продолжительность жизни в Китае несколько возросла, поэтому численность населения в 2019 году составила 1,4 миллиарда человек, вместо 1,39 млрд. в предыдущем году.

Можно выделить несколько причин быстрых темпов старения населения КНР:

• политика «один ребенок - одна семья»;

• гендерное неравенство;

• быстрый темп роста экономики;

• экологическая обстановка в стране и т.д.

Основной причиной старение населения является

политика 1970 года «один ребенок - одна семья», когда Китай законодательно ограничил размер семьи в 1970-е годы, поскольку на государственном уровне было признано, что огромное количество людей экстремально увеличивает нагрузку на земельные, водные и энергетические ресурсы страны. Гражданам Китая обычно разрешалось иметь не больше одного ребёнка на семью (исключая случаи многоплодной беременности или семьям национальных меньшинств) или двух на одну семью в деревне (при условии, что первый ребёнок — девочка). По такой системе население Китая снижается по

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 00

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

схеме «4-2-1» . Семья «4-2-1» - это когда дедушка и бабушка по отцовской линии, дедушка и бабушка по материнской линии, отец, мать и ребенок. Политика «одна семья - один ребенок», действовавшая в Китае с 1970 года, с целью ограничения роста населения в тяжелых экономических условиях, была официально отменена в 2015 году. Чтобы отсрочить тенденцию старения населения, китайское правительство официально объявило о введении политики «двух детей» на 5-м пленарном заседании 18-го Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая в 2015 году. Однако, ослабив ограничения, политика не привела к ожидаемой волне рождаемости, за исключением 70% в 2016 году. Показатель беременностей среди молодых женщин продолжал снижаться рекордными темпами. Согласно результатам седьмой общенациональной переписи населения в 2020 году в Китае в конце этого же года будет 12 миллионов новорожденных, что является самым низким показателем рождаемости с 1960 года. Данная статистика свидетельствует о незначительном эффекте политики «двух детей». В связи с этим представитель ВСНП Хуан Сихуа предложил отменить наказания за рождение более трех детей на ежегодном конференции Всекитайского собрания народных представителей в 2020 году. В феврале 2021 года Национальная комиссия здравоохранения Китайской Народной Республики ответила на предложение депутатов ВСНП и заявила, что в провинции Хэй-лунцзян жители приграничных районов могут иметь троих детей [6]. 31 мая 2021 года Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин на заседании Политбюро ЦК КПК, на котором рассматривалось «Решение об оптимизации политики в области рождаемости для содействия долгосрочному и сбалансированному развитию населения», объявил о реализации политики и меры поддержки для молодых семей, которые родят троих детей, а также выдвинул дальнейшие планы оптимизации политики в области рождаемости. На встрече было предложено усовершенствовать систему декретного отпуска и страхования по беременности и родам, усилить налогообложение, жилищную политику и другие меры поддержки для защиты законных прав женщин в сфере занятости, а также семей с одним ребенком и семей с двумя дочерями в сельской местности, планирующих семью. Кроме того, на встрече также рекомендовалось создать и усовершенствовать комплексную систему поддержки и защиты для семей с особыми условиями планирования семьи, усовершенствовать механизм работы по поддержке и уходу под руководством правительства и с участием общественных организаций, а также гарантировать законные права и интересы семей.

Гендерное неравенство в Китае также является немаловажной причиной демографического кризиса КНР. Исторически сложилось, что для китайского народа мальчики являются фаворитами в семье, так как они являются продолжателями своего рода и фамилии. Многие китайские пары делают искусственный аборт, если узнают, что у них родится девочка. В связи с этим, в настоящее время, соотношение мужчин и женщин сильно различается. Например, в 2018 году в Китае на 100 женщин в возрасте от 15 до 29 лет приходилось 280 мужчин, то есть соотношение полов составляло фактически три к одному. Согласно прогнозам соответствующих ведомств, ежегодное избыточное мужское население Китая в период с 2015 по 2045 год достигнет более 15%. К 2050 году будет не менее 30 миллионов нежена-

тых мужчин старше 50 лет. Гендерный дисбаланс превзойдет старение и станет самой большой демографической проблемой Китая.

Экономическое «чудо» Китая поспособствовало резкому экономическому развитию страны, а также выходу китайской экономики на мировую арену. Однако, заработная плата рядового китайца еще не может соответствовать уровню экономического развития. Китайские эксперты по социологии считают, что даже обеспечить одного ребенка в семье - это задача посильна не каждому. Согласно статистике, чтобы родить ребенка и вырастить его по современным экономическим меркам до совершеннолетия, потребуется минимум 500 тысяч юаней (около 6 млн. рублей), что, конечно же, не по карману многим семьям. Многие молодые люди в Китае выбирают в основном карьеру, вместо создания семьи.

Плохая экологическая обстановка в Китае также является немаловажной причиной демографического кризиса, однако, данная причина является весьма дискуссионной темой. Экологическая ситуация в Китае в настоящее время настолько тяжелая, что несет угрозу не только здоровью населения и сохранению природного баланса, но и затрагивает вопросы внутриполитической стабильности и международных отношений. В стране катастрофически ухудшается состояние почв, рек, озер, морей, сокращаются площади лесов и зеленых насаждений, сокращаются запасы питьевой воды и падает ее качество. Экологические проблемы КНР неизбежно привели к серьезному ухудшению здоровья населения страны.

Основным методом для решения вопроса со старением населения Китая является внедрение и улучшение пенсионной системы. Модернизированная пенсионная система способна снять определенную материальную нагрузку на молодое население, так как основным материальным источником для пожилых людей по сей день являются их дети.

Первым внедрениям пенсионной системы произошло в 1948 году на Северо-Востоке Китая. Во время гражданской войны в Китае, Северо-Восток был самым ранним регионом, который был освобожден от интервенций. В 1948 году в Харбине прошел «6-ая Национальная конференция труда» на котором была разработана реформа «о временном страховании труда на государственных предприятиях Северо-Востока Китая», позже именуемый как «Северо-Восточные правила». Главные цели «С-В п» заключалось в строительстве железных дорог, модернизациях военной промышленности, строительство горнодобывающей промышленности, строительство телекоммуникации, почты и создание системы страхования труда[3].

Впервые понятие «страхование труда (кит."йЗМ£1^ "Laod6ng baoxian)» в пенсионной системе Китая был разработан социологом Ли Лисаном. Ли Лисан работал секретарем в «Комитете рабочего движения Северо-Востока» и за основу системы страхования труда он взял советскую модель. Согласно «Северо-Восточным правилам», каждое государственное предприятие должно платить в качестве страховых взносов 3% от дохода, среди них 30% страховых взносов должны храниться в национальном банке в качестве общего фонда страхования труда. Пенсия выплачивается в размере от 3060% от заработанной платы в зависимости от стажа и вида деятельности[2].

Этапы развития пенсионных выплат принято делить на три периода, а именно:

1. С 1951-1986 гг. - период национальной модели пенсионного страхования.

2. С 1986-2000 гг. - период модели накопительного страхования (интеграция единых счетов).

3. С 2000 года по настоящее время - стадия создания и совершенствования.

Значимым событиям пенсионной реформы первого периода принято считать, реформу 1969 года, где было узаконено пенсионный возраст для рядовых рабочих, которое в будущем наступает у мужчин в 60 лет, у женщин в 50. Работники государственных структур - 60 у мужчин и 55 у женщин. Пенсионный возраст для специальных отраслей промышленности может быть повышен, а пенсионный возраст для старших должностных лиц и экспертов (военные, инженеры, профессора и т.п.) может быть продлен. Страховые выплаты полностью зависят от стажа работы и заработанной платы. В целом, для работников частных предприятий, которые отработали 20 лет подряд, самый высокий коэффициент пенсионного замещения составляет 75% от заработанной платы. Для работников госструктур самый высокий коэффициент пенсионного замещения составляет 88% от зарплаты, при условии, что стаж работы составляет более 35 лет. Сотрудники бюджетных организации коэффициент составляет 90%, стаж более 35 лет. Если стаж меньше 35 лет, но больше 20, то коэффициент строится на основе правил предприятий. Пенсионное страхование для госструктур состоит из 4 частей: должностной оклад (например, у учителей начальных классов выплата меньше, чем у преподавателей ВУЗов), дифференциальная зарплата, базовый оклад и выплата по стажу. Пенсионная оплата работников бюджетных учреждений состоят из 2 частей: должностной и базовый оклад. Пенсионные выплаты для государственных рабочих очень рознятся. Нередко можно встретить пенсионера, у которого пенсия выше, чем его заработанная плата. Такие явления связано с тем, что нередко государство еще учитывает личные заслуги человека. Пенсионная модель первого периода можно считать идеальным началом пенсионных преобразований. Однако, эти реформы не всегда были полностью реализованы. Период «культурной революции», которая послужила началом экономического кризиса Китая, сильно затормозило реализациям пенсионных выплат. Китай сумел найти методы борьбы с экономическим кризисом только в конце 70х годов.

Второй период с 1986-2000 гг. - период модели накопительного страхования, характерен тем, что идет процесс создания институционной модели пенсионного страхования, а также внедрение и распространение личных банковских счетов. В 1984 году в Дунгуане и Цзянм-эне, провинция Гуандун, была проведена пробная реформа «единое планирование пенсионного страхования». В январе 1985 года Министерство труда издал указ о «модернизации пенсионных систем», главной задачей была национализацией единых пенсионных систем. 12 июля 1986 года Государственный совет КНР издал указ «о введении предприятиями системы трудовых договоров». Данный указ предусматривает, что все вновь принятые на работу на государственных предприятиях должны внедрять систему трудовых договоров и, в первую очередь, внедрять систему индивидуальных выплат по пенсионному страхованию среди работников по трудовым договорам[3].

В марте 1995 года Государственный совет издал «Уведомление об углублении реформы системы пенсионного страхования для работников предприятий». Началось общенациональное испытание базовой системы пенсионного страхования «совмещение социальных выплат с личными счетами». Суммируя опыт социальных испытаний в различных регионах Китая, и сопоставляя преимущества и недостатки различных сторон, в 1997 году Государственный совет обнародовал «Решение о создании единой системы базового социального страхования для всего Китая». Данное решение стал эпохальным революционным изменением в системе социального обеспечения, так как данная реформа была нацелена на весь Китай и на все слои общества.

Третий период - это стадия «создание и совершенствование» (с 2000 - по наст.вр.). 25 декабря 2000 года Государственный совет выпустил «Многоуровневый план по улучшению системы социального обеспечения в городах», в котором было скорректировано соотношение между «центральными(корпоративными) счетами и индивидуальными счетами. Все корпоративные платежи были введены на «центральный» счет, а индивидуальные счета были отвязаны от кооператива.

В 2002 году Министерство Гражданских Дел издал временный (пробный) указ «Базовый план социального страхования в сельских районах на уровне округа» и приступил к созданию системы социального страхования в сельских районах для крестьян.

В декабре 2005 года Государственный совет издал «Решение о совершенствовании базовой системы пенсионного страхования для работников предприятий», в котором есть два важных изменения: первое - это упрощение метода расчета пенсий и улучшении системы взноса, а второе - это внесение в пенсионное страхование лиц работающих на коммерческих предприятиях или индивидуальные предприниматели. Отныне, пенсионные взносы у сотрудников коммерческих предприятий будет составлять 20% от заработанной платы, а частные предприниматели и физические лица платят 8% от суммы зарплаты[2].

В 2009 году Государственный совет обнародовал «поправки социального страхования в сельских районах», в которых разъяснялся способы объединения индивидуальных взносов, коллективных субсидий и государственных субсидий. Управление сельскими регионами на уровне округа было реализовано на экспериментальных и проблемных регионах. Данный эксперимент проведен удачно и к 2020 году Китай должен полностью застраховать и обеспечить пенсионные выплаты жителям всех сельскохозяйственных регионов[2].

В 2011 году для решения проблемы поддержки пожилых людей в городах, не имеющих защиты по старости, Государственный совет обнародовал руководящие заключения по экспериментальной программе социального пенсионного страхования для городских жителей. На «экспериментальном» этапе было внедрено управление на уровне уездов, в некоторых районах были объединены и уравнены страховые выплаты для жителей сельской местности и городских пенсионеров.

На XVIII съезде КПК (8.11. 2012 г. - 14.11. 2012 г.), ЦК КПК и Госсовет подняли вопрос об улучшении работы пенсионного страхования. Важным содержанием были: углубления реформ по социальному обеспечению; популяризация базового страхования старости для городских и сельских жителей; улучшение и распространение

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

О 2 О

м

es

0 es

со

01

о ш m

X

3

<

m О X X

«комплексного» страхования»; адаптировать и постепенно улучшать созданные системы пенсионного стра-хования[3].

В 2014 и 2015 годах, с целью дальнейшего расширения страхового покрытия, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения выпустил два уведомления о «Плане регистрации государственных учащихся» и «Организации по внедрению универсального участия в страховании». Реализация этих планов поможет увеличить сбор взносов в фонд целевого капитала и улучшить обеспечение базового покрытие страхования граждан. В связи с большим потоком населения и низким уровнем общей координации базовой системы страхования, в 2016 году министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения выпустил «Указ по вопросам, касающимся передачи полномочии страхования другим провинциям, связанных с целевым страхованием». Главная цель данного указа заключается, в перераспределение страховых нагрузок на предприятия. Например, в густонаселенных провинциях, предприятии не могут обеспечить пенсионные взносы для всех рабочих и поэтому необходимо перенаправить людские ресурсы на другие, менее населенные провинции, с сохранением предыдущей системы пенсионных взносов.

2017 год - размер выплат работникам сельского хозяйства и сельским жителям КНР составлял 125 юаней. Численность рабочих мигрантов из сельской местности в КНР на 2017 год составляла примерно 286 млн. человек. Имея регистрацию в селах и работая всю жизнь в городах, они не могут рассчитывать на городскую пенсию и стремятся накопить деньги на старость, как сообщается в СМИ. В городах Китая с числом населения более 10 млн. человек, ежемесячная пенсия составляла в среднем 2000 юаней (примерно в эквиваленте 20 000 рублей), в Пекине и Шанхае — примерно в эквиваленте равном 35 000 рублей[1].

2018 год - в системе пенсионного страхования КНР было зарегистрировано около 66% граждан Китая (918,5 млн. человек), по данным некоторых источников. В СМИ сообщается об увеличении размера пенсионных выплат гражданам КНР примерно на 5,5%. 2018-2019 годы - государственную пенсию в Китае получают около 2/3 жителей, достигших возраста 60 лет [3].

Проблема старения населения - это, пожалуй, самая актуальная и сложная проблема в Китае. «Пенсия» занимает особое место в программе реформ китайского руководства. Главная проблема в том, что пенсии до сих пор доступны не всему населению КНР, хотя оно, по задумке властей, должно все больше и больше потреблять, чтобы увеличивать рост экономики, а не откладывать деньги на старость.

Система пенсионного страхования в КНР на данный момент проходит всего лишь этап адаптации. Во избежание резких экономических и социальных перепадов, правительство Китая использует экспериментальный метод ведения реформ на отдельных регионах

Объективно, существующая система несовершенна, давно не отвечает уровню развития китайского общества и чревата серьезным социальным недовольством. И если количество протестов китайских рабочих из-за неудачных пенсионных реформ будет увеличиваться, то

последствия почувствуют не только власти в Пекине, но и весь остальной мир.

Однако, вопрос о социальном страховании граждан и реформы в пенсионных системах - это является показателем экономической стабильности и административной устойчивости страны. По данным источников, размер средней пенсии в Китае, по расчетам за 2018 год, составил примерно 2550 юаней (эквивалент 23 700 рублей). Пенсия работников сельского хозяйства и безработных городских жителей получают минимальное содержание от правительства КНР: в среднем, 600-700 юаней (около 5600-6500 рублей), в отдельных провинциях - 1200 юаней (11 200 рублей). Кроме того, китайские пенсионеры пользуются многими льготами: для них предусмотрено бесплатное медицинское обслуживание (включая традиционная китайская медицина) кабинетов диагностики и комплексного тестирования, которые оборудованы в каждом районе, право питаться в общественных столовых за символический взнос - по месту регистрации, бесплатное посещение музеев, концертных залов, туристические программы для пенсионеров и т.д.

Литература

1.Отчет о развитии пенсий в Китае за 2018 год: функции и развитие суверенных пенсионных фондов. - Пекин: Управление экономикой, 2018. - 402 с.

2. Законы и положения о социальном обеспечении. -Пекин: Юридическое изд-во, 2018. - 626

3. Ю Цзюнь, Чжан Ицюань. Социальное страхование Китая №9. - Пекин: Новости труда и социального обеспечения, 2019. - 87 с.

Development of the pension system as the main key to solving the

global social problem of China Liu Zhengyu

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The article examines the main reasons for the aging of the PRC population, as well as current ways to address this issue. Particular attention is paid to the policy of "one child, one family", as well as new reforms to support the demography of the People's Republic of China. The statistics of gender inequality in Chinese society was presented, and the analysis of the consequences of gender imbalance was also provided. The consequences of environmental disasters and their impact on the social stability of China are considered. The main stages of the formation of China's pension system from 1949 to 2020 are analyzed. The achievements and problems of the Chinese pension insurance system are considered. A chronology of key reforms of the State Council of the People's Republic of China and the CPC Central Committee to improve social benefits has been compiled. The chronology of pension transformation reforms has provided an overall picture of social and economic improvement among pensioners. Keywords: pension system of the PRC, pension payments, social insurance, reform "one child - one family", family "421", aging of the population of China. References

1. China Pension Development Report 2018: Functions and Development of Sovereign Pension Funds. - Beijing: Economic Management, 2018 . -402 p.

2. Laws and regulations on social security. - Beijin: Law Press, 2018. - 626 p

3. Yu Jun, Zhang Yiquan. China social security No. 9. - Beijing: Labor and Social Security News, 2019 . - 87 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.