УДК:364.35(045)
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Смирнова В.В., студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Казакова Д.С., студент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Невежин В.П., к.т.н., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Мировой опыт различных стран мира не мог не сказаться на развитии пенсионной системы в Российской Федерации. В статье рассмотрены пенсионные системы таких стран, как: Норвегия, Япония, Китай, США, Германия. Безусловно, каждое государство имеет ряд преимуществ в области пенсионного обеспечения, и смысл использования результатов в конкретных аспектах области достаточно целесообразен. Недостатки, с которыми правительству конкретной страны приходится сталкиваться и пытаться решить, также можно проследить у каждой страны. Для решения глобальных экономических проблем странам приходится использовать опыт других стран для поиска выходов из сложившихся ситуаций. Исключением не стала и Российская Федерация, правительство, которой в 2019 году будет использовать новый законопроект, касающийся пенсионного обеспечения. На фоне достаточно резкого увеличения пенсионного возраста, правительство РФ столкнулось с недовольством большей части населения. Это в некоторой степени и оправдано. Так как при достаточном высоком уровне старения населения в нашей стране, государством ничего не оставалось, как увеличить пенсионный возраст по примеру большинства зарубежных стран. Возникает вопрос, насколько верно был подобрано время и техническая оправданность данной реформы. Данный закон уже принят Госдумой РФ, но оспорить путь его реализации можно и нужно, опираясь на мировой опыт, безусловно, учитывая индивидуальность России, как экономическом плане, так и в социальном аспекте.
Ключевые слова: система; зарубежные страны; опыт; пенсионное обеспечение; экономика; пенсионная реформа; социальная политика; государство
PROBLEMS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
AND FOREIGN COUNTRIES
Smirnova V.V., student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
E-mail: [email protected] Kazakova D.C., student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
E-mail: [email protected] Nevegin V. P., Dr. Tehn. Sciences, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
E-mail: [email protected]
Abstract. The world experience of various countries of the world could not but affect the development of the pension system in the Russian Federation. For the study were selected: Norway, Japan, China, USA, Germany. Of course, each state has a number of advantages in the field ofpensions, that is, those results in a particular area that other states can adopt for the development of this sphere in their country. The disadvantages that the government of a particular country has to face and try to solve can also be traced to each country. To solve global economic problems, countries have to use the experience of other countries to find ways out of these situations. The exception was not the Russian Federation, the government, which in the future in 2019 will adopt a new bill relating to pensions. Against the background of a rather sharp increase in the retirement age, the government of the Russian Federation was faced with discontent of the majority of the population. This is largely justified, but with a sufficiently high level of aging in our country, the state body had no choice but to increase the retirement age using the example of most foreign countries. Another question is how correctly the growth rate was chosen and the time in which this reform is being carried out. Now this measure has already been taken, but to challenge the way of its implementation can and should be based on international
, Russia , Russia , Russia
experience, of course, taking into account individuality bo each particular state.
Key words: system; aadvantages and disadvantages; pension reform; social politics; state
1. Введение
В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой функционирования пенсионной системы Российской Федерации, в том числе и негосударственных пенсионных фондов. Это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система -одна из основных элементов социальной защиты населения. Во всех странах мира, развитых и развивающихся, ведутся споры по вопросам пенсионного обеспечения. Во многом, это обусловлено тенденцией к общему старению населения. В нашей стране состояние демографической сферы осложняется не только экономическими факторами, но и «отголосками» войны 1941-1945 гг. и обуславливает необходимость
совершенствования пенсионной системы.
Структура занятости населения, низкая производительность труда, а также высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте ставит перед пенсионной системой сложные задачи. Основными целями развития пенсионной системы являются: обеспечение социально-приемлемого уровня пенсионных выплат и выбор оптимальной модели пенсионной защиты населения.
В течение последнего десятилетия реформирование отдельных положений пенсионной системы России проводится постоянно. Ежегодно вносятся изменения в пенсионное законодательство. Переход от распределительного характера пенсии к накопительному, увеличение стабильности в поступлении доходов нетрудоспособных лиц -все эти меры внедряет Правительство РФ для увеличения пенсионного обеспечения и улучшения жизни пенсионеров в нашей стране.
in terms of economic and in the field of other features of
reign countries; experience; pension benefits; economy;
Безусловно, государственные органы, анализируя пенсионные системы других стран, рассматривают возможные последствия от ряда мер, которые можно было бы применить в российской практике. Далее рассматриваются на примерах ряда зарубежных стран их пенсионные системы и пенсионное обеспечение. 1. Анализ пенсионной системы в зарубежных странах 1. 1.1. Пенсионная система в Норвегии
Согласно результатам рейтинга, Global AgeWatch Index 2016, Норвегия была признана наиболее благоприятной по уровню качества жизни тех, кому за 60. Успешная экономика, мощные социальные программы, качественная медицина - все это обеспечивает пенсионерам Норвегии самую счастливую старость.
Структура системы пенсионного обеспечения Норвегии состоит из трех уровней, что дает возможность формирования пенсии
несколькими способами. Основным
компонентом пенсионной системы является Национальная система страхования Норвегии, которая охватывает все население. Второй уровень - это профессиональные пенсионные планы, предоставляемые работодателями, и коллективные пенсионные планы от накопительных пенсионных фондов. Третий уровень представлен индивидуальными добровольными пенсиями.
Большое внимание уделяется обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни граждан Норвегии, необходимость которого возрастает с каждым годом, поскольку количество пенсионеров в стране увеличивается достаточно стремительно. Динамика изменения численности населения Норвегии в возрасте более 65 лет представлена на рис. 1.
Рис. 4. Динамика численности населения в возрасте старше 65 лет, млн. чел.
Для понимания целостной пенсионной системы Норвегии стоит рассмотреть ее, как плюсы, так и ее минусы. К явным плюсам можно отнести:
• основное финансирование системы пенсионного страхования в Норвегии осуществляют работодатели, индивидуальные предприниматели и государство за счет отчисления ежемесячных взносов. Размер взносов рабочих - 7,8% от уровня валовой заработной платы. Индивидуальные предприниматели отчисляют около 11% от своего дохода. Вносы для других видов личного дохода составляют около 3% (по аналогии с Россией).
• можно совмещать работу и получение пенсии, по своему усмотрению
• в силу того, что в Норвегии гибкий возраст выхода на пенсию с 62 до 75 лет (в среднем это 67 лет), то человек вправе сам определять возраст выхода на пенсию, размер выплаты и продолжительность трудовой деятельности.
Анализируя отрицательные характеристики пенсионной системы Норвегии, можем привести следующие из них:
- имеются очень высокие цены на все товары и услуги, она является одной из самых дорогих стран мира:
- размер пенсии достаточно высок, но с учетом налогов и других аспектов жизнедеятельности, его хватит лишь на
удовлетворение основных материальных потребностей, а поэтому немногим удается создавать сбережения.
- население стремительно стареет -увеличивается количество пенсионеров при медленном темпе роста рождаемости.
В начале 2017 года норвежское правительство приняло беспрецедентные меры по экономии сбережений ПФ. Пенсионный фонд не будет инвестировать в рисковые активы, отличающиеся высокой доходностью (до 11% годовых). Вместо этого деньги будут вложены в менее прибыльные, но надежные активы. Таким образом, прибыль Пенсионного фонда в 2017 году сократится, что может сказаться на уровне жизни пожилых граждан. 1.2. Пенсионная система Японии
Многие политики называют пенсионную систему Японии «бомбой замедленного действия». Это связано со стремительно стареющим населением. Из-за подобных проблем в Японии постоянно происходит ряд реформаций, связанных с поддержанием пенсионной системы на необходимом уровне.
Чтобы понимать и представлять целостную картину, описывающую пенсионную систему Японии, необходимо рассмотреть плюсы и минусы данной системы.
Одним из главных плюсов пенсионной системы Японии выступает большой объем активов Фонда социального страхования, что
обеспечивает беспроблемную выплату всех пенсий.
Япония - страна с самой высокой продолжительностью жизни, которая близка к 84 годам. Это ведет к тому, что будущим пенсионерам, проживающим в Японии нужно рассчитывать на продолжительную старость и предусматривать способы ее достойного обеспечения.
Одним из благоприятных черт пенсионной системы Японии выступает возможность получения пособия по старости, начиная с 65 лет, что намного раньше, чем в других странах, где пенсионный возраст начинается с 67-68 лет.
Общие пенсионные выплаты формируются несколькими способами. Во-первых, основная часть пенсии, примерно 73% от общей пенсии, ежемесячно выплачивается Пенсионным фондом, начиная с 65 лет. Далее имеется профессиональная пенсия, которая формируется за счет отчислений работодателем в Пенсионный фонд за каждого из своих работников. Она составляет примерно 5% от заработной платы. И последний вид пенсии — это одноразовые пособия. Когда человек выходит на пенсию по старости он имеет полное право на получение одноразового пособия. Это пособие состоит из средней заработной платы, умноженной на количество отработанных на предприятии лет. Такая финансовая помощь выплачивается владельцем фирмы или компании.
Учитывая все способы формирования пенсии, можно сказать, что средняя пенсия, получаемая в Японии, достигает 1500 долларов, что является оптимальным уровнем при затратах нынешнего пенсионера,
проживающего в Японии [4]. Бережное и расчетливое личное отношение к деньгам, присущее японцам, позволяет им жить при существующих пенсиях без особых проблем и
эффективно поддерживать пенсионную систему своей страны.
Пенсионная система Японии в настоящее время является одной из самых эффективных в мире потому, что именно в этой стране при сильном старении населения не происходит увеличение пенсионного возраста, чему подверглись большее количество стран -лидеров.
Приведем основные минусы, которые связаны с обеспечением населения пенсионными выплатами.
Во-первых, при желании выйти на пенсию раньше 65 лет, например, в 60 лет, пенсионер будет получать не полный объем причитающейся ему основной пенсии, а лишь ее 75%, что будет составлять примерно 700 долларов (около 45 000 р.).
Во-вторых, общий размер пенсии на 73% состоит из социальной пенсии, когда в ряде других стран, имеющих преуспевающую пенсионную систему, процент накопительной части пенсии превышает объем социальной пенсии в общем разрезе пенсионных выплат. Сами пенсионеры, поживающие в Японии, считают, что для более эффективного осуществления пенсионной системы и формирования пенсионных выплат, необходимо повысить долю накопительной пенсии в размере общей пенсии, что позволяет обеспечить долгую старость японцев собственными силами, исходя из существующих возможностей. 1.3. Пенсионное обеспечение в Китае
Интерес к китайской пенсионной системе обосновывается стремительной динамикой роста населения данной страны при увеличении продолжительности жизни, на 2016 год она составила 76, 25 лет. Данная динамика представлен на рис. 2. Главная проблема системы пенсионного страхования в Китае состоит в том, что пенсию до сих пор получают не все, кому она полагается по возрасту.
Рис. 2. Динамика численности пенсионеров в КНР, млн. чел.
Пенсионная система Китая на сегодняшний день находится в стадии реформирования. Дело в том, что государственного пенсионного обеспечения в Китае практически не существует. Государственную пенсию получает только каждый четвертый китаец (в основном -горожане). Остальных пенсионеров по старым обычаям обязаны содержать их дети.
Пенсионный возраст в Китае составляет 5055 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Средняя пенсия составляет от 900 до 1360 юаней (около 80 долларов). При этом государственные служащие получают пенсии на порядок выше обычных работников. Пенсионеров, проработавших в сельской местности, содержат родственники.
Однако вопрос пенсионного обеспечения основной массы китайских пенсионеров остается очень острой проблемой. Доля пенсионеров в данной стране растет, а значит и пенсионный вопрос в Китае стоит крайне остро. Правительство страны проводит активные реформы по данному вопросу.
К плюсам Китайской пенсионной системы относят:
- самостоятельное распоряжение бюро труда и социальной защиты полученными деньгами. Например, вкладывание их в бизнес или в государственные ценные бумаги, что позволяет приумножать пенсионный бюджет той или иной провинции:
перечисление работником в Пенсионный фонд 8% от его заработной платы, а также перечисление работодателем 20%:
- каждый человек может открыть свой накопительный счет.
К минусам Китайской пенсионной системы относят:
• стагнация пенсионной системы. Главной проблемой стала проводимая ранее политика «одна семья — один ребёнок». Число пенсионеров растёт, а число молодых работников не увеличивается. К 2050 году в Китае будет 480 миллионов пожилых граждан, а соотношение трудоспособного населения и пенсионеров к 2035 году сократится до 2:1 — подсчитывали в Банке Китая.
• пенсию получают не все: из 230,8 млн. человек старше 60 лет, по данным СЕ1С, выплаты от государства получает только 152,7 млн. человек. Такая разница связана со специфической системой прописки в Китае (хукоу), которая создавалась для контроля за передвижением населения внутри страны.
• никаких льгот для пенсионеров не существует.
• китайцы просто не доверяют пенсионным фондам и стремятся хранить свои сбережения дома или на личных банковских счетах. Из-за этого пенсионный фонд Китая ежегодно недополучает миллиарды юаней.
1.4. Пенсионная система США
Пенсионная система США считается одной из наиболее успешных, однако, как и все системы она имеет свои плюсы и минусы.
Для начала стоит отметить, что средняя гарантированная пенсия работавшего американца составляет около 1000 долларов («67 000 р.), а для тех, кто не отчислял обязательные пенсионные взносы - 500 долларов (33 500 р.). Это позволяет потенциальным пенсионерам иметь возможность поддерживать собственную жизнь на необходимом уровне.
Если посмотреть на графики роста числа пенсионеров, см. рис. 3 [12], то становится понятным, что для эффективного функционирования пенсионной системы США не достаточен имеющийся уровень активов. Именно поэтому государство рассматриваемой страны старается всеми способами повлиять на увеличение средств Пенсионного фонда США.
Рис. 3. Численность населения США в возрасте 65 и 85 лет и старше по данным переписей и прогнозным оценкам, млн. чел.
В США, как и во многих других странах, существует несколько видов пенсионного обеспечения: государственная пенсия; частная коллективная пенсия по месту работы; частная индивидуальная пенсия путем открытия личного счета. Человек имеет возможность выйти на пенсию в 62 года, при потере 20-30% от государственной пенсии. Поздний уход на пенсию — в 70 лет. В этом случае ежемесячные выплаты пенсии увеличиваются на 24%. Но, если пенсионер уходит еще позже, он должен начать снять средства, накопленные на пенсионном счету. Это касается и государственной части пенсии, и накопительной, та как в противном случае с
этих средств будет взиматься подоходный налог
[3].
Государство в свою очередь дает возможность пенсионерам на получение льготной медицинской страховки Medicare, которая положена пенсионеру с 66 лет. Помимо льготного предоставления страховки, в дополнение к пенсии, пенсионеры получают отдельные финансовые средства на питание. Им предоставляется также помощь по оплате ЖКХ (электроэнергии и отопления), оплачивается наблюдение медсестрой, во многих многоквартирных домах имеется обеспеченная штатом программа, которая оплачивает автобусы, осуществляющие перевозки пенсионеров в магазин два раза в неделю.
Любой человек, который работает в государственных структурах, получает пенсию по отдельной пенсионной схеме — кроме основной пенсии им предназначаются отдельные отчисления в специальные фонды [1].
Несмотря на большой перечень плюсов пенсионной системы США, имеется достаточно большой перечень и отрицательных характеристик.
Основной проблемой пенсионной системы США является неоптимальный объем средств. За 2017 год дефицит составил порядка триллиона долларов. Согласно прогнозам бюджетного управления Конгресса США, дефицит ФСС будет стремительно расти, и, если ничего не будет меняться, то в 2029 году ФСС вовсе перестанет существовать как финансовый орган.
В 2013 году произошло банкротство целого города Детройта. Там также рухнули все пенсионные фонды, а пострадавшие пенсионеры стали получать незначительные пособия с уровней штата (Мичиган) и федерального уровня. Сейчас в ситуации, похожей на банкротство Детройта, может оказаться ещё более крупный территориальный объект - штат Иллинойс.
В поисках решения по минимизации расходов на пенсии выдвигаются 2 варианта: снижение величины пенсий или увеличение
времени выхода на пенсию, в противном случае комбинация этих двух вариантов, что не несет никакого положительного исхода для граждан Америки.
1.5. Пенсионная система Германии
Анализируя пенсионную систему Германии, встречаешься с большим количеством плюсов, чем минусов, однако и те, и другие стоит рассмотреть более подробно.
В Германии два вида пенсионного обеспечения — государственное и частное. Первое обязательно для людей с доходами не более 3900 евро в месяц, второе — добровольное. Те люди, которые зарабатывают больше 3900 евро, часто обращаются к частным пенсионным фондам. Это позволяет регулировать объем пенсии самостоятельно и контролировать возможность непредвиденного дефицита средств [7].
Также, в Германии человек может получить пенсию не только в связи с достижением 67 лет, но и при определённых обстоятельствах, к которым относят: пенсию иждивенца (в связи с потерей кормильца) и пенсию по инвалидности.
Объем средств Пенсионного фонда Германии формируется за счет отчислений работающего населения, которые сразу идут на выплату пенсий.
Каждый работник обязан отчислять часть своей заработной платы на поддержание оптимального объема средств Пенсионного фонда. На рисунке 4 представлена динамика процентов по отчислениям в Пенсионный фонд ФРГ [2].
14.0 -
1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 3995 2000 2005 2010 2015
Рис. 4. Размер отчислений из заработной платы работников
В Германии человеку предоставляется возможность выйти на пенсию после 5 лет стажа. Стоит отметить, что государство не
только предоставляет возможность выхода на пенсию после такого маленького отработанного периода, но и отчисляет государственные дотации, которые составляют 50% Пенсионного фонда. В тех случаях, когда начисленная государством сумма ниже, чем прожиточный минимум, каждому пенсионеру доплачивается сумма до его уровня.
Особые условия по выплате пенсий предусмотрены и для отдельных лиц, например, для вдов и вдовцов выплачивается двойная пенсия, а для всех государственных служащих оформляется дополнительная пенсия, которая по сумме равна пенсии по старости. В 2014 году в Германии был принят закон о "материнской пенсии", согласно которому, женщина, родившая ребенка после 1992 года, имеет право два раза в течение жизни внести время ухода за детьми (3 года) в пенсионный стаж.
Стоит также отметить не только достоинства пенсионной системы Германии, но и ее недостатки.
Размер государственной пенсии в ФРГ зависит исключительно от уровня заработной платы и не предполагает перераспределения ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения.
Пенсионный возраст в Германии был установлен на уровне 67 лет. На сумму пенсии будет увеличен пенсионный налог, и часть пенсии, подлежащая налогообложению, в ближайшие годы постепенно возрастет. В итоге общий размер выплаты пенсии автоматически уменьшится.
Другим минусом выступает и то, что для достижения «среднемесячной пенсии» стоит приложить немало усилий, которые, к сожалению, не выполняются большинством потенциальных пенсионеров, а именно 45-летний стаж с ежегодным
«среднестатистическим доходом», который рассчитывается по стране.
2. Пенсионная система Российской Федерации
Для того, чтобы сравнить рассмотренные ранее пенсионные системы других стран с
пенсионной системой Российской Федерации (далее РФ), приведем также ее положительные и отрицательные стороны.
В РФ применяется распределительно -накопительный формат пенсионной системы [8], которая имеет как преимущества, так и недостатки, которые Правительство РФ пытается исправить путем проведения пенсионной реформы [5].
Главное преимущество данного типа пенсионной системы - свобода выбора. Человек вправе сам распоряжаться 6% страховых отчислений и вкладывать их по своему усмотрению в любые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или же в государственный пенсионный фонд.
Кроме этого, при выгодном вложении накопительной части своей будущей пенсии в НПФ работник может получить более высокий доход, чем в государственном фонде. Это происходит за счет более высокой прибыли фондов от сделок с ценными бумагами.
Благодаря программе софинансирования у людей имеется возможность увеличения своей накопительной части, путем привлечения дополнительных денежных средств.
Несмотря на весомые преимущества распределительно - накопительной системы, она имеет и недостатки.
Слабая эффективность пенсионного обеспечения - важнейшая экономическая проблема нашей страны. Размер средней пенсии в Российской Федерации составляет всего 13 700 руб., и это несмотря на то, что ставка взносов в ПФР у нас намного выше, чем в развитых странах [13].
Также одним из главных недостатков, по мнению граждан Российской Федерации, является решение об изменении возраста трудоспособности, которое вызвано старением трудоспособного населения.
На основании изменения трудоспособного населения, а также изменения количества пенсионеров, см. рис. 5. [10], с течением времени происходит прирост количества пенсионеров, и имеется сокращение числа трудоспособного населения. Именно эта проблема вызвала необходимость пересмотра пенсионного возраста в Российской Федерации и принятия будущей пенсионной реформы 2019 года по повышению возраста выхода на пенсию.
80000000 70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000
0)0)0)0)0)0)000000 0)0)0)0)0)0)000000 нннннн^ммммг^
000000000000 гмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгмгч
■ Численность пенсионеров
• Количествотрудоспособного населения
Рис. 5. Изменение количества трудоспособного населения и количества пенсионеров
В России 46,5 млн. пенсионеров - это 31,7% от всего населения страны. Убыль трудоспособного населения, по данным Госстатистики, за период с 2017 по 2030 гг. составит 4 млн. человек. В результате «старения населения» денег в системе больше не становится, тогда как растет число людей, между которыми их нужно распределять.
Исследуя пенсионную систему Российской Федерация и изучая различные ее показатели, стоит выяснить какой из влияющих факторов оказывает большее воздействие на ее расходную часть. Для определения основных факторов, которые оказывают влияние на формирование и уровень расходов Пенсионного фонда Российской Федерации в выборе существенных объясняющих переменных множественной
0
модели был выбран метод показателей информационной емкости. Для исследования были выбраны данные следующих факторов: Результативный:
Y - Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации (млрд. р.)
Таблица 1. Показатели, влияющие на расходы
Объясняющие:
X1-Численность пенсионеров (чел.); Х2- Численность занятых, приходящихся на 1 пенсионера (чел.);
Х3- Число предприятий и организаций (шт.);
;нсионного фонда Российской Федерации [9/
Год Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. р. Расходы на выплату пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. р. Численность пенсионеров, чел. Численность занятых, приходящихся на 1 пенсионера, чел. Число предприятий и организаций, шт.
1994 88708 75996 36546000 1,87 1946278
1995 129625 110792 37083000 1,8 2249531
1996 179 833 139700 37827000 1,76 2504518
1997 195096 169473 38184000 1,7 2727146
1998 244495 179357 38410000 1,66 2901237
1999 346771 301448 38381000 1,67 3106350
2000 514837 435536 38411000 1,68 3346483
2016 7829700 6430000 43177000 1,68 4764483
2017 8319500 7167000 43504000 1,6 4561684
На основании указанного метода и проведенного регрессионного анализа в качестве основного показателя, влияющего на объем расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, следует выбрать: х1 - численность пенсионеров.
Форма эконометрической модели после выбора объясняющих переменных имеет вид: y=a0 + a1x1 Таким образом, и с математической точки зрения имеется основание утверждать, что основное влияние на расходы ПФР оказывает именно количество пенсионеров, которых с каждым годом становится все больше в связи со старением населения.
В Российской Федерации на протяжении многих лет активно обсуждалась возможность увеличения пенсионного возраста и его постепенного выравнивание у мужчин и женщин. Безусловно, этот путь решения проблемы имеет свои недостатки. Главное -недовольство населения такими изменениями. Пенсионный возраст в развитых странах выше, потому что там гораздо выше, чем в России, уровень и продолжительность жизни. В нашей стране менять правила выхода на пенсию, как утверждает автор работы [11], нужно постепенно, повышая качество медицинского
обслуживания и других видов социальной защиты в совокупности с другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию; создание индивидуальных инвестиционных счетов, на которых и работник, и работодатель могут формировать пенсионные накопления; предоставление налоговых льгот для добровольных корпоративных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах.
В заключение, проведенного анализа развития пенсионных систем в ряде стран, в том числе в Российской Федерации, можно сказать, что, существенных проблем и недостатков в современной пенсионной системе России достаточно, а пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. Найти решения данной проблемы можно только при совместном взаимодействии государства, работодателей и самих работников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
[1] Все о США/Пенсия в США. Средний размер пенсии и пенсионный возраст [Электронный ресурс]. URL:
https://usamagazine.ru/pensiya-v-ssha/ (Дата
обращения 18.11.2018)
[2] Навигатор пенсионного рынка//Пенсии в Германии [Электронный ресурс]. URL: http://www.pensiamarket.ru/AllNews.aspx?id=3253 (Дата обращения: 18.11.2018)
[3] Пенсионная система США: плюсы и минусы позднего выхода на пенсию [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20180622/1523252981 .html (Дата обращения 18.11.2018)
[4] Пенсия в Японии: размер и возраст для выхода на пенсию по старости [Электронный ресурс]. URL: https://businessman.ru/pensiya-v-yaponii-razmer-i-vozrast-dlya-vyihoda-na-pensiyu-po-starosti.html (Дата обращения 20.11.2018)
[5] Плюсы и Минусы//Финансы/Плюсы и минусы накопительной части пенсии [Электронный ресурс]. URL: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-nakopitelnoj-pensii/
[6] По стопам крупнейших пенсионных фондов [Электронный ресурс]. URL: https://smart-lab.ru/blog/427341.php (Дата обращения 18.11.2018)
[7] Размеры пенсий в США, Китае, Японии, Европе и России [Электронный ресурс]. URL: https://moiarussia.ru/razmery-pensij-v-rossii/ (Дата обращения 18.11.2018)
[8] Согласие - ОПС//негосударственный пенсионный фонд/ справочник [Электронный ресурс]. URL: https://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-system/ (Дата обращения 20.11.2018)
[9] Федеральная служба государственно статистики// Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. URL: http: //www .gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/r osstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113508 7342078
[10] Федеральная служба государственно статистики//ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_61/IssWWW^e/ Stg/1-05.htm (Дата обращения 18.11.2018)
[11] Хайруллина Ю.Р., Жигитова Т.В., Хайрулин Р.Р. - 2015 Социальное пособие или инвестиции в будущее. - Вестник экономики, права и социологии. №3. C. 270-274.
[12] Численность населения США/ численность пенсионеров [Электронный ресурс]. URL: https://countrymeters.info/ru/United_States_of_Am erica_(USA) (Дата обращения 18.11.2018)
[13] Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 41. - С. 224-228;
[14] Коротаев А.В., Андреев А.И., Зинькина Ю.В., Фоломеева Д.А. О СТРУКТУРЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 74-82.
[15] Малков С.Ю. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МОДЕРНИЗАЦИИ: НА ПУТИ К МИР-ОРГАНИЗМУ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2015. № 1-2. С. 88-109.
[16] Мосакова Е.А. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 84-88.
[17] Новашина Т.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 95-104.
[18] Кефели И.Ф. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПОЛИЦЕНТРИЧНОГО МИРА: МОДЕЛИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННЫХ, СТАТУСНЫХ И КОАЛИЦИОННЫХ ФАКТОРОВ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2014. № 3-4. С. 53-59.