Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогика / обучение взрослых / профессиональная переподготовка / профессиональная специализированная компетенция / учебная дисциплина / учебное занятие / цикл занятий / andragogy / adult education / professional retraining / professional specialized competence / academic discipline / educational activity / cycle of classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

Статья посвящена проблеме формирования и развития отдельных педагогических компетенций у специалистов по социальной работе, не имеющих специального образования в данной сфере. Автором обосновывается необходимость обучения слушателей в области дидактики и методики преподавания. Основным путем развития элементов указанной компетенции является отдельный блок дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы». Он посвящен изучению методики разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем. Автором описывается опыт реализации дисциплины на программах профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа». В статье описывается содержание указанного блока. Даются рекомендации по формам работы со слушателями при проведении аудиторных занятий. Приводится формальная информация о трудоемкости дисциплины и блока. Автор сообщает о способах получения информации о результативности обучения. В заключении автор рассматривает условия, способствующие эффективности достижения целей дисциплины. Статья может быть интересна практикующим специалистам по социальной работе, психологам, начальникам отрядов, нуждающимся в педагогических знаниях и умениях, преподавателям, работающим на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилям социально-педагогической и психологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of formation and development of individual pedagogical competencies of social work specialists who do not have special education in this field. The author substantiates the necessity of training students in the field of didactics and teaching methods. The main way of developing the elements of this competence is a separate block of the discipline "Organizational and methodological foundations of social work". It is dedicated to the study of the methodology of developing classes with different categories of clients to prevent and solve social problems. The author describes the experience of implementing the discipline in professional retraining programs in the profile "Social Work". The article describes the content of the specified block. Recommendations are given on the forms of working with students during classroom classes. Formal information about the complexity of the discipline and the block is provided. The author reports on ways to obtain information about the effectiveness of training. In conclusion, the author examines the conditions that contribute to the effectiveness of achieving the goals of the discipline. The article may be of interest to practitioners in social work, psychologists, heads of detachments in need of pedagogical knowledge and skills, teachers working on advanced training and professional retraining programs in the profiles of socio-pedagogical and psychological orientation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»»

4. Елькина, Е.Е Цифровая культура: понятие, модели и практики / Е.Е. Елькина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - Выпуск 2. - 2018. - С. 195-203

5. Карпова, Д.Н. Социотехнический поворот в исследовании цифровизации общества / Д.Н. Карпова,

A.C. Проскурина // Власть. - 2020. - № 1.

6. Лосев, C.B. Формирование информационной культуры студентов колледжа-требования к подготовке современного специалиста / C.B. Лосев // Проблемы педагогики. - 2017. - № 7 - С. 30.

7. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятие, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - URL: http: journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf

8. Расумов, В.Ш. Формирование информационной культуры студентов в контексте цифровизации образования /

B.Ш. Расумов, З.М. Ахмадова // МНКО. - 2020. - № 4. - С. 83.

9. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / НЛ. Соколова // Международный журнал исследований культуры. -2021. - № 3 (8). - С. 6-10

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития отдельных педагогических компетенций у специалистов по социальной работе, не имеющих специального образования в данной сфере. Автором обосновывается необходимость обучения слушателей в области дидактики и методики преподавания. Основным путем развития элементов указанной компетенции является отдельный блок дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы». Он посвящен изучению методики разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем. Автором описывается опыт реализации дисциплины на программах профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа». В статье описывается содержание указанного блока. Даются рекомендации по формам работы со слушателями при проведении аудиторных занятий. Приводится формальная информация о трудоемкости дисциплины и блока. Автор сообщает о способах получения информации о результативности обучения. В заключении автор рассматривает условия, способствующие эффективности достижения целей дисциплины. Статья может быть интересна практикующим специалистам по социальной работе, психологам, начальникам отрядов, нуждающимся в педагогических знаниях и умениях, преподавателям, работающим на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилям социально-педагогической и психологической направленности.

Ключевые слова: андрагогика, обучение взрослых, профессиональная переподготовка, профессиональная специализированная компетенция, учебная дисциплина, учебное занятие, цикл занятий.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation and development of individual pedagogical competencies of social work specialists who do not have special education in this field. The author substantiates the necessity of training students in the field of didactics and teaching methods. The main way of developing the elements of this competence is a separate block of the discipline "Organizational and methodological foundations of social work". It is dedicated to the study of the methodology of developing classes with different categories of clients to prevent and solve social problems. The author describes the experience of implementing the discipline in professional retraining programs in the profile "Social Work". The article describes the content of the specified block. Recommendations are given on the forms of working with students during classroom classes. Formal information about the complexity of the discipline and the block is provided. The author reports on ways to obtain information about the effectiveness of training. In conclusion, the author examines the conditions that contribute to the effectiveness of achieving the goals of the discipline. The article may be of interest to practitioners in social work, psychologists, heads of detachments in need of pedagogical knowledge and skills, teachers working on advanced training and professional retraining programs in the profiles of socio-pedagogical and psychological orientation.

Key words: andragogy, adult education, professional retraining, professional specialized competence, academic discipline, educational activity, cycle of classes.

Введение. В рамках реализации программ профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа» мы часто сталкиваемся с обучающимися, не имеющими базового педагогического образования. При этом ряд задач, которые им необходимо решать в рамках осуществления социальной работы, требуют определенных знаний и умений из области педагогики. Так, для профилактики и решения некоторых социальных проблем клиентов, осуществления элементов социального образования требуется целенаправленная методически грамотная разработка, организация и проведение специалистом по социальной работе как отдельных занятий социальной направленности, так и их циклов.

Для формирования педагогически ориентированных методических знаний и навыков у сотрудников социальных служб нами в 2016 году была разработана самостоятельная дисциплина «Организационно-методические основы социальной работы», которая с 2017 года по настоящее время реализуется в программах профессиональной переподготовки по профилю «Социальная работа». Один из ее блоков посвящен методике разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем. Описанию именно этого вопроса посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Изучение дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы» нацелено на формирование у слушателей элементов профессиональной специализированной компетенции: способность к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности функционирования пенитенциарной системы, а также специфику различных категорий осужденных клиентов - в части изучения современных методических требований к организации инновационной, исследовательской работы, социального образования различных категорий граждан в условиях изоляции, а также формирования умений по подготовке рабочей документации различных видов (разработок, планов занятий, проектов и др.) для организационно-методического обеспечения данных направлений деятельности [1,С. 96].

Задачей освоения дисциплины является развитие умений обоснования, разработки, реализации, анализа и представления специалистами по социальной работе собственных разработок в области решения социальных проблем различных категорий осужденных.

Общая трудоемкость дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы» составляет 26 академических часов, из них 6 часов - лекции, 16 часов - практические занятия, 4 часа - промежуточная аттестация. Освоение программы дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме подготовки и защиты контрольной работы, целью проведения которой является определение уровня сформированности у слушателей заявленной компетенции или ее части.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать современные методические требования к организации инновационной, исследовательской работы, а также особенности организации социального образования различных категорий граждан в условиях изоляции;

- уметь составлять рабочую документацию различных видов (разработки, планы занятий, проекты и др.) для методического обеспечения реализуемых направлений социальной работы;

- владеть навыками организационно-методического обеспечения социальной работы с осужденными [1, С. 196].

Структура дисциплины включает в себя несколько разделов, ориентированных на изучение методического и

организационного обеспечения различных направлений деятельности специалиста по социальной работе. В контексте данной статьи мы рассмотрим один из них, посвященный изучению методики разработки занятий с различными категориями клиентов для предотвращения и решения социальных проблем.

Для выявления исходного уровня подготовки обучающихся по вопросам методической направленности нами используется опросный метод. Как правило, он реализуется в форме входного контроля по указанной дисциплине. Используемый опросник включает несколько разделов, но в данном контексте нас интересует один из них, включающий вопросы, позволяющие выявить исходный уровень имеющихся у слушателей знаний и навыков, касающихся понимания необходимости и процедуры организации и проведения различных мероприятий социальной направленности, формирования методического инструментария для организации занятий (выбор и формулирование темы, цели занятия; подбор форм занятия и методов работы; построение занятия; поиск необходимой информации; анализ и прогнозирование результатов занятия и проч.), специфики работы с клиентами разного возраста, пола, имеющими различный социальный опыт и проч.

Входной контроль в группах профессиональной переподготовки как правило показывает хорошие результаты по вопросам методической направленности у слушателей, имеющих базовое педагогическое образование и большой (более 10 лет) опыт работы по специальности (средний балл 3,8), и низкие результаты у слушателей, не имеющих такого образования (средний балл 2,3). При этом навыки и опыт самостоятельной разработки занятий у второй группы слушателей отсутствует полностью. Следует отметить, что в группах обучающихся достаточно редко встречаются лица с базовым педагогическим образованием (не более 2-3 человек на группу из 15 слушателей или такие лица отсутствуют полностью).

Указанные тенденции делают актуальной работу по обучению слушателей как основам педагогических знаний в области андрагогики, социальной педагогики, дидактики и методики преподавания, так и расширению базовых знаний, полученных в рамках предшествующей дисциплины «Педагогические основы социальной работы».

Содержание блока, посвященного методике разработки занятий для осуществления социального образования, предотвращения и решения социальных проблем различных категорий клиентов, имеет подвижный интерактивный характер. Оно каждый раз моделируется нами исходя из уровня подготовленности группы обучающихся, имеющегося у них профессионального запроса и потребностей.

Данный блок наиболее трудоемкий. Он рассчитан на 2 часа лекционных занятий и 8 часов практических занятий. Кроме того, именно по этой теме слушатели выполняют наибольший объем самостоятельной работы. Такое распределение времени позволяет придать изучению темы практико-ориентированный характер. Все знания и навыки обучающиеся получают, интенсивно погружаясь в вопросы педагогики.

На занятиях данного блока слушатели вовлекаются в обсуждение необходимости организации и проведения занятий (мероприятий) с различными категориями клиентов, их тематики, форм и т.п.; изучают примерную структуру и логику построения цикла занятий, отдельного занятия (мероприятия); осваивают общие закономерности разработки и проведения занятия, выделяют правила выбора и формулирования тематики, целей, определения вида занятия, подбора форм работы, содержания и проч.

Следует отметить, что преподаватель в готовом виде слушателям дает достаточно ограниченные сведения. Например, предлагает четкую структуру цикла и отдельного занятия, выделяет правила формулирования целей и задач занятия, основные виды и формы проведения занятий, методы и приемы работы, особенности обучения детей, взрослых, пожилых людей и некоторые другие. Остальную информацию обучающиеся получают опытным путем или в интерактивном порядке.

Представим некоторые проблемные вопросы, которые обсуждаются в рамках аудиторных занятий:

- какие темы поднимаются в непосредственной работе с осужденными, откуда они берутся (чем они обусловлены), в каких формах они реализуются (стенгазеты, стенды, занятия в школе подготовки к освобождению и проч.);

- кто определяет темы, необходимые для проработки с осужденными, формы работы;

- какую роль в этом занимает специалист по социальной работе, каковы его задачи;

- выделите и раскройте актуальные, на ваш взгляд, темы и проблемы для работы с различными категориями осужденных;

- какие из названных проблем в настоящее время реализуются в содержании работы с осужденными, каким образом;

- какие методические разработки в настоящее время существуют/используются/внедряются в пенитенциарную практику, что их отличает (кем разработаны, кто участвует в реализации, какие проблемы затрагивают, в каких формах воплощаются, на какой период рассчитаны и т.п.);

- какие специфические темы могут быть актуальны для подследственных, осужденных женщин, несовершеннолетних осужденных, осужденных с социально значимыми заболеваниями, осужденных с аддикциями, осужденных инвалидов, осужденных пожилого и старческого возраста, др.;

- чем могут отличаться формы работы с различными категориями осужденных и почему;

- почему и каким образом проблематика социально значимых мероприятий для различных категорий осужденных может выступать как основа планирования деятельности сотрудников пенитенциарной социальной службы.

Итогом обсуждения становится работа в аудитории по нахождению слушателями под руководством преподавателя тем для будущих самостоятельных разработок циклов занятий. При этом последовательно выполняются задания по формированию списка актуальных проблем с комментариями (с уточнением для кого актуальны, чем обусловлена актуальность, конкретизацией формулировки и т.п.), анализу общего списка и группированию проблем, детализации

содержания итогового списка, разбивке выбранной темы на более частные подвопросы. Из последних впоследствии будут формироваться темы циклов и занятий для осужденных.

На следующем этапе работы слушатели изучают выбранную проблематику, категорию осужденных, для которых планируется разработка, набирают необходимый теоретический материал. Далее они последовательно сразу после изучения соответствующей теоретической информации по дисциплине формулируют тему, цель и задачи каждого занятия в отдельности и цикла в целом, подбирают инструментарий, выстраивают содержание. Каждый шаг проходит проверку в ходе группового обсуждения.

Итогом такого погружения является самостоятельно разработанный обучающимися полный цикл занятий по актуальной для осужденных тематике. Как правило, мы рекомендуем слушателям придерживаться следующего минимального обобщенного плана при его создании:

- общая характеристика категории осужденных, для которой делается разработка; обоснование значимости поднимаемой темы для указанной категории и соответствия выбранных методов особенностям категории;

- обоснование социальной значимости тематики занятий;

- характеристика цикла занятий (цели, структура цикла, последовательность и логика построения занятий, развитие темы в каждом занятии, связи внутри занятий и между ними);

- организационные требования (длительность и интервалы между занятиями, помещение, оснащение, принципы формирования группы);

- планы и конспекты каждого занятия (с использованием активных и интерактивных методов);

- список литературы.

Задание по разработке цикла занятий может выполняться как индивидуально, так и в группах из 2-3 человек. Это зависит от желания и возможностей обучающихся, целей и замыслов преподавателя.

В некоторых случаях слушатели получают возможность апробации разработок на реальных или имитационных группах, что позволяет им своими глазами увидеть и ощутить допущенные промахи и ошибки, научиться импровизировать в непредвиденных обстоятельствах, почувствовать ответственность за результат, получить обратную связь и т.п. Такой опыт учит обучающихся прогнозировать трудности заблаговременно и готовиться к ним, более тщательно отбирать материал и формы работы, корректировать неудачные решения и др. как правило, после апробации занятия требуют существенной доработки или переработки.

Формы работы на учебных занятиях при изучении дисциплины зависят от подготовленности (исходных данных, полученных в рамках входного контроля) группы. При этом сохраняется общая ориентация на использование интерактивных методов обучения. Часто применяются мозговой штурм, дискуссионные методы, решение практических задач, творческая и поисковая работа в сети Интернет, творческие мастерские, мастер-классы, работа на имитационных группах и т.п.

Завершает изучение дисциплины защита контрольной работы, заключающейся в разработке, обосновании и оформлении цикла занятий для осужденных на социально значимую тематику. С 2017 года обучающиеся демонстрируют уверенные навыки разработки занятий, объединения их в циклы, приобретенные в процессе обучения. Это говорит о том, что заявленные цели по формированию и развитию отдельных педагогических компетенций у слушателей нами достигаются.

За пять лет реализации дисциплины обучение прошли 10 групп слушателей. Профессиональная динамика в каждой группе уникальна. Лучшие разработки слушателей накапливаются, включаются в единую информационно-справочную базу, созданную нами для специалистов по социальной работе, размещенную для общего доступа в облачном хранилище. Она содержит многообразную теоретическую информацию по проблемам социальной работы, методические рекомендации по конкретным направлениям деятельности, разнообразный инструментарий, разработки стендов, занятий и их циклов различной тематики и т.п.

Выводы. Положительный опыт работы со слушателями, не имеющими базового педагогического образования, по формированию у них методических знаний и навыков показал нам важность его систематизации и описания.

Следует отметить, что при построении дисциплины «Организационно-методические основы социальной работы» мы основывались на базовых принципах андрагогики, на которых, кстати, фиксируем внимание обучающихся в процессе рассмотрения вопросов, связанных со спецификой обучения взрослых. Такая наглядная демонстрация помогает слушателям на себе проверить действенность педагогических подходов.

Эффективности обучения способствует также «мгновенное» практическое использование и применение любой новой теоретической информации, вовлеченность каждого слушателя в образовательный процесс, ориентация на проблематику, актуальную для обучающихся (в каждой группе характер и содержание дисциплины меняется).

Литература:

1. Дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки «Организация социальной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы». - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2020.-216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.