Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ'

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ДОЛГ / ЧЕСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дьяченко Наталья Васильевна

В статье рассматривает актуальная проблема развития патриотизма в различные исторические периоды истории России. Автор, опираясь на опыт прошлого, показывают современные пути практической реализации темы патриотизма в образовательном процессе. Статья имеет практическую значимость, как для обучающихся старших курсов, адъюнктов (аспирантов), так и для педагогов, воспитателей школ и образовательных организаций всех этапов обучения. Материал статьи поможет педагогам внедрить результаты научных исследований в практическую образовательную деятельность, создавая условия для роста патриотических чувств у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM DEVELOPMENT IN RUSSIA: EDUCATIONAL DIMENSION

The article considers the actual problem of patriotism development in various historical periods of Russian history. Relying on experience of the past, the author shows modern ways of patriotism theme practical implementation in the educational process. The article has practical significance both for senior students, postgraduates and for teachers, educators at schools and educational organizations at all stages of education. The material of the article will help teachers to implement scientific research results into practical educational activities, creating conditions for patriotic feelings growth among the younger generation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

УДК 37.017.925

DOI 10.25257/KB.2023.1.31-41

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Patriotism development in Russia: educational dimension

Н. В. ДЬЯЧЕНКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

N.V. DYACHENKO1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассматривает актуальная проблема развития патриотизма в различные исторические периоды истории России. Автор, опираясь на опыт прошлого, показывают современные пути практической реализации темы патриотизма в образовательном процессе. Статья имеет практическую значимость, как для обучающихся старших курсов, адъюнктов (аспирантов), так и для педагогов, воспитателей школ и образовательных организаций всех этапов обучения. Материал статьи поможет педагогам внедрить результаты научных исследований в практическую образовательную деятельность, создавая условия для роста патриотических чувств у подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, история, обучение, образование, обучающиеся, любовь к Родине, долг, честь

Abstract: The article considers the actual problem of patriotism development in various historical periods of Russian history. Relying on experience of the past, the author shows modern ways of patriotism theme practical implementation in the educational process. The article has practical significance both for senior students, postgraduates and for teachers, educators at schools and educational organizations at all stages of education. The material of the article will help teachers to implement scientific research results into practical educational activities, creating conditions for patriotic feelings growth among the younger generation.

Key words: patriotism, upbringing, history, training, education, students, love for the Motherland, duty, honor

ВВЕДЕНИЕ

Современная международная ситуация заставляет по-новому взглянуть на проблему патриотического воспитания подрастающего поколения в РФ в контексте образовательной системы.

Данная проблема имеет свои глубокие корни, которые уходят в прошлое. Необходимо обратиться к истории становления и развития патриотизма в нашей стране, потому что патриотические страницы прошлого

имеют свои яркие национальные особенности, которые можно сейчас использовать в патриотическом воспитании, не только в педагогике по отношению к подрастающему поколению, но и в андрагогике (педагогика для взрослых людей).

Следует подчеркнуть, что невозможно без опыта прошлого создать условия для активизации работы над воспитанием патриотизма. Важно проанализировать как

положительные стороны практической работы над патриотическим воспитанием в прошлом, так и многие ошибки; это поможет педагогам и воспитателям более рационально и продуктивно выстроить работу со своими обучающимися.

СТЕПЕНЬ ПРОРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Проблему патриотизма в разные эпохи рассматривали философы, педагоги, социологи-мыслители. Широкий спектр высказанных точек зрения означает, что вопрос патриотизма всегда оставался дискуссионным.

Один из философов XX в., идейный борец с коммунизмом И. А. Ильин писал о патриотизме так: «Патриотизм есть правая и верная любовь индивидуального «Я» к народному «мы»...» [1]. Надо отметить, что в понимании Ильина под патриотизмом подразумевается не любовь к Родине в широком смысле: для него Родина - Россия - только монархическая страна.

Великий русский писатель, философ, общественный деятель Л. Н. Толстой имел особый взгляд на патриотизм в России: рассуждая о роли патриотизма, он характеризовал патриотизм как чувство дурное и вредное, которое не только не надо воспитывать, но и следует всячески уничтожать [2]. Здесь налицо противоречивость взглядов Л. Н. Толстого и его личности в целом: общепринятого представления о его жизни в синтезе с народом и его всемирно известного произведения «Война и мир», пропитанного чувством патриотизма.

Революционеры В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский в своих исследованиях рассматривали патриотизм в рамках гражданского долга, проводя прямые аналогии патриотизм - народ - Родина [3-4]. Исследуя проблему патриотизма, они искали пути и новые методы построения нового государства, одним из ключевых принципов которого, по их мнению, является патриотизм.

Известный исследователь, филолог, военный врач В. И. Даль также изучал

вопрос патриотизма через рассмотрение понятия патриот: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм -любовь к Отчизне» [5]. Надо отметить, что определение «патриот» в словаре В. И. Даля зависит от исторического периода. Так, сегодня чаще встречается понятие «Родина», реже - «отчизна», «отечество» (чаще они используются в контексте выступлений на публике, художественной литературе).

Радищев А. Н. в труде «Беседа о том, что есть сын Отечества», раскрывает содержание категории «патриот», подчеркивает особую избранность тех, кто истинно может называться патриотом [6]. Таким образом, патриотическая избранность как цель должна быть у каждого гражданина своей страны, к которой он движется всю свою жизнь через различного рода испытания.

Историк и общественный деятель Н. М. Карамзин продолжил изучать патриотизм в трех ипостасях: моральной, политической и физической [7]. Его подход знаменует начало нового периода: «патриотизм» начинают рассматривать с позиции целенаправленного воспитательного процесса, все больше различных деятелей исследуют феномен патриотизма с позиции формирования внутреннего мира и отчетливой гражданской позиции подрастающего поколения.

В советский период патриотизм развивается в контексте коммунистической идеологии, построения нового светлого будущего, постоянной борьбы с иными точками зрения и борьбы с внешним врагом. Именно молодая советская власть делает упор в идеологии целенаправленного воспитания патриотов, готовых отдать всего себя на благо Родины.

Прошедшая социалистическая революция, Брестский мир и гражданская война привели страну не только к нищете, но и огромных масштабов армии беспризорников. Борьба с беспризорностью и организация одного из множества так называемых коммун создала все условия для становления педагога нового порядка, одним из которых был А. С. Макаренко. Работая с беспризорниками,

он написал свою известную книгу «Педагогическая поэма», которая больше напоминает дневник в художественной обработке. Его работа стала методическим пособием по воспитанию для педагогов. Макаренко А. С. не обошел стороной и тему патриотизма, считая его одной из приоритетных задач и направлений в воспитательном плане. Это было особенно важно в тот исторический период. Он считал, что воспитание советского патриота - это воспитание всесторонне развитой личности, которая активно борется за укрепление могущества Родины [8].

Необходимо подчеркнуть, что существовала необходимость в поддержании советской идеологии для строительства коммунизма, и государственная система была заинтересована в формировании молодых граждансчеткоочерченнойшкалойценностей. Поэтому патриотические ценности занимали лидирующие позиции, создавались условия для педагогов новаторов, педагогов-воспитателей, разрабатывающих свои педагогические системы, работающих в школах, лабораториях для практической реализации заявленных теорий. Известный педагог В. А. Сухомлинский всем своим педагогическим учением говорил, что патриотизм заключается в любви именно социалистического государства [9]. То есть патриотизм у подрастающего поколения не формировался как любовь к Родине, Отчизне и Отечеству как таковому, а лишь только к четко очерченному идеологически государству.

Кроме философов, педагогов, политических деятелей, вопросом патриотизма занимались и психологи. Так, Э. Фромм считал остро необходимо заниматься воспитанием патриотизма [10]. Являясь философом «Социологической школы» он исследовал вопросы и особенности современной социализации, куда и входили вопросы патриотического воспитания, при этом о целенаправленном формировании патриотизма автор говорил больше не с позиции психолога, а с позиции педагога.

Подчеркнем, что взрослеющая личность очень сильно подвержена различного рода

влияниям. Среда и семья являются наиболее очевидными воздействующими на ребенка факторами. Если среда (за исключением педагогического состава в образовательной организации) больше состоит из таких же детей, то в семье мама и папа, как правило, играют превалирующую роль в выстраивании ценностной шкалы ребенка. Обычно родители воспитывают в семье ребенка своим примером, соотнося все целенаправленные воспитательные действия с собой, своими ценностями и воспитательными установками. Отсюда следует проблема воспитания взрослых людей, в том числе воспитание патриотизма. Нынешнее поколение людей возрастом до 40 лет можно рассматривать как поколение космополитов.

Надо отметить тот факт, что в педагогических журналах проблемы патриотизма рассматриваеются очень редко. К примеру, в работах И. Я. Мурзиной и С. В. Казаковой патриотизм проанализирован исходя из особенностей культуры, менталитета и истории народа [11].

Мировая политическая система работает сегодня в направлении глобализации, а сама этимология слова патриотизм является враждебной этой выстраивающейся системе. Чтобы до конца понять причинно-следственные связи относительно феномена патриотизма, как на западе в целом, так и в прозападных современных журналах, надо вспомнить российское научное педагогическое и философское сообщество 90-х годов 20 века, когда издать статью, где был заявлен «патриотизм» в ключевых словах, было почти невозможно (если только заявленный патриотизм не был исследован в резко негативном ключе).

За рубежом тема патриотизма если и рассматривается, то в контексте государственной системы, именно той системы, которая выступает резко против патриотизма в контексте государства, другое дело для прозападных ученых - это космополитизм. Именно с такой позиции рассматривают патриотизм Сердар М. и Хенд М. в своих исследованиях на данную тему [12-13].

Проанализировав исследования по теме патриотизма, следует отметить их особенность - они проводились во все времена и исследователи не принадлежали к какой-то одной социальной прослойке, одной профессии, одной сфере научных изысканий. Это могли быть и общественные деятели и политики, и полководцы, и психологи. Каждое исследование и точка зрения находились под большим влиянием особенностей исторической эпохи и, конечно, субъективного мнения самого исследователя.

Знаменательным и полезным для данной статьи является то, что тема патриотизма остается актуальной до сих пор, и наша задача - найти основы формирования и развития патриотизма в нашей стране, чтобы помочь педагогам-воспитателям, используя данный материал, находить новые методы, приемы для практического применения патриотического воспитания в образовании.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

При работе с материалом статьи использовались методы анализа и метод обобщения независимых характеристик. Также применялись методы эмпирической направленности. С помощью метода исторического анализа был проведен анализ работ по данной тематике разных исторических периодов.

Применялись теоретические методы, в частности, метод сравнительного анализа научных исследований по заявленной теме. Кроме этого, при сопоставлении научных изысканий разных авторов использовался метод аналогий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Еще в Древней Руси воспитание и обучение были неразделими. Они вносили существенный вклад в формирование гражданской позиции и формирование патриотизма.

Воспитание основывалось на личном примере близких и знакомых людей, героев из сказаний былин, летописей и устного

народного творчества. В устном народном творчестве Древней Руси нет упоминания Родины как страны, державы. Родина в понимании человека того времени - это его село, семья, хата, природная среда, быт. Выезд человека за пределы своей станицы (села, деревни) считался такой редкостью, что даже посещение ярмарки впечатляло. Все это отразилось в пословицах: «Чужая сторона - дремучий бор». «Чужбина -калина, Родина - малина». «Родная сторона -мать, чужая - мачеха». «На чужой стороне, как былинка в поле». «Копна от копны - как от Ростова до Москвы» [14].

Дальнейшее экономическое развитие, демографические изменения, трансформация социально-статусной системы приводили к усилению миграционных процессов внутри страны. Это проявляется в пословицах, где возникает элемент «душевного плача по родной сторонушке», а значит, в сознании людей происходит изменения понятия Родины как свое/чужое: «.Полети ты, мой сокол, высоко и далеко, И высоко, и далеко, на родиму сторону!», «Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет», «С родной сторонки и ворона мила», «Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит», «На чужой стороне и кости по Родине плачут» [15].

Изменение социальных процессов влияли на отношение к патриотическому воспитанию в целом. Такой исторический источник, как «Поучения Владимира Мономаха», пронизан целенаправленным воспитанием патриотизма детей и своего народа.

Фольклор олицетворяет менталитет, самосознание простых людей. В свою очередь, элита и правители, опираясь на народное самосознание, развивают и расширяют патриотические чувства народа. Но главное в этом то, что плотная связь времен присутствует везде и всегда.

Особенно резко появляется нужда в патриотическом воспитании в трудные времена для страны, во времена нападения врага. Так, полководцы с речами перед воинством становятся тем воспитателем, тем «маяком», за которым идут граждане в бой за Отчизну.

Надо отметить, что здесь присутствует некая двойственность процесса. С одной стороны, эмоциональная составляющая - Отечество стоит на краю обрыва, страх за себя и Отчизну, с другой - опять же целенаправленное формирование патриотического чувства у граждан, воинов, патриотов.

Обращение перед Ледовым побоищем в 1242 г. Александра Невского на долгие столетия стало лейтмотивом не столько патриотического воспитания (в рамках целенаправленного формирования личности), сколько создания условий для пробуждения глубинной народной силы духа, способной противостоять врагу в ответ на его экспансию и планы порабощения. Неоднократно педагоги разных лет использовали этот исторический факт при целенаправленном воспитании патриотических чувств.

Вспомним Великую Отечественную войну, битву под Курской дугой, когда была создана увеличенная копия триптиха П. Д. Корина с Александром Невским, высотой примерно в 30 метров, и выставлена по пути движения войск на свои позиции.

Эти примеры создают условия для раскрытия глубинного трансцендентного чувства любви к Родине, осознания своего долга перед Родиной, понимания себя в синтезе с Родиной. При этом сама ситуация, наполненная неизвестностью, страхом перед будущим, за будущее своих близких и своей страны, создает условия для особого восприятия речи Александра Невского. По прошествии столетий слова уже не просто воина, а святого, стали нарицательными: «Кто с мечом на нашу землю придет, от меча и погибнет».

Рассмотрим еще одно историческое событие - Куликовскую битву, которое используется педагогами образовательной системы как пример самопожертвования ради Родины. Благословление Сергия Радонежского перед походом на Куликово поле Дмитрия (будущего Донского) явило собой новую основу для построения единения разрозненных народов, возрождения патриотизма и достижения главной цели на тот момент -освобождения от врага.

Сама Куликовская битва началась с поединка двух богатырей: русского монаха Пересвета и монголо-татарского воина -Челубея. Столетиями в сказках, песнях, стихах восхваляется их подвиг. Это тоже один из факторов формирования ценностной шкалы и создания идеала у обучающихся.

Если в XIII в. Александр Невский взял за основу гражданственность, базис прав и свобод в Новгородской республике, используя слова, ставшие спустя сотни лет притчей: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», то уже благословления Сергия Радонежского опираются на веру в Бога, Христа. Во времена отсутствия целостной образовательной системы, способной целенаправленно формировать патриотические чувства, именно религия и Христос являлись главным фактором формирования личности.

Сегодня такой факт единения церкви и государства можно использовать при поиске путей и подбора методов и приемов патриотического воспитания. Статистика говорит, что количество верующих среди молодежи постоянно растет, а это уже дополнительный фактор воздействия на подрастающее поколение.

Несколько десятилетий прозападного воспитания почти свели на нет такие понятия в воспитательном процессе, как жертвенность, самопожертвование, выдвинув на первое место индивидуализм и гедонизм в противовес российскому коллективизму во все исторические периоды. Уйти от этого в одночасье не удастся, но систематичность воспитательной работы и всеобщность работы над формированием патриотизма со временем должны сработать.

Отдельного рассмотрения требует устное народное творчество, именно оно может в полной мере раскрыть генезис воспитательного процесса по отношению к подрастающему поколению от неконтролируемого -до целенаправленного и контролируемого государством.

Сказки, былины о богатырях, народные пословицы, прибаутки, песни - все пропитано не просто любовью к Родине, а абсолютной

преданностью и постоянной готовностью защитить ее. Все эти элементы народного фольклора присутствуют в жизни ребенка с первых дней, начиная с колыбельной. С «молоком матери» ребенок впитывает истории о богатырях, их геройстве, долге, чести, отваги, смелости.

Человек всегда в поиске своего героя, поиске идеала. Именно фольклор закладывает основу для дальнейшего формирования четкой гражданской позиции в отношении своего места в государстве. Например, пословицы «Жить - Родине служить», «Кто за Родину горой, тот истинный герой», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Будь не только сыном своего отца -будь и сыном своего народа», «Нет в мире краше Родины нашей» и былины. В былине об Илье Муромце говорится: «Между тем все родное - это светлое или святое»: «Славянский богатырь - да святорусский... » [16].

История страны шла свои чередом, менялись эпохи, цари, императоры. С Петром I приходят не только первые высшие учебные заведения. «Прорубив окно в Европу», Россия могла потерять свою культуру, традиции, менталитет, а в предстоящих войнах -и земли. В этот период происходит попытка «нащупать» трансцендентность патриотизма в людях. Примечательна речь Петра I перед войском в начале Полтавской битвы. Личный пример царя, а затем и императора создает условия для возрождения патриотизма на пороге битвы.

С одной стороны, воспитательный пример царя по отношению к Родине с позиции преданности, безоговорочной любви помогал людям видеть свой идеал, а с другой - засилье неизвестной раннее культуры, менталитета, даже моды тут же подрывал или «обнулял» воспитательный пример. Двойственность «патриотизма», проходящая красной нитью через историю нашей страны, вносит свои коррективы в патриотическое воспитание.

Как будто чувствуя опасность для внутреннего состояния русского народа и, в первую очередь, воина, Петр создает «Устав

ратных и пушечных дел», где впервые официально определяет патриотизм как военное и одновременно профессиональное качество, как центральную норму поведения воина.

Впервые император призывом «За веру, царя и Отечество» создает условия для дальнейшего развития патриотических чувств у граждан страны. Здесь надо отметить, что сегодня работа по патриотическому воспитанию в большей степени относится к подрастающему поколению. Однако во времена Петра это относилось ко всем гражданам без учета возраста, статуса, пола, образования и так далее.

Все более очевидным становится целенаправленное воспитание патриотических чувств. Необходимо отметить тот факт, что любовь к Родине и преданность заложены в менталитете российского народа. Когда страна стоит перед лицом врага, чужой культуры, а иногда культуры агрессивной, то интуитивно, без приказа сверху, на местах, в лице полководца, священника, педагога или даже самого царя включается то самое целенаправленное воспитание, в частности, патриотическое воспитание.

«Столетие правления женщин» ознаменовалось попыткой грубого переформатирования менталитета народа («бироновщина»), попыткой принизить или стереть успехи армии в боях (Семилетняя война, смерть Елизаветы и приход к власти Петра III, нивелирование победы над Фридрихом под Берлином). Эта череда исторических событий создает условия для роста патриотических чувств, идущих от низов, от простого народа по направлению к знати, как ответ и противовес происходящему.

В этот период раскрывается то самое трансцендентное чувство внутри народа, которое государство должно вовремя заметить и использовать. Формируется так называемая идея «Служения Родине, Отчизне, Отечеству». Все чаще в научных сочинениях того времени термин «патриотизм» употребляется в современном контексте [17].

Появление уже теоретически аргументированного «патриотизма», все чаще обращение к нему государственной системы и образовательной системы, которая в это период уже достаточно развита, дает положительные результаты такого целенаправленного воздействия на молодое поколение.

Во времена Екатерины Великой возникли условия для формирования целой прослойки людей, в частности, дворян, готовых к самопожертвованию, к самозабвенному служению Родине, ее защите.

Во время Отечественной войны 1812 г. при Александре I все люди встали на защиту страны. И надежды Наполеона, что закабаленные крепостные крестьяне пойдут против императора, не оправдались. Мы видим здесь результат не целенаправленного воспитания патриотизма, а работу фольклора народного.

Далее отметим теорию национальной народности С. С. Уварова: православие, самодержавие, народность, которая была впервые озвучена в 1833 году [18]. Это следующий этап целенаправленного формирования российского патриотизма на основе веры, власти (царя) и народа. В этот период расширяется процесс целенаправленного воспитания патриотизма через призму научных исследований, литературных трудов [19].

Тема патриотизма отражается и в трудах философов, писателей, журналистов, и не всегда в позитивном ключе. Например, у Л. Н. Толстого в статье «Патриотизм и правительство»: «Патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, ...и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь» [20]. При этом Л. Н. Толстого никак нельзя уличить в отсутствии патриотизма. Любовь к русской культуре проявляется и в стиле одежды писателя, быту и в поступках. Он открыл бесплатную школу для крестьян. Как философ, писатель он борется против теоретического патриотизма, как человек и гражданин воплощает патриотизм в практике. Такая двойственность свойственна не столько личности писателя, сколько самой сути патриотического воспитания.

Внутренний патриотизм в народе живет, но необходимо всегда целенаправленно, с помощью воспитания, создавать условия для роста и развития этих чувств у людей.

Советский период истории явил миру не просто всплеск патриотизма, сколько кропотливую систематическую работу, проходившую в условиях гражданской войны, борьбы молодой советской республики с империализмом, и Великой Отечественной войны с десятками миллионов погибших, «холодной войны». Работали в направлении патриотического воспитания все сферы без исключения - это и все ступени образования, живопись, кинематография, сценическое искусство, музыка, актуализация личного примера, работа с личностно-ориентирован-ными примерами, наглядная повседневная агитация, работа с взрослым населением на производствах. Были введены должности политруков в армии, комсоргов и завучей по воспитательной работе в образовании. Продуманное систематическое воспитание дало поразительные результаты, которые отражались не только во время войны, но и в процессе восстановления разрушенного и уничтоженного хозяйства. Педагогами, воспитателями, партийными органами и государством в целом активно использовалась агитация по радио, в школах и так далее.

Обстоятельства военного времени создали условия для трансформации патриотизма и его дальнейшего развития формирования целого ряда ценностей, присущих советским гражданам. Война дала советскому обществу целую плеяду героев, которые стали примером самопожертвования ради Отчизны, Родины. Это и молодогвардейцы (о которых в 90-х гг. 20 века старались не вспоминать), и летчики И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин, Матросов А. М. Гастелло Н. Ф. и другие.

Герои, отдавшие свою жизнь за будущее своей страны, не останутся в памяти народа, если они не попадут, как в Древней Руси в фольклор (в советское время - в анекдоты). Только с помощью систематической и целенаправленной работы всех этапов образовательной системы, всех сфер и органов власти

государства в воспитательном отношении возможно создать условия для популяризации этих людей, которые станут примером для подрастающего поколения и не дадут занять место героям, с откровенно чуждыми ценностями.

Перестройку и 1990-е гг. 20 вв. можно сравнить с еще одним «прорубленным окном в Европу», только в отличие от «окна» Петра I, страна, власть и система не смогли ничего противопоставить прозападному типу мышления, культуре, прозападным нововведениям. При этом, несмотря ни на что, педагоги и ученые различных направлений и сфер деятельности работали и вносили свой вклад в формирование патриотической составляющей в подрастающем поколении, в противовес систематической пропагандистской агрессивной работе извне.

С началом 2000-х гг. начинается работа по активизации воспитательного воздействия на обучающихся. Начинается и философский поиск новых идей патриотизма.

Как отметил в своем выступлении В. В. Путин: «Российская национальная идея заключается в патриотизме как служении развитию страны. Глава государства призвал обращаться не только к героическому прошлому России, но и к будущим успехам» [21].

Усиленная работа по патриотическому воспитанию в результате дает программы патриотического воспитания. Но при этом каждый педагог имеет право и старается искать свои подходы в этом направлении. Одни через кинематограф, другие через современное и классическое искусство, третьи через междисциплинарный подход, актуализацию исторического прошлого.

Опираясь на опыт прошлого, педагоги и вся образовательная система работают с примерами героев не только далекого прошлого, но и с примерами героизма наших современников [22]. При этом педагоги все чаще используют реальных исторических героев для выстраивания ценностной шкалы у обучающихся.

Наша задача, как педагогов-воспитателей, сегодня стать комиссарами, политруками, комсоргами и завучами по воспитательной работе одновременно. Постепенно системная воспитательная работа в направлении развития патриотизма будет налажена, выстроена с позиции государственных целей и задач. Но главная задача - в актуализации ведущей роли воспитательной работы на всех без исключения этапах образовательной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема патриотизма в контексте воспитания подрастающего поколения всегда занимала важное место в трудах ученых-педагогов, методистов, психологов, философов, политиков. Каждый рассматривал патриотизм через призму исторических фактов, собственной субъективности, менталитета и культуры народа. Каждый исследователь пытался найти ту истину, которая смогла бы помочь его стране, людям, выбранному историческому пути народа. Каждый спорил, отстаивал собственную точку зрения, находя в истории примеры для подтверждения своей мысли, для доказательства исследования давно минувших дней. Главный вывод по всем прениям в вопросе патриотизма заключается в том, что двойственная природа патриотизма проявляется во всем, без исключения. Философ, не принимающий и отрицающий патриотизм, а особенно его воспитание, может сам быть ярым патриотом. Уход государства от целенаправленного формирования патриотизма пробуждает духовный патриотизм в народе, тяжелая ситуация в государстве также обуславливает пробуждение патриотизма.

Отмеченные моменты имеют немаловажное значение для понимания внутренней структуры патриотических чувств у российских граждан, а эта структура созидалась столетиями. При работе с патриотическим воспитанием важно учитывать особенности менталитета, культуры, истории.

Теория и методика обучения и воспитания / Theory and methodology of teaching and upbringing СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ильин И. А. Путь к очевидности: монография. М., 1993. С. 245.

2. Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство. Издание: Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 90, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва, 1958. Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/publicistika-22.htm (дата обращения 28.01.2023).

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. М.: АН СССР, 1954. Т. 4. С. 676.

4. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. 772 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Олма-Пресс, 2004. 564 с.

6. Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы. М.: Современник, 1987. С. 308.

7. Карамзин Н. М. Избранные сочинения в 2-х томах. М, 1964. 280 с.

8. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище / Сочинения А. С. Макаренко. М.: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 407-419.

9. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива: монография. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Фромм Э. Психоанализ и религия: монография. М.: АСТ. 2010. 160 с.

11. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. № 2. Т. 21. С. 155-175. DOI:10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

12. Serdar Malkog A. Comparative Review of Articles on Education of Patriotism // International Journal of Progressive Education. 2021, vol. 17, no. 6, pp.145-157p. DOI:10.29329/ijpe.2021.382.10

13. HandM. Should we promote patriotism in schools? // Political Studies. 2011. № 59 (2). Pp. 328-347.

14. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. М.: Художественная культура. 1988. С. 192.

15. Русский фольклор / Сост. В. П. Аникин. М.: Художественная литература. 1986. С. 273.

16. Слово о полку Игореве. Былины. Прозаический перевод И. П. Еремина. Л.: Лениздат, 1977. С. 28-32.

17. Агеева О. Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века // Сборник статей «Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.)». М. 1994. 47 с.

18. История России. 1682-1861 / Под ред. В. Шелохаева. М., 1996. С. 428.

19. Патриотическая хрестоматия / Сост. В. Лопатин. С.-П.: «Надежда», 1897.

20. Путеводитель по наследию писателя Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tolstoy.ru/online/online-publicism/patriotizm-i-pravitelstvo/index.xhtml (дата обращения 21.12.22).

21. Путин В. В. Патриотизм - национальная идея России. М.: Книжный мир, 2017. С. 936.

22. Шныпко В. С. Выбор профессии старшеклассника через личность реального человека, реализовавшегося в своей профессии (материал для классного часа) // Школьные технологии. 2020. № 5. С. 113-118.

REFERENCES

1. Ilyin I.A. Put k ochevidnosti: monografiia [The path to evidence]. Moscow, 1993. 245 p. (in Russ.).

2. Tolstoi L.N. Patriotizm ipravitelstvo Izdanie: Polnoe sobranie sochinenij v 90 tomah, akademicheskoe jubilejnoe izdanie, tom 90 [Patriotism and government.

Edition: Complete Works in 90 volumes, Academic Jubilee edition, vol. 90]. State Publishing House of Fiction, Moscow, 1958. Available at: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/publicistika-22.htm (accessed January, 28, 2023) (in Russ.).

3. Belinskii V.G. Polnoe sobranie sochinenii. V13 tomakh [Complete works. In 13 vol.]. Moscow, 1954. vol. 4. 676 p. (in Russ.).

4. Chernyshevskij N.G. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija

[Selected pedagogical works]. Moscow, Publishing house of the APN of the RSFSR, 1953, 772 p. (in Russ.).

5. Dal V.I. Tolkovyj slovar zhivogo velikorusskogo jazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, Olma-Press, 2004. 564 p. (in Russ.).

6. Shhegolev P.E. Pervency russkojsvobody [The firstborn of Russian freedom]. Moscow, Sovremennik Publ, 1987, 308 p. (in Russ.).

7. Karamzin N.M. Izbrannye sochineniia v 2kh tomakh [Selected works in 2 volumes]. Moscow, 1964, p. 280 (in Russ.).

8. Makarenko A.S. Doklad vpedagogicheskom uchilishche / Sochineniia A.S. Makarenko [Report at the pedagogical college / The works of A.S. Makarenko]. Moscow, APN RSFSR, 1951, vol. 5, pp. 407-419 (in Russ.).

9. Sukhomlinskii V.A. Mudraia vlast kollektiva [The wise power of the collective]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1975, 240 p. (in Russ.);

10. Fromm E. Psikhoanaliz i religiia [Psychoanalysis and religion]. Moscow, AST Publ., 2010, p. 160 (in Russ.).

11. Murzina I.Ia., Kazakova S.V. Perspective directions of patriotic education. Obrazovanie i nauka - Education and Science. 2019, no. 2, vol. 21,

p. 155-175 (in Russ.). DOI:10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

12. Serdar Malkog A. Comparative Review of Articles on Education of Patriotism. International Journal of Progressive Education. 2021, vol. 17, no. 6,

pp. 145-157 (in Eng.) DOI:10.29329/ijpe.2021.382.10

13. Hand M. Should we promote patriotism in schools?. Political Studies. 2011, no. 59 (2), pp. 328-347 (in Eng.).

14. Russkie poslovitsy ipogovorki /Pod red. V. P. Anikina. Russian proverbs and sayings / Edited by V.P. Anikin. Moscow, Artistic culture. 1988. p. 192. (in Russ.).

15. Russkii folklor /Sost. V. P. Anikin. Russian folklore / Comp. V.P. Anikin. Moscow, Fiction Publ., 1986, p. 273. (in Russ.).

16. Slovo opolku Igoreve. Byliny. Prozaicheskiiperevod I.P. Eremina. Leningrad, Lenizdat Publ., 1977, pp. 28-32 (in Russ.).

17. Ageeva O. G. On the question of patriotic consciousness in Russia

in the first quarter of the XVIII century. In: Mirovospriiatie i samosoznanie russkogo obshchestva (XI-XX vv.). (World perception and self-consciousness of Russian society (XI-XX centuries)). Moscow, 1994. 47 p. (in Russ.).

18. Istoriia Rossii. 1682-1861 /Pod red. V. Shelokhaeva [History of Russia. 1682-1861 / Edited by V. Shelokhaev]. Moscow, 1996, p. 428 (in Russ.).

19. Patrioticheskaia khrestomatiia / Sost. V. Lopatin [Patriotic anthology / Comp. V. Lopatin]. Saint Petersburg, Nadezhda Publ., 1897 (in Russ.).

20. Putevoditel'po naslediiu pisatelia L. N. Tolstogo

[A guide to the legacy of the writer L. N. Tolstoy]. Available at: https://tolstoy.ru/online/online-publicism/patriotizm-i-pravitelstvo/index.xhtml (accessed Dezember 21, 2022) (in Russ.).

21. Putin V. V. Patriotizm - natsional'naia ideia Rossii [Putin V. V. Patriotism -the national idea of Russia]. Moscow, Knizhny mir Publ, 2017, 936 p.

22. Shnypko V.S. Vybor professii starsheklassnika cherez lichnost' real'nogo cheloveka, realizovavshegosia v svoei professii (material dlia klassnogo chasa) [Choosing a high school student's profession through the personality of a real person who has realized himself in his profession (material for a class hour)]. Shkol'nye tekhnologii - School technologies. 2020, no. 5, pp. 113-118 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Наталья Васильевна ДЬЯЧЕНКО И Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР!Ч-код: 8932-4546 Ди^огЮ: 765437 И dyachenkonv@inbox.ru

Поступила в редакцию 16.02.2023 Принята к публикации 09.03.2023

Для цитирования:

Дьяченко Н. В. Развитие патриотизма в России: воспитательное измерение // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 31-41. 00!:10.25257/КВ.2023.1.31-41

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Natalia V. DYACHENKO H

PhD in Pedagogics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Philosophy,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 8932-4546

AuthorlD: 765437

H dyachenkonv@inbox.ru

Received 16.02.2023 Accepted 09.03.2023

For citation:

Dyachenko N.V. Patriotism development in Russia: educational dimension. Kultura i bezopasnost- Culture and safety. 2023, no. 1, pp. 31-41. D0l:10.25257/KB.2023.1.31-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.