Научная статья на тему 'Развитие патриотизма у старших дошкольников в процессе художественной деятельности'

Развитие патриотизма у старших дошкольников в процессе художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веснина Т. В.

Развитие патриотизма у детей дошкольного возраста понятие широкое. Это сложный педагогический процесс, который является одной из важных задач дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие патриотизма у старших дошкольников в процессе художественной деятельности»

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Веснина Т.В.*

Детский сад № 5 «Теремок», Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка

Развитие патриотизма у детей дошкольного возраста понятие широкое. Это сложный педагогический процесс, который является одной из важных задач дошкольных образовательных учреждений. Следует отметить, что для педагогов ДОУ существует много литературы по данной теме, но очень мало методических разработок и рекомендаций которые реально можно было апробировать. В данной публикации мы поделимся опытом по проблеме развития патриотизма у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание разделов организация детей в образовательной области («О чем узнают дети») и организация опыта освоения образовательной области («Что осваивают дети») представленная в основной общеобразовательной программе «Детство» позволяют сформулировать задачи развития патриотизма, которые должны реализовываться в старшем дошкольном возрасте:

1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам;

2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении;

3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим;

4. Обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности;

5. Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств;

6. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым

* Воспитатель.

нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям [1].

Для реализации данных задач была выдвинута гипотеза: развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

- создание оптимальных педагогических условий для самореализации каждого воспитанника в процессе художественной деятельности;

- использование разных видов художественной деятельности;

- расширение тематики занятий художественной деятельностью;

- использование принципа интегративности (принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, историческим, краеведческим и художественным музеем).

По нашему предположению необходимо расширить представления ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по патриотическому воспитанию, но и в процессе художественной деятельности. Если провести просто, обычное занятие по художественной деятельности, то оно мало даст ребёнку знаний способствующих формированию патриотических представлений. Нужно эти знания расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, работа в изостудии, занятия в музейной комнате, оборудованной в дошкольном образовательном учреждении, посещение выставок, музеев и т.д.

Организуя работу таким образом, мы получали возможность руководить познавательным и художественным развитием детей. Например: Была организована экскурсия в Белгородский государственный историко-краеведче-ский музей. Белгородский государственный историко-краеведческий музей имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и популяризатором исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением, центром общественной и культурной жизни края.

Дошкольники были ознакомлены с музейными предметами-памятниками истории края с древнейших времен до настоящего времени. Основная задача посещения музея была направлена на знакомство с историей и культурой белгородской земли, на формирование у детей патриотических чувств и гордости за свой край.

Дошкольники с удовольствием рассматривали старинные русские костюмы: теплую шубку, тулуп, расшитые рукавички, богато украшенный бисером и мехом головной убор, русские сарафаны, лапти и т.д.

Экскурсовод рассказывала детям, что и в старину русский народ для своих детей делали различные игрушки из дерева, кости, камня, шили кукол из кусочков кожи и меха. Познакомил с предметами быта, иконами, картинами, национальным музыкальным инструментом, национальной русской одеждой и украшениями.

Во время экскурсии дети познакомились с первыми мастерами белгородской земли, с ремеслами, дошедшими до нашего времени. Дети узнали о том,

102

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

что, изготавливая предметы быта, ювелирные, гончарные изделия мастер вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее. Труд мастеров-ремесленников является продолжением традиций отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он - образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Закрепление полученных представлений об истории и культуре белгородской земли у дошкольников продолжались в различных видах художественной деятельности:

- рисование на тему: «Мой любимый город»;

- аппликация на тему: «Русский национальный костюм»;

- лепка из глины на тему: «Белгородские гончары»;

- конструирование из природного материала «Животные, живущие в белгородских лесах».

Планируя занятия по художественной деятельности, учитывали особенности данной работы. Работа с детьми по развитию чувств патриотизма у детей старшей группы в процессе художественной деятельности отличается тем, что в ней:

- активно используется взаимосвязь и разнообразие наглядных форм: скульптуры, картины, образцы педагога, медали, ордена, фото военных лет и т.д.;

- у дошкольника успешно осуществляется активное взаимодействие с историческим прошлым (работает алгоритм «Чувствовать - познавать - творить»);

- ребёнок больше получает знаний о художественных произведениях военного времени, может вести сравнение, анализировать и делать выводы;

- проводится индивидуальная работа с детьми в музейной комнате, расширяются знания детей после посещения памятных мест и встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда и т.д.

Были запланированы и реализованы следующие формы работы по развитию патриотизма у детей:

- посещение интерактивной выставки посвященной «Дню защитника Отечества»;

- организованы встречи с художниками, скульпторами, декораторами работающими над проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения;

- посещение выставки известных художников;

- посещение художественного музея;

- экскурсия в выставочный комплекс «Родина»;

- знакомство дошкольников со скульптурой больших и малых форм («Неизвестный солдат», «Вечный огонь», «Комсомольцы» и др.);

- знакомили детей с книжной иллюстрацией и декоративно - оформительским искусством на темы: «Родина - Мать зовёт!», «Воин Красной Армии » и др.

После посещения вышеперечисленных мероприятий закреплялись полученные знания в музейной комнате, изостудии, групповой комнате. Оборудованная музейная комната в детском саду - это культурно-просветительский центр, целенаправленно собирающий, хранящий и экспонирующий подлинные предметы материальной культуры, а также центр нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

В данной комнате использовалось следующее оборудование: репродукции с картин известных художников, скульптуры малых форм, видео и аудио техника, настольные макеты-диорамы, развивающие игры по теме, интерактивная доска, мини библиотека.

Важным моментом в организации данной деятельности было тематическое планирование работы с детьми по развитию патриотизма в процессе художественной деятельности. Тематическое планирование предполагало подачу изучаемого материала по тематически блокам. Например: «Родная страна в период Великой отечественной войны», «Радость победы», «Подвиги в мирное время», «Памятники заслуженным людям» и т.д.

Работа с детьми проводилась по темам. Отдельные темы приурочивали к конкретным событиям, праздникам, календарным датам. Например, перед праздником дня Победы в мае, были проведены занятия по художественной деятельности на тему: «Память...», «Салют», «Парад победы», таким образом, обеспечивая этим, связь с общественными событиями. Собирался необходимый материал о художниках и скульпторах, определялись объекты для экскурсий с детьми.

Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учились не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму. Они получали разные знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формировалось умение использовать технику и приёмы рисования, лепки, также узнавали военную историю, героическое прошлое родного города, страны, воспитывалось чувство гордости за свою Родину, уважение к ней.

Планируя работу по развитию патриотизма у детей в художественной деятельности огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких ребёнку людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников ВОВ, их фронтовых подвигов) прививались детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «ненависть к врагу». Через наглядные художественно-изобразительные средства, важно подводили ребёнка к пониманию того, что мы победили, потому что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Вечная им Память! Память, которая навечно останется в наших сердцах!

104

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Мы постарались дать детям представления о размерах нашей родины, ее природных богатствах: реках, морях, лесах. Формировали интерес к жизни родного края, посредством изобразительного искусства знакомили детей с животным и растительным миром нашей Родины. Нами были организованы выставки иллюстраций картин художников И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, ежемесячно оформляемые холле детского сада.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществлялась в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки» и т.д. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществлялась социализация детей, знакомились с этическими и эстетическими нормами, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь, прививалась любовь к родным местам.

Таким образом, мы реализовали потенциальные возможности художественной деятельности для успешного формирования основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.

Список литературы:

1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

© Горяшина О.А.*

Детский сад общеразвивающего вида № 41, г. Иркутск

В статье раскрывается идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей представлений о труде взрослых в ходе реализации проектного метода.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке тру-

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.