Научная статья на тему 'Развитие патриотических качеств при организации самостоятельной работы студентов по специальности «Гостиничный сервис»'

Развитие патриотических качеств при организации самостоятельной работы студентов по специальности «Гостиничный сервис» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие патриотических качеств при организации самостоятельной работы студентов по специальности «Гостиничный сервис»»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»

Н. А. Федулкина, преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

В современной динамично развивающейся туристской индустрии требуются специалисты инициативные и творческие, способные к саморазвитию и креативной деятельности, имеющие высокий уровень культуры, который прежде всего зависит от того, что человек знает о том месте, где он живет, о своем городе, своей улице, своем крае. Не секрет, что этот уровень у многих студентов достаточно низкий.

Решение данной проблемы возможно только при переходе профессионального образования на модульно-компетентностный подход к подготовке специалиста. Большое значение при этом уделяется организации самостоятельной работы студентов, которая позволяет более успешно формировать общие и профессиональные компетенции. Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) студентов — это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, в специально отведенное внеаудиторное время, направленные на развитие познавательной активности обучающегося.

Согласно новой образовательной парадигме, специалист сферы гостиничного сервиса должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой и исследовательской деятельности, например, обладать знаниями о месте пребывания гостя, об истории и достопримечательностях родного города, уметь предоставить гостю информацию о гостиничных услугах.

Интересным направлением внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Предоставление туристско-экскурсионного обслуживания» (профессиональный модуль «Организация об-

служивания гостей в процессе проживания») является экскурсионная работа. Экскурсии играют большую роль в формировании патриотизма как одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Цель самостоятельной работы состоит в освоении студентами навыков, необходимых экскурсоводу: составление библиографии, поиск и отбор экскурсионного материала, накопление информации об экскурсионных объектах Новокузнецка, методическая работа по составлению экскурсионных программ.

Для обеспечения условий осуществления самостоятельной работы преподаватель выдает задания для самоподготовки, рекомендации и алгоритмы выполнения некоторых из них, а также список источников, методические материалы, с помощью которых эти задания могут быть выполнены.

Примерное содержание самостоятельной работы студентов:

1. Внеаудиторная работа с литературой. Составление библиографии по заданной теме: «Их именами названы улицы г. Новокузнецка», «Коренное население Кемеровской области», «Культурно-историческое наследие Кемеровской области» и т. д.

2. Анализ прослушанной экскурсии и составление таблицы оценки работы экскурсовода (соответствие требованиям к профессиональным и личностным качествам экскурсовода и др.).

3. Определение цели и задачи экскурсии, с которой познакомились в музее. Выявление достоинств и недостатков данной экскурсии.

4. Формулировка цели и задач экскурсии, разрабатываемой группой студентов по выбору.

5. Составление маршрута выбранной экскурсии. Обоснование выбора соответствующих экскурсионных объектов.

6. Подготовка комплекта карточек с описанием экскурсионных объектов данного маршрута. Разработка нескольких вариантов экскурсионных маршрутов с использованием данных объектов.

------ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ —

7. Составление профессиограммы современного экскурсовода.

8. Комплектование «портфеля экскурсовода» по теме, предложенной преподавателем.

9. Составление индивидуального текста экскурсии.

10. Проведение экскурсии по экспозиции музея техникума.

11. Составление программы заочной экскурсии по городу Новокузнецку по следующим темам:

а) обзорная экскурсия по городу Новокузнецку;

б) музеи Новокузнецка;

в) историко-архитектурный Новокузнецк;

г) Новокузнецк литературный;

д) храмы города Новокузнецка;

е) семь чудес Новокузнецка.

Проект телекомпании ТВН по определению семи чудес Новокузнецка был проведен к 390-летию города. На конкурс были представлены более 50 объектов в Новокузнецке. Каждый житель города мог проголосовать. В день города список победителей был оглашен. В итоге семью чудесами Новокузнецка названы:

- Кузнецкая крепость.

- Ручей Водопадный.

- Спасо-Преображенский собор.

- Дом-музей Ф. М. Достоевского.

- Кузнецкий металлургический комбинат.

- Мемориальный комплекс «Бульвар героев».

- Жилой дом по адресу Металлургов, 39.

Задание для самостоятельной работы:

Раскрыть историю и значимость основных

достопримечательностей города. Оформить материалы заочной экскурсии в слайд-презентацию.

Форма контроля: публичная защита заочной экскурсии на учебном занятии.

Новокузнецк в годы Великой Отечественной войны.

Люди, находившиеся в тылу в Новокузнецке, стояли в одном строю с доблестными солдатами. Они варили сталь, согревали воинов теплом своих сердец в трудный час. Люди тыла были незримыми участниками тяжелых поражений и великих побед и штурма Берлина. Он давал армии и народу сталь для танков, снаряды для пушек, уголь для электростанций и железных дорог. Война стала тяжелейшим испытанием для всего на-

родного хозяйства. С честью выдержали это испытание труженики нашего города. Вместе с опытными рабочими героически трудилась молодежь.

Огромный вклад в дело Победы внесли новокузнечане своим трудовым и ратным подвигом, недаром наш город был награжден двумя орденами: Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Задание для самостоятельной работы: раскрыть величие подвига наших земляков в годы Великой Отечественной войны, показать основные достопримечательности города, посвященные этим событиям. Оформить материалы заочной экскурсии в слайд-презентацию.

Форма контроля: публичная защита заочной экскурсии на учебном занятии.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы посредством краеведческой деятельности позволяет не только развивать у студентов интерес к профессии, профессиональ-

ные умения, но и формировать стремление узнать историю родного края, его достопримечательности.

Проводя мини-исследования, студенты обращаются ко многим источникам: краевед-

ческой литературе, интернет-сайтам, материалам музеев, рассказам старожилов. Как правило, сами проходят по маршрутам, фотографируют экскурсионные объекты. При этом обобщают собранный материал самостоятельно, пропуская его через собственное восприятие и эмоции. Конечно, в результате такой работы у студентов формируется бережное отношение к малой родине, ее истории и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.