Научная статья на тему 'Развитие партнерских отношений в управлении конкурентоспособностью вуза'

Развитие партнерских отношений в управлении конкурентоспособностью вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие партнерских отношений в управлении конкурентоспособностью вуза»

С. А. Мохначев

РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА

Актуальность проблемы управления конкурентоспособностью продиктована происходящими в стране социально-экономическими преобразованиями, расширением сети негосударственных вузов, вхождением России в единое образовательное пространство.

К определению понятия «конкурентоспособность вуза», у специалистов нет единого концептуального подхода. В отдельных исследованиях критерием оценки конкурентоспособности вуза определяется «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем» [8, с. 89]. Однако, способность оказывать образовательные услуги еще не означает, что вуз будет способен противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ, так как в данном подходе не учитываются сравнительные преимущества вуза по качеству, цене оказываемых услуг, его имиджевые [7], финансовые и другие показатели.

Вместе с тем, в условиях демократизации общественной жизни особую социально-политическую значимость приобретает задача удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», эта задача выделяется как одна из основных задач высшего учебного заведения. В основе данной концепции - приоритетность общесоциальных интересов.

В условиях включения высшей школы в рыночную экономику можно утверждать, что конкурентоспособность становится ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, определяющим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.

При этом характеризуется конкурентоспособность вуза: его способностью готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [11, с. 37].

Наиболее комплексный подход к сущности конкурентоспособности отражающий превосходство перед конкурентами по ряду таких определяющих показателей, как: финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды содержится в исследовании «Конкурентоспособность вуза как объект управления» [5, с. 71].

В данной концепции сделан акцент на таких признаках, отражающих сущностное содержание понятия «конкурентоспособность вуза», как:

- превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей;

- функционирование пуза в бескризисном режиме;

- способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, способность вуза удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей.

Вместе с тем в современной экономической науке происходит кардинальное переосмысление категории конкурентоспособности организации, связанное с трансформацией современной системы хозяйствования в грядущую стадию экономического развития общества - экономику знаний.

Принципиально важным для дальнейшего формирования концептуальных взглядов на развитие конкурентоспособности является выделение в экономике знаний ряда особенностей, среди которых значимыми являются следующие:

- сочетание соперничества и сотрудничества между агентами на рынке знаний. Если в экономике материальных благ важна конкурентос-

© С. А. Мохначев, 2008

Экономика образования ♦ № 2, 2008

185

пособность производителей, то в экономике знаний - способность к сотрудничеству, т.е. конкор-доспособноетъ;

- вместо конкуренции предприятий и корпоративных конфликтов - «коокуренция» и «конко-операцш». Сочетание конкуренции и кооперации, сочетание сотрудничества и соперничества.-..лишь одна сторона медали. «Да, конкуренция важна, но не всеобъемлюща. Без кооперации, так же как и без конкуренции невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более» [4, с. 32].

С этих позиций целесообразно полагать, что при оценке экономического долголетия субъектов рыночных отношений необходимо применять понятие конкурентоустойчивости организации. Однако, в трактовке этого понятия среди ученых также нет единства взглядов. К «основным показателям конкурентоустойчивости субъекта хозяйствования относят уровень внутриотраслевой конкуренции, перспективность рынка, положение на нем, характеристика продукции, затраты и эффективность по направлениям деятельности» [1]. Наряду с этим определяется конкурентоустойчивость предприятия как распределенная во времени конкурентоспособность [9, с. 89].

Таким образом, применительно к вузам нами конкурентоустойчивость - это реальная и потенциальная способность вуза в течение длительного времени превосходить соперников, постоянно совершенствуя, развивая ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями конкретного сегмента рынка, опираясь на эффективное использование имеющихся ресурсов с учетом изменяющихся требований внешней среды (предпочтений потребителей, изменений в законодательстве, и т. п.) и долгосрочное сотрудничество с партнерами.

Трансформация управления конкурентоспособностью вуза в управление конкурентоустой-чивостью вуза связана с появлением двух новых видов деятельности, которые реализуют новые цели высшего образования: предоставление разнообразного «образования в течение всей жизни» и умение качественно обучать специалистов высшей квалификации в условиях рынка образовательных услуг, доказывая свои преимущества перед конкурентами.

Для этого необходимо, во-первых, постоянное совершенствование бизнес-процессов, в

первую очередь определяющих сильные стороны вуза, являющихся основой его конкурентных преимуществ, а также устранение слабых сторон, неэффективных процессов, которые ослабляют его конкурентоспособность. Регулярное решение указанных задач формирует потребность новых бизнес-процессов, являющихся исключительно важными для современного вуза, формирующих особую деятельность по развитию вуза.

Во-вторых, потребность «образования в течение всей жизни» порождает необходимость устойчивых, долгосрочных, взаимовыгодных партнерских отношений вуза с основными клиентами как корпоративными, так и гражданами, желающими получить специальность и поддерживать свою квалификацию в период своей профессиональной деятельности. Указанные бизнес-процессы образуют особый вид деятельности - партнерское сотрудничество [3].

Процессы партнерского сотрудничества требуют особого внимания управленцев, так как благодаря им реализуются долгосрочные и взаимовыгодные отношения двух и более партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, выделяя для этого необходимые ресурсы и создавая (используя) общие стержневые компетенции. Есть все основания утверждать, что возрастающая роль указанных процессов для любого вуза, их новизна, сложность и разнообразие создают реальную основу для их агрегирования на уровне особого вида деятельности. Это означает формирование новых бизнес-процессов, ориентированных на создание ценностей для постоянных партнеров, оказание им особых услуг на взаимовыгодных условиях. К основным бизнес-функциям партнерского сотрудничества следует относить:

- поиск потенциальных партнеров;

- реализацию совместных программ и проектов;

- сопровождение карьерного роста выпускников;

- оказание корпоративных партнерских

услуг;

- привлечение спонсорской поддержки;

- управление стратегическим партнерством.

Формы партнерства могут быть весьма разнообразными, в зависимости от конкретных целей и задач, которые партнеры ставят перед собой. Участниками партнерства могут быть как

юридические, так и физические лица, официально подтвердившие свою заинтересованность в одной или нескольких формах сотрудничества.

Опыт Московской финансово-промышленной академии (МФОА) воплощен в моделях горизонтальной и вертикальной интеграции.

В системе высшего профессионального образования целесообразность партнерских отношений между вузами продиктована тем, что не каждому вузу экономически выгодно, к примеру, держать собственную полиграфическую базу, или разрабатывать в одиночку электронные учебные курсы. В итоге взаимодействия один выступает заказчиком, а другой - исполнителем работ (полиграфических, формирование общего учебнометодического ресурса и т. д.).

В развитии наиболее распространенной модели вертикальной интеграции «школа-вуз», на основе которой школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от подготовки в вуз до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану, МФПА проведена работа по выверке дидактических единиц образовательных программ различного образовательного уровня. В результате этого профильное обучение в школе успешно дополняется параллельным освоением программы среднего профессионального образования, например, социально-экономического профиля.

Кроме этого, реализуемая МФПА идея ресурсного центра или сетевой организации таковых превосходно распространяется на все уровни образования. Особую актуальность приобретает идея ресурсного центра в сфере обучения с использованием новых информационных образовательных технологий (e-learning), поскольку разработка электронных учебных курсов дорогостоящая. Обмен курсами, и разработка «общих» курсов силами межвузовских авторских коллективов способны существенно снизить издержки на формирование контента образовательной программы.

В перспективе необходимо формировать стратегические альянсы, включающие партнерство школ, различных вузов, работодателей и местных органов государственной власти и управления.

Последние должны отвечать за государственные приоритеты в стратегии подготовки специалистов. Партнерские отношения существенно отличаются от обычных рыночных отношений, при которых вуз, продавая образовательные услуги, должен подстраиваться под текущие запросы, предпочтения и интересы клиентов, не всегда представляющих себе перспективные тенденции рынка труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в управлении конкурентоспособностью вуза в современных российских условиях наметилась тенденция перехода к управлению стратегическим партнерством вуза.

Библиографический список

1. Горшкова Л. А. Анализ конкурентоустойчиво-сти субъекта хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 3.

2. Закирова Д. Ф. Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3.

3. Казанцев А. К. Моделирование бизнес-процессов современного ВУЗа на основе информационных технологий / А. К. Казанцев, Д. К. Мешкис // Инновации. 2006. № 2.

4. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.

5. Лазарев В. А., Мохначев С. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Монография. Екатеринбург: изд. дом «Пригородные вести», 2003. 160 с.

6. Лукашенко М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 47-56.

7. Моисеева Н. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) / Н. Моисеева, Н. Пискунова, ГКостина // Маркетинг. 1999. № 5.

8. Пащенко Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дисс. .канд. экон. наук. Уфа, 1999.

9. Печеркина Е. В. Классификация факторов кон-курентоустойчивости предприятия // Вестник ОГУ

2005. № 8. С. 89-95.

10. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр. 2005. 140 с.

11. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России.

2006. № 9. С. 37-38.

Экономика образования ♦ № 2, 2008

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.