Научная статья на тему 'Развитие парламентризма в Республике Словения в исторической ретроспективе'

Развитие парламентризма в Республике Словения в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЛОВЕНИЯ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА / РАЗВИТИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / REPUBLIC OF SLOVENIA / PARLIAMENTARY / HISTORICAL RETROSPECTIVE / DEVELOPMENT / CON STITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демяносов Влас Александрович

Статья посвящена истории становления и развития парламентаризма в Республике Словения. Выявлены ключевые особенности, исторические и правовые закономерности, а также тенденции развития парламентаризма в Республике Словения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARLIAMENTRISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF SLOVENIA IN A HISTORICAL RETROSPECT

The article is devoted to history of the formation and development of parliamentary in the Republic of Slovenia. Key features, historical and legal patterns, as well as trends in the development of parliamentary in the Republic of Slovenia are identified

Текст научной работы на тему «Развитие парламентризма в Республике Словения в исторической ретроспективе»

ДЕМЯНОСОВ Влас Александрович,

аспирант кафедры конституционного права

МГИМО (У) МИД РФ e-mail: demyanosov_vlas@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПАРЛАМЕНТРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ СЛОВЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития парламентаризма в Республике Словения. Выявлены ключевые особенности, исторические и правовые закономерности, а также тенденции развития парламентаризма в Республике Словения.

Ключевые слова: Республика Словения, парламентаризм, историческая ретроспектива, развитие, конституционное право.

DEMYANOSOV Vlas Alexandrovich,

Postgraduate Student, Department of Constitutional Law, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

PARLIAMENTRISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF SLOVENIA IN A HISTORICAL RETROSPECT

Annotation. The article is devoted to history of the formation and development of parliamentary in the Republic of Slovenia. Key features, historical and legal patterns, as well as trends in the development of parliamentary in the Republic of Slovenia are identified.

Key words: Republic of Slovenia, parliamentary, historical retrospective, development, constitutional law.

Становление Республики Словения, как самостоятельного и независимого государства, тесно сопряжено с историей развития парламентаризма в этом государстве. Так, в ходе своего политико-правового и государственного развития, Республика Словения прошла несколько этапов на пути к образованию парламентаризма и приобретения им современных качеств. При этом та модель парламентаризма, которая в итоге образовалась в Республике Словения, является результатом многолетней истории, начиная от времён вхождения Словении в состав Югославского Королевства и заканчивая современным этапом.

Исследуя историю становления парламентаризма в Республике Словения, необходимо указать, что в научной литературе высказывается мнение о том, что самым ранним парламентом в Европе считается исландский альтинг, сформировавшийся в 930 г., т.е. более тысячи лет назад. Вторым по старшинству - испанские кортесы, появившиеся более чем через 200 лет, в 1137 г. в Кастилии. И только третьим - парламент английского типа, который присущ большинству современных европейских государств [9, с. 3]. Относительно истории возникновения и дальнейшего становления парламентской формы правления на территории современной Словении, следует исхо-

дить из того, что своё начало данная история берёт со времён ослабления абсолютной монархии и перехода к парламентской монархии. Такой переход связывается с образованием государства словенцев, хорватов и сербов (государство СХС), что, по мнению историков, явилось переломным моментом в истории словенцев, поскольку это был первый в словенской истории опыт самостоятельного государственного управления. В Любляне было создано словенское Национальное правительство, которое осуществляло высшую законодательную власть, ведало внешней политикой, транспортом, связью, иностранными и военными делами [10, с. 285, 286].

Тем не менее, в словенской правовой доктрине сложилось мнение о том, что история становления парламентаризма на территории современной Словении берёт своё начало в более ранний период. Так, некоторые учёные полагают, что истоки парламентаризма проистекают со времён Габсбургской империи, поскольку именно на руинах данной империи возникла большая часть государств центральной Европы. По этому поводу Д. Цвин указывает, что в глазах большинства исследователей парламенты долгое время были лишь сценой для большой политической игры, которая сама по себе не имела ничего общего с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

парламентаризмом как формой политического режима [2, р. 7].

На большей части континентальной Европы в конце XVII - начале XVIII в. укрепился княжеский абсолютизм, который узаконил неограниченную власть монарха, династическое наследование власти. В связи с этим, даже местные собрания, которые являлись прототипом современного местного самоуправления, никогда не были регулярными (они имели только случайную юрисдикцию в финансовых вопросах, но не законодательные права), поэтому парламентаризм во всей континентальной Европе утратил свое значение [2, р. 4].

Ситуация коренным образом изменилась после Французской революции, под влиянием которой на землях Габсбургов стали приниматься конституции местного значения, закрепляющие относительно широкие права человека и гражданина (личная свобода, свобода мысли и выражения, неприкосновенность собственности, юридическое равенство). Представители словенской правовой доктрины считают, что именно эти конституционные акты, согласно которым были образованы первые парламентские органы, положили начало становления парламентаризма на современной территории Словении.

Одной из таких была конституция, разработанная министром Пиллерсдорф, которая была санкционирована императором Фердинандом I. 25 апреля 1848 г. Конституция была создана по образцу Конституции Бадена 1818 г. и включала определенные положения либеральных конституций Бельгии (1831 г.) и Ганновера (1833 г.). Конституция определяла порядок избрания депутатов в Национальное собрание. Избирательное право предоставлялось всем взрослым гражданам, проживающим на территории каждого избирательного округа не менее 6 месяцев. Исключение составляли «зарплатные работники». Избирательное право осуществлялось путём проведения косвенных выборов. В первом туре избиратели выбирали представителей (по одному на каждые 500 жителей), которые, в свою очередь, избирали депутатов. При этом столичные города получили особые права в соответствии с распоряжением о выборах. Каждая столица провинции должна была избрать своего заместителя (по два в Триесте и Граце, по одному в Любляне, Клагенфурте и Гориции) и имела право удвоить количество представителей на выборах [2, р. 20].

Учитывая тот факт, что указанная конституция распространяла своё юридическое действие и на территории современной Словении, можно предположить, что мнение тех учёных, которые связывают начало зарождения парламентаризма в Словении именно с периодом Габсбургской

империи, не лишено логики. Вместе с тем, другие представители словенской правовой доктрины, считают, что становление словенского парламентаризма связано с распадом Австро-Венгрии и переходом большей части словенской территории под юрисдикцию Югославии. К примеру, по мнению М. Стипловсека, именно это событие положило начало строительства словенской государственности в рамках государства словенцев, хорватов и сербов (СХС), что ознаменовало важный поворотный момент в словенской истории, особенно в развитии национальных механизмов в Словении. Как считает учёный, это связано с тем, что словенцы из Австро-Венгрии отошли от сопротивления безвременному давлению Германии против национальной несправедливости и обрели возможность построения собственной государственности [3, р. 15, 20].

Противопоставляя рассмотренные выше точки зрения относительно начального этапа становления словенского парламентаризма, мы склонны согласиться с мнением той группы учёных, которая связывает такое начало с периодом Габсбургской империи, поскольку именно в этот период были заложены первые, хотя и формальные, элементы современной модели парламентаризма (создание парламента, как отдельного законодательного и представительного органа, введение системы всеобщего избирательного права и т.д.). Однако реальные предпосылки к формированию словенской государственности и развитию в этом ключе национального парламентаризма, сформировались в более поздний период, а именно - возникновения государства СХС.

На становление государственности и формирование определённой модели государственного правления в это время значительное влияние оказали мировые политико-правовые процессы, которые были направлены на ликвидацию феодализма и перехода к новой - буржуазной форме правления. Как известно, указанные процессы проходили путём революций, в числе которых Французская революция, революция на территории России и др. Во многих европейских государствах в результате революционных переворотов к власти пришло временное правительство. Не стало исключением и государство СХС, в состав которого входила Словения.

В этот период, а именно - 28 ноября 1920 г., в государстве СХС состоялись выборы в законодательную скупщину. По избирательному закону, принятому временным национальным представительством, право участия в выборах имели все мужчины с 21 года. Позднее, 28 июня 1921 г., Законодательной скупщиной принята Видовданская Конституция [10, с. 299, 300]. Следует отметить, что в рассматриваемый период, хотя законода-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

тельным представительным органом была законодательная скупщина, однако по факту властные полномочия были сосредоточены в руках короля. Исходя из этого, можно констатировать, что парламентаризм как таковой находился на начальной стадии своего развития, поскольку организованная в государстве СХС законодательная скупщина ряд функций, в т.ч. законодательных, выполняла лишь по предварительному согласию короля. Вместе с тем, уже сам факт того, что наряду с королевской властью был создан представительный орган, который формировался путём всеобщих выборов, свидетельствует о том, что идеологический настрой государства был сопряжён с мировыми политико-правовыми тенденциями, направленными на окончательное свержение монархической формы правления.

Государство СХС просуществовало недлительное время, поскольку на его смену пришло более широкое федеративное государственное образование - Югославское Королевство, существовавшее на территории современных Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Македонии.

Периодом вхождения Республики Словения в состав Югославского Королевства считаются 1929 - 1941 гг., т.е. период до начала второй мировой. При этом, по мнению некоторых учёных, именно Словения являлась довольно развитым, по сравнению с другими частями страны, регионом [14, с. 36].

В 1931 г. была принята первая Конституция Королевства Югославия, которая закрепляла ряд новшеств по сравнению с Видовданской Конституцией, о которых пойдёт речь далее. Прежде всего, следует указать на то, что Королевство Югославии было провозглашено конституционной монархией во главе с королём, власть которого ограничивалась Конституцией и опиралась на двухпалатный парламент и правительство. Причём парламент формировался на всеобщих выборах путём голосования, а правительство - избиралось (назначалось) королём и парламентом [13]. Однако следует отметить, что на основании системного анализа положений Конституции Королевства Югославия 1931 г. некоторые учёные небезосновательно приходят к выводу о том, что провозглашённая конституционная монархия фактически не существовала. К примеру, К.А. Половченко считает, в данный исторический период Королевство Югославия даже формально не являлось парламентарной монархией. В пользу высказанного мнения учёный приводит тот аргумент, что король, будучи гарантом народного единства и государственной целостности, обладал широкими полномочиями во всех сферах государственной и общественной жизни. Вместе с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

парламентом он осуществлял законодательную власть, самостоятельно формировал правительство, которое несло ответственность только перед ним. При этом парламент был двухпалатным и состоял из Сената и Народной скупщины [15, с. 79].

Исходя из изложенных аргументов, можно согласиться с мнением учёного, поскольку отличительными чертами конституционной монархии является не номинальное (формальное), а реальное ограничение полномочий монарха (в данном случае - короля), причём не только в сфере законодательной и судебной власти, но также в сфере формирования законодательного органа. Таким образом, в исследуемый период парламентаризм в Королевстве Югославия, в состав которого входила и Словения, фактически остался на том же уровне своего развития, что и в период существования государства СХС. Возможность вести речь о парламентаризме как таковом обусловлена лишь фактом существования (создания) парламента в принципе, однако, как политический демократический режим парламентаризм в Королевстве Югославия в исследуемый исторический период не состоялся.

Дальнейшее развитие парламентаризма связано с последующим вхождением Республики Словения в состав Союзной Народной Республики Югославии (СНРЮ), которое образовалось в результате народного переворота, связанного с окончательным свержением монархии. В этот период парламентаризм приобретал новые черты, однако всё ещё оставался достаточно далёк от демократической модели государственного правления. Причиной тому являлась не только оккупация со стороны гитлеровской Германии и нахождение государства в состоянии длительной войны, но также идеологическая концепция, принятая новым правительством, пришедшим на смену монархической формы правления.

В первые послевоенные годы в СНРЮ принимается Конституция 1946 г., которая провозглашала, что вся власть происходит от народа и принадлежит народу. В Конституции было регламентировано, что народ осуществляет свою власть через свободно избираемые представительные органы государственной власти, национальные комитеты, которые, от местных национальных комитетов до собраний национальных республик и Национального собрания ФНРЮ, возникли и развились в национально-освободительной борьбе против фашизма и реакции и являются основной чертой этой борьбы. Высшим исполнительным и административным органом государственной власти Союзной Народной Республики Югославии является Правительство ФНРЮ. Правительство ФНРЮ назначается и освобождается

от должности Национальным собранием ФНРЮ на совместном заседании обеих палат [17].

В то же время устанавливалось, что высшим органом государственной власти национальных республик является Национальное собрание республики, которое избирается гражданами республики сроком на четыре года в соответствии с положениями Конституции и законов республики. Национальное собрание Республики осуществляет от имени народа суверенные права республики на основе Конституции Республики в соответствии с Конституцией ФНС. Он выполняет все задачи в пределах юрисдикции Республики, если Конституция Республики не передана в ведение Президиума Национального собрания Республики или Правительства Республики [17].

Таким чином, принятие первой Конституции в новообразовавшейся, уже немонархической ФНРЮ, положило начало нового этапа становления парламентаризма в Республике Словения, входившей в его состав вплоть до распада Югославии. Исходя из анализа положений Конституции ФНРЮ 1946 г., можно выделить следующие отличительные черты парламентаризма в данном государстве в исследуемый период: 1) парламент провозглашался высшим законодательным органом, что свидетельствовало о наделении его реальными и исключительными полномочиями в сфере законотворческой деятельности; 2) парламент представлял интересы всего народа, таким образом, являясь представительным органом, действующим от имени народа; 3) способ формирования парламента (путём всеобщего голосования на выборах) наделял этот орган чертами, присущими демократическому политическому режиму, однако отсутствие политического и идеологического многообразия в исследуемый период свидетельствовало о том, что свободный выбор народа был существенно ограничен. Указанный факт не позволяет отнести парламентаризм в период образования ФНРЮ к демократическому политическому режиму.

Данная тенденция сохранилась и на последующем этапе развития парламентаризма в Республике Словения, как пока ещё составной части ФНРЮ, который связан с принятием в 1963 г. новой Конституции ФНРЮ.

В Конституции ФНРЮ 1963 г. провозглашалось, что трудящиеся являются единственными носителями государственного и социального управления. Граждане достигают самоуправления непосредственно в сообществах избирателей, посредством референдумов или других форм прямого принятия решений в рабочей организации, муниципалитете и других общественно-политических общинах и через своих делегатов, кото-

рые избирают их в руководящие органы рабочих и других самоуправляющихся организаций и в представительные органы общественно-политических сообществ.

Из вышеизложенных положений Конституции следовало, что власть трудящихся (следует акцентировать внимание, что в тексте правового акта употребляется именно термин «трудящиеся», а не «народ», что подчёркивало идеологическую основу социального и государственного строя в данный период) осуществлялась напрямую через образованные избирательные сообщества. В итоге формирование высших представительных органов осуществлялось по такой схеме: прямое осуществление властных полномочий в пределах сообщества трудящихся на определённом уровне; избрание из числа сообщества делегатов в более укрупнённые сообщества; избрание их числа последних представителей в самоуправляющиеся организации и представительные органы общественно-политических сообществ.

Общегосударственным представительным органом являлась Скупщина, которая согласно Конституции 1963 г. состояла из муниципального совета и более широкого рабочего сообщества. Предусматривалось, что Конституция республики допускает формирование более крупных рабочих сообществ. Члены муниципального совета избираются гражданами напрямую, а члены более крупных рабочих сообществ - трудящимися. Прямые выборы членов представительных органов общественно-политических объединений проводятся на основе общего и равного избирательного права. Выборы и отзыв членов всех представительных органов осуществляются тайным голосованием [5].

Некоторый отход от жёсткой социалистической и коммунистической идеологии произошёл в 1974 г., когда была принята новая Конституция Югославии. Данный правовой акт предоставлял большую свободу республиканским органам, которые выполняли полномочия во всех основных сферах внутриреспубликанских правовых отношениях, т.е. функционировали на условиях самоуправления. Что касается общесоюзных органов, то ст. 280 Конституции было определено, что СФРЮ представляют предусмотренные в настоящей Конституции союзные органы [12]. Одним из общесоюзных органов была скупщина, которая выполняла роль представительного законодательного органа. Представительным органом более высокого уровня, чем Скупщина, было Союзное вече; также предполагалось функционирование вече республик и краев.

Таким образом, в последние десятилетия существования СФРЮ парламентаризм в своём

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

развитии вплотную приблизился к современной модели. При этом отличительной его чертой в исследуемый период было существование представительных органов общесоюзного масштаба и республиканского, т.е. фактически существовало несколько органов, исполняющих функции парламента.

Следующий этап развития парламентаризма в Республике Словения связан с распадом СФРЮ и образованием ряда независимых государств, в числе которых оказалась также Словения.

В научной литературе превалирует мнение о том, что одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0.8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках [16, с. 29].

После распада СФРЮ и провозглашение независимости в Республике Словения, начался т.н. переходной период, в течение которого происходили активные демократические процессы, связанные с изменением формы государственного правления. Е.Г. Абраменко указывает, что в переходный период в значительной части стран Центральной и Восточной Европы утвердилась форма парламентской (Венгрия, Латвия, Словакия, Чехия, Эстония), а также смешанной (Болгария, Литва, Польша, Румыния, Словения) республики [7, с. 14]. В процессе становления парламентаризма уже в независимой Республике Словения первоочередным заданием, наряду со стабилизацией экономики страны, являлось внедрение идеологического и политического плюрализма на конституционном уровне. Именно по этой причине уже в 1991 г. принимается Конституция Республики Словения [11].

Следующим этапом стало зарождение новых политических партий. Как указывается в научной литературе, такое зарождение проходило в условиях глубокого кризиса правящей партии — СКЮ, распространения идей национализма и антикоммунизма [8, с. 147, 149]. В основу политико-идеологической и правовой концепции в период становления парламентаризма в независимой Словении были положены ключевые европейские принципы, поскольку, начиная с конца 90-х -начала 2000-х гг., перед государством была поставлена задача вхождения в состав ЕС.

Вследствие вступления Республики Словения в ЕС, в 2004 г. были внесены изменения в Конституцию Республики Словения, которая была дополнена ст. 3-а, согласно которой Словения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

может передать осуществление части своих суверенных прав международной организации, основанной на уважении прав человека и основных свобод, демократии и принципах правового государства, и может вступить в оборонительный союз с государствами, которые основаны на уважении этих ценностей [1]. Это обозначает, что Республика Словения после ратификации Соглашения о присоединении Словении к ЕС [4], соглашается с тем, что часть законодательных и представительных полномочий парламента могут быть переданы совместно образованным представительным органам Европейского Союза, в которые также избираются члены от Словении [6].

Проведённый в данной статье научно-правовой анализ позволяет сделать вывод о том, что становление парламентаризма в Республике Словения в исторической ретроспективе прошло следующие этапы развития:

1) период Габсбургской империи (1848-1918 гг.) - заложены первые, хотя и формальные, элементы современной модели парламентаризма (создание парламента, как отдельного законодательного и представительного органа, введение системы всеобщего избирательного права и т.д.);

2) период (1920 - 1941 гг.) парламентской монархии (или ограниченной монархии), во время которого власть парламента осуществлялась в пределах, допустимых монархом (королём), однако за последним оставалось право решающего голоса во всех сферах государственного управления;

3) период парламентаризма в условиях отсутствия идеологического и политического плюрализма (1941 - 1974 гг.), когда парламент состоял из единой правящей партии, источником власти провозглашались трудящиеся;

4) период кризиса СФРЮ (1974 - 1991 гг.), во время которого возросла самостоятельность союзных республик; в этот период существовало несколько представительных органов общесоюзного и республиканского значения, наделённых функциями парламента;

5) переходной период развития парламентаризма (1991 - 2004 гг.), сопряжённый с распадом СФРЮ и провозглашением независимости в Республике Словения; в этот период парламентаризм приобретал черты демократического политического режима;

6) период парламентаризма европейского типа (2004 г. - по н.в.), когда Республика Словения стала членом ЕС; внедряются европейские принципы и стандарты народовластия, предусматривается возможность передачи части парламентских полномочий общесоюзным представительным органам.

Список литературы:

[1] Constitution of the Republic of Slovenia Officiai Gazette of the Republic of Slovenia, Nos. 33/91-1, 42/97, 66/00, 24/03, and 69/04. URL: https:// wipolex.wipo.int/ru/text/473386 (дата обращения: 12.12.2019).

[2] Janez Cvirn Dunajski drzavni zbor in Slovenci (1848-1918). - Ljubljana: Znanstvena zalozba Filozofske fakultete, 2015. - 282 s.

[3] Miroslav Stiplovsek Slovenski parlamentarizem 1927 - 1929. - Ljubljana: Znanstveni institut Filozofske fakultete, 2000. - 499 s.

[4] Pogodba o pristopu Ceske, Estonije, Cipra, Latvije, Litve, Madzarske, Malte, Poljske, Slovenije in Slovaske (2003). URL: https://eur-lex.europa.eu/ collection/eu-law/treaties/treaties-accession. html?locale=sl (дата обращения: 12.12.2019).

[5] Ustav Socijalisticke Federativne Republike Jugoslavije (1963). URL: http://mojustav.rs/ wp-content/uploads/2013/04/Ustav-SFRJ-iz-1963. pdf (дата обращения: 12.12.2019).

[6] Zakon o ratifikaciji Pogodbe med Kraljevino Belgijo, Kraljevino Dansko, Zvezno republiko Nemcijo, Helensko republiko, Kraljevino Spanijo, Francosko republiko, Irsko, Italijansko republiko, ... in Cesko republiko, Republiko Estonijo, Republiko Ciper, Republiko Latvijo, Republiko Litvo, Republiko Madzarsko, Republiko Malto, Republiko Poljsko, Republiko Slovenijo in Slovasko republiko o pristopu Ceske republike, Republike Estonije, Republike Ciper, Republike Latvije, Republike Litve, Republike Madzarske, Republike Malte, Republike Poljske, Republike Slovenije in Slovaske republike k Evropski uniji s Sklepno listino (MPPEU). 28.01.2004. URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/

pregledPredpisa?id=ZAKO7893 (дата обращения: 12.12.2019).

[7] Абраменко Е.Г. Некоторые аспекты становления парламентаризма как политического института в странах центральной и восточной Европы // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2016. - № 15. - С. 12-19.

[8] Гуськова Е. Политические силы в постсоциалистических обществах. Югославия // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. -С. 146-157.

[9] Доклад «Современный европейский парламентаризм: парламентские республики Европы и тренд централизации власти». - М.: МИНГ, 2017. - 102 с.

[10] История Словении / Л.А. Кирилина, Н.С. Пилько, И.В. Чуркина / отв. ред. И.В. Чуркина. -СПб.: Алетейя, 2011. - 480 с.

[11] Конституция Словении от 23 декабря 1991 г. URL: https://worldconstitutions.

ru/?p=109&attempt=1 (дата обращения: 12.12.2019).

[12] Конституция Югославии 1974 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=781&page=9 (дата обращения: 12.12.2019).

[13] Конституция Югославского Королевства 1931 г. // Конституции буржуазных стран: в 4 т. - М.: Соцэкгиз, 1935-1936. Т. II. Средние и малые европейские страны. - 664 с.

[14] Пилько Н.С. Словения под властью оккупантов (1941 - 1945 гг.) // Вопросы истории. - 2006.

- № 1.- С. 36-54.

[15] Половченко К.А. Статус Парламента в Королевстве Югославия // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 2. - С. 79-84.

[16] Тягуненко Л.В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса // Новая и новейшая история. - 2001.

- № 3. - С. 28-45.

[17] Устав Федеративне Народне Републике Jугославиjе (1946). URL: http://www.arhivyu.gov.rs/ active/sr-latin/home/glavna_navigacija/leksikon_ jugoslavije/konstitutivni_aktijugoslavije/ustav_fnrj. html (дата обращения: 12.12.2019).

Spisok literatury:

[1] Constitution of the Republic of Slovenia Official Gazette of the Republic of Slovenia, Nos. 33/91-1, 42/97, 66/00, 24/03, and 69/04. URL: https:// wipolex.wipo.int/ru/text/473386 (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[2] Janez Cvirn Dunajski drzavni zbor in Slovenci (1848-1918). - Ljubljana: Znanstvena zalozba Filozofske fakultete, 2015. - 282 s.

[3] Miroslav Stiplovsek Slovenski parlamentarizem 1927 - 1929. - Ljubljana: Znanstveni institut Filozofske fakultete, 2000. - 499 s.

[4] Pogodba o pristopu Ceske, Estonije, Cipra, Latvije, Litve, Madzarske, Malte, Poljske, Slovenije in Slovaske (2003). URL: https://eur-lex.europa.eu/ collection/eu-law/treaties/treaties-accession. html?locale=sl (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[5] Ustav Socijalisticke Federativne Republike Jugoslavije (1963). URL: http://mojustav.rs/ wp-content/uploads/2013/04/Ustav-SFRJ-iz-1963. pdf (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[6] Zakon o ratifikaciji Pogodbe med Kraljevino Belgijo, Kraljevino Dansko, Zvezno republiko Nemcijo, Helensko republiko, Kraljevino Spanijo, Francosko republiko, Irsko, Italijansko republiko, ... in Cesko republiko, Republiko Estonijo, Republiko Ciper, Republiko Latvijo, Republiko Litvo, Republiko Madzarsko, Republiko Malto, Republiko Poljsko, Republiko Slovenijo in Slovasko republiko o pristopu Ceske republike, Republike Estonije, Republike Ciper, Republike Latvije, Republike Litve, Republike

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Madzarske, Republike Malte, Republike Poljske, Republike Slovenije in Slovaske republike k Evropski uniji s Sklepno listino (MPPEU). 28.01.2004. URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/

pregledPredpisa?id=ZAKO7893 (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[7] Abramenko E.G. Nekotorye aspekty stanovleniya parlamentarizma kak politicheskogo instituta v stranah central'noj i vostochnoj Evropy // Nauchnye trudy respublikanskogo instituta vysshej shkoly. - 2016. - № 15. - S. 12-19.

[8] Gus'kova E. Politicheskie sily v postsocialisticheskih obshchestvah. Yugoslaviya // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - 1992. - № 4. - S. 146-157.

[9] Doklad «Sovremennyj evropejskij parlamentarizm: parlamentskie respubliki Evropy i trend centralizacii vlasti». - M.: MING, 2017. - 102 s.

[10] Istoriya Slovenii / L.A. Kirilina, H.S. Pil'ko, I.V. Churkina / otv. red. I.V. Churkina. - SPb.: Aletejya, 2011. - 480 s.

[11] Konstituciya Slovenii ot 23 dekabrya 1991 g. URL: https://worldconstitutions.

ru/?p=109&attempt=1 (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[12] Konstituciya Yugoslavii 1974 g. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=781&page=9 (data obrashcheniya: 12.12.2019).

[13] Konstituciya Yugoslavskogo Korolevstva 1931 g. // Konstitucii burzhuaznyh stran: v 4 t. - M.: Socekgiz, 1935-1936. T. II. Srednie i malye evropejskie strany. - 664 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Pil'ko N.S. Sloveniya pod vlast'yu okkupantov (1941 - 1945 gg.) // Voprosy istorii. -2006. - № 1. - S. 36-54.

[15] Polovchenko K.A. Status Parlamenta v Korolevstve Yugoslaviya // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. - 2018. - № 2. - S. 79-84.

[16] Tyagunenko L.V. Soyuznaya Respublika Yugoslaviya na rubezhe XXI veka. Priroda yugoslavskogo krizisa // Novaya i novejshaya istoriya. - 2001. - № 3. - S. 28-45.

[17] Ustav Federativne Narodne Republike Jugoslavije (1946). URL: http://www.arhivyu.gov.rs/ active/sr-latin/home/glavna_navigacija/leksikon_ jugoslavije/konstitutivni_akti_jugoslavije/ustav_fnrj. html (data obrashcheniya: 12.12.2019).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.