РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ СВИНОВОДСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
К.А. ЖИЧКИН (фото),
кандидат экономических наук, доцент,
И.С. КУРМАЕВА,
аспирант, Самарская ГСХА, Самарская область, г. Кинель, пос. Усть-Кинельский
Ключевые слова: продовольственная безопасность, норма потребления, Самарская область, свиноводство, государственное регулирование.
Продовольственная безопасность
- это обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворять потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам. В такой трактовке понятие «продовольственная безопасность» имеет два аспекта: социально-экономический (способность обеспечивать потребности) и политико-экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленный потенциал страны для обеспечения этих потребностей).
Уровень продовольственной безопасности реализуется в системе кри-
териев и показателей. При этом для продовольственной безопасности большое значение имеют не сами показатели, а их пороговые (критические) значения [1].
В последние годы проблема продовольственной безопасности для ряда районов Самарской области все же остается нерешенной. Существует определенный дисбаланс между внутренним производством и потреблением мяса, в том числе свинины.
Цель и методика исследования Основным критерием степени обеспеченности свининой является положительная разница между произведенной продукцией и нормой медицинского потребления (24 кг свинины на одного человека) [2].
Исходя из этого, классифициру-
Таблица 1
Челно-Вершины
Экономика
ем районы Самарской области на две _группы:
- достаточно обеспеченные;
- недостаточно обеспеченные. Проведенное исследование показало, что в целом Самарская область обеспечена свининой собственного производства (табл. 1).
Расчеты по определению обеспеченности населения районов свининой показали, что в муниципальных районах, которые относятся к достаточной степени обеспеченности, фактическая норма потребления свинины на одного человека составляет 24 и более кг (рис.).
Но, к сожалению, не во всех муниципальных районах Самарской области отрасль свиноводства находится на высоком уровне. В ряде проблемных районов области свинины производится значительно меньше, чем потребляется (табл. 2). Увеличение субсидируемого импорта, неэффективные технологии, отток населения из сельской местности в значительной степени ущемляют интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и тормозят развитие сельскохозяйственных предприятий, в том числе предприятий, занимающихся производством свинины в данных районах [1].
Для обеспечения продовольственной безопасности таких районов следует наращивать производство свинины до необходимого уровня. Для этого было рассчитано дополнительное поголовье свиней (табл. 2). При росте поголовья до этого уровня население таких районов своими силами сможет восполнить недостаток свининой собственного производства.
Для того чтобы выявить факторы, сдерживающие развитие выделенных районов, нами было проведено анкетирование руководителей и специалистов свиноводческих предприятий в период с 2003 по 2008 год.
В результате большинство опрашиваемых на первое место поставили расходы на приобретение кормов (82% респондентов). Второе место занимают заработная плата (5%) и налоги (3%), третье место - электроэнергия (4%) и газ (2%), четвертое место - ве-
Food safety, rate of the consumption, Samara region, swine production, government regulation.
Степень обеспеченности района Муниципальные районы
Достаточная Алексеевский, Безенчукский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Елховский, Исаклинский, Кинельский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Хворостянский, Челно-Бершинский, Шенталинский, Шигонский
Недостаточная Волжский, Сызранский, Камышлинский, Кинель-Черкасский
Рисунок. Степень обеспеченности свининой в Самарской области
теринарные препараты (2%) и пятое место - прочие расходы (2%).
Руководители предприятий Волжского, Камышлинского, Кинель-Черкас-ского и Сызранского муниципальных районов отмечали, что в развитии отрасли свиноводства наиболее приоритетными направлениями являются:
- улучшение селекционно-племенной работы (68% опрошенных), которая заключается в создании племенных репродукторов и селекционной работе по наиболее перспективным породам;
- улучшение кормовой базы (20%)
- интеграция с конкретными хозяйствами, а также приобретение земли;
- совершенствование организационно-управленческих основ (9%);
- улучшение микроклимата в помещениях (2%);
- прочие направления (1%).
На вопрос "Какие факторы, на ваш взгляд, ограничивают развитие деятельности сельскохозяйственных предприятий?" большинство ответили - финансовые (80% опрошенных работников), на втором месте - трудовые (15%; респонденты пояснили это тем, что заработная плата низкая), третье место -организаторские (5%).
По результатам анкетирования было выявлено, что положение на таких предприятиях усугубляется еще и тем, что оборудование на свиноводческих фермах и комплексах морально устарело. За последние несколько лет новые мощности не вводились (сократилось поголовье свиней). Реконструкция помещений проводилась
в ограниченном объеме. Выбытие помещений опережало их ввод. С сокращением поголовья свиней сократилась и вместимость помещений, так как после остановки производства помещения и оборудование приходили в негодность. Еще оставшиеся здания и сооружения на мелких и многих средних фермах в связи со значительным износом (на большинстве из них не проводился даже капитальный ремонт) восстановлению не подлежат и находятся в аварийном состоянии. Более или менее пригодные для реконструкции помещения разрушены, разворованы или проданы частным лицам под склады, пилорамы и другие цели.
Все респонденты отметили, что собственными силами решить стоящие перед ними проблемы не могут. Поэтому основная задача их восстановления должна ложиться на государство путем принятия первоочередных мер, направленных на ликвидацию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.
При этом мероприятия государственного регулирования должны быть нацелены прежде всего на:
- организацию информационноконсультационного центра по обслуживанию и восстановлению крупных предприятий промышленного типа на базе передовых предприятий (ЗАО "Северный ключ" муниципального района Похвистневский, СПК "Мирный" муниципального района Приволжский, ООО "Тафко" муниципального района Исаклинский, ООО "Русское подворье" муниципального района
Экономика
Красноярский и т.д.);
- создание станций искусственного осеменения свиней, укомплектованных хряками с современным генетическим потенциалом и оказывающих услуги по осеменению маток, а также по ветеринарному обслуживанию; организацию работы станций по обеспечению ферм семенем; необходимость проведения самого осеменения на базе ЗАО "СВ-Поволжское" Ставропольского района;
- заключение договоров совместно с Самарской государственной сельскохозяйственной академией свиноводческими предприятиями для совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров посредством проведения семинаров и других мероприятий, которые позволят в дальнейшем применить полученный опыт на практике;
- возмещение части затрат государством на использование БВМД, создание благоприятных условий для реконструкций производственных мощностей, облегчение коммерческого кредитования, создание государственного стабилизационного фонда фуражного зерна, урегулирование соотношения цен на зерно и мясную продукцию на основе государственного регулирования цен на зернофураж;
- восстановление рациональной организации комбикормовой промышленности, стимулирование восстановления кормовых угодий, возделывание сельскохозяйственными товаропроизводителями высокобелковых культур, а также производство премиксов;
- разработку системы квотирования производства и гарантированного сбыта продукции свиноводства по фиксированным ценам для улучшения инвестиционного климата;
- разработку программы племенной работы с выделением финансовых ресурсов на формирование материально-технической базы племенных организаций, а также плана районированных пород; формирование нормативно-правовой базы по регулированию племенной работы и бюджетному финансированию; выделение дотаций и компенсаций на производство и продажу племенной продукции;
- выделение субсидированных кредитов, предоставление в долгосрочную аренду животноводческих помещений, обеспечение совершенствования селекционно-племенной работы на основе чистопородного линейного разведения и гибридизации с использованием современных методов популяционной генетики и компьютерных технологий.
Кроме того, изучив особенности каждого проблемного района области и находящиеся на его территории свиноводческие предприятия, в условиях их тяжелого финансового состояния на стадии восстановления следует взять под особый стимулирующий
Таблица 2
Районы Самарской области, недостаточно обеспеченные свининой*
Муниципальный район Числен- ность населения, чел. Произве- дено свинины, т Медицинская норма потребления, т Избыток/ недостаток потребления свинины, т Фактичес-кое поголовье, гол. Дополнитель-ная потребность в свинопоголо-вье, гол.
Самарская область 3172787 79400,5 76146,9 3253,6 313693 -
Волжский район 267299 3193 6415,2 -3222,2 10525 10621
Камышлинский район 11662 138 279,9 -141,9 307 316
Кинель- Черкасский район 96121 2121,3 2306,9 -185,6 5164 452
Сызранский район 233225 1679,3 5597,4 -3918,1 4073 9503
* По данным Комитета государственной статистики Самарской области.
Таблица 3
Субсидии, полученные сельскохозяйственными организациями Самарской области при реализации свинины в 2008 г.*
Район Субсидирование реализации свинины, руб.
Похвистневский 7228584
Богатовский 1350496
Волжский 1285200
Безенчукский 2876440
Кинельский 483832
Красноярский 5008684
Ставропольский 55884236
Итого 74117472
* По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
контроль внедрение интенсивных технологий, развитие племенных предприятий на территории проблемных районов (Волжского, Сызранского, Ка-мышлинского, Кинель-Черкасского), станций искусственного осеменения, контрольного откорма, систем разведения сельскохозяйственных животных с широким применением промышленного скрещивания и гибридизации, а также комплектовать маточные товарные стада только племенным молодняком из репродукторов.
Существующая система субсидирования производства свинины (в размере 4 руб./кг) не в полной мере соответствует потребностям отрасли. Как видно из данных таблицы 3, только 7 районов области из 27-ми получили данный вид субсидии. При этом на долю одного хозяйства (ЗАО "СВ-Поволжс-кое") приходится 75,4%. Такой подход
повышает эффективность уже существующих производств, но не стимулирует создание новых.
Крупные свиноводческие предприятия являются реальным показательным примером для работы. Существующие на территории предприятий племенные станции могут поставлять молодняк в другие менее развитые хозяйства на основе заключенной договоренности (по более низкой цене). При этом государство будет стимулировать их работу посредством снижения в них налоговых платежей.
Также для успешного развития отрасли необходима наладка производства отечественного серийного оборудования: станков, кормораздатчиков, систем вентиляции, контроля микроклимата и т.д. При этом часть затрат на их покупку может взять на себя государство. Увеличив экспорт-
Экономика
ные пошлины на импортное мясо и мясопродукцию, можно получить дополнительные средства и направить их на поддержку отечественного животноводства.
Выводы
В результате исследования было выявлено, что в некоторых муниципальных районах Самарской области уровень производства несколько ниже уровня потребления (Волжский, Камышлинский, Кинель-Черкасский, Сызранский). Для восстановления утраченных позиций данных свиноводческих предприятий необходима реализация мероприятий государственного регулирования, которая позволит проблемным предприятиям обеспечить население Самарской области свининой собственного производства в размере установленных медицинских норм потребления.
Литература
1. Жичкин К. А., Баймишев X. Б., Баймишева Р. Ш., Перфилов А. А. Программирование развития животноводства в Самарской области // Аграрный вестник Урала. 2008. № 12. С. 35-37.
2. Сорокин В. С. Организационно-экономические основы повышения эффективности производства и реализации свинины в рыночных условиях: теория, методология, практика. М. : ФГОУ ВПО «РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева», 2006. С. 3-4.
3. Состояние животноводства в сельскохозяйственных организациях Самарской области : стат. сборник. Самара, 2008. 93 с.
МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
А.И. БОНДАРЕНКО,
аспирант, Приморская ГСХА,
Приморский край, г. Уссурийск
Ключевые слова: эконометрическая модель, мясная промышленность, мясопереработка, основные детерминанты, мясная продукция, объем предложения.
Мясная промышленность - одна из ведущих отраслей народного хозяйства, обеспечивающая население края продуктами питания, содержащими жизненно необходимые белки животного происхождения.
До 1991 года мясная отрасль Приморского края развивалась стабильно из года в год, наращивая объемы производства мяса и мясных продуктов, и была представлена на рынке края восемью мясокомбинатами (Владивостокский, Уссурийский, Спасский, Партизанский, Находкинский, Дальнереченс-кий, Лесозаводский и Дальнегорский) и Арсеньевским птицекомбинатом.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе Приморского края насчитывается около 30 мясоперерабатывающих предприятий различных форм собственности.
Сегодня в производстве используется 98% завозного сырья, в том числе импортного - более 70% [2].
Возрастание доли импорта в формировании ресурсов мясных продуктов произошло именно в период 1992-
1997 годов.
Доля собственного сырья в общем объеме переработки до 1991 года составляла 80-90%. Начиная с 1991 года она снижалась. В настоящее время мясоперерабатывающие предприятия края практически на 100% работают на завозном сырье, то есть обеспечение края мясом поставлено в зависимость от иностранных импортеров.
При кажущемся насыщении внутреннего рынка мясом и мясными продуктами резко снизилось их потребление на одного человека: с 64 кг в 1985 году до 47 кг в 2006 году, то есть на 27% (рекомендуемая Институтом питания физиологическая норма - 84 кг). Это связано с рядом объективных факторов: снижением производства, повышением цен, низкой покупательной способностью населения.
На перспективу до 2010 года все ведущие мясоперерабатывающие предприятия края имеют собственные планы развития, в которых предусматривается строительство новых современных предприятий, а также расши-
рение и модернизация существующих производственных цехов.
Таким образом, в крае постепенно решается проблема обновления основных производственных фондов отрасли мясной промышленности: за 7 последних лет среднегодовая стоимость увеличилась в 4 раза, а износ составляет 35%.
Цель и методика исследований Несмотря на отсутствие в крае сырьевой базы мясопереработка развивается весьма динамично и быстрыми темпами (рис.).
Однако почти 100-процентная зависимость не оказывает негативного влияния на объемы производства мясных продуктов. Ежегодно мясной рынок Приморья пополняется новыми предприятиями, а удельный вес отрасли в общем объеме промышленного
Econometric model, meat industry, processing of meat, fundamental factors, meat products, volume demand.