Научная статья на тему 'Развитие отношений между Новой Зеландией и Европейским Союзом на рубеже ХХ-ХХI вв'

Развитие отношений между Новой Зеландией и Европейским Союзом на рубеже ХХ-ХХI вв Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ / ЕС / СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА / ЖОЗЕ МАНУЭЛЬ БАРРОЗО / АВСТРАЛИЯ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / THE FOREIGN POLICY OF NEW ZEALAND / JOINT DECLARATION ON THE DEVELOPMENT OF RELATIONS AND COOPERATION / JOSE MANUEL BARROSO / AUSTRALIA / NEW ZEALAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Анастасия Викторовна

В данной статье рассматривается становление и развитие политико-экономических отношений Новой Зеландии и стран ЕС с середины XX в. по настоящее время. Постепенное укрепление взаимного сотрудничества отвечает интересам либерализации рынка в ЮТР и позволяет Новой Зеландии ориентироваться не только на азиатский рынок, но и стать надежным полем для инвестиций для западных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Relations between New Zealand and the European Union at the turn of the XXI century

This article introduces the emergence and development of political and economic relations between New Zealand and the EU since the mid XX century till present. The progressive strengthening of the mutual cooperation has the positive effect on the market liberalization in YUTR and allows New Zealand to focus not only on the Asian market, but also become a reliable field for investment for Western partners. Today, relations between New Zealand and the European Union (EU) are based on the principles set in the Joint Declaration on the development of relations and cooperation, signed in Lisbon on 21 September 2007 in addition to the Joint Declaration of 1999 and the Plan of joint actions in 2004 entitled “Priorities for future cooperation”. Political contacts at the highest level between the EU and New Zealand, as well as practical steps taken by the European Union, such as enlargement of the Permanent Mission in New Zealand in 2014 and the strengthening of trade and economic relations, may testify in favor of the further intensification of relations between them in the foreseeable future. However, the result of this convergence will largely depend on the situation within the European Union, which currently faces serious problems related to a number of factors, including admission of new members with weak economies, the systemic crisis of the EU economies, the issue of debt of Greece, the lack of a common political approach of the participants to the important international issues, regulation of the market of agricultural products etc.

Текст научной работы на тему «Развитие отношений между Новой Зеландией и Европейским Союзом на рубеже ХХ-ХХI вв»

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! ВВ.

А.В. Колмакова

Институт востоковедения РАН ул. Рождественка, 12, Москва, Россия, 107031

В данной статье рассматривается становление и развитие политико-экономических отношений Новой Зеландии и стран ЕС с середины XX в. по настоящее время. Постепенное укрепление взаимного сотрудничества отвечает интересам либерализации рынка в ЮТР и позволяет Новой Зеландии ориентироваться не только на азиатский рынок, но и стать надежным полем для инвестиций для западных партнеров.

Ключевые слова: внешняя политика Новой Зеландии, ЕС, Совместная декларация о развитии отношений и сотрудничества, Жозе Мануэль Баррозо, Австралия, Новая Зеландия.

Несмотря на расстояния, разделяющие Новую Зеландию и страны Европейского Союза (ЕС) на карте мира, Веллингтон и ЕС связывают долгосрочные партнерские отношения. В основе этого партнерства лежит общий подход ко многим международным вопросам: это поддержка принципов демократии, уважение закона и прав человека, многостороннее сотрудничество в рамках международных организаций, таких как ООН и ВТО. Стороны координируют шаги по обеспечению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), выступают с единой позицией по различным международным вопросам в рамках регионального форума АСЕАН, стремятся к устойчивому развитию отношений со странами бассейна Тихого океана. Европейский Союз, в частности, является одним из ключевых игроков в этом регионе мира и вторым по объему капиталовложений инвестором в экономику стран АТР.

С точки зрения стран Европейского Союза развитие политических отношений и взаимовыгодных экономических связей с Новой Зеландией полностью отвечает интересам распространения его влияния и укрепления позиций в южной части Тихого океана. Новая Зеландия является важным союзником Западной Европы с учетом ее географического положения, проводимого руководством страны курса на либерализацию рынка, политических и экономических и культурных связей с европейскими странами, открытости ее экономики, ее роли в ВТО и регионе в целом.

Со своей стороны, Новая Зеландия во многом благодаря исторически сложившимся связям и британскому влиянию всегда тяготела к Западной Европе и европейским ценностям. Несмотря на то, что в своей внешнеторговой деятельности Веллингтон прежде всего ориентируется на азиатский рынок, Европейский Союз является важным фактором стабильного развития экономики Новой Зеландии, регулятором спроса на высококачественные товары и услуги, хорошим рынком сбыта и надежным источником инвестиций. В 2012 г. страны ЕС инвестировали

в экономику Новой Зеландии свыше 8,8 млрд новозеландских долларов, заняв третье место по объему инвестиций в эту страну после Австралии и США (новозеландские инвестиции в ЕС составили 2 млрд долл.).

Среди стран — участниц ЕС Великобритания традиционно занимает первое место в экспорте новозеландских товаров. Вместе с тем в последние годы все большее значение приобретает сотрудничество Новой Зеландией и с другими европейскими государствами, в первую очередь с Германией и Нидерландами1.

Важный шаг на пути сближения ЕС и Новой Зеландии был сделан в 1960 г., когда ее полномочный представитель в ранге посла был аккредитован в Брюсселе при Комиссии Европейских Сообществ. Вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество в 1973 г. по существу означало потерю рынка экспорта товаров как для Новой Зеландии, так и Австралии, в особенности в сельскохозяйственном секторе.

Начиная с 1975 г. рабочие встречи и консультации официальных представителей сторон, в том числе на уровне политического руководства, стали проводиться на регулярной основе. В ходе таких встреч обсуждались различные вопросы международной политики и двусторонних отношений, а также выявлялись точки соприкосновения для выдвижения совместных инициатив и выработки общей позиции по актуальным международным вопросам. В 1984 г. Постоянное представительство ЕС в Канберре получило аккредитацию и в Новой Зеландии, а в 2004 г. Европейский Союз открыл свое Постоянное представительство в Веллингтоне.

В мае 1996 г. отношения между ЕС и Новой Зеландией вступили в новую фазу, когда новозеландский министр иностранных дел Дон Маккиннон предложил разработать «документ в форме соглашения или кодекса обязательств с целью систематизации и официального закрепления ранее достигнутых Сторонами договоренностей».

В результате трехлетней работы над текстом документа в 1999 г. в Страсбурге была подписана Совместная Декларация по вопросам отношений между Европейским Союзом и Новой Зеландией, давшая новый импульс дальнейшему углублению двусторонних связей и развитию их сотрудничества в целом ряде областей. С подписанием Совместной Декларации была заложена основа сотрудничества в области политики и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то есть там, где Стороны были крайне заинтересованы сохранения устойчивого мира и стабильности2.

Сегодня отношения между Новой Зеландией и Европейским Союзом (ЕС) строятся на принципах, закрепленных в Совместной декларации о развитии отношений и сотрудничества, подписанной в Лиссабоне 21 сентября 2007 г., в дополнение к Совместной декларации 1999 г. и Плану общих действий 2004 г. под названием «Приоритетные направления дальнейшего сотрудничества». Этот до-

1 An overview of European Union — New Zealand Relations Available at: http://eeas.europa.eu/ new_zealand/index_en.htm (Accessed: 10.03.2015).

2 NZ and Europe: a partnership for the 21st Century. The lecture of Winston Peters in University of Auckland Business School. Available at: http://beehive.govt.nz (Accessed: 10.03.2015).

кумент в форме совместного политического заявления отражает новый взгляд на перспективы двусторонних отношений между ЕС и Новой Зеландией и представляет собой развернутую программу координации усилий сторон на ближайшие пять лет и последующий период в таких областях, как международная и региональная безопасность, борьба с терроризмом, защита прав человека, визовый режим, развитие торгово-экономических связей, научно-техническое сотрудничество, контроль над глобальными климатическими изменениями и пр. В Совместной декларации подчеркивается значение установления более тесных отношений между странами в целях облегчения контактов между людьми и развития совместных научно-образовательных программ1.

В рамках политического диалога между ЕС и Новой Зеландией проводятся консультации на уровне министров иностранных дел, а также встреч официальных представителей ЕС и Новой Зеландии для рассмотрения различных направлений двустороннего сотрудничества.

Регулярные контакты поддерживаются на уровне премьер-министра Новой Зеландии и Председателя Европейской комиссии. Проводятся консультации официальных представителей Сторон на заседаниях рабочих групп в рамках различных международных форумов. В 2011 г. Новую Зеландию посетил с визитом Жозе Мануэль Баррозо, впервые в качестве Председателя Европейской Комиссии. Ежегодно высокопоставленные представители Сторон встречаются в Брюсселе или Веллингтоне для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Проводятся регулярные встречи для обсуждения отдельных направлений экономического сотрудничества между ЕС и Новой Зеландией, в частности, в области торговли сельскохозяйственной продукцией и продукцией рыболовства, научно-технического сотрудничества и прочих вопросов торгово-экономических отношений.

Примерно раз в год-полтора года осуществляется обмен парламентскими делегациями представителей Европейского парламента и парламента Новой Зеландии.

В последние годы значительно укрепились и расширилось сотрудничество в области международной политики, в частности, по таким представляющим взаимный интерес проблемам, как глобальное изменение климата, либерализация международной торговли, обеспечение мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблема защиты прав человека. При обсуждении этих вопросов на различных международных форумах Новая Зеландия и ЕС стремятся демонстрировать общность подходов, отстаивать и укреплять позиции друг друга2.

Новая Зеландия в целом стремится демонстрировать свою приверженность политике ЕС. В конце 2014 г. она официально поддержала антироссийские санк-

1 The European Union and New Zealand Joint Declaration on Relations and Cooperation, 21 September 2007. Available at: http://eeas.europa.eu/new_zealand/index_en.htm (Accessed: 13.03.2015).

2 EU-New Zealand Relations. Main Areas of Cooperation. Available at: http://eeas.europa.eu/ new_zealand/index_en.htm (Accessed 09.03.2015).

ции ЕС, приняв ряд ограничений в финансовой сфере. Местные банки вслед за австралийскими закрыли корреспондентские счета ряда российских банков из санк-ционного списка, в том числе Газпромбанка и Внешэкономбанка. Вместе с тем, по оценке экспертов, данный шаг следует рассматривать не как отражение политики руководства страны, а скорее как следствие действий основных банковских акционеров — главным образом австралийских банков.

ЕС и Новая Зеландия активно сотрудничают в области защиты окружающей среды, в том числе используя для продвижения своих инициатив трибуну ООН. Как Европейский Союз, так и Новая Зеландия подписали и ратифицировали Киот-ский протокол по вопросам климатических изменений. Согласно оценкам Комиссара ЕС по внешним связям Бенины Ферреро-Вальднер, «Новая Зеландия является близким партнером Евросоюза в Тихоокеанском регионе и за его пределами. В ЕС считают очень важным сосредоточить совместные усилия в области климата, тем более что ЕС и Новая Зеландия активно работают над обеспечением успешных итогов встречи на Бали, по пост-Киотской схеме».

На регулярной основе осуществляются консультации представителей Сторон по вопросам рыболовства, направленные на выработку действенного механизма мер, препятствующих распространению незаконной промышленной ловли рыбы в акватории Тихого океана.

Стороны осуществляют тесное сотрудничество в области научных исследований в рамках подписанного в 2008 г. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, которое вступило в силу в 2009 г. Уровень взаимодействия в этой области находит высокую оценку как в Новой Зеландии, так и в ЕС.

В ноябре 2013 г. Европейская комиссия приступила к реализации самой крупной европейской программы в области научных исследований и новых технологий, известной как RISE, рассчитанной на период 2014—2020 гг., с объемом коллективного финансирования порядка 80 млрд евро, участником которой является и Новая Зеландия.

Относительно новой областью сотрудничества между Новой Зеландией и ЕС является сотрудничество в сфере повышения качества высшего образования. Первый «пилотный» проект был запущен в 2004 г., а в 2008 г. начат второй. В 2004—2005 гг. группа студентов из Новой Зеландии обучались в Европе в рамках созданной Европейским Союзом программы студенческого обмена Эразмус Мундус. Европейская комиссия предоставила Национальному центру европейских исследований при Кэнтерберийском университете грант в размере 600 тысяч евро для создания сети центров ЕС в целях привлечения интереса к европейским делам и изучения вопросов взаимоотношений между ЕС и Новой Зеландией в школах, колледжах, правительственных учреждениях и на производственных предпри-ятиях1.

В июне 2006 г. Новая Зеландия и ЕС заключили первое соглашение о воздушных перевозках, позволившее унифицировать все ранее заключенные ей двусто-

1 New Zealand and European Union — Priorities for Future Cooperation Available at: http://eeas.europa.eu/agenda_coop_2004_en.pdf (Accessed: 09.03.2015).

ронние соглашения со странами — участницами ЕС и привести их в соответствие с утвержденными Европейским Судом правилами «открытого неба». В 2008 г. в Брюсселе стартовали переговоры о заключении соглашения об обслуживании воздушных перевозок.

Важную роль в развитии двусторонних отношений ЕС и Новой Зеландии играет внешняя торговля. Европейский Союз является важным торговым партнером Новой Зеландии, занимая третье место по объему товарооборота после Австралии и КНР — доля ЕС составляет 12,6% (Австралии — 18,2%, а КНР — 15,5%).

Новая Зеландия, напротив, занимает лишь 54-е место в ряду торговых партнеров ЕС. В период 2006—2014 гг. ее доля в совокупном объеме торговли ЕС не превышала 0,2%. В 2013 г. совокупный объем товарооборота составил около 7,2 млрд евро (на импорт из Новой Зеландии пришлось 3,0 млрд евро, экспорт товаров из ЕС составил 4,1 млрд евро). При этом объем импорта в 2012—2013 гг. снизился на 1,3%, в то время как экспорт увеличился на 11,3%. В 2014 г. товарооборот между Новой Зеландией и ЕС превысил 16 млрд новозеландских долларов (13,7 млрд долл. США).

В структуре экспорта новозеландских товаров в страны ЕС около 65% занимает сельскохозяйственная продукция. Европейский Союз экспортирует в Новую Зеландию преимущественно легковые автомобили, продукцию фармацевтической и химической промышленности, оборудование связи, комплектующие для средств транспорта1.

В 1999 г. Европейский Союз и Новая Зеландия заключили Соглашение о взаимном признании, которое позволило расширить торговлю продукцией промышленного производства и увеличить взаимный товарооборот до 500 млн евро в таких областях, как поставки медицинского оборудования, фармацевтических товаров и оборудования связи. Аналогичное соглашение было подписано ЕС и с Австралией. Два такого высокого уровня соглашения Европейский Союз впервые заключил с государствами, не являющимися его членами. Принцип взаимного признания, касающийся сферы согласования сертификатов соответствия товаров и правил доступа на рынки, рассматривается в Евросоюзе как одно из главных условий развития мирового рынка и снижения технических барьеров в торговле, увеличения экспорта товаров стран Сообщества и создания новых рабочих мест. В соответствии с указанными Соглашениями, заключенными с Новой Зеландией и Австралией, товары, экспортируемые в эти страны из ЕС, достигают рынка, минуя дополнительные процедуры согласования и проверки качества. Такой же порядок предусмотрен и для продукции, импортируемой ЕС из этих стран2.

Торговля услугами между Новой Зеландией и ЕС составляет около 30% общего товарооборота и осуществляется в основном в сфере воздушных и морских

1 European Commission — New Zealand, Available at: http://EC.Europa.eu/trade/policy/ countries-and-regions (Accessed: 07.03.2015).

2 A Guide for EC Designating Authorities, TC Comformity Assessment Bodies and European Industry. Second Edition Doing Business in Australia and New Zealand: Comformity Assessment, March 24, 2000. P. 6—7.

перевозок, коммерческих услуг и туризма. Развитие данного направления сотрудничества представляет интерес в первую очередь для Новой Зеландии, получающей значительный ежегодный доход за счет большого числа туристов из стран ЕС. Около 20% из числа посещающих в Новую Зеландию лиц являются гражданами стран Европейского Союза.

В финансовой сфере Евро прочно утвердился в качестве важной расчетной единицы для Новой Зеландии. Приблизительно 25% валютных запасов Новозеландского Резервного Банка содержатся в Евро.

Большинство внешнеторговых сделок регулируются положениями Совместной Декларации о развитии отношений и сотрудничества. Помимо этого, ЕС и Новая Зеландия заключили ряд соглашений, призванных облегчить взаимный доступ на свои рынки и снизить экспортные пошлины. Наиболее значимые из них — это Соглашение о ветеринарных нормах от 1 февраля 2003 г. и Соглашение о взаимном признании 1999 г., регулирующее торговлю промышленными товарами между ЕС и Новой Зеландией1.

Начиная с 2012 г. Новая Зеландия и ЕС ведут переговоры о заключении рамочного соглашения по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которое предполагает установление принципиально нового уровня взаимоотношений в этой области. Практически речь идет о разработке условий соглашения о свободной торговле. Новая Зеландия весьма заинтересована в достижении прогресса на переговорах по заключению такого соглашения, будучи связанной системой ограничительных квот на поставку своей продукции в страны ЕС. Так, например, общая квота Новой Зеландии на поставку мяса в ЕС в 2013 г. не превышала 1500 тонн, что, по заявлению спикера новозеландского парламента Локаута Смита, «просто смешно, поскольку это примерно соответствует объему производства мяса на среднестатистической новозеландской ферме». В июле 2006 г. в связи с новыми правилами в сфере конкуренции, установленными Европейским Судом, Европейский Союз был вынужден пересмотреть импортные квоты на поставку новозеландского масла в сторону увеличения, чтобы обеспечить этой продукции недискриминационный доступ на европейский рынок. Позже, в ноябре 2006 г., Стороны достигли взаимопонимания относительно порядка применения указанных правил в данном конкретном случае.

В ходе встречи премьер-министра Новой Зеландии Джона Кея с Председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу и Председателем Совета ЕС Херманом ван Ромпеем в марте 2014 г. в Гааге было подчеркнуто, что «на нынешнем этапе еще не создано всех необходимых условий для подписания соглашения о свободной торговле. Однако это является следующим шагом на пути развития отношений Сторон, и работа в этом направлении будет продолжена в 2015 г.»1

1 European Commission Statistics. Directorate General for Trade. Source Eurostat Context Statistical regime 4, units A4/G2/27-08-2014. Available at: http://trade.ec.europa.eu/doclib/ docs/tradoc_111547pdf.

1 EU and New Zealand to pursue Framework Agreement. Available at: http://europa.eu/rapid/ press-release_IP-11-1288_en.htm.

30 июля 2014 г. в Брюсселе было подписано новое Совместное заявление Европейского Союза и Новой Зеландии по вопросам реализации Соглашения о партнерстве в области развития отношений и сотрудничества (PARC). Документ подписали Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Новой Зеландии Мюррэй Маккалли. Как следует из текста заявления, переговоры по выработке условий Соглашения в основном завершены, и Стороны намерены проработать необходимые технические детали и юридические вопросы с тем, чтобы в согласованные сроки завершить совместную работу над проектом итогового документа1.

Политические контакты на самом высоком уровне между новой Зеландией и ЕС в последние несколько лет, а также практические шаги со стороны Европейского Союза, такие как расширение Постоянного представительства в Новой Зеландии в 2014 г. и укрепление торгово-экономических связей, могут свидетельствовать в пользу дальнейшей интенсификации взаимоотношений между ними в ближайшем обозримом будущем. Вместе с тем результат этого сближения во многом будет зависеть от ситуации внутри самого Европейского Союза, который в настоящее время стоит перед лицом серьезных проблем, связанных с целым рядом факторов, таких как преодоление последствий его расширения за счет принятия новых членов со слабыми экономиками, продолжающийся с 2008 г. системный кризис экономики стран Евросоюза, проблема долговых обязательств Греции, отсутствие единого политического подхода его участников к важным международным вопросам, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, намерение отдельных стран по выходу из зоны Евро, дальнейшее участие Великобритании в ЕС. Как заявил постоянный представитель Новой Зеландии при ЕС Вангелис Виталис, Новая Зеландия, как и Австралия, в значительной мере заинтересованы в сохранении Великобританией сильных позиций в ЕС, рассматривая ее в качестве своей опоры в Европейском Союзе, играющим в свою очередь ключевую роль на всех переговорах в рамках ВТО2.

Ожидается, что в 2015 г. проблемы экономики ЕС лишь обострятся, в частности, в результате потери части российского рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.

Дата поступления статьи: 30.03.2015

Для цитирования: Колмакова А.В. Развитие отношений между Новой Зеландией и Европейским Союзом на рубеже ХХ—ХХ1 веков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2016. № 1. С. 133—140.

1 Новая Зеландия. Внешэкономсвязи, политика, 29.08.2014 № 117800. C. 12. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://polpred.com./offshore.au (Дата обращения: 29.08.2014) [New Zealand. Vneshekonomsvyazi, politics, 29.8.2014 No. 117800. P. 12. Available at: http://polpred.comVoffshore.au (Accessed: 29.08.2014)].

2 Friends in the Asia-Pacific. Available at: http;//eu-asiacenre.eu/events_details.php (Accessed: 13.11.2014).

DEVELOPMENT OF THE RELATIONS BETWEEN NEW ZEALAND AND THE EUROPEAN UNION AT THE TURN OF THE XXI CENTURY

A.V. Kolmakova

Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences str. Rozhdestvenka, 12, Moscow, Russia, 107031

This article introduces the emergence and development of political and economic relations between New Zealand and the EU since the mid XX century till present. The progressive strengthening of the mutual cooperation has the positive effect on the market liberalization in YUTR and allows New Zealand to focus not only on the Asian market, but also become a reliable field for investment for Western partners. Today, relations between New Zealand and the European Union (EU) are based on the principles set in the Joint Declaration on the development of relations and cooperation, signed in Lisbon on 21 September 2007 in addition to the Joint Declaration of 1999 and the Plan of joint actions in 2004 entitled "Priorities for future cooperation". Political contacts at the highest level between the EU and New Zealand, as well as practical steps taken by the European Union, such as enlargement of the Permanent Mission in New Zealand in 2014 and the strengthening of trade and economic relations, may testify in favor of the further intensification of relations between them in the foreseeable future. However, the result of this convergence will largely depend on the situation within the European Union, which currently faces serious problems related to a number of factors, including admission of new members with weak economies, the systemic crisis of the EU economies, the issue of debt of Greece, the lack of a common political approach of the participants to the important international issues, regulation of the market of agricultural products etc.

Key words: the foreign policy of New Zealand, Joint Declaration on the development of relations and cooperation, Jose Manuel Barroso, Australia, New Zealand.

For citations: Kolmakova A.V. Development of the Relations between New Zealand and the European Union at the turn of the XXI century. Vestnik RUDN. International Relations. Vol. 16. No.1 (March 2016). Pp. 133—140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.