Научная статья на тему 'Геополитическая геостратегия АТР: новая Зеландия в 2010-2020-х гг'

Геополитическая геостратегия АТР: новая Зеландия в 2010-2020-х гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1413
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ОКЕАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / ЮТР / ХУАЦЯО / КНР / США И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ОКЕАНИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАН-ДИЯ / АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ТТП / NEW ZEALAND / OCEANIA / GLOBAL CRISIS / SOUTH PACIFIC REGION / HUAQIAO / PRC / USA AND NEW ZEALAND / OCEANIA AND NEW ZEALAND / AUSTRALIA AND NEW ZEALAND / TPP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарьев Я. О., Скрипниченко А. В., Александрин О. И.

В начале 2010х гг. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стал играть ключевую роль в геостратегических интересах ряда великих держав. Все чаще ключевые игроки обращаются к региональным лидерам АТР. Океания в 2010-х гг. имеет серии глобальных и региональных проблем: изменения в климате с риском затопления территорий ряда государств, вопросы защиты окружающей среды, в т.ч. ликвидация последствий испытаний ядерного оружия на территории французской Полинезии, проблема статуса мигрантов в Австралии и Но-вой Зеландии. Вопрос развития здравоохранения и необходимости инновационных экономических решений в условиях волн глобально-го экономического кризиса. Новая Зеландия является одним из наиболее стабильных партнеров для региональных и глобальных держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическая геостратегия АТР: новая Зеландия в 2010-2020-х гг»

Захарьев Я.О.

Эксперт, МГИМО (У) МИД РФ.

Скрипниченко A.B.

Младший научный сотрудник, ФГУБН ИВ РАН (Институт Востоковедения РАН).

Александрии О.И.

РЭУ имени Г.В. Плеханова, аспирант.

Геополитическая геостратегия АТР: Новая Зеландия в 2010-2020-х гг.

Роль в вопросах безопасности окружающей среды.

Новая Зеландия - государство, которое имеет сложнейшую программу по вопросам защиты окружающей среды в ЮТР[1]. Эта доктрина уже стала причиной осложнений традиционных экономических интересов европейских держав и США в сфере глобальных морских перевозок грузов. Причина: запрет на слив топлива и сопутствующих жидкостей в пределах своей акватории, в рамках регионального партнерства ЮТР. Согласно отчету МИД НЗ от 1984 г., страна считается частью ЮТР и несет ответственность в вопросах экологического сотрудничества в паритете со своими соседями в вопросах загрязнения окружающей среды. Бывший министр иностранных дела Фил Гофф высказал тезис, что «государство является частью ЮТР, которое несет всю ответственность в рамках политико-торговых отношений в рамках региона». Результатом данной политики стало установление новых отношений в сфере экологического партнерства с Токелау, Ниюе, островами Кука и островами Самоа. В 2010 году комитеты парламента по международным отношениям, обороне и торговле сделали совместное коммюнике. По данному документу Новая Зеландия позиционировалась, как часть «региональной фабрики ЮТР». Эта принадлежность к региону, ее «океанскость» способствовала еще большему усилению курса разработки новых программ в сфере защиты окружающей среды, как в акватории НЗ, так и в рамках сотрудничества с соседями. В 2006 г. Канберра и Веллингтон придерживались единой политики в вопросах профилактики угроз, нарушающих баланс окружающей среды. При этом, стороны отмечали недостаток усилий других держав ре-

гиона. Парадокс роли НЗ в АТР заключается в том, что страна хотя и является развитым государством, но находится на периферии в роли второстепенного игрока. Это произошло не только из-за агрессивной тактики кабинетов Австралии, позиционирующих свое государство, как ведущего игрока региона, но и с согласия НЗ на роль «младшего регионального партнера». Несмотря на это, место Новой Зеландии в начале 2010-х гг. «на полях», как одного из ключевых игроков регионе, в вопросах защиты окружающей среды продолжала возрастать. Так Веллингтонская Декларация 2010 г., подписанная НЗ и США отразила равные партнерские отношения между двумя странами в вопросах сохранения мира ( ее суть- запрет проведения ядерных испытаний в регионе) и стабильности в регионе. Так же укрепляется сотрудничество между США и Веллингтоном в сфере возобновляемых источников энергии, в вопросах долей ответственности в случаях экологических катастроф по вине обеих держав. Проводятся совместные учения в рамках организации эвакуаций с территорий по сценариям быстрых изменений климата (возможного затопления территорий: эвакуация населения, повторное заселение участков измененных территорий и др).

В Вашингтонской декларации по сотрудничеству в сфере обороны по 2012 г. две державы прописали механизм мер (в рамках обеспечения безопасности) на море (военные суда), включая усиление мер оповещения между судами двух стран в рамках морских учений. Данные две декларации усилили взаимодействие двух стран не только в военной сфере, но и в вопросах предотвращения и профилактики возможных угроз экологического характера в акваториях двух держав в АТР. Это повысило их уровень ответственности в случае «причинения ущерба экологии акватории двух стран одним из участников этих двух декораций». Разумеется, эти две декларации имеют поддержку специальных фондов с весомым стартовым капиталом, который может быть направлен обеими странами на организацию мер по профилактике и предотвращению экологических угроз в акватории двух стран. После конференции «КНР в АТР: мнение государств Океании», которая проходила в Самоа в феврале 2015 г. делегация Новой Зеландии отметила, что несмотря на активное наращивание экономического влияния Пекина в регионе, оно сопровождается существенным недостат-

ком ведения экологических стандартов пребывания в акватори- р. ях государств ЮТР[1]. В таких вопросах, как: незаконный слив топлива и иных отходов судами КНР является существенной угрозой экологической стабильности региона несмотря на позитивную роль вложений фирм КНР в государства Океании по средствам связей с китайскими общинами ЮВА и ЮТР. Хотя у Пекина и Веллингтона есть ряд разногласий, есть и позитивные существенные успехи в построении двусторонних отношений: НЗ и КНР имеют серьезный совместный проект по эксплуатации акватории и поставок оборудования для доставки пресной воды на островах Кука. Такое партнерство с КНР параллельно вышеизложенному активному диалогу с США является знаковым. Ожидаемый товарооборот Новой Зеландии и КНР, по мнению сингапурских аналитиков, к 2020 году должен составить 30 млрд. сингапурских долларов[11]. За короткое время премьер Новой Зеландии нанес серию визитов в КНР [9], результатами которых должны стать новые меры по упрощению вопросов интеграции и развитию экономической зоны КНР-НЗ[9]. За период 2000-2016 гг стороны подписали серии договоров, способствующих укреплению данного курса сближения держав [10].

Наиболее длительное партнерство и взаимодействие в рамках экологического сотрудничества наблюдается между Веллингтоном и Канберрой [7;8]. Несмотря на то, что Австралия, в настоящее время, играет ключевую роль в регионе, отводя НЗ второстепенную [7], очевидно, что активное взаимодействие последней с США и КНР в сфере ряда экологических проектов ставит НЗ в один ряд с крупнейшей державой региона на данном поле, если не превосходит ее уровень взаимодействия с другими глобальными «ключевыми игроками» в вопросах экологического сотрудничества.

Хотя Австралия и установила тесное партнерство по экологическому сотрудничеству с Фиджи, сохраняя единство позиций по данной оси Канберра-Веллингтон, но в вопросах паритетного партнерства на данном векторе с Фиджи и Папуа-Новой Гвинеей стороны (Австралия и НЗ) выступают неравноценными донорами технологий по защите окружающей среды) с тенденцией более активного инвестирования в ПНГ[4] в рамках экологического партнерства в ЮТР[1].

Вопросы стратегии региональной безопасности и механизмов взаимодействия

Несмотря на существенные успехи в сфере международного сотрудничества у Веллингтона нет формальной стратегии по обеспечению сотрудничества в рамках региональной безопасности кроме как серии подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. На внутригосударственном уровне наблюдается все более ярко выражаемая позиция по решению данного вопроса. Вопрос роли и вклада Новой Зеландии в данном вопросе дискуссионен и дает палитру решений региональным вызовам ЮТР[1]. Разумеется, страна заинтересована в построении данной стратегии, но в рамках существующего законодательства, которая должна исходить не только от правительства, но и от частного сектора. Последний должен принимать участие путем информирования через СМИ и откликом на правительственные инициативы по данному вопросу, тем самым осуществляется принцип демократических решений в вопросах данной стратегии. Для Веллингтона крайне важен принцип разделения ответственности в вопросах обеспечения безопасности в ЮТР[1]. В официальных коммюнике правительства подчеркивается, что принцип региональной безопасности является ключевым для государства. Он был особо выделен в «Defence White Paper 2010» (DWP 2010) [2], «2014 Defence Capability Plan» (DCP), «Headquaters New Zealand Defence Force: The 2013-2016 Statement of Intent» и в недавнем «Defence Midpoint Rebalancing Review» (DMRR) [3] . В результате, кабинет министров получил возможность для применения и обзора вопросов мирного взаимодействия в рамках региональной безопасности. Развитием данной темы можно считать новую программу по информацию правительства о состоянии войск и состоянии бортов самолетов-амфибий (легкая авиация) с тенденцией усиления их совместных региональных учений [2]. Также был осуществлен комплекс внутренних мер по улучшению качества работы правоохранительных органов и предотвращению преступлений, улучшению доступа граждан к правовой базе, вопросах прозрачности финансирования госорганов, сокращению коррупционных схем через Фиджи, ПНГ, Соломоновы острова, Королевство Тонго и Вануату[3].

Созданный Министерством иностранных дел и торговли в 2003 году соответствующий фонд был передан под контроль Комитета обеспечения сотрудничества в сфере безопасности в АТР. Данный фонд тратит 3 млн. долларов на вопросы

поддержки правового регулирования в НЗ, а также оказывает р. финансовую и технологическую поддержку путем проведения соответствующих тренингов и других мероприятий в странах ЮТР. Это партнерство осуществляется также при правовой поддержке Кодекса по организации международного мореходства и обеспечению безопасности в портах, а также обычному праву каждой из стран ЮТР[1].

Одной из наиболее эффективных стратегий взаимодействия НЗ и стран ЮТР является Программа взаимопомощи - MAP[5] (Mutual assistance program). Изначально созданная с целью тренировок войск Малайзии, Сингапура и Тонга, в настоящее время, включает в себя и активное взаимодействие с Филиппинами, Таиландом, Брунеем, Папуа-Новой Гвинеей, Западными Самоа, Островами Кука, Вануату, Соломоновыми островами и государственным образование Ниуэ[5]. Данное военное сотрудничество имеет следующие цели [5]:

• увеличение объемов оказываемой помощи Новой Зеландией странам-участницам в рамках продвижения программы взаимных интересов на данном поле;

• внесение вклада Новой Зеландией в сфере обеспечения более эффективной оборонительной и наступательной мощи, как каждого индивидуального участника (включая НЗ) программы, так и их коллективных сил;

• взаимообмен опытом в ведении военных действий в тропическом климате;

• стажировки военных государств-участников программы в Новой Зеландии для укрепления партнерства по вертикальным и горизонтальным связям военных стран-членов MAP.

• развитие финансовой поддержки не только со стороны НЗ, но и со стороны каждого участника по возможности, а не по фиксированной квоте или объему.

Транстихоокеанское Партнерство

Специфика Трастихоокеанского Партнерства (ТТП) заключается в том, что Новую Зеландию активно инкорпорируют на ведущие роли, хотя страна, несмотря на высокий уровень развитости экономики, не может быть реальным конкурентом Австралии, Чили, Мексики, Японии [12], Вьетнама и, естественно, Канады и США. Вашингтону требовалась штаб-квартира в надежном стабильном государстве, которое не начало

бы себя позиционировать «первой скрипкой оркестра», игнорируя США и американских крупных партнеров в ТТП, прежде всего Чили, Канаду и Японию [15]. Речь идет об излишне активных попытках Австралии[7], как доминирующего игрока в ЮТР[8], развивать экспансию и позиционировать себя, по идее кабинета министров [7], например, ведущей державой в соседних регионах в 2000-х гг., что встретило ожесточенный единый ответ блока АСЕАН. Это крайне негативно отразило образ политики Австралии в серии международных СМИ, в т.ч. СМИ блока стран ЮВА и США. Несколько самолюбие агрессивной политики самого крупного государства ЮТР было утешено агрессивной риторикой в адрес России после 2014 года, в результате, чего Австралия, по сравнению с потерями в ЮВА, понесла не такие крупные, но все же убытки в сфере экспорта небольшой линейки товаров на рынок РФ. Прямо по престижу эта акция не ударила. В свою очередь, Новая Зеландия лишилась большего. Продвигая по всему миру свою продовольственную линейку и особо известный бренд масло «Анкор», страна в 2012-2014 гг. даже вела диалог по вступлению в Таможенный союз (ТС)[13], ввиду особых выгод, на тот момент, для стран-участниц. Данная инициатива не получила активного одобрения со стороны государств-участников ТС и события 2014 с наличием серии обязательств [14] по единому курсу стран, входящих в Содружество и ТТП заставили НЗ забыть о перспективном российском рынке, хотя в отличии от Австралии, их ущерб не имел финансовой составляющей.

Веллингтон воспринимается США, как некий форпост стабильности, который хоть и является штабом ТТП, но не сможет перехватывать стратегические инициативы Вашингтона, всегда будет голосовать в фарватере курса США. Наличие успешных и неактивных игроков важно для любого межгосударственного объединения, демонстрирует новым активным участникам блока (часто развивающимся странам) модель поведения, мягко указывая роль каждого в данном объединении. Костяк США, Канады, Мексики, Новой Зеландии и Японии призван, своего рода, контролировать амбиции других активных членов ТТП: развитых (Чили и Австралии) и развивающихся (СРВ и Филиппины). Если Вьетнам позиционирует себя, как одна из ведущих экономик ЮВА, то Чили и Австралия, в своих регионах, не скрывают своих амбиций, но

и подтверждают данный статус ростом ВВП и иных экономи- р ческих показателей. Специфика участников ТТП и их целей по регионам находит отклик в СМИ Новой Зеландии без акцентирования, чей пример является полезным для страны. Это говорит о том, что Веллингтон занял позицию нейтралитета заранее, без поддержки региональных инициатив данных государств [15]. Как штаб-квартира ТТП, столица проводит существенный комплекс мер по обеспечению необходимого уровня безопасности и комфорта при проведении встреч стран-участниц ТТП [16]. Именно удаленность НЗ и сложность получения ее гражданства мигрантами (в отличии от ряда других стран ТТП) играет особую роль, почему Веллингтон был выбран и с точки зрения безопасности ввиду серии атак группировок террористов по всему миру. Дозаправка возможного самолета или корабля между другими государствами ЮТР и, или Австралией и островными государствами ЮТР севернее ее границ - не проблема, а добраться до Новой Зеландии представителям террористических организаций пока достаточно сложно. В некоторой степени, «периферийность» [1] позволяет НЗ позиционировать себя «тихой гаванью», как с точки зрения террористических угроз, так и , как надежный банковский центр, в отличии от скандальных оффшорных центров в ЮТР. Не оффшорный, но стабильный центр становится все более актуален, как для внеблоковых международных инвесторов, так из стран ТТП. Другими словами, не играя ключевую роль в данном объединении, Новая Зеландия получила максимум бенефиций, от пребывания в нем. Например, ни Мексика, ни Чили, ни Австралия не смогли привлечь иностранный капитал в таком объеме, как от членов ТТП, так и посторонних государств, что говорит о многом. В отношении инвестиций участниц ТТП в промышленный сектор, безусловно, Новую Зеландию опережают США, Япония, СРВ и Чили, но на этом поле страна никогда не позиционировала себя их конкурентом, что логично. Периодически «выпадая» из выгодных ниш, мешающих экологическим стандартам Новой Зеландии, страна обеспечила себе роль негласного арбитра по спорным инвестиционным вопросам, объективного, т.к. не имеет прямой заинтересованности в них, ввиду отсутствия ряда, к примеру производств тяжелой промышленности. В рамках обеспечения технической поддержки заседаний государств - членов ТТП также следует

отметить высокую роль программ Новой Зеландии: сложные компьютерные модели, различные наглядные информативные ресурсы, доступные через высококачественные бумажные, электронные и иные носители частные и общественные. Полный пакет техники для личного пользования участников в рамках заседаний ТТП[16]. Следует отметить тренд перехода с флеш-носителей для задействованных лиц к безопасным внутренним многофункциональным с зонами ограниченного приема файлов на территории мероприятия. Другими словами, дальше зоны мероприятия передать файл просто не возможно, в отличии от флеш-носителя- «скопировал-переслал». Зато внутри зоны работы мероприятия, перемещение файлов с разных заседаний или в формате совместных заседаний сессий разных комитетов, находящихся в разных частях зданий зоны покрытия не составляет труда. Данная схема получила работу также ввиду серий взломов почты крупных чиновников США, Канады и Австралии. В некоторой степени, данную технологию для внутренних нужд перенимают и применяют Вьетнам и Япония [16], существенно синтезировав под свои реалии.

Заключение

В условиях глобализации и регионализации, волн всемирного экономического кризиса в АТР сложился концерт великих держав, которые имеют свои стратегические интересы. Их «большая игра» все глубже инкорпорируется в субрегионы Океании. На фоне «первых скрипок» данной архитектуры международных отношений можно проследить и проблему перспектив для второстепенных игроков - аккомпаниаторов. Несмотря на свою развитость, Новая Зеландия, не является великой державой регионов АТР и ЮТР. Страна вынуждена лавировать между ведущими государствами, продвигая свои товары на всех возможных рынках развитых и развивающихся государств.

Новая Зеландия -активный региональный и глобальный игрок, готовый к комплексному вариативному сотрудничеству, играющий, в отличие от ряда развитых стран, в рамках принципов международного права, в духе взаимного уважения и сотрудничества. Это очень подкупает развивающиеся страны, к которым развитые, как правило, проводят неравноправную политику и диалоги, что очень быстро, на интуитивном уровне

перехватывают, прежде всего, азиатские государства. Именно курс «неагрессивного игрока» так сильно подкупает партнеров для развития отношений с Новой Зеландией. Если Веллингтон продолжит и далее такой курс, то страна путем одного из вида «мягкой силы» сможет добиться еще больших существенных выгод и выйти на новый уровень в сложившейся системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.

Список литературы:

1. Anna Powels. Finding Common Ground: New Zealand and Regional Security cooperation in Pacific. Regionalism, Security and Cooperation in Oceania. University of Hawai'i at Ma-noa. 2015.- P. 79-96.

2. «Defence White Paper 2010» (DWP 2010), в 2016 году документ был частично доработан, сохранив массив 2010 года в отношении вышеуказанного_регионального_пар-тнерства http://www.nzdf.mil.nz/corporate-documents/defence-white-paper/ 10.08.2016. http://www.defence.govt.nz/reports-publications/defence-white-paper- 2010/contents.html. 13.01.2011.

3. Defence Midpoint Rabalancing Review, http://www.defence.govt.nz/reports-publications/ dmrr-2013/contents.html 20.01.2014.

4. Беленцов A.C., Захарьев Я.О., Пономарева E.A. Тенденции к сепаратизму в Папуа-Новой Гвинее. Ред. Хазанов А.М. Конфликты и конфликтные зоны в Азии и Северной Африке в начале XXI века. М. 2011. -С. 393-414.

5. Mutual Assistance Program. NZ Military. MAP. http://www.army.mil.nz/about-us/what-we-do/our-training/map.htm 14.08.2016.

6. "NZ spying for Pacific "growing"" . Radio New Zealand, 05.03.2015.

7. Пале C.E. Этнополитические конфликты в Океании. М. 2012. -С. 18-29, 99-107.

8. Скоробогатых Н.С. История Австралии. М. 2011. Институт Стран Востока - С. 200-225.

9. ШШ^&ЖШ^Ш И Ф И ШНовый премьер-министр Новой Зеландии совершил шестой визит в КНР, стороны с нетерпением ожидают нового обновления соглашений о свободной торговле, http://world.huanqiu.com/ exclusive/2016-04/8814078.html. 19.04.2016.

10. ФШНт^тШ^Й^^^. Отношения КНР и Новой Зеландии, http://www.fmprc.gov.cn/ chn//gxh/cgb/zcgmzysx/yz_l/1206_27/1206xl/t7878.htm 09.01.2016. По данным сайта МИД КНР можно проследить существенную позитивную динамику в течение 2000-2010х гг.

11. 2020^Ф Д$ТШ^ЖЙ®1ШЙ300{£$Т7Г;. К 2020 объем двусторонней торговли КНР и Новой Зеландии составит 30 млрд. сингапурских долларов, http://finance.sina. com.cn/world/20141120/174020875256.shtml 20.11.2014.

12. ш^рн^шийёйй^аа nwfi шш^ш^х пш&ш

illrJZE? Новая Зеландия и Япония наиболее развитые островные государства, имеющих схожую климатическую среду, почему же так отличаются их демографические и социально-экономические проблемы? https://www.zhihu.com/question/26309963 31.10.2014. Китайские журналисты проводят параллель между двумя развитыми игроками АТР: Японией и Новой Зеландией, обозначая общее и различное.

13. Алексей Балиев. Новая Зеландия планирует примкнуть к Таможенному союзу. Российская Газета 05.06.2012.

14. Новая Зеландия приостановила переговоры с Таможенным союзом Взгляд. Деловая Газета. 03.03.2014.

15. Jetro 13.10.2015

16. Каори_Такахаши. TP Р ^ 12^7 .

ТТП. В церемонии подписания примут участие двенадцать стран . http://www.nikkei. com/article/DGXLASGM21Н1 U_R20C 16А1EAF000/ 21.01.2016.

wr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.