Научная статья на тему 'Развитие отечественной философско-психологической мысли в XVII в'

Развитие отечественной философско-психологической мысли в XVII в Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
581
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVII ВЕК / ПЕРВЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ / БРАТЬЯ ЛИХУДЫ / ЮРИЙ КРИЖАНИЧ / СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ / ИДЕИ СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА / XVII CENTURY / FIRST TEXTBOOKS ON PSYCHOLOGY IN RUSSIA / BROTHERS LIKHUDY / YURY KRIZHANICH / SIMEON POLOTSKY / IDEAS OF SLAVIC UNITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Апенок (черкасова) Раиса Сергеевна

Бурное экономическое и общественно-политическое развитие России в XVII в. актуализирует развитие научного знания. В это время открываются новые учебные заведения, появляются рукописи учебников. Философия выделяется в особую форму общественного сознания. В развитии психологической мысли XVII в. большую роль сыграла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. по указу Петра I статус академии. Она явилась первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Вплоть до открытия Московского (1755) и Харьковского (1805) университетов, она был центром высшего образования для славян. Появились первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии. Среди них учебник братьев Лихудов, «Трактат о душе» проф. философии И. Гизеля, «Психология, или Трактат о душе» проф. философии Стефана Яворского и «Психология, или Трактат о душе» проф. И. Поповского. Много сделал для становления высшего образования на Руси Юрий Крижанич, который первым из известных нам славянских мыслителей поставил вопросы, составляющие компетенцию социальной и политической психологии. Как итог предшествующего развития психологических идей на Руси, в XVII веке психология становится отдельным от богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки для возникновения науки как самостоятельного знания. Таким образом, древнерусская мудрость постепенно эволюционирует в русскую философию Нового времени. Отечественная мысль теснее смыкается с европейской, сохраняя, тем не менее, свое своеобразие. Центрами просвещения и распространения знаний в России XVII века, так же, как и в Европе, были монастыри. Постепенно светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки для возникновения науки как самостоятельного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DOMESTIC PHILOSOPHIC PSYCHOLOGICAL THOUGHT IN THE XVII CENTURY

Rapid economic and political development of Russia in the XVII century staticizes development of scientific knowledge. At this time new educational institutions open, there are manuscripts of textbooks. The philosophy is in a special form of public consciousness. In development of psychological thought of the XVII century the big role plays the Kiev-Mohyla board founded in 1632 which received in 1701 under Peter I's decree the status of academy. It was the first higher educational institution on East Slavic lands. Up to opening Moscow (1755) and Kharkov (1805) universities, it was the center of the higher education for Slavs. There were first high school teachers and first textbooks of psychology. Among them are: the textbook of brothers Likhudy, «The treatise about soul» the professor of philosophy I. Gizel, «Psychology, or the Treatise about soul» the professor of philosophy Stefan Yavorsky and «Psychology, or the Treatise about soul» the professor I. Popovsky. Yury Krizhanich who the first of Slavic thinkers famous to us raised the questions making competence of social and political psychology much did for formation of the higher education in Russia. As the result of the previous development of psychological ideas in Russia, in the XVII century psychology becomes a teaching subject, separate of divinity, in Kiev-Mohyla and Slavic-Greek-Latin academies. The secular knowledge separates from theological, prerequisites for emergence of science as independent knowledge are created. Thus, Old Russian wisdom gradually evolves in the Russian philosophy of Modern times. The domestic thought more closely connects with European, keeping, nevertheless, the originality. Monasteries were the centers of education and dissemination of knowledge in Russia of the XVII century, as well as in Europe. Gradually secular knowledge separates from theological, prerequisites for emergence of science as independent knowledge appeared.

Текст научной работы на тему «Развитие отечественной философско-психологической мысли в XVII в»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XVII В.

АПЕНОК (ЧЕРКАСОВА) РАИСА СЕРГЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Бурное экономическое и общественно-политическое развитие России в XVII в. актуализирует развитие научного знания. В это время открываются новые учебные заведения, появляются рукописи учебников. Философия выделяется в особую форму общественного сознания. В развитии психологической мысли XVII в. большую роль сыграла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. по указу Петра I статус академии. Она явилась первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Вплоть до открытия Московского (1755) и Харьковского (1805) университетов, она был центром высшего образования для славян. Появились первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии. Среди них - учебник братьев Лихудов, «Трактат о душе» проф. философии И. Гизеля, «Психология, или Трактат о душе» проф. философии Стефана Яворского и «Психология, или Трактат о душе» проф. И. Поповского. Много сделал для становления высшего образования на Руси Юрий Крижанич, который первым из известных нам славянских мыслителей поставил вопросы, составляющие компетенцию социальной и политической психологии. Как итог предшествующего развития психологических идей на Руси, в XVII веке психология становится отдельным от богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки для возникновения науки как самостоятельного знания. Таким образом, древнерусская мудрость постепенно эволюционирует в русскую философию Нового времени. Отечественная мысль теснее смыкается с европейской, сохраняя, тем не менее, свое своеобразие. Центрами просвещения и распространения знаний в России XVII века, так же, как и в Европе, были монастыри. Постепенно светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки для возникновения науки как самостоятельного знания.

Ключевые слова: XVII век, первые учебники по психологии в России, братья Лихуды, Юрий Крижанич, Симеон Полоцкий, идеи славянского единства.

XVII столетие называют эпохой «Смутного времени». Россия подверглась польско-шведской интервенции, была захвачена столица государства, разорены земли на значительной территории. Войны со Швецией, Турцией, Крымским Ханством подорвали могущество Русского государства. Тем не менее, Россия смогла восстановить свое былое влияние и отстоять свою независимость. Государственная власть в России существовала в форме феодальной сословно-представительной монархии. Закрепляется сословное неравенство, положение крепостных крестьян становится невыносимым. Угнетенные сословия поднимались на борьбу за свои права. Самыми значительными среди выступлений крестьян были крестьянские войны под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина [1].

Несмотря на это XVII в. был веком больших достижений. Развивалось промышленное произ-

водство, постепенно формируется единая русская нация, центром которой стала Москва. Преодолевая все трудности, наше отечество превращается в мощное централизованное государство с огромной территорией. В 1654 г. Переяславская рада принимает решение о воссоединении Украины с Россией. К концу века русские границы достигают побережья Тихого океана, Крымского ханства, Северного Кавказа и Казахстана [2; 3; 4; 5; 6].

В это время в России развиваются науки и образование, центром которого продолжали оставаться монастыри. Появились первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии. В развитии психологической мысли XVII в. большую роль сыграла основанная в 1632 г. Кие-во-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. по указу Петра I статус академии, которая явилась первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Вплоть до открытия

Т. 9. № 11, 2014

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Р. С. АПЕНОК (ЧЕРКАСОВА)

261

Московского (1755) и Харьковского (1805) университетов, она был центром высшего образования для славян. В 1649 г. царским окольничим Ф. М. Ртищевым (1625-1673) было открыто духовное училище при Андреевском монастыре. Для преподавания в нем пригласили 30 украинских ученых монахов, которые занялись не только преподаванием, но и переводами книг. Среди них был выдающийся деятель отечественной культуры нового типа, Симеон Полоцкий. В его сочинениях присутствует немало сюжетов и притч на философские, психологические и педагогические темы [7].

Как известно, первые опыты в создании оригинальной отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского. Его «Устав», написанный как наставление монахам, включает трактат о человеческих страстях и содержит тонкие наблюдения за поведением человека.

Закономерным итогом предшествующего развития психологических идей на Руси становится тот факт, что в XVII в. психология становится отдельным от богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях.

Начинается постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания. Создаются первые учебники по различным областям научного знания, в том числе и по психологии (учебник братьев Лихудов). Сохранились рукописи читаемых в Киевской академии психологических курсов. Среди них -«Трактат о душе» проф. философии И. Гизеля (1645-1647), «Психология, или Трактат о душе» проф. философии Стефана Яворского (1693) и «Психология, или Трактат о душе» проф. И. Поповского (1702). В ряде идей они созвучны западноевропейской мысли (например, взгляды Гизеля на роль ощущений как источник разумного познания сходны с учнием Дж. Локка и др.). Первые руководители и преподаватели Славяно-греко-латинской академии - братья Лихуды в своих лекциях по психологии выступали истолкователями трактата Аристотеля «О душе» на основе комментариев, написанных Фомой Аквинским [7].

Много сделали для распространения образования на Руси братья Лихуды (Иоанникий и Софроний ) - греки по национальности, деятели образования в России, педагоги, просветители и переводчики. Греки по национальности, получив образование в Греции, потом в Венеции и Паду-анском университете, они несколько лет были в Греции учителями и проповедниками. В 1685 г.

по приглашению царя Федора Алексеевича и патриарха Иоахима они приехали в Москву для преподавания в существовавших уже «заиконоспас-ских школах», помещавшихся в Заиноноспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику и физику, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых за-падноруссов. В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву для занятий в академии и для участия в исправлении Библии. В 16861693 гг. они создали учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики, психологии [7].

Большой вклад в становление высшего образования на Руси внес Юрий Крижанич (около 1617-1683) - представитель общественно-политической мысли славян, хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступавший за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов. Учился в Загребской католической семинарии, коллегиуме св. Афанасия вВа-тикане, в 1642 г. защитил докторскую диссертацию в Риме. В 1659 г. прибыл в Москву. Развивал идеи славянского единства, главенства России в защите славян от турецкой и немецкой экспансии, необходимости преобразования России в просвещенную монархию по образцу европейских держав. За прокатолические и прозападные взгляды был сослан в Тобольск, где провел 16 лет и написал основные сочинения: «Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О промысле Бо-жием» и др. В 1676 г. выехал в Польшу, стал членом ордена иезуитов, погиб под Веной в битве с турками.

Творческое наследие Крижанича свидетельствует о его энциклопедизме и затрагивает богословские, философско-психологические и политические проблемы [8; 9; 10].

Он возлагал большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа. Вместе с тем, Крижанич выступает за справедливое правление и призывает власть имущих сообразовывать свои действия с заботой о народе. Немалый интерес в этом плане представляет его работа «Политика», в которой он пишет: «Честь, слава, долг и обязанность короля - сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для королевства созданы» [9, с. 235]. Подобные рассуждения

Я. 8. АРЕМОК (СНЕЯКЛ8О¥Л)

Т. 9. № 11, 2014

262

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

мы находим еще у Владимира Мономаха, который считал, что долг человека - творить общеполезные дела, быть справедливым и честным. Особой справедливости следует ожидать, по его мнению, от тех, кто наделен властью.

Важно отметить, что философию он рассматривает в качестве «мирского знания», по существу, положив тем самым начало процессу ее секуляризации, освобождению от церковного влияния. Взгляды Крижанича способствуют раскрытию общей логики развития философского знания и культуры этого периода. Он делил знание на теоретическое и практическое; далее первое - на духовное и мирское, второе - на философию, математику, механику. Различал мудрость (постижение Бога, мира, человека), знание (понимание природы вещей) и философию как стремление и любовь к мудрости).

Важный памятник литературной деятельности Крижанича - его размышления на политические темы, так называемые «Разговоры о владе-тельстве». Он представляет собой сборник замечаний и размышлений о всевозможных предметах общественной жизни, государственного устройства, безопасности страны, благосостояния и воспитания народа.

Третий отдел сочинения, самый обширнейший, носит заглавие «О мудрости». «Мудрость,-говорит Крижанич, - переходит от народа к народу... «Теперь пришло время для нашего народа учиться; Бог возвысил на Руси такое славянское государство, какому подобного не было в нашем народе в прежних веках; а мы видим и у других народов: когда государство возрастет до высокой степени величия, тогда и науки начинают процветать» [9, с. 235].

Между всеми мирскими науками самою благородной наукой считает Крижанич политику, науку общественного и государственного строения. Началом политической мудрости он считает познание самих себя, познание природы своей страны, народной жизни, собственной силы, тогда как, с его точки зрения, незнание самих себя есть корень общественного зла [8; 10].

По сути дела, Ю. Крижанич первым из известных нам славянских мыслителей поставил вопросы, составляющие компетенцию социальной психологии.

Таким образом, древнерусская мудрость постепенно эволюционирует в русскую философию Нового времени. Отечественная мысль теснее смыкается с европейской, сохраняя, тем не менее, свое своеобразие. Центрами просвещения и распространения знаний в России XVII в., так же, как

и в Европе, были монастыри. Постепенно светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки для возникновения науки как самостоятельного знания [11; 12]. Естественнонаучные и психологические взгляды М. В. Ломоносова, философско-психологические и социально-психологические воззрения А. Н. Радищева, с одной стороны, - явились развитием и продолжением психологических идей предшественников, а с другой, - сами послужили благодатной почвой для становления отечественной психологии последующих исторических периодов.

Литература

1. «Мир словарей». URL: http://mirslovarei.com/ content_fil/psixologicheskaja-mysl-15180. html

2. Громов М. Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси // Вестник Московского университета. Серия VII. 1981. № 2. С. 65-74.

3. Иконников В. С. Максим Грек и его время. 2-е изд. Киев, 1915.

4. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970.

5. Очерки по истории русской психологии / под ред. М. В. Соколова. М.: Изд-во Московского университета, 1957. С. 3-97.

6. Русская история. История политических и правовых учений. URL: http://www.bibliotekar.ru

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: «Большая Российская энциклопедия». Т. 1. 1993.

8. Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. М., 1886.

9. Крижанич Ю. Собр. соч. М., 1891-1893. Вып. 1-3; Политика. М., 1965.

10. Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984

11. Гриненко Г. В. История философии. М.: «Юрайт-Издат», 2006.

12. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв.: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990.

References

1. «Mir slovarej». URL: http://mirslovarei.com/ con-tent_fil/psixologicheskaja-mysl-15180.html

2. Gromov M. N. Аntichnoye ucheniye o stikhiyakh v Drevnej Rusi // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seri-ya VII, 1981, № 2. S. 65-74.

3. Ikonnikov V. S. Maksim Grek i yego vremya. 2-ye izd. Kiev 1915.

4. Kazakova N. А. Ocherki po istorii russkoj ob-shchestvennoj mysli. Pervaya tret' XVI v. L., 1970.

5. Ocherki po istorii russkoj psikhologii. / Pod red. M. V. Sokolova. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1957. S. 3-97.

6. Russkaya istoriya. Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenij. URL: http://www.bibliotekar.ru

Т. 9. № 11, 2014

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Р. a АПЕНОК (HEPKACOBA)

263

7. Rossijskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 tt. / gl. red. V. V. Davydov. M.: «Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya», T. 1, 1993.

8. Zabelin I. Ye. Pervoye vodvoreniye v Moskve greko-latinskoj i obshchej yevropejskoj nauki. M.. 1886.

9. Krizhanich Yu. Sobr. soch. M, 1891 - 1893. Vyp. 1-3; Politika. M., 1965.

10. Pushkarev L. N. Yurij Krizhanich: Ocherk zhizni i tvorchestva. M., 1984.

11. .Grinenko G. V. Istoriya filosofii. M.: «Yurajt-Izdat», 2006.

12. Gromov M. N., Kozlov N. S. Russkaya filosof-skaya mysl' X-XVII vv.: ucheb. posobiye. M.: Izd-vo MGU, 1990.

* * *

DEVELOPMENT OF DOMESTIC PHILOSOPHIC - PSYCHOLOGICAL THOUGHT

IN THE XVII CENTURY

APENOK (CHERKASOVA) RAISA SERGEYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Rapid economic and political development of Russia in the XVII century staticizes development of scientific knowledge. At this time new educational institutions open, there are manuscripts of textbooks. The philosophy is in a special form of public consciousness. In development of psychological thought of the XVII century the big role plays the Kiev-Mohyla board founded in 1632 which received in 1701 under Peter I's decree the status of academy. It was the first higher educational institution on East Slavic lands. Up to opening Moscow (1755) and Kharkov (1805) universities, it was the center of the higher education for Slavs. There were first high school teachers and first textbooks of psychology. Among them are: the textbook of brothers Likhudy, «The treatise about soul» the professor of philosophy I. Gizel, «Psychology, or the Treatise about soul» the professor of philosophy Stefan Yavorsky and «Psychology, or the Treatise about soul» the professor I. Popovsky. Yury Krizhanich who the first of Slavic thinkers famous to us raised the questions making competence of social and political psychology much did for formation of the higher education in Russia. As the result of the previous development of psychological ideas in Russia, in the XVII century psychology becomes a teaching subject, separate of divinity, in Kiev-Mohyla and Slavic-Greek-Latin academies. The secular knowledge separates from theological, prerequisites for emergence of science as independent knowledge are created. Thus, Old Russian wisdom gradually evolves in the Russian philosophy of Modern times. The domestic thought more closely connects with European, keeping, nevertheless, the originality. Monasteries were the centers of education and dissemination of knowledge in Russia of the XVII century, as well as in Europe. Gradually secular knowledge separates from theological, prerequisites for emergence of science as independent knowledge appeared.

Key words: XVII century, first textbooks on psychology in Russia, brothers Likhudy, Yury Krizhanich, Simeon Polotsky, ideas of Slavic unity.

R. S. APENOK (CHERKASOVA)

T. 9. № 11, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.