Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА'

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЛОНГИТЮДИНАЛЬНЫЙ (ЛОНГИТЮДНЫЙ) МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобяков Ю. П., Калинцева И. Г., Песчанова С. А., Лебедев А. В.

Цель исследования - определить влияние специализированных занятий волейболом на динамику развития физических кондиций у девушек-студенток гуманитарного направления обучения. Методика и организация исследования. К исследованию были привлечены студентки исторического направления образования и отделения иностранных языков набора 2017-2020 гг. в количестве 86 человек. Тестирование производилось в рамках общепринятой в вузах страны методологии дважды в течение учебного года (сентябрь, май). В каждом их трех учебных годов занятия волейболом проводились около пяти месяцев с середины октября до середины апреля. На такие занятия отводилось до 50 мин от общей продолжительности урока. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов специализированных трехлетних занятий волейболом позволил установить, что последние обеспечивают поддержание качества гибкости на исходном уровне, в то время как в беговых видах контрольных испытаний эти показатели несколько ухудшились, хотя и не достигают статистически достоверной разницы. Для повышения эффективности развития быстроты и выносливости в процессе специализированных занятий волейболом в условиях спортивного зала можно рекомендовать увеличение нагрузки в упражнениях скоростно-силового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобяков Ю. П., Калинцева И. Г., Песчанова С. А., Лебедев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BASIC MOTOR QUALITIES IN HUMANITARIAN UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF VOLLEYBALL

Objective of the study was to determine the impact of specialized volleyball lessons on the dynamics of physical development of humanitarian university female students. Methods and structure of the study. The study involved the female students of the Department of History and Department of Foreign Languages, 2017-2020 intake (n=86). The testing was conducted as part of the country’s academic methodology twice during the academic year (September, May). In each year within that time span, the volleyball lessons were held for about five months, from mid-October to mid-April. Up to 50 minutes of the total lesson period were allotted for the volleyball practices. Results and conclusions. The analysis of the results of the three-year specialized volleyball training found that the latter contributed to the maintenance of flexibility at the baseline level, while in the running control tests, there was a slight slowdown in this rate, though not reaching a statistically significant difference. To increase the effectiveness of the development of speed and endurance qualities by means of specialized volleyball lessons conducted in the gymnasium, it is recommended to increase the load in the speed-strength exercises.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА»

развитие основных двигательных качеств у студентов гуманитарного вуза средствами волейбола

УДК/UDC 378:796.012.1

Поступила в редакцию 25.05.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Кобяков1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Калинцева1 С.А. Песчанова1 А.В. Лебедев1

владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), Владимир

DEVELOPMENT OF BASiC MOTOR QUALiTiES iN HUMANITARIAN UNiVERSiTY STUDENTS BY MEANS OF VOLLEYBALL

Dr. Hab., Professor Y.P. Kobyakov1

PhD, Associate Professor I.G. Kalintseva1

Senior lecturer S.A. Peschanova1

Senior lecturer A.V. Lebedev1

1Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov (VlSU), Vladimir

Аннотация

Abstract

□ и

Цель исследования - определить влияние специализированных занятий волейболом на динамику развития физических кондиций у девушек-студенток гуманитарного направления обучения.

Методика и организация исследования. К исследованию были привлечены студентки исторического направления образования и отделения иностранных языков набора 2017-2020 гг. в количестве 86 человек. Тестирование производилось в рамках общепринятой в вузах страны методологии дважды в течение учебного года (сентябрь, май). В каждом их трех учебных годов занятия волейболом проводились около пяти месяцев с середины октября до середины апреля. На такие занятия отводилось до 50 мин от общей продолжительности урока.

Результаты исследования и выводы. Анализ результатов специализированных трехлетних занятий волейболом позволил установить, что последние обеспечивают поддержание качества гибкости на исходном уровне, в то время как в беговых видах контрольных испытаний эти показатели несколько ухудшились, хотя и не достигают статистически достоверной разницы. Для повышения эффективности развития быстроты и выносливости в процессе специализированных занятий волейболом в условиях спортивного зала можно рекомендовать увеличение нагрузки в упражнениях скоростно-силового характера.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность, лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод.

Objective of the study was to determine the impact of specialized volleyball lessons on the dynamics of physical development of humanitarian university female students.

Methods and structure of the study. The study involved the female students of the Department of History and Department of Foreign Languages, 2017-2020 intake (n=86). The testing was conducted as part of the country's academic methodology twice during the academic year (September, May). In each year within that time span, the volleyball lessons were held for about five months, from mid-October to mid-April. Up to 50 minutes of the total lesson period were allotted for the volleyball practices.

Results and conclusions. The analysis of the results of the three-year specialized volleyball training found that the latter contributed to the maintenance of flexibility at the baseline level, while in the running control tests, there was a slight slowdown in this rate, though not reaching a statistically significant difference. To increase the effectiveness of the development of speed and endurance qualities by means of specialized volleyball lessons conducted in the gymnasium, it is recommended to increase the load in the speed-strength exercises.

Keywords: students, physical development, physical fitness, longitudinal method.

£ Г.

CL

4—

О OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. В двух последних десятилетиях в пространстве физической культуры активно позиционируют идеи о гуманизации и гуманитаризации процесса физического воспитания в вузах [1, 2, 5]. Анкетный опрос студентов 1-го курса, проводимый кафедрой ежегодно осенью, показывает, что девушки-студентки гуманитарного профиля в большинстве своем (85,7 %) желают заниматься спортивными играми, в особенности волейболом. В контексте высказанной выше идеи научный интерес представляет изучение влияния

систематических занятий волейболом на такие информативные и объективные физические качества, как быстрота, выносливость, гибкость.

Цель исследования - определить влияние специализированных занятий волейболом на динамику развития физических кондиций у девушек-студенток гуманитарного направления обучения.

Методика и организация исследования. К исследованию были привлечены студентки исторического направле-

ния образования и отделения иностранных языков набора 2017-2020 гг. Общее количество испытуемых, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и основной медицинским группам, составляло 86 человек. Тестирование производилось в рамках общепринятой в вузах страны методологии дважды в течение учебного года (сентябрь, май).

В каждом их трех учебных годов занятия волейболом проводились около пяти месяцев с середины октября до середины апреля. На такие занятия отводилось до 50 мин от общей продолжительности урока. В соответствии с программно-нормативными требованиями дважды в течение каждого из трех лет занятий физической культурой проводился мониторинг по изучению уровня физической подготовленности студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Визуализация на графиках полученного фактического материала позволила выявить наличие двух уровней физических кондиций студенток (рис. 1-3). Один уровень соответствует осенним, а другой - весенним показателям физической подготовленности. Видно, что весенние показатели испытуемых выше осенних, что не является know-how (ноу-хау), поскольку подобного рода результаты многократно отмечались и другими авторами. Мы лишь констатируем этим позитивное влияние систематических занятий физической культурой на физическую подготовленность студентов.

Отмеченная закономерность в полной мере подтверждается и результатами выполнения контрольных нормативов в беге на выносливость (рис. 1). Обе линии на представленном графике имеют идентичный характер. Эти подвижки отчетливо просматриваются в течение первых двух лет обучения.

Отдельного анализа и обсуждения заслуживает картина динамических изменений в показателях бега на выносливость на 3-м курсе. График показывает отчетливый взлет обеих кривых. Это является указанием на то, что на 3-м курсе уровень развития выносливости снизился. Хотя различия статистически недостоверны (p>0,05). В численном выражении эта разница составляет 22 с.

Можно предположить, что негативные результаты в беге на данную дистанцию в известной мере обусловлены переходом студентов во Владимирском государственном университете в последние полтора месяца учебного года на одноразовые в неделю занятия, а также ростом у девушек этого возраста всех антропометрических характеристик, из которых наибольшее значение, в данном случае, имеет масса тела. Косвенным подтверждением данной гипотезы являются сравнительные данные 1977 [3], 1987 [4] и 2017 гг. (авторские данные).

см

16

Если сделать небольшое логическое отступление и обратиться к ретроспективному анализу, то выяснится, например, что в 1977 г масса 18-летних девушек составляла 56,0 кг [3], в 1987 г. - 57,3 кг [4], а в 2017 г - уже 60,1 кг

Последнее обстоятельство является тем объективным фактором, который должен подвигать преподавателей физического воспитания на личностно-ориентированный метод проведения занятий по физической культуре.

Вместе с тем, существенных позитивных подвижек в показателях бега на выносливость, полученных в результате осенних мониторингов, не выявлено. В минимальные нормативные требования комплекса ВФСК «ГТО» VI ступени (бронзовый знак) уложились 53,3 % занимающихся.

При знакомстве с рис. 2 тоже видно, что влияние специализированных занятий волейболом в течение первых двух лет обучения не оказывает существенного влияния на развитие качества быстроты, фактически оставаясь на исходном уровне. В данном случае, как и на 3-м курсе, в результатах бега на выносливость наблюдаются заметные ухудшения показателей, как в осенний, так и в весенний периоды. В дальнейшем, как в случае с динамикой показателей в беге на выносливость, имеет место ухудшение результатов к концу срока занятий физической культурой, хотя оно и является статистически недостоверным (р>0,05).

С большой степенью вероятности можно допустить, что на ухудшение итоговых результатов в беге на 100 м повлияли те же «сбивающие» факторы, что и в первом случае. Однако показатели итоговых испытаний (весенний семестр 3-го курса) не позволили обнаружить наличие существенной разницы между исходными и конечными результатами. К концу 3-го года обучения средний показатель в беге на 100 м составлял 17,8 с и позволил, вместе с тем, 63,3 %% испытуемых «уложиться» в нормативные требования комплекса ВФСК «ГТО» VI ступени на бронзовый знак.

с 18

17,5

17

16,8 16,5 16,7

16

2017-2018 гг. 2018-2019 гг. 2019-2020 гг.

учебные голы

Рис. 2. Динамика показателей быстроты в процессе специализированных трехлетних занятий физическим воспитанием

16,6

14,3 14,3

15,5 _ х 15,5

- - х

15 14,5 14 13,5

2017-2018 гг. 2018-2019 гг. 2019-2020 гг.

Рис. 1. Динамика показателей выносливости в процессе специализированных трехлетних занятий физическим воспитанием Условные обозначения (на данном и двух последующих графиках): результаты осеннего мониторинга; -----------результаты весеннего мониторинга.

мин, с

12,48

12.19 2017-2018 гг.

13,04

13,46 13,39

12,26

2018-2019 гг.

2019-2020 гг.

учебные годы

Рис. 3. Динамика показателей гибкости в процессе специализированных трехлетних занятий физическим воспитанием

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

Характер кривых, отражающих динамику развития гибкости, как и в двух названных выше качествах выносливости и быстроты, является идентичным, когда весенние результаты (верхняя кривая) имеют контуры, адекватные осенним на двух первых курсах. Так, за этот период в показателях гибкости произошли некоторые малозаметные, но позитивные подвижки, которые к концу 3-го курса, в силу уже названных причин, несколько снизились, при существенно недостоверной разнице. Фактически, численные значения результатов гибкости через три года остались на уровне исходных значений. Отсюда вытекает, что стабильность данной характеристики в меньшей мере подвержена влиянию «сбивающих» факторов.

Обобщая сказанное выше, нельзя обойти вниманием изучение тесноты взаимосвязи между изучаемыми признаками. Установлено, что между результатами в беговых видах программы уровень корреляционной связи составляет г=+0,557. Одновременно с этим показатели гибкости не коррелируют ни с одним беговым видом. Между показателями гибкости и выносливости практически отсутствует корреляционная связь (г=—0,097), между гибкостью и быстротой - г=+0,139.

Выводы. Анализ результатов специализированных трехлетних занятий волейболом позволил установить, что последние обеспечивают поддержание качества гибкости на исходном уровне, в то время как в беговых видах контрольных испытаний эти показатели несколько ухудшились, хотя и не достигают статистически достоверной разницы.

Последнее обстоятельство детерминировано, на наш взгляд, рядом привходящих обстоятельств объективного и субъективного свойства. В первом случае - это активный рост антропометрических признаков на завершающем этапе морфофункционального созревания женского организма. Во втором - переход студентов на одноразовые в неделю занятия в конце 5-6-х семестров. Эта программно-методическая установка является контрпродуктивной и методически необоснованной.

К сожалению, оптимистические ожидания управленческого аппарата ВУЗа повышения рейтинга физической культуры у студентов к концу третьего года обучения себя не оправдали, т. е. отчетливо выраженной потребности в самостоятель-

ных занятиях физической культурой не обнаружено. Если ориентироваться на известные принципы спортивной тренировки, в частности, на принцип постепенного увеличения нагрузки, напрашивается вывод, что одноразовые в неделю занятия следует ставить не в конце, а в начале 5-6-го семестров.

Для повышения эффективности развития быстроты и выносливости в процессе специализированных занятий волейболом в условиях спортивного зала можно рекомендовать увеличение нагрузки в упражнениях скоростно-силового характера.

Литература

1. Виленский М.Я. Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры / М.Я. Виленский // Тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конф. - М., 2003. - С. 11-17. ISBN5-901985-06-0.

2. Кобяков Ю.П. Проектирование и реализация здоровьеразвиваю-щей технологии физического воспитания студентов вузов: дис. ... докт. пед. наук / Ю.П. Кобяков. - М., 2006. - 350 с.

3. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова. - М.: Педагогика, 1977. - 120 с.

4. Синяков А.В. Самоконтроль физкультурника / А.В. Синяков. - М.: Знание, 1987. - 96 с.: ил.

5. Черняев В.В. Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: дис. ... докт. пед. наук / В.В. Черняев. - М., 2004. - 458 с.: ил.

References

1. Vilenskiy M.Y. Lichnost studenta v gumanitarnom, obrazovatelno-razvivayushchem prostranstve fizicheskoy kultury [Student personality in humanitarian, educational-developmental physical education space]. Proceedings national research-pract. conf.. Moscow, 2003. pp. 11-17. ISBN5-901985-06-0.

2. Kobyakov Y.P. Proektirovanie i realizatsiya zdoroverazvivayushchey tekhnologii fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Desig and implementation of health-building technology of physical education of university students]. Doct. Diss. (Hab.). Moscow, 2006. 350 p.

3. Salnikova G.P. Fizicheskoe razvitie shkolnikov [Schoolchild's physical development]. Moscow: Pedagogika publ., 1977. 120 p.

4. Sinyakov A.V. Samokontrol fizkulturnika [Self-control of physical education teacher]. Moscow: Znanie publ., 1987. 96 p.: il.

5. Chernyaev V.V. Proektirovanie i konstruirovanie gumanitarno-orientirovannogo soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoy kulture v vuze [Design of humanitarian content of physical education in university]. Doct. Diss. (Hab.). Moscow, 2004. 458 p.: il.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га

^

О (U .с Н

БАЛАШОВА В.Ф. КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: МОНОГРАФИЯ / В.Ф. БАЛАШОВА. - 3-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2021. - 244 С. - iSBN 978-5-8114-8358-7.

В монографии рассмотрены основные тенденции и ориентиры развития образования в современных условиях.

Изучены взгляды, мнения и прогнозы известных ученых относительно перспектив развития образования и повышения его качества в условиях компетентностного подхода. Исследованы сущность и особенности компетентностного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов, его отличия от квалификационной модели. Освещена проблема профессиональной подготовки специалиста адаптивной физической культуры в компетентностном формате. В работе подробно рассмотрены требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической культуре особенностями контингента основных нозологических групп.

Монография адресована научным работникам, руководителям органов образования, преподавателям, аспирантам, студентам и всем лицам, интересующимся компетентностным подходом к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.