Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронченко Е. Д.

В работе рассмотрены рекомендации по анализу и развитию сенсорных ощущений у детей дошкольного возраста, посредством игр.The work considers recommendations on the analysis and development of sensory sensations in preschool children, through games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

159.9

Воронченко Е.Д. студент 3 курса специальность Дошкольное образование ФГБОУВО «Куб ГУ» ИНСПО научный руководитель: Бартеньева В.Г., к.п.н.

доцент Россия, г. Краснодар РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе рассмотрены рекомендации по анализу и развитию сенсорных ощущений у детей дошкольного возраста, посредством игр.

Ключевые слова: дошкольный возраст, сенсорные ощущения, активность, развитие.

Annotation: the work considers recommendations on the analysis and development of sensory sensations in preschool children, through games.

Key words: preschool age, sensory sensations, activity, development.

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка, когда продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни[3].

Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что ощущения создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Ощущения участвуют в возникновении любой познавательной, творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные ощущения заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от ощущений зависит наше восприятие к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии топкости различения оттенков цвета.

При педагогической работе с детьми дошкольного возраста следует особенное внимание обращать на то, хорошо ли слышит ребёнок. Это необходимо потому, что у детей понижение слуховой чувствительности не всегда замечается окружающими вследствие того, что ребёнок, плохо, не чётко и не полностью слышащий обращенную к нему речь, однако часто правильно догадывается о сказанном по выражению лица говорящего, по движению губ и, наконец, по сложившейся обстановке, в которой к нему обращаются. При подобном «полуслышании» умственное развитие ребёнка, особенно его речевое развитие, может задерживаться. Такие явления, как невнятность речи, кажущаяся рассеянность и непонятливость, нередко объясняются именно пониженным слухом ребёнка. За состоянием слуха детей следует особенно тщательно, следить, так как его недостатки наблюдаются чаще, чем недостатки других ощущений.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться: 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма); 2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами[2].

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства,

упражняться в их узнавании и различении;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многих задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью. Упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию - контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они - хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия. Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений. Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых. Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействования всех наших органов чувств. В связи с этим необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе,

достижения успехов в деловой среде.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Использованные источники:

1. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева. -М.:Академия 201 1. -272 с.

2. Эльконин, Д. Б., Детская психология [Текст]: учеб. пос. для студ.высш. учеб. заведений /Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин, 4-е изд., стереотип..- М.: Академия, 2006. - 484 с.

3. Янушко, Е.А., Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Текст: методическое пособие для воспитателей и родителей /Е.А. Янушко -М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 72 с.

УДК 37:378

Евдокимова Ю.И. студент 3 курса «бухгалтерский учет» Журенкова Л.И. студент 3 курса «бухгалтерский учет» Зайнуллина С.Ф. старший преподаватель кафедра «Бухгалтерского учета и аудита» Башкирский Государственный университет

Россия, г. Стерлитамак РОЛЬ ВУЗОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

АННОТАЦИЯ:

Одна из главных целей экономического развития России сегодня состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни граждан страны. В связи с этим вектор экономического развития должен быть направлен на поддержку инноваций, повышение процветания бизнеса и производства, и обеспечение в российских регионах рабочих мест рабочими и инженерами высшей квалификации. Инновации будет стимулировать рост Российской промышленности путем внедрения новых идей, технологий и процессов, которые приведут к улучшению оснащенности рабочих мест на предприятиях и повышению заработной платы - и, как следствие, наиболее высокому уровню жизни населения страны. При этом инновации будет служить наиболее важным элементом в обеспечении устойчивого экономического роста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: институт, образование, регион, научно-техническое и социально - экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.