Научная статья на тему 'Развитие организационных форм социального обслуживания населения в России'

Развитие организационных форм социального обслуживания населения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНЦЕПЦИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалев И. В.

В статье анализируются преимущества и недостатки организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания населения и являющихся потенциальными участниками конкурентных отношений на данном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие организационных форм социального обслуживания населения в России»

При перестройке налоговой системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Только в этом случае следует ожидать выхода страны из социально-экономического кризиса.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть первая Официальный текст. М.: Юрайт, 2007.

3. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. 2006. № 2. С. 67.

4. Дубов В В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования. //

Финансы. 2005. № 4. С. 22—24.

5. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. 2003. № 2. С. 28—33.

6. Налоговый вестник. 2002—2006.

7. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. 2006. № 4. С. 29.

8. Журнал «Эксперт».

УДК 364.04:338.46 РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

И.В. Михалев, руководитель аппарата,

Комитет по здравоохранению и социальной политике Совета Федерации Федерального собрания РФ, г. Москва

В статье анализируются преимущества и недостатки организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания населения и являющихся потенциальными участниками конкурентных отношений на данном рынке.

Ключевые слова: рынок, негосударственный сектор, социальные услуги, концепция, автономные учреждения.

Создание в российских регионах управляемого рынка социальных услуг призвано повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей. Особая роль в этом процессе отводится негосударственному сектору социального обслуживания. Его развитие позволит расширить региональную сеть организаций социального обслуживания, укрепить их материальную базу, повысить обеспеченность населения социальными услугами при рациональном использовании средств регионального бюджета. Развитие сети негосударственных учреждений социального обслуживания является также средством для развития конкурентных отношений в сфере социальных услуг. Функционирование таких организаций повышает возможность реализации конституционного права граждан, в случае необходимости, воспользоваться услугами социальных служб так же свободно, как, например, медицинскими, образовательными, независимо от места проживания, — в городе или на селе.

Однако несовершенство нормативной и правовой базы не позволяет:

• осуществлять полноценный контроль над негосударственными организациями и предприятиями, а также частными лицами, деятельность которых направлена на предоставление социальных услуг,

• внедрить государственный заказ на соответствующие объемы предоставления социальных услуг,

• развивать предпринимательство в деятельности учреждений социального обслуживания,

• изменить систему оплаты за социальные услуги,

• ввести принцип договорной основы социальной поддержки, содействующие самореализации семей, конкретной личности.

В настоящий момент в регионах РФ уже существует некоторый опыт развития негосударственной системы социального обслуживания. Эти вопросы отражены в нормативно-правовых документах таких субъектов РФ, как город Санкт-Петербург, Вологодская область, Ивановская область, Псковская область, республика Татарстан. Однако в данных нормативно-правовых документах практически не проработан организационно-

экономический механизм функционирования негосударственных учреждений социального обслуживания, отсутствуют методические рекомендации по формированию в регионах системы негосударственного социального обслуживания и ее взаимодействия с государственными учреждениями социального обслуживания и органами регионального управления.

Некое промежуточное положение между государственным бюджетным сектором и негосударственным коммерческим и некоммерческим сектором социального обслуживания занимают автономные учреждения (АУ), которые начали относительно активно развиваться осенью 2007 г. Для работников государственных и муниципальных органов управления, руководителей государственных и муниципальных учреждений социальной защиты и социального обслуживания и тем более для населения — это новая форма, которая пока не проявила себя как позитивный или негативный вариант реформирования социальной сферы. Согласно действующим законодательным рамкам, являясь по статусу автономными, но при этом по содержанию оставаясь государственными и муниципальными учреждениями, функционирующими на основе соответствующей собственности, сохраняющими бюджетное финансирование и, соответственно, практически полностью подконтрольными учредителю, АУ, тем не менее, имеют несколько больше свободы в вопросах самостоятельного принятия управленческих решений, в т.ч. в отношении политики оказания платных услуг населению, чем бюджетные учреждения2. АУ имеют ряд преимуществ перед бюджетными учреждениями с точки зрения эффективности использования бюджетных средств и с точки зрения активного участия в рыночных взаимоотношениях и привлечения внебюджетных средств в сферу социального обслуживания. В связи с этим основными задачами создания и развития АУ в сфере социального обслуживания можно считать расширение числа потенциальных участников рынка социальных услуг и изменение системы управления и финансирования учреждений социального обслуживания. Однако механизм, а также последствия и эффективность преобразования бюджетных учреждений социального обслуживания в АУ пока не ясны. Поэтому приоритетным направлением исследований, востребованным регионами Российской Федерации становится оценка социальной и

2 Подробный анализ отличий автономных учреждений от бюджетных организаций и специфике их функционирования можно прочитать в статье руководителя проектов направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» К.Г. Чагина «Автономные учреждения: «госкорпорации» в социальной сфере или мостик к рынку?», http://www.urbaneconomics.ru.

экономической эффективности создания АУ в сфере социального обслуживания в целом и в отдельных его сегментах, а также разработка механизмов ее повышения.

Основными задачами исследований в данном направлении являются следующие.

1. Критический анализ российской и зарубежной практики социального обслуживания населения на базе некоммерческих учреждений, в том числе автономных.

2. Анализ целесообразности и социально-экономических последствий создания АУ в сфере социального обслуживания населения посредством преобразования действующих бюджетных государственных (муниципальных) учреждений для потребителей услуг, для работников этих учреждений, а также для консолидированных бюджетов субъектов Федерации.

3. Разработка системы критериев и показателей оценки социальной и экономической эффективности создания АУ в сфере социального обслуживания муниципальных образований и субъектов РФ, в т.ч.:

• оценки изменения объема и состава услуг населению, их качества и доступности;

• оценки эффективности использования основных и оборотных средств учреждений;

• оценки эффективности использования персонала учреждений;

• оценки эффективности использования бюджетных средств и т.д.

4. Разработка универсальной адаптируемой к отдельным сегментам сферы

социального обслуживания методики оценки социальной и экономической эффективности создания АУ.

5. Разработка организационно-экономического механизма управления АУ

социального обслуживания населения в регионе.

6. Разработка методики формирования государственных (муниципальных) заданий на

оказание государственных (муниципальных) услуг автономными учреждениями

социального обслуживания населения на базе определения перечня единиц нормирования оказания социальных услуг; методики расчета региональной потребности в социальных услугах; методики определения предельных цен (тарифов) на оплату социальных услуг.

7. Разработка порядка осуществления субфедеральным органом управления (органом местного самоуправления) функций и полномочий учредителя автономного учреждения

социального обслуживания населения, который в конечном итоге должен быть представлен в форме Типового положения.

8. Разработка методических рекомендаций о порядке создания автономного учреждения социального обслуживания посредством преобразования существующего государственного (муниципального) учреждения, а также методических рекомендаций по организации деятельности автономного учреждения социального обслуживания в регионе.

9. Разработка механизмов контроля над деятельностью автономных некоммерческих учреждений в области оказания социальных услуг.

В условиях отсутствия методик и механизмов формирования и реализации социального заказа разработка методики формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг АУ социального обслуживания населения поможет накопить положительный опыт в части формирования грамотных, научно обоснованных и реалистичных технических заданий и объемов бюджетного финансирования. Обязательным условием здесь является то, чтобы освоение этой технологии было реальным, а не приобрело характер профанации. Задания должны составляться не поверхностно, а размер субсидии не просто приравниваться к прежнему размеру сметного финансирования учреждения, умноженному на годовой дефлятор, а соответствовал реальным затратам на оказание реального объема социальных услуг.

Опыт, приобретенный при освоении и отработке этой технологии, может быть

применен при формировании и расчете начальной цены контракта в конкурсах

государственного или муниципального социального заказа. Кроме того, сами задания с

рассчитанной стоимостью и их отдельные блоки потенциально могут использоваться не

только в отношении АУ, но и выставляться на конкурсы государственного или

муниципального заказа. В последнем случае это означает, что учредитель формирует для

автономного учреждения минимальное гарантированное задание и выделяет субсидию в том

размере, который необходим для его выполнения (без задания учредителя и без субсидии АУ

остаться не может). Задание же (или задания) на остальные услуги, которые ранее оказывало

учреждение за счет бюджетных средств, размещается через открытый конкурс. При этом и

само учреждение может участвовать в этом конкурсе, т.е. оно не лишается доступа к этим

средствам, они просто перестают ему гарантироваться и становятся также доступными и для

других поставщиков (других учреждений, негосударственных и немуниципальных

организаций, частных предпринимателей и т.д.). Однако вариант это не совсем простой с

169

различных точек зрения, в т.ч. потому, что здесь учредитель должен либо быть уверен в том, что если учреждение не получит конкурсного задания, оно сможет «заработать» себе на жизнь

и, в частности, на содержание закрепленного за учреждением имущества учредителя другими способами (оказание платных услуг, выполнение других государственных или муниципальных заказов), либо закладывать в субсидию учреждению отдельные средства на содержание «лишнего» имущества учредителя. Кроме того, возникнет реальная возможность выявить и решить соответствующие правовые и организационные проблемы, предупредить возможные отрицательные и развить положительные эффекты создания АУ в сфере социального обслуживания.

УДК 658.06.81.12

УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

З.И. Панина, кандидат экономических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассматриваются особенности формирования, значимость показателей, характеризующих издержки предприятий сферы услуг, необходимость управления затратами

Ключевые слова: издержки, издержкоемкость, издержкоотдача, конкурентные преимущества, управление, экономичность, эффективность

В современных условиях экономического развития все более высокую значимость приобретают проблемы рационального использования потенциала или ресурса любой организации, фактически отражающиеся в издержках по производству продукции, выполнению работ и услуг.

Для предприятий сферы услуг проблема управления издержками особенно актуальна. Во-первых, обеспечение высокого качества обслуживания клиентов требует вложения соответствующих средств в организацию обслуживания населения, развитие новых видов услуг и форм обслуживания, рекламу услуг и, следовательно, ведет к росту издержек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.