Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационная культура / удаленная работа / управление командой / удаленные команды / organizational culture / remote work / team management / remote teams

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмакова А.Ю., Элияшева М.И.

Статья посвящена актуальному направлению современного менеджмента – управлению удаленно работающими группами и сотрудниками. Рассматриваются вопросы формирования и поддержания организационной культуры в удаленном режиме работы. В статье представлены результаты интервью, в ходе которого удалось выявить опыт в организации удаленной работы сотрудников и также представление об организационной культуре в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF REMOTE WORK OF EMPLOYEES

The article is devoted to the current direction of modern management the management of remotely working groups and employees. The issues of formation and maintenance of organizational culture in a remote mode of work are considered. The article presents the results of an interview, during which it was possible to identify experience in organizing remote work of employees and an idea of the organizational culture in new conditions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ»

УДК 334.024

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ

Шмакова А. Ю.

Научный руководитель - Элияшева М. И.

Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Е-mail: shmakovaaaa567@mail.ru

Статья посвящена актуальному направлению современного менеджмента -управлению удаленно работающими группами и сотрудниками. Рассматриваются вопросы формирования и поддержания организационной культуры в удаленном режиме работы. В статье представлены результаты интервью, в ходе которого удалось выявить опыт в организации удаленной работы сотрудников и также представление об организационной культуре в новых условиях.

Ключевые слова: организационная культура, удаленная работа, управление командой, удаленные команды.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF REMOTE WORK OF EMPLOYEES

A.Y. Shamkova Scientific adviser - M. I. Eliyasheva

Siberian Federal University, Russian Federation, 660041, Krasnoyarsk, pr. Svobodnyy, 79 Е-mail: shmakovaaaa567@mail.ru

The article is devoted to the current direction of modern management - the management of remotely working groups and employees. The issues of formation and maintenance of organizational culture in a remote mode of work are considered. The article presents the results of an interview, during which it was possible to identify experience in organizing remote work of employees and an idea of the organizational culture in new conditions.

Keywords: organizational culture, remote work, team management, remote teams.

В сложном динамичном мире, который меняется все быстрее, чтобы успеть реагировать на изменения, необходимо «бежать еще быстрее». Чтобы адаптироваться к новым условиям работы лучше своих конкурентов, компаниям необходимо постоянно модифицироваться. Так в настоящее время происходит активное внедрение цифровых технологий, удаленной работы отдельных сотрудников и распределенных команд, а вместе с этим появляется и потребность в изучении вопросов поддержания и развития корпоративной культуры в новых условиях.

Целью данного исследования является анализ опыта компаний по работе с удаленными сотрудниками и командами, а также определение подходов и инструментов поддержания и развития организационной культуры в цифровых условиях.

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Под организационной культурой будем понимать «ценностные ориентации, верования, нормы поведения, разделяемые большинством членов коллектива».

Организационная культура, важный фактор обеспечения достижения целей и успешного развития компании. В некоторых компаниях деятельность по формированию и развитию организационной культуры ведется целенаправленно и планомерно, однако в большинстве, особенно малых и средних, организаций основным инструментов трансляции ценностей и норм является личное взаимодействие руководителей и сотрудников, опытных сотрудников и новичков, совместная «живая» работа над решением задач и реализацией проектов. Поэтому в условиях расширения использования удаленной работы сотрудников и организации виртуальных команд все более актуальной становится задача поиска новых инструментов поддержания и развития организационной культуры.

Для исследования было проведено интервьюирование руководителей отделов ИТ-компании - «1С-Рарус» и швейного предприятия - АО «Синар». Обе компании занимают лидирующие позиции на своем рынке, именно поэтому их опыт по работе с удаленными сотрудниками будет особенно полезен и интересен для изучения.

Так как у обеих компаний имелся опыт по работе с удаленными рабочими группами и до режима самоизоляции, введенного весной 2020 года, то к переходу на полностью удаленный режим работы они были в целом готовы. Сотрудники и компания в целом чувствовали себя комфортно в данном режиме работы. Но после снятия жестких ограничительных мер многие отделы вернулись в режим оффлайн. Однако маркетинговый, кадровый, программный и отдел продаж остались на удаленном формате работы. Теперь им не нужно появляться в офисе каждый день, но, например, руководители данных отделов посещают офис 2-3 раза в неделю на общие заседания с высшим руководством, а сотрудники могут воздержаться от офисной работы, за исключением личных поручений или просьб от руководства.

Исходя из этого, респондентам был задан вопрос, «Как Вы поддерживаете командный дух в условиях удаленной работы? С помощью каких инструментов, подходов?». ИТ-компания отметила, что для поддержания командного духа ими используются совместные чаты, где каждый участник может задать любые вопросы, на которые получат ответ в короткие сроки. На швейном предприятии каждый удаленный сотрудник закреплен за личным куратором, который передает информацию вышестоящему руководству и наоборот. Данная модель была выбрана в связи с большой загруженностью руководителей, ведь численность компании составляет более 300 тыс. человек.

Информационное сопровождение является одним из главных факторов успешного выстраивания организационной культуры в удаленных командах. Важно чтобы все участники четко понимали цели, свои задачи и насколько они важны для организации в целом. Так в ИТ-компании используются различные сервисы для поддержания «живого» общения, такие как ZOOM, Битрикс24, собственная корпоративная платформа Tango. В то время, как на швейном производстве не применяются специальные средства коммуникации. Ими используются более упрощенные средства связи, такие как почта, сотовая связь и популярные мессенджеры. На мой взгляд это обусловлено родом деятельности компании, так как внедрение и освоение программных продуктов происходит более гармонично в ИТ-компании, нежели в производственной. [2,3]

Одним из главных результатов успешной работы по формированию и развитию корпоративной культуры в удалённом режиме - является приверженность сотрудников. Приверженность - это отождествление человека со своей организацией, выражающееся в стремлении работать в ней и способствовать ее успеху вне зависимости от своего месторасположения. Именно поэтому на регулярной основе проводятся беседы, сборы и общий досуг вне рабочего времени с удаленными сотрудниками. Как отмечает руководитель отдела кадров ИТ-компании: «раз в неделю стабильно у нас проходят онлайн встречи с коллегами за чаем, где мы обсуждаем не только успехи рабочего характера, но и личные достижения каждого участника». Производственная компания также оценивает важность

неформального общения, но в тоже время они отмечают, что данная сфера нуждается в дополнительной проработке.

Корпоративная культура проявляется в поведении сотрудников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. В связи с этим был задан вопрос: «Есть ли в организации специально спроектированные инструменты для передачи базовых ценностей вашей компании удаленным сотрудникам?». Представители обеих компаний ответили, что сотрудники, которые сейчас работают удаленно, до этого проработали определённое время оффлайн, где смогли перенять ценности компании и сейчас руководителям отделов остается лишь поддерживать их.

Так как онлайн работа вызывает все больше интереса у компаний, то появилось множество курсов и вебинаров на тему эффективности управления удаленными сотрудниками. В связи с этим у представителей компаний было выяснено, проходила ли их организация (отдельные сотрудники) обучение тому, как грамотно выстраивать работу в удаленном формате? Каждая компания интересовалась данной темой, но изучением более детальным занялась лишь ИТ-компания. Ряд сотрудников были отправлены на онлайн обучение эффективным методам удаленной работы.

В целом в исследованных компаниях сформирована адекватная целям и стратегии организационная культура, но ее передача и реализация в удалённом формате требует совершенствования. Многие сотрудники, как отмечает руководитель отдела маркетинга швейного предприятия, жалуются на отсутствие системного подхода по работе с удалёнными сотрудниками. Наблюдается прерывистая работа с удаленными работниками компании, когда-то это очень много различных активностей, интереса и вовлеченности. А иногда загруженность работой настолько высока, что сил не остается на корпоративные события.

При выстраивании организационной культуры в удаленном режиме очень важно соблюдать постепенность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей организации [1,4].

В заключение хотелось бы сказать, что именно культура объединяет людей в коллектив и помогает им понять, каким образом они могут наладить эффективное взаимодействие вне зависимости от месторасположения. Именно культура определяет повседневные рабочие взаимоотношения, характер общения, приемлемые формы поведения, распределение и восприятие власти. Для удаленного формата работы нужно особое внимание уделять инструментам коммуникации, ведь именно с их помощью удалённые сотрудники имеют возможность понять и прочувствовать организацию и ее культуру.

Библиографические ссылки:

1. Организационное поведение: учеб. пособие / М.И. Элияшева, Т.В. Вырупаева и др. -Красноярск: Сиб. федер. Ун-т, 2015.

2. Gilson L.L. et al. Virtual teams research: 10 years, 10 themes, and 10 opportunities // Journal of Management, 2015. Т. 41. № 5. С. 1313-1337.

3. B. Großera, U. Baumöl. Why virtual teams work - State of the art. // International Conference on Project MANagement / International Conference on Health and Social Care Information Systems and Technologies, 2017.

4. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. - М.: Ленанд, 2015.

© Шмакова А. Ю. 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.