Научная статья на тему 'Развитие организационной компетенции преподавателей в учреждениях профессионального образования'

Развитие организационной компетенции преподавателей в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценч Ю. С.

Статья посвящена анализу опыта работы в колледжах г. Челябинска, предложено теоретическое обоснование развития организационной компетенции преподавателей в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN VOCATIONAL TRAINING ESTABLISHMENTS

It is devoted to the operational experience analysis in colleges of Chelyabinsk, the theoretical substantiation of development of the organizational competence of teachers in vocational training establishments is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие организационной компетенции преподавателей в учреждениях профессионального образования»

ет объединить отдельные ее элементы в единое целое, осуществить взаимодействие преподавателей и студентов при сохранении субъект-субъектных отношений, проявить навыки самоуправления, компетенцию саморазвития.

Данные исследований последних лет убедительно показывают необходимость преобразования обучающегося из преимущественно объекта педагогического процесса преимущественно в его субъект. В этом преобразовании ученые видят суть педагогической деятельности (И.А. Зимняя, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.). «Видеть и управлять этими [...] преобразованиями, — пишет Н.К. Сергеев, — возможно через анализ и влияние на внутреннюю позицию личности как существенную характеристику ее — субъекта самоизменения, саморазвития» [15, с. 76].

На значимость установления субъект-субъект-ных отношений преподавателя и студента в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста указывают Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова. В условиях личностно-компетентностного образования субъ-ект-субъектное взаимодействие создает наилучшие условия для развития мотивации обучения, придает педагогической практике творческий характер и позволяет максимально учесть особенности саморазвития студентов.

В качестве третьего педагогического условия автор определяет, что формирование компетенции саморазвития студентов будет происходить успешно, если осуществляется интеграция компонентов компетенции саморазвития в процессе педагогической практики, построенной на основе субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов.

Результаты проведенного педагогического эксперимента по апробированию педагогических условий формирования компетенции саморазвития будущих педагогов профессионального обучения показали, что выделенные условия способствуют эффективности формирования данного вида компетенции.

Список литературы

1. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун.-та, 2001.

2. Васильев, Л.И. Компетентностный подход при модульной технологии организации обучения в вузе / Л.И. Васильев, А.Н. Мамцев // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 12. — С.40-43.

3. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально- личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. — 2006. — № 9. — С. 55-60.

4. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентир. моногр. / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

5. Тропникова, Н.П. Технологии личностно-компетентностного образования: теоретические основания и практическая реализация: научно-методическое пособие / Н.П. Тропникова, Т.Ю. Угринова, В.О. Королева. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005.

6. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

7. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. М.: Академия, 1999.

8. Клименко, Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя / Т.К. Клименко // Управление в образовании: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. ст. — Хабаровск, 2000.

9. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.

10. Лапицкий, О.И. Педагогические условия саморазвития личности учащихся гимназии: дис. ... канд. пед. наук / О.И. Лапицкий. — Хабаровск, 1999.

11. Поляков, С.Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С.Д. Поляков [и др.]. — М.: Сентябрь, 1999.

12. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М., 2000.

13. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий,2000.

14. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. — 2-е изд., стер. / В.Г. Маралов. — М.: Издат. центр «Академия», 2004.

15. Былков, А.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе пед-колледжа / А.В. Былков. — Чита: Поиск, 2002.

УДК 378

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук, доцент

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры»

развитие организационной компетенции преподавателей в учреждениях профессионального образования

В настоящее время проводится большая работа по профессиональные учебные заведения будут пере-

реализации в профессиональном образовании ком- ходить на государственные образовательные стан-

петентностного подхода. Уже в ближайшее время дарты нового поколения, разработанные на основе

компетентностного подхода, однако успешный переход на новые стандарты возможен только в том случае, если все участники образовательного процесса, в том числе преподаватели, смогут реализовать компетентностный подход в своей педагогической деятельности.

Проведенный анализ состояния теории и практики этого направления модернизации профессионального образования говорит о том, что еще достаточно много разногласий по тем или иным вопросам реализации компетентностного подхода. При утверждении новых стандартов фактически формализуются все основные категории, включая понятия «компе-тенотность» и «компетенция», определяющие и нормирующие процесс реализации компетентностного подхода, поэтому независимо от продолжения исследований в этой области должна быть принята к исполнению официальная государственная точка зрения по реализации компетентностного подхода, заложенная в новом государственном стандарте.

Готовы ли преподаватели в своей практической деятельности обеспечить реализацию компетентно-стного подхода?

Исследования, которые проводились в некоторых педагогических коллективах колледжей г. Челябинска, показали необходимость соответствующего задаче повышения квалификации преподавателей.

Компетентностный подход в профессиональном образовании обусловливает изменение стратегии и содержания, меняет представление всех видов профессиональной деятельности преподавателей. При этом (используя применительно к самим преподавателям новые соответствующие компетентност-ному подходу образовательные конструкты — компетентность, компетенция) можно констатировать, что особое значение приобретает совершенствование профессиональной компетентности преподавателей по реализации компетентностного подхода в образовании.

В своем исследовании автор рассматривал лишь один компонент профессиональной компетентности преподавателей — организаторскую компетенцию. Организаторская компетенция преподавателя включает соответствующие знания, умения, навыки и профессионально-личностные качества. Организаторская компетенция — это способность преподавателя мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий.

Для более эффективного развития организаторской компетенции преподавателей в процессе повышения их квалификации в учреждениях профессионального образования необходимо обратиться к выявлению и изучению содержания их профессиональной организаторской деятельности.

Организаторская деятельность преподавателя включает руководство отдельными обучающи-

86

мися и учебной группой, согласование их учебнопрофессиональной деятельности. Исходя из структуры организаторской деятельности преподавателя (мотивация обучающихся на познавательную деятельность на занятии и во внеурочное время; постановка цели; организация выполнения обучающимися учебных действий; контроль за ходом выполнения учебных действий; оценка результатов учебных действий; анализ учебно-познавательной деятельности обучающихся) автор выделяет ее специфическую особенность, которая заключается в деятельности по самоизменению и саморазвитию. Основным ее результатом в таком случае будет развивающаяся личность с ее способностями, направленностью, личностными качествами.

Таким образом, компонентами организаторской деятельности преподавателей учреждений профессионального образования являются:

• деятельность по самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане;

• деятельность по развитию и совершенствованию личности студента;

• деятельность по совершенствованию образовательного процесса.

Процесс повышения квалификации — это овладение преподавателями более высоким уровнем профессиональной деятельности, профессиональной квалификации, в результате его происходит действительное внутриличностное изменение сознания, преображается профессионализм преподавателя, опыт, мотивы, позиции.

Автор разработал программу многоступенчатого повышения квалификации преподавателей (школа молодого преподавателя, школа повышения педагогического мастерства, школа педагогического творчества). При разработке программы обучения учитывались требования к профессиональной компетентности преподавателей учреждений среднего профессионального образования при присвоении им квалификационных категорий, а также специфика их профессиональной деятельности:

1 ступень — школа молодого преподавателя, целью курса которой было формирование обобщенных знаний о сущности компетентностной модели специалиста, организаторской деятельности, организаторской компетенции преподавателей, ее структуре и характеристиках;

2 ступень — школа повышения педагогического мастерства — формирование знаний, умений преподавателей для реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса, а также пути развития организаторской компетенции педагогических работников учреждений среднего профессионального образования;

3 ступень — школа педагогического творчества — формирование индивидуально-творческого отношения к освоению и реализации организаторской

компетенции преподавателей учреждений среднего профессионального образования.

Программа обучения преподавателей на каждой ступени повышения квалификации рассчитана на один учебный год. По каждому разделу и направлению определялись соответствующие формы обучения и сроки развития организаторской компетенции преподавателей.

Оценка уровня организаторской компетенции преподавателей в процессе повышения их квалификации в учреждениях профессионального образования проводилась по следующим показателям:

высокий уровень характеризуется наличием у преподавателей учреждений профессионального образования потребности в совершенствовании организаторских знаний, умений и навыков, их систематичностью и осознанностью, развитием профессионально-личностных качеств, а также умением без особых затруднений применять знания в решении организаторских задач, проявлением высокой степени самостоятельности, творчества, смелости, решительности, коммуникативных и организаторских способностей и т. д.;

средний уровень характеризуется наличием организаторских знаний и умений и опреде-

ленное желания саморазвития. Знания и умения в данной области неполные, преподаватели недостаточно самостоятельны, не проявляют творческих способностей, не всегда решительны, самокритичны, устойчивы, недостаточно развиты профессионально-личностные качества, необходимые в организаторской деятельности преподавателя в современных условиях;

низкий уровень отличается недостаточным уровнем у преподавателей большей части знаний, умений в области организаторской деятельности, а также желания и потребности в их совершенствовании. Преподаватели нерешительны, у них не развиты коммуникативные и организаторские способности и отсутствуют профессиональные качества и др.

Экспериментальная проверка разработанной методики развития организаторской компетенции преподавателей в процессе повышения их квалификации в учреждениях профессионального образования подтвердила ее эффективность.

Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой содержания повышения квалификации по всем аспектам профессиональной компетентности преподавателей с ориентацией на компетентностную модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.