УДК 378.046.4 Шастина Александра Евгеньевна
ассистент кафедры социологии и управления Московского автомобил ьно-дорожного государственного технического университета
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Shastina Alexandra Evgenyevna
Assistant of the Social Science and Management Department, Moscow State Automobile and Road Construction University (MADI)
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND MANAGERIAL ABILITIES OF ENGINEERS DURING THEIR ADVANCED TRAINING
Аннотация:
В статье показана роль организационноуправленческих компетенций для современного инженера, рассмотрена модель их развития. Разобрана система диагностики развития компетенций с применением самоорганизующихся карт Кохонена.
Ключевые слова:
организационно-управленческие компетенции, структура, организационно-управленческих компетенций, модель развития компетенций, самоорганизующиеся карты Кохонена.
Summary:
The article deals with the role of managerial abilities for a modern engineer. The author considers a model of organizational and managerial skills development. The research discusses diagnostics system assessing the competencies development with application of the self-organizing map of T. Kohonen.
Keywords:
managerial abilities, structure of organizational and managerial competencies, competency development model, Kohonen self-organizing map.
Существенную часть рабочего времени инженера занимают вопросы организации и управления коллективом исполнителей проекта. Безусловно, для качественного выполнения проектов, для работы с людьми одних только глубоких знаний в сфере своей профессиональной деятельности становится недостаточно. Для современного инженера все большее значение приобретает наличие организационно-управленческих компетенций (далее - ОУК) [1].
Цель развития ОУК инженеров продиктована изменением содержания их деятельности, требованиями к ним общества, социально-экономическими ориентирами, а также потребностью самих инженеров в развитии компетенций.
Схема структурно-функциональной модели процесса развития ОУК инженеров в процессе повышения квалификации представлена на рисунке 2.
В структуре профессиональной компетентности, представленной на рисунок 1, мы выделяем 3 компонента ОУК: ценностный, когнитивный и технологический, формирование которых происходит за пять этапов [2]:
Рисунок 1 - Структура профессиональной компетентности
1) на начальном этапе осознанная потребность инженеров в развитии ОУК формирует мотив познавательной деятельности, закладывает основы ценностного компонента;
2) на оценочно-адаптивном этапе происходит оценка начального уровня ОУК у инженеров, отбор учебных модулей, развивается ценностный компонент;
3) на познавательном этапе происходит накопление организационных и управленческих знаний, на основании которых формируются организационные и управленческие умения, формируется когнитивный компонент и начинает создаваться технологический компонент;
4) на рефлексивном этапе происходит переосмысление и оценка инженерами полученных знаний, формируются стремления удовлетворять свои познавательные потребности и интересы путем самообразовательной деятельности, продолжается развитие когнитивного компонента;
5) на деятельностном этапе происходит актуализация результатов обучения, слушатели начинают применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности, они осознают собственные способности и возможности при условии непрерывного самообразования в профессиональной сфере, развивается технологический компонент.
Мотивационно-
целевой
компонент
Содержание профессиональной деятегъности
С оциал ьн ©-экономические ориентиры
В о стре 6о ва н ность о рга н из а цио н н о-у п р а вл е нчески х компетенции в профессиональной деятельности инженера и потребность в их развитии
Цель: развитие ОУК у инженеров
V7
Т еоретико-метод о логи-чес кий компонент
Методологические подходы к развитию ОУК: компетентностный, контекстный, ценностный, системный, личностно-ориентированный
Общедидактические и андрагогические принципы развития ОУК: научности: наглядности; приоритета самостоятельного обучения; совместной деятельности; опоры на опыт обучающегося; индивидуализации обучения; системности обучения: контекст»ости обучения; актуализации результатов обучения; элективности обучения; развития образовательных потребностей; осознанности обучения.
Содержа-
тельно-
технологи-
ческий
компонент
Содержание; формирование ценностного, когнитивного и технологического компонентов ОУК в процессе освоения программ говышения квалификации
Этапы развития ОУК: начальный, оценочно-адап-ивный, познавательный, рефлексивный, деятельностный
Педагогические условия развития ОУК:
1. применение модульной программы повышения квалификации, позволяющей инженеру выбирать индивидуальную траекторию обучения с учетом своих интересов, потребностей и уровня квалификации, обеспечивая тем самым индивидуализацию процесса образования.
2. сочетание различных форм и методов обучения, формирующих ценностное отношение инженеров к развитию организационно-управленческих компетенций как к результату освоения программы повышения квалификации, положительные мотивы обучения и стимулирующих познавательную активность;
3. применение системы диагностики развития организационно-управленческих компетенций у инженеров, включающей использование метода нейронных сетей
Методы; кейс-метод. проблемные, игровые, методы визуализации и другие
Средства учебнометодические комплексы.
проблемные ситуации, программы и методические указания и другие
Формы; круглый стол, дискуссия, командный тренинг, практикумы, самостоятельная работа и другие
Оценочно-
результа-
тивный
компонент
Критерии;
Сформированность организационных и управленческих знаний, организационных и управленческих умений, а также ценностей
Результат: сформированность организационно-управленческих компетенций у инженера после повышения квалификации
Рисунок 2 - Структурно-функциональная модель процесса развития ОУК инженеров
в процессе повышения квалификации
Для диагностики развития ОУК в процессе повышения квалификации был применен нейросетевой алгоритм многомерной кластеризации. Нейронные сети являются одним из направлений исследований в области искусственного интеллекта, основаны на попытках воспроизвести нервную систему человека (а именно: способность нервной системы обучаться и исправлять ошибки) и применяются для решения задач классификации или кластеризации многомерных данных. Возможность обучения - одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами.
В качестве метода нейронных сетей, позволяющего выработать интегрированный показатель оценки развития ОУК и обеспечивающего наглядную визуализацию результата, были применены самоорганизующиеся карты Кохонена [3; 4]. Данный метод заключается в формировании специальной структуры (нейронной сети), элементы которой в процессе обучения меняют свою топологическую структуру, «подстраиваясь» под подаваемые на них данные. Самоорганизующаяся сеть позволяет выявлять кластеры (группы) входных векторов, обладающих некоторыми общими свойствами. Карты Кохонена наглядно отражают на двумерной карте объекты, схожие по свойствам. Для каждого кластера обучающихся преподаватель в процессе своей деятельности отбирает наиболее рациональные варианты принятых решений, накапливая их в базе знаний. Это обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и позволяет сократить время на принятие верных педагогических решений и сделать данный процесс оперативным.
Моделирование проводилось в среде Мэ^эЬ с пакетом БОМТооЬох 2.0.
Инструментарий для исследования развития компонентов ОУК в процессе повышения квалификации представлен в таблице 1.
Общая структура самоорганизующейся карты Кохонена, фрагмент которой представлен на рисунке 3, состоит из 9 нейронов распределительного слоя и 54 нейронных элементов второго слоя, распределенных на сетке 9 на 6 элементов.
Таблица 1 - Диагностика развития ОУК инженеров
Компоненты Критерии Показатели Средства и методы диагностики
Ценност- ный Ценности Человекоцентрированные ценностные ориентации; уважение и осознание значимости других людей; стремление к успеху; потребность в постоянном пополнении знаний, самосовершенствовании - тест Т. Элерса (мотивация к успеху); - тест Т. Элерса (мотивация избегания неудач); - тест Д. Марлоу, Д. Крауна
Когнитивный Организационные и управленческие знания Знания о проектировании организационной структуры, коммуникаций; знания о распределении полномочий, их делегировании; знания об организации групповой работы; знания основ управления организацией и персоналом; готовность к проявлению личной инициативы, к профессиональному росту, к управлению людьми и бизнес-процессами - опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна; - разработанный автором тест
Технологический Организационные и управленческие умения Умение распределять полномочия, эффективно организовывать групповую работу; способность управлять конфликтными ситуациями; умение анализировать и совершенствовать процессы принятия решений и организационные коммуникации; умение правильно применять методы решения управленческих проблем; понимание, выявление и умение преодолевать препятствия на пути реализации решений, проектов - наблюдение; - анализ результатов работ; - метод самооценки
Рисунок 3 - Структура сети Кохонена
После подачи на сформированную таким образом сеть результатов тестирования 115 респондентов, были получены данные, анализ которых позволяет сделать следующие выводы:
1. Всех респондентов можно разделить на три кластера в зависимости от уровня развития ОУК.
2. Анализ частоты «попаданий» различных респондентов в те или иные нейронные элементы второго слоя рассматриваемой самоорганизующейся сети (рисунок 4а) показывает, что в первый кластер попадает 20 чел. (17 %), во второй - 17 чел. (15 %) и в третий, соответственно, 78 чел. (68 %).
3. После подачи на сформированную карту данных, характеризующих эксперта (на рисунке 4а его данные обозначены ромбом), можно сделать вывод, что уровень ОУК респондентов, попавших в один кластер с экспертом, близок к его уровню.
4. Уровень остальных респондентов существенно ниже экспертного и нуждается в повышении.
Рисунок 4 - Нейроны самоорганизующейся сети Кохонена, обученной на основе данных 115 респондентов до повышения квалификации (а) и после повышения квалификации (б)
На основании результатов входного тестирования слушателям предоставляются рекомендации относительно их индивидуальной программы обучения; демонстрируется, на какие модули программы следует обратить более пристальное внимание.
После освоения программы повышения квалификации было проведено повторное исследование респондентов по той же методике, позволившее сделать следующие выводы:
1. Всех респондентов можно разделить на три кластера в зависимости от уровня развития ОУК.
2. Анализ частоты «попаданий» различных респондентов в те или иные нейронные элементы второго слоя рассматриваемой самоорганизующейся сети (рисунок 4б) показывает, что в первый кластер попадает 99 чел. (86 %), во второй - 9 (8 %) и в третий - 7 (6 %).
3. После подачи на сформированную карту данных, характеризующих эксперта (на рисунке 4б его данные обозначены ромбом), можно сделать вывод, что уровень ОУК респондентов, попавших в один кластер с экспертом, близок к его уровню.
4. Размер кластера соответствующего уровню развития ОУК, «близкого к экспертному», существенно вырос после повышения квалификации (на 69 %).
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что положительные изменения получены под влиянием целенаправленного педагогического воздействия и подтверждают гипотезу о том, что развитие ПК инженеров в данном процессе протекает эффективно, если он осуществляется на основе разработанной структурно-функциональной модели, отражающей комплекс педагогических условий.
Ссылки:
1. Шастина А.Е. Потребность современного инженера в развитии организационно-управленческих компетенций // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 101-104.
2. Ахтеров А.В., Шастина А.Е., Лезина О.В. Диагностика развития организационно-управленческих компетенций инженеров с помощью самоорганизующихся карт Кохонена // Автоматизация и управление в технических системах. 2013. № 4.2; Р01: 10.12731/2306-1561-2013-4-28.
3. Ахтеров А.В. Выделение геологических неоднородностей нефтегазоносных пластов с применением метода самоорганизующихся нейронных сетей // Автоматизация и управление в технических системах. 2012. № 1. С. 76-81.
4. Ахтеров А.В., Шастина А.Е., Лезина О.В. Указ. соч.