Научная статья на тему 'Развитие органического производства как ведущая тенденция аграрной политики ЕС'

Развитие органического производства как ведущая тенденция аграрной политики ЕС Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
EU / FOOD SECURITY / ORGANIC PRODUCTION / SYSTEM OF STANDARDS / LOGO

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Засимова А.В., Коннов С.С.

Данная статья посвящена проблеме обеспечения продовольственной безопасности в Европейском Союзе и органической продукции как её неотъемлемой составляющей. Рассмотрены основные факторы, способствующие активному развитию производства органической продукции, а также количественные и качественные показатели, характеризующие его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие органического производства как ведущая тенденция аграрной политики ЕС»

УДК 338.43

Засимова А. В., Коннов С. С., студенты 2 курса экономического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ВЕДУЩАЯ

^ *

ТЕНДЕНЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

Аннотация: данная статья посвящена проблеме обеспечения продовольственной безопасности в Европейском Союзе и органической продукции как её неотъемлемой составляющей. Рассмотрены основные факторы, способствующие активному развитию производства органической продукции, а также количественные и качественные показатели, характеризующие его.

Ключевые слова: ЕС, продовольственная безопасность, органическое (биологическое) производство, система стандартов, логотип.

Annotation: this article concentrates on the problem of provision of food security in the European Union and on organic products as an integral of food security. The main factors of active development of organic production and its quantitative and qualitative indicators are discussed.

Key words: EU, food security, organic production, system of standards, logo.

Продовольственная безопасность подразумевает под собой такое состояние национальной экономики, при котором продукты питания доступны для потребителя физически и экономически, а также безопасны для его жизни и здоровья. ГМО и синтетические добавки, которые используются в производстве продовольствия повсеместно, а также последствия их потребления для человеческого организма актуализировали в качестве главной тенденции развития сельского хозяйства -органическое (биологическое) производство.

*

Статья подготовлена в рамках реализации проекта Erasmus+ Jean Monnet 2015 № 564989-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-MODULE «European Union: global foresight into accessible and quality food» («Европейский Союз: глобальная ответственность за качественное и доступное питание»).

Органические продукты — продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования (либо с меньшим использованием) синтетических пестицидов, минеральных удобрений, регуляторов роста, пищевых добавок, а также без использования генетически модифицированных продуктов.

Использование органической продукции является неотъемлемым условием обеспечения продовольственной безопасности стран ЕС, которые могут себе позволить не использовать синтетические добавки и ГМО, тратя больше средств на биологическое сельское хозяйство.

В Европейском Союзе, где пищевая безопасность определена в качестве приоритета высшей степени важности, выпущена «Белая книга по пищевой безопасности», в которой отмечается, что продукты питания на всех стадиях от фермы до потребителя должны быть безопасны. [2] При этом ответственность за обеспечение продовольственной безопасности возлагается на всю цепь производства продуктов питания.

В рамках этой структуры ЕС ввел в 2002 г. Общий пищевой закон, в котором были определены общие принципы и процедуры обеспечения безопасности продуктов питания. После введения данного регламента в действие был создан Европейский орган по безопасности пищевых продуктов, который начал свою деятельность в 2003 г., сосредоточив внимание на вопросах оценки риска и научных консультаций в области продовольственной безопасности. [2]

Общий принцип продовольственного закона предусматривает, что предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и обороту пищевых продуктов и кормов, несут основную ответственность за обеспечение безопасности пищевых продуктов. Компетентные органы осуществляют мониторинг, обеспечение исполнения и проверку этой ответственности. Страны-члены ЕС также обязаны устанавливать правила относительно мер и санкций, применяемых в случаях нарушения закона о пищевых продуктах и кормах. [4]

На 2014 г. 10,3 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель (5,7% сельскохозяйственных земель стран ЕС) отведено под органическое сельское хозяйство. Только годовой прирост таких земель в 2014 г. составил 0,11 миллионов гектаров или 1,1%. Европейский рынок в целом имеет оборот в 26,1 млрд. евро - это на 7,6% больше,

чем в 2013 г. Крупнейшими рынками органических продуктов в 2014 г. обладали Германия с оборотом в 7,9 млрд. евро, Франция (4,8 млрд. евро) и Великобритания (2,3 млрд. евро). [1]

В десятку стран Европы с наибольшей площадью земель, отведенных под органическое сельское хозяйство в 2014 г. вошли такие государства, как Испания, Италия, Франция, Германия, Польша и др (рисунок 1) [1]

710 475

1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0

501 831 491 977 472 663

/ У / / /у//

■ ^ ¿г «г ^ # *

Рисунок 1 - Десятка стран Европы с наибольшей площадью земель, отведенных под органическое сельское хозяйство, 2014 г.

На рисунке 2 представлены 10 стран с самой высокой долей земель, отведенных под органическое сельское хозяйство.

35,00% 30,00% 25,00%% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

- / Й II ^ / 11111 ^ Л?» / ✓ у X

Рисунок 2 - Страны Европы с самой высокой долей земель, отведенных под органическое

сельское хозяйство, 2014 год

Еще одним показателем развития органического сельского хозяйства является динамика площади, отведенной под органическое сельское хозяйство в Европе: [1]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Период

Рисунок 3 - Динамика площади земли, отведенной под органическое сельское хозяйство в Европе

На гистограмме (рисунок 3) можно увидеть, что самые большие темпы прироста показателя произошли в период после кризиса 2008-2009 гг. К 2014 году темпы прироста значительно снизились.

Рассмотрим рост рынка органической продукции в ЕС: [1]

По графику (рисунок 4) видно, что рынок органической продукции с каждым годом растет, средний абсолютный прирост составляет 1,37 миллиардов евро.

Существует мнение, что органическая продукция и её производство очень дороги, в связи с чем, развивающимся странам не стоит заниматься её производством, потому что она не будет пользоваться спросом. Органические овощи и фрукты в мире обычно стоят на 10% - 40% дороже, чем неорганические аналоги. Эти цифры вместе с тем довольно условны - в разных странах средняя цена на них устанавливается совершенно разная. В США, как правило, экологическая продукция стоит на 50% дороже неорганической, а в Европе всего на 20%. Обеспечение доступности органической продукции - необходимое условие развития органического сельского хозяйства Европы. [5]

В странах ЕС большая часть затрат на сельское хозяйство покрывается субсидиями. В растениеводстве и животноводстве их доля может составлять 30-50% всех доходов фермера. В некоторых более интенсивных производствах, например садоводстве, субсидии составляют около 13-15%. В настоящее время в рамках «экологического договора» органические фермеры могут получать дополнительную финансовую помощь в течение следующих пяти лет. Сумма органических субсидий для растениеводства составляет 141 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий в год, для животноводческих ферм, где на 1 га приходится более 0,5 помещений, она увеличивается еще на 126 евро на 1 га в год. [8]

Главным инструментом поддержания и защиты органического производства в ЕС является использование системы стандартов для обозначения безопасной органической продукции. Все производителя органической продукции обязаны получить соответствующий сертификат для своего товара, прежде чем выпускать его на рынок под маркировкой «эко», «био», «органик».

Фермеры, переработчики и импортеры органических продуктов должны удовлетворять строгим правилам, если они хотят использовать логотип ЕС для маркировки своей экологически чистой продукции. Чтобы обеспечить соответствие правилам, они должны ввести строгую систему контроля. Проверки должны быть выполнены на каждом этапе цепи производства и поставок продукции органического сельского хозяйства, что позволит потребителю быть абсолютно уверенными, что он

покупает органическую пищу, которая была подготовлена в соответствии со строгими европейскими правилами, направленными на защиту окружающей среды и животных. [6] Перед запуском производства органических продуктов, операторы должны сначала обратиться в орган инспекции или власти в их государстве. Их помещения и методы производства должны быть проверены и признаны проверяющим органом или органом. Каждое хозяйство обязано в течении двух лет обрабатывать землю и обеспечивать производственный цикл в соответствии с требованиями Регламента прежде чем будет сертифицировано и сможет продавать свою продукцию, как органическую. [6]

Каждый фермер, переработчик и импортер в цепочке поставок органического сельского хозяйства полностью проверяется не реже одного раза в год на соответствие всему перечню правил. [6]

В случае, если оператор нарушил требования регулирования и режима проверок, орган инспекции запрещает ему маркетинг своих продуктов, как "органических". Предприятие, лишенное лицензии, понесет большие убытки, чтобы восстановить свой статус, поэтому все хозяева и владельцы предприятий материально заинтересованы в строгом соблюдении законодательства. [6]

«Евролист» (Euro-leaf) — новый знак Европейской системы сертификации органической продукции, который был изменен в 2010 году. Сама система утверждена в марте 2000 года Европейской комиссией. Знак обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза. У нас в магазинах его можно увидеть на импортных биопродуктах и товарах некоторых российских производителей, которые прошли добровольную сертификацию. [7]

Кроме самого знака на этикетке продукта должна содержаться информация о месте производства. Есть три обозначения: EU Agriculture (на территории ЕС), non-EU Agriculture (на территории третьих стран, но в соответствии с нормами, определенными для стран ЕС) и EU/non-EU Agriculture (и ЕС, и третьи страны, в соответствии с нормами, определенными для стран ЕС). Если более 98% материалов, составляющих продукт, были выращены на территории ЕС, то страна-производитель будет указана на упаковке. [7]

С 1 июля 2012 года «Евролист» должен был заменить все национальные логотипы стран ЕС, однако многие из них существуют параллельно до сих пор.

Национальный знак Германии «Печать БИО» (Bio-Siegel) используется с сентября 2001 года. Только производители, ^^ которые подчиняются требованиям EU Organic Fanning

^^^ Regulation и обязательным проверкам, имеют право продавать

свою продукцию как органические, натуральные и экологические товары и, соответственно, маркировать их специальным знаком Bio-Siegel. Для немецких покупателей наличие такого знака имеет большее значение, чем знака ЕС, потому требования к качеству продуктов органического происхождения в Германии выше, чем в ЕС. Но если на упаковке присутствуют сразу оба знака, то это, очевидно, даже лучше. [7]

Шведский знак KRAV был принят в 1985 году для маркировки сельскохозяйственной продукции. Контролируется управлением по сельскому хозяйству Швеции и Национальным департаментом продуктов питания. Около 3 тыс. фермеров и 450 компаний имеют право использовать продукцию, сертифицированную KRAV. [7]

а Швейцарские The BIO Suisse Bud и The BIO-Bud

Ши WTj используются для маркировки органической продукции,

\ ^ M продаваемой на территории страны. В Швейцарии более

760 компаний получили право использовать The BIO ß I SUISSE Suisse Bud. На каждом продукте указан номер сертификата и название сертифицирующего органа. [7]

Французский знак AB (сокращение от Agence Bio — Французское агентство по развитию и продвижению органического сельского хозяйства). Agence Bio — это группа, выражающая общественные интересы и отвечающая за развитие и продвижение органического сельского хозяйства. Продукты, на которых стоит этот знак, гарантируют содержание более 95% органических компонентов. Также они должны быть выращены в ЕС (исключение — экзотические продукты). [7]

vSSÛC^

Английский стандарт Soil Association был разработан в

Л

^ Великобритании Ассоциацией почв еще в 1946 году. Сертификат I • Soil Association очень авторитетен в Европе — сертификацию

la

J4T проходят не только продукты питания, но и косметика, заведения

общественного питания, магазины. [7]

Законодательная база для производства органических продуктов Европе находится под управлением Европейской комиссии - крупнейшего органа исполнительной власти Евросоюза. Правила и нормативы по органическому сельскому хозяйству изложены в документах [6]

• Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 от 28 июня 2007 года по органическому производству и маркировке или органических продуктов

• Регламент Совета (ЕС) № 967/2008 от 29 сентября 2008 вносящий изменения в Регламент (ЕС) № 834/2007

• Регламент Комиссии (ЕС) № 889/2008 от 5 сентября 2008 устанавливающий подробные правила реализации Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 по органическому производству, переработке, распространению, маркировке и контролю экологически чистых органических продуктов.

• Регламент Комиссии (ЕС) № 1254/2008 от 15 декабря 2008 вносящий изменения и дополнения в Регламент (ЕС) 889/2008

Следует отметить, что правила регулируют не только экологическую чистоту самих продуктов, но также в полной мере вопросы охраны окружающей среды вплоть до комфорта условий содержания животных на фермах. [6]

В европейских странах для привлечения внимания потребителей к органической продукции используется ряд инструментов:

1. Регулярные специализированные выставки органической продукции.

Одним из самых крупных и известных среди подобных мероприятий является выставка ВюБасИ, проходящая в Нюрнберге под эгидой Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство (ШОАМ). В рамках данных выставочных мероприятий демонстрируются основные органические продукты питания и сырье.

Параллельно проводятся мастер-классы по программам продвижения органической продукции на локальные рынки, использование инструментария маркетинга и проведения

РЯ-компаний за ведение здорового образа жизни и развитие производства и потребления органической продукции.

Целевой аудиторией данных мероприятий являются представители розничных и оптовых компаний, предприятий общественного питания, задействованные в секторе реализации органических продуктов, а также конечные потребители органической продукции. [3]

2. Проведение и широкое освещение в СМИ конкурсов органической продукции.

Примером является конкурс на получение Международной Органической Винной

Премии, проводимый в Германии под эгидой Международной организации винограда и вина. В 2010 г. золотую медаль конкурса получило вино российского производства -«Донская Чаша». [3]

3. Эффективное продвижение органической продукции через розничную сеть.

Используются дискаунтеры, специализированные магазины, прямые поставки для

корпоративных клиентов, доступные цены, сильные рекламные кампании, пропаганда здорового образа жизни и питания. [3]

4. Деятельность Международной федерации движения органического сельского хозяйства.

Организация помогает производителям органической продукции, выделяя субсидии. Указанная помощь необходима в силу большей затратности органического производства по сравнению с неорганическим, использующим ГМО и химикаты. [3]

5. Планомерное расширение круга потребителей.

Среди детей школьного и дошкольного возраста проводится пропаганда здорового образа жизни, популяризация органической продукции. В Италии часто практикуется использование органической продукции для приготовления школьных обедов. [3]

6. Помощь производителям органической продукции в организации прямых поставок продуктов к конечному потребителю.

Большинство производителей органической продукции не могут себе позволить содержать собственную торговую точку, а оптовая продажа не покроет всех убытков. Непосредственная поставка продуктов от производителя к потребителю решает эту проблему.

С помощью государственной поддержки производители органической продукции получают возможность поставлять свою продукцию в школьные столовые и заведения общественного питания, а также по специальным заказам на сайте производителя. [3]

Таким образом, можно сделать вывод, что органическое производство и безопасность продуктов питания, являющиеся неотъемлемыми составляющими продовольственной безопасности стран ЕС, обеспечиваются за счёт:

1) контроля производства продуктов питания на всех производственных стадиях, регламентации продовольственной безопасности в Белой Книге и ответственность производителей за безопасность продукции для потребителя;

2) выделения под нужны органического сельского хозяйства больших территорий;

3) обеспечения доступности органической продукции для европейских граждан;

4) помощи производителям органической сельскохозяйственной продукции со стороны государств;

5) использования очень строгой системы стандартов, контроля за их соблюдением и санкций за несоблюдение;

6) сильной законодательной базы для производства органических продуктов;

7) использования специального механизма продвижения органической продукции.

Библиографический список

1 Lernoud, Julia and Willer, Helga. Organic Agriculture Worldwide: Key results from the FiBL survey on organic agriculture worldwide 2016 Part 2: Crop data. [Электронный ресурс]: OrganicEprints - Режим доступа: http://orgprints.org/29897/

2 Варшавский А. Е. Проблемные инновации: риски и ответственность (на примере продуктов питания и внутреннего потребления) / Препринт # WP/2009/255. - М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - 113 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Гуськов А. И. Инструментарий продвижения органической продукции на европейский рынок: опыт и перспективы для России [Электронный ресурс] : Электронный журнал «Управление экономическими системами» - Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/2614-2013-12-12-10-19-08

4 Европейские системы контроля безопасности продуктов питания: новые перспективы на гармонизированной правовой основе [Электронный ресурс]: Второй глобальный форум ФАО/ВОЗ сотрудников органов по обеспечению продовольственной безопасности - Режим доступа: http://www.fao.org/docrep/meeting/008/i2975r.htm

5 Перспективы рынка органической продукции (Orgonicfoods) в России [Электронный ресурс]: Агропромышленный портал Юга России - Режим доступа: http://www.agroyug.ru/page/item/_id-5292/

6 Производство органических продуктов в Европе [Электронный ресурс]: Каталог натуральных продуктов «Natpit.ru» - Режим доступа: http://natpit.ru/news/proizvodstvo-organicheskih-produktov-v-evrope

7 Стандарты сертификации органических продуктов [Электронный ресурс]: Международное объединение поставщиков натуральной экопродукции «Экокластер» -Режим доступа: http://ecocluster.ru/helpful_information/?ID=1702 3

8 «Эко», «био», «органик» — образ жизни! [Электронный ресурс]: Журнал «Gentl's», №4 2013 г. - Режим доступа: http://gentls.ru/article/eko-bio-organik-obraz-zhizni.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.