Научная статья на тему 'Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий'

Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ / GIFTEDNESS / INTEGRATED COGNITIVE TASK / CHILDREN SPIRITUAL-AND-CREATIVE REALIZATION / LEGO CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна

Рассматривается проблема развития интеллектуальной и творческой одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерных игровых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of pre-school children's intellectual and creative giftedness' development by means of Lego construction and computer gaming complexes.

Текст научной работы на тему «Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий»

УДК 376.1 ББК 74.202.4

И. Е. Емельянова

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматривается проблема развития интеллектуальной и творческой одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерных игровых комплексов.

Ключевые слова: одаренность, интегрированная познавательная задача, духовно-творческая реализация детей, легоконструирование.

Решение социальных, экономических

го ш

0

1

к _0 с;

<u S

ш

LLÍ

и культурных проблем, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования и самообразования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современному дошкольному учреждению. Особую актуальность приобретает потребность в своевременном раскрытии потенциалов ребенка и развития предпосылок к самореализации, начиная с дошкольного возраста.

Рассмотрим проблему развития одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерных игровых комплексов. Конструктор Lego дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Lego, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек и придумывать сюжеты игры с ним. Легоконструирование — это построение моделей, сборка и приведение в порядок разнообразных отдельных элементов, частей, деталей, обеспечивающих создание ребенком легоирушки своими руками. Легоконструирование не только любимо детьми, но и имеет прямое отношение к развитию одаренности детей дошкольного возраста. Развивая интеллектуальную и творческую одаренность детей средствами легокон-

струирования, в первую очередь, значимые взрослые обеспечивают развитие пространственного мышления, которое является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Также игра с деталями наборов Lego развивает мелкую моторику, способствует развитию речи ребенка, воображения, что существенно для развития не только одаренных детей, но и детей с задержкой психического развития. Продуманная цветовая гамма конструкторов Lego способствует эстетическому воспитанию ребенка: он видит, как должно быть красиво, аккуратно, празднично, ярко.

Остро встает проблема развития одаренности детей дошкольного возраста средствами современных информационных технологий, к которым относят: компьютеры, сетевое оборудование, алгоритмическое и системное программное обеспечение, компьютерно-игровые технологии. Продуманная с точки зрения психолого-педагогических условий и санитарно-гигиенических требований интеграция легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов дает возможность ребенку увидеть свои модели в динамике (движение, выполнение элементарных функций). Созданные собственными руками Lego-игрушки способствуют формированию мотивации к конструированию, позволяют раскрыть творческий и интеллектуальный потен-

циалы детей. В связи с этим следует отметить, что в ДОУ разработана и апробирована программа обучения детей элементарным навыкам легоконструиро-вания и программирования из конструктора LEGO® WeDo™.

Рассмотрим возможности программы легоконструирования и программирования из конструктора LEGO® WeDo™ на основе реализации Федеральных государственных требованиий к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ФГТ подчеркнуто, что задачи дошкольного образования решаются во взаимодействии взрослого и ребенка. Коллективный субъект в отношениях Детства и Взрослого Сообщества мы понимаем как совместную жизнедеятельность группы людей, выполняющих созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через согласование внешних и внутренних условий осуществления деятельности. Значимой ступенью совместной деятельности по легоконструирова-нию является сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте: это общение, это совместное проживание деятельности в радости, это совместное моделирование, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Здесь чувствуют, принимают, доверяют, открываются, планируют, радуются, самостоятельно и совместно рефлексируют «на равных». Рассматривая организацию образовательного процесса, направленного на реализацию принципа интеграции образовательных областей в развитии одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов, мы предполагаем, что содержание образовательных областей будет усвоено более эффективно в совместной деятельности субъектов образовательного процесса на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение интегрированной познавательной задачи обеспечат единство системы «значимый взрослый — со-

держание образования — воспитанник». Интегрированная познавательная задача — это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень, который фиксирует отношения объективного мира: «система-функция», «строение-свойство», «явление-сущность» и др. Классификация интегрированных познавательных задач возможна в соответствии с содержательным, процессуальным и личностным критериями. Важно отметить, что взаимодействие в ФГТ реализуется в интеграции образовательных областей, поэтому рассмотрим возможности интеграции образовательных областей в развитии одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. Проследим структурные связи интеграции во взаимодействии воспитателя и ребенка по развитию одаренности средствами легокон-струирования и компьютерно-игровых комплексов (см. рис.).

Тематическая интеграция предполагает систему познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и понятий. Здесь отражены ретроспективная и перспективная интеграция. Тематическая интеграция обеспечивает единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний, обеспечивает большую степень обобщенности, глубины, мобильности, повышает мировоззренческое значение приобретаемых знаний.

В организации тематической интеграции основой будет планирование на основе смежных, связанных между собой понятий. Например, тема взаимодействия «Кошкин дом». Достижение цели происходит через освоение знаниевых единиц следующих образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы»,

га 5

о

о ч:

.0 с

о ^

3

о

:

:

о

«Коммуникация» и смену видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, читательской. Средствами выступают легоконструктор, художественное произведение С.Я. Маршака «Кошкин дом», памятка-инструкция по

пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Творческой задачей здесь может быть конструирование домиков для моделей кошек разных размеров, используя конструктор LEGO® WeDo™, который позволит увидеть детали полученной модели в динамике.

Интегрированная познавательная задача

31

Совместная деятельность участников образовательного процесса по решению интегрированной познавательной задачи

т

Развитие одаренности

I

I

Развитие конструкторских способностей

X

Развитие пространственного мышления

I

в ап

§ я кат т

ао дг ао зк е с Я £

и г

гол

о и

н е л в о н а

тб

Т.

и

S «

ое лет

ос ио зн иб О о i о оо мп ос

S »

1 s ас

w о в о

ой

S § ^ я

де оч

С

III

Образовательные области: «Познание», «Труд», «Коммуникация»

т

— Легоконструирование

I

Деятельность по освоению КИК —

Индивидуальный творческий продукт: объяснение ребенком функций созданной им легоигрушки

Рис. Структурные связи интеграции во взаимодействии воспитателя и ребенка по развитию одаренности средствами легоконструирования и КИК

го ш

0

1

к _0 с; <u S LU

LLÍ

Проблемно-тематическая интеграция — это выдвижение общенаучной проблемы и поэтапное ее решение через освоение нескольких тем нескольких образовательных областей. Данный вид интеграции усиливает содержательно-смысловые связи образовательных областей при раскрытии проблемы, а также способствует активизации группового субъекта. Например, тема взаимодействия — «Дом будущего». Решая интегрированную познавательную задачу в проблемно-тематической интеграции, дети решают несколько промежуточных

задач от репродуктивных до творческих в нескольких образовательных областях. Область «Здоровье» — поиск ответов на вопрос «Что такое здоровый дом?». Область «Безопасность» — предположения на темы «Сенсорное управление пространством дома», «Защита дома от внешних и внутренних разрушений, других угроз». Область «Социализация» — решает задачи, связанные со знакомством понятия малой Родины. Область «Чтение художественной литературы» — чтение и анализ произведений художественной литературы. Область

«Коммуникация» — составление загадок друг для друга о доме, сочинение сказок о доме и «домашних сказок», используя типовые примы фантазирования. Область «Познание» — знакомство с архитектурными особенностями домов в разные эпохи. Творческой задачей здесь является создание динамичных моделей домов будущего, используя конструктор LEGO® WeDo™.

Широкая проблемная интеграция — это выдвижение общего противоречия для ряда образовательных областей, предполагающее последовательное решение исследовательской или творческой задачи в групповом субъекте с последующей защитой или презентацией собственного продукта. Широкая проблемная интеграция предполагает организацию познавательной деятельности, в результате которой развиваются предпосылки к духовно-творческой самореализации личности. Под духовно-творческой самореализацией детей дошкольного возраста мы понимаем процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способностей, в результате чего средствами творческой деятельности ребенок изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности. Ядром широкой проблемной интеграции является духовно-творческая задача (опираясь на определение С.А. Новоселова) как сотворчество значимых взрослых и детей по разрешению противоречия в искусственно созданной ситуации осознания детьми их общественно значимых целей в духовно-творческой деятельности. Например, темой взаимодействия может быть «Планета Земля — наш дом. Выживание». Данный уровень интеграции предполагает освоение общенаучного уровня: развитие способностей к обобщениям, доказательствам, выводам, разъяснениям причин, выявлению свя-

зей. При разработке темы привлекаются знания из различных образовательных областей, большую роль играет способ трансляции своих умозаключений через модели, рисунки, защиты проектов в презентации, сочинение сказок и рассказов и др. В выбранной теме важно обозначить с детьми экологические проблемы Земли: последствия изменения климата, парниковый эффект, исчезновение растений и животных, альтернативные источники энергии. Социальной проблемой является международное сотрудничество по охране Земли. Творческой задачей здесь будет создание фантастических моделей, обеспечивающих охрану окружающей среды. Например, конструирование установок сохранения экосистемы океанов, нейтрализации радиации, модели технических средств экологического туризма средствами комбинирования, преобразования уже известных детям моделей конструктора LEGO® WeDo™. Такую задачу дети могут решать как индивидуально, так и в паре, группе. Модели будущего не должны носить инновационные технические характеристики, они должны быть сделаны с желанием помочь планете. В конце работы каждый творческий продукт должен быть представлен заинтересованной аудитории.

Таким образом, мы видим, что интеграция образовательных областей позволяет шире взглянуть на процесс формирования целостного восприятия мира, предоставив детям более широкое поле духовно-творческой самореализации, своевременное раскрытие и развертывание потенциальной одаренности средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. Библиографический список

1. Новоселов С.А. Теория творчества: Понятийно-терминологический аппарат. - Екатеринбург: Дворец молодежи, 1999. - 47 с.

га 5 а. о

о ч:

.0 с

о ^

3

о

:

:

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.