Научная статья на тему 'Развитие общих личностных качеств учащейся молодежи в процессе дополнительного образования'

Развитие общих личностных качеств учащейся молодежи в процессе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЛЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / SUPPLEMENTARY EDUCATION / STUDENTS / CONCEPTUAL BASICS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION / DEVELOPMENT OF GENERAL PERSONALITY QUALITIES / RESPONSIBILITY / WILL / SELF-PERFECTION / ACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Л. В.

Представлено обобщение проблемы развития личности в процессе дополнительного образования, раскрыты его концептуальные основы, цели и приоритетные идеи. Выделены и рассмотрены общие личностные качества молодёжи, которые необходимо развивать путём дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' general personality qualities in process of supplementary education

Generalization of problem of personality development in process of supplementary education is presented in the article. Its conceptual basics, aims and priority ideas are revealed. Students' general personality qualities to be developed by means of supplementary education are pointed out and learned.

Текст научной работы на тему «Развитие общих личностных качеств учащейся молодежи в процессе дополнительного образования»

УДК 37.013 Л.В. Степанова

развитие общих личностных качеств учащейся молодёжи в процессе дополнительного образования

Представлено обобщение проблемы развития личности в процессе дополнительного образования, раскрыты его концептуальные основы, цели и приоритетные идеи. Выделены и рассмотрены общие личностные качества молодёжи, которые необходимо развивать путём дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, учащаяся молодёжь, концептуальные основы дополнительного образования, развитие общих личностных качеств, ответственность, воля, самосовершенствование, активность, творчество.

Дополнительное образование (ДО) учащейся молодёжи представляет собой образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и т.п.) и посредством индивидуальной педагогической деятельности. К категории учащейся молодёжи относятся школьники, учащиеся средних и высших учебных заведений [1].

В процессе обучения и воспитания в практике ДО учащиеся и педагоги признаются в качестве равноценных субъектов деятельности и общения. В системе этого образования сегодня больше возможностей для развивающего образования. Оно учитывает индивидуальные интересы учащихся и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности. В нем достижение учебных результатов не является самоцелью, а большее внимание уделяется формированию личностных качеств.

Идеи ДО соответствуют, главным образом, принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию педагога и ребёнка, ориентированность на интересы ребёнка, способность видеть в нём личность, достойную уважения.

В связи с вышесказанным в учреждениях дополнительного образования и других образовательных учреждениях создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и другое), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы с учётом интересов,

СТЕПАНОВА Людмила Валерьевна - к.п.н, доцент ПИ ЯГУ.

E-mail: Lundsia@mail.ru

возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариативным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

Разнообразные объединения учащихся образовательных учреждений, клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования работают по следующим основным направлениям:

- учебно-исследовательское (предметные кружки, научные общества учащихся);

- культурологическое (по вопросам истории культуры, искусства, философии, этнографии);

- научно-техническое (по видам технического творчества);

- эколого-биологическое (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе);

- художественно-эстетическое (изобразительных искусств, декоративно-прикладного творчества, музыкальные, хоровые, танцевальные и другое);

- спортивно-оздоровительное (по всем видам спорта);

- туристско-краеведческое (по краеведению, видам туризма, спортивному ориентированию).

Целями ДО выступают развитие мотивации молодёжи к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни, что реализует действие социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени с максимальной пользой [2, 3].

В настоящее время ДО, по своей сути развивающее и воспитывающее, предоставляет условия для личностного развития молодёжи, взаимообусловленного интеллектуальным и деятельностным развитием. Оно направлено на то, чтобы научить молодёжь управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных ситуаций, совершенствовать способы саморегуляции, развивать познавательные способности и развиваться как субъект деятельности.

На современном этапе первостепенным в данной проблеме выступает развитие личности в сфере социально-адаптирующей функции ДО. В клубах, кружках и других творческих коллективах учащаяся молодёжь имеет реальную возможность адаптироваться к новым условиям существования:

- развивать способность к самостоятельности;

- развивать эмоционально-волевую сферу (умение адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение проявлять морально-волевые усилия и др.);

- учиться видеть смысл своих действий и уметь отстаивать собственное мнение, быть ответственным, формировать жизнестойкость.

В связи с этим есть обоснование о смысле жизни В.Э. Франкла: «Постановку вопроса в общих терминах можно сравнить с вопросом, поставленным чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой самый хороший ход в мире?» Такой вещи не существует независимо от конкретной ситуации в игре и личности соперника. То же самое справедливо и по отношению к человеческому существованию. У каждого имеется своё призвание в жизни, каждый должен решить эту задачу. Никто не может повторить его жизни. Т.е. у каждого человека его задача уникальна, как и его специфические возможности выполнения... Живущему в мире человеку вопросы задаёт жизнь, и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь. Он может дать ответ жизни, только принимая ответственность на себя». При этом он сравнивает: «Логотерапевт скорее офтальмолог, чем художник. Т.к. художник передаёт картину так, как он её видит, а офтальмолог старается дать нам возможность видеть мир таким, каков он в реальности» [4, с. 145].

В настоящее время в сознании учащихся возрастает тенденция к самообразованию, самовоспитанию, самореализации. Для эффективного и положительного результата этого процесса необходима соответствующая и систематическая информированность, адекватность поставленных перед ними целей. Всё чаще мы слышим высказывания учащихся о желании стать кем-то в профессиональном плане, добиться чего-либо в жизни. Но зачастую они не считают важным или не знают и не желают знать, каким путём этого можно добиться, как в этом возрасте начать учиться готовиться к взрослой жизни. Поэтому одной из актуальных задач перед ДО выступает соответствие информационного и содержательного обеспечения процесса дополнительного образования, атмосферы занятий и целей самих учащихся. В таких условиях педагоги дополнительного образования, повышая эффективность влияния на развитие эмоциональноволевой сферы учащейся молодёжи, в основе своей педагогической деятельности могут использовать информационную теорию П.В. Симонова [5]. С его точки зрения проблема развития эмоционально-волевой сферы может быть рассмотрена как зависимость между эмоциями личности, прагматической информацией, получаемой

на занятиях (необходимой для развития способностей), и вероятностью достижения поставленной цели. Согласно теории П.В. Симонова, на возникновение и характер эмоции влияет совокупность следующих факторов:

- во-первых, дефицит прагматической информации вызывает эмоции отрицательного характера (недоумение, безразличное отношение к труду и получению знаний, отвращение, испуг, страх, гнев и т.д.);

- во-вторых, положительные эмоции (спокойствие, радость, вера в успех, желание трудиться, интерес, воодушевление и т.д.) появляются, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом.

На рубеже ХХ и XXI вв. были определены концептуальные основы дополнительного образования [6, 7, 8, 9] учащейся молодёжи, определившие его как часть общего и профессионального образования, предполагающего свободный выбор ей сфер и видов деятельности, а также ориентированного на развитие личностных качеств, способностей, интересов, ведущих к социальной и культурной самореализации, саморазвитию и самовоспитанию. К ним относятся пять приоритетных идей дополнительного образования.

Во-первых, свобода выбора ребёнком видов и сфер деятельности (т.е. выбора таких направлений деятельности, как художественная, техническая, спортивная, экологическая и др., темпов продвижения ребёнка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах). Важным становиться то, чтобы ребёнок, приходя в клуб, секцию, кружок, сообщество, имел право руководствоваться разными целями. Цели могут быть не только образовательными, но и определяться стремлением: быть вместе с друзьями, занять себя чем-либо, жаждой общения с новыми людьми, поиском возможностей самоутверждения вне сферы обязательных учебных дисциплин, желанием проявить свои лидерские качества. При этом педагог дополнительного образования должен учитывать и уважать мнение каждого учащегося, руководить процессом образования с целью научить учащихся делать выбор. А это важное качество субъекта культуры, личности, гражданина.

Во-вторых, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка. Как личностноориентированное образование (в отличие от основного предметно-ориентированного образования) в дополнительном образовании предмет или сфера деятельности направлены к ребёнку, а не наоборот. Ему дана возможность определить собственный индивидуальный образовательный путь. Любые достижения детей расцениваются по шкале личного развития, что невозможно в основном образовании. ДО даёт возможность исследовать себя как «безграничное пространство». Таким образом, социализация может привести к эффективной индивидуализации (уникальности), к чему стремится педагогическая

деятельность в сфере ДО, направленная на выявление, усиление, поддержку, развитие того уникального, которым, как утверждают учёные, одарён каждый ребёнок.

В-третьих, возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка. Одна из основных проблем самоопределения и самореализации с учётом особенностей современности представлена Е.Б. Евладовой [8]. По её мнению, самоопределение и самореализация предполагают интеграцию двух процессов: обеспечение «свободы от» (защита ребёнка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защита от собственных комплексов) и воспитание «свободы для» (создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации). Эту идею можно представить в виде связующих следствий: пассивность, инертность и равнодушие ^ неумение разобраться в своих устремлениях ^ интерес к чему-либо ^ соответствующие условия ^ чувство свободы за свой выбор ^ ответственность.

В-четвёртых, практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Если в основном образовании преимущественное внимание уделяется знаково-символическим, искусственно схематизированным объектам, то в ДО ребёнок имеет возможность знакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определённых объектов в жизни. В первом случае преобладает когнитивная, вербально-логическая деятельность. Во втором - собственно практическая деятельность, имеющая эмоционально-образное наполнение, которая выступает основой для продвижения ребёнка к новым областям знаний. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребёнок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Они могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией, поиском путей повышения статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребёнка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В-пятых, единство обучения, воспитания, развития, которое является фундаментальным принципом педагогики в целом. Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что «ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-то не идущих к делу прикрас» [10, с. 114]. Сегодня данный принцип поддерживается большинством педагогов, но чаще остаётся лишь декларацией, так как для его реализации требуется коренная перестройка всей системы образования и, прежде всего, на содержательном уровне. В основном образовании

всегда доминирует обучение над воспитанием. Это связано со сложностью осуществления настоящего воспитания, в основе которого - межличностные отношения, живые события и явления окружающей действительности, способные вызвать чувственно-эмоциональные переживания у человека. Воспитывающее обучение предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему (как основа гуманистического воспитания), требовательность без уважения вызывает недовольство и агрессивность в отношениях между воспитателем и воспитанниками. Доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию. Выявляя в ребёнке положительное и опираясь на это, делая ставку на доверие, педагог направляет развитие его личности. Когда воспитанник овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, - это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личностному росту [8].

Реализация концептуальных идей ДО способствует формированию общих личностных качеств учащейся молодёжи, которые можно объединить в пять групп:

а) ответственное отношение к себе и окружающим, самостоятельность, умение принимать решения;

б) проявление волевых качеств, стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию;

в) этика поведения, коммуникабельность;

г) отзывчивость, сопереживание;

д) общественная активность, способность к творчеству, инициативность, оптимистичность.

Рассмотрим особенности данных качеств.

В настоящее время ответственность как качество личности, приобрело несколько другое понимание его сути. Из примеров, которые подают современные взрослые своими рассуждениями: «Я ответственный человек, значит, я получу хорошую работу, с хорошей зарплатой» или «Я ответственный человек, потому что выполняю все инструкции», ребёнок начинает понимать ответственность, прежде всего, как контракторную. На самом деле молодёжь должна различать естественную ответственность [11].

Приведём пример из опыта работы экологического лагеря «Кэскил» с. Дойду Мегино-Кангаласского района, в котором отдыхали дети всех возрастов. В самом начале работы лагеря оказалось, что один рукомойник протекал. Замену ждали на следующий день. К середине дня рукомойник был починен. Дети были удивлены. Оказалось, что его починил мальчик Толя 13-ти лет. Его поступок, одновременно простой и нужный, был оценен ребятами как ответственный, потому что он, зная, как починить рукомойник, не прошёл мимо него, а починил. Этот пример показывает, что мальчик быстро принял правильное решение и выполнил его.

Если мы можем сделать вывод о том, что учащийся при совершении какого-либо действия или поступка

руководствуется размышлениями, думает не только о собственном благополучии, но и ценит права окружающих людей, старается представить себя глазами других людей, значит, он обладает чувством естественной ответственности как перед собой, так и перед окружающими.

Дополнительное образование развивает в учащихся стремление к самосовершенствованию и самовоспитанию, которое может проявляться в способности детей к самообразованию, самодисциплине, саморегуляции, самокритичности, самооценке, самоконтролю и т.п. [12]. Это стремление даёт ребёнку возможность к самоопределению, т.е. имеет важное значение в гражданском становлении личности современного учащегося.

Если учащиеся стремятся приобрести качества, которых у них нет, пытаются достигнуть наибольших успехов в чём-либо, сознательно управляют ходом своего развития, можно сделать вывод о том, что происходит процесс самосовершенствования. Результатом этого процесса выступает удовлетворённость собой, своими достижениями, жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими.

Это качество личности тесно связано с проявлением таких волевых качеств, как настойчивость, решительность, целеустремлённость, толерантность, усидчивость и др. Если учащиеся будут игнорировать это, поддаваться только приятным, зачастую бесполезным мотивам своих поступков и действий, то вряд ли они научатся ценить свой и чужой труд. Поэтому ребята должны учиться поступать так, как нужно, а не так, как хочется в данный момент. Например, учащийся, чтобы пойти на важное для него мероприятие, должен успеть выполнить домашнее задание. В этот момент у него возникает желание поиграть в компьютерную игру. Но он сдерживает себя и выполняет задание.

Если учащиеся будут учиться уметь в чём-то отказывать себе и другим (даже близким и друзьям), проявлять упорство, защищать своё мнение, то на собственном опыте они смогут понять значимость этого в будущей жизни. В настоящее время у молодёжи высока опасность попасть под дурное влияние. Прежде всего, ему подвержены подростки. Например, если ребёнок твёрдо убеждён, что не хочет курить, а его близкие друзья все курят, постоянно предлагают ему попробовать, а он игнорирует, то можно считать это проявлением волевых усилий.

Одной из основных особенностей развивающейся личности учащегося является стремление к самостоятельности. А.Г. Ковалёв отмечает, что «самостоятельность есть интегральное выражение многих свойств личности, свойств направленности и воли, эмоциональных и интеллектуальных свойств» [13, с. 356]. Самостоятельность учащегося может проявляться в его способности к суждениям, умении находить и принимать решения. В этой работе А.Г. Ковалёв описывает три уровня зрелости суждений:

1) элементарный, когда испытуемый рассказывает о

событии и оценивает его как хорошее или плохое без достаточного анализа;

2) средний, когда испытуемый критически относиться к событию, выясняет причины, т.е. объясняет событие;

3) высший, когда испытуемый не только анализирует и объясняет событие, обоснованно оценивает его, но и пытается найти выход из создавшейся ситуации, пытается дать советы действующему лицу. Если на первом, элементарном уровне подросток в своих суждениях опирается на общие правила, то на втором и третьем - на собственный опыт. Отсюда следует, что становление самостоятельности связано с накоплением, осмыслением и применением собственного опыта. На высшем уровне развития самостоятельности опыт и знания выступают в единстве.

Современным требованием общества является умение общаться, строить свои отношения на принципах гуманизма. Элементарным выступает привитие этики поведения. Для высокой оценки культуры поведения учащихся в ней должны сочетаться культура общения, речи, внешнего вида, бытовая культура, умение учащегося поддерживать разговор, участвовать в дискуссии. Культура поведения учащихся должна основываться на нормах нравственности, этики и эстетической культуре.

Опираясь на важнейшие нормы нравственности, представим, по каким характеристикам мы можем судить о воспитанности учащегося. Это характеристики, которые можно увидеть в поступках, услышать в разговоре, понять из поведения.

Во-первых, учащийся должен понимать, что он живёт среди людей; существует граница между желаемым и возможным; нужно стараться определить, не причиняют ли вреда его поступки другим.

Во-вторых, учащийся должен понимать, что он пользуется благами, созданными другими людьми, и уметь быть благодарным.

В-третьих, он должен знать, что все радости в жизни создаются трудом. Это должно проявляться в уважении к чужому труду и людям труда, умении преодолевать трудности, в чувстве собственного достоинства. Например, учащийся, не отличающийся способностью к публичному выступлению, уважая труд кружковцев, предложивших ему эту роль и работавших над сценарием выступления, идёт на это. Одновременно он преодолевает собственную проблему - проблему страха перед аудиторией.

В-четвёртых, должны проявляться такие качества, как чуткость, забота, уважение, помощь слабым и беззащитным, справедливость, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Современному воспитанному человеку важно обладать способностью к общению, установлению контактов и связей, поэтому одним из общих личностных качеств выступает коммуникабельность.

Общественная активность, способность к творчеству,

инициативность и оптимистический настрой в жизни также служат критериями развития личности. Общественная активность учащихся должна выражаться в деятельностном отношении к окружающему миру, которое проявляется через творческую деятельность, многостороннее общение, волевое поведение.

Инициативность обнаруживается в интересе ребёнка к какому-либо делу, в попытке участия в организации определенного мероприятия, если он вносит свои предложения, сам берёт на себя ответственность за него. Инициативность может быть мотивирована моралью, например, желанием оказать помощь, установить справедливое отношение и т.д.

Оптимизм, т.е. подход учащихся к деятельности с бодростью и верой в успех, склонность видеть хорошие и светлые стороны помогут им добиваться поставленных целей и задач.

Таким образом, в процессе дополнительного образования учащаяся молодёжь имеет более реальные возможности для развития личностных качеств, необходимых для дальнейшей жизнедеятельности.

Литература

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

2. Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2004. - № 2.

- С. 52-54.

3. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребёнка как цель дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2004. № 8. - С. 13-15.

4. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

5. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М.: Наука, 1975.

- 280 с.

6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997.

- № 9. - С. 6-8.

7. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 22 с.

8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

9. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей : сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруд-нова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1950. -Т. 5. - 326 с.

11. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

12. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. - М.: Знание, 1977. - 176 с.

13. Ковалёв А.Г Психология личности. Изд. 3, переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - 391 с.

L.V Stepanova

Development of students’ general personality qualities in process of supplementary education

Generalization of problem of personality development in process of supplementary education is presented in the article. Its conceptual basics, aims and priority ideas are revealed. Students’ general personality qualities to be developed by means of supplementary education are pointed out and learned.

Key words: supplementary education, students, conceptual basics of supplementary education, development of general personality qualities, responsibility, will, self-perfection, activity, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.