Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ'

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общие и профессиональные компетенции / колледж / университет / педагогика / рынок труда / general and professional competencies / college / university / pedagogy / labor market

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Плехова Анастасия Андреевна, Варламова Алёна Михайловна

Статья посвящена изучению и сравнению взглядов работодателей и будущих выпускников среднего профессионального и высшего образования на желательные компетенции потенциальных участников рынка труда. Эмпирический метод исследования представлял собой комбинацию качественных и количественных методов – интервью, проводимых среди представителей потенциальных работодателей, и анкетирования будущих выпускников колледжа и университета. Исследование показало, что как выпускники, так и работодатели выявляют дефицит профессиональных компетенций и необходимость повышения качества подготовки студентов в контексте современной педагогики. Различия во мнениях были связаны с их оценкой общих компетенций, по словам работодателей, молодым специалистам не хватает практического опыта, и выпускники не готовы использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Тем не менее, работодатели видят большой потенциал современной педагогики для развития общих и профессиональных компетенций выпускников, особенно в области приобретения практического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Плехова Анастасия Андреевна, Варламова Алёна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF MODERN PEDAGOGY

The article is devoted to the study and comparison of the views of employers and future graduates of secondary vocational and higher education on the desired competencies of potential participants in the labor market. The empirical research method was a combination of qualitative and quantitative methods – interviews conducted among representatives of potential employers and surveys of future college and university graduates. The study showed that both graduates and employers identify a shortage of professional competencies and the need to improve the quality of student training in the context of modern pedagogy. Differences in opinions were associated with their assessment of general competencies; according to employers, young specialists lack practical experience and graduates are not ready to use the acquired theoretical knowledge in practical activities. However, employers see great potential for modern pedagogy to develop graduates' general and professional competencies, especially in the area of practical experience. Keywords: general and professional competencies, college, university, pedagogy, labor market.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ»

URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050?index=3 (data obrashhenija: 24.03.2024).

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 sentjabrja 2021 g. № 2613-r «O koncepcii razvitija tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mehanizmov osushhestvlenija ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeracijah do 2030 goda». Rezhim dostupa: URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (data obrashhenija: 18.03.2024).

8. Gosudarstvennaja programma nauchno-tehnologicheskogo razvitija Respubliki Tatarstan na 2023-2030 gody. Rezhim dostupa: URL:https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1184046 (data obrashhenija: 18.03.2024).

УДК377.5 EDN PCWJVB

Р.С. Наговицын, А.А. Плехова, А.М. Варламова

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Огатья посвящена изучению и сравнению взглядов работодателей и будущих выпускников среднего профессионального и высшего образования на желательные компетенции потенциальных участников рынка труда. Эмпирический метод исследования представлял собой комбинацию качественных и количественных методов - интервью, проводимых среди представителей потенциальных работодателей, и анкетирования будущих выпускников колледжа и университета. Исследование показало, что как выпускники, так и работодатели выявляют дефицит профессиональных компетенций и необходимость повышения качества подготовки студентов в контексте современной педагогики. Различия во мнениях были связаны с их оценкой общих компетенций, по словам работодателей, молодым специалистам не хватает практического опыта, и выпускники не готовы использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Тем не менее, работодатели видят большой потенциал современной педагогики для развития общих и профессиональных компетенций выпускников, особенно в области приобретения практического опыта.

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, колледж, университет, педагогика, рынок труда

Для цитирования: Наговицын Р.С., Плехова А.А., Варламова А.М. Развитие общих и профессиональных компетенций в контексте современной педагогики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 102-107. EDN PCWJVB.

Roman S. Nagovitsyn, Anastasiya A. Plekhova, Alena M. Varlamova DEVELOPMENT OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF MODERN PEDAGOGY

The article is devoted to the study and comparison of the views of employers and future graduates of secondary vocational and higher education on the desired competencies of potential participants in the labor market. The empirical research method was a combination of qualitative and quantitative methods - interviews conducted among representatives of potential employers and surveys of future college and university graduates. The study showed that both graduates and employers identify a shortage of professional competencies and the need to improve the quality of student training in the context of modern pedagogy. Differences in opinions were associated with their assessment of general competencies; according to employers, young specialists lack practical experience and graduates are not ready to use the acquired theoretical knowledge in practical activities. However, employers see great potential for modern pedagogy to develop graduates' general and professional competencies, especially in the area of practical experience.

Keywords: general and professional competencies, college, university, pedagogy, labor market

For citation: Nagovitsyn R.S., Plekhova A.A., Varlamova A.M. Development of general and professional competencies in the context of modern pedagogy // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.102-107. EDN PCWJVB.

Введение

На сегодняшний день уровень компетентности молодого специалиста является ключевым фактором, влияющим на занимаемое им место на рынке труда [6]. Его количественный и качественный показатель может влиять на эффективность процесса трудоустройства в контексте размера заработной платы, уровня занимаемой должности и условий профессиональной деятельности [5]. С каждым го-

дом наблюдаемые непрерывные изменения в различных экономических институтах активно влияют на спрос по трудовым ресурсам в разнообразных направлениях социума, поскольку рынок труда начинает требовать от кандидатов новых, а в некоторых случаях, и уникальных знаний, умений и навыков [1]. В этом контексте, основываясь на процессы непрерывности профессионального образования на уровне средней и высшей профессио-

нальной школы, в последнее время становится все более трудным или даже в некоторых случаях недостижимым при использовании традиционной педагогики, адаптировать этот процесс к новым потребностям рынка труда [7]. Даже несмотря на то, что профессиональная подготовка в специализированном колледже и университете в первую очередь направлена на развитие комплекса как общих, так и профессиональных компетенций [4].

В условиях введения новых федеральных стандартов и требований к наращиванию темпов развития во всех сферах общества, с одной стороны, и глобализации и целостного технологического прогресса, с другой стороны, в последнее время начинает особо проявляться утилитарный подход в профессиональной подготовке [2, 4]. При этом, как следствие, передача компетенций для рынка труда является ключевой целью для колледжей и университетов [6]. В связи с этим в исследовании была поставлена ключевая цель: выявить, проанализировать и обобщить основные ориентиры представителей работодателей и студентов - будущих выпускников в достижении необходимого качественного и количественного уровня развития общих и профессиональных компетенций, особо значимых на рынке труда, в контексте современной педагогики.

Материалы и методы

При реализации исследования были использованы эмпирические методы, которые представляли собой комбинацию качественных и количественных аспектов

- интервью, проводимых среди представителей потенциальных работодателей и анкетирования студентов старших курсов

- будущих выпускников колледжа и университета. Первое из двух эмпирических исследований было качественным и проводилось среди представителей работодателей. Учитывая важность общих и профессиональных компетенций для качества и производительности труда, данное исследование было проведено с целью выявления ключевых компетенций и их экспертной оценки среди лиц, ищущих

работу после окончания колледжа или университета. Персональные мнения по этому вопросу были собраны у представителей организаций и компаний различного уровня. В данную выборку были включены как представители руководящего состава, так и ответственные за набор и трудоустройство сотрудников. А именно люди, обладающие умением определять компетенции сотрудников, в чьи повседневные задачи входит разработка профилей этих компетенций для работы и их оценкау кандидатов. В апреле-мае 2023 года были проведены интервью с группой из 25 представителей работодателей из организаций, которые находятся в Удмуртской Республике и Республике Татарстан, представляющие различные секторы экономики (ОАО "Ижевский механический завод", АО "Ижевский радиозавод", ООО "Птицефабрика "Варакси-но", НПК «НоваТех», АО «Глазовский завод Металлист»), образования (Управление образования Администрации города Ижевска и Глазова, МУ Отдел образования «Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам», Институт развития образования г. Ижевска) и культуры (АУК УР «Государственный театр кукол УР», АУК УР «Национальная библиотека УР», Детская школа искусств № 3 «Глазовчанка», МБУ «Центр методического и технического обслуживания города Глазова»). Для интервьюирования использовалась техника открытого собеседования, основанная на списке свободно сформулированных вопросов [5].

Второе исследование по количественным характеристикам проводилось среди самой важной группы участников рынка труда - студентов (п = 86) старших курсов колледжа, института и университета (Ижевский промышленно-экономический колледж, Казанский государственный институт культуры, Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В. Г. Короленко), как бу-

дущих работников, а в некоторых случаях и уже нынешних. В ходе эксперимента были проанализированы ключевые ориентиры представителей работодателей и студентов - будущих выпускников в достижении необходимого качественного и количественного уровня развития общих и профессиональных компетенций и различным аспектам эффективной профори-ентационной деятельности для более благоприятной адаптации выпускников в профессиональную деятельность. В исследовании приняли участие студенты колледжа (п=51) как отдельного учреждения, так и в составе университетов, и обучающиеся института и университета (п=35). В июне-июле 2023 года у них были собраны данные по специальной анкете, включающей 59 пунктов, большинство из которых представляли собой закрытые вопросы, связанные с самооценкой своих общих и профессиональных компетенций: по профилю обучения, межпредметных, универсальных, коммуникативных, межличностных, информационных, аналитических и других. Использовалась 5-балльная шкала, где 1 - очень низкий уровень и 5 - очень высокий.

Литературный обзор

В XXI веке российские и зарубежные работодатели начинают делать важный акцент как на общие знания, умения и навыки молодых специалистов, так и специальные, которые необходимо непрерывно развивать в учебном заведении, на производственной практике и затем на рабочем месте [5, 6]. Работодатели ориентированы на обязательный учет индивидуальных ценностей и индивидуальности, которые формируются в образовательно-воспитательной среде, в которой обучается молодой специалист [3]. По их желаниям, потенциальные сотрудники должны обладать не только компетенциями, приобретенными в ходе обучения, предусмотренного академической программой, но и аналитическими навыками решения различных профессиональных проблем, коммуникативными и управленческими навыками. В области управления проектами эксперты обратили особо внимание

на важность умения выпускников доступно и грамотно реализовывать самопрезентацию, проявлять творчество в профессиональной деятельности и желание непрерывно саморазвиваться в течение всей профессиональной карьеры [6]. Более того, работодатели высоко оценили значимость у будущих сотрудников обладания навыками мгновенной адаптации, умения быстро решать проблемы и готовность часто перестраиваться по ходу работы [1]. Также важно, что особо отмечается в научных трудах, преобладание у молодых специалистов высоких предпринимательских качеств и задатков «здорового» лидерства [2, 6]. Как показывают российские и зарубежные исследования, в последнее время особо проявляется дефицит выпускников, в первую очередь, с высоким уровнем сформированности компетенций в области реализации профессиональной деятельности в условиях недостатка временных и материальных ресурсов [2, 4, 6, 7].

Таким образом, устранение несоответствия между необходимым уровнем профессиональной и личностной квалификации, требуемой от молодых специалистов на современном рынке труда, и достижением ими уровня общих и профессиональных компетенций сразу после обучения в образовательной организации, является ключевым вопросом для повышения эффективности системы высшего и среднего профессионального образования в нашей стране и во многих зарубежных странах. Однако это будет невозможно без обеспечения синергетической взаимосвязи между профессорско-преподавательским составом образовательных организаций, представителями работодателей и будущих выпускников, что является необходимым условием для достижения успеха молодых специалистов на постоянно изменяющемся рынке труда.

Результаты исследования

Результаты интервью с работодателями показали, что наиболее высоко оцениваемые у кандидатов на работу компетенции связаны с коммуникацией в кон-

тексте эффективного выполнения соответствующих профессиональных задач на рабочем месте. Эксперты из системы образования и культуры особо отметили важность достижения будущими выпускниками трёх групп компетенций: профессиональную положительную мотивацию, искреннюю личностную приверженность к будущей профессиональной деятельности, умение демонстрировать свои профессиональные и личностные достоинства как во время собеседования, так и в процессе реализации трудовой деятельности.

Часть анкетных пунктов для представителей работодателей состояла в анализе их мнения об уровне обладания выпусками средней и высшей профессиональной школы, выходящих на рынок труда, профессиональными компетенциями не только по профильной квалификации, но и близких к ней сферах для реализации совместных разно-специализированных профессиональных проектов. Более половины респондентов из промышленного сектора дали по этой части вопросов отрицательный ответ, при этом часто упоминаемые причины включали: отсутствие достаточного практического профессионального опыта и слишком нерациональный по объему теоретический характер подготовки к профессиональным задачам и, как следствие, непонимание стандартов работы. Также со стороны представителей системы образования упоминалось отсутствие скромности у выпускников и их требовательное отношение, проявляющееся в их экстравагантных ожиданиях от потенциальных работодателей относительно заработной платы и условий труда. Эти ожидания часто не соответствовали компетенциям и опыту работы, которыми обладали выпускники, или контексту обсуждаемых вакансий.

Однако следует отметить, что большинство респондентов, независимо от отраслевой принадлежности, указали, что среди выпускников также есть молодые специалисты, которые компенсируют недостаточный уровень в своей компетентности личностными характеристиками,

активной мотивацией к профессиональной деятельности и устойчивой ориентацией на дальнейшее непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. По мнению опрошенных, зрелость, адекватная уверенность в себе, самостоятельность и ответственность за свои профессиональные и личностные решения представляют собой факторы, которые указывают на то, что эти начинающие специалисты в дальнейшем будут стремиться стать профессионалами и ценными сотрудниками.

В свою очередь, по результатам анкеты выпускников лишь 29 % респондентов заявили, что с ними было проведено достаточное количество практических занятий по формированию профессиональных компетенций. Особенно данное мнение было заметно у обучающихся в области промышленной сферы. По поводу мнения респондентов о соответствующем соотношении практических и теоретических занятий в течение всего цикла обучения, лишь 29% посчитали, что это соотношение должно быть равным (50/50%), тогда как 66 % выпускников ожидали большего количества практических занятий.

Интересны результаты по поводу совмещения образовательной и профессиональной деятельности в студенческие годы. Обучающиеся из сферы культуры и промышленности особую значимость придают профессиональному опыту, они считают, что в колледже и вузе должны быть более удобные условия в данном направлении через дистанционные технологии, модульность подготовки и предоставление индивидуальной траектории обучения, что в конечном итоге позволит на достаточном уровне сформировать комплекс общих и профессиональных компетенций. В исследовании также был выделен спектр обучающих курсов, которые должны быть доступны студентам во время учебной или внеучебной деятельности для достижения ими высокого уровня профессиональной и личностной компетентности. Испытуемыми в большем количестве обучающихся по педагогическим и техническим направлениям,

были определены четыре основные группы предметов: 1Т-навыки, языковые умения, психологическая готовность и навыки управления проектами, которые можно рассматривать как универсальные «ускорители» достижения высокого уровня профессиональных компетенций. В контексте общих компетенций выпускники социально-культурных и педагогических направлений подготовки указали на особый «пробел» у них в компетенциях, связанных с психологической подготовкой к профессиональной деятельности.

Также было интересно выяснить, есть ли различия в ответах выпускников в зависимости от уровня обучения. 88 % выпускников бакалавриата имеют представление о дополнительных курсах, которые им необходимо в дальнейшем пройти для достижения более высокого уровня подготовки к выбранной ими профессиональной деятельности. И лишь 21 % выпускников колледжа имеют четкое представление в данном направлении. В свою очередь, выпускники среднего профессионального образования оценили как самые высокие свои коммуникативные и межличностные компетенции (69 %), 1Т-компетенции (57 %) и профессиональные компетенции (62 %). У выпускников бакалавриата по этим направлениям мнение об их профессиональном уровне достоверно скромнее: 44 %, 48 % и 50% соответственно. При анализе компетенций по профилю обучения - универсальных, межличностных и аналитических - у респондентов не выявлено значимых различий при ответах.

Обсуждение

Обобщая полученные результаты интервьюирования, проведенного среди представителей работодателей как экспертов в области квалификационных требований к своим работникам, в связи с разнообразием и широтой их профессиональных мнений, трудно было достоверно зафиксировать четкое суждение о будущих выпускниках в достижении ими необходимого качественного и количественного уровня развития общих и профессиональных компетенций. Проведен-

ный опрос у данной фокус-группы в итоге позволил лишь частично выделить группы значимых на сегодняшний день компетенций выпускников колледжа и университетов, выходящих на непрерывно изменяющийся рынок труда, в сфере их уровневой готовности как молодых специалистов к профессиональной деятельности. В этой группе для анализа распространенным мнением было то, что такой уровень компетентности сложно зафиксировать в определенной системе, значимости и последовательности, так как профессионализм тесно связан с профессиональной постоянно изменяющейся практикой и постоянным внедрением инноваций [2, 4]. Однако следует подчеркнуть, что работодатели четко выделяют большой педагогический потенциал для развития компетенций выпускников. В этом контексте решающим фактором является ориентир на мотивацию молодых специалистов к непрерывному саморазвитию в получении практического профессионального опыта, который должен дополнять теоретико-практические знания, полученные в процессе образования в колледже или университете [3, 7].

Как работодатели, так и выпускники, выходящие на рынок труда, понимают необходимость и важность обладания широким спектром общих и профессиональных компетенций [5]. Как показало исследование, студентам - будущим выпускникам на сегодняшний день особо не хватает общих компетенций в области коммуникации и межличностного общения, которые начинают все значимее влиять на эффективный процесс трудоустройства молодых специалистов. Эти выводы аналогичны результатам предыдущих экспериментальных и обзорных исследований, где доказывается, что общие компетенции у выпускников должны сравнительно превалировать над уровнем их профессиональных компетенций. В этом контексте ответы опрошенных выпускников отличались от ответов работодателей, поскольку они оценили свои коммуникативные и межличностные компетенции как наиболее высокие [4, 6,

7]. Таким образом, заметно расхождение между этими группами, вероятно, из-за неточных завышенных самооценок выпускниками своих собственных компетенций в этих областях. В свою очередь, обе группы испытуемых подтвердили, что трудоустройство выпускников во время учебы, не соответствующее их образовательной направленности, носит лишь только фрагментарный и не значимый характер для их будущей профессиональной карьеры.

Заключение

Таким образом, как с точки зрения выпускников, так и работодателей, существует достоверное несоответствие между ожиданиями и возможностями в процессе трудоустройства. Основными причинами данного противоречия обе фокус-группы видят в отсутствии опыта работы, недостаточности практической подготовки, низком уровне компетентности у кандидатов в профессиональной коммуникации, а в отдельных случаях и несоответ-

ствие личностных качеств и характеристик, предъявляемых к реализации профессиональной деятельности. Исследование показало, что все респонденты особо выявляют недостаточность профессиональных компетенций и необходимость повышения качества подготовки студентов в контексте современной педагогики. Различия во мнениях были лишь связаны с оценкой общих компетенций молодых специалистов, на дефицит которых указали работодатели, которые назвали их основополагающими для получения работы. По словам работодателей, молодым специалистам не хватает практического опыта, и они не готовы использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Тем не менее, работодатели видят большой потенциал современной педагогики для развития общих и профессиональных компетенций выпускников, особенно в области приобретения ими практического опыта.

Литература:

1. Ахмадиева Р.Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). С. 7-11.

2. Дёмкина Н.И., Окунева В.С. Проектная деятельность в контексте формирования у студентов колледжа профессиональных компетенций / / Среднее профессиональное образование. 2022. № 8 (324). С. 10-15.

3. Вонтова Н.Е., Землинская Т.Е. Дискуссионный клуб как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов вузов // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 289-293.

4. Курлат Н.С. Формирование у студентов СПО общих и профессиональных компетенций посредством проведения предметных олимпиад / / Интернаука. 2020. № 15-1 (144). С. 75-77.

5. Ломтева Е.В. Мониторинг трудоустройства выпускников региональных систем СПО // Среднее профессиональное образование. 2020. № 12 (304). С. 34-36.

6. Denami M., Adinda D. The reflective practice at university: how to enhance students' competencies awareness by using «reflective breaks» // Reflective Practice. 2023. № 4 (24). 413-432.

7. Gento A. M., Pimente С., Pascual J.A. Lean school: an example of industry-university collaboration // Production Planning & Control. 2021. № 6 (32). 473-488.

References:

1. Akhmadiyeva R.SH., Minnikhanov Sh.R. Tsifrovaya transformatsiya i kreativnay aekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskikh vuzov // Vestnik NTSBZHD. 2022. № 4 (54). S. 7-11.

2. Domkina N.I., Okuneva V.S. Proyektnaya deyatel'nost' v kontekste formirovaniya u studentov kolledzha profes-sional'nykh kompetentsiy // Sredneye professional'noye obrazovaniye. 2022. № 8 (324). S. 10-15.

3. Vontova N.Y., Zemlinskaya T.Y. Diskussionnyy klub kak sredstvo formirovaniya obshchikh i professional'nykh kompetentsiy studentov vuzov // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. 2021. № 4. S. 289-293.

4. Kurlat N.S. Formirovaniye u studentov SPO obshchikh i professional'nykh kompetentsiy posredstvom provedeniya predmetnykh olimpiad // Internauka. 2020. № 15-1 (144). S. 75-77.

5. Lomteva Y.V. Monitoring trudoustroystva vypusknikov regional'nykh sistem SPO / / Sredneye professional'noye obrazovaniye. 2020. № 12 (304). S. 34-36.

6. Denami M., Adinda D. The reflective practice at university: how to enhance students' competencies awareness by using «reflective breaks» // Reflective Practice. 2023. № 4 (24). 413-432.

7. Gento A.M., Pimente S., Pascual J.A. Lean school: an example of industry-university collaboration // Production Planning & Control. 2021. № 6 (32). 473-488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.