Научная статья на тему 'Развитие общего образования в национальных автономиях Юга России в период форсированного строительства социализма'

Развитие общего образования в национальных автономиях Юга России в период форсированного строительства социализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ АВТОНОМИИ ЮГА РОССИИ / NATIONAL AUTONOMY IN SOUTHERN RUSSIA / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / CULTURAL REVOLUTION / ФОРСИРОВАННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / THE FORCED CONVERSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна

Политика советского государства и связанные с ней модернизационные процессы стали решающими факторами, на десятилетия определившими развитие страны, в том числе и Юга России, а освоение социальных и культурных инноваций служило механизмом трансформации традиционного общества. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, объясняется повышенным вниманием сегодня к вопросам образования, и обращение к историческому опыту позволит использовать его в современных преобразованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лиджеева Клара Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN THE NATIONAL AUTONOMIES SOUTHERN RUSSIA IN THE PERIOD OF ACCELERATED CONSTRUCTION OF SOCIALISM

Politics of the Soviet state and its associated processes of modernizationwere decisive factors that determined the development of the country for decades, including and South of Russia, and the development of social and cultural innovation is the mechanism of transformation of traditional society. The urgency of the problem addressed in this paper due to the increased attention today to education and treatment to the historical experience allow its use in the modern transformation.

Текст научной работы на тему «Развитие общего образования в национальных автономиях Юга России в период форсированного строительства социализма»

#

ние»: путеводитель. Т. 1. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории России XIX - начала ХХ века. М., 1994.

7. Лубянка, 2. Из истории отечественной контрразведки / ред. О.С. Рябухина. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 2002.

8. Жандармы России: Политический розыск в России ХУ-ХХ в. / авт.-сост. В. С. Измозик. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-пресс, 2002.

9. Государственная безопасность России: История и современность / под общ. ред. Р. Н. Байгузи-

на. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

10. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 316. 1913. Д. 50ч1.

11. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М.: РОССПЭН, 2000.

12. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 316. 1914. Д. 366.

13. Зданович А. А. Отечественная контрразведка (1914-1920): организационное строительство. М.: Изд-во «Крафт +», 2004.

14. Из истории русской контрразведки. сб. док. / сост. И. Никитинский. М., 1946. (Главное архивное управление МВД СССР).

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЯХ ЮГА РОССИИ В ПЕРИОД ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN THE NATIONAL AUTONOMIES SOUTHERN RUSSIA IN THE PERIOD OF ACCELERATED CONSTRUCTION OF SOCIALISM

К. Ф. Лиджеева

Политика советского государства и связанные с ней модернизационные процессы стали решающими факторами, на десятилетия определившими развитие страны, в том числе и Юга России, а освоение социальных и культурных инноваций служило механизмом трансформации традиционного общества. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, объясняется повышенным вниманием сегодня к вопросам образования, и обращение к историческому опыту позволит использовать его в современных преобразованиях.

Ключевые слова: национальные автономии Юга России, образование, культурная революция, форсированное преобразование.

C. F. Lidzheeva

Politics of the Soviet state and its associated processes of modernizationwere decisive factors that determined the development of the country for decades, including and South of Russia, and the development of social and cultural innovation is the mechanism of transformation of traditional society. The urgency of the problem addressed in this paper due to the increased attention today to education and treatment to the historical experience allow its use in the modern transformation.

Keywords: national autonomy in Southern Russia, education, cultural revolution, the forced conversion.

Форсированное преобразование культуры в годы первых советских пятилеток получило название культурной революции, соответственно, перед советской страной на рубеже 1920-1930-х гг. встали новые исторические задачи. Народное образование являлось, как и прежде, сферой повышенного внимания государства. В 1928-1932 гг. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, который включал большой объем работы в области культурного строительства, таких как всеобщее обучение, ликвидация неграмотности, массовое профессиональное образование, а также подготовка квалифицированных специалистов. Такие масштабные задачи были продекларированы еще в начальный период советской модернизации, но они не до конца были выполнены в силу и объективных, и субъективных причин.

Эксперименты 1920-х гг. в содержании образования и педагогических методик привели к необходимости очередной реформы школы с целью стабилизации учебного процесса. В 1932 г. было восстановлено изучение в школе отдельных учебных дисциплин как самостоятельных предметов (вместо изучения комплексных тем и разделов, как это было раньше). Таким образом, школа вернулась к принципу фундаментального изучения основ наук, что оправдывалось с позиции качества образования. При этом был достигнут неплохой уровень преподавания естественных и точных дисциплин в результате введения в школах политехнического обучения, в то время как преподавание обществоведческих предметов, перестроенных в соответствии с идеологическими стандартами, сводилось к социо-логизированным схемам и догматизму. Сам же учебный

Ф

процесс приобрел ту степень стандартизации и регламентации, которая не оставляла возможности для творчества и вариативности ни для педагогов, ни для учащихся.

Кроме того, школа 1930-х гг. сформировалась как школа-воспитатель молодого поколения советских граждан, этой же цели была подчинена вся учебная работа и деятельность детских и молодежных коммунистических организаций - октябрятских, пионерских, комсомольских. Что касается развития системы образования во второй пятилетке (1933-1937 гг.), то целью в этот период стали не только ликвидация неграмотности населения, устранение малограмотности трудоспособного взрослого населения и осуществления всеобщего обязательного обучения, но и введение всеобщего политехнического обучения в объеме уже семилетней школы, и в первую очередь в деревне (в городе эта задача в основном была уже решена в годы первой пятилетки). В ходе второй пятилетки в сфере народного образования были проведены следующие коренные преобразования: в области организационно-педагогической работы - ликвидированы окружные отделы народного образования и созданы районные, приблизившие руководство и управление к школе; в области программно-методической работы было решено перейти к изданию стабильных учебников; в области высшего и среднего специального образования - были введены более строгие требования к оценке знаний студентов, при приеме в вузы и техникумы отменены ограничения, связанные с социальным положением абитуриентов, установлен единый учебный год, введено твердое учебное расписание, также решено было считать главным критерием успеваемости сдачу экзаменов по лекционным курсам и зачетов по практическим занятиям, введены единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка), усилено внимание к производственной практике студентов. Для осуществления поставленных задач было значительно увеличено государственное финансирование среднего, а также специального и высшего образования, прежде всего для укрепления их материальной базы. Кроме того, внимание уделялось проблеме выравнивания культурного уровня различных республик и областей путем ускоренного формирования в них культурной инфраструктуры (учреждений образования, общего просвещения, в том числе библиотек, музеев и т. д.).

Надо признать, что результаты поставленных задач за годы первых пятилеток были достаточно впечатляющими, особенно если сравнивать с дореволюционным периодом. В качестве примера возможно привести данные по республикам Юга России. Так, в 1934 г. число начальных школ в Кабардино-Балкарии составило 212, численность учащихся - 31 578 человек; в Черкессии - 81 школа, учащихся -8885; в Адыгее - 125 школ, обучалось - 9097 учащихся [1, с. 162]. В многонациональных районах Северного Кавказа с 1933/34 учебного года стали переходить к семилетнему

Таблица 1

Количество школ в Калмыцкой области в 1930-е гг. [по: 2]

Школы Годы

1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941

Начальные 194 195 200 204 190 198 209 219 224

Семилетние 23 22 23 30 36 35 42 47 50

Средние - - 3 3 4 6 12 19 29

образованию, но реализовать эту задачу не удалось из-за начала Великой Отечественной войны.

Что касается Калмыцкой автономной области, то здесь численность школ в 1930-е гг. показана в табл. 1.

Несмотря на многие трудности, удалось сохранить почти всю сеть образовательных учреждений. Но отсутствие достаточного числа инспекторов, которое объяснялось сокращением численности управленческих аппаратов, приводило к тому, что в конце учебного года многие школы не обследовались, а потому невозможно было реально определить ни результатов учебных годов, ни условий, в которых работали школы. Огромный размах школьного строительства и перестройка системы образования выявили недостатки и в организационной структуре Народного комиссариата просвещения (далее - НКП) РСФСР и его местных органов. В 1927 г. в местных отделах народного образования было упразднено деление отделов на основные производственные подотделы, аппарат стал строиться по принципу инспектуры, с дифференциацией ее по специальностям (со-цвоса, политпросвета, профобра и по организационно-плановым вопросам), а в 1930 г. вместо прежних основных главков в его составе был создан целый ряд нефункциональных секторов и групп, то же самое и наблюдалось и на местах [3, с. 727]. В результате внедрения такого принципа вопросы школы оказались разбросанными по многочисленным секторам. Все эти недостатки были указаны в 1933 г. в партийном постановлении, предусматривавшем коренную реорганизацию НКП РСФСР, в соответствии с которым в составе областных отделов образования предусматривалась организация секторов: школы и школьных инспекций; подготовки учителей; планово-финансового, а также группы по дошкольному воспитанию, детских домов, управление делами и др. [3, с. 728].

В предвоенные годы также были сделаны попытки введения десятилетнего образования, но оно главным образом осуществлялось в городах и крупных районных центрах. Одновременно с введением всеобуча продолжалась работа по ликвидации неграмотности. Одним из основных методов решения конкретной задачи стали кампании, в частности, в ликбезе доминировала идея культпохода. На Юге России численность культармейцев достигала более 73 тысяч человек [1, с. 162]. Конечно, в их деятельности было немало показного, «кампанейщина» при решении образовательных задач имела много недостатков, но в то же время выявлялись и некоторые достоинства этого движения: оно не только позволило за короткое время продвинуться в реализации одной из наиболее масштабных социально-культурных задач, но и подталкивало и разви-

Таблица 2

Уровень образования населения автономных республик Северного Кавказа к 1939 г (%)

[по: 4, с. 143; 5, с. 120, 131, 142]

Республики Все население Из них:

Адыгея 6,7 -

Адыгейцы - 5,6

Карачаево-Черкессия 4,5 -

Карачаевцы - 3,2

Черкесы - 5,6

Кабардино-Балкария 6,2 -

Кабардинцы - 2,6

Балкарцы - 2,7

Северная Осетия 12,8 -

Осетины - 8,6

Чечено-Ингушетия 5,0 -

Чеченцы - 0,7

Ингуши - 1,8

Дагестан 4,7 -

Аварцы - 1,3

Даргинцы - 1,3

Кумыки - 3,0

Лезгины - 3,1

вало общественную активность населения. К сожалению, позитивный потенциал культпохода не был использован, и в начале 1930-х гг. это движение было «свернуто».

В период реконструкции народного хозяйства подготовка кадров специалистов также рассматривалась как одна из центральных проблем культурного строительства. В данный период большое внимание уделялось повышению культурно-технического уровня трудящихся без отрыва от производства. Для выполнения этой задачи стали организовываться различные формы учебы - специальные курсы, кружки, семинары и др. Кроме того, в программы по ликвидации неграмотности был введен экзамен по техминимуму. Также подготовка кадров проводилась и на селе, здесь организовывались занятия по агро- и зооминимуму, на занятиях, организовывавшихся при машинно-тракторных станциях, готовились кадры механизаторов. Так, в национальных республиках Юга России на различных курсах училось почти 25% взрослого населения [1, с. 166].

Основным фактором социальной мобильности в этот период становится получение общего и профессионального образования. Например, если к 1916 г. в Дагестане функционировало 10 тыс. арабских школ, 1700 мечетей, было 5000 мулл, то к концу 1930-х гг. Дагестан стал республикой почти сплошной грамотности: была создана и развивалась на местных языках письменность, сформировалась национальная интеллигенция; здесь к 1940 г. в общеобразовательных школах обучалось более 200 тыс. учащихся, и к 1940/41 учебному году в Дагестане работа-

ло в 3 раза больше школ и обучалось почти в 6,5 раза больше детей, чем в 1927/28 учебном году, кроме того, в 1940 г. в республике функционировало 5 высших, включая учительский институт и 23 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 7500 человек, число лиц с высшим и средним образованием на Юге России по переписи 1939 г. составляло около 43 тыс. человек, из них 46% являлись представителями Дагестана; в 1940 г. в 240 общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии обучалось около 75 тыс. детей, в Адыгее - 40 тыс. учащихся, в 99 школах Черкессии более 20 тыс. детей [4, с. 140]. По уровню образования в национальных республиках Северного Кавказа доля лиц, имеющих высшее и среднее (полное и неполное) образование, по всесоюзной переписи населения 1939 г., показана в табл 2.

Таким образом, в процессе социалистического строительства в СССР интенсивно шло формирование образовательной системы, соответствующей представлениям советского руководства о культуре нового общества. Партийными директивами установки по его развитию были включены в контекст пятилетних планов, при этом было указано, что приоритетами культурного строительства следует считать развитие народного образования и подготовку квалифицированных кадров: специалистов-практиков и научных работников. В «Директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства» указывалось, что план «...в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур, народностей СССР и увязать план культурного строительства с индустриализацией страны как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительства СССР» [6, с. 99], то есть культура, и прежде всего образование, в полной мере были включены в сферу директивного планирования и административного управления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Дона и Северного Кавказа (1917-2000): учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 383 с.

2. Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК). Ф. Р-25. Оп. 3. Д. 24. Л. 135.

3. Нелидов А. А. История государственных учреждений СССР. 1917-1936 гг. Ч. 1-2. М.: Госполитиздат, 1962. 787 с.

4. Боров А. Х. Северный Кавказ в российском ци-вилизационном процессе. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкар. гос. ун-та, 2007. 298 с.

5. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. Россия.- СПб.: Рус.-Балт. ин-форм. центр БЛИЦ, 1999. 207 с.

6. Народное образование в СССР / под ред. М. А. Прокофьева [и др.]. М.: Просвещение, 1967. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.