Научная статья на тему 'Развитие образования, здравоохранения и социальная помощь населению в волостях автономной области Коми в 1920-х годах'

Развитие образования, здравоохранения и социальная помощь населению в волостях автономной области Коми в 1920-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОТЧЕТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ВОЛОСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ / АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ КОМИ / EDUCATION / HEALTH CARE / SOCIAL ASSISTANCE / SURVEYS AND REPORTS OF THE AUTHORITIES / DISTRICT ‘S EXECUTIVE COMMITTEES / KOMI AUTONOMOUS REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каракчиев Владислав Николаевич

Цель статьи изучение состояния и развития образования, здравоохранения и социальной поддержки в Коми автономии. Данная тема, связанная с функционированием низовых органов власти, слабо изучена. Анализ деятельности местных властей 1920-х годов имеет существенное значение. Знание исторического опыта может оказать помощь в улучшении качества работы органов власти на современном этапе. В начале 1920-х годов ситуация в социальной сфере региона была сложной, но благодаря работе органов власти, в том числе и волостных исполнительных комитетов области, был предпринят ряд мер по улучшению таких сфер, как образование, здравоохранение и социальная поддержка населения. Результатами работы стали постепенное увеличение образовательных учреждений и обучающихся, медицинских учреждений и работников в волостях, организация деятельности по социальной помощи. Была начата выплата пенсий и пособий пожилым людям, инвалидам труда и войн, семьям военнослужащих. Источником для статьи стали архивные материалы: акты обследования и отчеты органов власти. Сделан вывод о том, что волостные исполнительные комитеты внесли значимый вклад в развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the article is to study the status and development of public education, health care and social support in the Komi Autonomous region. The author notes that the topic related to the functioning of the grass-roots government is poorly studied. The current analysis of the activities undertaken by the local authorities of the 1920s is essential. Knowledge of the historical experience can help to improve the quality of the government functioning at present. In the early 1920s, the social sphere in the region was in a difficult situation, but thanks to the work of the government, including executive committees and township leadership, a number of measures was taken to improve such areas as public education, health care and social support for the people in need. As a result, a gradual increase in the number of educational institutions and students, health care workers in the districts, and organization of social assistance was registered. The payment of pensions and benefits for the elderly, people with disabilities, war veterans, and military families was resumed. The studied data of the archives: surveys and reports of the government were used as sources for the article. The author comes to a conclusion that the districts’ executive committees have made a significant contribution into the development of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие образования, здравоохранения и социальная помощь населению в волостях автономной области Коми в 1920-х годах»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 5 (166). С. 52-56 Исторические науки и археология 2017

УДК 94:364-78(570.13)«192»

ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ КАРАКЧИЕВ

старший лаборант Института языка, литературы и истории, Коми научный центр Уральского отделения РАН (Сыктывкар, Российская Федерация) кагаксЫву.у1а<1 @уа^вх. ги

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В ВОЛОСТЯХ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ КОМИ В 1920-х ГОДАХ

Цель статьи - изучение состояния и развития образования, здравоохранения и социальной поддержки в Коми автономии. Данная тема, связанная с функционированием низовых органов власти, слабо изучена. Анализ деятельности местных властей 1920-х годов имеет существенное значение. Знание исторического опыта может оказать помощь в улучшении качества работы органов власти на современном этапе. В начале 1920-х годов ситуация в социальной сфере региона была сложной, но благо -даря работе органов власти, в том числе и волостных исполнительных комитетов области, был предпринят ряд мер по улучшению таких сфер, как образование, здравоохранение и социальная поддержка населения. Результатами работы стали постепенное увеличение образовательных учреждений и обучающихся, медицинских учреждений и работников в волостях, организация деятельности по социальной помощи. Была начата выплата пенсий и пособий пожилым людям, инвалидам труда и войн, семьям военнослужащих. Источником для статьи стали архивные материалы: акты обследования и отчеты органов власти. Сделан вывод о том, что волостные исполнительные комитеты внесли значимый вклад в развитие региона.

Ключевые слова: акты обследования и отчеты органов власти, волостные исполнительные комитеты, Автономная область Коми

Решение накопившихся проблем в социальной сфере после революционных событий 1917 года являлось для советской власти одной из важнейших задач. В конце 1917 года в Коми крае резко обострились все социально-экономические противоречия: ощущалась острая нехватка продовольствия, разразился финансовый кризис, росла инфляция, процветала спекуляция1. Большевизация Советов в регионе произошла в июне - июле (Усть-Сысольский уезд) и сентябре - октябре (Яренский уезд) 1918 года. Все некоммунистические элементы были выведены из руководящих органов Советов. Исследователи Коми края назвали большевистские перевороты в нем «местной Октябрьской революцией» [7: 73]. Самой острой проблемой для большевистского руководства Коми края стала продовольственная проблема. Комитеты бедноты, созданные к концу августа во всех волостях Усть-Сысольского уезда, а осенью 1918 года - и в Яренском уезде, изымали излишки хлеба у зажиточных крестьян, церквей, монастырей [6: 32].

На местах решением различных вопросов стали заниматься новые органы власти - волостные исполнительные комитеты (волиспол-комы, ВИКи). В Коми крае они были образованы в 1918 году и проработали до административно-территориального деления 1929 года. Коми автономная область была образована в 1921 году. Работа ВИК в социальной сфере включала в себя осуществление в волостях политики вышестоящих органов власти в таких сферах, как образование, здравоохранение, а также поддержка

инвалидов труда и Гражданской войны, семей военнослужащих и др.

Целью данной статьи является изучение состояния образования, здравоохранения и социальной поддержки населения Автономной области Коми в 1920- е годы. В Национальном архиве Республики Коми сохранились годовые, полугодовые, квартальные, месячные отчеты низовых органов власти. В них представлена информация о политическом, социально-экономическом и культурном состоянии волостей. О своей деятельности волисполкомы отчитывались перед вышестоящими органами власти (Коми областной исполнительный комитет, уездный исполнительный комитет). Различными областными и уездными структурами (прокуратура, налоговая инспекция, инструкторы) проводились проверки работы волисполкомов. На основе этих проверок составлялись акты обследования. В них давались характеристика работы ВИКов, а также описание социально-экономического развития волости. Тема, связанная с деятельностью низовых органов власти (волисполкомов) АО Коми, мало изучена, поэтому проводятся дальнейший сбор и анализ материалов.

Со времени образования АО Коми регион был разделен на 6 районов. По декрету ВЦИК от 2 мая 1922 года область была разделена на 4 уезда: Сысольский (состоял из 38 волостей), Усть-Куломский (16 волостей), Усть -Вымский (21 волость), Ижмо-Печорский (25 волостей).

В начале 1920-х годов социально-экономическое положение региона было тяжелым:

© Каракчиев В. Н., 2017

дефицит продуктов питания, распространение эпидемических заболеваний, острая нехватка инвентаря и учебных пособий в школах, дефицит кадров и т. д. В июле 1921 года на заседании Удорского районного революционного комитета указывалось, что народное образование находится «в самом печальном и безвыходном положении»2. Подобная ситуация была и в других уездах Коми. В ноябре 1921 года Коми областной революционный комитет (временный высший орган власти в области) отправил всем волисполкомам циркуляр, в котором говорилось о необходимости поддержки школьных учреждений местным населением3. Многие школы не функционировали из-за отсутствия ремонта и дров4. В некоторых волостях вне школы оставались 50 % детей и более. Как отмечалось в отчетах ВИК, это было связано с их занятостью в подсобном хозяйстве, а также неимением у многих учащихся обуви и одежды. В школах ощущался серьезный недостаток учебников и инвентаря. Иногда на 8-10 учеников приходилась одна книга5. Трудности отмечались и в сфере здравоохранения: острая нехватка медицинских учреждений и медработников в районах, распространение эпидемических заболеваний, высокий уровень смертности и др. (табл. 1). В 1925 году в отчете Коми облисполкома отмечалось, что сфера здравоохранения находится в зачаточном состоянии [4: 283]. В некоторых волостях Ижмо-Печорского уезда в 1920-е годы еще широко применялось знахарство, религиозно-староверческое население избегало обращений за медицинской помощью к фельдшерам, считая лечение у фельдшера и прием лекарств грехом6.

Решение актуальных проблем в волостях являлось важнейшей задачей для местных властей. Для осуществления работы волисполкомов вышестоящими органами власти издавались различные правовые документы: Положение ВЦИК о ВИК и сельских советах от 27 марта 1920 года, Положение об организации волостных Советов и их исполнительных комитетов от 1921 года, Положение о волостных съездах Советов и волостных исполнительных комитетах от 16 октября 1924 года и др. Последнее наиболее полно отражало основные пункты работы низовых органов власти: личный состав, задачи, освещение направлений деятельности и т. д. В нем указывалось, что в обязанности ВИК входила организация работы в дошкольных учреждениях; наблюдение за содержанием сети школ, принятие мер для ликвидации безграмотности и к распространению санитарно-просветительских знаний среди населения; содействие организации и наблюдению за деятельностью медико-санитарных учреждений (больниц, амбулаторий, врачебных и фельдшерских пунктов и других лечебно-санитарных учреждений в пределах волости) и их содержание; принятие мер к расширению сельской

лечебно-санитарной сети; мероприятия по предупреждению заразных болезней и по организации борьбы с ними; организация охраны материнства и младенчества, проведение в жизнь установленных законом мер помощи инвалидам войны и труда, семьям красноармейцев и погибших при исполнении служебного долга; организация, руководство и контроль комитетов общественной взаимопомощи и др.

Волисполком, как орган власти, взаимодействовал со всеми учреждениями в пределах волости. Сотрудничество заключалось в заслушивании их отчетов о деятельности перед ВИКом. В свою очередь, волисполкомы представляли отчеты вышестоящим органам власти. В отчетных материалах низовых органов власти представлено описание работы школы и пунктов по ликвидации безграмотности (ликпунктов). В них указаны численность учителей и учащихся, посещаемость, успеваемость, уровень зарплаты учителей, отношение населения к школе и ликвидации безграмотности, хозяйственно-материальное состояние школьных учреждений, проведение ремонтных и строительных работ и т. д. В отчетах отмечалось, какие меры были приняты ВИКом для полного укомплектования учебных заведений и действия ВИК при плохом посещении школы учащимися. Прописывались перебои в работе школы и их причины. Отдельным пунктом отмечалось участие учителей в общественной работе и их взаимоотношения с местным органом власти, а также переподготовка и повышение квалификации. Обязательным пунктом было описание связи школ с населением. Школа ежегодно представляла отчет-доклад о своей деятельности в начале и в конце учебного года7. Отметим, что в одной волости часто находилось несколько школ. Местные органы власти были заинтересованы в получении образования и детьми, и взрослыми. Поэтому при нестабильном посещении ликпунктов неграмотным населением ВИКи принимали принудительные меры8.

Ликвидация неграмотности была объявлена основной задачей политпросветучреждений. В мае 1923 года, выполняя требование обкома партии, в Коми автономии была организована Областная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая объявила работу по ликбезу «неотложной». В 1924 году ответственность за ликвидацию неграмотности была возложена обкомом на председателей УИКов, ВИКов и секретарей партячеек. Местные властные структуры развернули широкую пропагандистскую работу. Одним из примеров можно назвать проведение недели ликвидации неграмотности под лозунгом «грамотный, приведи в школу двух неграмотных» и т. д. [2: 30-31].

Школа нуждалась в значительной материальной поддержке. Например, в 1922/23 учебном году минимальные финансовые потребности

на нужды народного образования были удовлетворены за счет средств местного бюджета всего лишь на 19 %. Местные органы власти проводили сбор средств среди населения, организовывали платные спектакли и концерты, распространяли лотерейные билеты и др. В фонд народного образования переводились средства, заработанные трудящимися на различных субботниках [1: 32]. Из Москвы в ответ на отчаянные просьбы школ из Коми высылались учебники. Только в 1925 году в Коми область было выслано 140 тыс. книг. В школы в общей сложности было направлено в 1925 году 40 тыс. учебников. Но все эти поступления были ничтожны по сравнению с требуемым количеством. По-прежнему один учебник приходился на 10-15 человек [3: 49].

В апреле 1925 года было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети». Согласно этому постановлению введение всеобуча на территории РСФСР должно было завершиться к 1934 году. В апреле 1927 года оно было дополнено новым Постановлением Правительства РСФСР «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения», которое предоставляло довольно значительные права местным органам власти в решениях вопросов, связанных с введением всеобуча. Власти Коми автономии воспользовались этим постановлением, чтобы уже в 1927/28 учебном году ввести всеобщее начальное обучение в 4 волостях, а в 1928/29 году - уже в 16 волостях и в г. Усть -Сысольске [3: 59].

Отметим, что за небольшой промежуток времени в сфере образования произошли существенные изменения. Налажена отчетность школ перед местными органами власти, организован активный поиск средств для нужд образования, проведены мероприятия по ликвидации неграмотности, введено всеобщее начальное обучение и др.

В отчетах и актах обследований ВИК в сфере здравоохранения отмечались характеристика санитарного состояния волостей, борьба с эпидемическими заболеваниями, количество выступлений медицинских работников с лекциями и беседами перед населением, уровень оказания медицинской помощи населению и т. д. В них также представлена работа волостных санитарных комиссий: обследования кооперативных и государственных учреждений, осмотр учащихся образовательных учреждений и т. д.9 По данным некоторых отчетов ВИК указаны: количество перевязок, удаленных зубов, вскрытых нарывов, наложенных швов, посещение больных и родовспоможений на дому за отчетный период времени и др.10 Представлена информация о зарплате врачей, персонала и работников медпунктов, о содержании и ремонте больниц, фельдшерских пунктов. Большую часть информации ВИКи получали из представленных заведующими больницами отчетов. В некоторых волостях не было ни фельдшерского пункта, ни

акушерок. Медицинским работникам приходилось приезжать из соседних волостей. Вышестоящим органам власти ВИКи ходатайствовали об отсутствии врачей, фельдшеров, акушерок в различных населенных пунктах.

По данным отчета Коми ОИК за 19241925 годы, на территории области имелось 10 больниц и 47 фельдшерских и акушерских пунктов. Радиус врачебного участка исчислялся от 75 до 100 верст. Радиус фельдшерских и акушерских пунктов от 12 до 20 верст. Врачей было 16 человек (из них 7 в областном центре), фельдшеров - 81 (в областном центре - 15), акушерок -40 (в областном центре - 3)11.

В 1924 году организация сельского здравоохранения получила дальнейшее развитие. Основные формы организации здравоохранения были определены в Постановлении СНК РСФСР «Об обеспечении медицинской помощи сельскому населению». Проходивший в 1925 году I Всероссийский съезд сельских участковых врачей дал новый толчок к развитию сети сельских медицинских учреждений. Если в 1924 году на территории области было всего 5 сельских врачебных участков, к концу 1926 года их насчитывалось 15, а к 1928 году - уже 26. В 1924 году в Коми АО на один участок приходилось 36448 жителей сел, на 1 больничную койку 1585 человек. Не во всех уездах сельские жители могли получить все виды необходимой медицинской помощи. В 1928 году «на село» приходилось 437 больничных коек. Наибольшее количество коек в больницах было в Сысольском уезде - 136 коек, Усть-Вымском -126, Усть-Куломском - 105, Ижмо-Печорском -55. Распределение было связано с плотностью населенных пунктов и численностью уездов [5: 120-121].

Сфера здравоохранения представляла отчетность перед волисполкомом. Низовым органам власти это давало общее представление о состоянии отрасли, помогало выявить наиболее актуальные проблемы. Для развития здравоохранения требовались значительные материальные затраты. В 1920-1930-х годах медицинское снабжение сельских больниц оставляло желать лучшего. Во всех без исключения больницах не хватало медикаментов, перевязочных материалов, мебели, постельного белья и др. Остро ощущался недостаток средств на ремонт зданий [5: 124].

Нерешенными оставались вопросы по выплате пенсий и пособий, оказанию поддержки малоимущему населению. В своих отчетах ВИКи освещали деятельность по работе среди населения, а также работу комитетов крестьянских обществ взаимопомощи (ККОВ). В первой половине 1920-х годов органы власти начали частично осуществлять выплату пенсий участникам Первой мировой и Гражданской войн, инвалидам труда, пожилым людям, поддерживать нуждающееся население. На областном уровне рассматривались ходатайства о назначении пенсий и пособий. На 1924 год инвалидов войны и их семейств по

Коми области числилось 886. Из них государственную пенсию получали только 92 инвалида войны, 123 семьи инвалидов, 18 семей призванных красноармейцев12. Волисполком оказывал поддержку населению, которое нуждалось в помощи. К указанным мероприятиям относилось выделение ссуды беднякам, вдовам и семьям красноармейцев. Им было предоставлено получение бесплатного лесоматериала в нужном количестве, продуктов широкого потребления, сенокосных угодий, а также льготы при выдачах ссуд кредитного общества13. В волостях была организована волостная пенсионная комиссия при ВИК, которая распределяла средства по социальному обеспечению14. Женщины, имеющие одного или более детей, нетрудоспособных членов семьи, были освобождены от общегражданского налога 1922 года15. За 1924-1926 годы численность пенсионеров области значительно увеличилась (табл. 2). В отчете Ибского ВИК (Сысольский уезд) за 1926 год было указано, что малоимущим жителям из общественного семенно-запас-ного фонда было выдано семян 11 пудов ячменя, 28 пудов ржи16. В 1928 году в Объячевской волости (Сысольский уезд) для инвалидов войны государством было выделено 1996 руб., для инвалидов труда - 120 руб., семьям красноармейцев и потерявшим кормильцев оказана помощь на сумму 108 руб. На учете в волости состояло 26 инвалидов войны, 15 инвалидов труда, 2 семьи красноармейцев. Из них снабжались пенсией 7 инвалидов войны, 3 инвалида труда, 2 семьи красноармейцев17. В Ношуле (Сысольский уезд) на учете состояли 29 инвалидов войны, 7 семей

красноармейцев, 19 инвалидов труда, а также пожилые жители. Из них получали пенсии 17 инвалидов Первой мировой и Гражданской войн, 4 семьи красноармейцев и 6 пожилых людей18. Низовые органы власти были обязаны следить за своевременной выплатой пенсий.

В течение 1920-х годов количество людей, которым оказывалась социальная поддержка как нуждающимся, постепенно увеличивалось. Пенсии и пособия стали выдаваться семьям красноармейцев, участникам Первой мировой и Гражданской войн, а также инвалидам труда и пожилым людям.

Таким образом, важным направлением работы ВИКов являлись развитие сферы образования, здравоохранения, а также социальная поддержка населения в волостях. Волисполком нес ответственность за выполнение решений вышестоящих органов власти. Представленные отчеты учреждений давали возможность органам власти проанализировать положение отраслей и предпринять ряд необходимых мер. Нерешенных проблем оставалось еще достаточно много, тем не менее за годы работы ВИКами был сделан значительный шаг по развитию указанных отраслей: увеличилось количество школ и ликпунктов, медицинских сотрудников и учреждений. Повысился уровень образования и оказания медицинских услуг, увеличилась выплата пенсий пожилым людям, инвалидам войн и труда, семьям военнослужащих. Во многом благодаря деятельности низовых органов власти реализовывались необходимые реформы, и в волостях постепенно стала развиваться социально-экономическая сфера.

Таблица1

Состояние здравоохранения в Коми АО на 1 октября 1922 года1

Уезды Больниц Приемных покоев Число коек Врачей Фельдшеров Акушерок

1 Сысольский 3 - 82 2 21 12

2 Усть-Куломский 2 1 28 - 20 13

3 Усть-Вымский 1 2 35 1 14 12

4 Ижемский 1 - 20 - 8 1

Всего 7 3 170 3 63 38

Численность пенсионеров Коми АО в 1924-1926 годах2

Таблица 2

Категория пенсионеров на 01.10.1924, чел. на 01.10.1925, чел. на 01.10.1926, чел.

1 Инвалиды Гражданской войны 31 50 46

2 Инвалиды Империалистической войны 57 79 81

3 Прочие инвалиды и их семьи 3 56 109

4 Семьи погибших на Гражданской войне 63 206 189

5 Семьи погибших в Империалистической войне 48 77 84

6 Семьи служащих красноармейцев 15 30 52

7 Семьи, получающие персональные пенсии - 4 нет данных

8 Всего пенсионеров 217 502 561

Примечание. В указанные сведения не вошло число прибывших в IV квартале 1924-1925 годов пенсионеров по Ижмо-Печорскому уезду.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отчет Коми областного исполнительного комитета за 1924-1925 хозяйственный год. Усть-Сысольск, 1925. С. 203.

2 Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми» (далее ГУРК НАРК) Ф. Р. 2. Оп. 1. Д. 4. Л. 27.

3 Там же. Л. 54об.

4 ГУРК НАРК Ф. Р. 513. Оп. 1. Д. 4. Л. 126.

5 ГУРК НАРК Ф. Р. 3. Оп. 1. Д. 989. Л. 14.

6 ГУРК НАРК Ф. Р. 8. Оп. 1. Д. 176. Л. 126.

7 ГУРК НАРК Ф. Р. 9. Оп. 1. Д. 22. Л. 22.

8 Там же. Д. 37. Л. 9, 26.

9 Там же. Д. 33. Л. 34.

10 Там же. Д. 33. Л. 30.

11 Отчет Коми областного исполнительного комитета за 1924-1925 хозяйственный год. Усть-Сысольск, 1925. С. 283.

12 Отчет Коми областного исполнительного комитета с 1 октября 1923 года по 1 августа 1924 года. Усть-Сысольск, 1924. С. 51.

13 ГУРК НАРК Ф. Р. 9. Оп. 1. Д. 85. Л. 3об.

14 Там же. Д. 85. Л. 1.

15 ГУРК НАРК Ф. Р. 7. Оп. 1. Д. 19. Л. 10.

16 ГУРК НАРК Ф. Р. 9. Оп. 1. Д. 33. Л. 22, 26.

17 Там же. Д. 85. Л. 3.

18 Там же. Д. 84. Л. 4.

19 ГУРК НАРК Ф. Р. 3. Д. 1252. Л. 142об.

20 Отчет Коми областного исполнительного комитета за 1924-1925 хозяйственный год. Усть-Сысольск, 1925. С. 296; Отчет Коми областного исполнительного комитета за 1925-1926 хозяйственный год. Усть-Сысольск, 1927. С. 122.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безносиков Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. 176 с.

2. Золотарев О. В . Ликвидация массовой неграмотности населения в Коми автономии. Сыктывкар: Коми государственный педагогический институт, 2000. 111 с.

3. Золотарев О. В . Народное образование в Коми Автономии в 1918-1940 годах. Сыктывкар: Коми государственный педагогический институт, 1993. 166 с.

4. История Коми с древнейших времен до современности. Т. 2. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011. 688 с.

5. Котов П . П ., Пилипенко В . А . Здравоохранение в Коми АССР в 1920-1930-х годах: становление и развитие. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского гос. университета, 2011. 196 с.

6. Кузиванова О. Ю., Попов А . А ., Сметанин А . Ф. В начале пути (Очерки истории становления и развития Коми автономии). Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 1996. 196 с.

7. Таскаев М. В . Антибольшевистское движение в Коми крае (1917-1925 годы): Дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 1996. 213 с.

Karakchiev V. N., Federal State-Funded Institution of Science The institute of language (Syktyvkar, Russian Federation)

EDUCATION, HEALTH CARE AND SOCIAL SUPPORT DEVELOPMENT IN THE DISTRICTS OF KOMI AUTONOMOUS REGIONS IN 1920s

The aim of the article is to study the status and development of public education, health care and social support in the Komi Autonomous region. The author notes that the topic related to the functioning of the grass-roots government is poorly studied. The current analysis of the activities undertaken by the local authorities of the 1920s is essential. Knowledge of the historical experience can help to improve the quality of the government functioning at present. In the early 1920s, the social sphere in the region was in a difficult situation, but thanks to the work of the government, including executive committees and township leadership, a number of measures was taken to improve such areas as public education, health care and social support for the people in need. As a result, a gradual increase in the number of educational institutions and students, health care workers in the districts, and organization of social assistance was registered. The payment of pensions and benefits for the elderly, people with disabilities, war veterans, and military families was resumed. The studied data of the archives: surveys and reports of the government were used as sources for the article. The author comes to a conclusion that the districts' executive committees have made a significant contribution into the development of the region. Key words: education, health care, social assistance, surveys and reports of the authorities, district 's executive committees, Komi Autonomous Region

REFERENCES

1. Beznosikov Y. N. Razvitie narodnogo obrazovaniya v Komi ASSR [Development of the public education in the Komi Republic]. Syktyvkar, Komi knizhnoe izdatel'stvo, 1973. 176 p.

2. Zolotarev O. V. Likvidatsiya massovoy negramotnosti naseleniya v Komi avtonomii [The elimination of mass illiteracy in Komi autonomy]. Syktyvkar, Komi gos. ped. institut Publ., 2000. 111 p.

3. Zolotarev O. V. Narodnoe obrazovanie v Komi Avtonomii v 1918-1940 gg. [Public Education in Komi in 1918-1940]. Syktyvkar, Komi gos. ped. institut Publ., 1993. 166 p.

4. Istoriya Komi s drevneyshikh vremen do sovremennosti. T. 2 [History of Komi from ancient times to the present time. Vol. 2]. Syktyvkar, OOO "Anbur" Publ., 2011. 688 p.

5. Kotov P. P., Pilipenko V. A. Zdravookhranenie v KomiASSR v 1920-1930 godakh: stanovlenie i razvitie [Health care in the Komi Republic in 1920-1930-ies: formation and development]. Syktyvkar, Izd-vo Syktyvkarskogo gos. universiteta, 2011. 196 p.

6. Kuzivanova O. Y., Popov A. A., Smetanin A. F. V nachale puti (Ocherki istorii stanovleniya i razvitiya Komi avtonomii) [In the beginning (Essays on the history and development of Komi autonomy)]. Syktyvkar, IYaLI KNTs UrO RAN Publ., 1996. 196 p.

7. Taskaev M. V. Antibol'shevistskoe dvizhenie v Komi krae (1917-1925 gody): Dis. ... kand. ist. nauk [Anti-Bolshevik movement in the Komi region (1917-1925 years)]. Syktyvkar, 1996. 213 p.

Поступила в редакцию 02.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.