Masych Marina Anatolevna
E-mail: [email protected].
114, Chehova Street, Troickoe, Russia.
Phones: +78634371742; +79185368170.
The Department of Economics; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.
УДК 005.336.3
C.B. Г риненко, ЕЖ. Задорожняя РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Цепью исследования явилось теоретическое обоснование подходов к совершенствованию развития человеческого капитала в системе высшего профессионального образова-
,
.
системы высшего образования, выявлены проблемы инноватизации высшего образования и развития вузовской науки в контексте формирования человеческого капитала, что позволит российской экономике перейти на новый уровень технологического развития.
Человеческий капитал; инновационное развитие; высшее образование; технологические уклады экономики; инновационная инфраструктура.
S.V. Grinenko, E.K. Zadorozhnyaya DEVELOPMENT OF EDUCATION AND SCIENCES AS THE MAJOR FACTOR OF FORMATION OF THE HUMAN CAPITAL
Research objective was the theoretical substantiation of approaches to perfection of development of the human capital in system of the higher vocational training, an estimation of influence of the human capital on formation of technological ways of economy. Thereupon directions of innovative transformation of system of higher education have been considered, problems higher education and development of a high school science in a context of formation of the human capital that will allow the Russian economy to pass to new level of technological development are revealed.
The human capital; innovative development; higher education; technological ways of economy; innovative infrastructure.
Наряду со структурными сдвигами в развитии экономических отношений, возрастанием роли невещественного производства происходит системная эволюция человеческого потенциала. Накопление интеллектуальных ресурсов становится базисом устойчивого экономического развития. В свою очередь, устойчивый экономический рост требует формирования оптимальных условий для функционирования человеческого капитала.
Благодаря одной из лучших для прошедшего XX в. систем высшего образования в мире, нашей страной накоплены огромные человеческие и интеллектуальные ресурсы. Между тем с 1990-х гг. произошел заметный спад в воспроизводстве , -вой и трудоемкий характер. В связи с этим исследование сущности, элементов, направлений трансформации и развития человеческого капитала на основе инноватизации системы профессионального образования приобретают особую акту.
Как показано на рис. 1 [6], инноватизация высшего образования, развитие науки и техники трансформирует человеческий капитал в фактор экономического роста, что способствовало реализации 4-го, формированию 5-го технологического
6- -да, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.
Рост и развитие человеческого капитала
Развитие экономики, ее типы и технологические укладв; развитие общества
Массовое образование, возникновение профессионального образования, развитие науки - мех аникц физики, математики, эконом теории и др., развитие индивидуальной научной деят., возникновение научных организаций, рост предпринимательского ресурса, реализация инновации, формирование гражданского общества (ГО)
Массовое профессиональное образование, рост продолжительности жизни, создание научнотехнических центров и организаций, специализация и развитие науки, рост числа инноваций, рост качества жизни, создание в развитых странах ГО и демократии
Ускоренное развитие образования и науки, создание инновационных систем технополисов, силиконовых долин, инновационного бизнеса, замещение в национальном богатстве физического капитала человеческим калит ал ом, создание индустрии знаний, высокое качество жизни
Первая промышленная революция, 1 технологический уклад экономики, формирование индустриального общества
Вт орая промышленная рев олюция и 2 -4 е т ехнологические уклады экономики, создание развитого индустриального общества с высокой производительностью труда
Третья научно-техническая революция, 4,5- е технологические уклады экономики и начало 6-го, переход развитых странк постиндустриальной экономике. Формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества, глобализация миров ой экономики
Рис. 1. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития и главный
-
экономики
, , -тированы на предоставление качественного высшего профессионального образования на инновационной основе. Являясь непосредственным источником расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы, современная высшая школа оказывает стратегическое воздействие на преобразование человеческого , -вития за счет использования инноваций.
Однако в отличие от большинства развитых стран российские вузы не рассматриваются как важные научно-исследовательские и инновационные центры [1].
Развитие образования в России не может больше рассматриваться отдельно от раз,
этим двум важнейшим сферам общественной жизни [2]. В рамках управления процессом реализации национального проекта «Обр^ование» запланировано создание сети научно-исследовательских университетов в стратегически важных областях развития науки и технологий при этом для более основательного поддержания развития фундаментальной науки требуется развитие научных исследований в высшей школе и интеграции научных исследований и образования, что позволит повысить инновационную направленность образования и в то же время улучшить инвестиционный климат в регионе за счет трансфера технологий.
Эмпирико-фактологический анализ участия вузов в научно-исследовательской деятельности показал следующее:
♦ только 5 % всех научных исследований и разработок осуществляется в высших учебных заведениях;
♦ доля вузов, занимающихся научными исследованиями в общем количестве высших профессиональных учебных заведений, проявляет тенденцию к сокращению их количества. Так, если в 1995 г. доля вузов, ведущих научно-исследовательские разработки (НИР) различной направленности, составляла 71 %, то с 2002 по 2006 гг. уровень колеблется в пределах 37-38 % - это свидетельствует о том, что больше половины институтов и университетов не развивают свою научную составляющую, не ведут научные исследования, а, следовательно, не имеют возможности модернизировать учебные программы, использовать новые техники и технологии в об, ;
роль трансферта технологий. С учетом значительного роста общего количества вузов и при этом постоянного уровня участия вузов в научной деятельности имеет право на существование предположение о том, что не занимаются наукой вновь созданные вузы, зачастую не имеющие необходи-- -но-преподавательского состава;
♦ в отличие от развитых индустриальных стран основной формой организации исследований остаются научно-исследовательские институты, обо-
[3],
11 % 57 %,
приходящихся на долю НИИ;
♦
разработок остается государство, о чем свидетельствует структура внутренних затрат на исследования по источникам финансирования. Данная ситуация связана с недостатком опыта учреждений высшего профессионального образования в осуществлении коммерческой деятельности и привлечении внешних источников финансирования, консервативности университетских административных структур, отсутствием адекватной современным условиям системы стимулирования для профессорско-преподавательского и научного кадрового состава;
♦ оценка внутренних затрат на научно-исследовательскую деятельность показывает ведущую роль сектора предпринимательства - 67 %, и только 6 % - .
В распределении внутренних затрат вузов по социально-экономическим целям прослеживается следующая закономерность: социальные цели - 21,5 %, общее развитие науки - 7,8 %, исследования Земли и атмосферы - 7,7 %, развитие экономики - 6,1 %, что свидетельствует об общественной, социально значимой направ-
ленности исследованиям, проводимым в высшей школе, что, безусловно, требует , -
дований. Как и любая социальная деятельность, социальные исследования затратные или с неявным эффектом, имеющим качественные характеристики, которые не всегда можно оценить количественными, экономическими, стоимостными по.
Оценка удельного веса высших учебных заведений во внутренних затратах по видам работ и по областям науки позволяет получить следующие данные:
15,4 %, -
14,4 %, на общественные науки приходится 33,5 % всех разработок вузов, на гума-
нитарные - 18,4 %, на естественные - 12,6 % [4]. Эти данные подтверждают тезис о ведущей роли высшей школы в научно-исследовательской деятельности в области фундаментальных наук, являющихся обычно долгосрочными, следовательно , -
, ,
, . -
ниях высшей школы несмотря на то, что в соответствии с отраслевой структурой экономики распределение ресурсов между отдельными секторами науки традиционно было «технократическим» [3] - 78-76 % всего объема исследований и разработок приходилось на долю технических наук, тогда как на долю естественных наук приходилось 17 %, на долю медицинских и сельскохозяйственных по 2 % и на общественные и гуманитарные науки - 2,5 %. Перечисленные факторы имеют определяющее значение в системе управления вузовской наукой для ее эффективного участия в формировании человеческого капитала.
Далее оценку сложившейся ситуации в развитии науки высшей школы характеризует международное сравнение ряда показателей, приведенное в табл. 1 и свидетельствующее о том, что Россия находится на последнем месте среди сравниваемых стран по удельному весу высшего образования в научно-исследователь-, -нии и по уровню отношения финансирования науки и ВВП [5].
1
Межстрановой сравнительный анализ ряда показателей развития науки
Удельный вес ВО Внутренние затраты на исследования % к ВВП Участие предпринимательского сектора
Канада 34,9 6486,7 0,65 9,3
Венгрия 26,7 374,9 0,25 10,6
Бельгия 18,4 1270,0 0,43
Г ермания 17,1 9313,7 0,43 12,1
США 16,8 47683,0 0,44 4,5
Чехия 15,5 336,2 0,20 1,0
Словакия 13,2 54,0 0,08
Корея 10,1 2520,6 0,27 13,6
Россия 6,1 989,2 0,08 27,9
Участие предпринимательского сектора в финансировании науки в России максимальное, что оценивается двояко: негативным, безусловно, является то, что государство не уделяет должного внимания развитию вузовской науки, отдавая ее
на откуп предпринимательскому сектору реальной экономики, положительным -то, что существуют определенные взаимосвязи вузов и предприятий, реализующих результаты научных исследований, что позволит создать эффективную систему .
В этой связи остается открытым вопрос об инвестициях в вузовское образование и науку, как основных составляющих, повышающих качество человеческого капитала. При низких уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Как показывает опыт других стран, фундаментом для формирования человеческого капитала является ментальность и культура основной массы населения, которая формируется, прежде всего, в систе-.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. 43.
2. Балдырев КБ. Конкурентоспособность вузов в контексте эффективности сферы образования России // Экономика образования. - 2008. - № 2. - С. 19.
3. ГохбергЛ.М. Статистика науки. - М.: ТЕИС, 2003. - С. 53.
4. Научно-инновационный комплекс высшей школы России: Стат. сб. / Центр исследований проблем развития науки РАН. - М.: Наука,2005. - С. 29.
5. - : . . / -
ний проблем развития науки РАН. - М.: Наука, 2005. - С. 236-245.
6. Корчагин Ю. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн // http://www.lerc.ru/ дата обращения 29.05.2011.
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор О.П. Андрющенко.
Задорожняя Елена Константиновна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634311742.
Кафедра экономики; к.э.н.; доцент.
Гриненко Светлана Викторовна
E-mail: [email protected].
Кафедра экономики; д.э.н.; профессор.
Zadorozhnyaya Elena Konstantinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education 'Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634311742.
The Department of Economy; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.
Grinenko Svetlana Viktorovna
E-mail: [email protected].
The Department of Economy; Dr. of Ec. Sc.; Professor.