Научная статья на тему 'Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы'

Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальцова Наталья Петровна

В статье рассмотрены новые характеристики современных образовательных технологий, внедрение которых способствует совершенствованию и модернизации современной российской образовательной системы. Речь идет об инновациях в рамках информационных, психолого-педагогических и здоровьесберегающих технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гальцова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of new technologies within the limits of priority trends of modernizing the educational system

The paper deals with new characteristics of the modern educational technologies the introduction of which makes for improvement and modernization of the up to date Russian educational system. The question is about innovations within the limits of information, psychology and pedagogy and health-preserving technologies.

Текст научной работы на тему «Развитие новых технологий в рамках приоритетных направлений модернизации образовательной системы»

№ 291

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июнь

2006

СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Н.П. Галъцова

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассмотрены новые характеристики современных образовательных технологий, внедрение которых способствует совершенствованию и модернизации современной российской образовательной системы. Речь идет об инновациях в рамках информационных, психолого-педагогических и здоровьесберегающих технологий.

Роль образования на современном этапе развития России определяется глобальными изменениями во всех сферах общества, ориентированных на переход к демократическому и правому государству, на рыночную экономику, мировые тенденции экономического общественного развития, создание планетарного информационного пространства.

Развитие новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует повышения качества профессионального образования, что обусловливает необходимость достижения новых образовательных результатов и требует совершенствования и модернизации системы высшего образования. Это усиливает эффективность модернизации системы высшего образования, ориентированность на потребителя, на пересмотр образовательной парадигмы и образовательной методологии, содержания, целей и задач образования, средств обучения и воспитания.

Основные усилия педагогов-исследователей и практиков должны быть направлены на поиск, разработку и проверку новых современных стратегий организации образовательного процесса, подготовку инновационных средств обучения. В настоящее время востребованность выпускника вуза определяется не только объёмом знаний, полученных будущим специалистом. Отношения «выпускник - общество» выражаются понятиями «конкурентоспособность», «профессиональная компетентность», «мобильность», т.е. осуществляется выход на новый общественный договор между государством и обществом, расширяющий возможности реализации материальных и духовных потребностей личности, актуализирующий готовность выпускника вуза к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной сферах жизни. Понимание качества профессионального образования как соответствия требованиям нового времени предполагает изменение стилей, форм, методов организации процесса обучения посредством внедрения в образование инновационных технологий.

Наибольшим потенциалом обновления и результативности деятельности высшей школы обладают, на наш взгляд, нововведения, направленные на поиск, разработку и внедрение новых образовательных технологий, которые простраиваются с учетом значимости личностного потенциала будущего специалиста и особенностей его психофизиологии. Кроме гуманизации и гуманитаризации учебного процесса, в современной образовательной системе выделяются следующие приоритетные направления модернизации: использование инновационных технологий; введение в процесс обучения знаний психологии и нейрофизиологии; информационное обеспечение учебной деятельности (использование компьютерных технологий); создание здоровьесберегающих условий обучения.

Огромное значение приобретает процесс инновации в области внедрения образовательных технологий, адекватных современным условиям жизни общества. Осознавая, что педагогика - наука достаточно консервативная и любая инновационная методика не всегда может быть позитивной, следует быть предельно осторожным в её реализации, т.к. иногда нововведения могут и ухудшить систему. Поэтому технологии, используемые в рамках инновационного подхода, требуют тщательного и детального анализа. Речь идет о концептуальных основах, процессуальности, средствах, результатах внедрения, взятых в единстве качественного совершенствования образовательной системы.

Глубина преобразований и их результативность, сущность, качество и целесообразность инновации позволяют оценить характер современного процесса нововведений и выделить несколько уровней:

1) низкий - относятся инновации, включающие изменения в виде необычных названий и формулировок;

2) средний - предполагающий изменение форм, но не затрагивающих сущности явлений, процессов;

3) высокий - изменяющий систему или её компоненты как по форме, так и по содержанию.

Для определения эффективности любой инновационной технологии, её отнесённости к вышеперечисленным уровням необходимо иметь чёткие представле-

ния о критериях успешности её реализации. При анализе эффективности и результативности применяемой инновационной технологии важным представляется учет следующих факторов:

1) сфера обновления;

2) масштаб преобразования (локальное, модульное, системное);

3) тип нововведения (развитие своего опыта, использование чужого опыта, освоение научной разработки);

4) апробация нововведения (однократно, многократно, создание оргусловий для освоения);

5) разработка нововведения (представление в виде идеи, концепции, проекта и т.д.);

6) план внедрения нововведения на практике;

7) освоение нововведения (объем, охват, рутини-зация, переход нововведения в норму);

8) препятствия на пути разработки (социальные, правовые, материально-технические, финансовые, общепедагогические, психологические, гигиенические, физиологические);

9) эффективность управления инновационным процессом (тип управления, результативность управления, контроль).

Предлагаемые критерии оценки любой технологии - это динамическая характеристика, соотносимая с решаемой проблемой, ожидаемым результатом, областью реализации и применения, параметры которой могут меняться в зависимости от цели её использования, имеющихся условий.

Другим актуальным направлением модернизации современной системы образования признается введение психологических знаний в процесс обучения, которое реализуется в виде использования достижений современной психологии в синтезе с конкретным учебным предметом. Педагогический опыт говорит о том, что общение студента с преподавателем играет огромную роль в обучении. Выступая интерпретатором знаний, педагог вносит в процесс обучения эмоциональную окраску, реализует обратную связь, проводит корректировку учебного процесса, учитывающую психофизиологические и интеллектуальные способности студента. Постоянное общение преподавателя и студента позволяет последнему получать помощь, в том числе и психологическую.

Идея необходимости введения психологической компоненты в процесс обучения будущих специалистов не нова и обосновывалась в работах П.И. Пид-касистого, A.A. Смирнова, Л.М. Фридмана, И.А. Зимней и других ученых. Это вызвано тем, что задача обучения все чаще начинает осознаваться как создание условий для гуманизации учебного процесса, индивидуального самовыражения обучающихся, развитие их критического мышления, как формирование умений не просто учиться, а самостоятельно добывать знания и эффективно решать различные учебные и жизненные проблемы. Использование психологических подходов ориентирует студента на способность «возделывать самого себя и окружающий мир через самопознание, самовоспитание, самосовершенствование» [1].

Задача преподавателя заключается в том, чтобы дать обучаемому реальный шанс на успех, на умение мыслить, решать самостоятельно сложные задачи. Использование психологических знаний, а также методов психологической защиты на учебных занятиях, существенно повышает эффективность учебного процесса, придает ему более качественный уровень. Сегодня в образовании уже используется такие психотехнологии, как психодрама, арттерапия, гештальт-подход, нейролингвистическое программирование (НЛП) и др.

НЛП - научная технология, описывающая структуру человеческого опыта и наиболее эффективные способы обучения человека новому поведению. Структурирование и обобщение накопленного опыта представляется в форме рабочих моделей, служащих основой для разработки техник, позволяющих быстро и эффективно менять свои мысли, поведение, убеждения. Многие модели НЛП были созданы на примере изучения людей, делавших что-либо с изысканным совершенством. Такие модели, как метамодель, метапрограммы, острота восприятия, модель Милтона, системы преставления и субмодальности предоставляют множество инструментов для изменения собственного поведения и поведения других людей. Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникациях, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании, т.е. везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. Современное НЛП - это, прежде всего, методология, которая, как и математика, может успешно обслуживать различные области человеческого прогресса. Техники НЛП основываются на знание нейрофизиологии человека и представляют собой способность личности эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать и уважать их модели мира.

Наряду с НЛП-технологиями в учебном процессе широко используют элементы гештальт-подхода. Гештальт-подход рассматривает целостное видение человека в единстве его эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Главная идея данного подхода заключается в развитии «творческого приспособления» к окружающему миру, восстановлении утраченной личностью способности к саморегуляции, осознании причин повторения неадаптивных и разрушительных стереотипов. Гештальт-подход ставит перед человеком задачу найти внутренний способ творческого самовыражения, выбирая самое значимое для себя в определенный момент. Использование психотехник на учебных занятиях вполне доступно для педагога и рассматривается как одна из инновационных форм учебной работы, как стимул к развитию творческих потенций обучающихся, вспомогательная технология. Упомянутые выше технологии не являются единственными среди широкого спектра используемых в учебном процессе психологических знаний.

Сегодня существуют большие возможности для самообразования, самостоятельного поиска источников информации. Стремительное развитие информационных технологий в последние годы стало стимулом к

появлению новых педагогических технологий, в их числе широкое использование интернет-практик, интернет-занятий, всевозможных мультимедийных программ. Применение компьютерных технологий обладает рядом особенностей: процесс обучения носит интерактивный характер, выводит саморазвитие, самосовершенствование, самообразование обучающихся на другой, качественно новый уровень. При этом значительно повышается мотивация к обучению, уровень информационной культуры, расширяются возможности внедрения индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. При внедрении информационных технологий в обучение различным предметам снимаются психологические «неудобства», т.к. степень сложности предлагаемых заданий и объем изучаемого материала дифференцируются и соотносятся с уровнем обученности и обучаемости студента. Четкий алгоритм деятельности позволяет в короткие сроки усвоить большие массивы информации, произвести дальнейшею обработку усвоенных знаний, сделать необходимые обобщения и применить их на практике. Темпы разработки и внедрения компьютерных технологий, на наш взгляд, напрямую зависят от технических возможностей учебного заведения, степени обученности и позиции преподавателя.

При реформировании общества невозможно ограничиться преобразованием только одной какой-либо системы. Так и при реформе образования невозможно оставить без внимания вопросы о здоровье всех участников образовательного процесса, тем более, что взаимосвязь здоровья студента с успешностью его обучения и воспитания очевидна и доказана многочисленными исследованиями. Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из базового понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным оказывается ответ: «так, чтобы не нанести вред здоровью субъектам образовательного процесса». По мнению Н.К. Смирнова, любая образовательная технология является психосберегающей, соответственно и здоровьесберегающей, если выполняются 4 требования:

1. Учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.) особенностей учащихся, их темперамента, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.д.

2. Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремясь добиться оптимальных (наилучших) результатов обучения.

3. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата на уроке; безусловное сохранение, поддержание, укрепление психического здоровья; исключение любых факторов, оказывающих негативное воздействие на психическое состояние обучающихся (авторитарное давление, грубость, едкая и обидная ирония, бестактность и т.д.).

4. Акцентуация не только на подходах, стилях, методах работы, не приносящих вреда, но и на том, чтобы научить каждого студента средствам психологической самозащиты.

Современные педагоги выделяют данную технологию как приоритетную, т.к. она органично сочетается и сопровождает любую из вышерассмотренных.

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что внедрение хотя бы одной из перечисленных в статье образовательных технологий будет способствовать решению вопроса модернизации образования. На практике это чаще всего не одна какая-то отдельно взятая технология, а как правило, интегрированный вариант, ориентированный на конкретную проблему конкретной аудитории, конкретный результат. Реформирование в сфере образовательных технологий видится перспективным и результативным, т.к. за сравнительно небольшой срок позволяет увидеть прогнозируемый, ожидаемый, конкретный результат. Таким образом, разработка и внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс любой ступени непрерывного образовательного комплекса следует рассматривать как наиболее гибкое, динамичное, практическое, хорошо анализируемое и исследуемое направление модернизации всей системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика). Томск, 1997.

2. Смирнов Н.К. Основы педагогической психотерапии. М.: Человек, 1998.

Статья представлена Институтом теории образования Томского государственного педагогического университета, поступила в секцию «Иностранные языки» научной редакции «Филологические науки» 2 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.