DOI: 10.18572/2686-858X-2020-3-7-37-43
РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ТВОРЧЕСКОМ
ВУЗЕ
DEVELOPMENT OF NEW FORMS AND MODERN TECHNOLOGIES FOR TRAINING TOURISM INDUSTRY PERSONNEL IN A CREATIVE
UNIVERSITY
Воронцова Маргарита Гурьевна, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», г. Санкт-Петербург, Россия vorontsovamg@mail.ru
Васильева Александра Дмитриевна, аспирант кафедры финансов, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия alexandra.vassilyeva@gmail.com
Аннотация. В работе изучены проблемы развития профессионального туристского образования. Рассмотрены и определены направления подготовки кадров индустрии туризма в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе профессиональных стандартов в творческом вузе культуры. Оценка видов туризма, этнографического и краеведческого, позволяет определить компетенции эффективной туристской деятельности будущих специалистов сферы туризма. Результаты. Реализация масштабных проектов в сфере рекреации и досуга имеет значительное социально-экономическое значение и положительный экономический эффект. Для обеспечения качественной и соответствующей текущим условиям подготовку будущих кадров индустрии необходимо разрабатывать профессиональные стандарты профессий с учетом новых подходов.
Ключевые слова образовательные стандарты, современные технологии, национальный проект «Культура», этнографический туризм, краеведческий туризм, современные туристские кадры.
Jel code: J44,L83.
Abstract. The paper examines the problems of development ofprofessional tourism education.The directions of training tourism industry personnel in accordance with the new educational standards based on professional standards in the creative University of culture are considered and determined. Assessment of types of tourism, ethnographic and local lore allows you to determine the competence of effective tourism activities of future specialists in the field of tourism. Results. The implementation of large-scale projects in the field of recreation and leisure has a significant socio-economic significance and a positive economic effect.To ensure high quality and appropriate training of future industry personnel, it is necessary to develop professional standards of professions, taking into account new approaches.
Keywords: educational standards, modern technologies, national project "Culture", ethnographic tourism, local history tourism, modern tourist personnel.
1.ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия переживает период изменений, а с ней перестраивается и глубоких политических и социальных вся система образования. Оживление
производственной сферы, появление высокотехнологического оборудования, участие страны в международных проектах, повышение потребительского спроса на рынке услуг, в том числе на туристские услуги и услуги культурно-досуговой деятельности, требуют принятия решений по модернизации системы профессионального образования
В Федеральной Целевой Программе развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года №497, поставлены задачи, «связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования». Программа подходит к завершению, но предполагаем, что она себя не исчерпала и далеко не все задачи выполнены. Реализация положений программы подразумевает введение новых образовательных технологий, модернизацию существующих программ обучения, пересмотр содержания образовательного процесса (2).
Кадровое обеспечение и проблемы подготовки специалистов сферы туризма стоят с момента формирования российского туристского рынка. В середине 90-х годов был принят Закон РФ «Об основах туристской деятельности»(1996г.), в котором туризм был назван самостоятельной отраслью экономики и ему было декларировано приоритетное развитие. Туризм кочевал по разным российским министерствам, не находя постоянной прописки. Многое изменилось с тех пор, рынок туризма из «дикого» постепенно сформировался в цивилизованный, но проблем меньше не стало, напротив, внешние факторы (политические, экономические, правовые, социально-культурные и др.) держат туристскую отрасль в постоянном напряжении. Она напрямую зависит не только от политики и экономики, но и, как мы видим, от природно-климатических условий. Сущность туризма, как сферы деятельности, заключается, во-первых, в неоднородности труда, т.к. в формировании его специфического продукта принимают участие организации многих отраслей. Во-вторых, российский туристский рынок постоянно развивается в условиях нестабильности, а это накладывает отпечаток и на кадровое обеспечение отрасли, повышаются требования к подготовке кадров для организаций сферы туризма. В-третьих, усиление конкуренции требует активного продвижения российского туристского продукта на внешнем и внутреннем рынке.
В этом специфика туризма, его уникальность и сложность. Поэтому для сферы туризма требуются особые кадры. Социальный заказ на современные туристские кадры со стороны общества и рынка существенно вырос.
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ В настоящее время в вузах туристское образование обучающиеся получают на базе образовательных стандартов 5++. Этот уровень условно относится к soft-skills Подготовка бакалавров и магистров осуществляется по направлению - туризм и сервис:
- 43.03.01 - сервис
- 43.03.02 - туризм
- 43.03.03 - гостиничное дело
В творческом вузе культуры, кроме этого, будущие бакалавры и магистры обучаются по направлению - культуроведение и социокультурные проекты:
• 51.04.03 - социально-культурная деятельность
• 51.04.04 - музеология и охрана памятников культурного и природного наследия
• 51.04.05 - режиссура театральных представлений и праздников.
В рамках этих направлений и профилей в процессе обучения акцент делается на:
• культурно-познавательный туризм
• краеведческий туризм (совместно с библиотеками)
• этнокультурный туризм
• этнографический туризм.
Эти виды туризма в настоящее время вызывают огромный интерес как у российских туристов, так и у иностранных путешественников. При посещении нашей страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является архитектура, культура и быт народа, природа. Привлекательность этнокультурных комплексов и сооружений определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
Город Санкт-Петербург в этом смысле уникален, так как дает возможность удовлетворению самых разнообразных потребностей туристов. Архитектура дворцов, домов старого и нового города и
пригорода, театры, музеи и парки, культурное пространство современного искусства города привлекают российских туристов и многих стран мира. Город привлекает не только этим культурным наследием, но и своим расположением в живописнейшем месте на берегу Финского залива и акватории Невы, многочисленных рек и каналов.
Именно поэтому в Северной столице культурно-познавательный туризм давно выделился в особый вид. Его основой является историко-культурный потенциал города, включающий всю социально-культурную среду с традициями и обычаями. Таким образом, успех развития культурного туризма зависит от уникальности национального культурного наследия. Объекты
национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен возродить уникальную народную культуру и предлагать ее элементы, ее самобытность в креативных формах на туристский рынок.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры принимает активное участие в Федеральном проекте «Творческие люди» Национального проекта «Культура».Студенты совместно с преподавателями кафедры туризма и социально-культурного сервиса разработали интерактивную тематическую туристскую карту «Народная художественная культура Ленинградской области» . https://www.spbgik. ги/ вкладка «наука» карта .
Этот творческий процесс занял достаточное время, т.к. тщательно исследовались и изучались культурно-исторические достопримечательности районов области, культура народов и национальностей их населяющих. На основе карты разработаны интересные туристские маршруты и экскурсии с различной тематикой. Например, большой популярностью у путешественников пользуется экскурсионно-музыкальный маршрут «Национальная музыка в народных инструментах», экскурсионный маршрут «Художественные промыслы и ремесла» и др.
Проект имеет большой успех и заинтересованность, как со стороны специалистов-практиков туризма, так и со стороны администрации Ленинградской области.
Совмещение отдыха со знакомством истории и культуры другого народа - одна из задач, которую способен решать туризм. Знакомство с культурой и обычаями другого края, области и региона обогащает духовный мир человека, способствует его развитию, воспитанию патриотических чувств и любви к родному краю и Родине. Наряду с произведениями изобразительного и музыкального искусства, архитекторы и литературного творчества, культурное наследие составляют народные промыслы, фестивали. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой.
Студенты, изучая мировой опыт сельских видов туризма и рекреации, делают вывод, что реализация масштабных проектов в сфере рекреации и досуга имеет значительное социально-экономическое значение и положительный экономический эффект. А именно:
- улучшение благосостояния граждан, предлагающих услуги сельского туризма;
- возрождение культурных традиций народа;
- стимулирование к изучению народов и обычаев, краеведения и истории родного края;
- развитие народных промыслов;
- сохранение культурного и исторического наследия;
- формирование планов развития регионов «изнутри» с учетом интересов местных сообществ;
- приостановка процесса урбанизации;
- укрепление социальных контактов с другими регионами России и странами.
Этнографический туризм в нашей стране только начинает развиваться. Если в зарубежных странах он успешно реализуется и среди молодежных туристских групп, и среди групп туристов третьего возраста, то на российском туристском рынке этот продукт только формируется. Роль этнографического туризма состоит в том, что он выполняет важные функции: культурно-познавательную, коммуникативную, воспитательную, способствуя визуальному восприятию -интерьер и оформление деревень, костюмы, планировка; аудиовизуальному - музыкальная программа (концерты, представления, фестивали, массовые гуляния); вкусовому и обонятельному — гастрономическая часть экскурсии. В настоящее время в рамках
программы по развитию внутреннего туризма этому направлению уделяется значительное внимание, оказывается финансовая поддержка и ставится вопрос кадровых ресурсов. Поэтому данный вид деятельности должен рассматриваться как стратегический социально-экономический проект поддержки регионов, требующий расширения полномочий Ростуризма
Объекты культурного наследия должны быть активно включены в процесс социально-экономического развития общества при обязательном обеспечении их сохранности с использованием правовых, экономических и нравственных регуляторов. Все объекты культуры обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов народов Российской Федерации, который в настоящее время сильно недооценен обществом и, как следствие, в должной мере не востребован.
Следует отметить еще одно направление развития туризма, которое исследуется студентами вуза культуры, это - кино-туризм. Туристские кино-маршруты по Ленинградской области и древнерусским городам «Золотого кольца» являются творческими проектами выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов факультетов вуза.
Такой подход к образовательному процессу дает возможность формировать у выпускников не только универсальные и обще профессиональные, но и профессиональные компетенции.
Кардинальные изменения в ФГОС 3++ коснулись структуры профессиональных компетенций. Теперь высшим учебным заведениям предоставлена возможность самостоятельно формулировать их с учетом профессиональных стандартов, привлекая к этому работодателей, специалистов кадровых агентств, консультантов и НЯ компаний отрасли и т.д. В сфере туристского и гостиничного бизнеса разработано еще не так много профессиональных стандартов, что в значительной степени усложняет разработку профессиональных компетенций. В настоящий момент действуют следующие стандарты, относящиеся к гостиничному и туристскому бизнесу: [7]
• 04.005 Экскурсовод (гид)
• 33.007 Руководитель/управляющий
гостиничного комплекса/сети гостиниц
• 33.008Руководитель предприятия питания
• 33.021Горничная
• 33.022 Работник по приему и размещению гостей
Согласно исследованиям, проведенным агентством People 1st International, 34,3% респондентов из сферы HR предвидят изменения в организационных структурах в результате пандемии. Среди них особенно отмечают сокращение штата и увеличение доли удаленной работы, что означает возможность найма международного персонала и упрощение работы с небольшими командами для достижения большей гибкости в режиме многозадачности. Однако, почти треть опрошенных также отметили, что текущая ситуация негативно сказалась на качестве и развитии навыков персонала [9].
Из-за пандемии и ее последствий персоналу туристских и гостиничных предприятий будет необходимо развивать новые навыки в контексте работы в условиях социальной дистанции, здоровья и безопасности и инфекционного контроля. Кроме того, более важным становится и развитие компетентности в умении брать на себя инициативу и принимать решения в нестандартных ситуациях, так как штатный состав многих компаний сокращается и функции перераспределяются между сотрудниками, вследствие чего обязанность принимать операционные решения все чаще передается линейным сотрудникам, а не только закрепляется за руководителями разных уровней, не смотря на достаточно высокий уровень неопределенности в геополитической обстановке в целом и положении компании в частности.
Так же необходимо уметь быстро и грамотно выявлять новые потребности клиентов и гостей, активно искать способы помочь им, предложив максимально ценную и персонализированную услугу.
По мнению специалистов-практиков, туристский рынок труда требует высокопрофессиональные кадры с навыками, отражающими современный уровень развития туризма:
• цифровые, экологические и социальные навыки;
• навыки планирования туристских
потоков, использования туристских ресурсов отдельных регионов;
• навыки социально-культурного проектирования.
Новые навыки, которые необходимо развивать в сотрудниках сферы туризма и гостеприимства, агентство People 1st International описывает тремя определениями. Это навыки цифровые, экологические и социальные. Социальные навыки наиболее важны для создания и развития репутации компании: насколько быстро и хорошо предприятия удовлетворяют меняющиеся потребности клиентов. Так как для достижения этой цели персоналу необходимо владеть и большим количеством цифровых технологий, соответственно необходимо развивать и цифровые навыки [10].
Внастоящее времяпотребителитуристских и гостиничных услуг являются очень осведомленными и в части предоставляемых услуг, и относительно рациональности и осознанности в распоряжении временем и финансами. В связи с этим, персонал также должен быть компетентен в этих сферах. Такие навыки эксперты агентства назвали экологическими.
Отдельно в исследованиях аналитики по-прежнему настаивают на том, что даже в эпоху цифровых технологий персонал туристских и гостиничных компаний является их самым главным активом. И именно персонал способен помочь компаниям этих секторов экономики быстрее восстановиться после кризиса, вызванного пандемией и ее последствиями. Соответственно очень важно грамотно подходить к вопросу подготовки, подбора и последующего развития персонала.
Проявляется повышенное внимание к преподавательскому корпусу, его возможностям использовать не только классические методы, но и современные формы и технологии обучения: [9]
• деловые и ролевые игры, кейсы, тестирование, семинары-тренинги, квесты, музейные гостиные, обмен опытом проектной деятельности, кроссворды и др.;
• владение специальной туристской терминологией на иностранном языке;
• свободное владение основными компьютерными программами. Актуальными остаются и технологии
переподготовки и повышения квалификации
сотрудников сферы туризма За годы развития отрасли их сформировалось достаточно. Их выбор широк и многообразен. Это стажировки в специализированных отраслевых вузах и повышение квалификации на курсах при высших учебных заведениях, и использование при переподготовке сотрудников туристских организаций различных учебных центров, бизнес-школ, мастер-классов.
Отдельно стоит отметить необходимость развития у специалистов прикладных навыков и компетенций, чему сейчас активно способствует адаптация и изменение программ организаций профессионального образования.
Также необходимо оценить вклад движения WoгldSkiИs в профессиональное обучение развитие кадров индустрии туризма и гостеприимства [11].
WoгldSkiUs - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа профессионального мастерства и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов во всем мире посредством организации и проведения чемпионатов как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
В WoгldSkiUs представлены компетенции по 6 тематическим блокам: строительная сфера, ИТ, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн. В России также представлена еще и седьмая сфера - образование. В настоящее веря движение объединяет более 80-ти стран, в нем представлено свыше 130 компетенций. Движение также имеет отдельный набор компетенций и для более молодых участников-школьников (до 16 лет) - WoгldSkiИsJumoгs .
3.РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Таким образом, к индустрии туризма и гостеприимства имеют отношение следующие 12 компетенций:
• для юниоров: администрирование отеля, организация экскурсионных услуг, поварское дело, ресторанный сервис и туризм;
• среди компетенций для студентов: администрирование отеля (Е57 WSE), организация экскурсионных услуг ^58 RU), поварское дело (34 WSI), ресторанный
сервис (35 WSI), турагентская деятельность (Т41 Яи), туризм (Я9 Яи), туроператорская деятельность (Т42 Яи). В России официальным оператором международного некоммерческого движения WorMSkilЫntematюnal является союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Союз занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования, а также проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по пяти направлениям: [11]
1 Профессиональное мастерство. Конкурс между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22-х лет.
2 . На производственных площадках крупнейших российских компаний проводятся корпоративные чемпионаты.
3 . 1Т-сектор - DigitalSkills, конкурс в сфере высокотехнологичных профессий.
4 . Агрокомплекс - отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (AgroSkiИs).
5 . Конкурс профессионального мастерства между студентами высших учебных заведений(WorldSkШs).
Подготовку современных высококвалифицированных кадров необходимо осуществлять в системе взаимодействия партнерской сети вуз - бизнес - власть и такое понимание сегодня есть у каждой из сторон этой сети .
Важнейшие задачи, которые предстоит совместно решать в ближайшее время:
• синхронизировать систему образования и систему туристского бизнеса;
• осуществлять профессиональную подготовку на базе университетской науки;
• использовать стратегию синергии в системе подготовки кадров
Эффект синергии возникает при реализации различных форм партнерства. Синергия в данном случае проявляется как формирование у партнерской сети дополнительных конкурентных преимуществ благодаря совместному использованию рыночной инфраструктуры, образовательных
ресурсов, клиентской базы и т.д. Использование в деятельности различных организаций стратегии синергии приводит к достижению целей и более высоких результатов для каждой из них, чем те, что были бы при отсутствии налаженного взаимодействия.
Результатом теснейшего
взаимодействия должно быть создание принципиально нового продукта системы подготовки туристских кадров [8]. ВУЗ в данном контексте выступает как генератор знаний, драйвер и организатор .
Две основные задачи - создать конкурентоспособный туристский продукт и сделать его востребованным и доступным, обозначенные в Стратегии развития туризма в России до 2035 года, которая принята в сентябре 2019 года, способны решить только современные туристские кадры. Для этого предполагаются инвестиции во все виды туристской инфраструктуры, субсидирование успешных проектов в сфере туризма за счет льготных кредитов и налоговых льгот, упрощение визовых формальностей, улучшение подготовки кадров для туризма.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым еще раз отметить, что персонал в индустрии туризма является важной составляющей, поэтому эффективное управление коллективом превращается в одну из важнейших функций менеджмента в сфере туристского и гостиничного бизнеса. Для реализации такого управления необходимы новые технологии кадровой работы и обучения персонала.
Чтобы обеспечить качественную и соответствующую текущим условиям подготовку будущих сотрудников индустрии необходимо разрабатывать профессиональные стандарты профессий с учетом новых подходов, внедряемых в международной практике, а также создавать при организациях среднего профессионального и высшего образования учебные турфирмы, турагентства и гостиничные предприятия для организации практики и совершенствования прикладных навыков обучающихся.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Federal law No. 132-FZ of November 24, 1996 "on the basics of tourist activity in the Russian Federation" (No. 132-FZ - http://base.garant.ru/136248/
2. Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)" - http://base.garant.ru/55171986/
3. Passport of the national project " Culture "as part of three Federal projects:" Ensuring a qualitatively new level of development of cultural infrastructure"," Creating conditions for the implementation of the creative potential of the nation "and"Digitalization of services and the formation of information space in the field of culture".
4. Vorontsova M. G. Socio-cultural development in the system of regional economy / / Competitiveness in the global world: economy, science, technology.2018. No. 1 part 6. S. 653-658.
5. Vorontsova M. G. Economic and digital vector of tourism and hospitality industry development in the regional management system./ Collection of scientific articles of The international scientific and practical conference "Business strategies for tourism and hospitality in the global digital economy" of the Institute of Hotel business and tourism of the RUDN Moscow, February 2020
6. Vorontsova M. G., Bystrov S. A.: Tourism: macroeconomics and microeconomics. - St. Petersburg, publishing house "Gerda". -2008. - 464c.
7. Vorontsova M. G. Vasilyeva A.D. Development of hotel industry enterprises in the conditions of the world economy crisis / / Journal of legal and economic research. - 2020. - №3
8. Kochetkov M. V. Innovations in education. How to separate the wheat from the chaff?//Higher education in Russia.2020. T. 29. NO. 11. P. 153-166
9.Kurilov N. V., Chikurova T. Yu. Features of personnel training for the tourist industry / / Bulletin of the Ugra State University. - 2015. - Issue 4 (39). - P. 12-16
10. Official portal " Young professionals (WorldSkills Russia)". URL:https://worldskills.ru/(date of the request 10.11.2020)
11. official worldskillsinternational Portal. URL:https://worldskills.org/(date of address 10.11.2020)
12. Official tourist portal of the Leningrad region [Electronic resource]. - Access mode : http:// www.lentravel.ru/.
13. Website of the Leningrad region Committee for tourism. [Electronic resource]. - Access mode : http://travel.lenobl.ru
14. Serditova N.E., luchinina N. A., Pavlova N. S. Project approach to the organization of educational activities at the University//Higher education in Russia.2017. No. 5. Pp. 141-147
15. Tanina A.V. Conceptual foundations of tourism development in the Gatchina municipal district / / Journal of legal and economic research.-2019. - No. 1. - p. 192-198.
16. Shprynya O. V., andreiko O. V. Development of the personnel training system in the tourism and hospitality industry// Bulletin of the Maikop state technological University.- 2018.- No. 2.
17. shishlova E. E. socio-Cultural competence as an indicator of the quality of professional training of a specialist//Higher education in Russia. 2020. T. 29. NO. 5. P. 95-102
18. Ethnofestival "Russia-consonance of cultures". [Electronic resource] // forumnarodov47.ru. -access Mode : http://forumnarodov47.ru/?id=2358.
19. Covid-19: Impactonskillsinhospitality, retail, travelandaviation //Portal of the analytical Agency "People 1stInternational" URL: https://www.people1st.co.uk/getattachment/Insights/Covid-19-live-re-search/COVID-19-skills-impact-recovery-survey/COVID-19_The-impact-on-skills-in-hospitality,-re-tail,-travel-and-aviation.pdf/?lang=en-GB (accessed 10.11.2020)
20. Thefutureofgreen, digitalandsocio-cultural skills in tourism / portal of the analytical Agency "People 1stInternational" URL:https://www.people1st.co.uk/insights/industry-intelligence/the-future-digital,-green-social-skill-needs-in/ (date of request 10.11.2020)