Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В Г. КАЗАНИ'

РАЗВИТИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В Г. КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОРОДСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мамина Д.А.

В статье рассматривается новое явление современного общества - креативные индустрии. Дается определение понятия креативных индустрий. Рассматриваются городские проекты, направленные на популяризацию культуры и образования в обществе. Явление креативных индустрий позволяет обеспечить качественный и разнообразный культурный досуг казанцев.The article deals with a new phenomenon of modern society - the creative industries. The definition of the concept of creative industries. Considered urban projects aimed at popularization of culture and education in society. The phenomenon of creative industries ensures a quality and diverse cultural leisure Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В Г. КАЗАНИ»

образовательные проекты способствуют повышению привлекательности городской среды для туристов. Местом посещения гостей города наряду с традиционными историческими объектами становятся учреждения-трансляторы современного искусства, где можно познакомиться с творчеством художников, музыкантов, режиссеров и других деятелей культуры наших дней.

Использованные источники:

1. Ломакина Л. И. Образование в постиндустриальном обществе / Л.И. Ломакина // Вестник ОГУ. - 2006г.- № 7. - с.91-98. http://vestnik.osu.ru/2006 7/13.pdf

2. Мирханова А. Что «Смена» грядущая нам готовит? / А. Мирханова // Казань. - 2014. - №1.-с. 80-86. http://www.kazan-journal.ru/pages/item/592-chto-smena- gryaduschaya-nam- gotovit?

3. Новиков А. М. Труд и образование в постиндустриальном обществе /А.М. Новиков // Специалист. - 2008. - №2.-с.2-5 http://www.anovikov.ru/artikle/trud ob.htm

4. Официальный сайт ЦСК «Смена» // URL: http://smenagallery.ru/about (дата обращения: 16.03.2016)

УДК 37/1174

Мамина Д.А. студент магистратуры 3 курса Высшая школа татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Казань

РАЗВИТИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В Г. КАЗАНИ Аннотация: В статье рассматривается новое явление современного общества - креативные индустрии. Дается определение понятия креативных индустрий. Рассматриваются городские проекты, направленные на популяризацию культуры и образования в обществе. Явление креативных индустрий позволяет обеспечить качественный и разнообразный культурный досуг казанцев.

Ключевые слова: креативные индустрии, культурно-образовательная среда, городские образовательные проекты

Abstract: The article deals with a new phenomenon of modern society - the creative industries. The definition of the concept of creative industries. Considered urban projects aimed at popularization of culture and education in society. The phenomenon of creative industries ensures a quality and diverse cultural leisure Kazan.

Keywords: creative industries, cultural and educational environment, urban education projects

Современное общество характеризуется трансформациями и скоростью, с которой проходят эти трансформации. Одной из трансформаций

являются креативные индустрии, в контексте которых открываются новые возможности для развития различных сфер общества, культуры и науки. В частности, креативные индустрии становятся новыми площадками для культурно-образовательной среды.

М. Б. Гнедовский и И. Я. Мацевич определяют «креативные индустрии» как «особый тип взаимодействия между субъектами, объектами и средствами их деятельности с целью производства, распространения и потребления новых продуктов и услуг, удовлетворяющих спрос общества на духовные и материальные ценности» [2]. Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании к «креативным индустриям» относит «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»

[3].

Приведенные определения объединяет одно - креативные индустрии находятся на стыке экономики, культуры и искусства, социологии и образования. Основная сфера приложения креативных индустрий -современный город.

К функциям креативных индустрий относятся:

- повышение общего культурного фона;

- рост туристической привлекательности региона;

- получение дохода от креативных идей и услуг;

- реализация культурно-образовательных программ для жителей и гостей города;

- использование пустующих зданий с целью облагораживания городского пространства;

- увеличение занятости населения путем появления новых рабочих мест.

Креативные индустрии являются одним из действенных способов

создания и развития культурно-образовательной среды города, которая обретает благодаря этому инновационный характер. Применяются они и в Казани, способствуя повышению комфортности проживания на ее территории. Креативные индустрии позволяют обеспечить качественный и разнообразный культурный досуг казанцев, доступный для всех возрастных и социальных групп на протяжении года. Так, в 2014 году были запущены масштабные проекты, которые продолжились и в 2015 году.

Это фестиваль «Книга-фест», прошедший 6 июня, в День русского языка, под девизом «Я люблю читать». Свыше 4 тысяч человек посетили фестиваль, чтобы почитать стихи, поучаствовать в творческих конкурсах и мастер-классах на трех площадках: в Лядском саду, Усадьбе Сандецкого и Доме Василия Аксенова. Данный фестиваль имеет важное воспитательное значение. Он не только популяризирует чтение, но и приобщает в целом к литературе, способствует формированию и поддерживанию традиций, уважительному отношению к истории города, расширению кругозора и развитию речи участников фестиваля. Существенным отличием от подобного

рода литературно-музыкальных встреч проводимых обычно в закрытых помещениях, актовых и концертных залах, стали открытые площадки на свежем воздухе - парки, которые объединили людей думающих и творческих.

Это проект «Литературные дворики», гостями которого стали татарские писатели, поэты и актеры, а также российские актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков, Валентин Гафт, Ольга Будина, Эльвира Болгова, Мария Голубкина, поэт Евгений Евтушенко, французский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт. Образовательное значение имеют не только сами тексты, прочитанные известными гостями, но и расширение границ «Литературных двориков», возможность прикоснуться к литературе в необычном формате, узнать для себя что-то новое и поделиться этим с другими. Во время летнего уличного фестиваля «Культурный сдвиг или Казанские гастроли» были показаны театрализованные представления, перформансы, акустические концерты известных казанских исполнителей и молодых начинающих музыкантов. «Культурный сдвиг» позволил оживить городскую жизнь в Старо-Татарской слободе и повысить ее привлекательность для туристов. Этому же способствовал конкурс городской жанровой скульптуры, победители которого - студенты казанского филиала Московского художественного института имени Сурикова - установили в Старо-Татарской слободе скульптурную композицию «Казанское подворье».

В последнее время образование в контексте получения новых знаний и навыков переместилось на такие новые площадки города как Центр современной культуры «Смена», резиденция креативных индустрий «Штаб». Центр современной культуры «Смена», который изначально был создан как площадка для выставок современных художников и книжный магазин, в настоящее время больше сконцентрирован на просветительской деятельности. Об этом можно судить по частоте проводимых научных семинаров и конференций, циклов лекций профессионалов всероссийского и мирового масштаба. В настоящее время «Смена» включает в себя галерею, лекторий и книжный магазин. В центре проводятся детские и семейные мастер-классы. Несмотря на возрастающее в Казани количество детских центров, кружков, летних лагерей, среди жителей заметен спрос на качественно иной уровень работы с детьми, на образовательные курсы и события, организованные компетентными специалистами и проводимыми опытными педагогами. В «Смене» проходят увлекательные беседы для детской аудитории об истории письменности и книгопечатания, совместные творческие работы детей и взрослых в рамках фестивалей, музыкальные эксперименты под кураторством современных музыкантов.

Вторит «Смене» и недавно созданная резиденция креативных индустрий «Штаб», в которой можно наблюдать соседство рабочего пространства, площадки для творчества и образовательные ресурсы. Образование «Штаб» расположено в здании бывшего швейного объединения «Киемнэр». Резиденция включает в себя кофейню - коворкинг «Кофе-станция», книжный магазин, лекционную площадку, пространство для

резидентов, выставочную площадку и творческую лабораторию «Угол». Пространство имеет также характерную для креативных индустрий черту, это большое вместительное помещение с простым оформлением, имеющее рабочую атмосферу, без лишних элементов, но оснащенное технически всем необходимым. Здесь проводятся лекции и мастер-классы по актуальным вопросам современной культуры.

Мы можем увидеть, что в последнее время чаще всего городские образовательные проекты создаются на идеях привнести культурные ценности и процесс получения знаний в новой, более привлекательной для современных людей форме (живого диалога, дискуссии, неформального общения). Такой формат образовательных мероприятий носит инновационный характер, так как происходит и новое осмысление, и принятие современной культуры казанцами. Это позволяет нам утверждать, что креативные индустрии имеют свой культурно-образовательный потенциал.

Использованные источники:

1. Зуев С. Культурные индустрии // Отечественные записки. — № 4. - 2005 [Электронный ресурс] // URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2505 (дата обращения: 15.02.2016).

2. Мацевич И. Я. Социально-философские основания концепции креативной индустрии и перспективы ее развития: автореф. дис. ...канд. филос. наук. -Минск, 2012. [Электронный ресурс] // URL: http : //www. dissers. ru/avtoreferati-dissertatsii-belarus/a25.php (дата обращения: 05.02.2016)

3. Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: автореф. дис. .канд. культурологии. - М., 2008.[Электронный ресурс] // URL: http://cheloveknauka.com/stanovlenie-i-razvitie-kreativnyh-industriy-v- sovremennoy-kulture#1 (дата обращения:05.02.2016)

4. Папушина Ю. О. Приглашение к исследованию: креативные индустрии в России как объект социологического исследования / Ю. О. Папушина, М. В. Матецкая // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения. СПб., 2012. - С. 71-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.