Научная статья на тему 'Развитие нормативного регулирования сферы электронной торговли: аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках'

Развитие нормативного регулирования сферы электронной торговли: аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
рекомендательные технологии (системы) / алгоритмы / правовое регулирование электронной торговли / защита информации / маркетплейсы / недобросовестные практики / Internet of Things / recommendation technologies (systems) / legal regulation of electronic commerce / Information Security / marketplaces.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименко Алевтина Игоревна

В статье автор рассматривает легальное определение рекомендательных технологий, выделяет его признаки, рассматривает предпосылки возникновения правовой категории алгоритмов в российском законодательстве. За последние двадцать лет экономика интернета вещей сильно продвинулась, показатели колоссального роста обязывают законодателя обратить внимание на необходимость правового регулирования данной области. Автором рассмотрены аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках, приведены видовые характеристики некоторых нарушений в области защиты информации. В заключении автор предлагает ряд мер по уточнению правовой регламентации алгоритмов для обеспечения реализации правовой защиты пользователей агрегаторов. Работа обладает новизной и уникальностью, работу возможно использовать как инструмент для классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках, а также в качестве научного комментария или подсобного учебного материала к статье 10.2–2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGULATORY REGULATION IN THE SPHERE OF ELECTRONIC COMMERCE: ASPECTS OF THE CLASSIFICATION OF LEGAL RELATIONS ON INFORMATION PROTECTION ON DIGITAL PLATFORMS

The Russian Internet of Things is different in economics and law. The legal regulation of the Internet of Things in Russian legislation is not presented enough. Over the past twenty years, the economy of the Internet of Things has advanced greatly, growth indicators oblige the legislator to pay attention to the need for legal regulation of this area. Digitalization has reached the scale of the formation of a special sub-branch of civil law – digital law. The author has taken an approach to determining the essence of some changes in the legislative regulation of electronic commerce of relations between B2B and B2C, due to the lack of research in this area, the work has novelty and uniqueness, the work can be used as an instrument for the classification of legal relations for the protection of information on marketplaces, as well as a scientific commentary or auxiliary educational material to Article 10.2–2 of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection».

Текст научной работы на тему «Развитие нормативного регулирования сферы электронной торговли: аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках»

Развитие нормативного регулирования сферы электронной торговли: аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках

Клименко Алевтина Игоревна,

аспирант, кафедра гражданского и предпринимательского права Новосибирского государственного университета экономики и управления Е-таП: k9137470535@ya.ru

В статье автор рассматривает легальное определение рекомендательных технологий, выделяет его признаки, рассматривает предпосылки возникновения правовой категории алгоритмов в российском законодательстве. За последние двадцать лет экономика интернета вещей сильно продвинулась, показатели колоссального роста обязывают законодателя обратить внимание на необходимость правового регулирования данной области. Автором рассмотрены аспекты классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках, приведены видовые характеристики некоторых нарушений в области защиты информации. В заключении автор предлагает ряд мер по уточнению правовой регламентации алгоритмов для обеспечения реализации правовой защиты пользователей агрегаторов. Работа обладает новизной и уникальностью, работу возможно использовать как инструмент для классификации правоотношений по защите информации на цифровых площадках, а также в качестве научного комментария или подсобного учебного материала к статье 10.2-2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Ключевые слова: рекомендательные технологии (системы), алгоритмы, правовое регулирование электронной торговли, защита информации, маркетплейсы, недобросовестные практики

S2

см о см

03

Все интернет-ресурсы для потребителей открываются одинаково: акцент сделан на витрину с предложениями - представлены карточки товаров различных продавцов, предложения о выполнении работы или оказании услуг и покупатель/ заказчик может двигаться по товарам, отправляя интересующий товар/предложение о работе/услуге в корзину. Из корзины покупатель может заказать товар к покупке, для этого необходимо выбрать способ доставки, оплаты, зарегистрироваться.

Основные положения продажи и покупки товаров, приобретения услуг, работы через маркетплей-сы покупатели редко читают, информация, как то: пользовательское соглашение, Правила продажи/ публичная оферта - доступны, но найти ее, сразу не получится, следует прокрутить всю многостраничную витрину вниз, т.к. сайты маркетплей-са не рассчитаны на информационно-юридический поток, а ориентированы в первую очередь на быстрые продажи товаров и услуг.

Для быстрых продаж используются рекомендательные технологии. Алгоритмы, встроены практически во все интернет-сервисы - от доставки продуктов до бронирования отелей.

Механизмы рекомендательных систем действует уже достаточно давно, ими пользуются Google и другие ИТ-гиганты и до 1 октября 2023 г. в России эта сфера никак не была урегулирована.

Многие замечают, что после того, как они пообщались со своими друзьями или коллегами в интернете (соцсетях), просмотрели какой-либо товар в интернете или на маркетплейсе они могут неожиданно и внезапно наткнуться на рекомендацию в рекламе того же маркетплейса или в соцсетях, возникает эффект слежки.

На эту особенность было обращено внимание научным сообществом при исследовании эффекта привязанности людей к покупкам в интернете.

В июле 2022 г. в статье, опубликованной в журнале «The New Yorker» К.Чайка «Эпоха алгоритмической тревоги» [1]1 был приведен опыт английской 23-летней студентки обеспокоенной проблемами покупки ею продуктов онлайн с точки зрения того, кто делает эти покупки и что именно он покупает. При этом автор статьи описывал проблему манипуляции интернет-ресурсами с позиции взаимодействия человека и машины. Именно человек

1 The Age of Algorithmic Anxiety6., которая недавно вышла в издании The New Yorker. https://www.newyorker.com/culture/ infinite-scroll/the-age-of-algorithmic-anxiety (дата обращения 01.05.2024)

обучает машину алгоритмам своих предпочтений, искусственный интеллект индексирует все поведенческие решения пользователя и выдает результат в форме конкретно сгенерированного алгоритма, рекомендации, учитывающих предыдущий опыт пользователя, это происходит автоматически. В статье содержится вывод о том, что интернет-ресурс вмешивается в сознание человека, манипулирует им, вызывает тревожность, поскольку присутствует полная неизвестность проблемы того, как это вмешательство происходит. Этот эффект получил обозначение как «алгоритмическая тревожность» из-за того, что человек становится пассивным наблюдателем большого количества контента, который прямо бомбардирует его навязчивыми рекомендациями о покупке того или иного продукта или выполнения того или иного действия, которые изначально ему не свойственны.

Еще один интересный аспект данной проблемы находится в области использования цифровых площадок несовершеннолетними. Так, определенные «дефекты» на платформах, в том числе в рекомендательных технологиях, могут заставлять детей просиживать в соцсетях и маркетплейсах значительное время, вызывать привыкание, зависимость, что несомненно наносит вред психике ребенка и кошельку родителя.

Приведенные проблемы применения информационных технологий были объектом внимания российских парламентариев в июне 2023 г.

Горелкин А., депутат ГД РФ в июне 2023 года внесен законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», позже зарегистрированный за № 387593-8, который устанавливал особенности предоставления информации в области рекомендательных технологий. Практически за месяц законопроект прошел необходимые согласования, вступил в силу 01.10.2023 г.

Ранее существовавший, технический термин «алгоритмы», обрел правовую форму, получил правовую регламентацию благодаря Федеральному закону № 408-ФЗ» [2]1

Под рекомендательными технологиями понимаются «информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации» (п. 1 ч. 1 ст. 10.2-2 Закона об информации).

Признаки рекомендательных технологий на цифровых площадках:

1. Специальный субъект: интернет-сервисы: мар-кетплейсы, соцсети, интернет-магазины и любые другие сайты, приложения;

2. Специальные способы обработки и предоставления информации - приемы цифровых технологий, специальные способы сбора, система-

тизации и анализа информации (фильтрация, генерализация, коллаборативная фильтрация и др),

3. Специальный объект информации - предпочтения пользователей соответствующих сайтов,

4. Территориальность - информационные технологии используются на территории Российской Федерации.

Интернет-сервисы используют различные методы, в том числе нейросети для продвижения своих товаров/услуг и быстрых продаж, эти технологии улавливают поведения покупателей, как пользователей ПК по определенному уровню «клика-бельности» в отношении определенной группы рекламных объявлений, выстраивают алгоритмы предпочтений и выдают на выходе те объявления, которые соответствуют предыдущему положительному опыту пользователя. Например, если при поиске кроссовок покупатель несколько раз кликал на обувь белого цвета, то именно белую обувь сервис будет предлагать изначально в последующем.

В области информационных технологий в обороте используются еще несколько понятий, являющихся частью рекомендательных систем - «фильтрация на основе контента» (алгоритмы рекомендуют товары или контент, похожие на те, которые пользователю нравились в прошлом или которые он изучает в настоящее время) и «коллаборатив-ная фильтрация», эта технология основана на анализе предсказаний предпочтений похожих пользователей. [3]2.

Принятый Федеральный закон № 408-ФЗ отразил новые обязанности владельцев интернет-ресурсов в области информации, в том числе установил три основных требования к использованию рекомендательных технологий.

1) использование рекомендательных технологий не должно нарушать права и законные интересы вовлечённых лиц,

2) агрегатор обязан известить о применении рекомендательных технологий,

3) обязательная публикация на сайте Правил применения рекомендательных технологий, и каналов связи и контактов.

Невыполнение предписанных обязанностей, игнорирование требований Роскомнадзора приведет к тому, что ресурс заблокируют.[4]3

Законом установлены запреты нарушения прав и законных интересов применением рекомендательных технологий, но какими именно могут быть такие нарушения или как их определить с точки

1 Федеральный закон от 31.07.2023 N 408-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Нейронная коллаборативная фильтрация Кс. Хе, Л. Ляо, Х. Жанг, Л. Ни, Кс. Ху, Ц. Чуа - Материалы 26-й международной конференции по World-Wide Web, 2017

3 . Приказ Роскомнадзора от 06.10.2023 № 149»Об утверждении требований к содержанию информации о применении информационных технологий предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации, и размещению такой информации на информационном ресурсе» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76197)

5 -о

сз ж

■с

зрения информационной безопасности из закона не следует.

Согласно Заключения правового управления на стадии рассмотрения законопроекта замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера на проект федерального закона не имелось.

1 В рамках правовой экспертизы нормативного правового акта проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники, (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)» [5].

Следовательно, до разработки федерального закона № 408 состояние правового регулирования в сфере правоотношений по информационной безопасности в области рекомендательных систем было изучено авторами, в том числе изучены видовые особенности таких нарушений и их характер, проанализированы формы противодействия им. Однако из закона и подзаконных актов такие видовые характеристики неявны.

Полагаем, что список вероятных нарушений возможно заимствовать из «Принципов взаимодействия участников цифровых рынков».[6]2

В феврале 2022 на сайте ФАС России появился документ под вышеприведённым названием. Это меморандум самоорганизации цифровых платформ, результат встречи представителей цифровых платформ и экспертного совета при ФАС России. Представители общались на тему недобросовестных практик на платформах, в том числе обсуждались виды недобросовестного поведения платформ. Среди них: различные манипуляции выдачи информации в собственных интересах или в интересах конкретных третьих лиц; умышленные действия платформ (вынуждения) решений пользователей, в том числе ограничения самостоятельного поведения пользователей платформ, предоставление преимуществ внутренним сервисам, навязывание товаров, работ, услуг, не имеющих отношения к деятельности платформ, включение в договор формулировок, предусматривающих неограниченное усмотрение со стороны платформ.

Меморандум с принципами о добросовестном поведении был подписан представителями крупнейших цифровых платформ, среди них - Lamo-

1 . Методические рекомендациями по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Рос-

„ сийской Федерации, утверждены приказом Минюста России ^ от 31.05.2012 № 87

2 Принципы взаимодействия участников цифровых рынков,

g утвержденные протоколом заседания Экспертного совета при

еч ФАС России по развитию конкуренции в области информаци-

^ онных технологий от 22.09.2021 URL: https://fas.gov.ru/p/proto-z cols/1666, дата обращения 10.05.2024

da, Авито, 1С, Wildberries, AliExpress Россия, Ozon, Сбер, Яндекс, др3.

Протокол совещания об утверждении Принципов безусловно не обеспечено государственным принуждением. Такой подход - свидетельство использования государством механизмов самонастраивания неурегулированной области отношений путем реализации системы саморегулирования, сочетания жесткого правоприменения с развитием механизмов «мягкого права» [7].

В статье А.В. Андреевой «Правовые формы содействия государства добросовестному поведению субъектов предпринимательства», автор делает вывод, что правовое регулирование цифровых платформ будет развиваться по принципу саморе-гулирования.[8]4

Основными критическими замечаниями такого подхода являются замечания о диктатуре платформ. Предоставляя площадку для реализации соответствующих продуктов, платформа навязывает «правила игры», нарушение их нередко выносится за рамки платформы, в том числе с помощью судебных механизмов. Зачастую основания блокировки пользователя могут быть просто скрыты, то есть условия существования пользователя на платформе обусловлено одобрением такого существования цифровой платформой.

Таким образом, пользователь остаётся без эффективных методов защиты своих цифровых прав. В будущем возможно появление специализированных интернет-судов или уполномоченных, которые смогут рассматривать жалобы пользователей на необоснованные блокировки. Это бы позволило сбалансировать права платформ и пользователей, обеспечив справедливое разрешение интернет-споров.

Благодаря Федеральному закону № 408, на нарушение прав цифровыми площадками теперь можно пожаловаться в Роскомнадзор.

Регулятор вправе запросить у владельца мар-кетплейса информацию, по применению рекомендательных технологий, при обнаружении нарушений у владельца сайта 10 дней на исправление нарушения. При отсутствии исправления нарушения Роскомнадзор потребует прекратить использование рекомендательных технологий, а в последствии блокировки ресурса. Владельцу сайта угрожает административная, уголовная, иная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Заметим, инциденты с маркетплейсами в 2023 г.[9]5 почти свели на нет возможность ин-

3 . Модельные принципы и стандарты деятельности участников цифровых рынков государств - участников СНГ URL: https://fas.gov.ru/news/32682 (дата обращения 10.05.2024)

4 Л.В. Андреева Правовые формы содействия государства добросовестному поведению субъектов предпринимательства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2023. № 8 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-formy-sodeystviya-gosudarstva-dobrosovestnom u-povedeniyu -su bektov-predprinimatelstva (дата обращения: 03.05.2024).

5 Забастовка сотрудников Wildberries в марте 2023 г. подробнее URL: https://daily.afisha.ru/relationship/25358-vsya-

ститута саморегулирования цифровых площадок. На деятельность маркетплейсов все чаще оглядывается законодатель [10]1 и требует особого внимания парламентариев в части законодательного регулирования деятельности маркетплейсов.

Анализируя информационную среду маркетплейсов, последний должен следить за применением технологий на своем сайте для достижения целей продвижения товаров/работ и услуг, иное использование информации недопустимо и будет истолковано как нарушение. Это означает, что распространение фейков, информации, призывающей к насилию, распространению запрещенных веществ, их популяризации, совершению преступлений или действий приводящих к совершению преступлений или наступлению рисков совершения преступлений и другие действия, противоречащие законам и этическим нормам, конституции и основам правопорядка Российской Федерации недопустимы.

Во вторых, применение рекомендательных технологий использует сбор и систематизацию личных данных пользователей. Следовательно, проблема с утечкой персональных данных становится очевидной и требует особого внимания к безопасности ее хранения, использования.

В-третьих, ранее упомянутые сбор, систематизация и анализ сведений могут спровоцировать погружение пользователя в «информационный пузырь».

Понятие «информационный пузырь» введено оборот американцем Эли Паризер в 2011 г. В книге «За стеной фильтров» [11]2. Э.Паризер описал работу технологий, привел подробные и ясные картины манипуляций интернет среды, на примерах автор аналитически показал, как цифровые гиганты планомерно, последовательно настраивают результаты поиска, ленту новостей, чтоб вовлекать пользователей увеличить свой временной трафик на определенных страницах, переходить по определенным ссылкам. Позднее, в США среди интернет-пользователей был проведен эксперимент по обличению «информационного пузыря». В эксперименте приняли участие люди совершенно различных политических и социально-культурных взглядов, убеждений. Определенным группам пользователей предложена была предложена информация только определенного значения, категории противоположные убеждениям - отбраковывались. В качестве оппонентов были предложены только единомышленники. Таким образом,

zarplata-uhodit-na-shtrafy-pochemu-sotrudniki-wildberries-reshilis-na-zabastovku/ (дата обращения 10.05.2024)

1 Законопроект № 568223-8 URL: https:// https://storage. consultant.ru/ondb/attachments/202403/06/iddoc_279193_id-news_50195_Proekt_6oa.pdf (дата обращения 10.05.2024); № 445923-8 https:// storage.consultant.ru/ondb/attach-ments/202309/27/iddoc_273693_idnews_46033_marketlejsja_ Eve.pdf (дата обращения 10.05.2024)

2 Э. Паризер, Пузырь фильтров: от чего прячется Интернет (Penguin Press, Лондон, 2011) URL: https://www.researchgate.net/ publication/276067921_PoliticaLscience_Exposure_toJdeologi-cally_diverse_news_and_opinion_on_Facebook (дата обращения 10.05.2024)

было доказано, что что алгоритмы выстраивают информационные барьеры, преодолеть которые возможно лишь поняв, как они действуют включиться в противодействие.

Таким образом, «информационный пузырь» исключает возможность увидеть объект под другим углом, увидеть новую идею, мешает объективно воспринимать реальность, заставляет избегать обсуждений спорных тем и вопросов, враждебно относиться ко всем, кто выражает иное мнение или думает иначе. Убеждения становятся сильнее за счет того, что многократно повторяются внутри группы, на этом основан эффект эхо-камеры, однако очевидно, что такие убеждения могут быть ложными, а преодолеть их нельзя, если не знаешь, что находишься внутри информационного пузыря.

Информационные барьеры на маркетплейсах выстраиваются по принципу манипуляции сознания по определенной стоимости товаров или услуг или направления (назначения) товара или определенного продавца (продавцов).

Изучив опыт правоприменения ст. 10.2-2 Закона об информации известными цифровыми площадками Валдберрис, Озон, Ламода, Яндекс очевиден вывод, что в целом, владельцы агрегаторов соблюдают требования нового закона. Однако наличие информации, сведений о владельце агрега-тора, размещение Правил применения рекомендательных систем не исключает проблем нарушения прав граждан и организаций, риска наступления неблагоприятных последствий от кибермошенни-чества, хакерских атак, взлома, вмешательства в сознание пользователя. Агрегатор помимо публикации Правил, данным по контактам должен проводить просветительскую работу, объясняя как работают алгоритмы в действии, как могут вмешиваться в решения пользователей. Информирование о применении алгоритмов должно носить осознанный, явный характер, что поможет пользователю понять сущность процессов манипуляции его сознания и воли, уровень такого вмешательства.

Литература

1. The Age of Algorithmic Anxiety, которая недавно вышла в издании The New Yorker. https:// www.newyorker.com/culture/infinite-scroll/the-age-of-algorithmic-anxiety (дата обращения 01.05.2024),

2. Нейронная коллаборативная фильтрация Кс. Хе, Л. Ляо, Х. Жанг, Л. Ни, Кс. Ху, Ц. Чуа - Материалы 26-й международной конференции по World-Wide Web, 2017.

3. Э. Паризер, Пузырь фильтров: от чего прячется Интернет (Penguin Press, Лондон, 2011) URL: https://www.researchgate.net/publica- 5 tion/276067921_Political_science_Exposure_to_ д ideologically_diverse_news_and_opinion_on_ Ч Facebook (дата обращения 10.05.2024), К

4. Принципы взаимодействия участников циф- § ровых рынков, утвержденные протоколом за- А седания Экспертного совета при ФАС России А

по развитию конкуренции в области информационных технологий от 22.09.2021 URL: https:// fas.gov.ru/p/protocols/1666 (дата обращения: 03.05.2024),

5. ФАС и крупнейшие IT -компании подписали принципы взаимодействия участников цифровых рынков URL: https://fas.gov.ru/news/31803,

6. Л.В. Андреева Правовые формы содействия государства добросовестному поведению субъектов предпринимательства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафи-на. 2023. № 8 (108). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pravovye-formy-sodeystviya-gosudarstva-dobrosovestnomu-povedeniyu-subektov-predprinimatelstva (дата обращения: 03.05.2024).

7. Модельные принципы и стандарты деятельности участников цифровых рынков государств -участников СНГ [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/news/32682 (дата обращения 10.05.2024)

8. Забастовка сотрудников Wildberries в марте 2023 г. подробнее URL: https://daily.afisha. ru/relationship/25358-vsya-zarplata-uhodit-na-shtrafy-pochemu-sotrudniki-wildberries-reshilis-na-zabastovku/ (дата обращения 10.05.2024),

DEVELOPMENT OF REGULATORY REGULATION IN THE SPHERE OF ELECTRONIC COMMERCE: ASPECTS OF THE CLASSIFICATION OF LEGAL RELATIONS ON INFORMATION PROTECTION ON DIGITAL PLATFORMS

Klimenko А1

Novosibirsk State University of Economics and Management

The Russian Internet of Things is different in economics and law. The legal regulation of the Internet of Things in Russian legislation is not presented enough. Over the past twenty years, the economy of the Internet of Things has advanced greatly, growth indicators oblige the legislator to pay attention to the need for legal regulation of this area. Digitalization has reached the scale of the formation of

a special sub-branch of civil law - digital law. The author has taken an approach to determining the essence of some changes in the legislative regulation of electronic commerce of relations between B2B and B2C, due to the lack of research in this area, the work has novelty and uniqueness, the work can be used as an instrument for the classification of legal relations for the protection of information on marketplaces, as well as a scientific commentary or auxiliary educational material to Article 10.2-2 of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection».

Keywords: Internet of Things, recommendation technologies (systems), legal regulation of electronic commerce, Information Security, marketplaces.

References

1. The Age of Algorithmic Anxiety6., which was recently published in The New Yorker. https://www.newyorker.com/culture/infinite-scroll/the-age-of-algorithmic-anxiety (accessed 05/01/2024),

2. Neural collaborative filtering Kc. He, L. Liao, H. Zhang, L. Ni, X. Hu, C. Chua - Proceedings of the 26th International Conference on World-Wide Web, 2017.

3. E. Pariser, The Filter Bubble: What the Internet is Hiding From (Penguin Press, London, 2011) URL: https://www.researchgate. net/publication/276067921_Political_science_Exposure_to_ ideologically_diverse_news_and_opinion_on_Facebook (accessed 05/10/2024),

4. Principles of interaction between participants in digital markets, approved by the minutes of the meeting of the Expert Council of the FAS Russia on the development of competition in the field of information technology dated 09.22.2021 URL: https://fas.gov. ru/p/protocols/1666 (date of access: 03.05. 2024),

5. FAS and the largest IT companies signed the principles of interaction between participants in digital markets URL: https://fas. gov.ru/news/31803,

6. L.V. Andreeva Legal forms of state assistance to the conscientious behavior of business entities // Bulletin of the O.E. Ku-tafin University. 2023. No. 8 (108). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pravovye-formy-sodeystviya-gosudarstva-dobrosovestnomu-povedeniyu-subektov-predprinimatelstva (date of access: 05/03/2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Model principles and standards for the activities of participants in digital markets of the CIS member states [Electronic resource] URL: https://fas.gov.ru/news/32682 (access date 05/10/2024)

8. Strike of Wildberries employees in March 2023. more details URL: https://daily.afisha.ru/relationship/25358-vsya-zarplata-uhodit-na-shtrafy-pochemu-sotrudniki-wildberries-reshilis-na-zabastovku/ (access date 05/10/2024),

СЧ

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.