"7^ЕСТНИК Андреева Л. В. ЛПК
я УНИВЕРСИТЕТА Правовые формы содействия государства I^J^J
имени o.e. кутафина(мгюА) добросовестному поведению субъектов предпринимательства
Правовые формы содействия государства добросовестному поведению субъектов предпринимательства
Аннотация. В статье рассмотрена новая форма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, стимулирующая добросовестное поведение предпринимателей в различных сферах товарного и финансового рынков. Государственная политика, направленная на содействие реализации принципа добросовестного поведения в договорных отношениях, обусловлена как возникновением и развитием новых общественных отношений и внедрением цифровых технологий, так и санкционным давлением на Россию со стороны недружественных стран, повлекшим трудности в исполнении договорных обязательств. Государство поддерживает развитие института саморегулирования, способного обеспечить взаимный интерес поставщиков и покупателей, заказчиков и исполнителей путем разработки актов рекомендательного характера, разъясняющих содержание недобросовестных и добросовестных деловых практик. Сделан вывод, что такие документы являются актами неофициального разъяснения гражданско-правового принципа добросовестного поведения, закрепленного в ГК РФ.
Ключевые слова: субъекты предпринимательской деятельности, принцип добросовестного поведения, товарный рынок, финансовый рынок, государственное воздействие на предпринимательскую деятельность.
Любовь Васильевна АНДРЕЕВА,
профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2023.108.8.105-111
Lyubov V. ANDREEVA, Professor of the Entrepreneurial and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal forms of state assistance to the conscientious behavior of business entities Abstract. The article considers a new form of state influence on entrepreneurial activity, stimulating the conscientious behavior of entrepreneurs in various areas of the commodity and financial markets. The state policy aimed at promoting the implementation of the principle of good faith in contractual relations is due both to the emergence and development of new social
© Андреева Л. В., 2023
№ 8/2023
106
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
relations and the introduction of digital technologies, and to sanctions pressure on Russia from unfriendly countries, which led to difficulties in fulfilling contractual obligations. The state supports the development of the institution of self-regulation, capable of ensuring the mutual interest of suppliers and buyers, customers and performers by developing advisory acts that explain the content of unfair and fair business practices. It is concluded that such documents are acts of unofficial explanation of the civil law principle of good faith behavior enshrined in the Civil Code of the Russian Federation. Keywords: business entities, principle of conscientious behavior, commodity market, financial market, state influence on entrepreneurial activity.
скоренное развитие общественных отношений в современный период об-
условливает необходимость поиска новых форм взаимодействия государ-
ства и бизнеса. Государство оказывает поддержку различным категориям субъектов предпринимательской деятельности в разнообразных формах, включая предоставление субсидий, кредитов на льготных условиях, выдачу гарантий, способствует развитию саморегулирования и др. Получает распространение внедрение хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям действующего законодательства, и в первую очередь антимонопольного комплаенса, способствующего предупреждению нарушений законодательства о конкуренции. Поддержка государством внедрения в корпоративную практику данной системы выражается в освобождении или смягчении административной ответственности при применении данного института1.
В настоящее время обострилась проблема надлежащего исполнения договорных обязательств, вызванная рядом неблагоприятных факторов, в том числе распространением коронавирусной инфекции, масштабными санкциями со стороны недружественных к России стран.
Государство заинтересовано в добросовестном поведении предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности, во взаимодействии с контрагентами, в соблюдении установленных правил ведения бизнеса.
Принцип добросовестности, как известно, установлен в п. 3 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которым при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ стороны обязательства при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения обязаны действовать добросовестно, учитывать права и законные интересы контрагентов, содействовать другу друг при достижении цели обязательства, предоставлять контрагентам необходимую информацию.
Принцип добросовестного поведения является одним из основных общеправовых принципов2. Нравственную составляющую принципа добросовестности,
1 См.: Ашфа Д. М. Корпоративное развитие механизма предупреждения нарушений антимонопольного законодательства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021.
2 См.: Богданова Е. Е. Добросовестность участников договорных отношений и проблемы защиты их субъективных гражданских права : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
№ 8/2023
"7^ЕСТНИК Андреева Л. В.
я УНИВЕРСИТЕТА Правовые формы содействия государства |U/
имени o.e. кугафина(мгюА) добросовестному поведению субъектов предпринимательства
который воплощает в себе идею справедливости и защиты слабой стороны правоотношения, рассмотрела Л. З. Двалишвили3.
Исследуя содержание данного принципа, характеризующего такое поведение, которое отвечает необходимой степени заботливости в конкретной ситуации, ученые неоднократно обращали внимание на сложность его толкования4. При судебном рассмотрении споров требуется не просто ссылка на принцип добросовестности, а раскрытие составляющих названного принципа применительно к конкретной ситуации и дополнительного аргументированного обоснования5.
Складывающиеся практики взаимного поведения предпринимателей на различных товарных и финансовых рынках носят достаточно типичный характер. Формы взаимодействия государства и бизнес-сообщества по стимулированию добросовестного поведения, содействию в выработке добросовестных правил в различных сферах предпринимательской деятельности становятся все более разнообразными и приобретают большую эффективность.
Так, в сфере торговли с декабря 2012 г. действует Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, подписанный ведущими отраслевыми союзами и ассоциациями участников потребительского рынка («Союзмолоко», «Руспродсоюз», Национальной мясной ассоциацией, Ассоциацией производителей и потребителей масло-жировой продукции и др.) и Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ)6.
Кодекс представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Соблюдение содержащихся в нем правил обеспечивается путем выражения хозяйствующим субъектом письменного согласия с положениями Кодекса, которое может быть предусмотрено в заключаемом договоре со ссылкой на то, что к соответствующим обязательствам применяется Кодекс, а также путем принятия хозяйствующим субъектом внутреннего регламента, содержащего согласие с применением данного Кодекса. Именно на это обстоятельство обращают внимание арбитражные суды, оценивая практику взаимоотношений ритейлеров и поставщиков.
Основной целью Кодекса является формирование добросовестных практик взаимодействия поставщиков и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность путем создания торговой сети (ритейлеров) при заключении и исполнении договоров, а также обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков. Возникающие разногласия по отдельным положениям Кодекса разрешаются созданной Комиссией по применению Кодекса. В разработке Кодекса добросовестных практик принимали участие, а затем х
подписали его Торгово-промышленная палата РФ и Союз потребителей. Таким образом, в разработке добросовестных практик были учтены интересы трех
г
т В
3
□ □
См.: Двалишвили Л. З. О правовой природе принципа добросовестности // Мировой
судья. 2023. № 4. С. 33—37. Й ^
Яценко Т. С. Гражданско-правовая защита публичных интересов : монография. М. : Ста- Д Е
m П1
тут, 2016. С. 75—85. Я X
Нам К. В. Принцип добросовестности. Система и бессистемность // Вестник граждан- m И
ского права. 2019. № 1. С. 28—74. Ь ¡Г
URL: https://www.codeofconduct.ru/. НОСТИ
>
4
5
3
№ 8/2023
108
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
групп субъектов — торговых предпринимателей, производителей товаров и потребителей.
Участие государства в содействии в практическом использовании Кодекса добросовестных практик выразилось в санкционировании его применения путем утверждения национальных стандартов — ГОСТ Р 56876.1-2016 «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Часть 1. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 26.02.2016 № 82-ст, и ГОСТ Р 56876.2-2016 «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Часть 2. Общие требования».
Национальные стандарты устанавливают принципы обеспечения добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, к которым отнесены: публичность критериев отбора контрагентов, зависимость торговых условий от эффективности совместной работы, в случае наличия штрафных санкций — их соразмерность потерям потерпевшей стороны и другие условия, способствующие развитию конкуренции, формированию партнерских отношений между поставщиками и торговыми сетями, оптимизации издержек и минимизации потерь на этапах согласования условий сотрудничества и выполнения обязательств сторон7.
В национальном стандарте содержатся подробные описания, какие действия считаются добросовестной практикой, а какие — недобросовестной на каждом этапе взаимодействия контрагентов, начиная с выбора контрагента, ведения преддоговорного процесса, согласования условий договора, обеспечения надлежащего качества потребительских товаров, согласования условий об изменении цен потребительских товаров, ввода товара в ассортиментную матрицу торговой сети и вывода товара из сети, установления и взимания неустойки при нарушении договорных обязательств, проведения мероприятий по продвижению товаров и др. Разъясняющий характер документов по стандартизации способствует единообразному пониманию добросовестного поведения субъектов предпринимательской деятельности на товарных рынках, уменьшению количества споров между ритейлерами и поставщиками потребительских товаров.
Развитие инновационных технологий и формирование нового рынка — рынка цифровых услуг значительно увеличили риски нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим ФАС России разработала документ, обозначенный как Принципы взаимодействия участников цифровых рынков, который распространяется на отношения по взаимодействию цифровых платформ и участников рынка8. В указанном документе перечислены возможные риски и недобросовестные практики цифровых платформ, раскрывается их содержание (манипулирование предоставлением информации в собственных интересах или интересах третьих лиц; навязывание товаров, работ, услуг, не имеющих отношения к деятельности платформы; предоставление преимуществ собственным сервисам
7 СПС «КонсультантПлюс».
8 См.: Принципы взаимодействия участников цифровых рынков, утвержденные протоколом заседания Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий от 22.09.2021 // URL: fas.gov/p/ protocols/1666.
№ 8/2023
"7^ЕСТНИК Андреева Л. В. Л ПО
У) УНИВЕРСИТЕТА Правовые формы содействия государства
имени o.e. кугафина(мгюА) добросовестному поведению субъектов предпринимательства
на смежных рынках, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на смежных рынках; необоснованное ограничение самостоятельности при пользовании платформой; включение в договоры формулировок, нарушающих правила добросовестного поведения).
ФАС России разработаны принципы добросовестного поведения на цифровой платформе, включающие прозрачные правила ее работы; установление правил функционирования платформы, не приводящих к ограничению прав ее пользователей; единый порядок рассмотрения обращений пользователей; недискриминационный доступ к сервисам и услугам и отсутствие ограничения самостоятельных действий пользователей платформы.
Принципы взаимодействия участников цифровых рынков были применены при подписании 17.02.2022 руководителем ФАС России, представителями крупных российских IT-компаний — «1С», «Авито», Aliexpress, Wildberries, VK, Lamoda, Ozon, «Руссофт», «Сбер», «Циан», «Яндекс» и Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) Меморандума, установившего основные положения взаимоотношений участников цифровых рынков, направленные на формирование недискриминационных условий для всех пользователей в области информационных технологий9. Меморандум открыт для присоединения других IT-компаний, он позволяет учесть интересы всех участников электронной торговли и обеспечить права пользователей платформы.
Практику совместной разработки правил добросовестного поведения на рынке продолжили Корпорация развития малого и среднего бизнеса (Корпорация «МСП») и крупные российские маркетплейсы — Ozon, ООО «Маркетплейс» («Сбермегамаркет»), «Вайлдберриз», «Яндекс Маркет», представители которых подписали Меморандум. В нем предусмотрено, что маркетплейсы ведут работу, исходя из презумпции добросовестности партнеров, равной взаимной ответственности, нацелены на формирование благоприятных условий взаимовыгодного партнерства10.
Поскольку пункты выдачи заказов организуют в основном субъекты малого предпринимательства, в целях защиты их интересов на цифровой платформе Корпорации «МСП» создается раздел, на котором будут приниматься обращения от продавцов и пунктов выдачи заказов. Корпорация «МСП» взяла на себя обязательство фиксировать обращения и осуществлять их мониторинг для принятия совместных с маркетплейсами мер для решения проблемных вопросов, а также оказывать консультационную и правовую помощь.
Как отметил генеральный директор Корпорации «МСП» Александр Исаевич, j
«онлайн-торговля сегодня — самый быстрорастущий сегмент экономики, в котором регистрируется огромное число новых компаний. С начала пандемии число торгующих через Интернет малых и средних предприятий выросло в шесть раз, Е Ш
до 245,9 тыс. На маркетплейсах становится все проще организовать бизнес, КШ
из-за чего число предпринимателей на площадках только продолжит расти. Это □ ^
rnm
9 URL: https://fas.gov.ru/news/31803?ysclid=lnen99s7sq19757388 (дата обращения: Я X 24.06.2023). ЕМ
10 URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/services/news/detail/korporatsiya-msp-i-krupneyshie- Ь^ marketpleysy-dogovorilis-o-sistemnykh-pravilakh-raboty-na-rynke-i-pod/. НОСТИ
>
№ 8/2023
110
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
же касается и пунктов выдачи заказов»11. В связи с этим в ходе переговоров Корпорации «МСП» с представителями маркетплейсов была выражена готовность решать возникающие проблемные вопросы по-партнерски.
Приведенные примеры разработки в различных сферах предпринимательской деятельности документов, содержащих правила добросовестного поведения, показывают, что в настоящее время происходит становление еще одной формы взаимодействия государства с бизнесом, направленной на укрепление саморегулирования. Практика применения правил о добросовестных практиках в различных сферах деятельности должна показать свою эффективность, но опыт действия в течение десяти лет Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров позволяет спрогнозировать развитие этого вида саморегулирования.
Разработанные и согласованные документы позволяют учитывать интересы всех групп участников, применяются на добровольной основе, могут служить основой для разработки корпоративных документов. В качестве инициаторов разработки подобных документов часто выступают государственные органы либо субъекты, выражающие публичные интересы, которые с участием заинтересованных лиц и на основе сформированного опыта оказывают содействие в определении признаков добросовестной и недобросовестной практики.
В науке предпринимательского права достаточно глубоко разработаны вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые представляют собой один из основных институтов предпринимательского права (соотношение государственного регулирования и саморегулирования, пределы, основания, способы и средства государственного воздействия на предпринимательскую деятельность)12. Государственная поддержка предпринимательства выступает одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Рассмотренные в настоящей статье документы позволяют сделать вывод о появлении новой формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность путем разработки органами государственной власти документов, являющихся актами неофициального толкования принципа добросовестного поведения субъектов предпринимательства на товарных и финансовых рынках.
11 URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news/korporatsiya_msp_i_krupneyshie_marketpleysy_ dogovorilis_o_sistemnykh_pravilakh_raboty_na_rynke_i_pod/.
12 См.: Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. С. 417—429 (автор гл. 19 — Г. Д. Отнюкова) ; Государственное регулирование предпринимательской деятельности : учебник / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2020.
№ 8/2023
цветник
Андреева Л. В.
Правовые формы содействия государства
добросовестному поведению субъектов предпринимательства
111
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ашфа Д. М. Корпоративное развитие механизма предупреждения нарушений антимонопольного законодательства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07. — М., 2021. — 30 с.
2. Богданова Е. Е. Добросовестность участников договорных отношений и проблемы защиты их субъективных гражданских права : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03. — М., 2010. — 63 с.
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности : учебник / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2020. — 224 с.
4. Двалишвили Л. З. О правовой природе принципа добросовестности // Мировой судья. — 2023. — № 4. — С. 33—37.
5. Нам К. В. Принцип добросовестности. Система и бессистемность // Вестник гражданского права. — 2019. — № 1. — С. 28—74.
6. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.
7. Яценко Т. С. Гражданско-правовая защита публичных интересов : монография. — М. : Статут, 2016. — 312 с.
Ш
К
□
I
□
№ 8/2023