Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / РИСУНОК / НАВЫК РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ / СПОСОБЫ / АНАЛИЗ / УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Кашкаров Владимир Владимирович

В данной статье авторы рассматривают проблему развития навыков рисования по памяти у обучающихся детской школы искусств. Была проанализирована научная литература. Уточнено определение «навык рисования по памяти». Выявлены эффективные способы развития памяти на занятиях по Рисунку. По мнению авторов навык рисования по памяти представляет собой набор навыков, отвечающих за сохранение полученной информации, ее обработку и перенесение в творческий продукт. Авторы утверждают, что в процессе развития навыка рисования по памяти у обучающихся формируется память, активизируется аналитическая деятельность по визуальному анализу изображаемых предметов. Последовательность и целенаправленность процесса выстроена по принципу «от простого к сложному». Для организации процесса используются эффективные способы обучения (упражнения, тренировочные задания, визуальный анализ, наблюдение, рисунок отдельных предметов по памяти, творческий рисунок по памяти).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DRAWING SKILLS FROM MEMORY AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN'S ART SCHOOL

In this article, the authors consider the problem of developing drawing skills from memory among students of the children's art school. The scientific literature was analyzed. The definition of "drawing skill from memory" has been clarified. Effective ways of developing memory in drawing classes have been identified. According to the authors, the skill of drawing from memory is a set of skills responsible for preserving the information received, processing it and transferring it into a creative product. The authors claim that in the process of developing the skill of drawing from memory, students' memory is formed, analytical activity on visual analysis of the depicted objects is activated. The sequence and purposefulness of the process is built on the principle of "from simple to complex". Effective methods of teaching are used to organize the process (exercises, training tasks, visual analysis, observation, drawing of individual objects from memory, creative drawing from memory).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры искусств, кандидат педагогических наук Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студент 4 курса кафедры искусств Кашкаров Владимир Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают проблему развития навыков рисования по памяти у обучающихся детской школы искусств. Была проанализирована научная литература. Уточнено определение «навык рисования по памяти». Выявлены эффективные способы развития памяти на занятиях по Рисунку. По мнению авторов навык рисования по памяти представляет собой набор навыков, отвечающих за сохранение полученной информации, ее обработку и перенесение в творческий продукт. Авторы утверждают, что в процессе развития навыка рисования по памяти у обучающихся формируется память, активизируется аналитическая деятельность по визуальному анализу изображаемых предметов. Последовательность и целенаправленность процесса выстроена по принципу «от простого к сложному». Для организации процесса используются эффективные способы обучения (упражнения, тренировочные задания, визуальный анализ, наблюдение, рисунок отдельных предметов по памяти, творческий рисунок по памяти).

Ключевые слова: память, рисунок, навык рисования по памяти, способы, анализ, упражнения, тренировочные задания.

Annotation. In this article, the authors consider the problem of developing drawing skills from memory among students of the children's art school. The scientific literature was analyzed. The definition of "drawing skill from memory" has been clarified. Effective ways of developing memory in drawing classes have been identified. According to the authors, the skill of drawing from memory is a set of skills responsible for preserving the information received, processing it and transferring it into a creative product. The authors claim that in the process of developing the skill of drawing from memory, students' memory is formed, analytical activity on visual analysis of the depicted objects is activated. The sequence and purposefulness of the process is built on the principle of "from simple to complex". Effective methods of teaching are used to organize the process (exercises, training tasks, visual analysis, observation, drawing of individual objects from memory, creative drawing from memory).

Key words: memory, drawing, drawing skill from memory, methods, analysis, exercises, training tasks.

Введение. В современном российском обществе возникла необходимость в повышении качества художественного образования, направленного на формирование творческой личности, способной адекватно оценить и преобразовать окружающую действительность.

По мнению ученых, важным фактором в ходе формирования творческой личности становится проблема развития зрительной памяти, которая, как известно, доминирует в процессе зрительного восприятия, познания и дальнейшего отражения действительности в творческой работе.

Одним из эффективных способов развития зрительной памяти является изобразительная деятельность.

Известно, что занятие изобразительным искусством подразумевает аналитический процесс, где восприятие натуры идет через ее познание и имеющиеся представления, используя образы, сохраненные в памяти.

Для создания необходимого художественного образа в изобразительном искусстве художник использует зрительный образ, который он получает от рисования с натуры, и дополняет его образами памяти, такой тандем помогает выстроить гармоничную траекторию композиции и собирает образ воедино.

В этой связи, возникает необходимость в развитии навыков рисования по памяти у обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Вопросы развития памяти традиционно изучалась в процессе учебной деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.).

Зинченко П.И. рассматривал взаимосвязь непроизвольного запоминания с особенностями организации деятельности человека, потому что такой вид запоминания является доминирующим.

Исследователь Смирнов А.А. отмечает роль понимания в процессе запоминания, при этом важно выстроить связь запоминаемого и достигаемого полезного результата [5, С. 34].

Таким образом, в психологии рассматриваются механизмы запоминания в организованном, целенаправленном процессе деятельности, обучения.

Проблемами памяти в психологии средствами изобразительной деятельности занимались ученые такие как, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Н.Н. Волков и др.

По мнению Ростовцева Н.Н. каждый обучающийся изобразительному искусству прежде всего, должен овладеть навыками рисунка, потому что этот вид творчества лежит в основе реалистического рисунка. При анализе формы обучающийся рассматривает форму и конкретизирует её в процессе рисования. Важным этапом в методике обучения реалистическому рисунку является закрепление навыков, которое можно организовать в заданиях, отведенных на рисование по памяти [7, С. 23].

Так, в своем исследовании В.С. Кузин подчеркивает, что представления, необходимые для создания творческого продукта, рассматриваются автором, как образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее [6, С. 140].

Следовательно, создание творческой работы невозможен без обращения к сохраненному в памяти визуальным образам.

О важности развития памяти говорят многие известные художники, такие как, И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, П.А. Федотов, В.А. Серов и др., считавшие залогом творческого успеха художника, как правило, их умением рисовать по памяти.

Известно, что Серов В.А. понимал, что для создания каких-либо творческих работ необходимо развивать навыки рисования по памяти. Примером могут служить многочисленные зарисовки и рисунки по памяти ворон и других животных в разных положениях. Такую работу художник проделывал с тем, чтобы создать свои иллюстрации к басням И.А. Крылова. По мнению В.А. Серова, свободное использование образов и их оперирование позволяют автору воплотить замысел в композицию [3, С. 12].

А, известный маринист, И.К. Айвазовский, обладатель поразительной памятью, считал, что человек, не одаренный хорошей памятью, может стать прекрасным копировальщиком, но не истинным художником [4, С. 6].

Учитывая специфику художественно-творческой деятельности (аналитический процесс, восприятие натуры, использование образов, сохраненных в памяти) необходимо рассмотреть методику обучения рисованию по памяти.

Так, в учреждениях дополнительного образования (детская школа искусств и детская художественная школа) (в дальнейшем употребляются сокращения ДШИ и ДХШ) существуют благоприятные условия для развития творческой личности: различные дисциплины (живопись, рисунок, композиция, ДПИ и т.д.), направленные на раскрытие творческого потенциала, программное и методическое обеспечение процесса в соответствии с ФГТ по предпрофессиональной подготовке обучающихся.

В программе обучения в дополнительных учреждениях выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Основой любого способа художественного изучения действительности является рисунок. От качества развития навыка рисования, будет зависеть качество художественной подготовки в целом.

Если навык рисования можно развить, выполняя упражнения, направленные на освоение необходимых изобразительных техник, приемов, то «навык рисования по памяти» представляет собой набор неких навыков, отвечающий за сохранение полученной информации, ее обработку, а также ее отражения в творческой работе.

Однако, существующие условия и использование программного и методического обеспечения процесса формирования творческой личности не в полной мере реализуют задачу развития зрительной памяти.

Из этого следует, одним из условий эффективного качественного художественного обучения, развитие навыков рисования по памяти у обучающихся является методика рисования по памяти во взаимосвязи с приемами графики.

Анализ методики обучения изобразительному искусству в ходе процесса развития навыков рисования по памяти, следует отметить, что важным является восприятие предметов окружающего мира, с помощью практических заданий происходит не только фиксация в памяти предметов, но и связь их между собой.

Так, важность навыка «рисования по памяти» отображена в исследованиях Ю.М. Тютюновой, где данное понятие трактуется, как «аналитическое изучение окружающей действительности в процессе рисования с натуры». Автор неоднократно говорит, о эффективности рисования по памяти, так как при регулярной практике такого рисования, объемы памяти и интерпретация полученной и усвоенной информации растут [9].

Следовательно, в ходе рисования происходит активизация процесса запоминания образа, который закрепляет в сознании особенности предметов образа, которые возможно при особо организованном процессе сортировать и использовать в ходе выполнения рисунка по памяти.

Учитывая, особенности данного процесса, можно адаптировать программу предмета «Рисунок», с учётом способностей обучающихся, подобрать необходимые методики и педагогические приёмы проведения занятий.

Навык рисования, можно рассмотреть, как доведенное до автоматизма умение анализировать, применять необходимые полученные композиционные знания, знания по цветоведению и др.

От качества развития навыка рисования, будет зависеть, насколько мозг будет отдаваться таким важным процессом как: воображение, наблюдательность, фантазирование, зрительная память, выделение главного, собственная интерпретация увиденного, эффект «первого впечатления».

Таким образом, следует уточнить, что навыки рисования по памяти - это отражение в творческой работе в виде художественного образа сохраненных в памяти предметов и явлений окружающего мира.

В свои образовательные программы известные художники такие как Репин И.Е., Серов В.А., Кордовский Д.Н., Чистяков П.П. и др., наряду с выполнением длительных учебных заданий по рисованию с натуры, огромное внимание уделяли именно рисованию по памяти, как длительным и краткосрочным работам.

Художники считали, что систематические занятия рисования по памяти, генерируют определенные навыки, отвечающие за сохранение подробностей, впечатлений и их интерпретацию через собственное видение природы, архитектуры, людей, окружающей действительности.

Рассмотрим методику рисования предметов с натуры П.П. Чистякова, который считал необходимым проводить тренировочные упражнения, где обучающийся имеет возможность анализировать форму предметов, поверять нарисованное с объектом реальности, проверять выполненное путем поверки [8].

Другие исследователи проблемы развития навыков рисования по памяти Аясиян О.А. [1], Кузин В.С. [6], и др. рассматривают этот процесс, как последовательный и целенаправленный, организованный по принципу «от простого к сложному».

Так, например Абдуллаев С.Ф. рассматривает последовательные этапы развития навыков рисования по памяти:

- после визуального анализа объектов рисования, рекомендуется выполнение краткосрочного рисунка по памяти;

- выполнение несложных отдельных предметов после визуального наблюдения;

- выполнение рисунков по памяти со значительным интервалом по времени между академической студией и повторением рисунка по памяти [2, С. 23].

Таким образом, становится очевидным, что для развития навыков рисования по памяти необходимо использовать упражнения включающие тренировочные задания, в которых обучающиеся выполняют рисунки отдельных предметов после наблюдения и визуального анализа, после чего можно предложить выполнить академический рисунок и после длительного перерыва рисунок по памяти, в качестве закрепления навыка рисования по памяти, который представляет собой набор навыков отвечающих за сохранение полученной информации, ее обработку, а также ее отражения в творческой работе.

Следовательно, для организации процесса необходимо соблюдать ряд условий, в которых будут учитываться последовательность и целенаправленность процесса и необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному».

Для организации процесса также необходимо использовать эффективные способы обучения (упражнения, тренировочные задания, визуальный анализ, наблюдение, рисунок отдельных предметов по памяти, рисунок композиции по памяти).

Выводы. Из этого следует вывод, что в процессе развития навыка рисования по памяти у обучающихся детской школы искусств формируется память, активизируется аналитическая деятельность по визуальному анализу изображаемых предметов, где заостряется внимание на особенностях данных объектов, что отражается через избирательность, умение выделить главное и второстепенное. Для эффективности организации процесса используются такие способы обучения как упражнения, включающие тренировочные задания, в которых обучающиеся выполняют рисунки отдельных предметов после наблюдения и визуального анализа.

Литература:

1. Аасиян, О.А. Натура и рисование по представлению: учеб. Пособие / О.А. Аасиян. - М.: Изобраз. искусство, 1985. - 152 с.

2. Абдуллаев, С.Ф. Методические особенности методов обучения рисованию по памяти и представлению / С.Ф. Абдуллаев, М.Х. Муродова. - 2022. - № 2(81). - С. 21-24. - EDN MMHIWS.

3. Грабарь, И.Э. Серов рисовальщик [Текст]. - Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 48 с., 48 л. ил.; 26 см.

4. Евстратова, Е.Н. Иван Айвазовский. Великий певец моря [Текст] / Е.Н. Евстратова. - Москва: Просвещение, 2017.

- 359 с.: ил., цв. ил., портр.; 32 см. - (Шедевры живописи).; ISBN 978-5-09-045029-4

5. Зинченко, П.И. Проблема непроизвольного запоминания / П.И. Зинченко // Научные записки Харьковского гос. пед. института иностранных языков. - Т. 1. - 1939. - 342 с.

6. Кузин, В.С. Психология: [Учебник для худож. уч-щ] / В.С. Кузин; под ред. Б.Ф. Ломова. - 2-е изд., перераб. и доп.

- Москва: Высш. школа, 1982. - 256 с.: ил.; 27 см.

7. Ростовцев, Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания: (Мемуар. записи) / Н.Н. Ростовцев. -Омск, 2002 (Тип. ООО Издатель-Полиграфист). - 248 с.: ил., цв. ил., портр.; 23 см.; ISBN 5-8268-0590-0 (в обл.)

8. Савинов, А.М. Система преподавания П.П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога / А.М. Савинов Педагогика искусства // электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт художественного образования». - №3, 2010. - http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/11_09_savinov.pdf (дата обращения: 14.03.2023).

9. Тютюнова, Ю.М. Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика / Ю.М. Тютюнова // Наука и школа. - 2018. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risovanie-s-natury-po-pamyati-po-predstavleniyu-i-po-voobrazheniyu-na-plenere-sovremennaya-praktika (дата обращения: 14.03.2023).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); кандидат исторических наук,

старший преподаватель Гордиенко Оксана Николаевна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); старший преподаватель Баженов Константин Олегович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы правовых основ морально-этического поведения студентов в процессе обучения. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики право, морали, закона, этики, правовых норм, принципы гуманизма. Рассмотрены теоретические вопросы проблемам непрерывного образования, в частности, преемственности различных звеньев образования. Раскрыты преимущества продуктивного образования следующим образом: индивид (онтогенез), как и человеческое сообщество (филогенез), формирует свое мироощущение и свой мир из совокупности материальных и нравственных ценностей, которые могут использовать другие люди. Образование возникает в этом контексте как систематизированное обнаружение продуктивных ситуаций. Отсюда изменяется роль преподавателя. Авторы предлагают практическую реализацию преемственности в становлении личности, зависящей от: характера учебно-познавательной деятельности; качества профессиональной деятельности педагога; функциональных механизмов психики; социального опыта студентов. Продуктивное обучение ориентирует на приобретение жизненных умений на основе опыта всех участников учебного процесса (как преподавателя, так и студентов), которые инициируют личностный рост и индивидуальное развитие на основе сознательного выбора целей. Методология продуктивного обучения предполагает следующие составляющие: рост роли каждого участника процесса обучения при активном развитии инициативы в сотрудничестве со всеми участниками данного процесса; активную связь между суммой теоретических знаний и жизненной юридической практикой; изменение роли преподавателя, когда вместо сообщающего определенную сумму или систему знаний он становится сотрудничающим наставником; создание образовательной среды, в которой превалируют новые информационные технологии. Авторская позиция заключается в том, что в традиционной форме обучения оценка принадлежит преподавателю. В данной ситуации (правовой основы морально-этического поведения студентов) роль преподавателя как консультанта в большей степени сводится к тому, чтобы направить обсуждение в нужное русло, а не оценить работу. Сама оценка происходит в процессе обсуждения, и положительный или отрицательный результат очевиден. Следовательно, работа преподавателя - это работа оценивающего консультанта, который выступает в роли арбитра при возникающих сложных оценочных моментах в процессе обсуждения выполненных заданий всеми участниками процесса обучения. Таким образом правовые основы морально-этического поведения студентов в процессе обучения мы рассмотрели в контексте общей системы образования, преемственности различных звеньев образования, а также реализации самого процесса обучения.

Ключевые слова: право, мораль, норма, правовые нормы, закон, этика, процесс обучения, гуманизм, продуктивное образование, преемственность, продуктивное обучение.

Annotation. The article reveals the issues of the legal foundations of moral and ethical behavior of students in the learning process. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of law, morality, law, ethics, legal norms, principles of humanism are revealed. The theoretical issues of the problems of continuing education, in particular, the continuity of various levels of education, are considered. The advantages of productive education are revealed as follows: an individual (ontogenesis), like a human community (phylogeny), forms his worldview and his world from a set of material and moral values that other people can use. Education arises in this context as a systematic detection of productive situations. Hence the role of the teacher changes. The authors propose the practical implementation of continuity in the formation of personality, depending on: the nature of educational and cognitive activity; the quality of professional activity of the teacher; functional mechanisms of the psyche; social experience of students. Productive learning focuses on the acquisition of life skills based on the experience of all participants in the educational process (both teachers and students), who initiate personal growth and individual development based on a conscious choice of goals. The methodology of productive learning involves the following components: the growth of the role of each participant in the learning process with the active development of the initiative in cooperation with all participants in this process; an active connection between the amount of theoretical knowledge and life legal practice; changing the role of a teacher when, instead of reporting a certain amount or system of knowledge, he becomes a cooperating mentor; creating an educational environment in which new information technologies prevail. The author's position is that in the traditional form of teaching, the assessment belongs to the teacher. In this situation (the legal basis of moral and ethical behavior of students), the role of the teacher as a consultant is more limited to directing the discussion in the right direction, rather than evaluating the work. The evaluation itself takes place in the process of discussion, and a positive or negative result is obvious. Consequently, the work of a teacher is the work of an evaluating

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.