Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эскиз / набросок / этюд / зрительная память / представление / воображение / метод кейс-стади / креативный рисунок / методические особенности / sketch / sketch / study / visual memory / representations / imagination / case study method / creative drawing / methodological features

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев Сайфулла Файзуллаевич, Муродова Муясар Хикматовна

Данная статья исследует особенности обучения рисованию по памяти и представлению студентов – будущих учителей изобразительного искусства в школе. Рекомендованы специальные задания и упражнения по развитию у студентов в процессе рисования художественного воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF METHODS FOR TEACHING DRAWING FROM MEMORY AND REPRESENTATION

This article explores the features of teaching drawing from memory and representation of students – future teachers of fine arts at school. Special tasks and exercises are recommended to develop students' artistic imagination in the process of drawing.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

ДА UNIVERSUM:

№2(81)_февраль. 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Абдуллаев Сайфулла Файзуллаевич

проф.,

Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: sukhrob.abdullayev@mail.ru

Муродова Муясар Хикматовна

ст. преподаватель, Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Бухара E-mail: ilyos-toshev@mail.ru

METHODOLOGICAL FEATURES OF METHODS FOR TEACHING DRAWING FROM MEMORY AND REPRESENTATION

Sayfulla Abdullaev

Professor

of the Bukhara Engineering and Technology Institute, Republic of Uzbekistan, Bukhara

Muyasar Murodova

Senior lecturer

of the Bukhara Institute of Engineering and Technology, Republic of Uzbekistan, Bukhara

АННОТАЦИЯ

Данная статья исследует особенности обучения рисованию по памяти и представлению студентов - будущих учителей изобразительного искусства в школе. Рекомендованы специальные задания и упражнения по развитию у студентов в процессе рисования художественного воображения.

ABSTRACT

This article explores the features of teaching drawing from memory and representation of students - future teachers of fine arts at school. Special tasks and exercises are recommended to develop students' artistic imagination in the process of drawing.

Ключевые слова: эскиз, набросок, этюд, зрительная память, представление, воображение, метод кейс-стади, креативный рисунок, методические особенности.

Keywords: sketch, sketch, study, visual memory, representations, imagination, case study method, creative drawing, methodological features.

В подготовке будущего художника-педагога помимо овладения основами академического рисунка и живописи большое значение имеет привитие навыков рисования по представлениям памяти и воображения на всех этапах обучения изобразительному искусству. Краткосрочные рисунки по памяти и представлению - необходимое условие и для выполнения педагогических рисунков учителем, в том числе при рисовании на классной доске.

В процессе педагогической художественной деятельности учитель изобразительного искусства должен владеть навыками полноценного динамического рисунка, должен уметь изобразить в эскизе, этюде и наброске рисуемый объект в любом повороте и ракурсе.

Библиографическое описание: Абдуллаев С.Ф., Муродова М.Х. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2022. 2(81). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/13129

Рисунок 1. Наброски карандашом в различных ракурсах

Психология искусства и творчества определяет память, как «.. .запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта» [5, с. 135]. Запоминание - это закрепление и сохранение в памяти полученных об объектах и явлениях действительности впечатлений. В творчестве художника, так же как и учителя изобразительного искусства, запоминание играет особую роль. Данная функция памяти определяет для творца важнейшие мотивы и сюжеты, привлекающие своей красотой и гармоничностью, - древние памятники зодчества, исторические достопримечательности, предметы искусства и быта, отражающие культуру и духовный мир своего народа. Запоминание может быть непроизвольным - без цели, когда объект, к примеру архитектурный памятник, может поразить своей величавостью, совершенными формами и гармонией. Или когда объект вызывает различные эмоциональные переживания или чувства как своими формами и цветом, как и внутренним содержанием, к примеру, замечательные пейзажи народного художника Узбекистана У. Тансыкбаева или исторические портреты М. Набиева.

Однако в разработке современных методов обучения будущих учителей изобразительного искусства рисованию по памяти и представлению задача исследователей - воспитание в студентах навыков произвольного, осмысленного запоминания, т.е. на глубоком понимании содержания и сущности закрепляемого в памяти учебного материала.

Произвольное осмысленное выполнение рисунков по памяти, как показывает анализ специальной литературы и опыт работы, должно строиться на принципе последовательности от простого с постепенным усложнением задачи.

1. Завершение по памяти рисунка с натуры. Рекомендуется в начале обучения выполнение краткосрочного рисунка по памяти, выполненного ранее с натуры.

2. Рисунок по памяти отдельных предметов и несложного натюрморта на основе краткого наблюдения (10-15 мин).

3. Рисунки по памяти со значительным по времени интервалом между академической студией и повторением по памяти работы.

4. Выполнение рисунков по памяти предметов, не рисованных прежде (предметы быта, домашней утвари, набросков и эскизов увиденных мотивов и антуража городского пейзажа).

На старших курсах задания усложняются, можно вводить рисунки по наблюдению и памяти группы людей, интерьеров и экстерьеров зданий, архитектурных ансамблей, мотивов природы, голов и фигур людей.

В процессе рисования по памяти у студентов развивается зрительная память, воспитывающая навыки художественного отбора, когда внимание концентрируется на главном, существенном, типическом в изображаемом объекте. То есть формируется важнейшая для эффективного рисования функция зрительной памяти - ее избирательность, т.е. способность отбора из увиденного самого важного для композиции выбранного сюжета. В качестве примера можно привести произведения народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова. Центральное место в композициях мастера занимают образы, основанные на гениальных миниатюрах гератского и среднеазиатских центров миниатюрной живописи, художественного феномена великого «Рафаэля Востока» Камалиддина Бехзада. Художественно переработанные в виде станковых произведений, фресок и витражей работы Ч. Ахмарова отличают значительность, монументальность замысла и композиции, оригинальность, близость к орнаментальному искусству Востока. Чтобы понять, насколько многогранна избирательная память художника и умение художественного отбора, достаточно посмотреть на тематику произведений крупнейшего узбекского мастера, выполненных на сюжетах произведения великого Алишера Навои «Хамса» [4, с. 789].

Рисунок 2. Ч. Ахмаров. А. Навои с учениками.

1968 г.

Таким образом, в развитии зрительной памяти опора на художественный отбор, художественную память должна быть главной. Не нужно забывать, что развитая зрительная память, отточенная в беспрерывном совершенствовании рисования по памяти, есть суть начала композиционного рисования.

Рисование по представлению - логическое продолжение занятий рисования по памяти, ибо рисование по представлению ведется на основе осмысленного, произвольного рисования по памяти, что в конечном счете служит развитию художественного воображения. Образ памяти и есть представление. Как подчеркивает В.С. Кузин, «представления -это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее» [5, с. 140]. Процесс формирования

представлений у художника-педагога имеет свои особенности. Эта особенность заключается в оперировании образами памяти и представлений, которые наряду с накопленными зрительными образами создают задуманный композиционный эскиз.

Развитие зрительной памяти к умению прекрасно рисовать по представлению и воображению помогло многим выдающимся мастерам кисти приобрести мировую известность. Это признание русских художников XIX века И.Е. Репина, Ф.А. Васильева, И.И. Левитана, М.А. Врубеля и многих других авторов знаменитых произведений живописи обусловлено прежде всего их прекрасной зрительной памятью и воображением. Так, русский маринист И.К. Айвазовский, создавший сотни картин и этюдов, посвященных водной стихии, отмечал: «Сто движений живых стихий неуловимы для кисти, посему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их, и этими случайностями, равно как эффектами света и теней, обставлять свою картину» [5, с. 140].

Рисунок 3. И.К.Айвазовский. «Закат» 1866 г.

Рисунок 4. Джон Констебль «Собор в Солсбери, вид с лугов» 1831 г.

Крупнейший представитель барбизонской школы живописи Джон Констебль (1776-1837) в одном из писем отмечал: «Предметы моего скромного, отвлеченного искусства могут быть обнаружены под каждой изгородью, на любой дороге, поэтому никто не считает его стоящим внимания» [2, с. 4]. Эта фраза показывает, насколько развита была наблюдательность мастера английского пейзажа, оставившего такие замечательные картины-пейзажи, как «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831), «Дом в Ист-Бергоулте» (1833).

Исходя из анализа, можно опереться на определение О.А. Авсияна о том, что «представления подразделяются на представления памяти и представления воображения. Различие данных видов, основой которых являются не только прошлые восприятия, а подвергнувшиеся некоторым переработкам, заключаются в степени и характере их переработки. В отличие от представлений памяти, базирующихся на непосредственных впечатлениях, представление воображения означает процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе уже имеющихся путем их преобразования» [1, с. 68].

Особенность рисования по представлению -совместная работа студента с педагогом, разбор каждого эскиза и этюда с целью композиционного разбора и нахождения оптимального варианта. То есть должен применяться метод кейс-стади, где педагог должен основываться на «принципе творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально-неповторимый творческий продукт - метод case study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального

интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т. п.» [3].

И поэтому каждое учебное заведение, направленное на развитие представления у студентов в процессе обучения рисованию, должно быть направлено к конечной цели - воспитанию воссоздающего воображения.

Рекомендуемое нами каждое задание на развитие воображения у студентов предполагает трехступенчатых этап рисования по представлению. Пример -рисунок архитектурного пейзажа.

I этап - сделать краткий эскиз - набросок архитектурного пейзажа, на основе данного наброска выполнить завершенный рисунок (материал по выбору -граф. карандаш, цв. карандаши, маркеры, тушь и т.п.).

II этап. На основе зрительного наблюдения без предварительного эскиза-наброска по памяти выполнить рисунок выбранного сюжета архитектурного пейзажа.

III этап. Креативный рисунок - фантазия на тему «Пространство города». Учет основных пропорциональных соотношений при организации пространства и антуража.

Таким образом, в профессионально-педагогическом становлении будущего учителя изобразительного искусства рисование по памяти и представлению имеет неоценимое значение. Применение рисунка по представлению в педагогической и художественной деятельности позволяет воспитывать и развивать в будущем педагоге творческое начало, способность мыслить композиционно и оперировать художественными образами.

Список литературы:

1. Аасиян О.А. Натура и рисование по представлению : учеб. пособие. - М. : Изобраз. искусство, 1985. - 152 с.

2. Джон Констебль. Кн. по искусству. Живопись. Графика. - М. : Магма, 2005.

3. Долгоруков Л. Метод Case study как современная технология профессионально ориентированного обучения // Технология case study : учебно-методическое пособие / М.В. Плотников, О.С. Чернявская, Ю.К. Кузнецова.

4. Исахожаева Н.А. Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова // Молодой ученый. - 2016. - № 5 (109). - С. 786-791 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https//moluch/archivi (109126502).

5. Кузин В.С. Психология : учебник / под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1982. -256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.