Научная статья на тему 'Развитие навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковый метод обучения'

Развитие навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковый метод обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поисковый метод / проблемные ситуации / проблемные вопросы / мышление / интеллект / мыслительная деятельность / учебная мотивация / search method / problem situations / problem questions / thinking / intelligence / mental activity / educational motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыдыкова Ж. Н.

в статье предлагаются приемы использования проблемно-поискового метода обучения для развития поисковой деятельности учащихся, которые можно использовать на уроках информатики, вызвать интерес учащихся к предмету через создание проблемных ситуаций. В настоящее время много внимания уделяется идее развития умения разрешения проблем, так как у некоторых детей этот навык еще не совсем сформирован и они затрудняются находить решения проблемных ситуаций, вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SEARCH ACTIVITY SKILLS OF STUDENTS THROUGH THE PROBLEM-SEARCH METHOD OF TRAINING

the article proposes techniques for using the problem-search method of training for the development of students 'search activity, which can be used in computer science lessons, to arouse students' interest in the subject through creating problem situations. Currently, much attention is paid to the idea of developing the problem-solving ability, as some children have not yet fully developed this skill, and they find it difficult to find solutions of problem situations and issues.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковый метод обучения»

DEVELOPING SEARCH ACTIVITY SKILLS OF STUDENTS THROUGH THE PROBLEM-SEARCH METHOD OF TRAINING Sydykova Zh.N. (Republic of Kazakhstan) Em ail: Sydykova570@scientifictext.ru

Sydykova Zhuldyz Nurlankyzy — ICT Teacher, NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOL OF PHYSICS AND MATHEMATICS, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article proposes techniques for using the problem-search method of training for the development of students 'search activity, which can be used in computer science lessons, to arouse students' interest in the subject through creating problem situations. Currently, much attention is paid to the idea of developing the problem-solving ability, as some children have not yet fully developed this skill, and they find it difficult to find solutions of problem situations and issues.

Keywords: search method, problem situations, problem questions, thinking, intelligence, mental activity, educational motivation.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Сыдыкова Ж.Н. (Республика Казахстан)

Сыдыкова Жулдыз Нурланкызы — учитель информатики, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье предлагаются приемы использования проблемно-поискового метода обучения для развития поисковой деятельности учащихся, которые можно использовать на уроках информатики, вызвать интерес учащихся к предмету через создание проблемных ситуаций. В настоящее время много внимания уделяется идее развития умения разрешения проблем, так как у некоторых детей этот навык еще не совсем сформирован и они затрудняются находить решения проблемных ситуаций, вопросов.

Ключевые слова: поисковый метод, проблемные ситуации, проблемные вопросы, мышление, интеллект, мыслительная деятельность, учебная мотивация.

УДК 37.012

Развитие навыка поиска позволяет лучше справляться с решением проблем реальной жизни. Использование различных приемов проблемного метода позволяет самостоятельно осваивать новые знания, активизирует мыслительную деятельность, также позволяет учащимся, находить оптимальные решения поставленных задач. Урок не должен быть направлен только на усвоение готовых предметных знаний, но и на их творческую переработку и самостоятельное использование, на развитие способности оценивать ситуацию, проводить анализ условий и найденного решения, сопоставлять его с другими. Учащиеся должны уметь самостоятельно, критически оценить полученные знания и находить решения проблемных ситуаций. Учитывая все вышесказанное, возникает необходимость исследования развития навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковой метод, основными задачами которого являются развитие логического мышления, развитие творческих способностей, научить ребенка осознанно управлять, ставить цели своего развития, вызвать мотивацию учащегося, развить умения критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставлять различные возможные пути решения проблем и находить наиболее оптимальный из них.

Высокие результаты обучения не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих учащихся, без их желания узнать что-то новое. Применение проблемно-поискового метода помогает обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Учащиеся будут проводить анализ ситуации, задачи, условий, планировать стратегию поиска решения проблемы, проводить анализ найденного решения, сопоставлять его с другими, иметь способность к саморазвитию, развитие познавательной мотивации, умение оценивать уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я могу? знаю? делаю?).

Перед тем, как отбирать методы, приемы и задания, которые будут использоваться, необходимо провести сбор данных, для того чтобы определить, насколько развиты поисковые навыки у учащихся, после сделать анализ собранных данных. Для консультации были привлечены иностранные коллеги,

73

учителя, кураторы, родители. На начальном этапе исследования очень важно было проконсультироваться с куратором, учителями других дисциплин, как технических и точных, так и гуманитарных, чтобы узнать, как проявляют себя учащиеся на их уроках. Также необходимо было узнать, используют ли учителя проблемный метод обучения на своих уроках, если да, то какие методы и задания они используют для развития навыков поисковой деятельности у учащихся и насколько дети вовлечены в этот процесс. В ходе исследования для сбора информации были использованы такие методы, как неформальное интервью с куратором, учителями предметниками и самими учащимися. Прогнозируется, что учащиеся будут анализировать ситуации, задачи, условия, планировать стратегию поиска решения проблемы, проводить анализ найденного решения, сопоставлять его с другими, оценивать уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития, научаться критически мыслить и принимать взвешенные решения.

На уроке учащимся необходимо было находить решения проблемных ситуаций, при их создании учитывались интеллектуальные возможности учащихся, способствуют ли предложенные ситуации получению новых знаний. В ходе урока использовались проблемные ситуации, вопросы, проблемно-поисковые задачи, коллективные обсуждения возможных подходов к решению, подтверждение правильности выводов. Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, размышляли и выбирали наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации. На уроке применялись два метода, один из них - частично-поисковый метод, где учитель задает проблемную ситуацию, проводит рефлексию, а остальное выполняют учащиеся, второй - исследовательский метод, где все шаги осуществлял ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат. Наблюдая, как учащиеся выполняют задания, отвечают на уроке, могу отметить наличие положительных изменений в эмоциональной сфере, появилась мотивация к изучению нового, учащиеся начали понимать важность материала и его изучение, также использование полученный знаний. Каждое занятие должно включать "проблемные ситуации", эвристическую и проблемно-поисковую беседу, в ходе которого можно задать различные взаимосвязанные вопросы по новой теме, отвечая на которые учащиеся высказывают какие-либо предположения и пытаются их доказать, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. А метод проблемно-поисковой беседы позволяет учащимся решить ряд проблемных ситуаций. Как правило, данные методы проблемного обучения позволяют детям активно работать с получаемым знанием, задавать вопросы и активизироваться к поиску ответа.

Какие же ценности были приобретены в ходе исследования? Самое главное это -профессиональный опыт, личностные изменения. Пополнить профессиональные знания позволил навык планирования деятельности, систематичность работы, опыт наблюдения за детьми, анализ и рефлексия, навыки тайм-менеджмента, желание улучшить практику. Можно отметить следующие личностные изменения: мобильность, толерантность, организаторские способности, лидерские качества, понимание. Проведение исследования действительно, улучшает практику преподавания: планирование, постановка задач, апробация, анализ, наблюдение и др.; в ходе исследования возникает потребность в поиске различных возможностей, приводящих к одному - к изменению.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что проделанная работа оказала положительное влияние на учеников. Как результат применения проблемно-поискового метода можно отметить умения учащихся выражать свое мнение, обоснованно отвечать на вопросы, работать с разными источниками информации, дискутировать и аргументировать свою позицию, сравнивать разные точки зрения, проводить исследования, видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу. Развитие поисковой деятельности также способствует у учащихся более прочному усвоению учебного материала, повышает учебную мотивацию, активизирует мыслительную деятельность.

Список литературы / References

1. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель, 2010. № 6. С. 82-83.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский учитель,

2010. № 5. С. 47-52.

3. Радулова Е.Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа, 2009. № 6. С. 51-52.

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.

«Просвещение», 1977. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.