Научная статья на тему 'Развитие науки финансового правоведения в интересах благополучия граждан'

Развитие науки финансового правоведения в интересах благополучия граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / ГРАЖДАНЕ / ИНТЕРЕСЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРОРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокошин Максим Сергеевич

Предмет исследования динамика норм финансового правоведения, закрепляющих интересы благополучия граждан в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе. Целью статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и перспектив жизнеобеспечивающего развития теоретико-практических основ юридических наук в сфере финансов, главным образом на примере финансового правоведения. Методологию исследования составили принципы научности и объективности, сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход, концептуальные положения правоведения, финансового и административного права. В работе анализируются следующие вопросы: подготовка финансового правоведения к модернизационному рывку в управлении публичными финансами; причины, сдерживающие формирование режима антикоррупционно-финансового благополучия и его механизма. Статья содержит выводы и предложения относительно научно обоснованного генезиса и эволюции финансово-правоведческих институтов, их правореализации в развивающихся юридических науках под воздействием цифровизации финансов общественного сектора и проектно-управленческих приоритетов. Выводы автора могут быть использованы в дальнейших исследованиях финансового правоведения, в процессе решения вопросов правового обеспечения финансового благополучия гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокошин Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие науки финансового правоведения в интересах благополучия граждан»

ф

Прокошин Максим Сергеевич

Доцент кафедры правового регулирования экономики и финансов Института государственной службы и управления Российской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук E-mail: maximlawer@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАУКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ БЛАГОПОЛУЧИЯ ГРАЖДАН

Аннотация.

Предмет исследования — динамика норм финансового правоведения, закрепляющих интересы благополучия граждан в Российской Федерации и Евразийском экономическом со-

Целью статьи является рассмотрение современного состояния, проблем и перспектив жизнеобеспечивающего развития теоретико-практических основ юридических наук в сфере финансов, главным образом на примере финансового правоведения.

Методологию исследования составили принципы научности и объективности, сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход, концептуальные положения правоведения, финансового и административного права.

В работе анализируются следующие вопросы: подготовка финансового правоведения к модернизационному рывку в управлении публичными финансами; причины, сдерживающие формирование режима антикоррупционно-финансового благополучия и его механизма. Статья содержит выводы и предложения относительно научно обоснованного генезиса и эволюции финансово-правоведческих институтов, их правореализации в развивающихся юридических науках под воздействием цифровизации финансов общественного сектора и проектно-управленческих приоритетов.

Выводы автора могут быть использованы в дальнейших исследованиях финансового правоведения, в процессе решения вопросов правового обеспечения финансового благополучия гражданского общества.

Ключевые слова: благополучие, граждане, интересы, модернизация, правоведение, прорывное развитие, приоритеты, управление, финансы.

Prokoshin Maxim S.

Associate Professor of the Department of legal regulation of the economy and Finance at RANEPA, PhD

THE DEVELOPMENT OF SCIENCE OF FINANCIAL LAW

IN THE INTEREST OF WELFARE OF CITIZENS

Abstract.

The subject of the research is the dynamics of the norms of financial law that strengthen the interests of the welfare of citizens in the Russian Federation and the Eurasian Economic Union.

The purpose of the article is to consider the current state, problems and prospects of life-supporting development of theoretical and practical foundations of legal Sciences in the field of Finance, mainly on the example of financial law.

The methodology of the research is based on the principles of science and objectivity, comparative, formal legal, analytical methods, systematic approach, conceptual provisions of legal science, financial and administrative law.

The paper analyzes the following issues: preparation of financial law to the modernization breakthrough in the management of public Finance; the reasons that constrain the formation of the regime of anti-corruption and financial well-being and its mechanism. The article contains conclusions and proposals on the scientifically based Genesis and evolution of financial and legal institutions, their legal implementation in the developing legal Sciences under the influence of digitalization of public sector Finance and project management priorities.

The author's conclusions can be used in further studies of financial law, in the process of solving the issues of legal security of the financial well-being of civil society.

Key words: well-being, citizens, interests, modernization, law, breakthrough development, priorities, management, Finance.

Сегодня в России модернизация государственного управления финансами является радикальной в контексте расширения цифровых взаимосвязей финансовых и управ-ленческо-правовых механизмов, востребованных интересами благополучия граждан. Прорывное развитие науки финансового правоведения — выдающееся явление, многоплановый феномен, от которого зависит преодоление бедности, отставания, прежде всего производительности труда, научение быть лучше и быстрее других обеспечить достаток в семьях.

Что должно быть приоритетом для нас? На этот вопрос В.В.Путин отвечает в Послании Федеральному Собранию (1 марта 2018 года): «... Считаю главным, ключевым фактором развитие благополучие людей.». Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла, и с ней сталкиваются 20 миллионов людей.

Если в прошлом реформаторам-политикам казалось, что одна из их важнейших задач состоит в растягивании во времени или откладывании «до лучших времен» многих важнейших финансовых, управленческих решений по вопросам жизнеобеспечения населения, то сегодня эти заблуждения стали очевидными на последствиях медлительности реформирования финансовых, налоговых, бюджетных, межбюджетных и иных отношений, возникших в 90-е годы прошлого века.

Значительная часть трудновыполнимых для бюджетов всех уровней социальных

обязательств, принятых в начале реформ, стала перекладываться на жилищную, коммунальную и другие жизненно важные отрасли. Не случайно резко возрастали неплатежи (в том числе — по обязательствам бюджетных организаций). Множились бартерные сделки, происходило накопление задолженности предприятий по обязательным платежам и налогам.

Неполная оплата жилья и коммунальных услуг в значительной мере стала следствием невыполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих финансовых обязательств и функций. Льготы по коммунальным оплатам компенсировались не полностью, жилищные субсидии выплачивались лишь частично. Ошибки в организации регулирования тарифов на эти услуги приводили к значительным различиям между темпами инфляции и ростом тарифов. Последние то отставали от инфляции, то значительно ее опережали. В этих условиях стали признаваться деградация налоговых платежей, недофинансирование жизненно необходимых объектов, что потребовало выработки прорывных механизмов роста благополучия граждан посредством трансформации финансово-управленческих отношений.

«. В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры

и государственного управления»,— говорит В.В.Путин1.

На основе Стратегии пространственного развития, считает Президент России, необходимо подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. В крупном масштабе нужно создать базовые условия для трансформационного прорыва, а именно — «такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней. ... Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых». Кроме этого, надо решить ключевую проблему — открыть предпринимателям доступ к финансовым ресурсам, кредитам, под фактическую ставку в 6,5 процента. И в итоге убрать все, что «позволяет нечистоплотным, коррумпированным представителям власти и правоохранительных органов оказывать давление на бизнес. Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами. Такие споры нужно переводить в административную и арбитражную практику»2.

Ясным стало, что без трансформационного рывка, без преемственности в движении от финансового права к финансовому правоведению невозможна модернизация управления финансами в интересах благополучия граждан. Причем в процессе генезиса и эволюции финансово-прорывных институтов не следует смешивать понятия «модернизация» и «трансформация». Если модернизация означает осовременивание управления финансами, то трансформация представляет собой создание фундаментальных предпосылок прорывного развития, результатом которого является высокое качество, правовая культура управления. Недооценка трансформационного рывка во многом снижает достижение субъектами управления конкретных финансовых результатов во благо человека. Нужна, прежде всего, действенность конституционных

1 Послание Президента Российской Федерации Феде

зета, 2018. 2 марта.

2 См.: Там же.

и административно-правовых регуляторов, готовность которых к обеспечению благополучия во многом обязана системе органов государственного управления в области бюджетирования, кредитования, финансирования народного хозяйства, налогов, ценообразования, банковского дела, страхования и учета.

Базовые показатели благополучия граждан и страны — продолжительность жизни; увеличение размеров пенсий, их регулярная индексация, сокращение разрыва между размерами пенсии и зарплатой, которая была у человека перед выходом на пенсию. Наряду с этим речь идет также о росте доходов граждан и соответственно уточнении механизма расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости. Размер зарплат в бюджетной сфере должен расти и дальше, включая здравоохранение, образование, другие области, которые определяют благополучие людей. Для этого нужно четко определить, выстроить и повысить эффективность госрасходов, энергичнее привлекая частные ресурсы для финансирования крупных проектов.

Реализуя меры денежно-кредитной политики, развивая финансовые рынки, Центральный банк в контакте с Правительством России будут постепенно снижать процентные ставки, повышать доступность кредита. К тому же увеличение инвестиций планируется довести до 27 процентов от ВВП.

Намечено повысить самообеспеченность страны говядиной, молоком, овощами. Финансовое правоведение в сочетании с уголовным правом должно жестко действовать в отношении посягательств на денежные средства граждан, рейдерских захватов, уклонений от уплаты налогов и разворовывания бюджетных средств.

Возникает вопрос о прорывных направлениях, обеспечивающих в современном мире модернизационный динамизм финансово-правового регулирования многих отно-

тьному Собранию 1 марта 2018 года // Российская Га-

шений жизнеобеспечения, его наиболее существенных элементов, таких как снижение вдвое уровня бедности за шесть лет, правовое обеспечение банковских гарантий, эффективное использование публичных финансов. В этой связи заслуживают особого внимания функции стимулирования финансово-управленческих отношений благополучия граждан: инновационно-распорядительная, информационно-регулятивная, правоприменительная. Все перечисленные функции, выражающие многообразие средств достижения реального благополучия с помощью развития финансового правоведения, носят созидательно-трансформационный характер и выступают в виде межотраслевой, масштабной программы пространственного развития жизнеобеспечения населения России. Ее элементы составляют не только задачи, принципы, методы финансовой деятельности, но и прорывная юридизация всей финансовой систе -мы. Причем как национальной, так и международной финансовой систем.

В общеструктурном аспекте это означает удвоение в России расходов на эти цели, включая развитие городов и сельских территорий; рост доходов граждан, государственных финансов (бюджета, государственных внебюджетных фондов); расширение правового положения финансов предприятий, учреждений, организаций (финансов коммерческих организаций, некоммерческих учреждений, общественных, и других организаций); совершенствование финансово-правового процесса кредитования, снижения стоимости кредита на ипотеку до 8 процентов; страхование (личного, имущественного и других видов); новые источники местных финансов (бюджетов, внебюджетных фондов). Предстоит поэтапный переход от долевого строительства жилья к проектному финансированию, когда риски берут на себя застройщики, а не граждане.

Такой трансформационный рывок может быть осуществлен всей мощью финансового

правоведения3 (макроправа), в основе которого находится юридизация всей финансовой системы, совокупности всех финансовых институтов (групп денежных отношений), в том числе во взаимосвязи с финансовым правом. Действие последнего нельзя недооценивать, ибо оно обусловлено ролью финансов, основанных на правовых нормах, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности звеньев механизма управления государством. А именно: по поводу мобилизации; распределения и использования ими денежных фондов; для решения стоящих перед ними целей и задач. Отсюда вытекает, что если в финансовом правоведении подвергается юридизации вся финансовая система, все финансовые отрасли и институты, то в финансовом праве (микроправе) — собирание, распределение (перераспределение) денежных фондов государства и муниципальных образований, их использование. Объективными условиями существования финансовой деятельности, как справедливо считает Е.Ю.Грачева, является, во-первых, необходимость распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода и, во-вторых, товарное производство, действие объективного закона стоимости4. Эти условия, хотя и первичны по отношению к финансовой деятельности государства, но они также подвержены процессу юридизации, происходящей, прежде всего, в финансовой системе5.

В контексте осуществления жизнеобеспечивающего прорыва финансовое правоведение означает состояние урегулированности, упорядоченности и управляемости финансов, что достигается благодаря не только финансовому праву, но и финансовому процессу, административному праву и управлению, основанных на модернизации объектов финансовой системы, на цифровизации системы государственного управления финансами.

В отличие от финансового права как деятельности по регулированию публичных

3 См.: Прокошин М. С. Финансовое правоведение: теория и практика.— М.: ЮСТИЦИЯ. 2016. 418 с.

4 См.: Грачева Е. Ю. Финансовое право, схемы с комментариями.— М.: Проспект. 2009. С. 3, 8, 13 и др.

5 Пашенцев Д.А. Финансово-правовая традиция России.— М.: Кнорус. 2016. С. 7-12.

финансов, финансовое правоведение к тому же означает финансово-правовое обеспечение прорывного развития всей системы благополучия жизни граждан. Нужен конкретный результат рывка в материальном и процессуально-правовом обеспечении финансовой системы в виде ее модернизации, упорядоченности и управляемости. На этом модернизационном этапе необходимо вернуться к налогу на имущество физических лиц, который должен быть справедливым и посильным для граждан. Уверенность в возможности качественного жизнеобеспечения населения обусловлена также тем, что финансовое правоведение в широком смысле является составной частью международного экономического права6, а в узком смысле,— будучи основанием национального финансового микроправа выступает как отрасль национального экономического права, в данном контексте — экономического права современной России.

Финансовое правоведение, в основании которого находится юридизация финансовой системы, наряду с материальными нормами права, не случайно носит процессуально-правовой характер. Финансовое право, в отличие от финансового правоведения, не выражает столь объемно финансово-процессуальные правоотношения7. Отсюда и по объему в целом действие финансового правоведения и финансового права как двух наук существенно различается, особенно в ходе прорывного развития управления финансами. Финансовое правоведение как наука охватывает в процессе трансформационного рывка не только финансовое право, ее содержание, но и финансово-правовой комплекс, ряд вопросов административного права (налоговое администрирование, деятельность органов исполнительной власти в финансовой сфере, административно-правовой контроль (надзор в ней) и др.), отдельные юридико-финансовые вопросы экономического, хозяйственного и других отраслей права. По своему содержанию фи-

нансовое правоведение (в широком понимании), в отличие от финансового права, является не только системой норм материального права, но и финансово-процессуальной межотраслевой совокупностью правовых норм, конкретизирующих финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, федеральный бюджет, налоги и сборы. Более того, Правительством Российской Федерации обеспечивается в рамках федерального ведения осуществление единой финансовой, кредитной и денежной политики (пункт «б» части 1 статьи 114 Конституции).

Отдельный вопрос — соотношение правоведения как юридической науки и финансового правоведения как финансово-право-ведческой науки. Появление финансового правоведения обусловлено действием Конституции Российской Федерации 1993 года. Ее статья 71 начинается: «В ведении Российской Федерации находятся ...». Безусловно, это ведение является правовым. В данной конституционной статье к правовому ведению, сокращенно к правоведению, Российской Федерации отнесено финансовое регулирование, также (наряду с финансовым) валютное, кредитное; таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж»), а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з»). И все это регулирование происходит в сочетании с правовыми основами единого рынка, который охватывает также финансовый рынок. Отсюда правомерным является название российской национальной науки «финансовое правоведение Российской Федерации», которое дополняется соответствующими нормами международного права и именуется «теория финансового правоведения».

В процессе трансформационного рывка к обеспечению благополучия граждан необходимо комплексно использовать финансо-

6 См.: Международное финансовое право (МФП) — подотрасль международного экономического права // Шумилов В. М. Международное финансовое право.— М.: «Международные отношения». 2005. С. 48-123.

7 См.: Финансовое право. Учебно-методический комплекс.— М.: Изд-во РАГС. 2009. С. 9.

вое правоведение как одну из юридических наук и правоведение как совокупность юридических наук, то есть наук о праве в целом. Правоведение — отрасль таких знаний, которые осваивают общественные явления, принадлежащие к сфере политической жизни общества. Поэтому не случайно дается определение ему как специальной общественной науке, изучающей право — особую систему социальных норм. Эта юридическая наука сложилась в качестве отрасли знаний, охватывающей не только право, правовую систему, но и государство, связи с государством других элементов политической системы8. Социально-политическая сущность, выраженная в особом юридическом содержании, специфических правовых свойствах, структуре, закономерностях права,— определяющая черта правоведения как общественной науки, положения которой находятся в русле современных научных исследований в сфере государственной и правовой жизни9. Эта черта обусловлена политическим своеобразием, а по ряду сторон — уникальностью явлений правовой действительности.

Отсюда вытекает, что правоведение в рассматриваемой плоскости жизнеобеспечения является политической наукой, непосредственно выражающей то или иное мировоззрение. В свою очередь, финансовое правоведение не столько политическая, сколько юридическая наука. Конечно, эти науки имеют в своем предмете общие правовые понятия и государственные институты. Но в правоведении государство выступает как общественно-политическое явление и право — как социально-политическое явление общественной жизни. Отсюда взаимосвязь между государством и правом носит политический характер. Не случайно в процессе поиска трансформационного рывка к благополучному жизнеобеспечению населения посредством модернизации управления финансами правоведение как наука взаимосвязана с системой финансово-право-ведческой науки. Думается, что последняя

выступает частью правоведения. Их связи обусловлены также тем, что правоведение и финансовое правоведение исследуют многие общие правовые понятия, рассматривают жизненно важные для страны проблемы финансового правоведения, формируют понимание роли права и государства в удовлетворении финансово-стратегических интересов России.

В этой связи вряд ли надо ограничивать только финансовым правом программу подъема уровня благополучия граждан и соответственно подготовку современных управленцев и не включать в проектно-про-граммное обеспечение более широкий по содержанию курс «Финансовое правоведение». К тому же в учебник «Правоведение», его раздел об основах российского права напрашивается такая его часть, как основы финансового правоведения. Сводить «Правоведение» только к основам гражданского, трудового, уголовного, экологического права, как это представлено в учебнике «Правоведение», без показа в прорывном развитии управления финансами финансово-право-ведческого взаимодействия таких отраслей права, как финансовое, административное, муниципальное право, значит недооценивать возрастание роли публичного права в целом.

Таким образом, прежде чем определить направление рывка к улучшению жизненного благополучия граждан с использованием модернизации управления финансами, надо признать, что под правоведением (юриспруденцией) понимается несколько взаимосвязанных юридических наук, в том числе финансовое правоведение. Во-первых, юридическая наука (правоведение) находит выражение в научных обобщениях, понятиях всех отраслей публичного права. Именно благодаря публичному праву складываются финансово-правоведческие гипотезы, концепции, теории. Во-вторых, в связи с теоретико-прикладным характером юридических наук, изучающих финансы, в их содержание включаются прогрессивные

8 См.: Юридическая энциклопедия.— М.: Юринформцентр. 2007. С. 948.

9 Правоведение.— М.: Изд-во РАГС. 2008. С. 13.

изменения механизмов, способов регулирования процесса трансформации финансовой системы и других научных обобщений; предложения и рекомендации, обращенные к субъектам правотворчества и правоприменения, в том числе к органам, осуществляющим развитие финансового правоведения в интересах благополучия граждан России. В-третьих, без познания роли права в финансовой трансформации правоведение не является полноценной совокупностью знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической и управленческой деятельностью. Поэтому правомерной становится необходимость включения в учебный курс «Правоведение» отдельного раздела «Основы финансового правоведения».

В целом юридические науки есть не что иное, как правоведение, обобщающе говоря, общественные науки, изучающие правые средства жизнеобеспечения, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

Итак, институт «Правоведение» означает: 1) то же, что и юридическая наука, юриспруденция; 2) название юридической специальности в учебных заведениях; 3) совокупность отраслей, составляющих такие сферы, урегулированные правом, как финансово-правовая система (сфера макро-правового регулирования), именуемая финансовым правоведением.

В отличие от финансового права, внутренняя структура предмета финансового правоведения весьма неоднородна и охватывает различные финансово-рыночные, управленческо-правовые, процессуально-денежные приоритеты, входящие в системные правоотношения финансового правоведения, перечисленные в п.п. «ж» и «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации. Акты финансового правоведения содержат нормы различной отраслевой и межотраслевой принадлежности, что, однако,

10 См. Выступление Медведева Д.А. 8 сентября 2017 г.

ма // http://government.ru/news/29174/.

не может служить основанием для отказа в их консолидации как комплексной сферы правового регулирования финансов. Тем самым подтверждается наличие комплексных сфер правового регулирования — результата интенсивного развития российского и международного финансового права. Исходя из последнего, определяются приоритетные направления международной финансовой политики и национальные право-основы финансовой системы.

В связи с этим очевидна правомерность появления финансового правоведения как одного из источников обеспечения благополучия граждан. Более того, как трансформационного рывка в модернизации управления финансами. Также вполне вероятной стала допустимость включения его в состав взаимодействующих проектно-управленче-ских приоритетов в виде фабрики проектного финансирования10. К механизму такой фабрики отнесен массив нормативных актов, закрепляющих бюджетные, налоговые, кредитно-расчетные, валютно-денеж-ные отношения. В интересах благополучия граждан эта фабрика реконструирует расходы, организацию страхового фонда, федеральных фондов регионального развития, рынка ценных бумаг, проведение финансового контроля с учетом опыта международных объединений, таких как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Защитно-ценностное воздействие на жизнеобеспечивающие отношения в странах ЕАЭС, регулируемые финансовым правоведением, связано с ролью права быть не только регулятором, но и координатором, стабилизирующим фактором развития финансовых систем различных государств.

На повестке дня — создание в интересах благополучия народов ЕАЭС общего рынка электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа, гармонизация финансовых рынков, работа таможенных служб. Россия в составе ЕАЭС продолжает работать над проектом по созданию большого евразийского партнерства. В результате получат развитие мощ-

пленарном заседании Московского финансового фору-

ные евразийские транспортные артерии. Уже идет строительство автомобильной дороги, которая станет важной частью коридора «Европа — АТР».

Теоретико-практическая концепция ценностных, финансово-цифровых пра-ворегуляторов концентрирует внимание управленческих органов, должностных лиц и служащих на значимости их жизнеобеспечивающей работы, на активном использовании финансового правоведения в интересах формирования режима антикоррупционно-финансового благополучия, механизм которого выступает как деятельностная перспектива, направленная на сбережение народов, преодоление бедности, недопущение коррупционных проявлений, в частности, нарушающих стандарты экологического благополучия. Очевидна потребность в законодательно установленных правилах, выраженных в виде запретов, ограничений и требований, следование которым предопределяет формирование законодательных гарантий благополучия граждан, противостоящих обману, жульничеству коррумпированных чиновников.

От таких ценностных регуляторов жизнеобеспечения, как административное право и финансовое правоведение должны исходить помощь и поддержка центральных и региональных органов в обеспечении финансово-цифровой грамотности в изучении населением конъюнктуры национальных, евразийских и иных зарубежных рынков, в рациональном использовании гражданами своих средств.

Практика стран Евразийского экономического союза также свидетельствует в пользу развития института всеобщей финансово-цифровой грамотности на основе достижений управленческо-правовой теории и науки финансового правоведения. Специальные акты на этот счет существуют и в таких странах с рыночной экономикой, как Франция, Германия, Швейцария, Италия, Испания и др.11.

Важно формировать при этом понимание нового качества юридизации финансовой системы каждого государства. В том числе ее способности упреждающе вырабатывать финансово-цифровые текущие и стратегические ориентиры, выявлять и продуктивно использовать новые факторы повышения общественной полезности финансовых правоотношений единого рынка и налогового администрирования в интересах жизнеобеспечения общества.

В этой связи заслуживают специального регулирования организационно-правовые и финансово-индивидуальные приоритеты благополучия граждан в системе теоретически выверенной методологии деятельности защитно-ценностных и финансово-цифровых праворегуляторов жизнеобеспечения государств Евразийского экономического союза как глобальной ценности, обусловленной институализацией ответственности за свободное перемещение финансовых и иных жизнеобеспечивающих средств. Все это углубляет процесс гуманизации финан-сово-правоведческой и всей юридической науки, охватывающей практически все сферы деятельности по обеспечению экономического, правового и социального прогресса государств ЕАЭС.

В итоге позитивной деятельности пра-ворегуляторов жизнеобеспечения народов ЕАЭС и на их основе укрепляется механизм развития предметов ведения Российской Федерации. Финансово-правоведческая наука не может не быть сама отраслью юридической науки (правоведения), объединяющей различные по своей природе правовые институты жизнеобеспечения общества. Критериями их отнесения к финансовому правоведению, его фабрике проектного финансирования служит управленческая приоритетность вхождения в финансовые правоотношения важнейших управомоченных органов управления финансами. Органы власти и управления государства, реализуя децентрализованные денежные фонды,

11 См.: Zingales L. A Capitallism for People: Recap-turing the Lost Genius of American Prosperity. New York: Basic Books. 2012. 336 p.; Фридман Дэвид Д. Порядок в праве. Какое отношение экономика имеет к праву и почему это важно. Перевод с английского.— М.: Изд-во Института Гайдара. 2017.

создают присущими им методами (общим, стратегическим финансовым планированием, правообеспечением финансовой политики, поддержкой новых инвестиционных проектов в реальном секторе) межотраслевую систему развития правовых приоритетов-регуляторов финансовой деятельности Российской Федерации.

Укрепление устойчивости финансовой системы и тенденции юридизации ее основ в условиях новой реальности требуют развития управленческих приоритетов, стабилизирующих правовое ведение (правоведение) финансовых дел государства. Такое правоведение призвано обеспечить адекватное современным условиям правовое регулирование финансовых отношений в интересах жизнеобеспечения населения. Необходимо максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых средств, для чего выдвинута задача: немедленно и радикально менять существующую систему управления12. С этой целью будет продолжена реформа контроля и надзора, которая направлена на предотвращение финансовых нарушений, а не на обычное наказание.

Весьма актуальны вопросы выхода на устойчивое развитие приоритетов в финансовой системе, что является признаком движения к восстановлению правовой экономики, формированию общества управленческих знаний с учетом стратегических национальных приоритетов жизнеобеспечения граждан13. Здесь недопустимо действие принципа «экономии мышления», то есть достижения максимума новых управленческих знаний с помощью минимума и финансовых, и научно-познавательных средств.

Финансово-управленческий механизм исходит из того, что нормативно-правовая база рынка денежных отношений может быть поднята на уровень единства правовых, фи-

нансовых, управленческих ценностей, подчиненных: а) формированию новых приоритетов обеспечения роста благосостояния народа за счет финансово-правовых знаний, концепций, проектов, программ в сфере развития основ единого рынка; б) расширению нормативности и субъектности в финансово-управленческих отношениях жизнеобеспечения населения; в) развитию научных основ повышения эффективности государственных расходов на рост благополучия граждан, утверждения в обществе новых регуляторов внедрения финансово-правовых технологий. Среди них: энергичная опора на привлечение частных ресурсов для финансирования крупных проектов; цивилизованная конкуренция, использование всего многообразия субъектов рынка; прогрессивные формы стимулирования права собственности, создание новых налоговых условий, стабильно зафиксированных на предстоящие годы.

Основными причинами сдерживания фи-нансово-правоведческого рывка к реальному благополучию граждан на основе модернизации рассматриваемого механизма управления финансами являются:

- чрезмерная массивность, сложность и недостаточное качество финансового законодательства, обусловливающие различное толкование содержания и смысла многих его норм работниками финансовых органов, организаций-налогоплательщиков, представителями адвокатского корпуса;

- отсутствие у работников этих органов и физических лиц необходимых навыков системного применения норм налогового, финансового, гражданского и иного законодательства, прямо или косвенно регулирующих жизнеобеспечивающую деятельность субъектов финансово-управленческих отношений;

- нестабильность и противоречивость судебной практики разрешения хозяй-

12 См.: Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам // Российская Газета. 2016. 19 августа.

13 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

ственных споров юридических лиц по вопросам применения и толкования норм финансового права.

Важно вести разработку концептуальной основы прорывного законодательства в интересах благополучия граждан и определения жизненных перспектив оптимизации системы финансового правоведения, обеспечивающего совершенствование норм права о налогах, сборах и финансах в целом. Необходимо так трансформировать механизм правотворческой (нормотворческой) деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения, чтобы создать предпосылки для совершенствования финансового законодательства и процесса государственного управления финансами.

Все это делает перспективной разработку и принятие модельного закона «О развитии проектно-управленческих приоритетов благополучия граждан в финансово-правовой системе Российской Федерации». Суть вопроса состоит в том, что имеющиеся в финансовой сфере нормативные акты не позволяют достаточно прочно объединить в прорывную финансовую проектно-управ-ляющую деятельность и Российской Федерации, и ее субъектов в той части, которая обеспечивает благополучие граждан. Кроме того, принятие этого закона позволит установить основы проникновения финан-сововедческих методов в процесс регулирования финансово-правовых основ единого рынка с использованием проектно-управ-ленческих и правовых средств. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль правового средства управления финансами, будет ориентировать законодателей на разработку поставленных жизнью вопросов финансового правоведения для трансформационного рывка к модернизации управления процессом улучшения благосостояния народа.

Правовыми приоритетами финансово-управленческой системы, подчиненной интересам благополучия граждан и подлежащей регулированию в законопроекте, долж-

ны, по нашему мнению, стать правоведче-ские основы: конвергенционно-правовая; финансово-правовое регулирование; нормативно-финансовое обеспечение трансформационного прорыва в управлении процессом жизнеобеспечения населения; субъек-тно-финансовая; информационно-финансовая; стратегическое финансово-правовое планирование; финансово-правовой режим антикоррупционности и антисанкционно-сти; финансово-правовая инноватика развития благополучия граждан как основа и др.

Из этого перечня основ видно, что они включают в себя нормы, определяющие обновленные принципы организации и осуществления перехода от энергии развития к жизненным перспективам финансовой деятельности Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Настоящий переход охватывает систему финансовых органов и их правомочия, приоритеты финансирования, кредитования, расчетов, денежного обращения, а также валютного законодательства, устанавливающие преемственность на основе конвергенции прогрессивных взглядов, идей защиты прав юридических и физических лиц в их модернизационных взаимоотношениях.

Вместе с тем в предлагаемом к принятию законе следует четко определить новые правореализационные подходы к взаимодействию наук, таких как конституционное право, административное, финансовое право, финансовое правоведение и др. Без этого невозможен рывок в обеспечении реального благополучия граждан. Конечно, необходима модернизация управления финансами, поскольку жизнь требует новые концепции, идеи, взгляды на устаревшие акты, содержащие неопределенности, неясности, неконкретности финансово-управленческих норм. Имеется в виду, прежде всего выявление перспективных взглядов, идей самих граждан как конституционных участников управления финансами и всеми делами государства (статья 32 Конституции РФ). Именно на этой основе возможно появление норм процессуального законодатель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства о защите от коррупции рынка ценных бумаг, правовом обеспечении устойчивости ценообразования в условиях санкций и в целом об усилении роли правовых ценностей в системе учета, контроля и ответственности в сфере публичных финансов.

Принятие рассматриваемого модельного закона повлечет укрепление консолидации бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, создает условия для совершенствования межбюджетных отношений. Целесообразно с помощью данного проекта до минимума сократить основания для конфликта интересов вследствие неупорядоченности бюджетных, банковских кредитов, а также специальных средств. Уже сегодня с этой целью под контроль государства переведен ряд финансовых активов, которые в прорывном режиме нужно энергично выводить на рынок и продавать.

В предлагаемом законопроекте целесообразно урегулировать статус финансово-цифровой информации, нормативов и приемов бухгалтерского учета. Исключительно важны и другие вопросы финансового правоведения, такие как обжалование денежных действий юридических лиц, их руководителей, процедура досудебного рассмотрения финансовых споров, в том числе относительно становления специальных институтов налогового законодательства (новых полномочий налоговых органов, обжалования их решений, порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения этих органов и др.). Кроме того, предлагаемый законопроект будет содержать систему и таких налоговых идей, взглядов, стимулов, как установление новых налоговых льгот; право субъектов Российской Федерации снижать ставки налога для отдельных групп налогоплательщиков; организация мониторинга развития ситуации в налоговой сфере и др. Вместе с тем нуждаются в законодательно-профилактическом «лечении» тревожные симптомы, когда установленные налоги и сборы вводятся или

изменяются в «ручном» административном порядке с помощью подзаконных актов, когда жесткость налоговых мер не компенсируется их стимулирующей ролью14. Нового законодательно-финансового взгляда заслуживает брокерская, дилерская, клиринговая деятельность и определение последствий конфликта интересов при совмещении этих видов работы на рынке ценных бумаг.

Назрела необходимость включения в предлагаемый проект федерального закона норм о либерализации импорта капитала, о страховании рисков на рынке ценных бумаг и внесении дополнений в нормативную базу по валютному регулированию. До настоящего времени в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» отсутствуют достаточные механизмы эффективной защиты участников рынка и, в первую очередь, мелких инвесторов.

Модернизационное улучшение общего финансового климата в стране не освобождает государство от установления ответственности за фальсификацию и невыполнение выявленных приоритетов в ценообразовании, за истинность гипотез, проектов, которые вызывают доверие населения, а также за действие и такого механизма, как регламентация бухгалтерского учета и контроля в автоматизированном («роботизированном») режиме. В предлагаемом законопроекте следовало бы конкретизировать методическое руководство бухгалтерским учетом со стороны органов государственного управления в случаях, когда посредством рекомендаций, информационных писем, обзоров и подобных актов «корректируется» законодательство, и отсюда проистекает искажение его содержания. Принятие и действие настоящего законопроектного акта обеспечит единство отдельных отраслей бухгалтерского учета (налогового, бюджетного, кредитного и др.) на основе модернизации соответствующих стандартов системы сбора и обработки финансовой информации в целях контроля на базе «безлюдных технологий», т.е.

14 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 5. Ст. 866.

без участия должностного лица. Отделение финансового контроля от юрисдикционной деятельности позволит не допустить их смешение, тормозящее эффективное осуществление финансовой деятельности органов государства в интересах достижения нового уровня благополучия граждан.

Проделанный выше анализ развития науки финансового правоведения в интересах жизнеобеспечения граждан подтверждает необходимость трансформационного рывка в модернизации управления финансами на народнохозяйственном уровне. Правомерны выводы об интенсивном движении энергии рыночного развития финансов с учетом уроков прошлого, для настоящего и будущего финансового правоведения Российской Федерации как науки, подчиненной всецело росту благосостояния народа.

Трансформационные приоритеты финансового правоведения, его отраслей и институтов на этих направлениях все более тяготеют к учету новой реальности — оптимизации процессов совершенствования системы юридических наук, занятых в сфере финансов. А именно — к конкретизации прав, обязанностей, ответственности органов управления публичными финансами, качественной реализации субъектами финансовых отношений новых компетенций; к обеспечению гармонизации взаимодействия финансово-управленческой транс-

формации с денежными правоотношениями в интересах благополучия граждан. В этом процессе большое значение имеют генезис и эволюция финансово-правоведческих институтов, механизм реализации науки финансового правоведения в ходе цифровиза-ции и прорывного развития жизнеобеспечения населения.

Существует тенденция к углублению функциональной зависимости роста благополучия граждан от эффективности управления финансами, от межотраслевых финансово-правоведческих приоритетов трансформации среди отраслей юридической науки, действующих в сфере публичных финансов. Вследствие действия ряда этих приоритетов финансово-правоведче-ское регулирование все более приобретает характер комплексно упорядоченных процедур налогообложения, бюджетного процесса, кредитования, налично-денежного регулирования и других, подчиненных интересам роста благополучия граждан. Благодаря расширению и эффективности действия финансово-управленческой трансформации, подотрасли и институты финансового правоведения способны сделать рывок на этом пути посредством модернизации управления финансами и поднять на более высокий законодательный уровень осуществление политики повышения благосостояния граждан.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года // Российская газета. 2018. 2 марта.

2. Грачева Е. Ю. Финансовое право, схемы с комментариями. — М.: Проспект. 2009.

3. Медведев Д.А.Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Российская Газета. 2015. 24 сентября.

4. Пашенцев Д. А. Финансово-правовая традиция России. — М.: Кнорус. 2016.

5. Прокошин М. С. Финансовое правоведение: теория и практика.— М.: Юстиция. 2016.

6. Правоведение. — М.: Изд-во РАГС. 2008.

7. Шумилов В. М. Международное финансовое право. Учебник. — М.: международные отно-шения. 2005.

8. Фридман Д.Д Порядок в праве. Какое отношение экономика имеет к праву и почему это важно. Перевод с английского.— М.: Изд-во Института Гайдара. 2017.

9. Финансовое право. Учебно-методический комплекс.— М.: Изд-во РАГС. 2009.

10. Юридическая энциклопедия.— М.: Юринформцентр. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.