ф
Позднякова Елена Владимировна
Заведующая кафедрой административного и трудового права ЮЗГУ, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Прокошин Максим Сергеевич
Доцент кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХ и ГС,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИОННО-ПРОРЫВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Аннотация.
Предмет исследования: приоритетные правоотношения модернизационно-прорывного развития управления финансами.
Целью настоящей статьи является рассмотрение перспективных направлений юридиза-ции финансовой системы вопреки финансово-правовому нигилизму в тесной связи с поиском дополнительных финансов для преодоления отставания финансовых рынков, налогового администрирования, инвестирования в инфраструктуру, а также для создания фабрики проектного финансирования и нового финансово-делового климата.
Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.
Статья содержит выводы и предложения относительно роли науки финансового правоведения в обеспечении стратегического прорыва в самом процессе модернизации вопреки коррупции, фикциям, уклонениям от уплаты налогов и др.
Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях вопросов юридизации финансовой системы России.
Ключевые слова: государство, модернизация, правоведение, приоритеты, прорывное развитие, трансформация, управление, финансы, цифровизация.
Pozdnyakova Elena V.
Head of the Department of administrative and labor law of SWSU, PhD E-mail: [email protected]
Prokoshin Maxim S.
Associate Professor of the Department of legal regulation of the economy and Finance at RANEPA, PhD
E-mail: [email protected]
PRIORITIES OF MODERNIZATIONAND BREAKTHROUGH LEGAL REGULATIONOF PUBLIC FINANCE
Abstract.
Subject of research: priority legal relations of modernization and breakthrough development of financial management.
The purpose of this article is to consider the perspective directions of the legal system of the financial system in spite of financial and legal nihilism in close connection with the search for additional Finance
to overcome the gap of financial markets, tax administration, investment in the infrastructure, as well as to create a factory of project financing and a new financial and business climate.
The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods, systematic approach.
The article contains conclusions and proposals on the role of science of financial law in providing a strategic breakthrough in the process of modernization in spite of corruption, fictions, tax evasion, etc.
The findings of the study can be used in further studies of the issues of the legal system of the Russian financial system.
Key words: state, modernization, law, priorities, breakthrough development, transformation, management, finance, digitalization.
Формирование правовой конкурентоспособной государственности предполагает модернизационное, в полной мере прорывное развитие управления финансами и его приоритетных частей.
Причем не следует смешивать понятие «модернизация» как осовременивание с близким, но не равнозначным понятием «модернизационно-прорывное развитие» как системой инновационных действий, от которых зависит рывок в будущее по преодолению отставания, прежде всего в производительности управленческого труда для научения быть лучше и быстрее других.
Если модернизация, модернизацион-но-прорывная динамика представляют собой поиск нового в прорывном развитии управления финансами, то трансформация представляет собой создание фундаментальных предпосылок для такого развития, результатом которого является высокое качество, правовая культура цифрового управления финансами, подчиненные обеспечению правопорядка.
Внедрение новейших элементов, структур, технологий, создание новых институтов управления и самоуправления в финансовой сфере есть важные предпосылки трансформации и правового обеспечения модернизационно-прорывного развития механизма взаимодействующих приоритетов на различных уровнях управления государственными финансами.
Разумеется, необходимо прорывно, вплоть до силового давления, развивать данный механизм и создавать правовые институты, имманентные трансформационному процессу. Ибо трансформация — выдающееся явление, многоплановый феномен, от которого зависит преодоление отставания самой финансово-правовой науки.
Актуальность опоры на лучшие достижения науки и практики подчеркнул В.В.Путин в ходе предвыборной компании, а несколько раньше на заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «Необходимо максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых ресурсов.
Подчеркну: нельзя рассматривать проекты как заявку на освоение бюджетных средств и все»1.
Финансово-правовым нормам, которые регулируют процесс осуществления финансовой модернизации, должна быть присуща системность, и прежде всего посредством юридизации финансовой системы, обеспечивающей полноту правового регулирования и его слаженность2. Нужно сделать так, чтобы в этом юрисдикционном процессе не было ни недооценки налогового администрирования, ни финансово-правовых пу-
1 Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года. http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/52504.
2 См.: Прокошин, М. С. Финансовое правоведение: теория и практика.— М.: ЮСТИЦИЯ. 2016. С 17-76.
стот, ни внутренних противоречий. Образно выразился писатель, академик А.И.Солженицын: «Юридизм изобретен как тот минимальный порог нравственных обязательств, без которого и ниже которого человечество может опуститься в животное состояние»3.
На практике нередко встречаются фактические отношения правового нигилизма, злоупотребления юридическими средствами в форме фикций, видимости правового ведения и движения денежных капиталов в коррупционном направлении. Имеют место юридически небрежно оформленные носители цифровой документации, нецелевое использование денег без правовой основы, что противоречит юридизации финансовой системы государства и ведет к недооценке возможности правового прорыва в налоговом администрировании.
Поэтому при всей важности финансовой системы, без модернизации, правового регулирования, без учета последствий прорывного налогообложения и усовершенствования ценовой политики, без экономических служб, включая федеральные банки, она будет неполноценной. В условиях незначительного концептуального обобщения финансово-правовой практики прорывной направленности обостряется потребность в специальных исследованиях, комплексно освещающих инновационный процесс трансформации финансовой системы как неотъемлемой части финансового правоведения, правовой политики и идеологии. Цель, задачи и функции этого процесса должны быть подчинены использованию основных закономерностей и форм регулирования новых, рыночно-про-рывных отношений.
Чтобы на деле добиться прорывного развития, потребуются значительные дополнительные финансовые средства, для чего нужно четко выстроить приоритеты. Во-первых, повысить эффективность государственных расходов, быстрее сформировать новые налоговые условия и в целом фискальные решения, которые обеспечат
пополнение бюджетов всех уровней. Во-вторых, увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основах. В-третьих, обеспечить увеличение инвестиций как источника развития малого предпринимательства.
От прогресса в настоящем прорыве зависит развитие концептуальных оснований повышения эффективности финансово-правового регулирования отношений в обществе. Речь идет, прежде всего, о нормативном закреплении реальной модернизации и в первую очередь налогово-правового администрирования во всех сферах гражданского общества в соответствии с условиями проектно-прорывного развития управления государственными финансами. Важное значение имеют права и свободы субъектов финансовой системы, всех граждан, вступающих в финансовые отношения посредством действия налогового механизма, призванного служить государственным интересам и конкретным физическим лицам.
Конечно, недопустимы стагнация и односторонность при определении приоритета как государственных, так и личностных финансовых интересов. Так, ощутимы последствия «лихих» 90-х годов ХХ века, когда наблюдались негативные явления в реализации волеизъявления народа относительно приватизации, имущественных прав, финансовых интересов личности и государства. Сейчас наблюдается недооценка обязанностей физических и юридических лиц, в том числе по оплате налогов, оптимизации структуры бюджетов органов государственного и муниципального управления в опоре на права, свободы и обязанности участников прорывного развития финансовой системы и наведения финансово-правового порядка. С этой целью комплексно исследуется в науке финансового правоведения, наряду с четкой системой реализации финансово-правовой политики, стратегическая трансформация финансовой системы и ее важнейших частей4.
3 Солженицын, А. И. Россия в обвале.— М.: 1998. 185 с.
4 См.: Мамедов, А.А.Административно-правовое регулирование функционирования финансовой системы в условиях глобализации // Административное право и процесс. 2018. № 2. С. 57-60.
ЛГ
Исследование показывает, что остается фактом отставание правового регулирования в сфере финансовых рынков и налогового администрирования. Принимаемые нормативные акты не ослабили коррупционные и фиктивные устремления отдельных владельцев денежных капиталов5. Одной из проблем преодоления этих и подобных негативных явлений в государственных финансах является повышение уровня общественного правосознания. Его отставание не позволяет предложить управленческой практике амбициозные научные проекты, которые будут гарантией прорыва в пра-вореализации. Правоприменителем еще не осознаны особенности прорывного этапа в финансово-прогрессивных отношениях на основе их комплексного регулирования нормами конституционного, административного, финансового и других отраслей права.
Безусловно, трансформация финансово-системных отношений — это особый срез общественных отношений, а не элемент каких-либо субъективных ограничительных мер. Она возникает в ходе инноватизации функций государства в форме конституционно-консолидирующего управления обновлением юридически значимой деятельности субъектов финансовой системы, расширения сознательно-волевого и организационного характера инноваций в сфере финансов. Такие отношения устанавливаются в результате взаимной связи целей, задач и функций субъектов этих отношений (государственных, муниципальных органов, организаций, граждан и других), которые испытывают на себе финансово-управленческое, правовое воздействие, соответствующее модернизационно-прорыв-ным интересам государства. В связи с этим возникает вопрос не только о правомерности определения статуса различных финансовых органов, но и о включении их в состав взаимодействующих проектно-управленче-ских приоритетов в виде фабрики проект-
ного финансирования6. Такая фабрика не может работать без трансформации отношений администрирования. Она представляет собой не одноаспектное, застывшее состояние, а, по меньшей мере, трехаспект-ное — субстанциональное, функциональное и структурное преобразования в качестве труда на основе цифровизации управления финансами государства.
В Российской Федерации выступают непосредственными участниками настоящего «фабричного» процесса финансово-правовой трансформации отношений люди управленческого труда, органы государственного управления, местного самоуправления, должностные лица и др. Взаимодействия между ними появляются вследствие правового ведения Российской Федерацией процесса регулирования разнообразных отраслей финансовой системы — бюджетов, налогов, денежной эмиссии, валютных, кредитных отношений и др. Механизм такого правоведения как бы фокусирует влияние множества факторов, прежде всего объективных явлений, в обществе, нуждающемся в силу своей значимости в финансово-правовом, прорывном развитии. Участниками механизма являются также управляемые объекты — предприятия, учреждения, организации, граждане и др.
Их долг — совместными усилиями субъектов и объектов управления развернуть масштабную стратегию (программу) пространственного развития страны. Уже сегодня дает импульс проектному развитию всего российского Причерноморья Крымский мост. Получают практическое развитие мощные евразийские транспортные артерии (транспортный коридор «Европа — АТР», БАМ и Транссиб, на Севере — Северный морской путь — ключ к развитию) регионов Дальнего Востока, масштабных индустриальных проектов в Арктике. Происходит обновление городской сферы, густонаселенных пунктов на селе с применением современных архитектурных решений. На осно-
5 См.: Прокошин, М. С. Финансовое правоведение: теория и практика.— М.: ЮСТИЦИЯ. 2016. С. 9.
6 См. Выступление Д. А. Медведева 8 сентября 2017 г. на пленарном заседании Московского финансового форума // http://government.ru/news/29174/.
ве Стратегии пространственного развития предстоит подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны.
В конечном счете, участниками трансформируемых управленческих отношений прорывного характера, без которых они не могут существовать, являются граждане, выступающие то в роли управляемого объекта, то в роли управляющего субъекта трансформации финансов и экономики в целом. Важно учитывать при этом, что граждане — носители не только обязанностей, но и прав, с которыми должны считаться органы управления и должностные лица, занятые в процессе осуществления политики прорывного развития финансовой системы. Их знания, политическая воля налагают отпечаток на конкретные финансовые правоотношения. С учетом этого нужно принять давно назревшие, крайне необходимые решения, отсекая все, что мешает людям реализовать себя.
Гражданское общество ждет коренных изменений в законодательстве, с одной стороны, о борьбе государства с финансовыми фикциями, махинациями, отмыванием денежных капиталов и недооценкой налогового администрирования, с другой стороны, о прорывном развитии финансовой системы в целом, его роли в упорядочении денежного обращения. Уже сегодня нужно в обязательном порядке учитывать глобальные технологические изменения и закладывать их в проекты конкретных, финансово обеспеченных решений, которые позволят совместить инфраструктуру с достижениями финансово-правоведческой науки. Именно сегодня происходит воплощение в этих отношениях науки и практики, а также ценностей права как многоаспектного явления, позволяющего выяснить пути и формы непосредственной правореализации в виде прорыва в осуществлении модернизации функций управления финансами.
В практическом плане решение этой проблемы имеет ключевое значение для поряд-
7 См.: Фридман, Дэвид Д. Порядок в праве. Какое отн
М.: Изд-во Института Гайдара. 2017. С. 329-391.
ка в праве, экономике и политике7. Конечно, прежде всего, для предотвращения финансовых конфликтов и кризисов, связанных с фикциями, отмыванием денежных капиталов и недооценкой налогов, законности и финансового правопорядка в целом.
Интересы человека являются глубинным источником возникновения и развития финансово-прорывных действий государства. Они оказывают сильное влияние на процесс правового регулирования федеральных финансов, особенно тогда, когда познаны, поняты гражданами цели, задачи, функции и иные элементы их участия в управлении финансами. Противоречия интересов в таком управлении разрешаются с помощью многих инноваций. И само правовое ведение финансовых дел Российской Федерации служит инструментом разрешения противоречий интересов собственников финансовых средств и переосмысления опыта принятия финансово-политических решений.
Модернизационное воздействие, регулируемое финансовым правоведением, связано с такими ролями права, как быть не только регулятором, но и приоритетом прорывного развития управления финансами. С помощью политики модернизации государство как бы нацеливает, дополняет властную, прорывную деятельность своих органов, всех субъектов управленческо-фи-нансового процесса, распределяя между ними труд трансформации использования финансовых рычагов и управленческого механизма, исключающего административную опеку над предприятиями.
Стратегический прорыв в самом процессе модернизации требует значительного изменения текущего законодательства, посвященного финансовому управлению. Обеспечение верховенства закона в ходе модернизации данных отношений, устранение нездоровой конкуренции с ним подзаконных, особенно ведомственных нормативных актов, достигается, исходя из принципов законодательной техники, управленческих технологий, процессуально-направленных
ение экономика имеет к праву и почему это важно.—
Шф
лг 1_
на действие принципов законности, общественного контроля за соблюдением бюджетных расходов и всего финансового законодательства. Причем масштабность правовой модернизации обусловлена тем, что сами денежные отношения все более регулируются нормами не только материального права, но и бюджетного, налогового, кредитного, банковского правовых процессов.
К тому же процессуальные отношения в отраслях финансов должны отвечать стратегическим критериям: иметь долгосрочную целевую направленность; быть ориентированными на перспективы финансовых рынков, важных объектов и субъектов; стать непротиворечивыми при выполнении федерального закона о стратегическом планировании в России, а также достаточно полными, развитыми, четкими по юридической форме и финансовому содержанию. Именно такие критерии способны техноло-гизировать, с позиций цифровой экономики и прорывного развития, все стадии юриди-зации финансовой системы и соответствующих финансово-управленческих циклов, обусловленных реализацией финансово-правового процесса. Более того, отражать с помощью цифровой документации фиксацию всех процедур применения правовых норм, регламентирующих финансово-прорывные приоритеты.
На наш взгляд, принятие новых законов в финансово-модернизационной сфере поможет обеспечить повышение научного уровня финансово-правоведческого процесса. Правоведение как политико-юридическая наука в опоре на свою неотъемлемую часть — финансовое правоведение и процесс, способно научно обосновать связи публичного управления государственными финансами и правового регулирования денежных капиталов рыночного типа.
Разумеется, сфера рыночно-правового регулирования не во всем совпадает со сферой государственного управления в системе финансовых правоотношений. С одной стороны, управление как бы исходит от право-
вого регулирования и характерно для более узкой сферы, чем рыночное регулирование финансов в целом. А с другой — финансово-правовое регулирование отношений есть лишь часть, одно из направлений использования финансово-прорывных возможностей государств в борьбе с коррупцией, финансовыми фикциями, отмыванием денежных капиталов и недооценкой налогового администрирования как одной из основ финансового правоведения. Видимо, в качестве характерных признаков полноты процесса модернизации этих отношений следует рассматривать целостную модель прорывного развития вышеназванной фабрики, способной состыковать ранее принятые, а также находящиеся «в производстве» нормативные акты. Этого требуют интересы трансформационной гибкости, правовой компетентности субъектов финансовой системы в соответствии с курсом на расширение модернизационно-прорывного содержания науки финансового правоведения, ее идей, взглядов, идеологических позиций.
Необходимость прорывного развития в регулировании финансовых отношений делает с необходимостью перенесение мо-дернизационного акцента на действие иде-ологии8, конкретнее говоря, финансово-правовой идеологии. А именно — на требование субъектов денежных отношений не игнорировать систему взглядов и идей (политических, финансово-правовых, нравственных и иных) в ходе преобразований во взаимосвязях налогового, бюджетного, банковского права; неуклонного соблюдения требований теории финансового правоведения всеми государственными, муниципальными органами, партиями, общественными организациями и гражданами. Прорывные действия финансово-правовой идеологии представляют собой фактическую реализацию политико-правовых идейных воззрений на поведение участников развития денежных средств и капиталов в таких формах, как ненарушение, исполнение, использование, применение мировоззренческо-правовых
См.: Россия в поисках идеологии: трансформация ценностных регуляторов современных обществ.— М.: РОС-СПЭН. 2016. 333 с.
и нравственных норм, относящихся к финансовой сфере в целях кардинального улучшения финансово-делового климата.
В таком климате обеспечивается высочайший уровень конкуренции финансовых рынков, оздоровление банковской системы с переходом под контроль государства ряда финансовых активов; вывод Уголовного кодекса из числа инструментов решения хозяйственных конфликтов между юридическими лицами. Такие споры, по мнению В.В.Путина, нужно переводить в административную и арбитражную плоскость9.
Финансово-деловой климат зиждется на взаимосвязях политики, права и идеологии, в том числе по юридизации финансовой системы, которые дополняют модернизацион-ную динамику главным образом с помощью прорывного подхода к ее правовому обеспечению. Правовая политика как юридическое искусство управления государством ориентирует науку финансового правоведения на поиски обновляющих средств достижения качественных показателей повышения производительности управленческого труда в сфере финансов, на использование прорывных возможностей государства. Именно государство организует противодействие коррупции, финансовым фикциям, отмыванию денежных капиталов и недооценке налогового администрирования. Эти отношения возникают в ходе государственного руководства различными объектами и субъектами финансовой системы. В свою очередь, последние как бы фокусируют непосредственное, прямое воздействие на государство множества факторов. Среди них выделяются и объективные процессы, происходящие в обществе, и нужные государству в силу своей значимости различные нравственные, финансово-правовые и политические регуляторы.
Вместе с тем имеет место вредоносное использование права, политического и идеологического многообразия собственниками финансовых капиталов в целях личного обогащения, во вред финансово-правовому
9 См.: Послание Президента Российской Федерации
2 марта.
прорывному развитию общественных отношений. Думается, что в профилактике таких правонарушений должны быть задействованы все уровни исполнительной власти, ее взаимодействие с законодательной и судебной властями. Профилактические меры выступают, с одной стороны, как предпосылки финансово-синтезирующей роли государства, а с другой — саморегулирования самого прорыва в финансовой системе, реально воплощающей властную волю государства, его органов.
Анализ прорывной динамики, в формах и способах ее правореализации показывает, что под их воздействием происходит укрепление финансово-правовых связей между собственниками денежных капиталов, органами, организациями и предприятиями на основе поддержки государством прорывного развития страны. В условиях беспрецедентных внешних санкций все это означает поиск новых источников формирования государственного бюджета, в том числе и путем закрытия нерентабельных предприятий, мешающих реализации социальных программ, определения денежно-стоимостного инструментария для поддержания социального равновесия и справедливости с использованием цифровых методов налогового, банковского и иного администрирования.
И все-таки этих мер недостаточно. Предстоит уточнение механизма расчета налога на имущество физических лиц, а также определение кадастровой стоимости недвижимости. Нужно и дальше снижать среднюю ставку по ипотечным кредитам до 7-8 процентов. Условиям корректного рассмотрения «фабричных» отношений, обеспечивающих прорыв не только во внутренних, но и внешних финансовых отношениях, отвечает дефиниция, трактующая эту категорию отношений как финансово-процессуальную связь, взаимосочетание, взаимодополнение между ступенями прорывного развития финансовых механизмов и систем различных стран.
Федеральному Собранию // Российская Газета. 2018.
ЛГ
Именно настоящая фабрика: соединенность, преемственность, технологичность ее цеховых участков — обеспечивает поступательный, необратимый, направленный прорыв к совершенству материальных, процессуальных и идеальных объектов при переходе от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему этапу финансово-правового прогресса в отношениях рыночного типа10. Такое понимание консолидированного, прорывного развития финансов дает основание подчеркнуть в институте «финансово-правовая конвергенция» неразрывность преемственности и возникновения инновационного начала в процессе прорывного развития финансовой системы и прежде всего налогового администрирования. И что не менее важно — сделать выводы, во-первых, о закономерном характере рассматриваемых правовых связей государственно-управленческих и финансово-правовых отношений; во-вторых, об их принадлежности к восходящей линии прорывного развития отношений собственников финансовых капиталов; в-третьих, о рассмотрении процесса модернизации финансовых отношений как неотъемлемой части правового ведения федеральных финансов.
Кстати, в этих выводах заключается суть проектного финансирования и его «фабрики», что дает основание рассматривать ее в системе неотъемлемых элементов развития государственных финансов на различных исторических этапах. Обостренность финансово-управленческих отношений выражает не только динамичность их структурирования, определяемого целями, задача-
ми трансформации государственно-властных начал, но и включение целого комплекса функций, связанных преемственностью в деятельности участников правоотношений. Последующая трансформация призвана обеспечить, преимущественно в организационном плане, прорывной режим их функционирования.
Следует отметить, что фактически модер-низационно-прорывное развитие, обеспечиваемое благодаря теории и практике финансового правоведения, пока не нашло полного отражения в законодательстве. В общем массиве финансово-правовых норм доминируют регуляторы, связанные с организацией и функционированием предписаний, указаний, контроля, надзора, подчинения, убеждения, принуждения и пр. Безусловно, все эти отношения имеют управленческий характер, но ими не охватывается весь механизм прорывного финансово-правового регулирования, определенного стратегическим планированием.
Приоритеты, которые изложены выше, многообразны. Юридизация финансовой системы вопреки финансово-правовому нигилизму, поиск дополнительных финансовых средств для преодоления отставания в правовом регулировании финансовых рынков, налогового администрирования, инвестирования в инфраструктуру; создание фабрики проектного финансирования и стратегический прорыв в самом процессе модернизации и формировании нового финансово-делового климата — все это призвано работать на стратегическое, подлинно прорывное развитие России и обеспечение ее безопасности.
Библиографический список
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская Газета. 2018. 2 марта.
2. Бакушев, В. В. Объединению требуются уточненные принципы конвергенции // Актуальные проблемы строительства и развития союзного государства. — Геленджик, 2008.
10 См.: Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы (полная версия) (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standarts. ARevised Framework Comprehensive Version. ComprehensiveVersion). Basel Committee on Banking Supervision, 2006; Бакушев, В. В. Объединению требуются уточненные принципы конвергенции // Актуальные проблемы строительства и развития союзного государства.— Геленджик, 2008.
3. Выступление Д.А.Медведева 8 сентября 2017г.на пленарном заседании Московского финансового форума // http://government.ru/news/29174/.
4. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 13 июля 2016 года. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/52504.
5. Мамедов, А. А. Административно-правовое регулирование функционирования финансовой системы в условиях глобализации // Административное право и процесс. 2018. №2.
6. Медведев, Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10.
7. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы (полная версия) (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standarts. A Revised Framework Comprehensive Version. Comprehensive Version). Basel Committee on Banking Supervision, 2006.
8. Прокошин, М. С. Финансовое правоведение: теория и практика.— М.: ЮСТИЦИЯ. 2016.
9. Россия в поисках идеологии: трансформация ценностных регуляторов современных об -ществ.— М.: РОССПЭН. 2016.
10. Солженицын, А. И. Россия в обвале.— М.: 1998.
11. Фридман, Дэвид Д. Порядок в праве. Какое отношение экономика имеет к праву и почему это важно.— М.: Изд-во Института Гайдара. 2017.