Научная статья на тему 'Эволюционная модернизация региональных финансов'

Эволюционная модернизация региональных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ / ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНОВ / ФОРМАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ / ПОСТКРИЗИСНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ / REGIONAL FINANCE / REGIONAL FINANCE MECHANISM / STAGES OF REGIONAL FINANCE EVOLUTION / FORMAL AND REAL MODERNIZATION OF FINANCE / POST-CRISIS TRANSFORMATION OF REGIONAL FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Эли Абубакарович

Исследуются объективный и регулирующий механизмы системы региональных финансов. Представлена эволюционная концепция модернизации на основе анализа реальных процессов и этапов трансформации финансов регионов. Определяются позиции по вопросам антикризисной региональной финансовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionary Modernization of Regional Finance

The author studies objective and regulating mechanisms of the system of regional finance and proposes a concept of modernization based on the principle of evolution resulting from analysis of real life processes and stages of transformation of regional finance. Description is given of the authors stand on anti-crisis regional financial policies.

Текст научной работы на тему «Эволюционная модернизация региональных финансов»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Э.А. ИСАЕВ

заместитель Председателя Правительства, министр финансов Чеченской Республики

ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Региональные финансы являются активно функционирующей системой национальной экономики Российской Федерации, регулирующей и обеспечивающей финансовыми ресурсами социально-экономическое развитие субъектов Федерации. Трансформация и модернизация региональных финансов осуществляются в общем трансформационном процессе российской экономики.

Проблемы трансформации, реформирования региональных финансов относятся к наиболее актуальным и сложным направлениям региональной экономической политики, осуществляемой как федеральным центром, так и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Современные вопросы развития региональной финансовой системы, особенно проблематика межбюджетных отношений, бюджетного федерализма, реформирования муниципальных финансов глубоко рассматриваются в работах российских учёных, руководителей государственных ведомств, специалистов [1-7].

В России в последнее десятилетие региональные финансы активно реформировались, в основном по инициативе Президента Российской Федерации, Правительства РФ и Федерального собрания РФ. На основе введённых в действие с 2000 г. модификаций Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ внедрялись новации в бюджетное устройство, бюджетный процесс, совершенствовалась модель российского бюджетного федерализма. На региональном уровне в субъектах Федерации были сформированы системы бюджетного и налогового законодательства, все регионы перешли к практике разработки и реализации региональных программ своего развития, активизировали поиски внутренних резервов саморазвития и роста бюджетно-налоговых потенциалов.

Финансы регионов как объективная категория

Финансы регионов (региональные финансы) являются категорией, выражающей специфику финансовых отношений на региональном уровне. Финансы регионов имеют объективное содержание, научное раскрытие которого позволяет определить их сущность, формы проявления, общие и особенные функции, механизм функционирования, закономерные тенденции эволюции, систему внутренних связей и внешних зависимостей.

Рассмотрение экономического содержания финансов регионов базируется на общих методологических принципах науки о финансах, диалектическом восхождении от абстрактного к конкретному, от относительно простого (в научном смысле) ко всё более сложному и конкретному. Возможное различие научных подходов к экономическому содержанию категории финансов регионов не отрицает их общих свойств, а именно, что это система денежных отношений, в процессе которых формируются, распределяются и используются фонды денежных ресурсов, при этом могут про-являтся как безэквивалентные, так и возмездные, равновесные связи и денежные потоки.

Финансы регионов «погружены» в общую систему финансовых отношений в стране и функционируют в общей сфере денежных отношений. Поэтому они находятся в причинно-следственной зависимости как от финансовой системы страны в целом, так и всей денежной системы, её устойчивости, происходящих в ней явлений и процессов (инфляция, степень рублёвой и валютной монетизации и т.д.).

В объективном содержании финансов регионов проявляются следующие процессы: совокупность денежных потоков и кругооборотов; совокупность формирующихся фондов финансовых ресурсов; системно-структурные звенья; уровни и сектора

Рис. 1. Объективно-институциональная схема финансов региона

финансов регионов; институциональные субъекты и отношения, включая государственные органы и институты; звенья банковской системы и фондового рынка; коммерческие организации реальной экономики; население во всём многообразии его социально-демографической структуры (рис. 1).

Как объективная финансовая категория финансы регионов характеризуются теми «функциями», в которых они проявляются. Научная дискуссия о функциях финансов имеет давнюю историю и альтернативно представлена минимумом и максимумом совокупности функций финансовых отношений. Советские экономисты Александров A.M., Бирман A.M., Дьяченко В.П., Точильников Г.М. и другие в целом решили проблему функций финансов. Большим достижением считалось вычленение так называемой «производственной» функции финансов, выражающей их роль в формировании фондов денежных ресурсов предприятий, а не только двух функций: распределительной и контрольной.

Обобщая проведённый анализ различных концептуальных позиций о функциях финансов, мы считаем, что в отношении региональных финансов наиболее существенными для целей регулирования и использования финансовых инструментов следует считать такие функции финансов, как фондообразующая, распределительная, регулирующая и контрольная. Фондообразующая функция объективно направляет деятельность субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий, банков, инвестиционных и страховых компаний, работающих на территории, на формирование совокупности денежных фондов различного содержания, а именно бюджетных и внебюджетных фондов и денежных фондов, характеризующих те или иные функциональные формы капитала коммерческих организаций и организаций финансо-

вого рынка, в том числе фондового рынка, привязанного к конкретной территории.

Распределительная функция региональных финансов наиболее характерно проявляется в отношениях бюджетного федерализма, причём как с внешней стороны (финансовые трансферты в региональные бюджеты из федерального бюджета), так и с внутренней стороны: распределительные процессы в финансовых системах субъектов РФ и в федеральных округах. Распределительные процессы в финансовых отношениях являются механизмом, посредством которого формируются внешние и внутренние финансовые, в т.ч. бюджетные пропорции региональных финансов, определяются строение и структура баланса финансовых ресурсов территорий. В процессе реализации распределительной функции финансов проявляются объёмы финансовых ресурсов звеньев региональных финансов, объёмы денежных ресурсов, входящих извне в региональную финансовую систему, и объёмы денежных ресурсов, исходящих из региональных финансовых систем и в целом из системы региональных финансов во внешнюю сферу.

Посредством распределительной функции финансов формируются связи и зависимость между финансами секторов экономики регионов (субъектов РФ или макрорегионов, т.е. федеральных округов). При этом наиболее существенными связями являются связи и зависимости между бюджетными фондами и финансами предприятий, которые в территориальной сфере, ограниченной конкретным территориальным пространством, выступают звеном региональных финансов (финансов регионов).

Регулирующая функция финансов на региональном уровне реализует проявление в территориальном масштабе воздействия финансовых

отношений (налоги, распределение инвестиционных ресурсов, формирование территориальных фондов накопления, бюджетных дефицитов или профицитов региональных бюджетов, финансовых резервов и страховых фондов в экономике регионов) на воспроизводственные процессы в региональной экономике, оказывает влияние на финансовую устойчивость регионов. Указанная функция во взаимосвязи используется в определении приоритетов финансовой политики, в придании ей инновационно-инвестиционной и социальной направленности.

На региональном уровне в настоящее время актуальна проблема именно придания фондообразующей функции финансов (прежде всего бюджетной системы) воспроизводственного характера, ибо только через это направление трансформации фондообразующей функции финансов можно решать вопрос формирования инновационно-инвестиционного типа финансов регионов.

Конфигурация и механизм региональных финансов

Раскрывая содержание региональных финансов посредством анализа их функциональной направленности, мы приходим к пониманию единства и взаимосвязи функций финансов как на федеральном, так и региональном и местном уровнях финансовых отношений. Этот аспект имеет существенное значение, поскольку отражает тот факт, что в основе единства финансовой, бюджетной, налоговой систем страны лежат не формальное законодательство, не нормы права, а единое и объективное содержание финансов как экономической категории, единое объективное содержание совокупности рассмотренных выше функций финансов и их синтезированное проявление в объективности социального содержания финансовых отношений на всех уровнях социальной структуры современного российского общества.

Региональные финансы в совокупности всех функций взаимодействуют со всей системой финансовых отношений в стране, которая выступает внешней средой, активно воздействующей на внутренние финансовые процессы в регионах. Возникает система сложных взаимозависимостей, в которой региональные финансы проявляют не только свои особенности и свою относительную самостоятельность и автономность, но и свою зависимость от федерального центра, федерального бюджета, центральных институтов банковской системы, прежде всего Банка России, федеральных институтов и фондов развития, фондового рынка. В связи с этим актуальной становится необходимость исследования, во-первых, внутреннего строения и структурных взаимосвязей региональных финансов, во-вторых, общего

механизма их функционирования, регулирования и управления с использованием методологии и теории институционального анализа. При этом всё более существенным аспектом становится учёт динамических, эволюционных и синергетических тенденций и факторов, предопределяющих общую политику модернизации финансов, их трансформацию в направлении создания региональных финансов инновационно-инвестиционного типа с глубокой социальной ориентацией.

Верхним уровнем, и институтом, определяющим внешнюю конфигурацию региональных финансов, является Правительство Российской Федерации.

В то же время практика показывает, что сами субъекты Российской Федерации - республики, края, области, автономные округа, оказывают в настоящее время слабое, или, по крайней мере, ограниченное влияние на внешнюю и даже внутреннюю конфигурацию региональных финансов.

Внешняя конфигурация региональных финансов - это «внешнее очертание» по отношению к другим звеньям финансовой системы страны, рассматриваемой в широком смысле слова, т.е. с включением денежно-кредитных отношений.

В соответствии с общесмысловым понятием внешней конфигурации, региональные финансы качественно (содержательно) и количественно отличаются от нерегиональных финансов, т.е. финансов федерального уровня, прежде всего, от федерального бюджета и государственных федеральных внебюджетных фондов. Теоретически и на практике должна решаться проблема пропорциональности между региональными финансами и федеральными финансами, которая в существенном смысле сводится к вопросу о централизации и децентрализации финансовых, прежде всего бюджетных, ресурсов.

Возникает вопрос о регулирующем субъекте (субъектах) региональных финансов. При рассмотрении внешней конфигурации таким внешним регулирующим субъектом региональных финансов является федеральный центр, конкретно институты, регулирующие федеральный бюджет и другие финансовые фонды (ресурсы) федерального значения (и уровня), например, Пенсионный фонд РФ, Центральный банк РФ, федеральные ведомства, регулирующие финансы коммерческих организаций, например, государственное ведомство. Действующая законодательная практика глушит законодательную инициативу субъектов Федерации на уровне федеративных отношений. Федерализм реализуется «сверху», что относится и к федеративным финансовым отношениям. Внешняя конфигурация региональных финансов в основном инициируется «сверху», что не всег-

да способствует развитию инициативы и повышению ответственности регионов в обеспечении активизации факторов их саморазвития. Более того, федеральный центр иногда шёл на грубое подавление интересов регионов, как это было в 2001-2003 гг. в процессе демонтажа структур федерального и территориальных дорожных фондов, несмотря на резко отрицательное отношение субъектов РФ к этим «новациям», осуществлённым в соответствии с так называемой «программой Г. Грефа».

Тем не менее, субъекты Федерации, а в перспективе и крупные макрорегионы, образованные федеральными округами, оказывают, и будут оказывать всё большее воздействие на внешнюю конфигурацию региональных финансов, прежде всего, на пропорции между уровнями бюджетной системы, а также на другие внешние «очертания», если они проявляют активность в своей деятельности. Например, появление «регионов-доноров» можно отнести как к внешней, так и внутренней конфигурации. Следует признать, что регионы-доноры формируются не только в силу имеющихся монопольных сырьевых ресурсов (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО), но и за счёт активной инвестиционно-инновационной деятельности, активного отстаивания своих интересов, особенно в годы массовой приватизации, которая в существенной степени разрушила производственный и социальный потенциал многих субъектов Федерации. И лишь некоторые субъекты Федерации, прежде всего, Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан и ряд других, проявили политическую и экономическую дальнозоркость и в значительной степени сохранили в государственной собственности субъекта Федерации значительные земельные, природные, промышленные ресурсы и, тем самым, определили как бы особый блок регионов, т.е. своего рода «выпуклость» во внешней конфигурации региональных финансов.

Внутренняя конфигурация региональных финансов означает их внутреннее строение и систему звеньев и соответственно денежных (финансовых) фондов и инструментов, территориально функционирующих в ограниченном пространстве федеральных округов (макрорегионы), экономическом пространстве республик, краёв, областей, автономных округов. В территориально определённом экономическом, финансовом, правовом пространстве конкретного региона функционирует и воспроизводится региональная экономика и, соответственно, совокупность финансовых отношений, охватывающая предприятия и организации всех форм собственности, как государственной (и муниципальной), так и негосударственной (час-

тной, акционерной, смешанной, российской, иностранной, совместной, семейной и др.), которые функционируют на данной территории и образуют ряд секторов этой территории, которые могут рассматриваться в соответствии с методологией системы национальных счетов (СНС) с учётом применения её к региональным особенностям.

В формировании внешней и внутренней конфигурации региональных финансов объективирующим фактором является региональная экономика и (или) экономика отдельного региона, включающая в себя финансовые потоки и кругообороты и функционирующая посредством формирования и взаимодействия звеньев финансовой системы страны и финансовой системы региона (как субъекта Федерации, так и макрорегиона - федерального округа).

Подводя обобщающий и в то же время предварительный итог исследования проблемы формирования современной конфигурации региональных финансов, проблемы взаимосвязи централизации и децентрализации, обозначим следующие выводы:

- региональные финансы в общероссийском масштабе в отношении общественного сектора представлены взаимосвязанной системой финансов регионов (субъектов РФ), в том числе взаимосвязанной системой консолидированных бюджетов субъектов РФ;

- интеграционные процессы в российском рыночном пространстве, процессы формирования крупных общероссийских компаний и российских транснациональных компаний, потребности инновационного развития вызывают тенденции концентрации и централизации в региональных финансах, появлению в перспективе нового, «верхнего» уровня региональных финансов в форме индикативных систем макрорегионов (федеральных округов);

- финансы регионов формируются финансовыми потоками и финансовыми ресурсами всех институциональных субъектов конкретной региональной (муниципальной) территории, в том числе финансами коммерческих организаций реального сектора, банковских структур, фондового рынка, финансов домашних хозяйств;

- общественные финансы, т.е. государственные и муниципальные финансы, являются регулирующей подсистемой региональных финансов, в соответствии с реализацией функций государства в территориальном их проявлении, территориальными потребностями и государственной региональной политикой, межбюджетными отношениями;

- происходящие изменения во внешней и внутренней конфигурации региональных финансов отражают главные направления их модернизации, но

её внутреннее глубинное содержание может быть раскрыто лишь в более конкретном исследовании механизма функционирования и регулирования финансов региона, анализом процессов осуществляемой бюджетной реформы, среднесрочного планирования, модернизации финансов реального и финансового секторов экономики в соответствии с потребностями и приоритетами инновационной стратегии на долгосрочную перспективу.

С учётом проведённого выше анализа финансы региона предлагается регулировать на основе следующих принципиальных концептуальных подходов:

- в разрезе и совокупности секторов экономики субъекта Федерации и крупного региона;

- посредством выражения конфигурации звеньев (финансовых фондов) финансовой системы региона;

- с выявлением и отражением финансовых потоков в финансовой системе субъекта Федерации или крупного региона;

- с отражением регулирующих институтов, функционирующих в регионе.

Данная методология исследования и выражения внутренней конфигурации финансов региона для целей их механизации и регулирования применима, по нашему мнению, как к финансам субъекта РФ, так и к макрорегиону и самому децентрализованному нижнему уровню - уровню муниципальных финансов, в том числе особенно она актуальна в отношении финансов средних, крупных и крупнейших российских городов, прежде всего, городских центров субъектов Российской Федерации, относимых недостаточно обоснованно к сфере муниципальных финансов. Финансы (бюджеты) крупных городов целесообразно считать подсистемой государственной бюджетной системы субъекта Российской Федерации.

Механизм регулирования региональных финансов выполняет направляющую и активную роль по отношению к базисным финансовым связям и процессам, обеспечивая их целевую инновационную и социальную направленность. Поэтому важнейшей задачей региональной политики является формирование и настройка, управление этим механизмом.

На региональном уровне, т.е. в единой общероссийской системе субъектов РФ, и в отдельном регионе формируются и функционируют несколько особенных механизмов региональных финансов, вследствие консолидации, взаимодействия и взаимопроникновения которых формируется общий, интегрированный механизм региональных финансов, включающий в себя две подсистемы инструментов, задач, ресурсов и финансовых потоков: механизм текущего функционирования

и механизм развития. Эти механизмы реально существуют в единстве, но при этом различаются по содержанию и целевой направленности. Механизм функционирования обеспечивает текущий финансовый процесс, а механизм развития обеспечивает в регионах использование резервов, накоплений, сбережений, кредитов, дополнительных поступлений из внешних звеньев финансовой системы страны.

Механизм развития (инвестиционно-инновационный механизм) региональных финансов (финансов региона) до конца ещё не оформился, его конфигурация и структура звеньев, субъектов регулирования, потенциал ресурсов и их использование, - всё это актуальные вопросы для исследования и одно из главных направлений модернизации региональных финансов.

Сложность и многоаспектность трансформации региональных финансов в Российской Федерации поставили перед экономической наукой задачу разработки системной эволюционной концепции, которая содержательно раскрывает эво-люционно-циклическую динамику модернизации региональных финансов. Одна из коренных особенностей этой динамики проявляется в том, что модернизационный процесс эволюции региональных финансов России происходил и происходит в условиях длительной кризисной траектории, начавшейся «скачком» в рынок в 1992 г., проведением политики «шоковой терапии», ускоренной приватизации, последовавшего вследствие этой политики сжатия государственного сектора в регионах и, как следствие, «сжатия» региональных финансов, в том числе бюджетно-налоговых потенциалов регионов и финансовых потенциалов предприятий реального сектора.

Выход на новую траекторию инновационного роста и социальной ориентированности экономического развития страны определяет необходимость трансформации региональной экономической, в том числе финансовой, и региональной социальной политики. Региональная социально-экономическая политика реализуется разными инструментами и, прежде всего, посредством механизма региональных финансов, т.е. через регулирование финансовых потоков и кругооборотов «горизонтально-территориального» и «вертикально-территориального» типов, нормативно-законодательное регулирование, деятельность субъектов финансово-экономических отношений на федеральном и муниципальном уровнях (институциональный аспект).

В Российской Федерации региональная политика модернизации финансов прошла несколько этапов своего формирования и реализации, осуществляется в нескольких направлениях, различными

государственными институтами федерального и регионального уровней и, как продолжение её на местном «этаже», - муниципальными образованиями, которые являются активными субъектами территориальной политики, играют особенно ответственную роль в проведении социальной политики, с использованием при этом полномочий, инструментов и ресурсов, которые определяются федеральной региональной финансово-бюджетной политикой.

В эволюции формирования и реализации российской региональной политики объективно вычленяются три крупных этапа: этап кризисного социально-экономического функционирования территорий (экономический кризис, финансовый кризис, социальный кризис) в 1992-1998 гг.; этап экономической, финансовой и социальной стабилизации и восстановительного экономического роста (1999-2008 гг.); начало этапа переориентации экономики, финансов и социальной среды страны и её регионов на инновационный тип экономического роста и усиления социальной ориентации экономического развития (2007 г. и перспектива до 2020 г.), обременённый, однако, развернувшимся из-за воздействия глобального мирового финансового кризиса во второй половине 2008 г. финансовым кризисом в России, переросшим в экономический кризис, и обозначившиеся проявления социального кризиса (рост безработицы, снижение реальных доходов населения, возникновение неплатежей, в том числе и рост задолженности по заработной плате, существенное снижение веса «среднего класса» и увеличение бедности).

Стабилизационно-инновационный этап 19992008 гг. позволил существенно продвинуться в процессе позитивной модернизации региональных финансов, особенно в бюджетной сфере. Однако проблемы недостаточности инновационных и инвестиционных возможностей и потенциалов региональных финансов, в том числе бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, полностью преодолеть на этом этапе не удалось.

Третий этап на современной стадии воспроизводственного процесса показывает наличие возможностей и потребностей, инструментов и ресурсов, позволяющих обеспечивать реальность постановки и решения новых приоритетов, когда более явственно обозначаются факторы интенсивного роста, способность экономики и финансов страны и её регионов к социально ориентированному экономическому росту.

Рассматривая этапы эволюционного модерни-зационного процесса, нельзя не отметить их взаимозависимость, переходность одного состояния системы в другое. «Родимые пятна» предыдущего этапа оказывают весьма существенное влияние на

новые процессы, тормозят их развитие. Регионы оказываются в ещё большей зависимости от этих «родимых пятен», поскольку они характеризуют общую экономическую среду, создаваемую федеральной политикой и общими закономерностями эволюционного процесса в стране.

Модернизационный процесс на уровне региональной экономики и финансов охватывает всю региональную систему и с большей или меньшей степенью проявляется в отдельных субъектах Российской Федерации. Модернизация финансовой системы характеризует процесс её трансформации, изменения внутреннего содержания и внешней конфигурации. Модернизация финансов регионов носит многоплановый характер, поскольку региональная система включает финансовые отношения, денежные потоки и фонды секторов, модернизационные процессы в которых различны по содержанию.

Бюджетная система регулируется изменениями бюджетного законодательства; финансы предприятий зависят от проводимой промышленной политики, законов о банкротстве организаций, рынке ценных бумаг, изменений налогового законодательства и т.д.

Но в целом модернизация финансов есть такой трансформационный процесс, который ориентирован на восхождение к новой системе связей, отношений и инструментов регулирования финансовых потоков. Модернизационный процесс финансов является позитивным, если он реализует тенденции движения к более высокой эффективности и более социально значимым приоритетам.

Глубоко инновационным был переход к законодательно установленным в Бюджетном кодексе РФ (на основе Федерального закона № 120-ФЗ от 20 августа 2004 г.) постоянным нормативам распределения ряда федеральных налогов между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами (региональными и местными), а именно налога на прибыль, некоторых акцизов и налогов на добычу полезных ископаемых, а в отношении НДС и налога на доходы физических лиц применение принципа одноканальности поступления: НДС полностью в федеральный бюджет, а федеральный налог на доходы физических лиц - полностью в бюджеты регионов. Таким образом, была решена в принципе (но не в количественном выражении) проблема максимально возможной вертикальной сбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств субъектов РФ.

Бюджетный федерализм приобрёл большую устойчивость и вследствие упрочения системы горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ на основе Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ

(фонд дотации), Федерального фонда софинанси-рования расходов (фонд субсидий) и Федерального фонда компенсаций (фонд субвенций).

Тем не менее актуальной задачей остаётся создание эффективных стимулов в развитии собственного налогового потенциала регионов, использование возросших бюджетных ресурсов в процессе модернизации и внедрения новаций в инвестиционно-инновационных целях, особенно для создания новых рабочих мест и предприятий инновационной направленности.

Синтезирующим нормативным актом, отразившим совокупность главных новаций в сфере бюджетных отношений, включая внедрение бюджетирования по результатам, среднесрочное бюджетное планирование, бюджетное программирование и другие новшества, явился Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3, существенно изменивший содержание Бюджетного кодекса РФ, в том числе и в отношении формирования стратегических финансовых резервов за счёт нефтегазовых доходов.

Оценивая общую методологию модернизации финансовой системы страны, включая региональный уровень, следует, на наш взгляд, определить два новых подхода к проблеме модернизации финансов (прежде всего бюджетов). Во-первых, имеет место инновационное преобразование бюджетной системы на основе изменения бюджетно-налогового законодательства. Такая инновационная модернизация может определяться как формальная модернизация в положительном понимании самого термина «формальный». Речь идёт о правовой, законодательной форме финансовой модернизации. В этом направлении на стабилизационно-инновационном этапе были достигнуты большие положительные результаты, имеет место продвижение вперед.

Во-вторых, инновационная модернизация является не формальной, а реальной в том случае, если законодательные и другие нормативно-правовые новации вызывают изменение направленности финансовых потоков, и что ещё значительнее, ведут к изменению (точнее, росту) финансово-бюджетного потенциала регионального сектора экономики, прежде всего бюджетов регионов (сектора региональных государственных и муниципальных финансов). В силу имеющихся взаимосвязей и взаимозависимости возрастание финансового потенциала госсектора и муниципального сектора в регионах будет способствовать и развитию потенциала реального сектора территорий, особенно при активном формировании за счёт и при помощи госсектора производственной, транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в регионах.

Посткризисная модернизация региональных финансов

Кризисная ситуация в сфере региональной экономики и финансов, начавшаяся в острой форме с конца 2008 г., после относительно стабилизированного развития 2000-2008 гг., не отменяет, а объективно определяет необходимость исследования и предвидения общих перспектив не только преодоления кризиса в этой сфере, период которого будет, очевидно, не слишком длительный (20092011 гг.), но в целом в выработке стратегии движения и модернизации региональных финансов и экономики в новом цикле 2009-2025 гг. Понимание определённых длительных закономерностей в движении региональных финансов необходимо для проведения практической, реальной финансовой политики в регионах, а также оценки общей региональной политики федерального центра. Автор, не претендуя на всестороннее раскрытие длительного посткризисного трансформационного процесса в сфере региональной экономики и финансов, очерчивает видение и некоторые свои позиции в этом вопросе. О необходимости развития системы стратегического управления на региональном уровне говорится и в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.

Теоретической основой формирования методологии стратегического видения посткризисного развития региональной экономики и региональных финансов в их взаимосвязи и взаимозависимости является, по нашему мнению, общая теория экономической трансформации, которой стало уделяться в России и за рубежом большое внимание, начиная с использования базовых идей больших экономических циклов, представленных в «Капитале» Маркса К., «Теории экономического развития» Шумпетера Й., «Больших циклах конъюнктуры и теория предвидения» Кондратьева Н. и др.

Модернизация, а ещё точнее, инновационное развитие финансов регионов в посткризисном движении должны рассматриваться как необходимое содержание трансформационного процесса в его перспективном видении. Модернизацию системы, в том числе системы региональных финансов, не следует рассматривать только в аспекте «догоняющего» развития, как это считают некоторые учёные.

Стратегические траектории региональной экономики и финансов в новом экономическом периоде до 2020-2030 гг. конкретизируются и становятся более содержательными, если исследовать длительный цикл экономической динамики в стране и проблематику развития потенциалов федеральных округов (макрорегионов) и отдельных субъектов Российской Федерации в кризисных и посткризисных фазах. В «Концеп-

ции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которой рассмотрен экономический процесс до 2020 г. и в «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 гг.» (приложение к Концепции), утверждённых Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-Р), содержатся материалы, теоретический анализ которых позволяет выявить основную проблематику и общий характер стратегической траектории региональной экономики, стратегические проблемы финансов регионов в длительной перспективе.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. охватывает, теоретически, среднесрочный десятилетний цикл, а трёхлетнее бюджетное планирование относится, исходя из теории циклов, к краткосрочным циклам, т.е. кратным циклам, или к его отдельной фазе.

В Концепции и Прогнозе разделы, раскрывающие территориальное развитие, вообще не отражают циклический характер в динамике потенциала региональной экономики и её отдельных территорий. Учитывая, что указанные документы, хотя и были утверждены уже в начале развёртывающегося финансово-экономического кризиса в России, однако их разработка экономическими ведомствами осуществлялась в докризисное время, и поэтому не предусматривала кризисную фазу, как начало экономического цикла в развитии экономики и финансов регионов.

Этот момент необходимо учитывать в анализе стратегической траектории финансовых потенциалов страны, макрорегионов, однако кризисная фаза не отменяет общих тенденций и задач в их развитии, а наоборот, как представляется, актуализирует проблемы устойчивости, большей динамичности и эффективности как национальной финансовой системы, так и региональной экономики и финансов.

Вместе с тем на региональном уровне должен существовать и развиваться свой, региональный

механизм регулирования экономической динамики, цикличности, антикризисной политики, в который должны быть включены субъекты Федерации, институты федеральных округов, муниципальные образования, соответствующие региональные и муниципальные финансовые инструменты и ресурсы.

Модернизацию региональных финансов в посткризисном цикле необходимо основывать на возрастании финансового потенциала регионов, совершенствовании институционального регулирования финансов секторов региональной экономики и повышении относительной автономности и способности регионов к саморазвитию, степени инвестиционности и социальности бюджетной системы и воздействия государственной финансовой политики на инновационную направленность частных акционерных предприятий, среднего и малого предпринимательства в субъектах Федерации и макрорегионах.

При любом характере движения макроэкономических параметров в стране в кризисном и посткризисном развитии ещё более усиливается актуальность решения проблемы повышения инициативности, ответственности и эффективности деятельности самих субъектов Федерации, институтов региональной финансовой системы, чтобы модернизация региональных финансов была не «догоняющей» и формальной, а реальной и инновационной, имела глубокую социальную направленность.

Трансформационный процесс региональных финансов объективно может происходить не сам по себе, а в системе взаимодействующих процессов, институтов и под воздействием фактора времени (длительности экономического цикла). Трансформация региональных финансов напрямую определяется федеральным уровнем финансов и его институтами (Правительством РФ, Минфином РФ, Минэкономразвития РФ) и происходит в экономических условиях, экономической среде, которая формируется посткризисной макроэкономической динамикой и типом посткризисной экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002.

2. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. - М.: Дело, 2004.

3. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. - М.: КомКни-га, 2005.

4. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов. - 2-е изд. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

5. Ларина С.Е. Местные бюджеты в условиях реализации муниципальной реформы: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

6. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

7. Стародубровская И.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, на региональном и муниципальном уровнях: подходы и рекомендации. - М.: ИЭПП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.