Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАУКА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожина В.О., Корниевская Е.В., Толмачева И.В.

Экономическая безопасность государства имеет одной из основных целей это формирование научного и научно-технологического потенциала, что отражает взаимосвязь между экономическими процессами и наукой. Вопросам развития науки, формированию научного потенциала уделяется внимание на самом высоком государственном уровне, что выражается в объявлении 2021 года Годом науки и технологий, а период 2022-2031 годов Десятилетием науки и технологий. Для создания конкурентоспособной экономики необходимо достаточное финансирование науки, подготовки ученых и исследователей, способных инвестиции государства и бизнеса превращать в результаты для внедрения. Россия по сравнению с другими государствами не находится на первых местах по объемам финансирования науки, глобальному индексу инноваций, что и способствует увеличению внимания этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC POTENTIAL AS ONE OF THE DIRECTIONS FOR FORMING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The economic security of the state has one of the main goals is the formation of scientific and scientific and technological potential, which reflects the relationship between economic processes and science. The development of science and the formation of scientific potential are paid attention at the highest state level, which is expressed in the announcement of 2021 as the Year of Science and Technology, and the period 2022-2031 as the Decade of Science and Technology. To create a competitive economy, sufficient funding for science, training of scientists and researchers who are able to turn state and business investments into results for implementation is necessary. Russia, in comparison with other states, is not in the first places in terms of funding for science, the global innovation index, which contributes to an increase in attention to this area.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

EDN: THPEKR

В.О. Кожина - к.э.н., доцент, член-корреспондент РАЕН, заведующая кафедрой менеджмента, Московский международный университет, Москва, Россия, stolicastolic2022@mail.ru,

V.O. Kozhina - candidate of economics, associate professor, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, head of the department of management, Moscow international university, Moscow, Russia;

Е.В. Корниевская - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин и экономики строительства, Бендерский филиал, Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Приднестровье, Бендеры, stolicastolic2022@mail.ru,

E.V. Kornievskaya - candidate of economics, associate professor, head of the department of social and economic disciplines and economics of construction, Bendery branch, Pridnestrovian state university named after T.G. Shevchenko, Transnistria, Bender;

И.В. Толмачева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Московский международный университет, Москва, Россия, stolicastolic2022@mail.ru,

I.V. Tolmacheva - candidate of economics, associate professor, department of management, Moscow international university, Moscow, Russia.

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC POTENTIAL AS ONE OF THE DIRECTIONS FOR FORMING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Аннотация. Экономическая безопасность государства имеет одной из основных целей это формирование научного и научно-технологического потенциала, что отражает взаимосвязь между экономическими процессами и наукой. Вопросам развития науки, формированию научного потенциала уделяется внимание на самом высоком государственном уровне, что выражается в объявлении 2021 года Годом науки и технологий, а период 2022-2031 годов Десятилетием науки и технологий. Для создания конкурентоспособной экономики необходимо достаточное финансирование науки, подготовки ученых и исследователей, способных инвестиции государства и бизнеса превращать в результаты для внедрения. Россия по сравнению с другими государствами не находится на первых местах по объемам финансирования науки, глобальному индексу инноваций, что и способствует увеличению внимания этой области.

Abstract. The economic security of the state has one of the main goals is the formation of scientific and scientific and technological potential, which reflects the relationship between economic processes and science. The development of science and the formation of scientific potential are paid attention at the highest state level, which is expressed in the announcement of 2021 as the Year of Science and Technology, and the period 2022-2031 as the Decade of Science and Technology. To create a competitive economy, sufficient funding for science, training of scientists and researchers who are able to turn state and business investments into results for implementation is necessary. Russia, in comparison with other states, is not in the first places in terms of funding for science, the global innovation index, which contributes to an increase in attention to this area.

Ключевые слова: экономическая безопасность, наука, научный потенциал, развитие экономики, конкурентоспособность.

Keywords: economic security, science, scientific potential, economic development, competitiveness.

Введение

В современных условиях развитие науки, научных исследований и формирование научного потенциала государства все больше приобретает актуальность, что связано с обозначением его конкурентных позиций во внешнем мире. В век цифровой экономики, информационных технологий, технологических революций государству, которое хочет себя видеть независимым, экономически сильным необходимо активно участвовать в мировых процессах, использовать уже созданные технологии и за счет использования научного потенциала создавать новые [1].

Научные исследования, которые реализуются по различным направлениям, входят в область интересов государства, бизнеса. Они способствуют укреплению и развитию экономики государства при их внедрении. Для поддержания качественности научных исследований в первую очередь необходимо, как говорилось выше, сформировать научный потенциал, который и реализует все эти процессы, направленные на развитие государства [8]. - скрытые символы

Стоит обратить внимание на тот факт, что развитие научного потенциала является одной из общих целей государства в сфере экономической безопасности государства, что подтверждается не только практикой многих стран, но и законодательными нормами в области экономической и национальной безопасности государства [5, 6]. Для достижения цели необходимо со стороны государства проводить эффективную политику в области научно-технического развития, подготовку необходимых кадров, ученых, способных инвестиции государства преобразовать в ощутимые результаты для экономики государства, а значит и для обеспечения его экономической безопасности.

Основная часть

В Российской Федерации используются нормы законодательства, регулирующие систему национальной и экономической безопасности, которые отражены в Стратегии национальной безопасности РФ и Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года [5, 6]. В указе Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности» имеется раздел под названием «Научно-технологическое развитие», в котором законодательно отражается, что ключевым фактором повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности становится лидерство в развитии науки и технологий, также указывается, что изменяются

требования к подготовке и квалификации новых работников, реализуется конкуренция между государствами за привлечение ученых и высококвалифицированных специалистов [6]. Обращаем внимание и на тот факт, что отражается необходимость финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, при этом увеличивая объемы инвестиций с целью устойчивости и конкурентоспособности экономики. Таким образом, данные нормы четко выделяют взаимосвязь и взаимовлияние развитие науки, научного потенциала на экономическую устойчивость государства, а значит на его экономическую безопасность. Развитие экономической системы зависит от научных результатов в связи с тем, что ученые создают новые методологии, технологии, что способствует росту производительности труда, снижению издержек, приводит к росту доходов. Новые открытия направлены на удовлетворение потребностей общества, повышение качества жизни людей, что входит в зону ответственности государства [10].

В Указе Президента РФ от 13.05.2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» указывается, что одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является «поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности», что еще раз подтверждает озабоченность со стороны государства уровнем развития науки и научного потенциала [6]. Также одним из направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является развитие человеческого потенциала [6].

На это стоит обратить внимание, так как именно этот потенциал при наличие необходимых знаний, умений, навыков (компетенций) реализует научные исследования и может быть обозначен как научный.

Изучив сущность научного потенциала, формулируем свое определение - научный потенциал - это процесс взаимодействия ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых, институциональных и других), нацеленных на эффективное решение поставленных государством задач. В связи с этим необходимо проанализировать и оценить поддержку со стороны государства развития научного потенциала в следующих аспектах:

- число организаций, выполняющих исследования и разработки (таблица 1);

- численность исследователей (таблица 2);

- количество выданных патентов и общая сумма патентов (таблица 3);

- численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (таблица 4);

- финансирование науки из средств федерального бюджета (таблица 5) [9].

Используя статические данные, опубликованные Федеральной службой государственной статистики, составим таблицу 1, отражающую число организаций, выполняющих исследования и разработки.

Таблица 1 - Число организаций, выполняющих исследования и разработки, чел.

№ п/п Показатель 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Всего, в том числе: 4 099 3 492 3 950 4 051 4 175

2 Научно-исследовательские организации 2 686 1 840 1 574 1 618 1 633

3 Конструкторские организации 318 362 254 255 239

4 Проектные и проектно-исследовательские организации 85 36 20 11 12

5 Опытные заводы 33 47 49 44 35

6 Образовательные организации высшего образования 390 517 917 951 969

7 Организации промышленности, имеющие НИОКР подразделения 284 238 419 450 441

8 Прочие 303 452 717 722 846

Источник:[9]. Составлено авторами на основе данных ФСГС

По данным таблицы отмечаем, что темп прироста общего числа организаций, выполняющих исследования и разработки за период исследования составил 1,85 %, но стоит отметить и снижение данного количества в 2010 году до значения 3 492 организации. Научно-исследовательские организации показывают снижение с 2 686 организаций до 1 633, при этом относительное отклонение составило минус 39,2 %, такой же тенденции придерживаются и конструкторские организации, которые снизили число до 239 организаций или темп прироста составил минус 24,84 %. Темп прироста по количеству проектных организаций составил минус 85,88 %. Остальные категории организаций показывают рост от 6,06 % до 179,2 %. Обращаем внимание, что в системе высшего образования увеличивается количество организаций, выполняющих исследования и разработки, что является логичным шагом в связи с тем, что научный потенциал обучается в аспирантурах и докторантурах, именно при учебных заведениях высшего образования.

Приведем данные в таблице 2 по численности исследователей, ведущих научные исследования и формирующие научный потенциал.

Таблица 2 - Численность исследователей, чел.

№ п/п Показатель 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Исследователи 425 954 368 915 347 854 348 221 346 497

2 Доктор наук 21 949 26 789 25 288 24 844 24 473

3 Кандидат наук 83 962 78 325 75 042 75 068 74 649

Источник:[9]. Составлено авторами на основе данных ФСГС

Анализируя численность исследователей за весь период исследования подчеркиваем снижение по таким категориям как исследователи (снижение составило минус 18,65 %) и кандидаты наук (снижение составило минус 11,09 %), просматривается рост по такой категории как доктора наук на 11,5 %. Но, сравнивая показатели 2019 и 2020 годов, то снижение наблюдается по всем категориям. Таким образом, снижение численности исследователей отражает имеющуюся проблему по формированию научного потенциала государства. Данные таблицы отразим на рисунке 1.

450000 425,54

В 348221

400000 H3S891B

Ж 317854 / 346497 350000 Н Н _

300000

250000

200000

150000

100000

- Ill I

Исследователи

■ 2000

Рисунок 1 - Численность исследователей, чел.

(Составлено авторами на основе данных ФГСС)

Приведем данные в таблице 3 по общему числу зарегистрированных патентов и выданных патентов в определенный год.

Таблица 3 - Число, зарегистрированных патентов и выданных патентов, шт.

№ п/п Показатель 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Выдано патентов 17 592 30 322 35 774 34 008 28 788

2 Число патентов - 259 698 341 662 351 602 353 303

Источник:[9]. Составлено авторами на основе данных ФСГС

За последние двадцать лет просматриваем рост выданных патентов до 2018 года до значения 35 774 единиц, затем наблюдаем снижение, хотя рост за весь период исследования составил 63,64%. Наблюдается тенденция снижения выданных патентов, что характеризуется как негативная ситуация, так как патенты получают исследователи и ученые по результатам внедрения и эффективности результатов научных исследований фундаментального и прикладного характера.

Приведем данные в таблице 4 по общей численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Таблица 4 - Общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел.

№ п/п Показатель 2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Численность персонала, всего, в том числе: 887 729 736 540 682 580 682 464 679 333

2 исследователи 425 954 368 915 347 854 348 221 346 497

3 техники 75 184 59 276 57 722 58 681 59 557

4 вспомогательный персонал 240 506 183 713 160 591 160 864 158 298

5 прочий персонал 146 085 124 636 116 413 114 698 114 981

Источник: [9]

Составлено авторами на основе данных ФСГС

По данным таблицы наблюдаем снижение общей численности персонала, занятого научными разработками, то есть научного потенциала, непосредственно, абсолютное отклонение за весь период исследования составило минус 208 396 человек всего, при этом относительное отклонение по всем категориям научного потенциала это отрицательные показатели от 18,65 % до 34,18 %. Такая тенденция может быть охарактеризована как отрицательная, так как научные исследования проводят именно эти категории лиц, составляющие научный потенциал. Если количество научного потенциала уменьшается логически уменьшается и уровень развитости науки в государстве, что в свою очередь, отрицательно скажется и на уровне экономической безопасности в части обеспечения научного и научно-технологического потенциала.

На рисунке 2 укажем динамику общей численности научного потенциала, занимающихся научными исследованиями и разработками.

78325 75D6B

Доктор наук Кандидат наук

■ 2010 ■ 2018 ■ 2019 « 2020

Рисуно 2 - Численность лиц, занимающихся научными исследованиями и разработками, чел.

(Составлено авторами на основе данных ФГСС)

Приведем данные в таблице 5 по финансированию науки за счет средств федерального бюджета. Таблица 5 - Финансирование науки за счет средств федерального бюджета, млн руб.

№ п/п Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, всего, в том числе: 402 722,3 377 882,2 420 472,3 489 158,4 549 602,2

2 Фундаментальные исследования 105 247,6 116 977,6 149 550 192 495 203 246,8

3 Прикладные исследования 297 474,7 260 904,6 270 922,3 296 663,1 346 355,4

4 В процентах:

5 К расходам федерального бюджета 2,45 2,3 2,52 2,69 2,41

К валовому внутреннему продукту 0,47 0,41 0,4 0,44 0,51

Источник:[9]. Составлено авторами на основе данных ФСГС

По результатам предыдущего анализа в части количества исследователей и научного потенциала проведем анализ финансирования науки из федерального бюджета. Для оценки взят пятилетний период 2016-2020 годы, за который общие расходы увеличились на 36,47 %, это величина небольшая с учетом инфляционных составляющих за этот период 20,24 % (инфляция в 2016 году - 5,5 %, 2017 году - 2,5 %, 2018 году - 4,3 %, 2019 году - 3,04 %, 2020 году - 4,9 %). Финансирование фундаментальных исследований увеличилось на 97 999,2 млн рублей или на 93,11 %, такое увеличение рассматривается как положительное. Прикладные исследования в относительном выражении показали увеличение в 16,43 %. Финансирование науки относительно расходов федерального бюджета по сравнению с 2016 и 2019 годами уменьшилось, что также может быть рассмотрено как отрицательное явление, при этом к валовому внутреннему продукту значение увеличивается до 0,51 %, хотя было снижено до 0,4 % в 2018 году.

Отразим на рисунке 3 уровень финансирования науки в государстве в абсолютных величинах.

Рисунок 3 - Уровень финансирования науки РФ, млн руб.

(Составлено авторами на основе данных ФГСС)

Для дальнейшего исследования необходимо отразить позиции Российской Федерации в мировой науке по отдельным критериям, что даст четкую картину насколько государственные органы выполняют обозначенные нормы относительно формирования экономической безопасности государства относительно других государств. Проведем оценку научных исследований и научного потенциала по десяти государствам по следующим критериям:

- уровень расходов на НИОКР в странах мира (таблица 6);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- валовой внутренний продукт (таблица 7);

- индекс инноваций (таблица 8);

- количество патентов (таблица 9);

- уровень научно-исследовательской активности, количество статей (таблица 10).[3] Приведем данные в таблице 6 по уровню расходов на НИОКР в странах мира.

Таблица 6 - Уровень расходов на НИОКР в странах мира, процент от ВВП

№ п/п Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

1 Израиль 4,09 4,17 4,26 4,51 4,82 4,95

2 Южная Корея 4,15 4,29 4,22 4,23 4,55 4,81

3 Швеция 3,3 3,14 3,26 3,27 3,4 3,34

4 Япония 3,31 3,4 3,28 3,16 3,21 3,26

5 Австрия 2,95 3,08 3,05 3,13 3,05 3,17

6 Германия 2,82 2,87 2,91 2,92 3,04 3,09

7 Дания 2,97 2,91 3,05 3,1 3,05 3,06

8 США 2,71 2,72 2,72 2,76 2,82 2,84

9 Китай 2 2,03 2,07 2,12 2,15 2,19

10 Россия 1,03 1,07 1,1 1,1 1,11 0,99

Источник:[3]. Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий

Исходя из позиций стран мира по уровню расходов на НИОКР относительно ВВП следует отметить, что Израиль, Южная Корея, Германия, США, Китай отражают уверенный рост, при этом по остальным странам наблюдаются периоды роста и незначительных снижений. Следует обратить внимание, что Россия финансирует НИОКР ниже 1 % уже в 2018 году, необходимо не уменьшать, а увеличивать финансирование науки, по примеру других государств, следует также отметить, что приведены страны с устоявшимися экономическими процессами, поэтому, необходимо финансировать науку для того, чтобы стабилизировать экономические процессы и быть конкурентоспособными на международной арене.

Данные финансирования НИОКР в различных странах мира укажем на рисунке 4.

Рисунок 4 - Уровень расходов на НИОКР в странах мира, % от ВВП

(Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий)

Приведем данные в таблице 7 по уровню валового внутреннего продукта государств. Таблица 7 - Валовой внутренний продукт, млрд долл.

Место в рейтинге стран мира Показатель 2020 2021

1 Китай 24 168 27 206

2 США 20 894 22 998

4 Япония 5 305 5 615

5 Германия 4 537 4 857

6 Россия 4 118 4 490

14 Республика Корея 2 317 2 511

39 Швеция 565 616

45 Австрия 491 534

51 Израиль 380 429

52 Дания 344 373

Источник:[2]. Составлено авторами на основе данных Википедии

Данная таблица была приведена в необходимость раскрыть абсолютный ВВП, так как, например, такое государство как США по статическим данным и различным источникам тратит больше всего денежных ресурсов на развитие науки, но при этом в таблице 6 данное государство по процентному уровню расходов на НИОКР относительно ВВП находится на 8 месте, а Китай на 9, хотя именно США и Китай являются лидерами по абсолютному объему финансирования науки своих государств. Стоит отметить, достаточно большой разрыв в значение ВВП остальных стран, например, ВВП США превышает ВВП Японии в 4 раза, при этом ВВП Китая превышает в пять раз. Россия определена на 6 месте по данному показателю.

Данные таблицы отразим на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика ВВП стран мира, млрд.долл.

(Составлено авторами на основе данных Википедии)

Индекс инноваций это расчетный показатель, включающий 82 элемента. Приведем данные в таблице 8 страны по индексу инноваций.

Таблица 8 - Индекс инноваций

Место в мире Показатель 2021

1 2 3

2 Швеция 63,1

3 США 61,3

5 Южная Корея 59,3

9 Дания 57,3

10 Германия 57,3

12 Китай 54,8

13 Япония 54,5

15 Израиль 53,4

18 Австрия 50,9

45 Россия 36,6

Источник:[3]. Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий

По данным таблицы по индексу инноваций в мире второе место занимает Швеция, США находятся на третьем месте, Китай занимает двенадцатое место, а Россия сорок пятое место. Данные таблицы отразим на рисунке 6.

Рисунок 6 - Данные по глобальному индексу инноваций в 2021 году

(Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий)

Приведем данные в таблице 9 по количеству патентов. Таблица 9 - Количество патентов, шт.

Место в мире Показатель 2020

1 Китай 1 400 661

2 США 621 453

3 Япония 307 969

4 Южная Корея 218 975

5 Германия 67 434

8 Россия 35 511

21 Израиль 7 738

34 Австрия 2 274

35 Швеция 2 190

40 Дания 1 579

Источник:[3]. Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий

По количеству патентов в 2020 году лидирует уверенно Китай, на втором месте США, Россия по этому показателю на восьмом месте. Данные по количеству патентов в 2020 году укажем на рисунке 7.

Рисунок 7 - Количество патентов по отдельным странам мира, шт.

(Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий)

Приведем данные в таблице 10 по уровню научно-исследовательской активности, количеству статей. Таблица 10 - Уровень научно-исследовательской активности, количество статей

Место в мире Показатель 2019

1 Китай 528 263

2 США 422 808

4 Германия 104 396

5 Япония 98 793

7 Россия 81 579

9 Южная Корея 66 376

22 Швеция 20 421

27 Дания 13 979

32 Австрия 12 362

33 Израиль 12 235

Источник:[3]. Составлено авторами на основе данных Гуманитарного портала

По количеству статей также в лидерах, как и по ВВП, находятся Китай и США, Россия на седьмом месте, Израиль на 33 месте. Данные таблицы отразим на рисунке 8.

Рисунок 8 - Данные по количеству статей, опубликованных в 2019 году учеными разных стран мира, шт. (Составлено авторами на основе данных Центра гуманитарных технологий)

Государство понимает, что необходимо развивать науку для обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности государства в рамках мировой системы. Для укрепления авторитета страны, ее геополитические и экономические позиции в мировом сообществе (за счет подготовки интеллектуальных элит для других государств, распространения национальной культуры и языка, достижений отечественной науки), система национальной науки должна отвечать мировым стандартам качества [4].

В подтверждение этого 25 декабря 2020 года Указом Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» был объявлен Годом Науки и Технологий [7]. В течение года было проведено большое количество различных мероприятий и научных исследований и разработок по таким направлениям как медицина, территории и пространство, искусственный интеллект, космос, климат и экология, человек, природа и технологии, безопасность, генетика, качество жизни, новые технологии, энергетика. Эти направления и определяют интересы и приоритеты государства для дальнейшего развития и составления конкуренции другим странам.

В продолжение приведенной практики и необходимости дальнейшего развития науки и научного потенциала государства 25 апреля 2022 года Президент РФ подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», в котором четко указана цель данного десятилетия - это привлечение талантливой молодежи в науку, научные исследования и разработки, а значит это формирование будущего научного потенциала государства и укрепление экономической безопасности государства [7].

Более следует отметить, что ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, включающая достопримечательности в список Всемирного наследия) 2022 год объявило Международным годом фундаментальных наук в интересах устойчивого развития. Такие меры еще раз подчеркивают необходимость развития науки, научного потенциала для обеспечения дальнейшего устойчивого развития и существования человечества [11].

Заключение

По результатам исследования научного потенциала и экономической безопасности страны можно отметить главное:

- для обеспечения защищенности экономики и экономических процессов государству необходимо решать такую задачу как формирование, обеспечение и поддержание научного и научно-технического потенциала;

- научный потенциал государства является основным элементом для реализации научных исследований и проведения научных разработок, результаты которых должны быть применимы в экономике государства для обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке;

- в Российской Федерации в области экономической безопасности государства действуют нормы законодательства, регулирующие эти отношения и эту сферу;

- в нормативных документах четко обозначено влияние развития научного потенциала на развитие экономических процессов, именно за счет научных разработок и открытий экономика получает новации, которые дают прибыльность, эффективность и снижение издержек;

- оценивая статические данные Федеральной службы государственной статистики отмечаем, что общее количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками за последние двадцать лет незначительно, но увеличилось, по таким организациям как научно-исследовательские организации, конструкторские и проектные организации наблюдается уменьшение их количества, но при этом увеличение характерно для опытных заводов, образовательных организаций высшего образования, организаций промышленности, имеющие НИОКР подразделения, прочие;

- по численности научного потенциала за исследуемый период наблюдаем снижение по таким категориям как исследователи и кандидаты наук, по докторам наук имеется рост в 11,5 %, но если посмотреть тенденцию с 2010 года по 2020 год, то и по этой категории наблюдается снижение, такая ситуация не будет приводить к увеличению и укреплению научного потенциала;

- по таким результатам научных исследований как патенты, за исследуемый период наблюдается рост количества, но с 2018 по 2020 годы наблюдается снижение, что также можно оценивать как сокращение результативности научных исследований;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по общей численности лиц, занятых научными исследованиями и разработками наблюдается снижение, также и по отдельным категориям (исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочий персонал), такая тенденция подчеркивает снижение формирования научного потенциала;

- финансирование науки из федерального бюджета выросло за двадцать лет составило всего лишь на 36,47 %, с учетом инфляции и девальвационных процессов, этот рост можно рассматривать как незначительный, что также указывает на небольшой объем финансирования науки, а значит и ее развитости и положительного влияния на экономическую безопасность государства;

- если рассматривать Россию в системе мировой науки, то следует отметить, что по уровню расходов в мире на НИОКР в процентах от ВВП, она финансирует на 0,99 %, по сравнению со странами занимающих лидирующие позиции это в 4-5 раз меньше, что также указывает на сниженные объемы финансирования науки, а значит уменьшается и конкурентоспособность экономики государства на мировой арене;

- среди стран по объему ВВП Россия занимает шестую позицию, значит имеется экономический потенциал у государства;

- по глобальному индексу инноваций Россия занимает 45 место, что также подтверждает небольшое уделение внимания развитию науки по сравнению с другими странами;

- по количеству статей в 2019 году Россия занимает седьмое место в мире, что также указывает на хорошие результаты научных исследований, значит научный потенциал существует, действует, научные идеи и мысли выражает через статьи, но не хватает финансирования для дальнейшего развития более высокими темпами;

- объявление 2021 года Годом науки и технологий, периода 2022-2031 годов Десятилетием науки и технологий, подчеркивает понимание и действия государства в области развития науки, научных исследований, а самое главное формирование научного потенциала, который это будет осуществлять, обеспечивая необходимыми результатами экономические процессы государства, что в свою очередь положительно повлияет и на уровень экономической безопасности государства;

- 2022 год в рамках мировой системы объявлен ЮНЕСКО Международным годом фундаментальных наук в интересах устойчивого развития;

- государственной власти Российской Федерации через систему исполнительных и законодательных органов необходимо создавать устойчивую, постоянно развивающуюся научную систему, которая будет расширяться, укрепляться и, результаты которой будут применимы в экономике государства, что сможет дать мощный толчок к ее развитию.

Источники:

1. Грибов П.Г. Развитие научно-технического потенциала университетов как фактор обеспечения национальной экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. 2020. №4. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://esj.today/PDF/ 54ECVN420.pdf.

2. ВВП стран мира Википедия. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.10. 2022).

3. Гуманитарный портал. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/research/ (дата обращения: 12.10. 2022).

4. Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность Российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический журнал. 2016. N° 1. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://qje.su/ mezhdunarodnayaekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2016-4 (дата обращения: 12.10. 2022).

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 года N»400. [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - Режим доступа: https:// http://kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения 15.10.2022).

6. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 года N»208. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https:// http://government.ru/docs/all/ 111512/ (дата обращения 15.10.2022).

7. Президент России. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/68278 (дата обращения 15.10.2022).

8. Ребров С.Д., Агафонов И.А. Взаимосвязь научно-технического потенциала и экономической безопасности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 7. С. 142-147.

9. Российский статистический сборник [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/ 12994 (дата обращения 16.10.2022).

10. Соколов В.В., Толмачева И.В. Финансирование системы образования и фундаментальные исследования: проблемы и перспективы // Вестник Приднестровского университета. Серия: Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. 2020. №3(66). С. 145-151.

11. Стартовал международный год фундаментальных наук. «Научная Россия». [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: (https://scientificrussia.ru/) (дата обращения 16.10.2022).

EDN: STFOYM

А.В. Кондрашова - к.э.н, доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, Kondrashova.A2022@yandex.ru,

A.V. Kondrashova - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.В. Заднепровский - кэ.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, zifk@mail.ru,

I.V. Zadneprovsky - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

М.Г. Паремузова - ассистент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, maya_p_g@mail.ru,

M.G. Paremuzova - assistant, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

М.М. Линейкин - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, lineykinmax@gmail.com,

M.M. Linejkin - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ INVESTMENT INNOVATION MANAGEMENT PROJECTS IN THE ORGANISATION

Аннотация. Разработаны предложения по активизации инвестиционной деятельности в учхозе «Кубань». Оценена эффективность и рискованность инвестиционного проекта организации тепличного комплекса по производству зеленных культур. Современное состояние сельского хозяйства указывает на необходимость повышения инвестиционной инновационной активности сельхозпроизводителей. Инвестиционная деятельность выступает главным условием развития учхоза «Кубань». Однако ограниченность финансовых ресурсов у аграриев не позволяет им реализовывать в полной мере данное направление. Приоритетным является создание благоприятных финансовых условий реализации инвестиционных проектов, носящих качественный инновационный характер. Повышение эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве, является одним из главных условий развития аграрного производства в рыночной экономике, основным элементом которой является инновация, представляющая собой нововведение, обеспечивающее функционирование новых процессов или разработку продукции, востребованной рынком.

Abatract. Proposals have been developed to activate investment activities in the Kuban Agricultural Enterprise. The efficiency and riskiness of the investment project of the organization of a greenhouse complex for the production of green crops is evaluated. Importance The current status of agriculture highlights the need to improve the investment innovative activity of agricultural goods' producers. Investment activity is essential for the agribusiness development. However, the farmers' limited financial resources do not allow them to implement fully this direction. Obviously, the priority is the creation of favorable financial conditions to implement high-quality innovative investment projects. An innovation activity of regional agribusiness is the subject of this article. The goal of research is to examine the issues of formation and functioning of innovation in the agricultural sector, identifying sources of financing investment projects. We underline that improving the effectiveness of innovation activity in agriculture is one of the main conditions for agricultural production development in a market economy. The main element of innovation is a novelty, allowing operation of new processes or product development, which are required in the market.

Ключевые слова: инвестиции, технологии, устойчивое развитие, управление, инновации, инновационные проекты. Keywords: investments, technologies, sustainable development, management, innovations, innovative projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.