6. Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ore-khovo-Zuevo: Izd-vo Gos. guman.-tekhnol. un-ta, 2017.
7. Konvenciya o pravah invalidov: prinyata rezo-lyuciej 61/106 General'noj Assamblei OON ot 13 dek. 2006 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ ru/documents/declconv/conventions/disability.shtml (data obrashcheniya: 28.04.2019).
8. Kuz'mina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2015.
9. Medova N.A. Model' inklyuzivnogo obrazo-vaniya v usloviyah municipal'noj obrazovatel'noj si-stemy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2013.
10. Mel'nik Yu.V. Sravnitel'nyj analiz obshche-go inklyuzivnogo obrazovaniya v stranah Zapada (Kanada, SSHA, Velikobritaniya) i Rossii: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2012.
11. O social'noj zashchite invalidov v Rossij-skoj Federacii: 181-FZ. M.: Prospekt, 2018.
12. Sigal N.G. Sovremennoe sostoyanie i tenden-cii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya za rube-zhom: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Kazan', 2016.
13. Tashina T.M., Semeno A.A. Podgotovka spe-cialistov k rabote v inklyuzivnom obrazovanii [Elek-tronnyj resurs] // Sovremennye issledovaniya social'-nyh problem: Modern Research of Social Problems. 2014. № 2(34). URL: http://journal-s.org/index.php/ sisp/article/view/2201421/pdf_527 (data obrashcheniya: 28.04.2019).
14. Chigrina A.Ya. Inklyuzivnoe obrazovanie de-tej-invalidov s tyazhelymi fizicheskimi narusheniya-mi kak faktor ih social'noj integracii: avtoref. dis. . kand. sociol. nauk. N. Novgorod, 2011.
Higher education for people with disabilities and the problems of inclusive education in China
The article considers the evolution of the higher education system for people with disabilities in China, the history of education of people with disabilities in different countries. The authors define two ways of teaching people with disabilities in the People's Republic of China: at the institute of special education at the university (for visually impaired and hearing impaired) and with students without disabilities (especially for people with musculoskeletal system disorders). Special attention is paid to inclusive education and its role in the socialization of Chinese students with disabilities.
Key words: disabled person, special education, inclusive education, bachelor degree, magistracy.
(Статья поступила в редакцию 30.04.2019)
О Огдонова Ц.Ц., 2019
ц.ц. огдонова
(иркутск)
развитие научно-исследовательского потенциала студентов при изучении дисциплины «социолингвистика»
Предпринимается попытка представить возможности развития научно-исследовательского потенциала студентов в процессе преподавания учебной дисциплины «Социолингвистика». В качестве одного из способов осуществления этой задачи рассматривается приобщение студентов к проектной деятельности в форме социолингвистического эксперимента с последующим комментированием его структурных компонентов.
Ключевые слова: социолингвистика, научно-исследовательский потенциал студентов, проектная деятельность, метод проектов, социолингвистический эксперимент, анкетирование.
Социолингвистика - научно-исследовательская дисциплина, возникшая на стыке различных наук и изучающая язык «в обществе» и «для общества». Имеется в виду весь комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык; социальная структура этого общества; социальные признаки людей; социальная стратификация языка; социальная обусловленность и вариативность языковых явлений и др. Таким образом, социолингвистика охватывает достаточно широкий круг вопросов, отражающих характер взаимодействия составляющих триады «человек - язык - общество» [8]. Поэтому именно социолингвистика как наука призвана учитывать то, что еще в свое время отмечал P.A. Будагов: «... активная позиция людей ставит перед лингвистами проблему постоянного и глубокого взаимодействия между языком и его носителями» [1, с. 7].
Теоретическое освещение концептуально-проблемного поля социолингвистики, систематизация дидактических материалов, а также организация самостоятельной работы в рамках компетентностно-ориентированного обучения направлены на формирование у студентов социолингвистической компетенции, предполагающей не только знание норм поль-
зования языком в зависимости от различных социальных параметров, но и подготовленность к использованию социолингвистических знаний и умений в профессиональной и научно-исследовательской деятельности. В этой связи следует отметить, что социолингвистика имеет все основания для формирования научно-исследовательского потенциала студентов, что и является одной из основных задач данной дисциплины.
Социолингвистика изучается на старших курсах бакалавриата по профилю подготовки «Филологическое образование» или в магистратуре по профилю подготовки «Языковое образование», поэтому студенты имеют определенный уровень подготовки к научно-исследовательской деятельности и потенциал, который в научно-методической литературе обозначается как «совокупность возможностей студента для проведения самостоятельных исследований, предметного и объектного изучения действительности, производства нового знания, поиска новых парадигм и их применения» [3, с. 53]. Эти возможности реализуются на базе «комплекса свойств личности, включающего мотивационно-ценностную направленность, владение теорией и практикой осуществления деятельности и профессионально значимыми качествами» [12]. Имея научно-исследовательский потенциал, студенты готовы проявить активность и продемонстрировать свои компетенции, а также способности к творчеству, самостоятельности и креативности.
В настоящее время одной из самых продуктивных образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентиро-ванный подход в обучении и раскрывающих научно-исследовательский потенциал студентов, является метод проектов, который представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, предусматривающую не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [11, с. 82].
В научной литературе представлено немало работ, посвященных поиску методов проектов, направленных преимущественно на организацию самостоятельной работы студентов, а также на выявление целого ряда особенностей проектной деятельности студентов в вузе (J. Stephenson, 1998; Е.С. Полат, 2010; Н.И. Запрудский, 2003; З.И. Лаврентьева, 2004; Т.П. Камынина, 2006; Р.Б. Распопи-
на, Т.А. Парфенова, 2019 и др.). Обобщая работы различных авторов, в качестве основных особенностей проектной деятельности студентов можно указать следующие:
- мотивационно-ценностная направленность («наличие проблемы, которая имеет личностно значимый характер и мотивирует студента на поиски ее решения» [7, с. 22]);
- целенаправленность («проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение» [Там же]);
- самостоятельность (работа над проектом всегда предполагает самостоятельность студентов в реализации этапов исследования);
- интегральность (поиск и использование наиболее эффективных методов и приемов в достижении проектного продукта, а также необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки);
- последовательность (любой проект в соответствии с целью и задачами структурируется поэтапно или постадиально).
Целью настоящей статьи является попытка представить возможности использования проектной технологии в рамках учебной дисциплины «Социолингвистика» на примере социолингвистического эксперимента.
В процессе преподавания дисциплины «Социолингвистика», на наш взгляд, метод проектов применим при изучении темы «Направления и методы социолингвистических исследований». Студентам предлагается выполнить проектное задание, а именно: разработать и провести социолингвистический эксперимент в форме анкетирования на протяжении 4-6 недель. По своим типологическим характеристикам рассматриваемый проект относится к комплексным, т. к. включает в себя исследовательскую и практическую части; к персональным, поскольку разработка и проведение социолингвистического эксперимента предполагают преимущественно индивидуально-личностную деятельность студентов.
Структурные характеристики этого проекта (план) в целом соответствуют структуре модели реализации проекта:
- подготовка;
- планирование;
- исследование, результаты или выводы;
- представление или отчет, оценка результатов и процесса [2, с. 48].
Представим более подробно этапы разработки и проведения социолингвистического
эксперимента в соответствии с принципами технологии проектного обучения.
А. Подготовительный этап. Преподаватель предоставляет студентам выбор значимых для них проблемных тем, многие при этом используют темы своих курсовых и дипломных проектов, магистерских диссертаций. Преподаватель на всех этапах выступает в качестве модератора и консультанта.
1. Определение целей и задач эксперимента. Выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо решить на основе проведения социолингвистического эксперимента. Важно заметить, что темы должны быть применимыми с позиций социолингвистики, т. е. должны предполагать возможность влияния социальных параметров носителей языка на функционирование языковых единиц / фактов (например: «Использование слов-паразитов русского языка в речи представителей разных социальных групп», «Англицизмы в речи носителей русского языка», «Гендерная специфика восприятия понятия "любовь"», «Языковая реализация коммуникативных дистанций в русском языке», «Особенности употребления обращений в русском языке» и др.).
Цели и задачи необходимо представить как взаимосвязанные цепочки: решение задач является средством реализации общей цели. В них должна быть отражена социолингвистическая специфика. например, при выборе темы «Особенности употребления обращений в русском языке» можно сформулировать цель следующим образом: определение особенностей употребления обращений в кругу близких родственников в зависимости от социальных параметров (пол, возраст, образование, социальное положение, место проживания).
2. Выбор типа эксперимента: направленный (ассоциативный и др.), социолингвистический, лингвистическое интервьюирование и др. В зависимости от темы, цели и задач исследования возможно интегрирование нескольких методов. Чаще всего в качестве основного выступает анкетирование с последующим корреляционным анализом.
3. Определение лингвистического и социального объектов исследования.
Лингвистический объект. Корпус исследуемых языковых единиц, составление анкеты-опросника (характер и число вопросов), плана интервью и т. п. Подготовка анкет должна отвечать общим требованиям к составлению анкет: 1) количество вопросов не должно быть слишком большим (20-30 вопросов на 10 минут); 2) формулировка вопросов должна
быть однозначной, в некоторых случаях необходимы ясные комментарии; 3) ключевая лексика должна использоваться терминологично; 4) вопросы в анкете должны быть четко упорядочены. Разумеется, исследователю необходимо прокомментировать все пункты, допуская различные объективные обстоятельства.
Социальный объект. Разработка социологической анкеты. Для этого необходимо произвести отбор информантов (генеральная и выборочная совокупность), выявить релевантные социальные признаки информантов (этническая принадлежность, место проживания, возраст, пол, социальное положение и др.). Объем выборки может быть различным в зависимости от целей исследования. Минимальный объем выборки - 30-50 информантов.
Б. Основной этап. Организация и проведение эксперимента (время и место проведения, время заполнения анкет).
Обработка данных / реакций: 1) социальная стратификация информантов (соотнесение социальных признаков с числом информантов); 2) ранжирование экспериментальных данных по частотности.
Корреляционный анализ: описание корреляций (положительных или отрицательных, если таковые имеются) социальных признаков и языковых явлений по каждому выделенному социальному параметру (возраст, пол, социальное положение и др.).
в. заключительный этап. Подготовка отчета (презентация, оформление, защита). В качестве желаемого продукта данного проекта выступает оформленный и презентирован-ный соответствующим образом раздел курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации.
Далее приведем методический комментарий методологически важных понятий и структурных компонентов данного проекта на конкретном примере.
1. В качестве социолингвистических часто выступают ассоциативные эксперименты (свободные и направленные) в зависимости от целей исследователя. При этом следует дистанцироваться от специфики собственно языковых фактов в сторону социальной обусловленности употребления и функционирования анализируемых языковых явлений. В качестве примера можно привести ассоциативный эксперимент, проведенный для определения национальной специфики зооморфизмов (семантических вариантов зоонимов) русского языка в сопоставлении с аналогичными единицами бурятского языка [9]. Целью данного эксперимента являлось выяснение того, что носитель
языка знает об исследуемых языковых единицах и как пользуется ими в зависимости от социальных параметров.
Перед началом эксперимента необходимо определить лингвистический и социальный объекты исследования. В качестве лингвистического объекта исследования выступают языковые факты или единицы, необходимые для достижения цели эксперимента. В проведенном исследовании были выбрали 34 наиболее употребительных русских зооморфизма и их эквиваленты в бурятском языке.
Социальным объектом исследования являются информанты, участвующие в эксперименте. В качестве таковых в эксперименте выступали 150 носителей русского языка -студенты-филологи от 17 до 30 лет и 50 разновозрастных носителей русского языка (жители г. Иркутска); 150 носителей бурятского языка - студенты-филологи от 17 до 30 лет и 50 разновозрастных носителей бурятского языка (жители Читинской и Иркутской областей). Таким образом, объем выборки составил 400 чел. (по 200 чел. в каждой национальной группе). Далее была произведена социальная стратификация информантов на основе социологической анкеты с целью выявления релевантных социальных признаков информантов (см. табл. ниже).
Социологическая анкета
Социальные признаки Число информантов
1. Возраст
младшее поколение
среднее поколение
старшее поколение
2. Образование
среднее
среднее специальное
незаконченное высшее
высшее
3. Характер образования
филологи
нефилологи
4. Лингвистический статус
монолингвы
билингвы
5. Социальное положение
студенты
служащие
рабочие
Анкета 1 (на русском языке)
Вопрос: Вы бы назвали человека волком, если_
лисой, если
быком, если
собакой, если
мышью, если
гусем, если
свиньей, если
коровой, если
зайцем, если
петухом, если
медведем, если
кошкой, если
орлом, если
ослом, если
лошадью, если
верблюдом, если
слоном, если
обезьяной, если
львом, если
козой, если
жабой, если
овцой, если
черепахой, если
тигром, если
бараном, если
выдрой, если
вороной, если
змеей, если
ласточкой, если
уткой, если
крысой, если
курицей, если
лебедем, если
козлом, если
2. На следующем этапе исследования информантам в случае ассоциативного направленного эксперимента предлагается письменно ответить на вопросы заранее составленных анкет в течение определенного времени. В нашем эксперименте анкетирование проводилось в две серии, т. е. были разработаны два образца анкет на русском и бурятском языках.
Такие же анкеты были переведены на бурятский язык и предъявлялись носителям бурятского языка на бурятском языке.
по результатам анкетирования проводилось ранжирование ответов-реакций информантов для последующего корреляционного анализа.
Анкета 2 (на русском языке)
Вопрос: Если вы считаете, что человек жадный, вы можете назвать его_
красивый -слишком высокого роста -некрасивый -худой -гибкий -слабый -стройный -маленького роста -большой -толстый -сильный -неуклюжий -здоровый -безвольный -глупый -смелый -хитрый -злой -угрюмый -умный -трусливый -нечистоплотный -рассеянный -невоспитанный -коварный -веселый -спокойный -ленивый -находчивый -вспыльчивый -болтливый -надоедливый -лицемерный -тихий -ласковый -грубый -хвастливый -важный -задиристый -медлительный -любопытный -опасный -
3. Социолингвистике свойственны корреляции, в которых в качестве независимых переменных выступают те или иные социальные параметры - возраст, социальное положение, род деятельности, лингвистический статус ин-
КИЕ науКИ -
форманта, национальность, место проживания и др. В качестве зависимых от них выступают языковые явления. В социолингвистических исследованиях наиболее сильными (сильно воздействующими) социальными параметрами, как правило, являются возраст, образование, лингвистический статус информантов, социальное положение и территориальный признак. Данный список может варьироваться в зависимости от характера исследования. Рассмотрим некоторые признаки по результатам корреляционного анализа в нашем примере.
Возраст. Хорошо известно, что речь носителей языка, которые разделены по возрасту полутора-двумя десятилетиями, обнаруживает определенные различия в словоупотреблении, произношении и т. д. В соответствии с этим в вышеупомянутом эксперименте была принята возрастная группировка носителей языка с интервалами в два десятилетия: младшее поколение - от 17 до 30 лет, среднее поколение - от 30 до 50 лет, старшее поколение -от 50 лет.
Подбор возрастного состава информантов и их количество имели определенный смысл. Младшее поколение представляет собой настоящее и будущее страны. Это дает возможность прогнозировать особенности языковой картины мира конкретной лингвокультурной общности на ближайшие 20-30 лет. Поэтому предпочтение в количественном отношении отдавалось младшему поколению информантов. Однако нельзя было не учесть и ответы других возрастных групп, поскольку в речевом поведении представителей старшего поколения могут быть выявлены особенности культурной и национальной специфики исследуемых единиц.
Опрос носителей русского языка показал, что использование зооморфизмов в речи не имеет зависимости от возраста испытуемых, т. е. реакции информантов младшего, среднего и старшего поколений обнаружили единство в ассоциациях и употреблении исследуемых единиц. Напротив, у носителей бурятского языка наблюдалась зависимость употребления зооморфизмов от возраста испытуемых. В целом можно утверждать, что фактором, способствующим наименьшей частотности зооморфизмов, является принадлежность информантов к среднему и старшему поколению (10% от общей суммы ответов). Информанты младшего поколения чаще употребляют в речи данные языковые единицы (80% от общей суммы ответов).
Образование. Данный социальный признак является достаточно сильным при социолингвистических исследованиях. В рассматриваемом эксперименте предполагалось, что существует зависимость между употреблением исследуемых языковых единиц и степенью, а также характером образования информантов.
Использование в речи зооморфизмов, по данным эксперимента, не зависело от образования в обеих национальных группах. Однако информанты с неполным высшим и высшим образованием обнаружили большое разнообразие в употреблении синонимов, слов-признаков. В особенности это было характерно для испытуемых-филологов. Таким образом, чем выше уровень образования, тем разнообразнее использование зооморфизмов в речи.
Лингвистический статус. Этот признак информантов имеет место при сопоставительных исследованиях. например, в данном эксперименте учитывалась разная степень влияния языков. В настоящее время в Байкальском регионе развито бурятско-русское двуязычие. носители же русского языка являются монолингвами. Таким образом, влияние данных языков можно назвать асимметричным (русского на бурятский).
поскольку носители бурятского языка являлись билингвами, влияние русского языка на бурятский было несомненно. Проявлялось это, например, в идентичности реакций (лиса - хитрый, льстец; волк - злой, жестокий и др.). Однако общие результаты анкетирования в обеих языковых группах не совпали. Это дало основание говорить о влиянии национального самосознания, менталитета на языковое употребление.
Социальное положение. Этот признак характеризует место говорящего в социальной структуре общества и его профессиональную принадлежность. Этот фактор признается существенным при исследовании речевого поведения информантов. В эксперименте проверялась зависимость употребления исследуемых единиц от социального положения информантов. При этом материалы не показали определенной зависимости между социальным положением информантов и использованием исследуемых единиц в речи.
Таким образом, по результатам корреляционного анализа (соотнесения экспериментальных данных с социальными признаками информантов) было установлено: 1) употреб-
ление зооморфизмов русского языка не зависит от социальных факторов, что свидетельствует об устойчивости и стереотипности исследуемой группы слов; 2) на употребление зооморфизмов бурятского языка оказывают воздействие возрастной и территориальный признаки.
Опыт преподавания учебной дисциплины «Социолингвистика» показывает, что студенты достаточно успешно занимаются проектами подобного рода, интегрируя различные лингвистические знания в одном научно-исследовательском направлении, развивая свой научно-исследовательский потенциал. Этому способствует включение в лингвистический анализ еще одного измерения - социального, что дает возможность глубже проникнуть в саму природу языка, полнее выявить условия его функционирования и динамику его развития, позволяет представить в новом свете антологическую картину языка как социального феномена.
Использование проектной технологии в процессе преподавания дисциплин лингвистического цикла расширяет границы лингвистического кругозора студентов, их научно-исследовательского потенциала, в целом способствуя дальнейшему осуществлению принципов и технологии проблемного обучения в профессиональной сфере.
Список литературы
1. Будагов P.A. Человек и его язык. М.: Изд-во МГУ, 1974.
2. Гузеев В.В. Проектное обучение как одна из интегральных категорий // Метод проектов. Сер.: Современные технологии университетского образования. 2003. Вып. 2. С. 48-63.
3. Гуньков В.В., Ольховая Т.А. Научно-исследовательский потенциал студентов и его развитие как новая парадигма современного университетского образования // Педагогика высшей школы: моногр. / З.А. Аксютина, Е.К. Артищева, О.В. Брезгина [и др.]. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. С. 132-139.
4. Запрудский Н. И. Проектное обучение // Современные школьные технологии. Минск: АПО и Сэр-Вит, 2003. С. 144-182.
5. Камынина Т.П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006.
6. Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование как методология, технология и образовательная услуга. Новосибирск: Лаборатория пед. проектирования, 2004.
7. Назаров С.А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
8. Огдонова Ц. Ц. Социолингвистика: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014.
9. Огдонова Ц.Ц. Социолингвистический эксперимент // Методы исследования в лингвистике и методике преподавания русского языка: учеб.-метод. пособие для студ. педвузов. Иркутск: ИГПУ, 2001. С. 21-33.
10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200.
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы по-выш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
12. Распопина Р.Б., Парфенова Т.А. Проектная деятельность как метод становления профессиональной компетентности студентов гуманитарных вузов [Электронный ресурс]. URL: http://www. docme.ru/doc/7010/raspopina-parfenova-proektnaya-deyatel._nost._-kak-metod-sta... (дата обращения: 23.01.2019).
13. Stephenson J. Inputs and Outcomes: The Experience of Independent Study аt the North East London Polytechnic // J. Stephenson, & M. Yorke. Capability and Quality in Higher Education. London, UK: Ko-gan Page, 1998.
* * *
1. Budagov R.A. Chelovek i ego yazyk. M.: Izd-vo MGU, 1974.
2. Guzeev V.V. Proektnoe obuchenie kak odna iz integral'nyh kategorij // Metod proektov. Ser.: Sovre-mennye tekhnologii universitetskogo obrazovaniya. 2003. Vyp. 2. S. 48-63.
3. Gun'kov V.V., Ol'hovaya T.A. Nauchno-is-sledovatel'skij potencial studentov i ego razvitie kak novaya paradigma sovremennogo universitetskogo ob-razovaniya // Pedagogika vysshej shkoly: monogr. / Z.A. Aksyutina, E.K. Artishcheva, O.V. Brezgi-na [i dr.]. Novosibirsk: Izd-vo CRNS, 2013. S. 132139.
4. Zaprudskij N. I. Proektnoe obuchenie // Sovre-mennye shkol'nye tekhnolo-gii. Minsk: APO i Ser-Vit, 2003. S. 144-182.
5. Kamynina T.P. Formirovanie uchebno-proekt-noj deyatel'nosti studenta v obrazovatel'nom processe: dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2006.
6. Lavrent'eva Z.I. Pedagogicheskoe proektirova-nie kak metodologiya, tekhno-logiya i obrazovatel'-naya usluga. Novosibirsk: Laboratoriya ped. proekti-rovaniya, 2004.
7. Nazarov S.A. Pedagogicheskie osnovy proek-tirovaniya lichnostno-razvivayushchej informacion-no-obrazovatel'noj sredy tekhnicheskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2006.
8. Ogdonova C. C. Sociolingvistika: ucheb. poso-bie. Irkutsk: Izd-vo FGBOU VPO «VSGAO», 2014.
9. Ogdonova C.C. Sociolingvisticheskij ekspe-riment // Metody issledovaniya v lingvistike i meto-dike prepodavaniya russkogo yazyka: ucheb.-metod. posobie dlya stud. pedvuzov. Irkutsk: IGPU, 2001. S. 21-33.
10. Polat E.S. Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa // Sovremennye pedagogicheskie i informa-cionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / E.S. Polat, M.Yu. Buharkina. M.: Izd. centr «Akademiya», 2010. S. 193-200.
11. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i informacion-nye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. po-sobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kva-lif. ped. kadrov / pod red. E.S. Polat. M.: Izd. centr «Akademiya», 2002.
12. Raspopina R.B., Parfenova T.A. Proektnaya deyatel'nost' kak metod stanovleniya professional'-noj kompetentnosti studentov gumanitarnyh vuzov [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.docme.ru/doc/ 7010/raspopina-parfe-nova-proektnaya-deyatel._nost._ kak-metodsta... (data obrashcheniya: 23.01.2019).
Development of the research potential in students in studying the discipline "Sociolinguistics"
The article presents the possibilities of developing the research potential of students in the process of teaching the discipline "Sociolinguistics". The author shows that the inclusion of students in project activities in the form of a sociolinguistic experiment, followed by commenting on its structural components, can be regarded as one of the ways to accomplish this task.
Key words: sociolinguistics, research potential of students, project activities, project method, sociolinguistic experiment, questioning.
(Статья поступила в редакцию 18.03.2019)