Научная статья на тему 'Развитие национальной формы культуры в ТНР'

Развитие национальной формы культуры в ТНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
643
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кыргыс Зоя Кыргысовна

В статье рассматриваются этапы становления национальной культуры в Тувинской народной республике в 20-30 г. ХХ века. Указывается особая роль местной и приезжей интеллигенции в становлении культуры в республике. Рассматривается роль массового спорта, национального театра в развитии культуры республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие национальной формы культуры в ТНР»

УДК 37

Кыргыс Зоя Кыргысовна

Доктор искусствоведения, профессор ТувГУ, [email protected], Кызыл

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ В ТНР KYRGYS ZOYA KYRGYSOVNA

Kyrgys Zoe Kyrgysovna

Doctor of Fine Arts, Professor TuvGU, [email protected], Kyzyl

THE DEVELOPMENT OF NATIONAL FORM OF THE CULTURE IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF TUVA

Культурное строительство охватывает широкую область жизни и деятельности Тувинской Народной Республики, воплощающую в себе стремление народа и его идеалы. Оно характеризуется уровнем развития сознания, состоянием народного образования, просветительной и воспитательной работы в массах.

Главная задача культурного строительства в ТНР состояла в том, чтобы создать духовные предпосылки для победы коммунизма. Она определялась объективными законами, в основе которых лежали определенные задачи, обоснованные и проверенные политикой партии в области культурного строительства. На основе теории ленинизма и изучения конкретных условий партия вырабатывала политическую линию, помогала деятелям культуры и спорта осознать общественное назначение их труда, вооружала деятелей культуры и спорта передовыми идеями, знанием законов общественного развития.

Культурное строительство в ТНР имело свою организационную основу. Его возглавляла и направляла в общее русло также целая система организаций, осуществляющих подготовку необходимых кадров, финансирование всех основных мероприятий и руководство просветительной, спортивной и воспитательной работой в народных массах.

Как известно, словом “культура” люди пользуются на протяжении многих веков, начиная со времен античного Рима. В первоначальном употреблении оно означало «возделывание и обработку почвы, выращивание и разведение различных сельскохозяйственных растений и животных». Постепенно смысл этого слова начал расширяться, обозначает развитие науки и искусства, просвещения, спорта и образования.

В процессе исторического развития ТНР данное слово стало наполняться своим содержанием, выражая тем самым свое представление о культуре, спорте, ее роли и месте в общественной жизни.

Как известно, к материальной культуре общества относятся орудия культуры, средства сообщения и связи, здания, предметы домашнего обихода, жилища и т. д., а духовная культура охватывает область духовной жизни общества, и характеризовалась развитием науки, просвещения, здравоохранения.

Таким образом, культурное развитие в ТНР проявлялось не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в выработке навыков и умения использовать их и применять в практической деятельности. Раньше, да и в настоящее время как и во всех праздниках, пользуются, чтобы подчеркнуть степень совершенства в овладении той или иной отраслью знания или специальностью.

Культурное развитие общества при ТНР характеризовалось также распространением завоеваний культуры и спорта среди народных масс. Так как он выражал интересы, цели и стремления народа. В начале 1920-хгг. В Туве проводились спортивные соревнования по хурешу, стрельбе из лука, конным скачкам. другие игры и развлечения, в том числе игра в шахматы и их разновидности, даалы (домино), постоянно культивировались в народе как виды досуга по месту жительства населения. Особой популярностью пользовались подвижные спортивные игры соревнования по национальным городкам (баг кагар), стрельба из лука (баг адар). Ими определялись основные принципы и организационные формы развития физкультуры и спорта. Заметным событием в истории физкультурного движения явилось всенародный праздник Наадым во время 8-й годовщины образования ТНР и первой конституции страны. Они как бы подводили итоги работы коллективов по физической культуре и спорту, на них выявлялись самый сильный человек в Туве, самый быстрый скакун, самый меткий стрелок из лука. Они пользовались огромным почетом и входили в историю традиционного спорта. В 1930-1935гг. укрепляется массовая физическая культура. С ростом экономики расширялась материальная база физкультурных организаций, увеличивались ассигнования на физкультуру и спорт. Физкультурно-спортивные соревнования стали проводиться организованно и имели большое воспитательное значение.

После образования ТНР неоднократно поднимался вопрос о создании тувинской национальной письменности, как необходимом и первом условии развертывания культурного строительства (т. к. в то время функцию письменного языка выполнял старописьменный монгольский язык). После создания национальной письменности в 1930 г. ликвидировалась неграмотность, работали ликбезы, открывались красные юрты (кызыл ог); отправляли национальные кадры учиться в КУТВ в Москву, т. е. каждому гражданину Тувы предоставлялось право на образование.

В Туве открывались библиотеки, клубы и организации лекционной пропаганды, печать, радио, распространялись в народе политические и научные знания. Приглашались в республику советские различные специалисты (композиторы, врачи, учителя, инженера, ученые и т. д.) из разных регионов

СССР, которые поднимали разные области культуры: просвещения, спорт, здравоохранения, науку и т. д.

Большую роль в развитии культуры сыграли артисты, писатели, учителя, спортсмены, отдельные выдающиеся личности. Сила отдельных выдающихся личностей состоит в их неразрывной связи с народом.

До революции в Туве не существовало театра. Лишь зачаточные элементы сценического искусства встречались в народных играх.

С 20-х годов в Кызыле началась постановка первых устных пьес, созданных путем импровизации. В этих пьесках отражалась жизнь простого народа прежних времен. Критиковались пороки феодального строя. Например, в пьесе “Хам-оол”, разоблачалась сущность шаманов.

С 1931-1935 гг. начинается развитие самодеятельного театрального движения, не только в Кызыле, но и в кожуунах. Обучение и распространение письменности, рост грамотности позволили издавать тексты песен, пьес. Их авторами становились сами кружковцы - Х. Анчимаа, М. Мунзук, К Мун-зук, В. Кок-оол и другие работники культуры тех времен. В спектаклях принимали участие и национальная интеллигенция, в том числе и партийные работники. Об этом можно прочитать в монографии “Тувинская народная музыка” композитора А. Н. Аксенова, где он пишет: “Информаторами были писатели, актеры, партийные работники”.

Центром работы драматических кружков в то время был кызылский клуб им. Шагдыр-Сюрюна и клуб советских граждан, в котором силами советских учителей, врачей и работников миссии СССР в ТНР было организовано разные спектакли. (Материалы записаны со слов выдающегося исследователя тувинской этнографии С. И. Вайнштейна). А 5 марта 1936 году по решению VIII Великого Хурала ТНР при Учебном комбинате в Кызыле открылась первая национальная театральная студия в составе 10 человек из числа одаренных самодеятельных артистов. Тувинский республиканский музыкально-драматический театр, спортивный клуб “Демир-Сал”, где начинали свои первые шаги горные туристы К. С. Шойгу, П. Оюн, артист театра и кино “Дерсу Узала” М. М. Мунзук и др.

Основанный театр в 1936 году является детищем Великого Октября. Значительной вехой в развитии театра были Пушкинские дни 1937 г. Вместе с советским народом общественность ТНР широко отметила столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Началось интенсивное изучение его творчества, были сделаны первые переводы. Стали ставить инсценированный отрывок из “Русалки”. Выступление в концертах, перед широкой зрительской аудиторией способствовало развитию сценического искусства и культуры.

По решению партии и правительства ТНР в 1940 г. театральная студия реорганизуется в Государственный музыкально-драматический театр. Приглашаются советские театральные специалисты: режиссер Исполнев, композитор Аксенов Булатов, Шатин Израйлевич. Наряду с общеобразовательными, такие спецпредметы, как мастерство актера, техника сценической речи, история театра велись под руководством советских специалистов. В результате

учебы эти актеры ставят спектакль “Мятеж” Д. Фурманова. Успех был очень ярким. Артисты М. Севильба, М. Мунзук сумели раскрыть низменный образ коварного врага Советский власти. Затем ставились пьесы: “Русские люди”, “Лекарь поневоле”. Огромный интерес вызвали спектакли “Хайыраан-Бот” В. Кок-оола,”Тонгур-оол” С. Тока, которые по сегодняшний день не сходят со сцены.

Библиографический список

1. Ученые записки. Вып. XII. - Кызыл, 1967. - с. 32.

2. Монгуш, Д. А. Развитие тувинского языка в советскую эпоху [Текст] / Д. А. Монгуш // Ученые записки. X. - Кызыл. - с. 196.

3. Хомушку, Ю. Ч. Развитие физической культуры и спорта [Текст] / Ю. Ч. Хо-мушку // История Тувы. - Новосибирск: «Наука», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.