Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», НА ДОСТИЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», НА ДОСТИЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоорганизация учебной деятельности / технический вуз / физическая культура / здоровьесберегающие технологии / self-organizing educational activity / technical university / physical culture / health-preserving technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д А. Балаченков, Л И. Савва, Т Ю. Залавина, Е А. Гасаненко

Данное исследование посвящено изучению формирования самоорганизации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», в техническом вузе. В работе актуализируется необходимость реализации педагогического условия и методики, способствующих эффективному развитию самоорганизации учебной деятельности студентов в рамках физического воспитания и ориентированных на здоровьесбережение. Выделяются и описываются характерные особенности понятия «педагогическое условие». В работе содержатся теоретико-практические методы изучения (анализ научной литературы, интерпретация, обобщение, наблюдение, анкетирование, беседа и т.д.). Представленный материал позволяет сделать вывод, что самоорганизующая деятельность успешно формируется при изучении основ здорового образа жизни, способов регулирования физической нагрузки и воспитания культуры здоровья студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д А. Балаченков, Л И. Савва, Т Ю. Залавина, Е А. Гасаненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZING ACTIVITY AMONG STUDENTS MAJORING IN PHYSICAL CULTURE AS A CONDITION OF SELF-ORGANIZATION LEARNING ACTIVITY FORMING

The research is dedicated to the study of the students’ self-organizing activity formation of the specialty “Physical Culture” in a technical university. The work actualizes the need for the implementation of the pedagogical conditions and methods that contribute to the effective development of students’ self-organizing activities in the framework of physical education, focused on the students’ health preservation. Features specific to the concept of “pedagogical condition” are defined and described. Both theoretical and empirical research methods are used (analysis of scientific literature, interpretation, generalization, observation, questionnaires, conversation, etc.). The presented material allows to conclude that self-organizing activity is successfully formed when studying the basics of a healthy lifestyle, the ways physical activity regulation and health culture education of technical university students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», НА ДОСТИЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Следовательно, ценностные отношения - это только субъективное отражение объективной действительности. Тогда становится понятным, почему объектом отношений являются немаловажные для человека предметы и явления, а значит, и важность того или иного предмета для ребенка дошкольного возраста определяется его потребностями, которые выражаются в виде интереса или цели.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» указаны определения, наиболее точно отражающие понятие «ценностное отношение» - это «устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека». Именно на этом основании Н.Е. Щуркова рассматривает «отношения к ценностям» как «отношения, которые ценны для жизни», солидаризуясь в этом с В.А. Сластениным, который указывал на то, что ценностное отношения - это в первую очередь внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностного и общественного [7].

Рассматривая это же понятие, Г.И. Веденеева отмечает, что основными компонентами ценностного отношения являются сами люди и территория их проживания. По ее мнению, общество, сохраняя историю и культуру малых народов, организуя совместными усилиями воспитание и образование детей и подростков, обустраивает окружающую среду для будущих поколений. Вырабатывая тем самым собственную систему взаимоотношений в определенном сообществе (собственные традиции, обычаи, правила и законы), конечно не выходящие за рамки государственных законов общества, человек ощущает себя частью локального сообщества.

Характер данных отношений в сообществе родного края Г И. Веденеева сравнивает с родительско-детскими отношениям в семье. В этой общности наблюдаются две тенденции: первая - взаимопонимание, принятие, доверие, вторая рассматривается как стойкое взаимное несогласие, разобщение и отчуждение. Указанные тенденции, как считает ГИ. Веденева, присущи ценностному отношению субъекта к родному краю. А это означает, что рождение или длительное проживание человека на определенной территории (в городе или селе) не гарантирует ему сохранения духовной привязанности (формируемой изначально на подсознательном уровне) к родным местам [7, с. 60].

Основываясь на всем вышесказанном, мы можем утверждать, что ценностное отношение к родному краю определяется как устойчивая связь человека с местностью, где он родился либо проживает Эта взаимосвязь проявляется в

Библиографический список

объеме знаний, эмоциональном отношении, в осознании личностью значимости родного края, в уважении и гордости по отношению к нему. А потому и любовь к малой родине не может возникнуть у ребёнка сама по себе. Необходимо с раннего возраста целенаправленно воздействовать на подрастающего человека.

Убедительный анализ педагогической литературы, имеющийся в нашем распоряжении, показывает, что усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений на базовом этапе формирует, в свою очередь, у детей ценностные отношения через накопление социального опыта. Именно на это обстоятельство и акцентируется внимание в работах ГИ. Батуриной, В.Н. Косаревой, Т.Т. Зубовой, О.А. Князевой, М.Д. Маханевой и др., в которых уделяется большое внимание вопросу приобщения детей непосредственно к национальной культуре.

Анализ научной литературы и практического опыта работы детских садов Еврейской автономной области позволяет сделать вывод о высокой разработанности проблем активного включения национально-регионального компонента в практику дошкольных учреждений, в образовательных программах которых на сегодняшний день нашло свое достойное место знакомство не только с общенациональными праздниками, родными традициями, но и культурами других народов, проживающими на данной территории. Так, наши дети не понаслышке знают суть таких православных праздников, как Рождество и Масленица, еврейских «Рош а Шана» и «Ханука», «Пурим» и «Суккот», «Ту-Би-Шват» и «Пейсах».

В настоящее время ценность этих знаний только возрастает, что связано с тем обстоятельством, что мы живем и трудимся не просто в отдельно взятом регионе, а в большой и открытой поликультурной среде. А это, несомненно, накладывает свой отпечаток на ряд особенностей современного образовательного процесса детей дошкольного возраста, где важным составляющим звеном является полиэтническое образование, включающее национальное, интернациональное воспитание во взаимосвязи патриотического воспитания с гражданским. Мы понимаем, что такой подход, как и все культурные явления и процессы, должен иметь не только форму проявления, но и содержательную сторону, т.е. не что иное, как воплощенное в нем осмысленное отношение, отраженное в реальности. Таким образом, речь идет о мировоззрении субъекта, т.е. его системе ценностей.

Таким образом, наиболее точное определение понятия «ценностное отношение» представлено следующим образом: «...устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека» [8].

1. Сластенин В.А., Чижакова ГИ. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Академ ия, 2003.

2. Быков А.К. Патриотическое воспитание, проблемы, сущность, содержание проблем. Педагогика. 2006.

3. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Педагогика: учебное пособие. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2006: 425 - 431.

4. Савинова Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду: методическое пособие для педагогов. Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Абрамова Г, Ахматова З., Галиева И. Земли любимый уголок. Дошкольное воспитание. № 6; 2012.

7. Александрова Н.П. Дизайн предметно-развивающей среды этнокультурной направленности. Дошкольное воспитание. 2010; № 11: 74 - 78.

8. Голубь И.Б. Национальное воспитание в формировании личности ребенка. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: Ульяновск: ЗЕБРА, 2019: 325 - 331.

References

1. Slasten in V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

2. Bykov A.K. Patrioticheskoe vospitanie, problemy, suschnost', soderzhanie problem. Pedagogika. 2006.

3. Schurkova N.E. Cennostnye otnosheniya kak soderzhanie vospitatel'nogo processa. Pedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2006: 425 - 431.

4. Savinova L.Yu. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k Rodine. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

5. Zacepina M.B., Antonova T.V. Narodnyeprazdniki vdetskom sadu: metodicheskoe posobie dlya pedagogov. Moskva: Mozaika-Sintez, 2008.

6. Abramova G., Ahmetova Z., Galieva I. Zemli lyubimyj ugolok. Doshkol'noe vospitanie. № 6; 2012.

7. Aleksandrova N.P. Dizajn predmetno-razvivayuschej sredy 'etnokul'turnoj napravlennosti. Doshkol'noe vospitanie. 2010; № 11: 74 - 78.

8. Golub' I.B. Nacional'noe vospitanie v formirovanii lichnosti rebenka. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem: Ul'yanovsk: ZEBRA, 2019: 325 - 331.

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 378.172

Balachenkov D.A., postgraduate, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

Savva L.I, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Zalavina T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Gasanenko E.A., senior teacher, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF SELF-ORGANIZING ACTIVITY AMONG STUDENTS MAJORING IN PHYSICAL CULTURE AS A CONDITION OF SELF-ORGANIZATION LEARNING ACTIVITY FORMING. The research is dedicated to the study of the students' self-organizing activity formation of the specialty "Physical Culture" in a technical university. The work actualizes the need for the implementation of the pedagogical conditions and methods that contribute to the effective development of students' self-organizing activities in the framework of physical education, focused on the students' health preservation. Features specific to the concept of "pedagogical condition" are defined and described. Both theoretical and empirical research methods are used (analysis of scientific

literature, interpretation, generalization, observation, questionnaires, conversation, etc.). The presented material allows to conclude that self-organizing activity is successfully formed when studying the basics of a healthy lifestyle, the ways physical activity regulation and health culture education of technical university students.

Key words: self-organizing educational activity, technical university, physical culture, health-preserving technologies.

Д.А. Балаченков, аспирант, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

Л.И. Савва, д-р пед. наук, проф., Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

Т.Ю. Залавина, канд. филол. наук, доц., Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

Е.А. Гасаненко, ст. преп., Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, г. Магнитогорск,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», НА ДОСТИЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данное исследование посвящено изучению формирования самоорганизации учебной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», в техническом вузе. В работе актуализируется необходимость реализации педагогического условия и методики, способствующих эффективному развитию самоорганизации учебной деятельности студентов в рамках физического воспитания и ориентированных на здоровьесбережение. Выделяются и описываются характерные особенности понятия «педагогическое условие». В работе содержатся теоретико-практические методы изучения (анализ научной литературы, интерпретация, обобщение, наблюдение, анкетирование, беседа и т.д.). Представленный материал позволяет сделать вывод, что самоорганизующая деятельность успешно формируется при изучении основ здорового образа жизни, способов регулирования физической нагрузки и воспитания культуры здоровья студентов технического вуза.

Ключевые слова: самоорганизация учебной деятельности, технический вуз, физическая культура, здоровьесберегающие технологии.

Формирование самоорганизации деятельности студента в процессе профессионального обучения по специальности «Физическая культура» представляет собой сложный и важный процесс, ориентированный на развитие у студентов осознанной позиции в отношении физического уровня, физической подготовленности, установки на здоровьесбережение как составляющих компонентов профессионального становления личности. Поэтому вопрос самоорганизации деятельности будущих педагогов физической культуры не перестаёт оставаться достаточно актуальным и особенно важен в последующей профессиональной педагогической деятельности.

В любом исследовании, в частности педагогическом, важно определиться с выбором определённой стратегии изучения данного феномена. Для этого учёному нужно иметь четкое представление о том, какие педагогические условия и методологические подходы разумно выбрать при изучении или формировании различных педагогических процессов, связанных с самоорганизацией деятельности будущих бакалавров физической культуры. Данное исследование ставит своей целью провести аналитический обзор научной литературы, касающейся данной сферы изыскания, выявить способы реализации педагогического условия, развивающего направленность студентов на самоорганизацию учебной деятельности в процессе физического воспитания в вузе, ориентированного на здоровьесбережение.

Анализ научной литературы показал, что понятие «педагогическое условие» по-разному трактуется педагогами-исследователями. Учёные определяют это понятие в соответствии с поставленной целью проводимого исследования. Педагогическое условие интегрирует комплекс различных экстра- и интра- причин, которые способствуют усилению или торможению развития или формированию исследуемого процесса. Это такие причины, которые непосредственно задействованы в логике исследуемого явления или процесса. Педагогическое условие влияет на весь изучаемый процесс и его конечный результат [1, с. 270], оно определяет пути решения педагогической задачи, исходя из возможностей содержательной составляющей и методико-организационных форм образовательного пространства [2, с 117]. Педагогическое условие определяет содержание изучаемого процесса, его принципы и методы, направленные на получение запланированного результата педагогических мероприятий [3, с. 235].

Сравнительно-аналитический метод, примененный к изучению интерпретации педагогического условия различными учеными, позволил сделать вывод, что нам близко мнение Железовской ПИ., Кузьмина А.М., трактующих данное понятие как специально разработанное условие, обеспечивающее наиболее эффективное его осуществление в образовательном пространстве вуза [4, с. 55]. Данный вариант трактовки понятия полностью соответствует цели нашей работы: исследование уровня развития направленности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», на самоорганизацию учебной деятельности.

Рассмотрим, как в педагогической науке понимается термин «самоорганизация деятельности». Данное явление относится непосредственно к педагогическому процессу, цель которого реализуется в поле педагогической системы в целом и заключается в становлении человека субъектом обучения и формировании в процессе развития у него таких качеств, как самостоятельность, способность к самоорганизации, самообразованию, самовоспитанию, то есть к самоуправлению личности в целом [5].

Самоорганизация деятельности является одним из основных компонентов структуры личности студента вуза наряду с такими компонентами, как направленность, мотивация, опыт, особенности психических процессов личности. Самоорганизация деятельности предполагает наличие следующих составляющих: совокупность целей, задач и мотивов саморазвития личности студента, направленность на самоорганизацию, навыки самоконтроля, способности к саморегуляции и самоанализу, адекватная самооценка себя как части социума. Самоорганизация учебной деятельности студента проходит в рамках процесса обучения в вузе, которая развивается самостоятельно и целенаправленно [6, с. 60; 7, с. 75].

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении проблемы формирования самоорганизации деятельности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», мы определяем такое педагогическое условие, которое будет способствовать развитию изучаемого феномена. Реализация педагогического условия содействует постепенному продвижению студента технического вуза на продвинутый уровень владения требуемым умением, навыком или компетенцией, повышает общую личностную самооценку, формирует гармонично развитую личность, выявляет сильные стороны обучающегося, раскрывает его имеющийся потенциал, определяемый как самоорганизация учебной деятельности в процессе становления бакалавра, обучающегося по специальности «Физическая культура».

Этот процесс осуществляется, безусловно, при педагогической поддержке со стороны преподавателя, создаваемой им дружелюбной атмосферы общения [8, с. 101]. В качестве наполнения для реализации педагогического условия используются различные компоненты оказания педагогической поддержки (ценностные, мотивационные, развивающие, коммуникативно направленные, формирующие) для приобретения студентами нового опыта общения [8, с. 102; 9].

В реализации педагогической поддержки студентов рекомендуется придерживаться логически выстроенной модели общения, обращать внимание на личностные характеристики автора информации о спортивных идеалах, создавать игровые ситуации, способствующие осознанию студентами правильности выбора траектории физического развития, искать способы заполнения пробелов знаний о спортивной и здоровьесберегающей деятельности, уметь принимать оптимальное решение в процессе обсуждения полученной информации, поощрять возникший интерес к здоровому образу жизни и развивать направленность на самоорганизацию деятельности в рамках становления здорового образа жизни [10; 11].

Педагогическое условие - развитие направленности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», на достижение формирования самоорганизации учебной деятельности - реализовалось в процессе профессиональной подготовки бакалавров на занятиях гуманитарного цикла и на занятиях по физическому воспитанию. Протестированные педагогические технологии формирования у студентов правильного представления о здоровьесбережении в результате оказались плодотворными. В процессе профессиональной подготовки проходило нацеливание студентов на успешное освоение программы, направленной на понимание необходимости вести здоровый образ жизни, учитывание психических и физиологических возможностей организма человека, организацию здорового режима повседневной жизни, понимание приоритетов здоровых принципов жизнедеятельности, понимание своего места в здоровом обществе, формирование физической культуры личности студента. Разработанные и проте-

стированные в учебном процессе технологии способствовали развитию направленности студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», на самоорганизацию учебной деятельности в рамках здоровьесбережения, приобретение здоровьесберегающих компетенций, укрепляющих и сохраняющих здоровье человека [12].

Педагогическое условие осуществлялось в процессе профессиональной подготовки студентов на лекциях, практических занятиях и во время самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе.

На лекциях и практических занятиях студентам был предложен теоретический курс с интенсивной программой, направленной на формирование правильного представления студентов о здоровьесбережении человека, который необходимо было изучить в процессе совместной деятельности с преподавателем и самостоятельно. Теоретический курс вывел студентов на новый виток осознания необходимости формировать правильное отношение к своему здоровью и своей учебной деятельности. Студентам предстояло проанализировать теоретический материал, сделать соответствующие выводы, выстроить свою стратегию развития и совершенствования своей физической формы. В процессе работы над курсом были определены начальный и продвинутый уровни усвоения и интерпретации информации, обеспечивающие студентов здоровьесберегающими компетенциями. После прохождения начального уровня студенты, обучающиеся по специальности «Физическая культура», проходили анкетирование, тестировались и переходили на более сложный уровень, который предполагал их включенность в работу над самоорганизацией деятельности в учебном процессе.

В ходе осуществления педагогического условия была включена в учебный процесс методика, формирующая здоровьесберегающий образ жизни студентов. Здоровьесберегающая методика тестировалась на практических занятиях, которые проводились с учетом психологических и физических особенностей студентов технического вуза. Она включала в себя различные виды и формы деятельности студентов: игровые, соревновательные с использованием специального комплекса правильно подобранных упражнений. Студентам предлагалось выбрать индивидуальную траекторию ведения здоровьесберегающего образа жизни, подобрать силовую и аэробные нагрузки в соответствии с индивидуальными характеристиками студента. Такие задания способствовали формированию у бакалавров правильного представления об общей физической культуре человека, развивали интерес бакалавров физической культуры к самоорганизации учебной

Библиографический список

деятельности, направленной на здоровьесбережение. Плодотворная работа со студентами вдохновила преподавателей на разработку методических рекомендаций, нацеленных на решение проблем развития и сохранения здорового общества как залога успешной социальной и профессиональной деятельности. В рамках практической работы студенты приняли участие в научно-практической студенческой конференции, где самостоятельно подготовили и опубликовали статьи, выступили с докладами и презентациями, которые были посвящены реализации здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий.

Развитие самоорганизации учебной деятельности бакалавров физической культуры дало возможность осуществить студентам несколько проектов, связанных со здоровьесберегающими технологиями. Были разработаны персональные системы мониторинга физического и психического здоровья. В процессе самостоятельной деятельности были реализованы такие проекты, как «Мой режим дня», «Распорядок дня студента» и другие. Студентами создавались блоки заданий, требующих от них дисциплины и саморганизации деятельности, среди которых оказались востребованными ранняя тренировка, режим питания, закаливание, мероприятия цикла физического воспитания и культуры, участие студентов технического вуза в спортивных событиях и мероприятиях университета и города.

Анализ итогового тестирования показал положительные изменения в способности студентов к самоорганизованной учебной деятельности в рамках формирования положительного отношения к здоровьесбережению и активному образу жизни.

Реализованное педагогическое условие, ориентированное на здоровьесбе-режение в процессе физического воспитания студентов, отражает основные закономерности развития направленности студентов на самоорганизованную учебную деятельность. В ходе работы над развитием направленности студентов на достижение формирования самоорганизации учебной деятельности был сделан вывод, что самоорганизующая деятельность успешно формируется при изучении основ здорового образа жизни, способов регулирования физической нагрузки и воспитания культуры здоровья студентов вуза. Данное педагогическое условие способствует формированию не только самоорганизации деятельности студента, но и воспитывают стойкий интерес к здоровьесберегающим технологиям, которые являются важной и неотъемлемой частью общей физической культуры в его дальнейшей профессиональной деятельности в качестве педагога физического воспитания.

1. Немов РС. Психология: словарь-справочник. Москва: Владос-Пресс, 2003.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания личности. Казань: Издательство КГУ, 1988.

3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект. Москва: Владос, 2004.

4. Железовская ГИ., Гудкова Е.Н., Кузьмин А.М., Николаев Д.В. Педагогические условия формирования интереса к учению у студентов на занятиях по физической культуре. Непрерывное образование. 2016; № 3: 54 - 57.

5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Москва: Новая школа, 1997.

6. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности. Фундаментальные исследования. 2008; № 2: 60 - 61. Available at: https://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2613

7. Гулич С.С., Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А., Ксенофонтов А.Н. Средства и методы формирования положительной направленности к занятиям физической культурой и спортом у студентов вузов. Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Международной научно-методической конференции. Казань: Издательство КНИТУ-КАИ, 2019.

8. Кириенко Т.Л. Технология развития мотивационных основ самоорганизации личности старшеклассника в процессе физического воспитания. Вестник Бурятского государственного университета. 2011; № 13: 100 - 104.

9. Залавина Т.Ю. Аспекты применения личностно-ориентированного подхода в системе высшего образования. Педагогика, психология, общество. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ИД «Среда», 2020: 60 - 62.

10. Мелешкова Н.А., Унжаков Г.А,. Букреева Н.А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013; № 3(11): 79 - 82.

11. Наговицын РС. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе. Фундаментальные исследования. 2011; № 8-2: 293 - 298. Available at: http://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27950

12. Лукина О.А., Савва Л.И., Гасаненко Е.А., Солдатченко А.Л. Развитие направленности студента технического вуза на осознание личного образа и потенциала как условия формирования профессионального имиджа. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-4: 60 - 64.

References

1. Nemov R.S. Psihologiya: slovar'-spravochnik. Moskva: Vlados-Press, 2003.

2. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya lichnosti. Kazan': Izdatel'stvo KGU, 1988.

3. Belikov V.A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyj aspekt. Moskva: Vlados, 2004.

4. Zhelezovskaya G.I., Gudkova E.N., Kuz'min A.M., Nikolaev D.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k ucheniyu u studentov na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Nepreryvnoe obrazovanie. 2016; № 3: 54 - 57.

5. Tret'yakov P.I., Sennovskij I.B. Tehnologiya modul'nogo obucheniya v shkole. Moskva: Novaya shkola, 1997.

6. Afanas'eva N.A. Samoorganizaciya - faktor uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2008; № 2: 60 - 61. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2613

7. Gulich S.S., Bychenkov S.V., Kurbatov A.V., Safonov A.A., Ksenofontov A.N. Sredstva i metody formirovaniya polozhitel'noj napravlennosti k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u studentov vuzov. Fizicheskoe vospitanieistudencheskijsportglazamistudentov: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Kazan': Izdatel'stvo KNITU-KAI, 2019.

8. Kirienko T.L. Tehnologiya razvitiya motivacionnyh osnov samoorganizacii lichnosti starsheklassnika v processe fizicheskogo vospitaniya. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 13: 100 - 104.

9. Zalavina T.Yu. Aspekty primeneniya lichnostno-orientirovannogo podhoda v sisteme vysshego obrazovaniya. Pedagogika, psihologiya, obschestvo. sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: ID «Sreda», 2020: 60 - 62.

10. Meleshkova N.A., Unzhakov G.A,. Bukreeva N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuza. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2013; № 3(11): 79 - 82.

11. Nagovicyn R.S. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; № 8-2: 293 - 298. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27950

12. Lukina O.A., Savva L.I., Gasanenko E.A., Soldatchenko A.L. Razvitie napravlennosti studenta tehnicheskogo vuza na osoznanie lichnogo obraza i potenciala kak usloviya formirovaniya professional'nogo imidzha. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-4: 60 - 64.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.