Аналогичным образом на международном уровне инвестиционная политика в интересах устойчивого развития должна решать следующие задачи (рис.2):
Рисунок 4 - Задачи, которые должна решать инвестиционная политика на международном уровне
Современные инвестиционные режимы представляют собой систему из тысяч договоров (в основном двусторонних инвестиционных договоров, соглашений о свободной торговле с инвестиционными положениями и региональных инвестиционных соглашений), многочисленных механизмов урегулирования инвестиционных споров и т. д.
Столкнувшись с глобальными экономическими, социальными и экологическими проблемами, международное сообщество работает над поиском финансовых ресурсов и решений для сокращения масштабов нищеты, обеспечения продовольственной безопасности, смягчения последствий изменения климата и т. д. Одна из приоритетных задач - увеличение инвестиций, особенно в развивающихся странах, в сектора, которые являются ключевыми для устойчивого развития стран: базовая инфраструктура (дороги, железнодорожные пути и порты; электростанции; водоснабжение и санитария), сельское хозяйство и развитие сельских территорий, здравоохранение и образование и др. Список использованной литературы:
1. Горфинкель, В. Я., Швандер В. А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление, 2007.
2. Дегтярев, А. В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства, 2008.
© Какалыева Ч., Ягшымедова С., Тойлыев Д., 2025
УДК 33
Мыратгельдиев Б.
Преподаватель, ТГИФ г. Ашхабад, Туркменистан
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА И РЕФОРМЫ
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования и развития налоговой системы Туркменистана в контексте её эволюции с момента обретения независимости в 1991 году. Анализируются основные этапы
налоговых реформ, направленных на модернизацию экономики, привлечение инвестиций и повышение эффективности налогового администрирования. Особое внимание уделяется актуальным мерам, включая упрощение системы налогообложения, внедрение цифровых технологий и гармонизацию с международными стандартами.
Ключевые слова:
налоговая система Туркменистана, налоговые реформы, налоговое администрирование, теневая экономика, налоговая политика, международные стандарты, экологическое налогообложение, экономическое развитие, цифровизация, инвестиционная привлекательность.
Налоговая система играет ключевую роль в экономике любой страны, обеспечивая финансовую основу для реализации государственных программ, социальной политики и развития инфраструктуры. В Туркменистане налоговая система претерпела значительные изменения с момента обретения независимости, и продолжается процесс её модернизации для соответствия современным экономическим вызовам. Рассмотрим основные этапы развития налоговой системы Туркменистана и реформы, которые были проведены за последние десятилетия.
1. Ранние этапы развития налоговой системы Туркменистана
После обретения независимости в 1991 году, Туркменистан начал формировать свою налоговую систему, опираясь на основы советской модели. Первоначально государственные доходы основывались на налогах на труд и на природные ресурсы, в первую очередь на экспорт углеводородных ресурсов, таких как нефть и газ. В начале 1990-х годов налоговая система была достаточно примитивной, и большую роль в пополнении бюджета играли доходы от экспорта углеводородов.
Однако с течением времени стало очевидно, что для устойчивого экономического роста стране необходимо развивать более разнообразную и комплексную налоговую систему.
2. Основные этапы налоговых реформ
Налоговая реформа в Туркменистане проходила несколько этапов, на каждом из которых происходили значительные изменения в структуре и политике налогообложения.
2.1. Принятие Налогового Кодекса в 2009 году. Важным этапом стало принятие Налогового Кодекса Туркменистана в 2009 году. Этот кодекс был разработан с целью упорядочивания налоговых обязательств, улучшения налогового администрирования и создания ясных правил для налогоплательщиков. В Налоговом Кодексе были прописаны основные виды налогов, ставки и порядок их уплаты.
Основные особенности Налогового Кодекса:
• Введение в систему единого налога на добавленную стоимость (НДС).
• Установление ставок налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
• Разработка более прозрачной системы уплаты налогов для юридических и физических лиц.
2.2. Либерализация налогового бремени. В последние годы в Туркменистане проводятся реформы, направленные на снижение налогового бремени для малого и среднего бизнеса. В частности, была введена система упрощенного налогообложения для малых предприятий, что позволило облегчить административные процедуры и стимулировать предпринимательскую активность.
2.3. Принятие "Закона о налоговых льготах". В 2017 году был принят "Закон о налоговых льготах и преимуществах для инвесторов", который стал важной частью стратегии привлечения иностранных инвестиций в страну. Этот закон предусматривал налоговые каникулы для новых предприятий, особенно в области высоких технологий и инноваций, а также сниженные налоговые ставки для иностранных инвесторов.
Список использованной литературы: 1. Ахмедов А. Х. Развитие налоговой системы Туркменистана: проблемы и перспективы. // Экономика и финансы Центральной Азии, 2022
2. Курбанов М. Н. Цифровизация налогового администрирования в Туркменистане. // Вестник налоговой службы, 2023
3. Всемирный банк. Отчет о развитии налоговых систем в странах Центральной Азии. — Вашингтон: Всемирный банк, 2021.
© Мыратгельдиев Б., 2025
УДК 33
Нурыев Х.Г.
Преподаватель Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
РАСЧЕТ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Аннотация
В статье рассматривается повсеместное распространение безналичной формы оплаты за товары и услуги, представлены преимущества такой оплаты; а также рассматривается дальнейшее ее распространение.
Ключевые слова:
деньги, банк, банковская карта, безналичный расчет.
Банковская карта - это один из видов платежных документов, с помощью которого его владельцы могут выполнять безналичные расчеты за приобретенные товары, полученные работы и услуги, а также снимать в банкоматах и банковских кассах наличные денежные средства.
В сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов, в которой они представляют собой особый инструмент платежа.
Развитие банковского бизнеса неразрывно связано с новыми технологиями и поиском инструментов, повышающих эффективность и привлекательность банковских услуг. Одним из таких инструментов, несомненно, является банковская пластиковая карта. Она представляет собой универсальный платежный инструмент, который является ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличные деньги, а также пользоваться другими дополнительными услугами и определенными преимуществами.
Банк заинтересован работать с картами, потому что они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеется в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карт должны положить на свои специальные счета в банке, во - вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности карточных операций. Также за все операции с картами банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карты. Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
Особенностью продаж и выдач, наличных по картам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками «в долг» - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а